Все голубое пространство на земле можно назвать МИРОВЫМ ОКЕАНОМ. Это солёная, водная оболочка Земли, окружающая острова и материки. Это совокупность всех крупнейших водоёмов Земли, которые называют ОКЕАНЫ. В Мировой океан входят 4 (5) океанов, которые вы уже знаете.
Кликни на карты и увеличь их. Рассмотри внимательно, покажи океаны.
Человек и мир. Книга для чтения. с.12-14
Между океанами можно увидеть большие участки суши. Это МАТЕРИКИ (КОНТИНЕНТЫ). Давайте найдем их на картах(см.выше). Посчитай все материки. Их должно получится ровно ШЕСТЬ!
А знаете ли вы, что очень-очень давно, около трёхсот миллионов лет назад, на Земле был всего один материк под названием Пангея. Его окружал огромный океан Панталасса. Пангея просуществовала около ста миллионов лет. Затем раскололась на два материка: Лавразию на севере и Гондвану на юге. Эти два массива разделяло море Тетис. Со временем Лавразия и Гондвана раскололись на части, из которых сформировалось шесть нынешних материков.
Человек и мир. Книга для чтения. с.14-16
Самый большой материк – это Евразия, он называется так потому что его поделили на две части света: Европа + Азия. Граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам (найди их). Слева от гор – Европа, справа – Азия. Посмотри, какие океаны омывают Евразию со всех сторон. Найди самую высокую точку материка.
Второй по величине материк – Африка. Найди этот материк на карте.
Так выглядит пустыня Сахара из космоса.
Два других материка внешне похожи друг на друга. Это Северная Америка и Южная Америка. Найди материки на карте. Какие океаны омывают эти материки?
Ниагарский водопад
Гранд-Каньон
Долина Смерти
Йеллоустонский парк
Секвойя у основания
Секвойи
Водопад Анхель (Венесуэла)
Анды (левая часть материка)
Пустыня Атакама
Горное озеро Титикака (в Андах)
Река Амазонка
Посмотри, какие океаны омывают Австралию
На данной карте полушарий Антарктиду можно увидеть внизу. Это материк, покрытый льдами и снегами. Давайте посмотрим на Антарктиду в целостном виде. Для этого нужно взять глобус и посмотреть в самую южную точку (нижнюю). Вот, что мы увидим снизу:
Айсберг – это ледяная глыба, которая может образоваться у берегов Антарктиды
Найди на карте океаны и материки. Перечисли их названия, покажи.
На каких материках есть пустыни. Покажи пустыню Сахара.
На каком материке располагается Беларусь? Россия? США?
Назови самый маленький материк. Покажи на карте.
Какой материк самый влажный? Покажи на карте.
Назови самый жаркий материк. Покажи на карте.
Какой материк самый ветреный? Покажи его на карте или глобусе.
Какой из океанов меньше всего оправдывает своё название? Покажи его.
Названия каких океанов говорят об их расположении на нашей планете? Покажи их.
ВЫПОЛНИ ТЕСТ
РАЗГАДАЙ РЕБУСЫ
1. Почему Землю называют «голубой планетой»?
2. Океана с каким названием не существует: Индийский, Южный, Средиземный?
3. Индийский океан — самый большой океан Земли?
4. Правда ли, что Атлантический океан — самый тёплый океан на Земле?
5. Верно ли, что океаны Земли никак не связаны между собой?
7. Есть ли материки южнее Антарктиды?
8. Какая из перечисленных частей света не является материком: Азия, Африка, Южная Америка?
sh26aclass.ucoz.net
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Организация начала занятия | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Дарья Игоревна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Любите ли вы этот урок? Надеюсь, знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам в дальнейшем изучении. | Проверять готовность обучающихся к уроку. | Слушать учителя. Записывать число и классная работа в тетради. | Л: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. | Мотивационный этап | 3 мин | Обратите внимание на слайд, выберите установку на урок.
Ребята, для того чтобы перейти к уроку. Необходимо, отгадать ребусы. Зашифрованы слова материк и океан. | Дать установку на урок. | Выбирать установку на урок. Отгадывать ребусы. | Р: определять цель учебной деятельности самостоятельно П: умение ставить, формулировать и решать проблемы П: владеть общими приемами вычислений | Актуализация знаний | 6 мин | Итак, ребята, изучением какой темы мы занимались на прошлом уроке? (материки и океаны). Отлично! А теперь вопросы от незнайки. Что такое глобус? ( модель Земли). Ребята, что такое карта? (изображение поверхности Земли на плоскости). Посмотрите на слайд, на слайде изображены современные и древние карты. Как вы думаете, что удобнее взять в дорогу, карту или глобус? А какие бывают карты? ( крупномасштабные, мелкомасштабные). Расскажите мне, как понять карта мелкомасштабная? А крупномасштабная карта? Посмотрите на слайд, скажите где, изображена крупномасштабная карта, а где мелкомасштабная? В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться, влево начиная с западного полушария. Что мы можем увидеть? ( Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку). Теперь двигаемся по восточному полушарию. Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. На какие две группы можно разделить увиденное и почему? Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. Ребята, давайте поделимся на три группы. 1 ряд -1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд- 3 группа. Вам дан текст, ваша задача, заполнить пропуски. 1 группа: «Мы жители страны – Россия. Наша страна расположена на материке Евразия. На нашей планете 6 материков, которые называются 2 группа: Океан – это часть единого Мирового океана. Море – это часть океанов, прилежащие к берегам суши. Вода в океанах и морях солёная. Там живут____. 3 группа: Атлантический океан находится между берегами Европы, Америки, Африки. Тихий океан находится между берегами Азии и Америки. Покажите свою готовность. Какая пара желает ответить, что получилось. Давайте, вспомним, заметки российских путешественников. Делимся на группы (должно получиться 6 групп ). Каждая группа побудет путешественниками по материкам, которые вернулись с путешествия и хотят поделиться историей с гостями. Ваша задача рассказать про материк по алгоритму, который дан на слайде. Австралия- шестая в мире страна по размеру территории. Это материк пустынь, полупустынь и сухих редколесий. Климат в Австралии жаркий. Государственный язык-английский. Северная Америка. Население Северной Америки составляет 500 млн человек. На территории расположено 23 государства. Две страны Северной Америки ( Канада и США) входят в 10 самых больших. Южная Америка самых больших.. На территории располагаются 12 стран, в которых проживают почти 400 млн человек. Две страны Южной Америки ( Аргентина и Бразилия) входят в десятку . Антарктида. Тут отсутствуют государства и нет постоянного населения. Тут очень холодно( 21 июля 1983 зафиксирована температура -89.2.) Евразия. Самый больший материк – Евразия. На нём расположены целых две части света: Европа и Азия. Тут находятся 4 из 10 самых больших стран мира, в том числе Россия, занимающая 30 процентов территории. Тут располагается самая высокая гора мира –Эверест. Африка. Второй по площади материк. На территории Африки расположено 55 государств, самое большое – Алжир. В Африке находится самое большое количество беднейших стран мира. Опрос после рассказа. | Задать наводящие вопросы. Даёт установку на выполнение задания. | Высказывать свои предположения Работать в группе. | К: подведение под правило, высказывать свое мнение при обсуждении задания. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы Р: контроль и самоконтроль учебных действий | Постановка учебной задачи. | 4 | Ребята, как вы думаете всё ли мы узнали про материки и океаны? Ребята, я обнаружила письмо. Кто желает прочитать это письмо? (написано: животные-путешественники, люди-путешественники ). И как вы думаете, что это означает? (означает то, что мы не изучили это). Ребята, мы совсем забыли поставить цель на сегодняшний урок. Вам даны слова опоры: изучить, повторить, познакомиться. | Даёт установку на прочтение письма. Ставить цель с учащимися. | П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Л: строить логическую цепь рассуждений | Решение частных задач | 18 мин | Ребята, у нас есть знаменитые люди путешественники. А как вы думаете, разве только люди путешествуют? Слушаем внимательно, я вам расскажу интересную историю. Давайте познакомимся с животными – путешественниками (полярная крачка, белый аист). Откройте страницу 47. Кто желает прочитать задания, которые необходимо выполнить? Записывать мы не будем, давайте выполним устно первое задание. Полярная крачка каким цветом обозначена на карте (серым). А белый аист? (чёрным). Посмотрите и скажите, какие материки облетают эти птицы? Отлично! А кто желает на карте показать перелёты птиц? Полярная крачка известна своими дальними миграциями – ведь птица зимует в Южном океане и Антарктиде. Европейские и сибирские полярные крачки летят вдоль берегов Евразии на запад, а затем вдоль побережья Атлантического океана – на юг. Американские же полярные крачки летят вдоль западного и восточного побережья Северной и Южной Америки. Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Аисты. Практически все белые аисты являются мигрирующими птицами – на зиму они перелетают в Индию или Африку (существуют два маршрута миграций).Аисты встречаются на всех континентах. Правда, в Северной Америке их распространение ограничено территорией крайнего юга. В Австралии же аисты обитают только в северо-восточной части материка. На территории Российской Федерации гнездится три вида этих птиц. В Европейской части Евразии гнездятся всего два вида аистов. А как вы думаете, труден ли был путь создания карты мира? Да, действительно труден был путь создания карты мира. Каждый штрих и точка на карте –результат огромного труда отважных путешественников. Прежде чем приступить к следующему заданию. Как вы помните, в письме было написано люди-путешественники. Как вы думаете, сложно быть путешественником? Почему? Как вы понимаете слово « мореплаватель»? От каких два слово произошло оно? Каких известных людей-мореплавателей вы уже знаете? ( Фернан Магеллан – совершил кругосветное путешествие, доказал шарообразность Земли, Христофор Колумб – мореплаватель, открывший для европейцев Амерку, пересёк Атлантический океан). А кто знает наших русских мореплавателей? ( Сегодня мы познакомимся с одним из путешественников Витус Беринг. мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. В 1725—1730 и 1733—1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями .А теперь давайте, побудем путешественниками по учебнику. Пробегитесь глазками по тексту. Найдите, незнакомые определения. (Бот- —судно, вооруженное 6-8 пушками служащее для перевозки значительных грузов. Провианта- военные запасы муки, особ. ржаной, и круп. Цинга- морская болезнь). Путешественники были самостоятельные. И мы сейчас будем самостоятельно работать. Сейчас все читаем текст, который нам дан. Читаем внимательно, потому что у нашего гостя незнайки возникнут вопросы..
Представители от первой группы выходят и отвечают на вопросы. Затем следующая группа. | Работа в учебнике. Направлять учащихся в правильную сторону. Ввести фронтальную беседу. Помогать учащимся у кого возникли трудности при выполнении заданий. | Выполнять задания в | Р:выполнение действий по образцу. П: дополнять и расширение свои знания; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; | Закрепление изученного | 2 мин | Кто желает прочитать задание под звёздочкой? Выполняем задание в парах, помогая друг другу. Какая пара готова? Поднимите руку те, у кого так же.Кто желает выйти и показать на карте материки и океаны с которыми мы познакомились? А сейчас прочитайте про себя, текст под названием « Что нам нужно знать» Ребята. давайте ответим на вопросы, которые нам задал незнайка. Можете пользоваться учебником.
| Беседовать с учащимся по теме урока. | Отвечать на вопросы. | Р: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале | Итог работы | 3 мин | Ребята, вспомните вы выбирали себе установку на урок. Как вы думаете, на уроке вы так же работали, что и выбрали? С каким птицами-путешественниками мы познакомились? Как зовут мореплавателя с которым мы познакомились? Что совершил Для России? Что назвали в честь его? | Слушать ответы на поставленные вопросы. | К: понимание успешности деятельности; адекватное восприятие оценки учителя. | Рефлексия. | 2 | Я оценила вашу работу, теперь вы оцените свою деятельность сами: 1. Урок для меня показался …. 2. Материал урока мне был: …. Полученную информацию я буду …. | Слушать ответы на поставленные вопросы. | Р: анализировать собственную работу; отслеживать цель учебной деятельности. |
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа
Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками).
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3 класс
Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный материал к уроку.
Текст работы: конспект урока по программе УМК “Перспективная начальная школа” (в соответствии ФГОС)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока “окружающий мир”.
Задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.
2. Познакомить с новыми терминами “океан”, “материк”.
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.
5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение терминов “материк”, “океан”, расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 2)
Презентация.
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается:Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.Вот с таким настроением мы и начнем наш урок “Окружающего мира”. Слайд 3 (земля)
II. Актуализация знаний
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай” Слайд4
Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке
Формируемые УУД
1. Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, навыки делового партнёрского общения
2. Умение строить логическую цепь рассуждений
3. Навыки делового партнерского общения
4. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа
5. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей
6. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам
1. Создание проблемной ситуации.
Что объединяет все эти слова? Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты. В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
2. Организация работы в группах.
(конверты с заданием: составить рассказ-загадку, не упоминая термин получает каждая группа
3. Итог групповой работы.
Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на: А что для это необходимо? А вот на чём?
Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)
2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)
3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)
4. В переводе с латинского языка “глобус” означает – : (Шар)
5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)
6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется: (Нулевым)
7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется: в единственном числе (параллель). Слайд 7
Какое слово получилось. Озвучьте.
– Ну, конечно, на корабле! Слайд 8
– Итак, счастливого пути!
Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Изучение нового материала
Формируемые УУД
1. Умение строить логическую цепь рассуждений
2. Навыки делового партнерского общения
3. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа
4. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей
5. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам
1. Сообщение темы и цели урока. Слайд 9 (тема) Слайд 10 (цели)
– Какова тема урока?
– На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?
2. Прочитаем девиз урока: Слайд 11 (девиз)
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать? Приложение 2 Слайд 12 (самооценка на начало урока)
3. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
3.1. Организация фронтальной работы по учебнику С. 13 Слайд 13
– Какого цвета глобус?
– Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?
Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёра.
– Определение “океан” прочтите в учебнике.
Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана.
– Отправляясь на юго-восток и попадаем в :.Посмотрите на глобусе. В Тихий океан
3.2 Организация работы в группах (по хрестоматии. С.12-13 )
Прочитать
Рассказать, что нового узнали.
Обсуждение вопросов после текста.
1) Каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для зачтения (Приложение 3 )
2) Чтение дополнительного материала для сам. чтения. Хрестоматия. (С.12-13) “Тайна пяти океанов”
Физминутка (клип-зарядка для глаз) Слайды 18-19
3.3 Организация фронтальной работы
-Давайте обратимся к карте полушарий. Какого цвета больше? (Работа по карте полушарий в учебнике) Если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая её часть занята водой. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков. Самый большой материк называется Евразия. Слайд 20
– Скажите, в каком полушарии он находится? К северу или к югу от экватора? И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация.
Второй по величине территории материк - Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка - Северная и Южная Америка.
Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк – Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света.Частей света тоже шесть: Слайды 21-23 (части света) – Европа, где жили наши предки; – Азия – соседняя территория с Европой; – Африка; – Австралия; – Антарктида; - Америка.
Материки – Северная и Южная Америка образуют одну часть света – Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.
Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света – Америку, Австралию, Антарктиду. Как вы думаете, какие части света называются Старым светом? Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как МАТЕРИКИ.
IV. Закрепление знаний
Формируемые УУД
1. Извлекать необходимую информацию из текста
2. Умение строить высказывания в устной форме
3. Умение применять знания на практике
1). Работа по учебнику
Будьте внимательны! Что вы замечаете? (Материков, как и Частей Света – шесть. Но они не совпадают по территории. Часть Света – Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.) А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)
2). Организация работы в паре.
Рассмотрите карту полушарий на развороте обложки и выполнить задание.
Найди: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.
*Высказывают предположения
– Какой материк самый маленький? (Австралия)
– Какой материк самый большой? (Евразия)
Заслушиваются 2 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют.
3).Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2 пары, показывают образец работы)
4). Организация деятельности об-ся по проверке усвоенных знаний
Тест: “Материки и океаны на глобусе” (Работа по карточкам. Приложение 4)
5). Послушайте стихотворение Андрея Усачёва “Четыре океана”, верно ли поэт объясняет современную географию?
Почему? (Приложение5)
6). Задание в тетради №3-6
V. Итог
Формируемые УУД
1). Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
1.Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке
Какие задачи мы ставили в начале урока?
1). Игра “10 секунд” (Дети становятся в круг и каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.) Слайд 24
2). Рефлексия деятельности. Повторим ключевые слова урока.
3). Заполнение листов самооценки
Оцените свою деятельность на уроке. Найдите в оценочном листе столбик ” Конец урока”. Приложение 2 (самооценка на конец урока) Слайд 25
Закончилось наше путешествие. Закрыли глазки и возвращаемся в класс.
2. Чтение стихотворения Е.Шкловского.
– Ребята, почему глобус просит беречь Землю?
Вывод: Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.
VI. Д/З (дифференцированное). С 12-14, учебник
а).Ответы на вопросы после текста;
б). Подготовить пересказ;
в). Подготовить сообщение об океанах и материках. Слайд 26-27
VII. Оценивание. Слайд 28
Используемая литература.
Картинки:
Музыка:
5.07.2012
urok.1sept.ru
Урок по теме «Материки и океаны на глобусе» по курсу окружающий мир составлен по программе «Перспективная начальная школа».
Это 3 урок из раздела «Изображение Земли на глобусе».
На данном уроке необходимо было вспомнить имеющиеся знания по данной теме (Глобус – модель Земного шара) и продолжить работу по изучению новых понятий (материк – континент, океан). Поэтому, тип урока – комбинированном с использованием современных технологий:
– ИКТ ( презентация)
– ТРКМЧП(теория развития критического мышления чтения и письма) кластер, дневник исследования.
Цели урока:
Образовательная:
Уточнение и расширение знаний учащихся о глобусе.
Развивающая:
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная:
Формирование умения работать в группе; воспитание экологической культуры.
Структура данного урока содержит следующие этапы:
· Организационный момент
· Проверка дом.задания.(мини – тест, взаимопроверка)
· Актуализация знаний (составление кластера)
· Изучение нового материала (работа в группах)
· Закрепление изученного материала (игра «Ромашка»)
· Итог урока
· Рефлексия
Данная структура урока, логически обосновает очерёдность заданий для учащихся, подводит их к не простому воспроизведению знаний, а к творческому.
Учитывая особенности учеников, среди которых бывают очень слабые, нуждающиеся в помощи и руководстве их действиями, используется групповая работа. Для активизации познавательной деятельности учащихся подобран материал для разных групп детей по типам восприятия:
аудиалы – словесная информация;
визуалы – мультимедийная презентация;
кинестеты – глобус:
Для лучшего усвоения материала использованы разнообразные методы и приёмы: объяснительно – наглядный сочетался с частично – поисковым и практическим. Применяются методы стимулирования и мотивации, взаимоконтроля и самоконтроля за учебной деятельностью. Различные формы и виды работы позволяют избежать однообразия в работе детей, обеспечивая высокую работоспособность учащихся на уроке. Согласно здоровьесберегающим технологиям, предусмотрена физминутка для снижения зрительного утомления с красочным оформлением и музыкальным сопровождением.
Считаю, что данный урок понравится и будет использован коллегами с работе.
infourok.ru
Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками).
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3 класс
Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный материал к уроку.
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока “окружающий мир”.
Задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.
2. Познакомить с новыми терминами “океан”, “материк”.
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.
5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение терминов “материк”, “океан”, расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал
nsportal.ru
Урок окружающего мира в 3 классе (урок овладения знаниями, умениями, навыками).
Тема: Материки и океаны на глобусе
Технология: Презентация Power Point может использоваться
как иллюстративный материал к уроку.
Текст работы: конспект урока по программе УМК
«Перспективная начальная школа» (в соответствии ФГОС)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»
Задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.
2. Познакомить с новыми терминами «океан», «материк».
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.
5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение терминов «материк», «океан», расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; излекать необходимую информацию из текста
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 2)
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается…Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно».Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира». Слайд 3 (земля)
II. Актуализация знаний
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай” Слайд4
Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке
Формируемые УУД
1.Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, навыки делового партнёрского общения
2.Умение строить логическую цепь рассуждений
3.Навыки делового партнерского общения
4.Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа
5. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей
6. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам
1. Создание проблемной ситуации.
Что объединяет все эти слова? Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты. В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
2. Организация работы в группах.
(конверты с заданием: составить рассказ-загадку, не упоминая термин получает каждая группа
меридиан
глобус
параллель
– экватор Слайд 5, Приложение 1, Слайд 6
3. Итог групповой работы.
Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на… А что для это необходимо? А вот на чём?
Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)
2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)
3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)
4. В переводе с латинского языка “глобус” означает – … (Шар)
5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)
6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется… (Нулевым)
7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется… в единственном числе (параллель). Слайд 7
Какое слово получилось. Озвучьте.
– Ну, конечно, на корабле! Слайд 8
– Итак, счастливого пути!
Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Изучение нового материала
Формируемые УУД
1.Умение строить логическую цепь рассуждений
2. Навыки делового партнерского общения
3. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа
4. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей
5. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам
1. Сообщение темы и цели урока. Слайд 9( тема) Слайд 10 ( цели)
-Какова тема урока?
-На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?
2. Прочитаем девиз урока: Слайд 11 (девиз)
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать? Приложение2 Слайд 12 (самооценка на начало урока)
3. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
3.1. Организация фронтальной работы по учебнику С. 13 Слайд 13
– Какого цвета глобус?
– Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?
Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёра.
– Определение “океан” прочтите в учебнике.
И так, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана.
– Отправляясь на юго-восток и попадаем в ….Посмотрите на глобусе. В Тихий океан
Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в … Южный океан, который открыт совсем недавно.
Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в… Атлантический океан.
Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в… Индийский океан.
– Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. Слайд 14-17
3.2 Организация работы в группах (по хрестоматии. С.12-13 )
Прочитать
Рассказать, что нового узнали.
Обсуждение вопросов после текста.
1) Каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для зачтения (Приложение3 )
2)Чтение дополнительного материала для сам. чтения. Хрестоматия. (С.12-13) “Тайна пяти океанов”
*Пересказ
*Высказывают предположения названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?
*Какой из них меньше всего оправдывает своё название?
Физминутка (клип-зарядка для глаз) Слайды 18-19
3.3 Организация фронтальной работы
-Давайте обратимся к карте полушарий. Какого цвета больше? (Работа по карте полушарий в учебнике) Если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая её часть занята водой. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков. Самый большой материк называется Евразия. Слайд 20
– Скажите, в каком полушарии он находится? К северу или к югу от экватора? И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация.
Второй по величине территории материк – Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка.
Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк – Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света.Частей света тоже шесть: Слайды 21-23 (части света) – Европа, где жили наши предки; – Азия – соседняя территория с Европой; – Африка; – Австралия; – Антарктида; – Америка.
Материки – Северная и Южная Америка образуют одну часть света – Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.
Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света – Америку, Австралию, Антарктиду. Как вы думаете, какие части света называются Старым светом? Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как МАТЕРИКИ.
IV.Закрепление знаний
Формируемые УУД
1.Извлекать необходимую информацию из текста
2 Умение строить высказывания в устной форме
3. Умение применять знания на практике
1). Работа по учебнику
Будьте внимательны! Что вы замечаете? (Материков, как и Частей Света – шесть. Но они не совпадают по территории. Часть Света – Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.) А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)
2).Организация работы в паре.
Рассмотрите карту полушарий на развороте обложки и выполнить задание.
Найди: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.
*Высказывают предположения
-Какой материк самый маленький? (Австралия)
-Какой материк самый большой? (Евразия)
Заслушиваются 2 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют.
3).Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2 пары, показывают образец работы)
4).. Организация деятельности об-ся по проверке усвоенных знаний
Тест: «Материки и океаны на глобусе» (Работа по карточкам. Приложение 4)
5). Послушайте стихотворение Андрея Усачёва “Четыре океана”, верно ли поэт объясняет современную географию?
Почему? (Приложение5)
6). Задание в тетради №3-6
V.Итог
Формируемые УУД
1).Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
1.Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке
Какие задачи мы ставили в начале урока?
1).Игра «10 секунд» (Дети становятся в круг и каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.) Слайд 24
2). Рефлексия деятельности. Повторим ключевые слова урока.
3).Заполнение листов самооценки
Оцените свою деятельность на уроке. Найдите в оценочном листе столбик “ Конец урока». Приложение 2(самооценка на конец урока) Слайд 25
Закончилось наше путешествие. Закрыли глазки и возвращаемся в класс.
2.Чтение стихотворения Е.Шкловского.
– Ребята, почему глобус просит беречь Землю?
Вывод: Наша планета Земля – неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.
VI. Д/З (дифференцированное). С 12-14, учебник
а).Ответы на вопросы после текста;
б). Подготовить пересказ;
в),Подготовить сообщение об океанах и материках. Слайд 26-27
5
multiurok.ru
Окружающий мир. Тема урока « Материки и океаны». 3 класс, УМК « Школа 2100»
Планируемые результаты образования:
Предметные: знать понятия «часть света», «материк» и «океан»,уметь показывать на карте части света, материки и океаны.
Метапредметные:
Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов., на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других
Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: РМУ, карта полушарий, ксерокопии карты мира размером А-4, листы писчей бумаги, ножницы, клей.
Скриншоты: http://www.school2100.ru
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Оргмомент. Повторение.
– Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе; о значении цвета на карте.)
На доске появляются слова:
Ось вращения, меридианы, параллели, полюса.
– Назовите, что объединяет все эти слова. (Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.)
– В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (В путешествии.)
– А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?
– Мы разделимся на две команды. Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному. Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту. (Наверное, корабль.)
– В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.
1-я встреча. Название_______________ суша или вода
2-я встреча. Название_______________ суша или вода
3-я встреча. Название_______________ суша или вода
4-я встреча. Название_______________ суша или вода
5-я встреча. Название_______________ суша или вода
6-я встреча. Название_______________ суша или вода
1-я команда.
– Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
2-я команда.
– Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку.
– Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились. (Атлантический океан, Северная Америка, Южная Америка, Тихий океан, Евразия, Австралия, Индийский океан, Африка.)
– На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.)
– Опишите увиденные вами участки воды. Что в них общего?
– Какое общее название они имеют?
– Раньше они были предметом нашего обсуждения?
– Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (Актуализация знаний.)
– Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
– Какое общее название они имеют?
– Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок? (Мы будем знакомиться с названием участков суши и воды. Ответим на вопрос, как называются участки суши, окружённые со всех сторон водой.)
Работа со слайдом /сайт «Школа 2100» /
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Познавательные УУД
–Выявлять сущность, особенности объектов.
–На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
– Развиваем умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД
-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные результаты
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 4 3 3 4 3
Ι. Практическая работа.
– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?
– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)
– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?
– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
1
2
3
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа со слайдом /сайт «Школа 2100» /
Проверим свои предположения по учебнику на с. 96. (Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.)
– Все ли материки повстречались нам в пути? (Мы не встретили Антарктиду.)
– Все ли океаны мы пересекли во время нашего плаванья? (Мы не плыли по Северному Ледовитому океану.)
– Давайте рассмотрим материки и попробуем сравнить их.
Работа со слайдами.
Работа со слайдами.
Работа со слайдом.
Чем Евразия и Северная Америка похожи? (Они располагаются в Северном полушарии.)
Работа со слайдами.
– Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? (Они располагаются в Южном полушарии.)
Учитель предлагает показать материки на карте полушарий.
– Найдите самый большой и самый маленький океан.
– В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
– Какой океан омывает сразу четыре материка?
– А какой океан омывает пять материков?
– Сколько материков омывает Атлантический океан?
– Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
– Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на
с. 101.
– А кто знает, какая вода в океанах и морях?
Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.
– Только ли материки встречаются на океанском просторе?
– Далеко ли от материков располагаются острова?
Работа со слайдом.
Сколько таких частей существует? (Такие участки называются частями света. Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.)
– Какая часть света состоит из двух материков?
ФИЗМИНУТКА.
– Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте?
– Подготовьте свои рассказы.
1-я группа.
Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света: Америку, Азию, Африку.
2-я группа.
Мы обнаружили три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку; три части света: Америку, Австралию, Африку.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Познавательные УУД
–Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
–Выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные УУД
–Оформлять свои мысли в устной форме.
–Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
–Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в группах. «Пангея: древний континент».
– Ребята, побывав на Земле примерно 250 млн лет назад, мы бы обнаружили на ней только один материк – суперконтинент Пангею. Через 50 млн лет она раскололась, по мнению ученых, на два материка: Лавразию и Гондвану. Первая тяготела к северу, а вторая к югу. Они, в свою очередь, постепенно раскалывались на части и расходились в разные стороны или сближались друг с другом, нанося сокрушительные удары, – это одна из причин появления некоторых гор, – пока не образовались современные материки и океаны. И сейчас материки очень медленно перемещаются друг относительно друга.
Задание: исследуйте форму континентов и историю Земли.
Ваши действия:
1.Вырежите все континенты из карты мира (ксерокопия).
2. Разложите лист писчей бумаги на столе.
3. Возьмите вырезанные континенты и разложите на бумаге. Перекладывайте их и посмотрите, как можно разложить их, чтобы они подходили друг к другу. Подходят ли некоторые из них, как части пазла.
4. Когда найдете некоторые совпадающие части, приклей их рядом друг с другом на бумагу. Приклей остальные континенты по сторонам. Теперь у вас получилась Пангея- древний континент.
2. Работа в Рабочей тетради.
– Выполните задание 1 и 2 в Рабочей тетради.
Коммуникативные УУД
–Развиваем умение слушать и понимать других.
ΙV. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Ученики обмениваются впечатлениями об уроке.
V. Домашнее задание (по выбору)
1.Найдите, какие еще есть мнения ученых о происхождении материков.
2. Чтение дополнительного материала в учебнике с.102-103.
infourok.ru