Конспект урока по музыке 3 класс в детской игры и игрушки – Разработка урока музыки по теме “В детской. Игры и игрушки”. Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. 3-й класс

Разработка урока музыки по теме “В детской. Игры и игрушки”. Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. 3-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского и П.Чайковского.

Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речетатива.
  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
  • Развивающие: умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
  • осмысление стилевых особенностей музыки М.Мусоргского и П.Чайковского;
  • передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
  • освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
  • формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

Музыкальный материал: М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”; П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”. Распевки: “Киска”, “Часы”; песня “Наша мама – капитан”.

Методы: интерактивный (учитель – ученик) и с помощью медиапроектора, метод междисциплинарных взаимодействий, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

Вид урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. – М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование и наглядный материал: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано, портреты композиторов М.Мусоргского и П.Чайковского, презентация.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Презентация. Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята (поет поступенно восходящую мелодию, в ре мажоре в объеме квинты).

Дети: Здравствуйте (поют нисходящую мелодию, построенную на звуках тонического трезвучия в ре мажоре).

2 этап. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 2.

Учитель: Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами?

Дети: В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.

Учитель: А как называются сборники, посвященные детям, созданные этими композиторами?

Дети: “Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С Прокофьева.

Учитель: Ребята, сейчас работаем по группам.

Я вам раздаю карточки с названиями пьес из “Детского альбома” П. Чайковского и “Детской музыки” С. Прокофьева. Соотнесите названия пьес с именами композиторов и названиями сборников. Приложение 1. Дети выполняют. Учитель c детьми вместе проверяют, затем озвучиваются верные ответы.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы “В детской. Игры и игрушки”.

Дети: рассуждают, предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка.

3 этап. Изучение нового материала. Презентация. Слайд 3

Учитель: Ребята, детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней? Презентация. Слайд 4.

Дети: Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

Учитель: Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.

Презентация. Слайд 5.

Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он? (Слушание: “С няней”). Приложение 2.

Учитель: Сколько исполнителей?

Дети: Один.

Учитель: Сколько действующих лиц в песне и кто они?

Дети: Двое: няня и малыш.

Учитель: Кто главный рассказчик?

Дети: Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

Учитель: А образы скольких сказок раскрываются в песне?

Дети: Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

Учитель: О ком идет речь в первой сказке?

Дети: О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.

Учитель: О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?

Дети: Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”

Учитель: Интонации какого характера преобладают в начале песни?

Дети: спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.

Учитель: Как бы вы произнесли слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”? Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и просяще).

Учитель: Что происходит с голосом, с интонацией?

Дети: Голос повышается, затем понижается.

Учитель: А теперь послушайте, как звучит эта фраза у Мусоргского? (Поет учитель, затем интонируют все дети).

Дети: Мелодия с высокого звука спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

Учитель: Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом. Мусоргский был большим мастером воплощения человеческой речи (яркой, выразительной, самобытной) в музыке. И мелодия поднимается и опускается на тех звуках, которые мы бы в речи повысили или понизили.

Учитель: Когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?

Дети: Да, она становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок переживает эти страшные события, он боится.

Учитель: А меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей?

Дети: Она звучит весело, ярко и смешно.

Учитель: Какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?

Дети: Веселую, “ту, смешную-то”.

Учитель: Вот так автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского. Презентация. Слайд 6.

Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”). Приложение 2

Учитель: Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

Дети: Беспокойство, волнение, тревогу.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

Дети: Мелодия – отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.

Учитель: Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу?

Дети: О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.

Учитель: Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

Дети: В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

Учитель: В чем различие?

Дети: Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

Учитель: Сегодня в нашей детской прозвучит еще одна песня М. Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Презентация. Слайд 7.

Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (Слушание: “С куклой”). Приложение 2.

Дети: В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу Тяпу спать и поет ей колыбельную песню.

Учитель: Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?

Дети: Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.

Учитель: Кому подражает девочка?

Дети: Своей маме, няне.

Учитель: Сразу ли “засыпает” Тяпа?

Дети: Нет, она не слушается.

Учитель: Что тогда делает девочка?

Дети: Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: “Тяпа, спать надо!”

Учитель: При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?

Дети: Нет.

Учитель: Как ведет себя девочка?

Дети: Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.

Учитель: Как звучит в этот момент музыка?

Дети: Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.

Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?

Дети: Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему? (Ответы детей). Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М. Мусоргский.

4 этап. Вокально-хоровая работа. Презентация. Слайд 8.

Конечно, в разные игры могут играть дети в детской. Представьте, что к вам в детскую зашла маленькая пушистая кошечка. Вы хотите с ней поиграть, погладить ее.

Учитель исполняет песенку “Киска” и разучивает с ребятами по фразам с пластическим интонированием. Дети поют, “зовут” киску, показывают лапки-царапки, мягкие лапки, “дают” молочка, гладят лапки и ушки. Отвечая на вопрос, как вы должны спеть, выбирают такие характеры звучания, чтобы “киска услышала и прибежала” (выбирают громкое исполнение). Когда речь идет о царапках, дети выбирают резкое звучание. Мягкое звучание выбирают на словах “мягонькие лапки”. Приложение 1.

Учитель: Ребята, играя, все вы любите подражать и изображать разных зверюшек, животных, птичек, например, утят. А во главе, конечно, мама – капитан. Приложение 1.

Презентация. Слайд 9

Дальнейшее разучивание и исполнение песни “Наша мама – капитан”. (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием), пение с движениями.

5 этап. Подведение итогов. Презентация. Слайд 10.

Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

Учитель: Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

Домашнее задание.

  1. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.
  2. Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.Мусоргского.

urok.1sept.ru

В детской.Игры и игрушки. Урок музыки в 3 классе 1 четверть.

Тема: «В детской. Игры и игрушки»

3 класс

8 урок

1 четверть

Модест Петрович Мусоргский 1839 – 1881

Вокальный цикл

«Детская»

В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.

Обложка издания вокального цикла «Детская»

Илья Репин

М. Мусоргский. Песня «С няней»

  • Сколько исполнителей исполняют песню?
  • Сколько действующих лиц в песне и кто они?
  • Образы скольких сказок раскрываются в песне?
  • О ком в них рассказывается?
  • Интонации какого характера преобладают в начале песни?
  • Как меняется музыка и почему?

Речевая интонация (речетатив) распевная речь в вокальном произведении.

П. Чайковский. Пьеса «Нянина сказка»

  • Какие душевные состояния ребенка передавала музыка?
  • Как средства музыкальной выразительности передавали эти состояния? (мелодия, динамика, темп, ритм, лад)
  • О ком рассказывает няня малышу?
  • Что общего в произведениях М. Мусоргского и П. Чайковского?
  • В чем различие?

М. Мусоргский. Песня «С куклой»

  • О чем рассказывается в песне?
  • Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа?
  • Кому подражает девочка?
  • Созвучна ли картина М. Добужинского песне М. Мусоргского и почему?

М. Добужинский

«Кукла»

Играем в детской

!

Киска

Киска, киска-

кис, кис, кис.

С нами рядышком садись.

Убери царапки,

Мягонькие лапки.

Наша мама – капитан

Нас прямо из пеленок манит к себе вода.

И с нею подружились утята навсегда.

Припев:

Нам не страшен океан, реки и моря.

Наша мама капитан, кря, кря.

Нам не страшен океан, реки и моря.

Наша мама – капитан!

Резвимся мы, ныряем, плывем на все лады.

Выходим постоянно сухими из воды.

Припев .

Для нас в любую качку вода – родимый дом.

И потому враскачку по суше мы идем.

Припев.

«Росиночка-Россия»

Много разных танцев есть,

Но от русской пляски

Никому ни лечь, ни сесть,

Пляшут без опаски

Голубые небеса,

Голубые небеса,

Где во поле роса.

ПРИПЕВ:

Росиночка-Россия –

Похожие слова.

Росиночка-Россия –

Высокая трава,

Росиночка-Россия –

Широкие края.

Росиночка-Россия –

Родная ты моя.

2. Много разных песен есть,

Но от русской песни

В небо хочется залезть

И плясать, хоть тресни.

Пляшет девичья коса,

Пляшет девичья коса,

Где во поле роса.

ПРИПЕВ.

Светит солнце ласково, нежно улыбается.

Это в гости к нам пришла осень-раскрасавица.

Яркая, зелёная, жёлтая и красная,

Но всегда весёлая, и всегда прекрасная,

Ветерком гонимая, листьями шуршащая,

Очень осень любим мы, и поём от счастья.

2

Всё раскрасила вокруг красками красивыми.

Собираются на юг стаи журавлиные.

Так уж им положено и судьбою велено.

Прилетайте к нам весной, с самой первой зеленью!

Пусть помашет вам рукой осень-раскрасавица,

Рады будем мы весной снова повстречаться!

3

Никогда не унывай, не смотри с грустинкою.

Оглянись вокруг давай, насладись картинкою.

Яркою, зелёною, жёлтою и красною,

Но всегда вёселою и всегда прекрасною.

До чего ж красивая осень настоящая!

Мы с тобой счастливые и поём от счастья!

  • Что запомнилось сегодня на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Что было интересно?
  • Что было трудно?
  • Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

multiurok.ru

В детской игры и игрушки

– Ребята, детские образы создавали не только Пётр Ильич Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). В творчестве Мусоргского существует вокальный цикл “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

– Обратите внимание, в учебнике на странице 30 как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин.

– Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке?

– Кого мы видим на ней?

– Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

– Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.

– Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок.

– Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?

– Сколько действующих лиц в песне и кто они?

– Кто главный рассказчик?

-А образы скольких сказок раскрываются в песне?

– О ком идет речь в первой сказке?

– О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?

– Интонации какого характера преобладают в начале песни?

Слушают учителя.

– Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

Слушают песню «с няней»

– Два.

– Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

– Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

– О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.

Веселая и смешная.

спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.

Коммуникативные: формирование навыка развернутого речевого высказывания.

Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского.

Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”).

– Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

– О ком рассказывает няня малышу?

– Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

– В чем различие?

– Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

Слушают «Нянина сказка» и сравнивают её с песней «С няней»

Беспокойство, волнение, тревогу.

О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.

В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

videouroki.net

План-конспект урока по музыке (3 класс) по теме: Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классе

Тема: «Образы животных в музыке»

Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи:

1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.

2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.

3. Продолжение знакомства с творчеством французского композитора К.Сен-Санса.

4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Материал к уроку:

1. Портрет композитора К.Сен-Санса.

2. Иллюстрации с изображением карнавала.

Музыкальный материал к уроку:

1. К.Сен-Санс. “Карнавал животных”

2. «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков

3. “Зверобика”. (Фонограммы (+1) и (-1) или нотная запись музыки и текст песни).

4. Фонограмма шума дождя, пения птицы, звуков улицы.

Ход урока

1. Организационный момент

У.:- Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь. Подумайте, как мы назовем наш урок?

В этой сюите – увидите сами,

Ноты живые, с хвостами, усами!

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать!

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и ноты горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто же они, догадались?

 Д – Животные

У.: – Какова же тема нашего урока?

Д.:- Образы животных в музыке.

У.:  – А откуда появилась музыка? Где она живет?

Д.: – Она вокруг нас, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…

2. Постановка проблемного вопроса

У – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?

У.: –   А какими красками пользовалась музыка-художник?

Д.: –  Музыкальными.

У.: –   Давайте их перечислим.

Д.: –   Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии.

Темп

Быстрый, средний и медленный.

Движение мелодии.

Плавная или “прыгающая”

Лад

Мажорный(веселый) и минорный(грустный)

Динамика(громкость)

Громко, тихо

Тембр

Тёплый, холодный, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый, матовый, блестящий, легкий, тяжелый, насыщенный.

Ритм

Разный, постоянный (не меняющийся) ритм,

У.: –  это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.

– А знаете ли вы, что такое карнавал?

3. Основная часть урока

У.: – Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных.

Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя?

Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом, органистом и писателем, Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять с пяти лет. Родители мальчика — были музыкантами. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось десять лет.

Сюита «Карнавал животных», создана в 1886 году. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».

У.: –  Перед нашими глазами на карнавале “предстанут” слоны, черепахи, антилопы, кенгуру, львы, рыбки в аквариуме, куры и петухи и другие животные. А мы с вами попробуем их “увидеть” и узнать.

Физминутка

У.: – А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их повадки в веселой песенке “Зверобика”.

Слушание “Карнавала животных” и определение музыкального “портрета” того или иного животного или птицы.

У.: –  Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную “краску”, музыкальное средство выразительности использовал композитор? Какой хорактер животного сумел показать композитор?

Д.: –  отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д.

А вот «Аквариум» (пьеса № 7) — одна из красочных пьес «Карнавала животных». Здесь звуками челесты, фисгармонии, флейты выразительно переданы переливы света в воде аквариума, скользящие движения ярких рыбок.

Пьеса «Лебедь» (№ 13) является одним из популярнейших произведений композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер «Умирающий лебедь».

Дальше представлен музыкальный портрет «персонажа с длинными ушами», крики которого переданы взвизгиваниями скрипок. Не трудно догадаться, что это осел (пьеса № 8 «Осел»).

***Сюиту открывает «Королевский марш львов» (пьеса № 1). Четкая, маршевая, восточного характера тема время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей. Просто и внушительно хроматические волны фортепианных аккордов рисуют образ могучего царя зверей.

У.:- но не только Сен-Санс изображал в своей музыке животных. Прослушайте еще несколько произведений и попытайтесь узнать, что за животные скрыты в нем.

 Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков

4. Итог урока

У.: –  Итак, удалось ли нам узнать в прозвучавшей музыке “портрет” того или иного животного или птицы?

Д.: –  Да, удалось.

У.: –  Одинаковые ли средства выразительности использовал для создания своих карнавальных портретов композитор Камиль Сен-Санс?

Д.: – Разные.

У.: – Почему разные?

Д.: –  Потому что композитор изображал разных животных, со своими повадками.

У.: – А если бы Сен-Санс для портрета черепахи использовал быстрый темп, а для антилопы медленный? Правдивые ли портреты бы получились?

Д.: –  Нет. Мы бы их не узнали.

У.: –  Как же вы ответите на главный вопрос урока?

Д.: –  Музыка может изображать, а мы можем представить, “увидеть” того, о ком она нам рассказывает. Музыка может изображать не только людей, но и животных, используя свои музыкальные “краски”.

Домашнее задание: нарисовать любимое животное.

У.: –  Можно выйти из класса в образе любого животного.

nsportal.ru

План-конспект урока по музыке по теме: Урок – игра в 3 классе

Музыкальная викторина.

Урок – игра для 3 класса.

Тема урока:  «Песня, танец,  марш перерастают

в песенность, танцевальность, маршевость»

(обобщающий урок I четверти)

Цели урока:    Систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся.

             Задачи:   1. Формировать творческие и  музыкальные навыки.

      2. Развивать творческую активность учащихся.

                               3. Закрепить термины и понятия, пройденные в 1 четверти.

Дорогие ребята! Начинаем нашу «Музыкальную викторину». Мы проведем с вами несколько музыкальных конкурсов, в которых вы покажете все, чему вы научились на уроках музыки. За все правильные ответы и выполненные задания вы будете получать маленькие музыкальные значки – нотки. А потом мы их обменяем на оценки. Класс разделился на две команды.

  Команда – Мажориков                                                    Команда – Минориков.

А начнем мы свой конкурс с веселой песни:  «Вместе весело шагать»

Первый конкурс «Эрудит»

Команды по очереди отвечают на вопросы, на обдумывание дается 30 секунд. Если команда не отвечает или дает неправильный ответ, то на этот же вопрос отвечает следующая команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон (нотку).

  1. Как зовут человека, который сочиняет музыку?
  2. Как называются знаки, которыми записывается музыка?
  3. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального        

произведения?

  1. Какие лады в музыке вы знаете?
  2. Что такое балет?
  3. Что такое опера?
  4. Назовите композитора балета: «Конек – Горбунок»
  5.                                                        «Щелкунчик»
  6.                                                        «Золушка»
  7. Кто из композиторов написал произведение «Арагонская хота»?
  8. Что означает слово «хота»?
  9. Как называется  ударный инструмент, который звучит в произведении «Арагонская хота»?
  10. Что такое инструментальная музыка?
  11. Что такое вокальная музыка?

Второй конкурс «Угадай-ка»

Командам предлагается послушать отрывки из произведений, с которыми вы знакомились на уроках музыки. Задание – назвать произведение и по возможности композитора.

  1. «Золотые рыбки» Р.Щедрин
  2.  «Царь Горох» Р.Щедрин
  3.  «Увертюра» к опере «Кармен» Ж.Бизе
  4.  «Арагонская хота» М.Глинка
  5.  «Ночь» Р.Щедрин
  6. Марш из балета «Щелкунчик» П. Чайковский
  7. «Гавот» из балета «Золушка» С.Прокофьев
  8. «Утро» Э. Григ

Третий конкурс «Аукцион»

Команда, назвавшая нужное понятие последней, приносит в свою копилку 2 очка.

  1. Русские народные музыкальные инструменты.
  2. Инструменты симфонического оркестра.
  3. Каких русских композиторов вы знаете?
  4. Каких зарубежных композиторов вы знаете?

Подведение итогов. Выставление оценок.

В заключении исполнение песен:

Скворушка прощается

Осень

Неприятность эту мы переживём

Танцуйте сидя

Пусть всегда будет солнце

nsportal.ru

“В детской. Игры и игрушки”

Сетевой учебный проект “Путешествие в Игромир” посвящен детским игрушкам. Поэтому урок музыки мы тоже посвятили игрушкам и играм!

Первоклассники познакомились с двумя музыкальными произведениями знаменитых русских композиторов, 

узнали, какими игрушками играли их бабушки и дедушки в детстве!

В вокальный цикл «Детская» Модест Петрович Мусоргский включил семь небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке. 

 Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. Послушайте!

Подумайте:

Сколько исполнителей исполняют песню? 

Сколько действующих лиц в песне и кто они? 

Образы скольких сказок раскрываются в песне? 

О ком в них рассказывается? 

Интонации какого характера преобладают в начале песни? 

Как меняется музыка и почему? 

Композитор Петр Ильич Чайковский тоже написал цикл пьес для фортепиано и объединил его в сборник под названием «Детский альбом». Послушайте одну пьесу из альбома – “Марш деревянных солдатиков”.

Как музыка помогает понять, что солдатики игрушечные? 

Что делают солдатики? 

Поставьте указательный и средний пальчики обеих рук на стол и промаршируйте пальчиками так же ритмично и бодро, как звучит музыка в этой пьесе. 

Нарисуйте к следующему уроку иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.

goncharova-potter71.blogspot.com

Конспект урока музыки “Мои игрушки”

Тема. «Любимые игрушки»

Цель.                1. Знакомство с композитором П.И.Чайковским и его произведениями о игрушках.

                2. Дать понятие о марше.

                3. Вспомнить, как записываются ноты четверти.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 

2.Отгадайте загадки.

Пляшет крошка, всего одна ножка.   (Юла)

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.  ( Барабан)

 

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заводите –

Колёсики начнут крутиться.

Поставьте и она помчится.   ( Заводная машина)

 

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.    ( Плюшевый медведь)

 

Серый байковый зверюшка,

Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай!    (Зайка)

Его пинают, а он не плачет.

Его бросают – назад скачет.    ( Мяч)

 

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные.    ( шары)

 

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать:

Положу – встаёт опять

А стоит – качается.

Вам такой встречается?    ( Ванька-Встанька)

(Выставляются картинки с изображением отгадок)

Как одним словом можно назвать изображенные предметы? (игрушки)

 

3.Объявление темы урока.

 

4.Объяснение темы.

А какие ваши любимые игрушки?

(Девочки называют кукол, мишек, а мальчики машинки и солдатиков)

 

 

 

 

5.Танцуем танец «Мишка с куклой»

 

Мишка с Куклой громко топают, громко топают.

Посмотри!

И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают.

Раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело.

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

 

6.Знакомство с композитором П.И.Чайковским.

 

7.Знакомство с маршем. Слушание марша деревянных солдатиков.

 

8.Работа над попевкой «Генерал шагает» (с. 22)

9.Игра Солдатики и балерины» под музыку «Марш солдатиков» и «Полька» Чайковского

                В сказке «Музыкальная табакерка» игрушечный оловянный солдатик полюбил игрушку – статуэтку балерины. Вот и вы сейчас будете игрушечными солдатиками и балеринами. Мальчики будут шагать как игрушечные солдатики, а девочки, взявшись за юбочки, приседать. Но только нужно правильно различать музыку. Будьте внимательны. Вставайте.

 

10.Чтение стиха.

Оловянные солдаты взяли в руки автоматы,

Ровно выстроились в ряд, в бой идти готов отряд.

Но сигнала выступать не могу бойцам я дать,

Потому что барабан закатился под диван.

 

11.Беседа.

Как вы думаете, этот мальчик бережливый? Где оказался у него барабан? (ответ детей). Заслуживает ли он уважение?

Ребята, а чтобы игрушки долго вас радовали, как нужно обращаться с ними?

         Как можно обновить куклу? (Вымыть ее, сшить ей новую одежду).

         Как можно обновить игру? (Заменить коробку или оклеить красиво старую).

         Как можно обновить мягкую игрушку? (Постирать, расчесать, обшить новым чехольчиком).               Тот, кто чинит игрушки, жадный или бережливый?

               Я знаю еще одно слово, которым называют людей, умеющих беречь вещи и игрушки, –   «экономный».

              Ребята, а книжки тоже наши друзья. Можно ли их рвать, писать и рисовать в них?

 

12.Игра «Собери игрушки»

А давайте устроим веселую игру. Мне нужны помощники, которые любят наводить порядок. Кто из вас любит порядок?  (Дети с  завязанными глазами собирают игрушки в корзины. Кто больше соберет игрушек  пока звучит музыка).

Да, нелегко собирать игрушки в темноте. А когда их нужно собирать?

 

13.А сейчас вспомним,  умеют ли петь песни игрушки. Кто знает, какие песни поют игрушки?  («Песенка Чебурашки», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Львенка и Черепахи», «Песенка Паровозика»)

 

14.Пение  «Песенка Львенка и Черепахи».

15.Танец «Карамель» на мелодию «Летки-енки».

 

Раз! Два! Карамель возьму!

(Опущенные руки поочередно сгибаем в локтях с поворотом корпуса к руке.)

Раз! Два! Быстро разверну!

(«Моталочка» руками с поворотом корпуса влево и вправо.)

Раз! Два! Карамели нет!

(Одновременно поднимаем плечи вверх.)

Придется за конфетой снова лезть в буфет.

 (Поворачиваемся вокруг себя на месте, поднимая колени и покачивая корпусом влево-вправо.)

 

16.Итог.

О чем говорили на уроке?

Каждому ученику дарится в подарок надувной шарик.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки “Мои игрушки”»

Тема. «Любимые игрушки»

Цель. 1. Знакомство с композитором П.И.Чайковским и его произведениями о игрушках.

2. Дать понятие о марше.

3. Вспомнить, как записываются ноты четверти.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Отгадайте загадки.

Пляшет крошка, всего одна ножка. (Юла)

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. ( Барабан)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заводите –

Колёсики начнут крутиться.

Поставьте и она помчится. ( Заводная машина)

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу. ( Плюшевый медведь)

Серый байковый зверюшка,

Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай! (Зайка)

Его пинают, а он не плачет.

Его бросают – назад скачет. ( Мяч)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … ( шары)

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать:

Положу – встаёт опять

А стоит – качается.

Вам такой встречается? ( Ванька-Встанька)

(Выставляются картинки с изображением отгадок)

Как одним словом можно назвать изображенные предметы? (игрушки)

  1. Объявление темы урока.

  1. Объяснение темы.

А какие ваши любимые игрушки?

(Девочки называют кукол, мишек, а мальчики машинки и солдатиков)

  1. Танцуем танец «Мишка с куклой»

Мишка с Куклой громко топают , громко топают.

Посмотри!

И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают.

Раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело.

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

  1. Знакомство с композитором П.И.Чайковским.

  1. Знакомство с маршем. Слушание марша деревянных солдатиков.

  1. Работа над попевкой «Генерал шагает» (с. 22)

  1. Игра Солдатики и балерины» под музыку «Марш солдатиков» и «Полька» Чайковского

В сказке «Музыкальная табакерка» игрушечный оловянный солдатик полюбил игрушку – статуэтку балерины. Вот и вы сейчас будете игрушечными солдатиками и балеринами. Мальчики будут шагать как игрушечные солдатики, а девочки, взявшись за юбочки, приседать. Но только нужно правильно различать музыку. Будьте внимательны. Вставайте.

  1. Чтение стиха.

Оловянные солдаты взяли в руки автоматы,

Ровно выстроились в ряд, в бой идти готов отряд.

Но сигнала выступать не могу бойцам я дать,

Потому что барабан закатился под диван.

  1. Беседа.

Как вы думаете, этот мальчик бережливый? Где оказался у него барабан? (ответ детей). Заслуживает ли он уважение?

Ребята, а чтобы игрушки долго вас радовали, как нужно обращаться с ними?

Как можно обновить куклу? (Вымыть ее, сшить ей новую одежду).

Как можно обновить игру? (Заменить коробку или оклеить красиво старую).

Как можно обновить мягкую игрушку? (Постирать, расчесать, обшить новым чехольчиком). Тот, кто чинит игрушки, жадный или бережливый?

Я знаю еще одно слово, которым называют людей, умеющих беречь вещи и игрушки, – «экономный».

Ребята, а книжки тоже наши друзья. Можно ли их рвать, писать и рисовать в них?

  1. Игра «Собери игрушки»

А давайте устроим веселую игру. Мне нужны помощники, которые любят наводить порядок. Кто из вас любит порядок? (Дети с завязанными глазами собирают игрушки в корзины. Кто больше соберет игрушек пока звучит музыка).

Да, нелегко собирать игрушки в темноте. А когда их нужно собирать?

  1. А сейчас вспомним, умеют ли петь песни игрушки. Кто знает, какие песни поют игрушки? («Песенка Чебурашки», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Львенка и Черепахи», «Песенка Паровозика»)

  1. Пение «Песенка Львенка и Черепахи».

  1. Танец «Карамель» на мелодию «Летки-енки».

Раз! Два! Карамель возьму!

(Опущенные руки поочередно сгибаем в локтях с поворотом корпуса к руке.)

Раз! Два! Быстро разверну!

(«Моталочка» руками с поворотом корпуса влево и вправо.)

Раз! Два! Карамели нет!

(Одновременно поднимаем плечи вверх.)

Придется за конфетой снова лезть в буфет.

(Поворачиваемся вокруг себя на месте, поднимая колени и покачивая корпусом влево-вправо.)

  1. Итог.

О чем говорили на уроке?

Каждому ученику дарится в подарок надувной шарик.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *