Урок литературного чтения в 3 «А» классе. Учитель Дзеранова А.Т. I четверть, 24.10.2017 г.
Тема – Русская народная сказка «Летучий корабль»
Цели.
Стимулировать интерес:
– к содержанию и героям волшебной сказки
– к определению признаков и особенностей волшебной сказки
Актуализировать знания:
– о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”
Актуализировать умение:
– работать с текстом сказки.
Научить:
– раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
– соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки
– определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение
– проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска.
Информационный материал:
Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).
Демонстрационный материал:
Презентация.
Интерактивный материал:
Конверты с заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
3. Исследование сказки “Летучий корабль” и оформление результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
– Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Проверьте готовность рабочего места.
– С каким жанром русского фольклора мы познакомились на предыдущих уроках?
Слайд 1
– Прочитайте высказывание на доске. Что вы можете сказать?
– Хотите ли вы и дальше продолжить путешествие по волшебной стране сказок? Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!
Слайд 2
– Чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.
Слайд 3
Мозговой штурм.
– Что такое сказка?
Слайд 4. Ответ
Слайд 5
-Назовите структуру сказки.
Слайд 6. Ответ.
Слайд 7
– Приведите примеры зачинов.
Слайд 8. Ответ.
Слайд 9
– Приведите примеры концовок.
Слайд 10. Ответ.
Слайд 11
– Какие виды сказок вам известны?
Слайд 12. Ответ.
Слайд 13
– Назовите особенности волшебных сказок.
Слайд 14. Ответ.
Слайд 15
– Назовите героев волшебной сказки.
Слайд 16. Ответ.
– Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.
Слайд 17. Ответ.
– Как называется эта замечательная картина и кто её автор?
а) Работа с текстом до чтения.
– Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.
– Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?
б) Работа с текстом.
– Сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку в исполнении артиста театра. Обратите, пожалуйста, внимание на все средства выразительности, артистизм исполнения и дикцию рассказчика.
Слайд 18
1. Слушание.
2. Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.
Слайд 19
– Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?
– Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.
Параметры анализа | “Летучий корабль” | |
Признаки волшебной сказки | ||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… | |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода) | |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
|
Особенности волшебной сказки | ||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. | |
Повторы событий (троекратные) | Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. | |
Испытания | Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания царя выполнить. | |
Поединок | Есть | |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
– Кто готов представить свою работу?
Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы…
Слайд 21
4. Самостоятельная работа.
– Обратите внимание на следующее задание на листике.
– Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.
Иван – младший сын в семье. Умом особым не отличался: дурачком его прозвали. Одет он был всегда в дырявую рубашку; чёрной коркой хлеба питался. Раз услышал он весть, что, кто построит летучий корабль, тот на царской дочери женится. Захотел он построить сам такой корабль. Взял топор, отправился в лес, высмотрел самую большую сосну, стал её рубить. Тут старичок к нему подошёл…
– Кто готов представить свою работу?
– Молодцы.
5. Рефлексия.
-Итак, ребята, подведем итоги. С каким видом сказки мы познакомились?
– Докажите, что эта сказка является волшебной сказкой.
– Прочитайте пословицу.
Слайд 22
Дерево держится корнями, а человек друзьями. Раскройте ее смысл как бы вы соотнесли данную пословицу с идеей нашей сказки?
6. Домашнее задание (на выбор)
7. Психофизическая разгрузка.
Исполнение песни «В гостях у сказки»
Анализ и рекомендации зам. директора по УР:
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока | 1.Дидактическая задача урока соответствует отобранному содержанию. 2.Дидактическая задача решена. |
Содержание урока | Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника |
Методы обучения | Приемы обучения и учения соответствуют решению триединой образовательной цели |
Формы обучения | 1. 2. Целесообразно использование предложенных заданий |
Результативность урока | Цели и решение основной дидактической задачи урока достигнуты. |
Практическая направленность урока | Вопросы, упражнения, предлагаемые для выполнения школьникам имеют практическую направленность. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока высокий. 2. Характер самостоятельной учебной деятельности творческий. 3. Взаимопомощь организована на высоком уровне. |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД формировались в соответствии с требованиями ФГОС на каждом этапе урока |
Формирование ИКТ-компетентности | Применялись ИКТ на уроке в полном объёме. |
Структура урока | Структуры урока соответствовала основной дидактической задаче |
Педагогический стиль | Соблюдались нормы педагогической этики |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы имели место. |
Урок литературного чтения в 3 «В» классе. Учитель Пантилей Е.Б. I четверть, 16.10.2017 г.
Тема – Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Летучий корабль»; учить делить ткст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творчские способности.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с тестом повествовательного характера (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).
Оборудование:
Видеопрезентация сказки «Летучий корабль», толковые словари.
Информационный материал:
Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 62–72, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).
ХОД УРОКА
Организационный момент
– Проверьте готовность рабочего места.
II. Речевая разминка
– Прочитайте. (Доска)
На опушке в избушке
Живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошка в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
– Что вы прочитали? (Скороговорку).
– Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ш]).
– Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; еще громче).
– А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп.
– Объявляю конкурс. На самое быстрое чтение этой скороговорки. (Желающие).
– Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным?
– Почему? (Да, можно, так как здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.)
III. Проверка домашнего задания
– Какой рассказ по картине вы приготовили? (Выступления учеников)
IV. Постановка целей урока
– Кто автор прочитанной нами сказки? (Это русская народная сказка)
-Почему такие сказки называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определит нельзя)
– Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Не поможете ли вы мне их расколдовать, вспомнить, как называются эти сказки, по отдельным словам?.
Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц»)
Коза, козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят»)
Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
_ Сейчас мы с вами познакомимся с новой сказкой. Прочитайте на с. 62 учебника ее название. («Летучий корабль»).
– Знакома вам эта сказка?
– О чем она?
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
VI. Работа по теме урока
(Текст сказки дети слушают)
– Поделитесь впечатлениями.
– Как вы думаете, к какому виду можно отнести эту сказку? (Это волшебная сказка)
– Докажите, что она волшебная. (Каждая волшебная сказка начинается с описания в реальном мире. Заканчивается торжеством добра и справедливости. Положительный герой всегда получает награду, поощрение. А отрицательный, всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников)
– Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
– Найдите и перечитайте концовку сказки.
– Как вы понимаете значение слова вершить?
– Найдите его в словаре. (Вершить – совершать, выполнять)
VII. Рефлексия
– Выберите и продолжите любое предложение.
– На сегодняшнем уроке я узнал…
– На этом уроке я похвалил бы себя за…
– После урок мне захотелось…
– Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
– С какой сказкой вы познакомились?
– Чему учит эта сказка?
– Чем сказка в учебнике отличается от видеопрезентации, которую мы посмотрели по ней?
– Почему одни и те же сказки в разных сборниках могут отличаться по содержанию? (Их автор – народ, а написали и обработали разные писатели)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Летучий корабль
Летучий корабль – сказка, представитель рубрики русские народные сказки, широко известная славянскому зрителю по мультфильму «Летучий корабль». Однако мало кто знает, что мультипликация сильно отличается от народной сказки. Но и в том и в другом случае, Летучий корабль — это произведение о мужской инициации — юноша проходит испытания и находит свою судьбу (еще сказки о мужской инициации — «Иван царевич и серый волк»). Как говорит Палкан (из мультфильма «Летучий корабль») парень попадает «из грязи в князи». Давайте разберемся по-порядку как простому парню «Летучий корабль» помогает взмыть до таких высот.
«Летучий корабль»
Русская народная сказка и мультипликационный фильм
Сходства и отличия
Для начало разберемся с этим вопросом… Уверен многие знакомы со сказкой «Летучий корабль» по мультфильму — но оригинал сказки и мультфильм сильно разнятся, ниже мы рассмотрим подробно чем.
Главное и исходное отличие – это время. Народные сказки писались множество веков назад, а мультфильм «Летучий корабль» был снят в советские годы. Сюжет заворачивается вокруг указа царя: отдам свою дочку за того, кто корабль построит, да не простой, а летучий. Только вот русские народные сказки, как это часто в них водится, повествует нам историю про младшего сына – дурня, в то время как мультфильм — про удалого парня трубочиста. В первом случае, антагонистами «дурня» являются его же родные братья, а в мультике – богатей Полкаша. Сказка «Летучий корабль» даёт в помощники дурню 7 удальцов со смешными именами (Слухало, Стреляло, Объедало, Опивало и др.). Трубочисту же помогают Бабки-Йожки да Водяной. А ещё в мультипликационном фильме есть проникновенные песни и добрый юмор, за что и стал он любим телезрителями. Нареканий мультфильм «Летучий корабль» не вызывает, давайте подробнее поговорим о текстовом варианте сказки.
Русская народная сказка «Летучий корабль» хранит в себе мудрость веков, в которой говорится: почитай старого да мудрого, и будет тебе помощь. Младший сын — дурень, не смотря на нелюбовь со стороны матери, вырос благородным молодцом. А старшие братья, обласканные добротою родителей, оказались чёрствыми и грубыми. Эпизод встречи с дедушкой (справедливым помощником) полностью подтверждает это. Дурень был вежлив с мудрецом и почитал его, за что последний щедро одарил его знаниями. Так, с лёгкой руки волшебника-дедушки и удался Летучий корабль. Выполнил дурень и наказ старца: чтобы тот сажал всех к себе на Летучий корабль, кто попадётся ему по дороге. Так и получилось, что на своём корабле дурень собрал 7 помощников, которые помогли ему справиться с трудными задачами царя.
Мораль сей басни…
Одной из основных смысловых тем сказки «Летучий корабль», да и многих других сказок про «дурней», остается тема не непризнанности этих людей обществом и, что самое печальное, родителями. А меж тем именно эти «дурни» правят балом в таких сказках – не исключение и сказка «Летучий корабль». Через свой труд, доброту, отзывчивость и смелость, новоиспеченный молодец добивается всего в жизни – царства, красавицы жены, прекрасного облика и ума.
«Летучий корабль» — это полет мечты главного героя, который хочет измениться и предпринимает шаги к этому (ведь он настаивает, чтобы мать его отпустила). С другой стороны — это назидание родителям, которые неверно думали про своё дитя, зря называя его дурнем, а ведь подобные «подбадривания» никогда не проходят для ребенка бесследно. Сколько людей погубила родительская не любовь, попытки навешать на дитя нереализованные идеи собственной жизни и тотальный контроль над выполнением этих идей. Зачастую родители сами ломают детей (начиная от вынашивания ребёнка и до воспитания — вплоть до зрелости), но редко могут и хотят признать свои ошибки! Не будем уходить далеко в дебри, думаю, основную суть мы донесли. «Летучий корабль» — сказка, в которой главный герой самостоятельно (без поддержки семьи) добивается всего в жизни – представляете, чего бы он добился, при поддержке?
Любите своих детей, верьте в них, поддерживайте их добрые начинания и не навязывайте им того, к чему они не выказывают явного интереса. Каждый человек совершенство, у каждого своё предназначение, помогите своему малышу найти себя в жизни, раскрыть свои таланты и стать счастливым, и тогда он, непременно, сделает счастливыми и Вас!
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф. И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
– На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
– На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
– После урок мне захотелось_________________________________________________
– Сегодня я сумел__________________________________________________________
История Икара — одна из самых известных сказок греческого мифа. Сказка часто интерпретируется как в основном об опасностях высокомерия, а полет Икара является метафорой превышения человеком своих пределов (и в результате приближается к липкому концу). Но действительно ли история означает это? Для того чтобы определить истинное значение мифа об Икаре, давайте углубимся в него еще немного.
Краткое изложение истории Икара
Икар был сыном Дедала, мастера, построившего Лабиринт (который фигурирует в истории Тесея и Минотавра, которую мы обсуждали в предыдущем посте). Но после того, как Дедал помог Ариадне, рассказав ей, как Тесей может выбраться из созданного им лабиринта, царь Минос запер Дедала и его сына Икара внутри лабиринта.
Изобретатель Дедал сделал несколько крыльев из перьев и воска, чтобы он и его сын могли улететь с острова Крит. Они спаслись и взлетели в небо. Дедал предупредил своего сына, чтобы он не летал слишком близко к солнцу; однако Икар увлекся и сразу же сделал именно то, от чего воск в его крыльях растаял.
Анализ истории об Икаре
Теперь, конечно же, имя Икара является синонимом одной из самых любимых тем греков: высокомерие или переоценка себя. Икар думал, что сможет лететь все ближе и ближе к солнцу, все выше и выше, удаляясь от «угрюмых оков земли» (цитируя стихотворение Джона Гиллеспи Маги «Высокий полет»), не испытывая при этом никаких побочных эффектов. Но, конечно же, вскоре он обнаружил обратное и разбился насмерть.
В своей поэме 1938 года «Музей изящных искусств» У. Х. Оден обращается к мифу об Икаре через картину, часто приписываемую Брейгелю Старшему: Пейзаж с падением Икара (изображение справа внизу) показывает крошечные белые ноги Икара, падающие в «зеленые воды» Эгейского моря, в то время как пахарь занимается своими делами, а рядом находится «дорогой хрупкий корабль» (который должен стали свидетелями трагедии) спокойно плывет дальше.
Стихотворение Одена и оригинальная картина предполагают, с одной стороны, что трагедия — это не какое-то великое событие, а то, что осталось незамеченным или незамеченным теми, кто был свидетелем; но, с другой стороны, такая интерпретация усиливает суть мифа о ничтожности человека и опасностях его чрезмерного достижения самого себя. Как сказал бы Т. Э. Хьюм в своем «Романтизме и классицизме», человек может взлететь, но он должен снова вернуться вниз.
Как же погиб Икар? Он «на самом деле» подлетел слишком близко к солнцу? Это зависит от того, какую версию вы читаете. Очевидно, что Икар почти наверняка никогда не существовал, а если и существовал, то никогда не летал, но письменные отчеты о вымышленной истории Икара различаются по своим деталям, как отмечает Пьер Грималь в своей статье об «Икаре» в
Среди недоброжелателей версии истории о «летающем Икаре» — Палефат, древнегреческий автор, написавший увлекательную книгу, рационализирующую классические мифы, Невероятные сказки .
Палефат утверждает, что миф о «летающих» Дедале и Икаре возник из-за скорости, с которой они бежали из Лабиринта (на корабле, по морю): их «бегство» с Крита было метафорическим, а не буквальным. Однако они перевернулись, и хотя Дедал выжил, Икар утонул.
Среди других писателей, пытавшихся рационализировать причудливую историю о летающих людях, были Клидем и Диодор, последний из которых утверждал, что Икар был убит при выходе из лодки, на которой он бежал с Крита. Традиция эвгемеризма — другими словами, поиск рациональных и реальных истоков или объяснений хорошо известных мифических историй — существует давно и почти так же увлекательна, как и сами мифы.
Более того, некоторые из них, такие как идея о том, что история о Золотом руне возникла из реальных практик, связанных с промывкой золота с использованием шерсти, кажутся достаточно правдоподобными и могут содержать по крайней мере крупицу правды, так же как и религиозные писатели прошлое стремилось объяснить природные явления со ссылкой на божественные существа.
Тем не менее, большинство писателей классической эпохи придерживаются наиболее знакомой версии: что Икар и Дедал буквально
Но, конечно, проблема вовсе не в том, что человек пытается летать: Дедал успешно это делает в версии Овидия, как и в других основных версиях мифа. И, возможно, Икар не слишком преувеличивает «мораль» сказки. Как остроумно заметил Рэндалл Манро из xkcd : «Я никогда не видел в истории Икара урок об ограниченности людей. Я вижу в этом урок об ограничениях использования воска в качестве клея».
О греческой мифологии
Греческим мифам более двух тысяч лет – и, возможно, в своих самых ранних формах они намного старше – и все же многие истории из греческой мифологии и фразы, производные от этих историй, являются частью нашей повседневной речи. Поэтому мы описываем чью-то слабость как ахиллесову пяту или говорим об опасностях открытия ящика Пандоры . Мы описываем сложное предприятие как геркулесову задачу , а о ком-то, кто пользуется большим успехом, говорим как о прикосновение Мидаса .
Однако, как показывает этот последний пример, мы часто используем эти мифы таким образом, который полностью противоречит моральным посылам, которые несут исходные мифы. Мораль царя Мидаса, конечно же, заключалась не в том, что он прославился своим богатством и успехом, а в том, что его погубила жадность к золоту: история, если уж на то пошло, является предупреждением об опасности коррупции, которую могут принести деньги и богатство. приносить. (Или, как прямо говорит Библия, любовь к деньгам — корень всех зол.)
Точно так же Нарцисс в другом известном греческом мифе на самом деле избегал других людей до того, как влюбился в собственное отражение, и все же мы до сих пор говорим о ком-то, кто одержим собственной значимостью и внешностью, как о
И это указывает на важный факт о греческих мифах, который заключается в том, что, подобно басням Эзопа, которые датируются тем же временем и также имеют свои корни в классической греческой культуре, многие из этих историй развивались как моральные басни или сказки, придуманные чтобы предупредить греческих граждан об опасностях высокомерия, жадности, похоти или какого-либо другого греха или качества. Таким образом, послания, которые они передают, вневременны и универсальны, и это помогает объяснить, почему спустя более двух тысячелетий после того, как они были впервые записаны, они продолжают оказывать столь важное влияние на западную культуру.
Нравится Загрузка…
Теги: Анализ, Классика, Дедал и Икар, Греческие мифы, Литература, Мифология, Происхождение мифов, Резюме
«Машина останавливается» (1909), вероятно, самый известный рассказ Э. М. Форстера. Влияние этой истории, возможно, можно увидеть в «» Джорджа Оруэлла.Девятнадцать восемьдесят четыре , по Фаренгейту 451 Рэя Брэдбери и Черное зеркало Чарли Брукера.
Как и многие другие антиутопические истории, история Форстера оказала влияние на популярную культуру во многих областях (поп-группа Level 42 даже написала об этом песню), и ее несколько раз называли одной из лучших научно-фантастических историй. . Сам Форстер написал «Машина останавливается» как ответ на один из утопических романов Герберта Уэллса (вероятно,
В ответ Форстер предложил антиутопическое видение будущего человечества, мрачный анализ нашей чрезмерной зависимости от современных технологий и возможного подчинения им. Вы можете прочитать историю здесь, прежде чем перейти к нашему резюме и анализу ниже; Вы также можете приобрести другие рассказы Форстера, купив прекрасное издание его рассказов Сборник рассказов (Классика двадцатого века S. ) .
«Машина останавливается»: резюме
Сначала краткое изложение сюжета «Машина останавливается». В будущем человечество будет жить под землей, где оно будет полагаться на Машину во всех своих нуждах. У каждого есть книга, именуемая «Книгой», которая является не библией, а своего рода инструкцией, рассказывающей людям о Машине.
Рассказчик говорит нам, что «неуклюжий бизнес публичных собраний давно заброшен». Люди остаются в своих комнатах под землей и взаимодействуют с помощью технологий, живя виртуальным, а не лицом к лицу, как в своем образовании, так и в общении. Люди «изолируются», когда ложатся спать, отключаясь от этого технологического мира телекоммуникаций.
Мать и лектор Вашти, живущая в южном полушарии, разговаривает со своим сыном Куно, живущим в северном полушарии, через круглую пластину, которая действует как своего рода видеофон. Куно хочет, чтобы его мать приехала и навестила его там, где он живет в северном полушарии, поскольку он хочет увидеть звезды не с воздушного корабля, а стоя на поверхности земли и непосредственно подвергаясь их воздействию.
В конце концов Вашти сдается и договаривается о том, чтобы навестить своего сына, и отправляется в путешествие на дирижабле. Нам говорят, что в наши дни мало кто куда-либо путешествует, потому что везде на планете все практически идентично всему остальному. Дирижабли сохранились с прежних времен, когда люди путешествовали, чтобы навестить вещи, а теперь им все приносят в их комнатах. Путешествие Вашти напоминает ей о ее «ужасе непосредственного опыта»: выход из своего пузыря или кокона, безопасность и привычность своей комнаты, выход из дома и пребывание среди других людей вызывают у нее тревогу.
Когда она прибывает, Куно рассказывает ей, почему он настоял на том, чтобы она поехала к нему: потому что ему есть что сказать ей, чего он не мог сказать ей через Машину. Ему угрожают «Бездомностью» (эвфемизм, означающий смерть, поскольку никто не может выжить вне Машины) за то, что он осмелился самостоятельно выбраться на поверхность Земли, демонстрируя личную свободу действий и независимость. Людям разрешается подниматься на поверхность, но только под наблюдением и в разрешенных условиях. Куно стал мошенником, отправившись туда в одиночку.
Куно отчитывает свою мать за поклонение Машине, и они спорят. Он рассказывает ей о том, как обнаружил, что его комната находится под Уэссексом, на юго-западе Англии, и что он взобрался на землю и увидел холмы такими, какими видели их англосаксы в давно забытом прошлом. Он воссоединился с природой и с землей, землей, которую он раньше мог воспринимать как историю только через лекции. Он узнал, что есть люди, которые живут вне контроля Машины.
Однако таинственные «черви» преследовали его и поймали в ловушку, вернув обратно под землю и обратно к Машине. Потеряв сознание, он очнулся и снова оказался в своей комнате.
Вашти возвращается домой, думая, что ее сын сошёл с ума. В последующие годы респираторы, которые позволяют людям безопасно посещать поверхность земли, упраздняются, а ведущие ученые называют «идеи из первых рук» миражом, поскольку информацию о поверхности земли лучше безопасно получать из «граммофонные» записи или то, что Форстер называет «кинематофотом» (т. е. кинозаписи или движущиеся изображения). Эти лекторы утверждают, что идеи из вторых или даже десятых рук лучше, чем непосредственный опыт.
Другим событием является восстановление религии, когда Машине поклоняются как богу. Сама Вашти потеряла всякое чувство смысла жизни: достаточно прочитать плохую лекцию, чтобы ей захотелось эвтаназии.
Вашти теряет всякую связь со своим сыном, пока однажды не получает от него сообщение. Его перевели в южное полушарие, в комнату, близкую к ее собственной, в результате его проступков. Он произносит ей загадочные слова «Машина останавливается», утверждая, что Машина, от которой все теперь полностью зависят, замедляется и останавливается.
Но когда Вашти все-таки жалуется в Комитет Ремонтного Аппарата, поняв, что музыка, которую она преподает, «несовершенна» в том виде, в каком ее предоставляет ей Машина, ее обманывают и просто говорят, что ее жалоба будет «перенаправлена в своем повернуть’. Другие получают такой же ответ, когда подают жалобу.
В конце концов, как только население приняло «достаточно хорошо» в качестве приемлемого стандарта для всего в своей жизни, люди начинают принимать эти недостатки (такие как вонючая вода в ванне, несовершенная поэзия и испорченные музыкальные записи) как неотъемлемую часть своей жизни. их жизни.
Рассказчик Форстера говорит нам, что событием, которое спровоцировало «коллапс человечества», было то, что кровати людей не материализовались в их комнатах, когда их вызвали. Дальше все становится еще хуже, лекторы уверяют всех, что вещей достаточно и население должно просто жить без сна, чистого воздуха и света. В конце концов, по мере того, как события развиваются дальше, рассказчик Форстера говорит нам, что возникают «истерические разговоры» о «мерах» и «временной диктатуре». Тогда вся система связи отключается.
Люди паникуют и в отчаянии молятся Машине, но это бесполезно: человек, говорит нам рассказчик, «умирает в одеждах, которые он соткал». Вашти находит Куно, который, как и она, умирает, но, прежде чем они присоединятся к легионам мертвых, Куно говорит Вашти, что он видел и жил среди тех, кто выжил на поверхности — так называемых Бездомных — и что, хотя он и его мать погибнет, человеческий род выживет, усвоив свой урок.
«Машина останавливается»: анализ
В своей увлекательной, хотя и часто предвзятой книге «Веселье на триллион лет: история научной фантастики » Брайан Олдисс почти ничего не говорит об анализе «Машины останавливаются», несмотря на то, что рассказ Форстера предвосхитил и даже оказал непосредственное влияние на более позднюю историю. авторы антиутопий. Олдисс называет историю Форстера «переоцененной» и не любит «морализаторский» тон повествования Форстера.
Это несправедливо. «Машина останавливается» заслуживает того, чтобы ее читали, изучали и анализировали вместе с О дивный новый мир и Девятнадцать восемьдесят четыре как одно из самых мощных, а также одно из самых пророческих произведений ранней спекулятивной фантастики двадцатого века. Действительно, кто может читать «Машина останавливается» после самоизоляции, встреч и уроков в Zoom и Teams, когда нелюбовь к тесному контакту с другими людьми стала частью повседневной жизни каждого, и не думать, что Форстер был провидцем?
В 2019 году его история выглядела именно так, как он, несомненно, и предполагал: фантастическое предположение о том, куда могут нас завести наши отношения с технологиями. Читая эту историю в 2020 году или позже, она выглядит как руководство к разрекламированной и пугающе антиутопической «новой нормальности».
На первый взгляд, удивительно найти автора Говардс-Энд и Путешествие в Индию , пишущего рассказ-антиутопию. И все же, если принять во внимание отвращение Форстера к современному в Говардс Энд и особенно его неприязнь к современным технологиям, «Машина останавливается» имеет больше смысла как типично «форстеровское» произведение. В своем дневнике в январе 1908 года, за год до публикации рассказа, Форстер писал, что наука не освобождает нас, а порабощает, особенно новые «машины». Понятно, что Форстер был, по крайней мере, техноскептиком, если не полным технофобом.
Мы должны рассматривать «Машина останавливается» как воображение Форстера кошмарного будущего, в котором реализуется эта «перспектива». История также предвосхитила некоторые более поздние технологические изобретения, такие как обмен мгновенными сообщениями и видеоконференции. Как говорит рассказчик в начале истории, человеческая раса приняла «достаточно хорошо» как достаточно высокий стандарт для всего, что они испытали.
Но, как ясно дает понять Куно своей матери, видеть ее на тарелке и слушать ее через устройство телефонного типа — это не полностью видеть или слышать ее. Когда Вашти читает лекцию об австралийской музыке, нам говорят, что ее аудитория может видеть и слышать ее «довольно хорошо», то есть достаточно хорошо, но не идеально. Ничто не может в полной мере воссоздать опыт общения лицом к лицу.
Мы узнаем, что в футуристическом мире «Машина останавливается» родительский долг считается выполненным в момент рождения: как только Вашти родила Куно, его забрали у нее, и с тех пор они лишь изредка навещали друг друга, пока ему не выделили комнату на другом конце земли. Сейчас они в основном взаимодействуют через видеопластинки. Это идея, которую Дж. Дж. Баллард позже развил и развил еще дальше, где в свои 19 летВ рассказе 77 «Реанимация» рассказчик с самого рождения все делал дистанционно: даже женился и завел детей, ни разу не побывав в одной палате с женой.
Человеческий контакт тоже стал вызывать подозрение и даже страх. В какой-то момент, когда Вашти находится на борту дирижабля, она чуть не падает, но только благодаря тому, что сопровождающий протягивает руку и ловит ее, она спасается. Однако вместо того, чтобы быть благодарной женщине за то, что она предотвратила неприятное падение, она сердится на нее за столь «варварское» поведение: человеческая порядочность стала рассматриваться как варварство. «Обычай» людей касаться друг друга, говорит нам рассказчик, устарел.
В самом деле, даже когда Вашти приходит в комнату Куно, предприняв свое путешествие через весь мир, чтобы увидеть его, она не видит смысла в прохождении всего этого пути. Она «слишком хорошо воспитана», чтобы пожать ему руку: ее приучили считать нежелательным близкий контакт даже между матерью и сыном.
Любая антиутопия выдерживает или терпит поражение в зависимости от правдоподобия мира, который она создает или проецирует. Мир, изображенный Форстером в «Машине останавливается», интригует по ряду причин, даже несмотря на то, что некоторые из его технологических предсказаний быстро устареют (в 1919 году дирижабли действительно считались будущим дальних путешествий). 08, но это было до появления самолетов и ряда громких катастроф с участием дирижаблей в 1930-х годах).
Но другие подробности более пугающие. Детей уничтожают при рождении, если считают их слишком сильными — своего рода инверсия концепции «выживания наиболее приспособленных», лежащей в основе дарвиновской эволюции, потому что «Машине» будет легче контролировать слабое население и сохранять послушность. И как бы поступил тот, кто жаждал гулять и тренироваться — действительно, тот, кто жил для таких вещей — справляться с тем, чтобы сидеть взаперти в своей комнате весь день, каждый день?
Спортсмены жаждут исследовать, лазить по деревьям и горам; более того, у сильного человека может возникнуть соблазн использовать свою силу, чтобы восстать против Машины, которая хочет, чтобы люди оставались слабыми и пассивными. Конечно, в каком-то смысле, как признает рассказчик Форстера, уничтожение чрезмерно сильных детей при рождении — это Дарвинизм, поскольку людям необходимо адаптироваться к своему окружению, а технологии диктуют среду, в которой будут жить люди, а не люди диктуют, как технологии может лучше всего служить им.
Куно опасен, конечно, не только потому, что его физическая сила выше среднего (хотя это помогает ему выйти на открытое пространство, чтобы он мог восстановить чувство «пространства», таких понятий, как «рядом» и «далеко»), но и потому, что он силен духом: независим, любознателен, любознателен. Но даже он должен вырваться из социальной и психологической обусловленности, которой он подвергался всю свою жизнь. Когда он идет по железнодорожным путям, его страхом является не риск поражения электрическим током на рельсах под напряжением, а его осознание того, что он делает что-то, что противоречит воле Машины.
Поведение Вашти обусловлено не личными предпочтениями или беспокойством, а идеологией, в соответствии с которой она прожила всю свою жизнь: отношение к физическому контакту с недоверием, а к другим людям как к непредсказуемой опасности. Даже к собственному сыну она относится с жалостью, но и с «отвращением».
Критики часто отмечают, что в «Машине останавливается» Форстер предсказал, как будут развиваться наши проблемные отношения с технологиями; но что большинство анализов этой истории упускает, так это степень, в которой он также предвидел современную одержимость «безопасностью», избеганием риска, даже относительно легкого, в пользу принятия простого существования в течение 9 лет.