ТЕКСТ
Урок 4. Что такое текст?
Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.
Планируемые результаты: научатся отличать текст от других записей по его основным признакам.
УУД:
регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание.
Личностные результаты.
Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме.
Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона,
воробей, синица).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,
которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)
— Что вы записали? (Предложения.)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
III. Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ.)
— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.
ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
Итак, тема нашего урока — текст.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который
мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?) Упр. 12 (с. 16).
— Прочитайте.
— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о К.ОЛГ ‘мм о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.}
— Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят свиристели.} ~ Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»)
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.
«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)
Это — правая рука,
Это — левая рука.
Справа — шумная дубрава,
Слева — быстрая река.
Справа — роща протянулась,
Слева — чей-то огород…
А когда я обернулась, (Повернуться.)
Стало все наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа — быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
С. Должепко
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив
упр. 13. Упр. 13 (с. 17).
— Прочитайте.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}
— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.)
— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
VII. Рефлексия Упр. 14 (с. 18).
— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)
— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.
(Остальным детям учитель дает карточку-под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».)
— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к вы -полнению задания.
— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.)
(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)
— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
Домашнее задание
Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).
Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.
nsportal.ru
Тема: ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
Цели: формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста; развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, раздаточный материал (карточки с предложениями)
ХОД УРОКА:
– Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.
II. Психологический настрой.
На доске табличка:
– Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей: интересным, познавательным, необычным).
– Кто обычно ведёт урок? (Учитель).
– А кто ему помогает? (Ученики).
На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.
– Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).
– Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.
– Откройте тетради, запишите число и классная работа.
III. Минутка чистописания.
– Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания).
– Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей).
– Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.
Показ учителем с объяснением написания:
– Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о. Напишите до конца строки.
IV. Словарная работа.
– А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.
На доске появляется таблица с кодом.
– Я буду читать слова, а вы на новой строчке запишите числа. Если в слове в безударном положении пишется А – ставьте 1, если О – ставьте 2.
Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.
– Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число – надо повторить словарные слова.
– А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей).
– Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:
-Какое слово новое? (мороз).
– Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.
Учитель делает запись на доске:
Словарь: мороз.
V. Постановка темы урока.
– Послушайте внимательно.
Учитель читает текст.
Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.
– Что я прочитала? (Текст).
– Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу).
– А кто может определить тему урока? (Текст).
– Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.
– Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).
VI. Работа над новой темой.
– Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?
– Как она устроена?
(Колечки насаживаются на стержень).
– Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.
– Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.
На экране запись:
– Прочитайте. Это текст? Почему?
– Запишите предложение.
– Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей).
– Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения).
– Почему вы выбрали это предложение? ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.
– То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме).
– Что хотел сообщить автор, это основная мысль. Определите основную мысль. (Как готовятся к зиме).
– Запиши выбранное предложение в тетрадь.
– Прочитайте важную информацию на стр. 111.
– Влад, прочитай вслух эту информацию.
То, о чём говорится в тексте, – это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, – главная мысль текста. Тема и главная мысль – это стержень текста.
– Что же такое тема текста?
– Что такое основная мысль?
VII. Физминутка.
– А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.
Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».
– Садитесь.
VIII. Работа в группах.
– Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.
– Попробуйте из этих предложений составить текст.
– Приклейте на лист предложения в нужном порядке.
Проверка по образцу.
– Прочитай текст, который получился.
– Какая группа справилась с заданием без ошибок?
Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.
– Определите тему текста. (Зима).
– А какая главная мысль? (Помощь птицам).
– Молодцы!
IX. Физминутка для глаз.
Музыкальная физминутка «Снежинки».
IX. Творческая работа.
– Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.
Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.
– Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.
X. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Зачем уметь определять тему текста?
XI. Рефлексия.
– Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки.
– Оцените наш урок. Если урок прошёл с пользой, поднимите белую снежинку, если нет, то синюю.
– Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.
ученик
В Д А
урок
И П Н
А – 1
О – 2
1 2 2 1 2 2 1
Москва
ворона
Россия
воробей
мальчик
девочка
заяц
собака
мороз
Тема и основная мысль текста.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Я сыплю в кормушку разные семена.
Птицы ищут пищу.
Зимой птицам нужна забота.
Наступила морозная зима.
Наступила морозная зима.
Птицы ищут пищу.
Я сыплю в кормушку разные семена.
Зимой птицам нужна забота.
Тема и основная мысль текста.
nsportal.ru
Тема: «Признаки текста»
Цель: выявить основные признаки текста.
Задачи:
а) уметь оформлять предложение на письме
б) развивать орфографическую зоркость;
в) воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Орг. момент
-Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнем урок. Откройте тетради и запишите «число и классная работа»
Дети здороваются кивком головы. Записывают в тетрадях
2.Минутка чистописания.
-Послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?
Как называют явление природы, когда опадают листья?
-Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.
-пропишем лл в круге безотрывно.
В этой загадке говорится об осени.
Идут дожди, дни становятся короче, опадают листья.
Листопад.
Прописывают 1 строчку ЛЛ.
3.Актуализация знаний
-Осень бывает разная: зеленая и шумная, грустная и дождливая, а бывает вот такая полыхающая всеми красками.
Именно такая осень очаровывала многих писателей, ей посвящен не один десяток стихотворений.
– Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения.
– Сколько предложений в этом отрывке?
-Какие знаки препинания стоят в конце предложений?
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Запишите эти строчки в тетрадь, Подчеркните изученные орфограммы.
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Просматривают слайды.
Читают про себя.
Чтение вслух. (1 ученик)
2 предложения
Читают слово, называют орфограммы.
4.Постановка проблемы
– А сейчас я вам предлагаю исследовать два отрывка.
– Прочитайте их. Найдите, что в них общего?
Отрывок № 1
В канавах прозрачная вода. В лесу пахнет дубом и сосной. Дождь стучит по крышам домов. С берез падают жёлтые листья.
Отрывок № 2
Красив и печален русский лес в осенние дни. Медленно кружатся в воздухе и падают на землю листья. От дерева к дереву протянулись нити паутины. Прозрачен и чист воздух в осеннем лесу.
-А теперь подумайте, чем отличаются эти отрывки?
-Вы согласны? А кто думает иначе?
– Как можно назвать второй отрывок?
Сформулируйте тему нашего урока.
– На какой основной вопрос урока мы должны ответить? Сформулируйте.
Работа в парах.
Состоят из предложений, об осени
Предложения не связаны (№1).
Предложения связаны по смыслу(№2).
-Текстом.
ТЕКСТ
Из чего состоит текст?
Каковы признаки текста?
5.Поиск решения проблемы
Проверка гипотезы
– Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
-Какие у вас есть предположения?
Работа с отрывком.
Предложения связаны по смыслу.
Можно выделить тему(об осени).
Имеет заголовок (название)
6.Применение нового знания
-А теперь проверим ваши предположения.
Подумайте где текст, а где предложения?
Выпишите из текса 2 предложения, выделите корень в однокоренных словах
Физминутка «Танцуй сидя»
Упр. 29, с. 21
Ученик доказывает, используя признаки текста.
горохгорошина
7.Закрепление пройденного
-Давайте проверим свои знания. Выполните задание «Проверь себя»
Обведите правильные высказывания.
Проверка по слайду. Оцените работу:
вся работа без ошибок -5;
1 ошибка – 4;
2 и более ошибки – не оценивают работу.
Как вы думаете, пригодиться ли новое знание в дальнейшей работе?
Вам нужно еще раз повторить признаки текста, и я думаю на следующем уроке у вас все получится.
1,3,5(верные)
«Проверь себя»
1.Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3.Предложения в тексте связаны по смыслу.
4. Предложения в тексте не имеют границ.
5.В тексте можно выделить тему.
8.Итог урока.
Рефлексия.
– Какая тема была у нас сегодня на уроке?
– Какой был основной вопрос?
-Какой ответ на основной вопрос вы можете дать? (перечислите признаки текста)
-Что будете делать дома для того, чтобы закрепить полученные знания?
Оценить за устную работу.
Записать домашнее задание.
– На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу.
-Текст
-Каковы признаки текста?
– предложения связаны по смыслу
-можно выделить тему
– имеет заголовок (название)
Ответы детей.
*Упр.23,стр.12(дидактический материал)
*Подобрать текст из 5-6 предложений о школе,
о доброте (по желанию)
infourok.ru
Этапы Методы и приёмы | Хроно-метраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Орг. момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Красиво встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. | Приветствовать учителя | Р:Организовывают свое рабочее место. Л:формирование мотивации к изучению предмета. | Актуализация знаний Практический: заполняют схему Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Наглядный: презентация | 3 мин | Вспомним, что мы знаем о глаголе. Посмотрите на слайд, сформулируйте задание. Что нужно сделать? (заполнить схему) Поработайте в парах и заполните схему. Фронтальная проверка задания | Отвечать на вопросы В парах заполнять схему. Фронтальная проверка | П: осознанное построение речевого высказывания П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. | Постановка учебной задачи Наглядный: уч. презентация Практический: отгадывание ребуса Словесный: учебный диалог | 2 мин | – Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока: – Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов»
Какую цель мы поставим на уроке? – узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. 1. Что такое текст-повествование? 2. Какова в нем роль глаголов? | Отгадывать ребус, определять ключевое слово темы урока. Определять тему урока Определять цели урока | П: строить речевое высказывание Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Решение частных задач Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя | 15 мин | Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу). А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. – Что мы прочитали? (Текст) – Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) – О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) – Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) – Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) – Сколько частей в этом тексте? (Три) – Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) – Прочитайте I часть – Что случилось потом? (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку) – Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) – Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. – О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку) -Ребята, обратите внимание, как в этом тексте происходят события? (В этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.) – Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) – Ребята, так что же такое текст повествование? – Ребята, текст, который мы с вами прочитали, мы можем назвать текстом-повествованием? (да) Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты – повествование от остальных. – Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст – повествование) Ответили ли мы на этот вопрос? Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос. – В группах, найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте . (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать) – Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов) – Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) – Ответили ли мы на второй вопрос? Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски) Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) – Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) – Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) – Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) – Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. | Формулировать определение «Текста» Знакомиться с текстом в учебнике (упр. 144) Анализ прочитанного текста по содержанию Постановка вопроса ко всему тексту. Читать определение в учебнике Подводить итог по первому вопросу. Постановка учебной задачи на данный этап урока Работать с текстом, выделять в нём глаголы Формулировать вывод Грамматический разбор предложения | П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст; построение речевого высказывания Р: контроль за выполнением упражнений. П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: участие в продуктивном диалоге Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности | Динамическая пауза | 1 мин | Давайте встанем и немного отдохнем. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. | Выполнять двигательные упражнения | Словесный: слово учителя Наглядный: учебник Словесный: ответы на вопросы Практический: письменное вып. упр. | 10 мин | – Выполним упражнение №145 на стр. 83. – Прочитайте. -Докажите, что вы прочитали текст-повествование. – Для чего автор использовал глаголы в тексте? -Придумайте заголовок тексту. -Напишите ответ на один из данных вопросов самостоятельно. | Рассматривать рисунок Работать с упражнением. Написать ответ на один из вопросов. Фронтальная проверка задания | К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью; строить сообщения в устной и письменной форме Р: контроль, коррекция ошибок П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия | Итог урока Словесный: уч. диалог | 2 мин | – О чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование) – Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.) – Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?) | Подводить итог | П: выполнение учебного действия П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Рефлексия Словесный: слово учителя Наглядный: карточки | 1 мин | У вас на партах лежат листочки. На этих листочках вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко. Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение. Домашнее задание: упр. 146 | Проводят самооценку своей деятельности | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |
nsportal.ru
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1568
ПЛАН – КОНСПЕКТ
урока русского языка во 2 классе
(возраст учащихся – 8-9 лет)
Тема: «ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?»
УМК Поляковой (по программе Л.Занкова)
подготовила
учитель начальных классов
Смирнова Галина Васильевна
Москва
2013 год
Тип урока: урок формирования навыков работы с деформированным текстом
Задачи урока
Практическая задача урока:
Обучить учащихся работе с деформированными текстами различных стилей, сформировать навык выделения главных признаков текста.
Воспитательная задача:
Способствовать формированию навыков коллективной работы.
Образовательная задача:
Способствовать формированию навыков грамотной речи, сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Развивать
умение отличать текст от набора предложений.
Развивающая задача:
Способствовать развитию способностей учащихся к догадке по словообразовательным элементам и аналогии с родным языком. Развивать дедуктивное мышление и способность к обобщению.
Оснащение:
Доска, экран, компьютер, карточки с текстами различных стилей, наглядное пособие.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Релаксация.
Введение в тему урока.
Основной этап.
1. Актуализация знаний
— Я предлагаю вам отрывок из текста. Знаете ли вы это произведение? Кто его автор?
СЛАЙД 1.
Алиса увидела Кролика. Он достал из жилетного кармана часы и помчался дальше. Алиса удивилась. Ей стало очень любопытно…
Задания.
а) найти словарное слово;
б) найти орфограммы ча-ща, чу-щу, «ь» — показатель мягкости;
в) письменно: подобрать однокоренные слова к слову «удивился» (диво – дивный – удивительный и т.д.)
г) найти синоним к слову «любопытно»;
д) ответить на вопрос: «Что означает многоточие в конце?»
СЛАЙД 2
Чтобы нам отправиться дальше за Алисой, разгадаем цепочку:
слово – предложение – слог – звук — …
СЛАЙД 3
звук – слог – слово – предложение – текст
СЛАЙД 4
Текст. Что это такое?
Раскрытие темы урока. Формирование навыка работы с деформированным текстом.
Что называется текстом?
СЛАЙД 5
Мультфильм
Можно ли назвать это послание текстом?
СЛАЙД 6
Варкалось. Хливкие шорьки
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.
Что здесь написано? Можно ли назвать это текстом? Обоснуйте свой ответ. О чем этот текст? Как мы можем перевести этот текст со сказочного языка?
Смеркалось. Юркие хорьки
Бежали по траве,
И засверкали светлячки
Как звездочки во тьме.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста».
На доске цветок с разноцветными лепестками.
— Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема, основная мысль.)
Учитель раскрывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
— Объясните каждый признак. (Тема — это то, о чем или о ком говорится в тексте). Основная мысль — самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок — заглавие, название. Начало, основная часть, концовка — структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова — слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста — это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
Работа в малых группах.
Каждая группа из четырех человек получает карточку с заданием по работе с деформированными текстами различных стилей.
Группа 1.
Задание. Расположить предложения так, чтобы получился текст. Придумать и написать заголовок и концовку текста.
Обезьяна несла две полные горсти гороха.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала двадцать горошин.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Группа 2.
Задание. Расставить знаки препинания. Дать название тексту.
Есть у Никиты деревянный тигр есть крокодил резиновый и слон спрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
Группа 3.
Задание. Восстановить текст. Кто автор сказки? Как называется сказка?
Они жили в ветхой землянке
Старик ловил неводом рыбу
Жил старик со своею старухой
Старуха пряла свою пряжу
У самого синего моря
Ровно тридцать лет и три года.
Группа 4.
Задание. Составить текст из предложений. Продолжить.
Миша прочитал три сказки. А в маленькой книге на семь сказок меньше. В большой книге 12 сказок.
Группа 5.
Задание. Составить текст, написать заголовок.
Там стоит ночь.
Солнце является центром Солнечной системы.
Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в ее собственной тени.
Солнце освещает Землю, которая, как и другие планеты, обращается вокруг него.
Солнце – это звезда, иначе говоря, раскаленный шар.
6 группа.
Задание. Составить текст из предложений и продолжить его. Что это за текст?
Ваш сын дядя Федор. У меня все есть. Дорогие родители! Я живу в деревне хорошо. До свидания. Как вы поживаете?
Контроль. Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания».
Учащиеся находят неверные высказывания, обосновывают свой выбор.
Текст состоит из предложений.
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Заключительный этап.
1. Рефлексия.
— Какие открытия вы сделали на уроке? Что нового вы узнали? Вам было интересно?
2. Устное оценивание и выставление отметок.
3. Домашнее задание. Придумать и записать свой текст на любую тему.
Список использованной литературы
Кэролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Успенский Э.Н. Дядя Федор, пес и кот. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Мультфильм «Алиса в Стране Чудес» (1981 г., реж. Е.Пружанский)
globuss24.ru
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1568
ПЛАН – КОНСПЕКТ
урока русского языка во 2 классе
(возраст учащихся – 8-9 лет)
Тема: «ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?»
УМК Поляковой (по программе Л.Занкова)
подготовила
учитель начальных классов
Смирнова Галина Васильевна
Москва
2013 год
Тип урока: урок формирования навыков работы с деформированным текстом
Задачи урока
Практическая задача урока:
Обучить учащихся работе с деформированными текстами различных стилей, сформировать навык выделения главных признаков текста.
Воспитательная задача:
Способствовать формированию навыков коллективной работы.
Образовательная задача:
Способствовать формированию навыков грамотной речи, сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Развивать
умение отличать текст от набора предложений.
Развивающая задача:
Способствовать развитию способностей учащихся к догадке по словообразовательным элементам и аналогии с родным языком. Развивать дедуктивное мышление и способность к обобщению.
Оснащение:
Доска, экран, компьютер, карточки с текстами различных стилей, наглядное пособие.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Релаксация.
Введение в тему урока.
Основной этап.
1. Актуализация знаний
– Я предлагаю вам отрывок из текста. Знаете ли вы это произведение? Кто его автор?
СЛАЙД 1.
Алиса увидела Кролика. Он достал из жилетного кармана часы и помчался дальше. Алиса удивилась. Ей стало очень любопытно…
Задания.
а) найти словарное слово;
б) найти орфограммы ча-ща, чу-щу, «ь» – показатель мягкости;
в) письменно: подобрать однокоренные слова к слову «удивился» (диво – дивный – удивительный и т.д.)
г) найти синоним к слову «любопытно»;
д) ответить на вопрос: «Что означает многоточие в конце?»
СЛАЙД 2
Чтобы нам отправиться дальше за Алисой, разгадаем цепочку:
слово – предложение – слог – звук – …
СЛАЙД 3
звук – слог – слово – предложение – текст
СЛАЙД 4
Текст. Что это такое?
Что называется текстом?
СЛАЙД 5
Мультфильм
Можно ли назвать это послание текстом?
СЛАЙД 6
Варкалось. Хливкие шорьки
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.
Что здесь написано? Можно ли назвать это текстом? Обоснуйте свой ответ. О чем этот текст? Как мы можем перевести этот текст со сказочного языка?
Смеркалось. Юркие хорьки
Бежали по траве,
И засверкали светлячки
Как звездочки во тьме.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа со схемой-рисунком “Яркие признаки текста”.
– Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема, основная мысль.)
Учитель раскрывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
– Объясните каждый признак. (Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте). Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
Работа в малых группах.
Каждая группа из четырех человек получает карточку с заданием по работе с деформированными текстами различных стилей.
Группа 1.
Задание. Расположить предложения так, чтобы получился текст. Придумать и написать заголовок и концовку текста.
Обезьяна несла две полные горсти гороха.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала двадцать горошин.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Группа 2.
Задание. Расставить знаки препинания. Дать название тексту.
Есть у Никиты деревянный тигр есть крокодил резиновый и слон спрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
Группа 3.
Задание. Восстановить текст. Кто автор сказки? Как называется сказка?
Они жили в ветхой землянке
Старик ловил неводом рыбу
Жил старик со своею старухой
Старуха пряла свою пряжу
У самого синего моря
Ровно тридцать лет и три года.
Группа 4.
Задание. Составить текст из предложений. Продолжить.
Миша прочитал три сказки. А в маленькой книге на семь сказок меньше. В большой книге 12 сказок.
Группа 5.
Задание. Составить текст, написать заголовок.
Там стоит ночь.
Солнце является центром Солнечной системы.
Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в ее собственной тени.
Солнце освещает Землю, которая, как и другие планеты, обращается вокруг него.
Солнце – это звезда, иначе говоря, раскаленный шар.
6 группа.
Задание. Составить текст из предложений и продолжить его. Что это за текст?
Ваш сын дядя Федор. У меня все есть. Дорогие родители! Я живу в деревне хорошо. До свидания. Как вы поживаете?
Контроль. Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания».
Учащиеся находят неверные высказывания, обосновывают свой выбор.
Текст состоит из предложений.
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Заключительный этап.
1. Рефлексия.
– Какие открытия вы сделали на уроке? Что нового вы узнали? Вам было интересно?
2. Устное оценивание и выставление отметок.
3. Домашнее задание. Придумать и записать свой текст на любую тему.
Список использованной литературы
Кэролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Успенский Э.Н. Дядя Федор, пес и кот. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Мультфильм «Алиса в Стране Чудес» (1981 г., реж. Е.Пружанский)
doc4web.ru
Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст и различать текст и не текст.
Задачи:
Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести понятие, что такое «текст»
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
УУД, формируемые на уроке:
– личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
-коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
– познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
– регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Оборудование и технические средства обучения: компьютер,
Наглядные пособия: карточки
Ключевые слова: «текст» и не «текст»
Рабочие материалы для обучающихся: карточки
Планируемые результаты:
Умение различать слово, предложение и текст – и различать текст и не текст.
№ | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формирование УУД |
1. | Организационный момент | Эмоциональный настрой Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. И давайте мы глазами Пожелаем друг другу успехов. Проверим готовность к уроку Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему? | На урок нужен учебник, тетрадь, дневник, пенал. Рассуждение детей. (Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди) | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
2. | Актуализация новых знаний | Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому? Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить. Приложение 1 Какое слово получилось? Минутка красивого письма. – Итак, минутка красивого письма. На доске: текст –какое задание надо выполнить? – Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма? Если вы считаете, что вы справились, поставьте +. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно. | Карточка1 Выполняют задание самостоятельно. Участвовать в диалоге Написать очень красиво. Вспоминаем, как надо сидеть во время письма. Оценивают себя | Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму. Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать. Самоанализ и самооценка своей деятельности |
3. | Открытие новых знаний Физкультминутка | 1.Постановка проблемного вопроса – Прочитайте, какое слово мы с вами записали на минутке красивого письма еще раз. – Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? На доске слово «текст» Что означает это слово? – Какой вопрос возникает? На доске Что такое текст? – Чему мы будем продолжать учиться? 2. Введение нового понятия Организовать «открытие» детьми нового знания – А где мы можем узнать, что такое “текст”? –А ещё можно подумать самим. Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст? 3.Выполнение задания – Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу Приложение 2 – Итак, из чего же состоит текст? Различение текста и не текста. – Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? -Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. Приложение 3 – Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. – Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте. – Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, Постановка задачи – Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок? Организовать эмоциональную разрядку (разминка) | (будем узнавать всё о тексте) Что такое текст? Можно узнать в учебнике. Ответы детей. Дети получают карточку №2 – Прочитайте и сравните две записи. Из нескольких предложений Карточка №3 «ТЕКСТ – это два или несколько предложений. Все предложения связаны между собой по смыслу. уч. с .11 «Тайны языка». Надо потренироваться С.10 «Подумай» Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку. | Целеполагание. Способность прогнозировать деятельность на уроке. Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений». Работа с информацией учебника |
4. | Первичное закрепление | Организовать самостоятельную деятельность по применению полученных знаний с использованием парной работы. Какая задача стоит перед вами? | Вспомнить правила работы в паре. Уч. с. 11. упр.1 Определить, где текст, а где не текст. Объяснить почему. | Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданий. Уметь работать в парах |
5. | Рефлексия | Вернёмся к началу урока. – На какой вопрос мы должны были ответить? – Сможете ли вы сейчас сказать, что такое “текст”? Оценка работы учащихся. “Волшебная лестница знаний”. Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание. | Что такое “текст”? | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
6. | Домашнее задание | Организовать объяснение домашней работы | Выбрать задание и записать в дневник |
\
Приложение 2
Карточка №2
– Прочитайте и сравните две записи.
Около дома росла маленькая яблонька. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
-Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)
-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
-Прочитайте предложение, с которого начинается текст (Росла маленькая яблонька.)
– Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)
– Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)
– Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)
– Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)
– Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)
Приложение 3
Карточка №3
– Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В лесу растёт земляника. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
– Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)
– Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.
«ТЕКСТ – это два или несколько предложений.
Все предложения связаны между собой по смыслу.
nsportal.ru