Тема: Наша речь. Виды речи
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
– Что такое речь?
– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.
– Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
– Рассмотрите учебник.
– Как он называется?
– Кто автор этого учебника?
– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
– На с. 159 прочитайте содержание.
– Какой справочный материал есть в учебнике?
Упр. 1 (с.6).
– Прочитайте стихотворение.
– Назовите тему стихотворения. (1 сентября)
– А какова главная мысль текста: (Шкода – к знаниям дорога.)
– Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)
Упр. 2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)
– Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)
– А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).
– Прочитайте пословицы.
– Объясните их смысл.
– Какую речь вы бы назвали хорошей
– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мои друг, подумай не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
— А дома я вам предлагаю записать свой текст.
2. Работа со словами из словаря
— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)
— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
— Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)
• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)
VI. Рефлексия
— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.
• Чтобы сообщить что-то другим людям.
• Чтобы выражать свои мысли.
• Чтобы люди общались друг с другом.
• Чтобы слова были связаны друг с другом.
• Чтобы обдумывать свои мысли.
– Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие виды речи вы знаете?
Домашнее задание
Упр. 4 (с. 7).
Тема: Наш язык
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 6 (с. 8).
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 9).
(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.
— Спишите стихотворение.
(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)
VIII. Рефлексия
— Какие задания вызвали затруднения?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое речь?
— Что такое язык?
Домашнее задание
Упр. 9 (с. 9). 18
Тема: Текст. Типы текстов
Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— О чём говорит А. И. Куприн?
— Объясните значение выделенных слов.
— Для чего нужен язык?
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его.
Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1) севера, резкий, с, дует, ветер
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она…
Только не сжата полоска одна…
— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)
— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)
— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
• Это много предложений.
• Это предложение, записанное в тетрадь.
• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.
Признаки текста
1. Текст состоит из группы предложений.
2. Предложения расположены в определённой последовательности.
3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).
4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).
5. Текст выражает законченную мысль.
6. Текст имеет название, заголовок.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).
— Прочитайте.
— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)
— О чём говорится в тексте?
— Определите главную мысль текста.
— Какое название подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?
Упр. 12 (с. 12-13).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Определите главную мысль текста.
— Сколько частей в этом тексте? (Три.)
— Почему текст разделён на части?
— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.
nsportal.ru
Тема: Наша речь. Виды речи
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
– Что такое речь?
– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.
– Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
– Рассмотрите учебник.
– Как он называется?
– Кто автор этого учебника?
– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
– На с. 159 прочитайте содержание.
– Какой справочный материал есть в учебнике?
Упр. 1 (с.6).
– Прочитайте стихотворение.
– Назовите тему стихотворения. (1 сентября)
– А какова главная мысль текста: (Шкода – к знаниям дорога.)
– Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)
Упр. 2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)
– Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
– А какую речь называют внутренней? ( Ту, когда мы обдумываем.)
– А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).
– Прочитайте пословицы.
– Объясните их смысл.
– Какую речь вы бы назвали хорошей
– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мои друг, подумай не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
— А дома я вам предлагаю записать свой текст.
2. Работа со словами из словаря
— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)
— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
— Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)
• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)
VI. Рефлексия
— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.
• Чтобы сообщить что-то другим людям.
• Чтобы выражать свои мысли.
• Чтобы люди общались друг с другом.
• Чтобы слова были связаны друг с другом.
• Чтобы обдумывать свои мысли.
– Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие виды речи вы знаете?
Домашнее задание
Упр. 4 (с. 7).
Тема: Наш язык
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по
infourok.ru
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока русского языка
во 3 «Б» классе
12. 04. 2018 г.
Консультация учителя________________
Консультация методиста ______________
Русский язык. 3 класс. УМК « Школа России». (Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкой стр.104-105)
Тема урока: «Значение и употребление глаголов в речи».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования умениея распознавать глаголы и употреблять их в речи, развивать внимание.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о глаголах как части речи, умение распознавать глаголы среди других частей речи.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия прививать чувство ответственности за себя и своих одноклассников; воспитывать желание развивать свои знания по изучаемой теме; развивать интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову и окружающем миру.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, делать выводы, владеть смысловым чтением, строить логически обоснованные рассуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя; умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; активно взаимодействовать в сотрудничестве; слушать собеседника, принимать и обсуждать разные точки зрения и приходить к единому решению.
Предметные: повторить глагол как часть речи; формировать умение распознавать глаголы и употреблять их в речи; развивать внимание, память учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку, способствовать развитию коммуникативных умений.
Основные образовательные ресурсы: Учебник, рабочая программа, карточки с заданием.
Ход урока
Организация начала урока
1. Приветствие
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Элина Леонардовна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Улыбнемся друг другу и начнем урок. Вспомним, какими мы должны быть и как надо работать на уроке?
О: Старательными, активными, внимательными, аккуратными.
У: Молодцы!
Актуализация умений, знаний
1. Работа в тетради.
У: Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Минута чистописания.
У: На следующей строчке пропишите букву, которая у вас записана в тетради.
У: Посмотрите на доску, запишите данные предложения, вставляя подходящие по смыслу слова, определите части речи..
…….прыгает, а …. летает. (кенгуру, голубь)
…….ползает, а……..плавает. (змея, рыба)
…… мычит, а …… кудахчет. (корова, курица)
…….квакает, а …… урчит. (лягушка, ручей)
У: Назовите в данных предложениях глаголы.
О: Прыгает, летает, ползает, плавает, мычит, кудахчет, квакает, урчит.
У: Что можно сказать об этих глаголах.
О: Они все отвечают на один и тот же вопрос «Что делает?», они все употреблены в настоящее время.
У: Какова тема нашего урока?
О: Значение и употребление глаголов в речи.
III. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных условиях.
а) Работа по учебнику.
Упр. 177 (с.104)
У: Ребята, откройте все учебник на странице 104, найдите 177 упражнение. Прочитайте данный текст. Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использует именно такие глаголы?
О: Ответы обучающихся.
У: К каким глаголам можно подобрать синонимы?
О: Лопочет-говорит, скачет-прыгает, смеётся-улыбается.
У: К каким глаголам можно подобрать антонимы.
О: Смеётся-плачет, лопочет-молчит.
У: Выполните письменные задания к упражнению. Спишите и подчеркните глаголы. Какие глаголы вы подчеркнули?
О: Летит, журчит, смеётся, звенит, лопочет, скачет.
Упр. 178 (с.104)
У: Ребята, откройте все учебник на странице 104, найдите упражнение 178. Прочитайте. В чем сходство и различие слов в каждой паре?
О: Одинаковый корень, разные окончания.
У: Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи они являются. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.
б) Работа со словарём.
У: Найдите слово завтрак в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение со словом завтрак, запишите. Запомните написание этого слова.
У: Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, древнем людям требовалось много времени. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлось поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее. Сейчас все изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за 10 минут. Утром! И сегодня же, тут же съесть. Но все равно он – завтрак!
Вот такое стихотворение написал поэт Валентин Берестов.
«Завтра, – думал я вчера –
Сяду завтракать с утра».
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
Физминутка.
Ровно встали все ребята
Маршируем, как солдаты
Руки верх и руки вниз
На носочки поднимись
Поднимись еще разок
Улыбнись, ка всем, дружок
И с хорошим настроением
Ты за стол опять садись.
Закрепление изученного материала.
а) Работа по учебнику.
Упр. 179 (с.104)
У: Ребята, откройте все учебник на странице 104, найдите упражнение 179. Прочитайте отрывок из стихотворения Бориса Заходера «Петя мечтает». Соответствует ли название стихотворения приведённому отрывку? А о чём можно мечтать?
О: Ответы обучающихся.
У: Какими частями речи являются выделенные слова? (мыло – существительное, мыло – глагол)
О: «….Если б мыло приходило….» – это существительное, а «…И само меня бы мыло..» – это глагол.
Итог урока. Рефлексия.
У: Сейчас я вам раздам каждой паре на стол карточки с заданием. Вы должны соединить стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.
У: Что такое фразеологизмы?
О: Устойчивый оборот речи.
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
У: Объясните значение фразеологизмов? Что такое глагол?
О: Баклуши бить – бездельничать; вдохнуть жизнь – оживить; надуть губы – обидеться; зарубить на носу – запомнить. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».
У: Предлагаю вам небольшую анкету.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже интересен / скучен |
Домашнее задание.
Домашнее задание упр.108 (с.105)
.
multiurok.ru
1. | Организационный момент 1мин. | Формирование самооценки готовности к уроку | – Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. А сейчас проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. | 2. | Психологический настрой 1мин. | Создание Положительного эмоционального фона | В течение урока вы будете сами оценивать свою работу : + Знаю, если ученик отлично понял материал этапа урока. ? Сомневаюсь в правильности своих рассуждений, допустил ошибку – Затрудняюсь, нуждаюсь в помощи. В течение урока не забывайте заполнять оценочные карты. | Улыбаются, садятся на место | ? | Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю. Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной заинтересован- ности в работе друг друга. | 3. | Актуализа- ция знаний (подвод- щий диалог) 5 мин. | Актуализа- ция и закреплений знаний букв обозначающих мягкость согласных на письме | 1.Чистописание Посмотрите на доску. Жужжит над жимолостью жук. Прочитайте предложение. К какому жанру устного народного творчества относится данное предложение? Для чего мы используем скороговорку в нашей речи? Какой звук отрабатывается в данной скороговорке? Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой будем обозначать на письме? Из каких элементов состоит буква Жж? Каллиграфически правильно прописываем прописную и строчную букву Жж. Прочитайте скороговорку еще раз. Еще быстрее! Молодцы! Запишите скороговорку в тетрадь. Подчеркните в предложении грамматическую основу. Дайте характеристику этому предложению. Оцените свою работу. С каким словарным словом встретились? Какую орфограмму в написании этого слова нужно запомнить? Какой частью речи является это слово? Вспомним что такое глагол и составим кластер. Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяются глаголы? Что интересного узнали о глаголе на прошлом уроке? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Как вы думаете, мы все узнали об этой части речи? Продолжаем наше путешествие по стране «Глаголия» | Ученик читает вслух предложение. Скороговорка. Чтобы отрабатывать звуки. [ж ] Согласный, по твердости- мягкости всегда твердый, непарный; по глухости – звонкости: звонкий, парный [ш] Ж ж Из 2 полуовалов и наклонной линии с соединительными элементами Записывают предложение. Подлежащее –жук, сказуемое – жужжит. По цели высказывания – повествовательное, по интона-ции – невосклицательное, распространенное, простое. жужжит двойная согласная жж Глагол. Самостоятельная часть речи. Что делает? Что делал? Что сделает? По временам. Глаголы имеют неопределенную форму. Что делать? Что сделать? Наверно нет. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Фронтальная работа Актуализируются знания, необходимые для понимания темы. Формирование умения учиться |
kopilkaurokov.ru
Муниципальное общееобразовательное учреждение
Грибановская средняя общеобразовательная школа №1
План-конспект
урока по русскому языку
в 3 классе
«Склонение имён существительных»
Составил: учитель начальных классов
Пашинина Е.А.
2014 год
Тема урока: «Склонение имен существительных».
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Обучающие цели:
– ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
– формирование учебно-познавательной деятельности;
– формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
– развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
– развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
– развитие интереса к предмету
Воспитывающие:
– воспитание навыка самостоятельной работы;
– воспитание навыка работы в группах,в парах;
– воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока – урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности-индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения – учебник, тетрадь на печатной основе, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.
Источники информации:
-программа дисциплины;
-литература для учителя;
-учебники;
-интернет-сайты
Структура и содержание урока.
I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).
Учитель.
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.
– Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные,
Мы-внимательные, мы-старательные!
II Актуализация знаний.
Учитель.
-Открываем тетрадь и записываем
Число
Классная работа.
1.Словарная работа (дифференцированная)
-Начинаем урок со словарной работы.
-(карточка голубого цвета-задание облегченное, красная-сложная)
-Остальные записывают со мной.
– С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова.
Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня (дядя, дедушка)
Проверка.
Учитель.
-Проверяем внимательно с экрана.
-Я открываю (Слайд №1)
-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.
-Все ли словарные слова вы записали? Почему? Что заметили?
(дядя и дедушка не словарные слова).
-Как вы думаете, а для чего они записаны?
-Запишите их в тетрадь.
(Самооценка детей) – карточка
-Ребята, что вы можете сказать об этих словах?
(Ответы детей)
2.Определение окончания и рода.
Учитель.
-Во всех словах выделите окончание и определите род.
-Работаем по цепочке.
(Слайд №2)-(окончание и род в окошечке).
Учитель.
-А на сколько групп можно разделить слова? (ответы детей).
Учитель.
-В зависимости от окончания и рода в начальной форме ( в И.п.)
все существительные можно разделить на 3 группы, т.е. на 3склонения.
III Сообщение темы урока. Постановка цели.
-Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?
( Слайд №3) – (Склонение имен существительных).
Целеполагание.
-Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (определять склонение имен существительных).
(ответы детей).
IV Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
Учитель.
Тему новую опять
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут все сомнения.
-Поможет вам (карточка – «Тайны языка».)
1.Самостоятельное изучение новой темы. ( Решение проблемы.)
-А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне, открыв учебник. 2.Работа в группах.
– Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3 (ответы детей сначала выслушивает учитель).
3.Распределение существительных по склонениям.
-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? (на окончание и род).
-По цепочке определяем склонение у наших слов.
(Слайд № 4)
1СКЛ. (ж.р.,м.р.)-А,Я | 2СКЛ. (м.р., с.р.)- О,Е | 3СКЛ. (ж.р. с Ь знаком на конце) |
Москва | ветер | морковь |
деревня | холод | сирень |
аптека | облако | тетрадь |
яблоня | болото | |
дядя | счастье | |
дедушка |
Вывод:
-Так какой вывод мы можем сделать?
-Попробуйте его сформулировать.
V ФИЗМИНУТКА (музыкально-танцевальная)
VI Первичное закрепление знаний.
1. Работа со словами(в паре).
(слова на табличках врассыпную)
-Посмотрите на таблички и докажите, правильно ли расставлены слова по склонениям? (дружба, мысль, тетрадь, зима, радость, тетрадка, солнце).
(слова врассыпную).
Учитель.
-Запишите их в тетрадь.
-А сейчас мы будем работать (карточка « Работа в паре».)
-Поменяйтесь тетрадями.
-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.
-1 скл.
-2скл.
-3скл.
-А сейчас проверим (выходят по одному, расставляют по склонениям- род записан с обратной стороны).
Учитель.
Вывод:
-По каким признакам мы группируем существительные?
(Ответы детей: по роду и окончанию).
(Самооценка детей) –карточка.
VII Закрепление знаний и умений.
1. Работа по учебнику.
Учитель:
-А сейчас что за задание мы будем с вами выполнять?
-Поможет вам…«Давай подумаем»
-Какие слова не выписали?
-Объясните свой выбор.
-А поможет …(карточка- «Подсказка»).
-Существительное шампунь-м. р.
VIII Физминутка (для глаз). (Слайд № 5)
Учитель.
-Сколько же склонений у существительных?
2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.
-Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех).
Задание
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля 1склонение
Лень
2склонение
Овца
Дуб
3склонение
Дедушка
Мышь
Солнце
Вывод:
Задание
Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р.,-а,-я – _______скл.
Вывод: делают дети.
Задание
Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.
Вывод:
3.Проверка. (Слайды №6,№7,№8 ).
(Самооценка детей) –карточка.
IX Обобщение и систематизация знаний.
Учитель.
– Вспомните ту цель,которую вы поставили в самом начале урока?
-Достигли ее?
– Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?
(ответы детей).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель.
-Оцените результаты своего труда на уроке.
-Кто хочет показать их? Прокомментируйте(ладошка одного цвета)
-А сейчас покажем результаты труда всего класса.
-(на доске появляется круг из ладошек: красные-все получилось, зеленые -нужно еще постараться, синие -предстоит много трудиться.)
– С каким настроением заканчиваем урок?
X Информация о домашнем задании. ( Слайд №9).
1.Правило выучить.
а) из стихотворения « Привет» С. Дрожжина выписать все существительные и определить склонение.
б) сочинить сказку о склонениях.
-Спасибо за урок! ( Слайд №10).
Резерв
-Найдите имена существительные и определите склонение.
И.Суриков
«Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
С. Дрожжин
«Зимний день».
По задворью злится
и трещит мороз,
иней серебрится
на ветвях берез.
В улице немая
тишина кругом,
только галок стая
вьется над селом.
Список использованной литературы
начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2003 г.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
3. Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
nsportal.ru
Тема: Наша речь. Виды речи
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
– Что такое речь?
– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.
– Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
– Рассмотрите учебник.
– Как он называется?
– Кто автор этого учебника?
– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
– На с. 159 прочитайте содержание.
– Какой справочный материал есть в учебнике?
Упр. 1 (с.6).
– Прочитайте стихотворение.
– Назовите тему стихотворения. (1 сентября)
– А какова главная мысль текста: (Шкода – к знаниям дорога.)
– Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)
Упр. 2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)
– Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)
– А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).
– Прочитайте пословицы.
– Объясните их смысл.
– Какую речь вы бы назвали хорошей
– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мои друг, подумай не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
— А дома я вам предлагаю записать свой текст.
2. Работа со словами из словаря
— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)
— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
— Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)
• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)
VI. Рефлексия
— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.
• Чтобы сообщить что-то другим людям.
• Чтобы выражать свои мысли.
• Чтобы люди общались друг с другом.
• Чтобы слова были связаны друг с другом.
• Чтобы обдумывать свои мысли.
– Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие виды речи вы знаете?
Домашнее задание
Упр. 4 (с. 7).
Тема: Наш язык
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
infourok.ru
Русский язык 3 класс.
Тема « Изменение имён существительных по числам»
Цель урока: создать условия для формирования к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.
Обучающие задачи:
– учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;
– изменять имена существительные по числам.
Развивающие задачи:
– способствовать развитию речи, внимания.
Воспитательные задачи:
– воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Предметные:
* применять знания в жизненных ситуациях;
* определять число имён существительных.
* знать о существительном, его признаках.
* изменять имена существительные по числам;
*вписывать изученные орфограммы в слова.
Метапредметные:
Познавательные ууд:
– развитие внимания, мышления; определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение.
Регулятивные ууд:
— выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.
-планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить учебное действие с известным правилом;
Коммуникативные ууд:
— формировать умение работать в парах, группах;
– высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Личностные:
– формирование умения оценивать свою работу;
– воспитывать у учащихся уважение к мнению других.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
Тип урока : повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий
Ход урока
№ № | Этап урока | Использование слайдов | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | |||
1. | Орг. момент | 1.Организационный момент. 2.Психологический настрой на урок У вас у всех хорошее настроение.? Покажите смайлики. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. | Настраиваются на работу. Выбирают смайлики. | ||||
2. | Актуализация знаний |
– Отгадайте загадки
-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
-Что объединяет эти слова? (….это им.сущ) -Что же такое имя существительное? – Как изменяются имена существительные ? | работают сам.в тетрадях по чистописанию. Отгадывают загадки, записывают слова, ставят ударения, подчёркивают орфограммы. ответы учащихся | ||||
3. | Постановка темы урока |
Время, имя, племя, семя, стремя, знамя. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Сформулируйте тему сегодняшнего урока ?
3. Как можно сформулировать правила? – Сверим неше предположение с авторским текстом- стр 179 в учебнике. | парная работа Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели появился суффикс –ен- Если имя существительное оканчивается на мя то во множественном числе появляется суффикс –ен- Изменять имена существительные по числам учащиеся прочитывают правило на стр 179 . | ||||
4. | Изучение новых знаний и способов деятельности | Работа в учебнике стр 179 упр 3. | работаю у доски проговаривают задание. | ||||
5. | Первич-ная проверка и понима-ние изучен-ного | Самостоятельная работа с проверкой в рабочей тетради. | Самооценка Взаимопровер-ка | ||||
6. | Обобще-ние и систематизация знаний | -Какая была тема урока? -Как вы думаете, для чего нам нужно изменять имена сущ-ые по числам? ( для связи слов в предложении и словосочетании) | Для связи слов в предложении и словосочета-нии | ||||
7 | Дом.задание | правило стр 179 выучить, стр 180 упр 5. | |||||
8. | Рефлексия учебной деятельности | – Что нового узнали на уроке. Оцените себя
– Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик. Спасибо за урок. |
nsportal.ru