Конспект урока русского языка 3 класс
ТЕМА: «Синонимы и антонимы»
Тип урока — комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.
Метод обучения — проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.
Педагогическая цель: создать условия для использования понятий синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: словари антонимов и синонимов, толковый словарь; компьютер, тетради на печатной основе «Русский язык 3 класс»;
Ход:
1.Орг. момент.
Актуализация знаний.
– На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
– Проверим готовность к уроку
2.Актуализация и пробное учебное действие.
— Запишите дату, классная работа.
1.Минутка чистописания.
— Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок.
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
— Найдите одинаковые элементы в написании этих букв.
— Спишите.
Ргр // рр // грг // гг
2. Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
— Назовите орфограммы в словах.
— Спишите.
(Работа в парах.)
3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.
1) Соловей, игла, трава, сырник.
2) Корень, язык, зима, группа.
— Какие слова называются однозначными?
—Какие слова называются многозначными?
4. На слайде записаны буквы:
м, г, у, д, к, р, с, о, т.
— Составьте из этих букв слова.
— О ком так говорят « он познаётся в беде?
— Назовите орфограмму в слове друг?
— Как проверить орфограмму?
— Подберите родственные слова к слову друг.
— Скажите, а как определить, что это слова родственные?
— Какое лексическое значение у слова друг?
— Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова друг.
— Какие пословицы о друге вы знаете?
3. Выявление места и причины затруднения.
— Подберите к слову друг близкие по значению слова.
— Как называются слова близкие по значению?
— Подберите противоположное по значению слово к слову друг.
— Как называются слова противоположные по значению?
— Назовите тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы сможем ответить? Выберите их.
— Что такое подлежащее?
— Какие слова называются синонимами?
— Что такое природа?
— Какие слова называются антонимами?
— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
— Правильно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы, а для этого совершим путешествие в страну « Синонимов и антонимов».
5.Физ.минутка
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик —
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
Перестанем мы лениться,
Будем снова мы трудиться.
6. Реализация построенного проекта
— Наше путешествие начинается.
— Первый город на нашем пути – это волшебный город Синонимов.
— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое синонимы.
— Внимание на экран. Поиграем в игру
1.Игра «Найди мне синоним»
— Запишите в тетрадь
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
2.На доске написаны пословицы.
— Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните. Объясните смысл данных пословиц.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга – нет.
3. Учитель читает запись на доске.
— По нашей улице едут троллейбусы, едут автобусы, едут легковые машины.
— Понравилось ли вам предложение по конструкции? Почему?
— Как можно избежать повторения слов в предложении?
— Замените.
— Скажите, пожалуйста, как мы называем слова близкие по значению.
— Зачем синонимы нужны в нашей речи?
-В городе «Синонимов» вы прекрасно справились с заданиями, посмотрим, как вы выполните задания, предложенные в городе «Антонимов».
— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое антонимы.
—Работа в парах.
4. Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению. Запишите пары слов в тетрадь.
Трусливый, здоровый, правдивый, вежливый, храбрый, больной, лживый, грубый, трудиться, находить, лениться, пачкать, терять, чистить.
5. Сравните тигра и котёнка
ТИГР КОТЁНОК
По размеру:
По силе:
По характеру:
7.Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.
Работа в тетради на печатной основе упр.56
— Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову антоним.
8. Включение в систему знаний и повторения.
— Скажите, пожалуйста, как отличить синонимы от антонимов?
— Зачем они нужны нам в речи?
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какое сейчас время года в природе?
Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. Вот ствол дерева, а на столе под ним лежат листочки.
— Если вам было интересно на уроке, прикрепите – листочек красного цвета.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – зелёного.
10. Дом. Задание
Уч. С.42, правило, упр.70 (дети, которые получили за урок 5 и 4 , подберите 2 пословицы с антонимами)
Урок русского языка в 3 классе составила и провела
учитель начальных классов Дубкова С.А.
Тема урока: Антонимы
Цель урока:
Деятельностная: создать условия для формирования представлений о словах с противоположным значением.
Содержательная: выявить значение антонимов в устной и письменной речи. Формировать умение правильно употреблять антонимы в речи, выяснять их роль.
Задачи:
Предметные: формировать умение распознавать слова с противоположным значением, тренироваться в подборе анатомических пар, формировать умение использовать антонимы в речи.
Метапредметные
Познавательные:
– раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;
– умение делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи
Коммуникативные:
– самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения.
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему урока;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;
– оценивать результаты собственной деятельности
Личностные:
– проявлять интерес к изучению темы;
– осознавать собственные достижения при изучении темы
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок построения системы знаний.
Ход урока
1.Мотивационный настрой. 1 мин.
Мы дружные? (Мы дружные!)
Мы смелые? (Мы смелые!)
Слайд 1
– Я предлагаю наш урок начать словами знаменитого писателя
Константина Георгиевича Паустовского
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык!»
– Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы продолжите открывать тайны русского языка.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.7 мин.
Каллиграфическая минутка. Словарная работа.
Прописывание сочетания чт.
-На что обратить внимание?(на высоту букв, линии под наклоном – параллельны друг другу.
– Вы что вы ещё обратили внимание? (что сочетание чт, как и сочетания чк, чн, нч, нщ пишется без мягкого знака)
– Я назову значение, а вы скажете какое слово, я имею в виду.
– Созданное в воображении, мысленно представленное – мечта (словарное слово).
Запись слова (учитель на доске), обозначение орфограммы – транскрипция слова мечта самостоятельно.
Проверка: (ученик выполняет запись транскрипции у доски)
Мечта – [м,ич,та]
– Кто попал в ловушку? (буква е)
– Когда буква е имеет звук [и]? (в безударной позиции)
– Какая ещё буква в безударной позиции имеет звук [и]? (буква я)
– Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)
Показ картинки с изображением меча.
– Какие ассоциации возникли, связанные со словом меч?
(Да, за мечту нужно бороться – но бороться не с кем-то, а со своей ленью, со слабой силой воли, к мечте надо стремиться – иметь багаж знаний)
Подбор, запись родственных слов, разбор по составу.
Мечта, мечтатель, мечтательница, мечтание, размечтался.
Выделяют общую часть (корень)
Подбор синонимов к слову мечта.
– Что такое слова синонимы?
– Подберите синонимы к слову мечта.
Мечта – цель, надежда, желание, фантазия.
– Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам понадобится для его выполнения? (Умение находить слова с одинаковым значением.)
– Как называются такие слова? (Синонимы.)
– Что такое синонимы? (Слова, которые имеют близкое значение)
Дети выполняют работу.
1.Сгруппируй слова из двух столбиков с одинаковым значением и соедини их стрелками:
Худой опрятный
храбрый печально
аккуратный тощий
грустно смелый
чёрный белый
– Проверим, что у вас получилось? (хором)
– По какому критерию вы можете себя оценить?(Умению находить синонимы к словам)
– Оцените себя по шкале 1
– Почему? (Эта пара слов не является синонимами)
– Почему? (У этих слов разное значение)
–Знаете ли вы как называются эти слова? (АНТОНИМЫ)
– Назовите тему сегодняшнего урока (АНТОНИМЫ)
Внимание на слайд 2
Дополните пословицы:
Проверка по слайду 3
3. Постановка учебной задачи. 1 мин
– Какую же учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Вспомним, что такое антонимы, узнаем, для чего нужны антонимы в речи, научимся грамотно применять антонимы в речи.)
– Ну, тогда принимаемся за дело.
4. Реализация поставленной задачи. 10 мин.
Д
КОНТРАСТва ученика отправляются к толковым словарям с заданием найти определение слову
– Рассмотрите картинки. Значения каких слов противопоставлены друг другу? (Большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, белое – чёрное)
– Художники на картинах использовали контрасты.
– Что такое контраст? (Это заимствованное слово пришло к нам из французского языка и означает резко выраженная противоположность.Например:……….)
Сделаем вывод: Для чего же используют антонимы в речи?
(Антонимы используют для создания контрастов и противопоставлений)
Это важно!!!!
Антонимы объединяются в пары по общему признаку. Антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонет значения: лежебока – труженик (отношение к труду), зима – лето (времена года). Без общего компонента значения антонимов не бывает.
горячий – холодный
длинный – тяжёлый,
тяжёлый – лёгкий
Найдите лишнюю пару слов (длинный – тяжёлый). Остальные принадлежат к антонимам.
Физкультминутка.
Игра «Хлопай, топай». Услышите слова – антонимы, хлопайте. Услышите слова – синонимы – топайте. Услышите слова, которые не имеют общего компонента значения- не шевелитесь.
Быстрый – медленный, быстрый – скорый, тепло – холодно, охранять – стеречь, грязно – страшно, дивный – чудный, простой – сложный, богач – бедняк, радоваться – веселиться, день – ночь, работа – огород, широкий – узкий
Продолжим работу на бланках.
Прочитайте задание 2. Какое умение понадобится для его выполнения? (Умение подбирать антонимы – противоположные слова)Выполняют работу:
2. Прочитайте предложения. Подбери и запиши антонимы.
Петя поднимается в гору, а Коля ……………………
У Пети тёмные волосы, а у Коли – ………………….
Петя большой, а Коля ……………………..
У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли – ……………..
Слова для справок: спускается, светлые, маленький, лёгкий.
– А теперь послушайте, что получилось у Незнайки.
– У Пети тёмные волосы, а у Коли не тёмные. Петя большой, а Коля не большой. У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли не тяжёлый…
– Как «легли» на слух предложения? (Предложения звучат скучно, неинтересно, непонятно, однообразно)
– Теперь прочитайте, что получилось у вас.
– Какие ваши предложения? (Яркие, выразительные, интересные, понятные)
– Что вам помогло? (АНТОНИМЫ)
– По какому критерию вы можете себя оценить? ( По критерию умения подбирать антонимы)
– Оцените себя по критерию 1.
Слайд 5 «О роли антонимов в речи»
Дети самостоятельно из текста на слайде узнают о роли антонимов в речи и знакомятся с примерами из художественной литературы.
Сделаем вывод:
– Для чего используют антонимы в речи? (Для контрастов и противопоставлений)
– Какова роль антонимов в речи? (Употребление антонимов делает речь более выразительной, образной, яркой, насыщенной, разнообразной)
5. Закрепление знаний. 10 мин.
– Для чего нужны пословицы? (В пословицах заключается народная мудрость. Пословицы кратко и точно передают смысл чего – либо. Например, «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Люди за границей радуются когда встретят русского человека).
– Какова их роль в речи?(Пословицы украшают нашу речь. Это образные выражения. Употребление пословиц в речи говорит о культуре и образованности людей)
– И мы сегодня поработаем с пословицами.
Прочитайте задание 3 и подумайте, какое умение вам необходимо для его выполнения?
(Умение подбирать к словам антонимы)
Выполняют работу.
Подбери антонимы к выделенным словам и закончи пословицы.
Ученье – свет, а неучение – ……………. .
Добро помни, а зло ……………… .
Новых друзей наживай, а старых ………………. .
В книге есть вопросы и ……………………. .
Кто хочет много знать, тому надо ………… спать.
Лучше горькая …………., чем сладкая ложь.
Слова для справок: тьма, правда, не теряй, забывай, мало, ответы,
– Самопроверка по эталону на слайде 6
-Все ли пословицы вам понятны?
Работа по выяснению смысла непонятных пословиц
Слова перепутаны. Собери пословицы из слов и запиши её.
Горьким, сладким, калечат, а, лечат
Сани, а, летом, зимой, телегу, готовь.
_______________________________________________
Взаимопроверка по эталону на слайде 7
– Как понимаете пословицу: Горьким лечат, сладким – калечат. (Злоупотребление сладостями не приносит пользы.Расплачиваться за неправильный образ жизни приходится, употребляя горькие лекарства)
Задание 5 Творческий диктант
Записать недостающее слово.
Готовь сани летом, а телегу ____________
Один брат молчун, а другой __________________
У Алёши хороший характер: он помнит добро и забывает ___________
Те вчера был весел, почему ж сегодня _________________
Корень ученья горек, зато плод его – _______________
Проверка по эталону на слайде 8
Задание 6Работа в парах.
«Составьте пословицу» На каждом столе лежат карточки со словами.Дополните начатое предложение словами с противоположным значением на карточках. Дети, работая в парах складывают пословицу.
Ласточка день начинает, а соловей – кончает. | Велик телом, да мал делом. |
Мир строит, а война разрушает. | Труд всегда даёт, а лень только берёт. |
Какое начало, таков и конец. | Лучше пощёчина от друга, чем хлеб от врага. |
Не узнавши горя, не узнаешь и радости. | Язык длинный, а мысли короткие |
Велик день для лодыря, а для ударника – мал. | Стар дед, а душа молода. |
Смелый там найдёт, где трус потеряет. | Пока молод, не страшен ни жар, ни холод. |
Не было бы счастья, да несчастье помогло. | Не хитро взять, хитро дать. |
.
Задание 7.
Прослушайте стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто Яблоко висело.
Только Конь сказал, что –низко,
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что – близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен тем, что Яблоко мало.
А Цыплёнок тем, что очень тяжело и велико.
А котёнку всё равно:
_Кислое, зачем оно?
– Что, вы? – шепчет Червячок.-
Сладкий у него бочок.
– Запишите, что говорил о яблоке Конь и Мышонок? (высоко – низко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Телёнок и Цыплёнок (тяжело и велико), Котёнок иЧервячок (кислое – сладкое).
– Почему каждый говорил о яблоке по – своему?
Творческое задание . 4 мин.
-Какие умения понадобятся? (Умение фантазировать, воображать)
Творческое задание. Закончи рассказ.
Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…
Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
– Какое умение понадобится для его выполнения? (Находить антонимы)
– Дети выполняют задание..
– По какому критерию вы можете себя оценить? ( По критерию умения находить антонимы)
– Оцените себя по критерию 1.
7. Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин.
Вспомним, какие задачи нам сегодня надо было решить. (Вспомнить что такое антонимы, узнать о роли антонимов в речи и научиться грамотно употреблять антонимы в речи)
Подведи итог: поставь + или –
Я знаю, что такое АНТОНИМЫ …………….
Я умею подбирать АНТОНИМЫ к словам……………..
Я умею находить АНТОНИМЫ в предложении, тексте……………..
Оцените себя по критерию собственной деятельности на уроке (символ в бланке 2 колонки) шкала 2
Поделитесь впечатлениями о работе одноклассников на уроке (символ в бланке в третьей колонке)шкала 3
8. Домашнее задание записано на бланке.
Игра «Угадай сказку»
Учитель предлагает название сказок – антоним, а дети должны угадать истинное название.
«Василиса Безобразная» – «Василиса Прекрасная»
«Мужчина с ногу» – «Мальчик с пальчик»
«Трусливый портной» – «Храбрый портняжка»
!Прекрасный лебедь» – «Гадкий утёнок»
!Пёс без сапог» – «Кот в сапогах»
«Фёдорова радость» – «Федорино горе»
(шкала 1) Критерий знаний и умений
+ | Знаю и умею |
! | Знаю, но не умею |
? | Не уверен в своих |
– | Пока не знаю |
(шкала 3)Критерий оценки урока
|
|
| Неплохо, |
|
Скучно, неинтересно
|
(шкала 2)Критерий
оценки собственной деятельности на уроке
| Я молодец, я доволен своей работой |
| У меня не всё получилось. Я могу работать лучше. |
| Я собой не доволен.
|
Бланк самооценки Фамилия имя ________________________ класс ___
№ | Задания для самостоятельной работы | Оценка успешности | ||
Я умею | Я на уроке | Мы на уроке | ||
1. | Сгруппируй слова из двух столбиков с одинаковым значением и соедини их стрелками: худой опрятный чёрный белый |
|
|
|
2. | Прочитайте предложения. Подбери и запиши антонимы. Петя поднимается в гору, а Коля …………………… |
|
|
|
3. | Подбери антонимы к выделенным словам и закончи пословицы. Ученье – свет, а неученье – ……………. . В книге есть вопросы и ……………………. . Кто хочет много знать, тому надо …………спать. |
|
|
|
4. | Слова перепутаны. Собери пословицы из слов и запиши её. Горьким, сладким, калечат, лечат, а. Сани, а, летом, зимой, телегу, готовь.
|
|
|
|
5. | Прочитай пословицу на слайде и запиши недостающее слово:____________________________________________ ________________________________________________ |
|
|
|
6. | Работа в парах. «Составь пословицу» |
|
|
|
7. | Игра «да», «нет».Услышишь антонимы, ставь «+», нет«-« |
|
|
|
8. | Подведи итог: поставь + или – |
|
|
|
9. | Ты выполнил все задания. Оценил себя и своих одноклассников. Ты молодец!!! |
|
|
|
| Творческое задание. Закончи рассказ. Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь… Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
|
|
|
|
Вся библиотекаРабочие листы для печатиИгрыУроки с подсказкамиПланы уроковПрактические занятияИнтерактивные рассказыОнлайн-упражненияУчебники для печатиНаучные проектыВидео песен
38 отфильтрованных результатов
38 отфильтрованных результатов
3 класс
Синонимы и антонимы
Сортировать по ПопулярностиПоследниеНазваниеРелевантность
3-й класс
Чтение и письмо
Слово Значение 1
90 010
Урок с гидом
Значение слова 1
В этом году третьеклассники будут расширять свой словарный запас. высоты и изучение таких понятий, как метафора, сравнение, гипербола и олицетворение. Этот управляемый урок по лексике и образному языку предлагает четкие и практические определения новых слов и выражений, а также множество возможностей для практики. Понимание лексики и образного языка углубляет навыки понимания прочитанного и обогащает процесс письма.
3-й класс
Чтение и письмо
Урок с гидом
Знакомство с третьим классом rs на синонимы и антонимы, чтобы подготовить их к будущему. Описательное письмо и всестороннее чтение становятся все более важными по мере того, как ваши ученики продвигаются с годами, и эти ресурсы помогут им добиться успеха по мере их роста. Сделайте свой продвинутый класс более сложной задачей с нашими ресурсами синонимов и антонимов четвертого класса.
Синонимы и антонимы делают язык и письмо более разнообразными и динамичными. Третьеклассники начинают расширять свой словарный запас, обнаруживая сходства слов и их противоположности. Учебная библиотека предоставляет множество уроков как в Интернете, так и в виде печатных рабочих листов и рабочих тетрадей, все из которых были созданы профессиональными учителями.
Онлайн-упражнение будет тренировать умственный тезаурус 8-летних детей, когда они будут отвечать на вопросы с несколькими вариантами ответов на синонимы и антонимы. Книга «Расширители словарного запаса» посвящена развитию словарного запаса учащихся с помощью уроков с суффиксами и тому, как определять неизвестные значения слов с помощью контекстных подсказок.
Дети скоро будут ходячими словарями с большой коллекцией рабочих листов в Учебной библиотеке. Дети могут визуализировать словарные слова, изучая модель организации Frayer. Задание Diamante Poems заставит третьеклассников использовать синонимы и антонимы в стихах. Игривая рабочая тетрадь «У моей тети есть муравей» превращает историю в стиле «MadLibs» в игру омофонов.
Для более глубокого изучения на уроке с гидом рассматриваются синонимы и антонимы, а также другие выражения, такие как сравнения и метафоры. Благодаря набору инструментов для сходства и противоположности слов учащиеся приобретут дар болтливости в устной и письменной речи.
… Purestock/Purestock/Getty Images
Стандарты языковых искусств третьего класса требуют, чтобы учащиеся понимали значения слов и отношения между словами, имеющими сходное значение и слова с противоположным значением. Синонимические и антонимические действия помогают овладеть этим ожиданием, увеличивая словарный запас учащихся. По мере того, как они учатся различать синонимы и антонимы, третьеклассники могут лучше справляться со словами при чтении и использовать их в письменных заданиях.
Простые игры позволяют третьеклассникам тренироваться в узнавании синонимов и антонимов. Используйте карточки для заметок, чтобы создать игру на совпадение. Напишите пары антонимов или синонимов на карточках. У вас может быть одна карта с надписью «светлая» и другая с надписью «темная» для пары антонимов. Предложите учащимся подобрать пары слов. Поднимите учащихся со своих мест с помощью групповой игры. Пусть все ученики встанут в круг с футбольным мячом. Выберите слово для начала. Бросьте мяч другому человеку. Этот человек называет либо синоним, либо антоним и передает мяч кому-то другому. Продолжайте, пока не сможете придумать больше. Переключитесь на новое слово и сыграйте еще один раунд.
Дайте третьеклассникам практический опыт использования синонимов и антонимов с письменным заданием. Начните с короткого отрывка; одного абзаца достаточно при введении синонимов и антонимов. Предложите учащимся выбрать не менее 10 слов из отрывка, чтобы заменить их синонимами. Они могут измениться: «Маленькая машина быстро ехала по улице» на «Маленькая машина мчалась по дороге». Попросите учащихся переписать абзац во второй раз, используя антонимы. Они могут сказать: «Большая машина проехала по улице». Предложите им прочитать разные версии, чтобы увидеть, как меняется смысл.
Работа с антонимами и синонимами сосредоточена на значении слов. Используйте творческий подход, чтобы подчеркнуть значения. Для синонимов начните с одного слова в середине листа. Выберите слово с несколькими синонимами, например, «большой». Учащиеся составляют список как можно большего числа синонимов. Используйте буквы, вырезанные из журналов, штампы, наклейки с буквами или другие художественные материалы, чтобы добавить слова на бумагу с исходным словом в центре. Предложите учащимся нарисовать картинки, иллюстрирующие значения слов. Для антонимов дайте учащимся список слов. Попросите их создать антоним для каждого слова. Учащиеся пишут пары слов и рисуют изображения двух значений, чтобы показать, что они противоположны.
Включите понятия синонимов и антонимов в отрывки для чтения в классе. Составьте таблицу со словами, для которых вы часто видите антонимы или синонимы в отрывках для чтения в третьем классе. Это может быть «тяжелый», «темный», «большой» или «счастливый». Когда вы читаете рассказы вслух или проводите группы по чтению, пусть дети ищут синонимы и антонимы для этих слов. Добавляйте их в таблицу занятий в течение нескольких дней или недель. Вы можете менять слова каждую неделю, чтобы получить разнообразие и повторять практику. Время от времени просматривайте списки, чтобы укрепить представление об антонимах и синонимах.
Шелли Фрост, живущая на Среднем Западе, с 2007 года пишет статьи о воспитании детей и обучении.