Урок литературного чтения во 2 классе – Урок литературного чтения во 2 классе.

Урок литературного чтения во 2 классе.

Разработка урока литературного чтения во 2 классе

УМК «Школа России»

Л.Н.Толстой «Котёнок».

Разработала учитель начальных классов МАОУ СОШ №8 г. Березники Пархоменко С.В.

2015г.

Разработка урока литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России»по теме: Л.Н.Толстой «Котёнок».

Цели: познакомить учашихся с былью Л.Н. Толстого; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты:

развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: учебник по литературному чтению для 2 класса (часть1) авт. Климанова Л. Ф.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Речевая разминка.

1.Словесная лесенка»

Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

кот

котик

котище

котенок

котята

кошачий

кошечка

2.Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее, которое не подходит по смыслу: (упражнения из книги Эдигей «Увлечение чтением»)

ИТК КИТ

КУАЛА АКУЛА

ЛЕДФИНЬ ДЕЛЬФИН

ноктёк котёнок

Аргументируйте свой ответ. (это животное, обитающее на суше)

3.Скороговорка.

У тридцати трех полосатых котят

Тридцать три хвостика висят.

3.Проверка домашнего задания по группам.

1 группа:

Учитель. Расположите пункты плана в нужной последовательности. Пересказать рассказ по плану.

План.

Встреча с учителем.

Филипок отправляется в школу.

Дорога в школу.

«Ты погоди хвалиться».

2 группа:

Составить 3-4 вопроса по прочитанному произведению.

3 группа:

Составьте характеристику качеств человека, которые подходят Филипку. Выберите нужные слова. Подготовить рассказ.

Добрый целеустремлённый

Храбрый трусливый

трудолюбивый смышлёный

решительный хвастливый

4 группа: Составьте описание главного персонажа с помощью опорных слов.

нищий

рваное пальтишко

большие лапти

худые штаны

нищенская сумка

котомка

посох

Тест (весь класс)

1.Кто такой Филиппок?

А)внук автора б)соседский ребенок В) мальчик, который очень хотел учиться г) мальчик, с которым постоянно случались разные истории

2. С кем Филипок остался дома?

А)С братом б)С бабушкой в)С дедушкой

3. Куда Филиппку очень хотелось попасть?

А) в гости к другу б) в школу в) в лес г)на речку

4. Кто повстречался Филиппку по дороге?

А) собаки Жучка и Волчок б) кошка Мурка в)баба Маня г)дед Митяй

5.Кто помог герою спастись от опасности на улице?

А) баба с ведром б) дед с палкой в)мужик г) сам убежал

6. Почему Филиппок не ходил в школу?

А)он не умел читать б) у него не было книг и портфеля в)мама не пускала

Г) он был еще маленький

7. Почему Филиппок долго стоял на крыльце?

А) боялся учителя б) не мог открыть дверь в) у дверей школы лаяла собака г) встретил брата Костюшку

8 Какое задание дал учитель Филипку?

А) Решить пример б)Сложить своё имя в)Написать имя брата г)прочитать слово

9. Чем закончилась история про Филиппка?

А)учитель отругал Филиппка б) Филиппок один пошел домой

В) за Филиппком пришла мама г) Филиппок стал ходить с ребятами в школу

10.В каком жанре написано это литературное произведение?

А) рассказ б) сказка в) быль г) повесть

Взаимопроверка.

Дети меняются листочками с ответами и под диктовку учителя сверяют ответы.

Ответы:

1)в 2)б 3)б 4)а 5)в 6)г 7)а 8)б 9)г 10)в

Оценивание теста:

1-2 ошибки «4»

3-4ошибки «3»

5 и более ошибок «2»

3.Актуализация знаний.

Выставка книг. Постановка темы и цели урока.

Рассмитрите внимательно книги. «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок».

Что общего вы заметили? (их автор Л.Н.Толстой)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (знакомство с творчеством писателя)

А вот с каким произведением вы сегодня познакомитесь, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

Загадка:

Этот маленький ребёнок

Спит без простынь и пелёнок.

А под серенькие ушки

Не кладут ему подушку.

У него четыре лапки.

На них – острые царапки.

Он гуляет без пальто.

И ботинки и сапожки

Не наденет ни за что.

Это – вовсе не ребенок. Это – маленький …(котенок.)

Что вы узнали о котёнке из загадки? ( слова из загадки)

Чем любит заниматься котёнок? С кем его сравнивают? Почему?

Каким вы себе представляете главного героя нового произведения?

Какую цель вы сегодня поставите перед собой на этом уроке?

Поставим цели:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Итак, сегодня мы познакомимся с былью Л. Толстого « Котенок», будем думать, размышлять и выразительно читать. Постараемся понять основную мысль текста, поделимся своими мыслями, чувствами о прочитанном произведении.

Работа со словарём.

– Что такое быль? Найдите определение в словаре Ожегова.

Учитель показывает толковый словарь С. И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

4.Работа с текстом.

Словарная работа. (слова записаны на доске)

Амбар – (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле – около, возле

Пустился что было духу

– очень быстро

прочь – в другую сторону;

5.Ознакомительное чтение.

ЭСТАФЕТА – начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк, он передаёт эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжить чтение.

6.Проверка восприятия.

Понравился ли вам рассказ?

Вы волновались, когда читали рассказ?

Кто является главным героем этого рассказа?

За кого вы переживали?

Какими словами автор описал котёнка? Как будем читать? (с любовью, ласково)

Как дети играли с котёнком? С какой интонацией будем читать? (радостно)

Любили ли они его?(приведи примеры из текста)

7.Работа с иллюстрацией.

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

8.Физкультминутка

Раз – согнуться, разогнуться

Два – присесть и потянуться

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка

На четыре – руки шире (рывки руками в стороны)

Пять – повернёмся мы опять (повороты в сторону)

Шесть – тихо сесть.

9.Закрепление изученного материала. Выборочное чтение.

Что случилось с котёнком?

Кто в этом виноват?

Как себя повели дети?

Давайте проследим, как менялось настроение детей, выясним, что переживали дети.

-Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

– Какое настроение было у детей, когда её нашли?

– Как дети относились к котенку, которого оставили себе?

– Что почувствовали дети, когда увидели беззащитного котенка в окружении собак?

-Как вы думаете, что пережил Вася?

-Кого вы считаете виновным в этой истории?

– Могла ли такая история приключиться в наше время?

-А как бы вы поступили в такой ситуации?

-Почувствовали ли вы, как относится автор к поступку ребят? (докажите словами из текста)

– Как вы думаете, зачем Л.Н.Толстой описал этот случай? (Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах)

-В чём же основной смысл этого произведения?

10.Устное рисование портрета.

А теперь вы дайте характеристику поступка детей в этой ситуации. Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

11.Итог урока.

Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее точно отображает главную мысль рассказа.

*Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

*Друг познаётся в беде.

*Один в поле не воин.

*Совесть без зубов, а гложет.

*Мал телом, да велик делом.

*Дерево познаётся в плодах, а человек в делах.

-Чему учит рассказ?

12.Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

13.Домашнее задание по выбору.

-Подготовить рассказ о своём домашнем питомце;

-пересказ текста;

-подготовить вопросы по прочитанному произведению.

infourok.ru

Урок литературного чтения во 2 классе.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже».

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.Слайд 2

– О ком говорится в скороговорке?

– Что делает кошка?

– Почему мошку называют крошкой?

– Прочитайте скороговорку с логическим ударением на выделенные слова.

– Чтение в быстром темпе (хором, по одному)

Читают по ролям.

Работают над скороговоркой

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее.

  • Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, его новым произведением.

  • Чтобы узнать, о ком в нём пойдет речь, соберите мозаику.

  • Кто у вас получился? Слайд 4

  1. Чтение загадки учащимся.

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

Формулирует тему урока. Цели и задачи учебной деятельности

Внимательно слушают

Рассказывают о писателе.

Собирают мозаику

Фронтальная, индивидуальная

IV. Работа по теме урока

1. Чтение произведения учителем.

2. Словарная работа

– Что можно сказать о Васе? Какой он?

– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

– Почему ребята взяли котёнка с собой?

– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

– Почему ваше настроение менялось?

– Чему учит эта быль?

Подле – около. слайд 5

Что было духу – очень быстро.

– Значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

– Сарай

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Физкультминутка

– Встаньте.

-Покажите, как кошка потягивается после сна.

-Представьте, что вы – кошки. Помяукайте.

-Умойтесь. Кошка – очень чистоплотное животное.

– А вот кошка в опасности. Как она себя поведет?

– Пофыркайте.

– Садитесь. Вернемся к тексту “Котёнок”.

Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Деление текста на части для пересказа.

Слайд 6

2. Пересказ рассказа
по плану.

3. Работа
в парах

1-я часть. У Кати и Васи пропала кошка.

2-я часть. Дети нашли кошку.

3-я часть. Самый лучший котенок.

  • Куда пошли дети?

  • Почему они забыли про котенка?

  • Как вели себя собаки, увидев котенка?

  • 4-я часть. Страшные собаки.

  • Что сделал Вася?

  • Почему Вася больше не брал котенка с собой?

5-я часть. Вася спасает котенка.

– С какой целью мы выполняли это задание?

На карточках – слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.

– Выберите слова, которые характеризуют
Васю

Читают рассказ прерывистой цепочкой, делят на части, озаглавливают их.

Пересказывают
по плану.

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: умеют формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Работа с иллюстрацией.

Работа с картинками.

Слайд 7,8

Слайд 9

  • Соответствует ли данная иллюстрация нашему произведению?

  • Какой момент изображен на картинке?

  • Подтвердите словами из текста.

  • Что вы видите на экране?

  • В какой последовательности происходят события в рассказе?

  • Расположите картинки в нужном порядке

– Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.

– Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

– А когда они нашли ее?

– Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?

– Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

– Как вы думаете, что пережил Вася?

– А кто виноват, что котенок попал в беду?

– А как поступили бы вы?

– Чему учит рассказ?

– я знаю

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выпол-нению до-машнего

Выразительное чтение рассказа, подготовить пересказ с.117-119

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: конспект урока литературного чтения во 2 классе | скачать бесплатно

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1. Организационный момент

-Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне.

В этом классе все друзья.

 Вы и мы, и ты, и я,

 Влево, вправо повернись.

 И соседу улыбнись.

-А я подарю вам урок литературного чтения. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности

Работа в оценочном листе

 У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы ставите +там где считаете нужным (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень).

– Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания.

(Дети оценивают себя)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку.

2. Мотивация к  учебной деятельности.

Цель : определение темы и целей урока.

– Откройте учебники на стр.170

И подскажите мне какая тема сегодняшнего урока?

– Попробуем определить цели урока.

-Какая цель урока?

-Для этого необходимо нам вместе решить задачи, прочитаем их хором

Тема урока: Д. Хармс и С. Маршак «Весёлые чижи»

– Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

1) Учиться читать правильно;

2) Читать – думая;

3) Читать выразительно;

4) Учиться работать с текстом

Регулятивные:

Умение формулировать тему и цель урока.

Разминка

Чтобы учиться читать правильно давайте проведём речевую разминку.

Ребята работают по слайдам.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Работа в оценочном листе

– Ребята, оцените свою работу

(Дети оценивают себя)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку.

3.Актуализация знаний

Цель

– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.

– Кто читал эти журналы?

– Какие детские журналы читаете вы?

– “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).

Коммуникативные:

-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

4. Создание проблемной ситуации

Пение чижа

–Послушайте и определите пение какой птицы?

Ребята угадывают

Коммуникативные:

Умение высказывать свою точку зрения

5.Совместное открытие знаний

Работа по теме урока

Работа над текстом до чтения.

-Прочитайте заголовок.

– Посмотрите иллюстрацию

– Кому посвящено это стихотворение?

– Что такое детдом?

-Что вы знаете о жизни Д. Хармса и С. Маршака?  Поговорим о них подробнее.

– Что объединяет этих авторов?

– 6-му Ленинградскому детдому.

-После ВОВ во время блокады Ленинграда было много погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

(Работали в соавторстве)

Познавательные:

-перерабатывают полученную информацию.

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение стихотворения «Весёлые чижи», определение жанра.

Комментированное чтение

Выразительное чтение обучающихся.Отработка навыка.

Дети читают в режиме диалога с автором.

Дети читают цепочкой, учитель комментирует. Словарная работа в контексте.

Коммуникативные:

Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения

7. Словарная работа

Чтение по частям

– Прочитаем содержание одной части

– Все ли слова вам понятны?

– Как вы понимаете… Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – от слова “кухня”, повар.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник

– Прочитаем содержание следующего слайда.

– Какие слова необходимо объяснить? 

Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. 

Тетерка – тетерев.

– Прочитываем следующий отрывок

(Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику).

 – Объясняют значение слов.

Читает второй ученик громко, вслух

Объясняют значение слов.

Чтение, следят по учебнику.

Познавательный: работа со словарём

– Читаем дальше

 Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.

 – Читаем дальше 

Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

 Мотор – автомобиль

Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Ученик читает, другие следят Находят в словарике учебника

Чтение, следят по учебнику.

Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги.

Познавательные: работа со словарём

8.Физминутка

 Встали

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем

Крылья сложили назад.

Двигательная активность обучающихся.

9.Обсуждение стихотворения.

Работа в группе

Работа с текстом после чтения

История создания произведения.

Прослушивание 7 симфонии.

– Кто главные герои?

– Какова тема стихотворения?

– Чему учит оно?

– Почему авторы сравнили детей с чижами?

– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Как читалось стихотворение?

– Что выразили авторы ритмом?

Творческое задание

Выразительное чтение по ролям. Придумайте концовку стихотворению.

– 44 чижа.

– Труд детей.

– Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные.

 – (Ответы детей)

Ученики ищут в книге и зачитывают. – Легко, ритмично, интересно.

 – Занятия (действия) чижей в течение целого дня.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, работать с текстом.

Работа с оценочными листами

– За работу по стихотворению оцените свою деятельность.

(Оценивание в листах оценивания)

10.Рефлексия.

-Почему  это стихотворение так называется?

– Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?

Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок?

 Что тронуло в вашей душе?

–  Нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.

– Покажите свои результаты.

На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке.

Рисуют смайлик.

Дети показывают свои оценочные листы.

Коммуникативные:

Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной  речи.

11.Подведение итогов урока.

– Какое стихотворение изучали на уроке?

– Кто его написали?

– Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?

– Почему они сравнили детей с чижами?

– Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

Ответы детей.

12. Домашнее задание.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения во 2 классе | скачать бесплатно

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

Мотивация.

– Сегодня на уроке я хочу больше узнать о вас. У вас на партах лежат для каждого красное бумажное сердечко. Возьмите его, и на обратной стороне напишите, что вы в жизни любите больше всего. Отложите сердечки на край парты.

Работают на листочках – сердечках.

Коммуникативные, регулятивные.

  1. Актуализация знаний

Беседа с учащимися.

– Ребята сейчас будет звучать музыка. Вы ее, наверное, узнаете. Можете  подпевать.

Звучит музыка к тележурналу «Ералаш». Приложение 1 (Слайд 1)

– Что это за мелодия? О ком эта передача? (О детях)

-Любите ли вы смотреть Ералаш? Почему? (Веселый, смешной)

-Назовите знакомого вам автора, который тоже пишет о детях с юмором. (Драгунский) Приложение 1 (Слайд 2)

– О чём пойдет речь  на уроке?  (Будем  продолжать знакомиться с творчеством Виктора Драгунского)

Слушают мелодию. Высказывают свои ассоциации со словом «Ералаш».

Коммуникативные,

познавательные.

  1. Определение темы урока. Постановка цели урока.

– В каком жанре работал писатель? (Рассказы.)

– Что вы знаете? Поделитесь своими знаниями.

– Какие рассказы  Драгунского вы читали? («Денискины рассказы», «Гусиное горло», «Что я люблю».) Приложение 1 (Слайд 3)

– А как вы  думаете, есть у автора ещё другие произведения?

– Какова  цель нашего урока?

(изучить рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка?»)

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Драгунского.

Слушают учителя, собеседника. Формулируют тему урока и соотносят её с темой предложенной учителем.

Коммуникативные, регулятивные,

познавательные.

  1. Поверка домашнего задания.

– Что объединяет все эти рассказы? (Смех.)

– Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)

– Дома вы читали его произведения «Что я люблю».

– Почему рассказ Драгунского так называется «Что я люблю»?

– Как зовут мальчика – героя рассказа? (Дениска)

– Что же Дениска любит больше всего?

Умение слушать, отвечать и дополнять собеседника.

Высказывания  в устной форме. Ответы детей.

Коммуникативные,

познавательные,

личностные

  1. Подготовка к основному этапу. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

– А как зовут лучшего друга Дениски?

– А вы знаете, что любит Мишка?

– Прочитайте и расшифруйте  запись:

Чт… л…б…т М.. .шк…

Приложение 1 (Слайд 4)

-Что мы должны сделать, чтобы узнать?

Учащиеся читают, расшифровывают запись и формулируют тему урока.

Прочитать произведение, познакомиться с героями, и выяснить, что любит Мишка.

Коммуникативные, регулятивные,

познавательные.

  1. Работа по теме урока

-Скажите, пожалуйста, а что любите вы? Давайте зачитаем, то, что вы написали на своих сердечках.

Как много всего вы любите, может быть даже ваши предпочтения совпадут с Мишкиными.

– Давайте сейчас познакомимся с рассказом. Но прежде чем вы будете слушать аудиозапись рассказа, я хочу познакомить вас с незнакомыми для вас  словами, которые встретятся в тексте. Словарная работа. Приложение 1 (Слайд 5)

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Учащиеся по желанию зачитывают свои записи на листочках – сердечках

Работа с толковым словарём.

Коммуникативные, регулятивные,

познавательные.

  1. Физминутка

Учитель организует музыкальную  паузу

Приложение 1 (Слайд 6)

Учащиеся под клип  ритмично выполняют движения.

Коммуникативные.

  1. Первичное восприятие текста.

Прослушивание аудиозаписи.

Приложение 2

Учащиеся следят по учебнику и выделяют  встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”. Учатся понимать на слух.

Коммуникативные, регулятивные.

  1. Проверка первичного

восприятия.

Беседа:

-Понравился рассказ?

-Кто главные герои? Что понравилось больше всего?

-Так, что же любит Мишка? А Дениска?

Отвечают на вопросы, делают выводы.

     10.Самостоятельное     использование сформированных умений и навыков

Организует иследовательско – практическую самостоятельную работу учащихся.

–   Перед вами лежат карточки, на которых написано, что любят ребята Мишка и Дениска. Вам нужно будет определить кто из ребят, что любит. И ещё одно задание, связанное с математикой. Скажем так небольшая задача. Посчитайте, какое количество  предметов назвали мальчики. И кто из них больше любит и на сколько? То есть найдите разностное сравнение чисел.

Приложение 3

– Давайте проверим, как вы  выполнили задание. Смогли вы сразу угадать, о ком из ребят шла речь? Кто из ребят любит «целый продуктовый магазин»?

После самостоятельной работы учащиеся зачитывают свои ответы.

-Как вы думаете, могут ли рассказать о человеке его увлечения?

-Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он?

(Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный.)

-А что любит Мишка? Много всего любит Мишка?

-Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать?

-Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка?

-Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? Единственное, что можно сказать, это то, что Мишка любил поесть.

-Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? 

-Почему он покраснел? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)

-Кто из детей взрослее, несмотря на то, что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод?

(Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит, есть, но ни разу не обмолвился, ни об увлечениях, ни о людях которых он любит.)

 – Сейчас хорошенько подумайте и скажите, можно ли про Мишку сказать, что он плохой?

– Да, Мишка растёт, развивается. Для этого он ходит в школу. Его интересы будут меняться год от года. И вместе с Мишкой будет меняться, и развиваться и его внутренний мир.

Работа  в парах.

Учащиеся  зачитывают свои ответы. Обмениваются  мнениями, вносят поправки.

Умение слушать, отвечать и дополнять собеседника.

Высказывания  в устной форме.

Коммуникативные,

личностные,

регулятивные.

  1. Обобщение и закрепление усвоенного материала.

Работа с пословицей.

-Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.

Приложение 1  (Слайд 7)

«Не хлебом единым жив человек». 

Объясняет смысл пословицы:

(Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.)

– Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)

– А сейчас, вы можете взять с парты свои сердечки и дописать на них то, что вы посчитаете важным для себя.

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Обратите внимание на доске пьедестал.

Приложение 4

Сколько мест? (четыре)

– Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их и попробуйте распределить, чтобы вы поставили на верхнюю ступеньку пьедестала, на вторую, третью, четвертую.

Приложение 5

Приложение 1  (Слайд 8)

-Что получилось на 1 месте? (семья), на втором? Третьем? Четвертом? Почему получились совпадения? 

Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, это значит, что мы все разные.

Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.) 

Запоминают смысл пословицы, делают выводы, что в жизни важнее всего.

Работа  в группах

Коммуникативные,

регулятивные.

  1. Объяснение и понимание домашнего задания.

Объясняет домашнее задание

У вас будет творческое домашнее задание. Необходимо будет  пересказать текст и написать сочинение на тему “Что я люблю”.

Приложение 1 (Слайд 9)

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Коммуникативные,

личностные,

регулятивные,

познавательные.

  1. Рефлексия

– На слайде  записаны предложения. Подумайте и закончите их:

  • – Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило меня задуматься…
  • – Читая произведения, я испытывал…
  • – Особенно меня тронуло…

– Было ли вам интересно на уроке?

Приложение 1 (Слайд 10)

Спасибо, ребята вам за урок.

Дети высказывают свою точку зрения.

Личностные,

регулятивные.

  1. Самооценка.

Объясняет, как заполнить оценочный лист.

Возьмите  на краю парты лист оценки вашей работы на уроке. Подпишите его и оцените себя. 

Приложение 6

Вручает  медальки за урок активным ученикам «Знатоки рассказов Драгунского и друзья Драгунского»

Приложение 7

Спасибо, ребята вам за урок.

Приложение 1 (Слайд 11)

Заполняют оценочный лист, самостоятельно себя оценивают по уроку.

Личностные.

nsportal.ru

Урок литературного чтения во 2 классе

У- Подберите однокоренные слова к слову загадка?

(загадывать, гадать, гадалка)

– Да, действительно слово загадка образовалось от слова «гадати» – думать, рассуждать.

«Гадание» – это выяснение чего-то скрытого, непонятного.

У- Подберите близкие по значению слова к слову «загадка» ( тайна, секрет, задача )

Давным-давно, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

В лесу – леший, в реке – водяной и русалки, в избе – домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы поймать зверя и понимать друг друга придумали особый язык – загадочную речь.

Например, медведя называли коровой, а на их языке «шикуша», коня – домохвостый.

Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной грамоте.

  • Народ издавна высоко ценил загадки, видя в ней источник мудрости.

  • Загадки использовались в качестве средства общения между людьми для передачи тайных информаций в военных делах.

  • Загадки применялись и на состязаниях в мудрости и находчивости.

  • С давних пор люди обращались к загадке и в момент свадебного обряда, перед тем как выдать замуж, отец невесты загадывал 3 загадки.

  • На Руси время загадывания загадок точно определялось народными приметами. Нельзя было загадывать загадки днём, летом или в пост, иначе корова не вернётся домой, или же сам заблудишься в лесу.

Загадывать загадки можно было только осенью, по окончанию полевых работ. Загадки загадывались на посиделках и в кругу семьи.

У -А для чего необходимо вам уметь загадывать и отгадывать загадки в наше время? ( загадка – для ума зарядка, развивает ум, сообразительность, смекалку, загадка – это развлечение )

– В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться?

Недаром есть такая поговорка « загадка – для ума зарядка»

Работа по учебнику (с. 42 – 44)

– Откроем учебник на с. 42.

– Что мы видим на с.42, с.43, с.44? А что интересного вы ещё увидели?(Загадки даны с отгадками.)

– Поэтому на этом этапе урока наша работа будет носить ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ характер, мы будем с вами исследовать загадки.

– Рассмотрим 1-ую иллюстрацию. Кого вы на ней видите? Найдите про них загадки в учебнике и зачитайте.

– Прочитайте загадку про зайца. (чтение загадки вслух)

– Как догадались, что это именно о зайце идет речь? (дается описание зайца)

– Найдите и зачитайте ещё загадки, построенные по принципу описания

(На доске начинаем строить разрезную схему видов загадок)

– Прочитайте загадку про ель, сосну. Похожа ли она (по структуре) на загадку про зайца? Есть ли в ней описание признаков? (Нет).

– Как она построена? (жизненные ситуации)

– Рассмотрим 2-ую иллюстрацию.

– Рассмотрим 3-ую иллюстрацию.

– Есть загадки, построенные на сравнении двух предметов. Найдите и прочитайте такую загадку. (про подсолнух, про эхо).

– Прочитайте загадки про блин и про чернила. Что в них общего?(они с вопросами).

– Итак, мы выяснили, по каким принципам можно строить загадки?

  1. Загадки-описания.

  2. Загадки-жизненные ситуации.

  3. Загадки-сравнения.

  4. Загадки-вопросы.

У- Кто автор этих загадок? ( народ)

У -А если у загадок есть автор, как они будут называться? ( литературными, авторскими)

У- Полистайте страницы учебника и найдите авторскую загадку.
Вывод: народные загадки короче, сжатее, язык в них более «хитрый», образный, отгадывать их труднее;

– Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (чтобы самим научиться составлять загадки).

– А вы хотите научиться придумывать настоящие загадки?

– Придумывая загадку, что необходимо знать сначала? (Отгадку)

– В этом вам поможет правило составления загадок

Дети читают правило (вслух) стр. 46:

  1. Придумать отгадку.

  2. Назвать главные признаки.

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок по литературному чтению во 2 классе “Хорошее” | скачать бесплатно

Открытый урок по литературному чтению

во 2  классе

 Учитель: Степанова Н.А.

Тема урока: В. Осеева «Хорошее».

Задачи: познакомить с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

формировать умение составлять характеристику героя;

обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;

развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор,  .

Оборудование:

  • учебник с рассказом В.Осеевой “Хорошее”;
  • компьютер;
  • демонстрационный экран;
  • словарь характеристик;
  • пословицы;
  •  карточки-задания для групп;

Ход урока:

  1. Оргмомент. Наших гостей поприветствует ….

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

2. Речевая разминка.

Определите жанр текста: (скороговорка)

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

  1. Читаем тихо
  2. Читаем громко
  3. Читаем шёпотом
  4. Начинаем тихо, заканчиваем громко
  5. Начинаем медленно, затем быстрее
  6. Радостно
  7. Грустно
  8. Раздражительно

3. Целеполагание.(на доске слоги ХО РО ШЕЕ)

Отложили листы в сторону и Откройте учебник на стр 93. Прочитайте название рассказа, который мы сегодня будем проходить.(«Хорошее») Кто Автор рассказа?(В.Осеева)

Давайте вспомним что мы знаем о писательнице ..( 2 ученицы)

1 уч -В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

2 уч Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году  получила  Государственную  премию  за  произведение  «Васёк  Трубачёв  и его  товарищи».

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Я  написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать”.

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Давайте ещё раз прочитаем название рассказа и подумаем о чём это произведение.

-Что означает слово «хорошее»? («Хорошо» — это как?)

 -В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.     1.. Отметка, оценивающая знания, умения, навыки учащихся как вполне удовлетворительные. 2. Оценка окружающей обстановки как приятной. 2) Об удовольствии, душевном удовлетворении, испытываемом кем-либо.

Слушание грамм записи рассказа с остановкой в конце (дети  выдвигают свои предположения, что буде дальше в тексте)

5. Проверка первичного восприятия с остановкой в конце

Как вы думаете чем закончится рассказ? давайте послушаем как его закончил автор

-Какой это рассказ грустный или весёлый?

– В.Осеева назвала свой рассказ  “Хорошее”?. Как вы думаете, что хорошего в рассказе?…

 Как всё это можно назвать одним словом? (мысли, желание)

– А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

6. Физкультминутка

7. Вторичное восприятие.  Чтение рассказа детьми

– А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

Анализ произведения. Чтение по ролям. Выборочное чтение:

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

– Как звали главного героя произведения?

– Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

Найдите и прочитайте эти строки.

– Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

– О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

 (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

– Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

– Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

– Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

– А как он поступил? (Он обидел сестру)

– Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

– Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

– Что он сказал сестре, (Уходи не мешай думать)

– Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

– Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

– Прочитайте диалог Юры и няни.

– Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

– А как он поступил? (Обидел няню)

– Что он ей сказал? (Некогда мне)

– А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

– Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

– Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

– Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

– Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

– Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

– Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие. Как вы думаете почему?  -О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.  Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Может он просто не знал как сделать что-то хорошее?

Кто помог Юре разобраться в себе?(мама)Прочитайте, что она посоветовала. 

Назовите главную мысль этого рассказа. Каждый человек должен делать что-нибудь хорошее и полезное не в мыслях, а на деле. Хорошо мечтать о хороших делах! Вот если бы …. А зачем ждать? хорошие поступки нужны людям, которые рядом с вами каждый день.

Чтение по ролям.

Мы с вами разобрали весь текст, а теперь я попрошу прочитать его по ролям.

  • Сколько действующих лиц в рассказе? а теперь определимся с интонацией
  • . Как их надо читать слова автора? (спокойно)
  • С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?(вопросительной)
  • Слова Юры мы будем одинаково читать?
  • Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
  • А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо, немного раздраженно)
  • Как прочитаем слова мамы?

Выберите ту пословицу, которая подходит к нашему рассказу

Пословицы

По щедрости руки видно, какое сердце.

Доброе дело добрый человек затевает.

Жизнь дана на добрые дела.

Итог урока.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Открытый урок литературного чтения во 2 классе | скачать бесплатно

Открытый урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ»

Цель урока: через ознакомление с произведением Е.И. Чарушина  «Страшый  рассказ» формировать навыки правильного осознанного чтения, развивать умения мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: умение читать текст осознанно с правильной интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты текста для ответа.
  1. Личностные: умение оценивать поступки героев по отношению к окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».
  1. Метапредметные:
  • Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.
  • Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
  • Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, понимать мысли других, работать в паре и группе: слушать и слышать, договариваться, выполнять роли и представлять работу своей группы.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Выставка книг Е.И.Чарушина.
  2. Портрет Е.И.Чарушина.
  3. Слова для словарной работы, иллюстрации.
  4. Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.
  5. ПК
  6. Слова и индивидуальные карточки №2 для работы над выразительным чтением.
  7. «Светофоры».  

Ход урока.

  1. Организационный момент.

        Прозвенел и смолк звонок,

            Начинаем мы урок,

            Улыбнулись, посмотрели

            Друг на друга, на гостей,

            Встали прямо, тихо сели,

            Отвечайте мне скорей

           – Руки? (На месте)

       – Ноги? (На месте)

       – Локти? (На месте)

       – Спинка? (Прямая)

       – Молодцы! А сейчас разминка.

II. Речевая разминка.

  1. «Подышим, подышим»

– Задуй свечу.

– Вдохни ароматы цветов.

2. «Разомнем язычок».

– Упражнение «Улыбка»

– Приоткройте рот

– Произнесите звук «а-а», прикусите язычок (поймали мышку за хвостик)

3. Работа со скороговоркой.

Подготовьте чтение скороговорки

«Еж с ежонком и с ежихой собирают ежевику»

(Первый раз – медленно, второй раз – со средней скоростью, три раза – быстро)

Проверка. Работа в парах. Оценить с помощью « светофора».

III. Повторение.

  1. Беседа по пройденному материалу

– Ребята, как называется раздел, в котором мы сейчас читаем произведения?

– Кто такие «братья наши меньшие»?

– О ком читали дома?

– Как называется стихотворение?

– Кто написал?

– Почему автор так назвал свое произведение?

– А какое название придумали вы?

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточке №1

– Ребята, положите перед собой карточку №1

– Рассмотрите ее. Что необычного вы заметили?

– Нужно прочитать отрывки из стихотворения, выразительно и без ошибок, а кто будет следить и слушать приготовьтесь оценивать своих одноклассников.

Чтение текстов учащимися. Оценивание ответов одноклассниками.

 

      IV. Актуализация знаний.

  1. Определение темы урока.

– Ребята, рассмотрите выставку книг?

– О ком все эти книги?

– Почему вы так решили?

– Кто написал эти произведения? А кто это?

– Давайте определим тему нашего урока?

(Мы сегодня познакомимся с писателем Е.Чарушиным и будем читать его произведение)

  1. Сообщение о писателе.

– Послушайте сообщение о писателе Е.И.Чарушине, а помогать мне будут Даша и Яна.

-Много лет тому назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и более 20 видов певчих птиц. Мальчик любил выхаживать больных уток, тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

-Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пренатых любимцев. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук [р] он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

Учитель.

Ребята, как вы думаете, может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

Евгений Иванович Чарушин и был таким человеком. Он был известным писателем и известным художником. Вначале известность к нему пришла, как к художнику-иллюстратору. Первая книга в которой он сделал иллюстрации была книгой писателя Виталия Бианки. Позднее он иллюстрировал книги и других писателей и делал рисунки для своих книг. После урока, я думаю, вы более подробно рассмотрите книги представленные на выставке и найдете рисунки Е. И. Чарушина.

V. Работа по теме урока.

  1. Прогнозирование.

– Откройте учебники  на с.136.

– Прочитайте название рассказа.

– Как вы думаете, о чем этот рассказ, судя по названию?

– Ребята, а когда бывает страшно? Приведите примеры.

– Рассмотрите иллюстрации, может она поможет дополнить наши предположения о чем этот рассказ?

– А сейчас проверим свои предположения и послушаем рассказ? Закройте учебник.

2. Первичное чтение рассказа.

        Чтение рассказа учителем

  1. Проверка первичного восприятия текста.

Постановка цели урока.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?

– Кто главный герой?

– Почему рассказ назван «Страшный рассказ»?

– Подтвердились ли ваши предположения?

– Как вы думаете, мальчики трусливые или смелые?

– Поднимите руки, кто считает мальчиков трусливыми? Смелыми?

–  Как автор относится к своим героям, считает их смелыми и сочувствует им, или считает их трусливыми и осуждает из за такое поведение. Чтобы нам понять отношение автора, надо перечитать этот рассказ и подумать над этим. Тогда мы можем понять, кто из нас прав.

4. Словарная работа.

Во время чтения текста вам встретятся слова

СЕНИ –  помещение в деревенском доме между крыльцом и жилой частью дома.

ЧУЛАН – кладовка, где хранятся продукты и разные старые вещи.

5.Самостоятельное чтение рассказа.

VI. Физкультминутка (музыкальная).

VII. Закрепление.

1. Анализ текста.

– Прочитайте, где жили мальчики?

– Почему они остались дома одни? Прочитайте.

– О чем разговаривали дети, когда легли спать?

– В этот момент им было страшно?

– Они показывали свой страх?

– Что напугало детей? Найдите эти строчки.

– Вам, наверное, тоже страшно стало в этот момент?

– Расскажите, что сделали родители, когда вернулись домой?

– Кого нашли родители, кто напугал детей?

– Почему ежик свернулся шариком?

– Что почувствовали наши герои в этот момент? Прочитайте слова и выберите подходящие (радость, облегчение, удивление).

– Положите перед собой карточку №2 и прочитайте предложение с чувством радости , чувством облегчения , c чувством удивления.

– Почему ежик не убежал в лес?

– Боялись ли его мальчики потом?

– Возьмут ли мальчики его с собой в город?

– Как бы вы поступили на их месте?

Правильно! Молодцы! Дикие звери и птицы чувствуют себя неуютно в квартире. Им нужен лес. Только голодные и раненных животных можно брать домой, чтобы помочь им, но потом нужно выпустить на волю.

  1. Обобщение.

И так, давайте вспомним начало рассказа. Какое чувство преобладало у детей? (страх)

– Боролись ли они со своим страхом?

– Можно ли мальчиков назвать трусливыми? Тогда какие они?

– Давайте сделаем вывод: как автор относится к своим героям?

(Они ему нравятся, он сочувствует им, считает их смелыми)

Значит, кто из вас был прав?

(Те, кто считал мальчиков смелыми)

  1. Самостоятельная работа. Работа с пословицами.

Работа в группе: прочитайте задание, приступайте к работе.

Проверка. Выступление групп.

– Какую пословицу вы выбрали?

– Объясните смысл выбранной пословицы.

– Молодцы! Спасибо за работу.

VII. Итог урока.

  1. Загадка о ежике. Сообщение о ежике.
  2. Домашнее задание.

Ежик приготовил для вас домашнее задание.

  1. Подведение итога.

А сейчас давайте расскажем ежику:

– Как называется, рассказ, который читали на уроке?

– Кто автор этого рассказа?

– Чему учит этот рассказ?

4. Рефлексия.

– Выберите одно из предложений и дополните его:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я сумел…

Я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

  1. Оценки за работу.

      -Спасибо всем за работу на уроке.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *