Слайд 1
Презентацию подготовила Нуржанова Наталия Викторовна учитель начальных классов ФГОУ- СОШ №21 МО РФСлайд 2
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. Какое это время года?
Слайд 3
Назови объекты неживой природы. небо облака осадки ветер солнце вода в водоёмах Сравни погоду летом и осенью. летом осенью
Слайд 4
Какие осенние явления не относятся к неживой природе? листопад ледостав похолодание заморозки туман увядание трав иней отлёт птиц исчезновение насекомых
Слайд 5
Назовите главный признак осени. последняя гроза затяжные дожди первые заморозки появление инея густые туманы первый снег ледостав похолодание
Слайд 6
растения грибы рыбы птицы насекомые звери бактерии человек Осенние изменения в живой природе Вспомните и назовите объекты живой природы
Слайд 7
Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев и кустарников?
Слайд 8
Листопад С приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
Слайд 9
Почему в природе происходит листопад? С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
Слайд 10
Какие изменения происходят осенью в жизни насекомых? У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, а другие зимуют в стадии личинок
Слайд 11
Жизнь птиц осенью Чем питаются птицы?
Слайд 12
Питание птиц осенью Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
Слайд 13
ОСЕНЬ ПОХОЛОДАНИЕ исчезают насекомые увядают травы замерзают водоёмы УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ
Слайд 14
Какие птицы называются перелётными ?
Слайд 15
Птицы, совершающие осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения называются перелётными ласточки стрижи кукушки Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются осёдлыми голуби
Слайд 18
http://ru.desktopvenue.com/get/25189/6/ http://do.gendocs.ru/docs/index-12736.html http://www.kartinkijane.ru/download/34473/2560×1600/ http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=33831&page=127 http://ru.best-wallpaper.net/Maple-leaves-autumn-season_1680x1050.html http://iunsidiong.ucoz.ru/news/detskie_stikhi_pro_osen/2013-10-11-23 http://skachatkartinki.ru/skachat.php?id=18478&num=3 http://nnm.me/blogs/victor2589/susan_bourdet_birds/ http://www.photoline.ru/photo/1205233109?rzd=new http://kotomatrix.ru/user/KOTAL/abyss/ http://belosnezhka.com/post135219879/ http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=90&t=505545&p=12314564&sid…
nsportal.ru
Слайд 1
Предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «В гости к осени»Слайд 2
Осенние явления в неживой природе : похолодание первые заморозки появление инея затяжные дожди густые туманы первый снег ледостав
Слайд 3
Жизнь растений осенью ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной . И. Бунин
Слайд 5
лебедь скворец утки журавли цапли грачи соловей Зимующие птицы Воробей Дятел Тетерев Снегирь Голубь Сова Сорока Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует – коноплю ворует. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее … Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит. Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам … Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин.
Слайд 6
Осенние изменения в жизни животных
Слайд 7
Медведь Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
Слайд 8
Лиса Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной – ….
Слайд 9
Зимой беленький, а летом серенький.
Слайд 10
О каких осенних изменениях в неживой природе ты узнал? Что ты можешь рассказать об осенних изменениях в живой природе?
Слайд 11
Если встанешь на заре- Крышка в сером серебре… Длинно тень ложится, Долго лист кружится. Если выйдешь поутру- Галки стынут на ветру…
Слайд 12
Вьются над парами Вслед за тракторами. Разгуляется денек – В полдень сядешь на пенек, Смотришь на припеке Прыгают сороки. А в обед совсем теплынь
Слайд 13
Пахнет горькая полынь, Тянет медом, мятой И травой примятой. Только этому не верь… Осень все-таки теперь! Солнышко бледнее, Небо холоднее. Е. Благанина
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (6,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
Форма проведения: урок – праздник.
Место проведения: актовый зал.
Оформление зала:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маски животных, корзина с листьями, костюмы (ёжика, зайца, гриба, дождика, осени), зонтики для танца, листья для игры “Самый ловкий”, одежда для игры “Гроза”, аудиозаписи.
Действующие лица:
Учитель: (Слайд 1.)
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – праздник. Мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – об осени. Наш праздник так и называется “В гости к осени”.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Осень приходит к нам по-разному. Иногда, проснешься утром и с удивлением замечаешь, как после студеной ночи ярким пламенем вспыхнули до этого скромные берёзки, какой янтарный блеск приобрели налившиеся кисти рябин. И небо стало синее и бездоннее, будто умытое студеной росой.
Но чаще осень идет тихой поступью, застенчиво, словно стыдится открыто заявить о себе. Тогда, кажется, будто лето так и продолжается без особых перемен: что было вчера, то осталось и сегодня в эту пору краски в природе меняются неуловимо для глаз.
1-й уч-ся:
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые
Кружатся листы.
2-й уч-ся:
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат
3-й уч-ся:
Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит Осень [1]
Учитель: Ребята! Давайте все вместе хором позовем нашу подружку осень.
Все:
Осень, осень!
В гости просим!
В зале гаснет свет, раздаются странные звуки (звуки ночного леса).
Звучит музыка. Появляется во всей красе осень.
Рис. 1.
Осень:
Осень – славная пора!
И радушно скажет каждый:
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
Все: Здравствуй, осени пора!
Осень: Здравствуйте, милые ребята! Как же долго я шла к вам. Торопилась. Ждала пока пройдут зима, весна, лето. И вот я снова с вами, в кругу своих друзей.
4-й уч-ся: (Слайд 2)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Осень: Я принесла вам целое ведёрко листьев, сейчас мы узнаем кто из вас самый ловкий.
(Слайд 3.)
(Осень раздаёт листья . Дети встают в круг.) Осень в центре круга. Игра “Cамый ловкий”. По ходу игры Осень убирает по одному листочку.)
Осень:
Листик на пол положи,
Себя в пляске покажи.
Кончит музыка играть,Быстро листик надо взять.
Игра “Самый ловкий”.
Осень: И вы, я вижу, хорошо подготовились к встрече со мной. Пришла я к вам со своими братьями, осенними месяцами. А вы, ребята, знаете, как их зовут? (ответы детей)
На сцене появляются Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Рис. 2.
Сентябрь. (Слайд 4.) Обо мне говорят: “В сентябре одна ягода горькая, да и та – рябина”.
Октябрь. (Слайд 5.) Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: “Октябрь ни колеса, ни полоза не любит”.
Ноябрь. (Слайд 6.) А обо мне говорят так: “В ноябре зима с осенью борется”, “Ноябрь капризен: то плачет, то смеется”.
Месяцы: А вы, ребята, за лето хорошо отдохнули, загорели, выросли. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте и наши загадки.
Загадки:
Учитель: Ребята, а вы были в осеннем лесу? Чем осенний лес отличается от летнего? (Ответы детей.)
5-й уч-ся: (Слайд 10)
Сегодня так свётло кругом,
Такое мёртвое молчанье,В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье. [2]
Учитель: А вы знаете, ребята, что осенью в лесу зверям очень страшно. Как вы думаете, почему?
Опавшие листья шуршат под ногами. Шагнешь – шелестят, двинешься – опять зашумят. В лесу из-за этих сухих листьев целые истории случаются. Навалило листьев, а теперь с утра до ночи рыщут по лесу шорохи.
У белок от шорохов бессонница, мыши из норок носа не высовывают. У лисы и у той нервы шалят: ни ушам, ни носу покоя нет! А тут еще с голоду живот подвело, попробуй с этим шорохом к добыче подобраться.
Но хуже всего зайцу! Забился бедняга под куст, даже дрожать боится. Поди, подрожи – мигом шорохи налетят. И бежать нельзя: косой нынче шубу меняет с серой на белую. Далеко видно. Ой, плохо!
Инсценировка рассказа-шутки Э.Шима “Заяц и ёжик”.
Заяц: Ой, шум какой! Ой, треск какой! Не иначе волки бегут или медведи бредут….
Ёжик: Не бойся, косой, это я, ёжик…
Заяц: Что же ты, бессовестный, такой шум поднял?
Ёжик: Да разве я виноват? Это листья сухие шуршат под лапами. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагну и сам от страха трясусь.
Ведущий: Но, по правде сказать, слукавил немного ежишко, он так сказал, чтобы не обидно было косому. Ведь ему шорохи нипочём. Ходит он по лесу и знай себе шуршит. Нравится ежишке, что от него – такого маленького – столько много шума в лесу, как от большого зверя. На весь лес паника! Но зря ему шуршать некогда. Свернется клубком, покатается по листьям – и нет ежа! Ползет по земле желтая куча – это колючий себе зимнюю постель готовит. Мягко будет в норке под корнями. Не только ежи, все лесные звери к зиме готовятся.
Осень: Вот так-то, ребята! Мои сухие листочки могут, оказывается, многих напугать. Но есть у меня друг, который не боится этих листочков. Кто это, угадайте?
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб.) (Слайд11.)
(Входит гриб.)
Рис. 4.
Гриб: Да, я – граф Гриб. Нас в лесу очень много. Но есть грибы, которые нельзя собирать. Почему? (Ядовитые.) (Слайд 12.)
Кто знает, какие грибы нельзя собирать? (Дети называют. Кто больше – получает приз.)
А кто из вас знает съедобные грибы? (Дети называют. Кто больше назовёт – получает приз.) (Слайд 13.)
Учитель: А знаешь, граф Гриб, ребята 2 “Б” класса приготовили для тебя “Грибные частушки”. Послушаем.
Фонограмма см. Приложение 1.
“Грибные частушки”.Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.Я на дереве сидела,
С высоты грибы глядела.
Как подуло ветерком,
Я с березы кувырком.Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
“Возраст мой всего два дня”Петя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал,
Хвалится грибочками
С беленькими точками.Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоем его тащили,
Домой еле принесли.Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев опенок, ахнул:
Настоящий командир.
Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –В кузовке местечко есть! Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали”.
Осень: Молодцы, ребята! Порадовали вы нас с Грибом!
Учитель: Дорогие, ребята, мы предлагаем вам оживить наш праздник. Вам необходимо ответить вопрос: бывает это осенью или нет? Если бывает, то мы все дружно хлопаем в ладоши, а если нет – топаем ногами. (Слайд 14.)
Выходит Дождь. (Слайд 17)
Дождь:
Только жалобы и вздохи, только слёзы лью всегда.
Вы, ребята, мне станцуйте, рассмешите вы меня”.
Учитель: Не печалься дождик, девочки 2 “А” класса быстро тебя развеселят свои танцем с зонтиками.
Выступление танцевальной группы.
(Слайд 18.)
Рис. 5.
Осень: Давайте проведём конкурс “Гроза”. Приглашаются 4 участника. Вас оденут в осеннюю одежду (куртка, шарф, берет, в руках зонтик). Под музыку участники ходят по залу. Музыка затихнет – каждый снимает с себя одну вещь и кладёт на то место, где остановился. Когда услышите сигнал – “Гроза”, надеваете свои вещи.
(Сигнал подать после того, как участники снимут с себя 4 вещи.)
Учитель: А вы знаете ребята, что наш с вами народ издавна был очень наблюдательный. Наблюдая за окружающей природой, люди научились предсказывать погоду на несколько недель вперед. Ребята 2 “А” класса долго собирали народные приметы об осени и создали вот такой коллаж.
Рис. 6.
Запомните эти приметы, и тогда вы сможете их проверить.
(Слайды 19–21.)
Учитель: А ребята мечтают о совсем других приметах. Послушаем песенку в исполнении ребят 2 “А” класса
На мотив “песенки первоклассника”.
Фонограмма см. Приложение 2.
Что-то стало холодать,
Желтых листьев больше.
Утром хочется поспать,
Полежать подольше.
Нам сентябрь дает звонок.
А октябрь ложку,
В ноябре опять урок…
Отдохнуть бы Трошки…
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет .. ой-ой-ой.
Наш осенний календарь
Жизни прибавляет,
Он как будто бы букварь –
Все приметы знает.
Каждый день дает намек, нас зимой смущает…
Лучше б двойки наутек
В дальний край слетали…
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет .. ой-ой-ой.
(Слайд 22.)
Осень: Дорогие, ребята! Спасибо вам за то, что ждали меня. Отлично подготовились к встрече. Ну, а теперь нам пора прощаться. Я чувствую, как меня уже подгоняет моя старшая сестра Зимушка-зима. Но, пройдет совсем немного времени, и мы снова встретимся с вами. Правда, вы уже повзрослеете. Но я надеюсь, так же будете ждать встречи со мной.
“Прощайте, милые друзья,
Пора и мне спешить в поход.
Но заверяю смело я,
Что быстро год опять пройдёт”.
Используемая литература:
14.02.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Окружающий мир
2 класс
«В гости к осени»
Презентацию подготовила
Нуржанова Наталия Викторовна
учитель начальных классов
ФГОУ- СОШ №21 МО РФ
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.
Какое это время года?
Назови объекты неживой природы.
небо
облака
осадки
ветер
солнце
вода в водоёмах
Сравни погоду летом и осенью.
летом
осенью
Какие осенние явления не относятся к неживой природе?
листопад
ледостав
похолодание
заморозки
туман
увядание трав
иней
отлёт птиц
исчезновение насекомых
Назовите главный признак осени.
последняя гроза затяжные дожди
первые заморозки появление инея
густые туманы
первый снег ледостав
похолодание
растения грибы
рыбы птицы
насекомые звери
бактерии человек
Осенние изменения в живой природе
Вспомните и назовите
объекты живой природы
Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев и кустарников?
Листопад
С приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать.
С понижением температуры
воздуха, изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад.
Особенно сильно опадают листья после заморозков.
Почему в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а
вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую
воду корни растений не всасывают.
Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили
бы для растений источником бедствия: ветви
ломались бы от снега.
Какие изменения происходят осенью в жизни насекомых?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, а другие зимуют в стадии личинок
Жизнь птиц осенью
Чем питаются птицы?
Питание птиц осенью
Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
ОСЕНЬ
ПОХОЛОДАНИЕ
исчезают
насекомые
увядают
травы
замерзают
водоёмы
УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ
Какие птицы называются перелётными?
Птицы, совершающие осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения
называются перелётными
ласточки стрижи кукушки
Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются осёдлыми
голуби
Ответь на вопросы из учебника.
Работа по учебнику
Прочитайте текст в учебнике на с. 26
«Из жизни птиц».
Итог урока
О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?
http://ru.desktopvenue.com/get/25189/6/
http://do.gendocs.ru/docs/index-12736.html
http://www.kartinkijane.ru/download/34473/2560×1600/
http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=33831&page=127
http://ru.best-wallpaper.net/Maple-leaves-autumn-season_1680x1050.html
http://iunsidiong.ucoz.ru/news/detskie_stikhi_pro_osen/2013-10-11-23
http://skachatkartinki.ru/skachat.php?id=18478&num=3
http://nnm.me/blogs/victor2589/susan_bourdet_birds/
http://www.photoline.ru/photo/1205233109?rzd=new
http://kotomatrix.ru/user/KOTAL/abyss/
http://belosnezhka.com/post135219879/
http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=90&t=505545&p=12314564&sid…
Источники
lusana.ru
Слайд 1
Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»Слайд 2
Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть, Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Д. К едрин
Слайд 3
Какое время года описано в стихотворении? Найдите приметы осени. Какие ещё признаки осени вы знаете? Как вы думаете, чему будут посвящены произведения этого раздела?
Слайд 4
Работа по учебнику С.66. прочитайте текст об осени. Что вы узнали из текста? Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух.
Слайд 5
Физкультминутка Вышли уточки на юг, кря-кря-кря! Пролетел весёлый жук, жу-жу-жу ! Гуси шеи выгибают, га-га-га! Клювом перья расправляют. Ветки ветер раскачал, Шарик тоже зарычал: р-р-р! Зашептал в воде камыш: ш-ш-ш! И опять настала тишь: ш-ш-ш.
Слайд 6
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Понравилось ли вам стихотворение? О какой поре осени рассказывает поэт?
Слайд 7
Словарная работа Борозда – канавка на поверхности почвы, проведённая плугом или другим рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания колосьев. Праздная борозда – отдыхающая борозда.
Слайд 8
Средства выразительности Олицетворение – выражение неживых предметов в образе живого существа Метафора – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения. Эпитет – образное, художественное определение.
Слайд 9
Выразительное чтение стихотворения Найдите здесь метафоры олицетворения эпитеты
Слайд 10
Нарисуйте картину осени по стихотворению
Слайд 11
Итог урока Как называется новый раздел, который мы начали изучать? Кто автор стихотворения? Как бы вы озаглавили его?
Слайд 12
Домашнее задание С. 68. наизусть
nsportal.ru
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 КЛАСС
«В ГОСТИ К ОСЕНИ»
Цель проекта: обобщить представления учащихся о характерных признаках осени
в неживой и живой природе.
Показать связь живой природы с неживой.
Участники проекта: автор проекта – учитель начальных классов МОУ ССОШ № 2
Калмыкова Л.Ю.
Учащиеся 2 класса МОУ ССОШ №2:
Кравцова Ю., Архипова А., Иванов А.
Родители учащихся: семья Кравцовых, семья Ивановых.
2.Осенние изменения в живой природе.
3. Труд людей осенью.
4. Охрана и укрепление здоровья осенью.
ИЗМЕНЕНИЕ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень , тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются осадки. В начале осени дожди могут быть и кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. К концу осени всё реже идут дожди. Температура опускается ниже 0 градусов. Ясных дней почти нет. На почве и растениях появляется иней . Всё чаще падает мокрый снег. Вода в водоёмах становится холодной. В начале осени над ними часто бывают туманы. В конце осени в отдельных местах на водоёмах уже появляется лёд.. Этот лёд совсем ещё тонкий, легко ломается, поэтому выходить на него очень опасно.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Рассмотрим изменения ,которые происходят в жизни деревьев и кустарников,
насекомых и птиц.
С приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску.
Иван Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотой. Он писал:
Лес точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной .
Изменение окраски листьев связано с глубокими изменениями в жизнедеятельности листовых тканей.В клетках здорового листа содержатся зелёный и жёлтый пигменты..
Зелёный является преобладающим, поэтому лист летом зелёный. С наступлением холодов зелёный пигмент разрушается и на первый план выступает жёлтый. У некоторых растений к тому же происходит новообразование красного пигмента.
Сочетание различных оттенков красного и желтого пигментов и придаёт листьям такое разнообразие окраски
Почему же в природе происходит листопад? Осенью световой день уменьшается. Земле достаётся меньше тепла. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не
могут всасывать. Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили бы источником громадных бедствий для растений. Ветви не выдержали бы ложащегося на листья снега и сломались.
Хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются круглый год зелёными. Дело в том , что иголки испаряют влаги гораздо меньше чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлаждённой почвы мало воды. Кроме того , на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживается на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьях такими массами , что бы ветви ломались под его тяжестью.
Все перечисленные факторы указывают на то , что изменения в растениях связаны с температурой воздуха и продолжительностью светового дня
НАСЕКОМЫЕ И ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ.
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки., взрослая особь у них погибает.
Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те которыеедят плоды и семена растений. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы. Все эти птицы- перелётные. Птицы летят по разному: косяком, стаей, караваном.
Перелётные птицы преодолевают огромные растояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на деревьях.
ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ОСЕНЬЮ.
В конце лета и осенью звери готовятся к зиме. Белка делает запасы корма на зиму. Его она прячет в гнездо, дупла деревьев, мох. Как только созревает в поле хлебные злаки, мыши запасают в норках зерно. Бобры заготавливают ветки деревьев и складывают их под водой около хатки. Запасают корм барсуки и другие звери.
Интересно готовится к зиме медведь. Летом и вначале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых (особенно медведь любит муравьёв), с большим удовольствием он ест мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. Жир – это тоже как бы запас пищи. Уже осению после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Сильно жиреет и барсук. Лиса, заяц, волк запасов на зиму не делают. Они и зимой най дут себе корм.
С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у зайца становится белой, у белки – серой, у песца – белой или серо-голубой. Изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название -линьки.
Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму. Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма.. Лягушки, жабы, ящерицы, змеи осенью залегают в спячку.
.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Домашние животные – коровы, козы, овцы, свиньи, утки, куры.. Их называют домашними потому, что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу.
Летом люди заготавливают для животных разные корма. Одним из них является скошенная трава – сено. Готовое сено хранят в стогах, скирдах или специальных помещениях.
Осенью животных продолжают выгонять на пастбища. Но теперь стало холоднее, часто идут дожди, а иногда и снег. Поэтому животные меньше времени бывают на пастбище, чем летом. Животные приходит домой не такими сытыми, как летом. Поэтому осенью им дают дополнительный корм.
К домашним животным относятся также собаки и кошки. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей и крыс, поэтому о них люди тоже заботятся.
ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ
На труд людей влияют изменения, происходящие в живой и неживой природе.
Осенью продолжается уборка урожая. К осени у растений созревают плоды, корнеплоды, клубни. На полях начинается уборка картофеля, моркови, капусты, свёклы.
После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспахонная почва быстрее промерзает и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся на зиму в почву. Осенью сажают деревья и кустарники. Люди закладывают на хранение фрукты и овощи.. Утепляют квартиры.
ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОСЕНЬЮ.
Поздней осенью на улице стало холодно, сыро. Часто идёт дождь и мокрый снег. Всё ближе зима. Люди стали одеваться теплее. Поздней осенью нужно быть особенно внимательным к своему здоровью, так как в это время года легко простудиться. Во время прогулки на улице надо следить, чтобы ноги были сухими, не промокла насквозь одежда
Если всё таки это случилось, надо немедленно идти домой и переодеться в сухое. Мокрую одежду и обувь надо просущить.
Простудными заболеваниями меньше болеют закаленные люди. Больше всего возможностей для закаливания организма летом, когда люди купаются, загорают, бывают на свежем воздухе больше, чем в другое время года..
Осенью нужно продолжать закаливаться. Для этого и осенью надо гулять на улице, каждое утро делать зарядку, обтираться или обливаться водой, хорошо несколько раз в день проветривать комнату.
Укрепляет здоровье человека и физический труд. Особенно полезно работать на свежем воздухе.
МОУ ССОШ №2
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
“В ГОСТИ К ОСЕНИ”
2 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: КАЛМЫКОВА Л.Ю.
г. Серафимович.
nsportal.ru
МБОУ Наумовская ОШ
Открытый урок
по окружающему миру во 2 классе
Тема: «Повторительно – обобщающий урок по теме «В гости к осени»
Учитель начальных классов
I кв. категории
Майорова Галина Николаевна
Наумовка, 2014
Цель : создать условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по пройденной теме.
Задачи:
. учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы: эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского языка, изменений в природе осенью;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся: планировать своё высказывание, фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Познавательные:
Обучающийся научится: анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
Предметные результаты
Обучающийся научится: находить признаки осенних явлений природы , расширят представления об осенних явлениях в живой и неживой природе, приучатся к наблюдениям за изменениями в природе.
Оборудование:
-проектор,
– презентация в MicrosoftPowerPoint;
– аудиозапись произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Осенняя песенка»;
-заготовки осенних листьев и ватман.
Ход урокаДеятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Приложение
!.Орг. момент
Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Я рада вас видеть. Садитесь. Я думаю, что мы хорошо поработаем, будем на уроке активны и внимательны, чтобы найти все ответы на поставленные вопросы.
Наш девиз:
-А сейчас предоставим слово нашему дежурному.
Психологическая подготовка обучающихся к активной работе на уроке
Сообщение дежурного о погоде.
Работа в календаре погоды.
Коммуникативные, регулятивные
Слайд 1
2Мотивация учебной деятельности
-Ребята, просмотрите небольшие зарисовки на музыку П.И. Чайковского «Времена года».
-Ребята, что вы почувствовали просмотрев этот фрагмент и прослушав стихотворение про осень?
(Красоту осенней природы, и в то же время грусть. Природа как бы прощается с нами. Она готовится к долгому зимнему сну)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
( об осени.)
Слушание музыки
Чтение стиха про осень.
Личностные, коммуникативные, регулятивные
Слайд 2
3. Составление технологической карты урока.
-Ребята, назовите:
-объект сегодняшнего урока;
-учебно-познавательные задачи урока;
-тема урока.
4.Защита проекта.
-Ребята, мы с вами были на экскурсии в осеннем лесу, наблюдали за погодой, за изменениями в природе. Вам было интересно и вы сделали совместный проект.
-А где вам могут пригодиться эти наблюдения?
(
5.Блиц- турнир.
– Ребята, почтальон сегодня принес письмо.
Адрес: Наумовская школа. Ученикам 2 класса.
Отправитель: Осень.
Она просит ответить на вопросы.
Кто правильно ответит на вопрос, тому она дарит листочек в подарок.
6.Физкульт.минутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
7.Игра «Угадай листочек».
-Ребята, осень похозяйничала и у нас в классе.
Помогите разобрать листья.
-6 дубовых листьев;
-5 кленовых листьев;
-7 березовых листьев;
-5 листьев ивы;
-3 веточки сосны.
7. Творческая работа.
– Давайте отгадаем загадки о лесных жителях.
Почему мы должны изучать жизнь зверей? Для чего нам нужны эти знания?
(Мы должны изучать и знать жизнь зверей, чтобы не навредить им, а помочь когда им необходима наша помощь.)
Работа с тестом.
-А сейчас давайте поработаем каждый сам за себя. Выполните «Тест.»
8.Самопроверка и самооценка по эталону.
Оцените свою работу на уроке.
V.Итог урока.
– Что же мы сегодня повторили на уроке?
(Какие изменения происходят в природе с приходом осени.)
-Ребята, где и для чего могут пригодиться вам
полученные на уроке знания.
(Убирать во время урожай с участков. Помогать животным и птицам зимой. Приучаться к наблюдениям за изменениями в природе. Интересно наблюдать за погодой. Когда я вырасту, буду метеорологом.)
– А теперь хотите узнать, какую телеграмму нам прислала осень?
-Давайте прочитаем, что там.
( МОЛОДЦЫ!)
-Это потому, что все были внимательны, дружны и справились со всеми заданиями.
VI.Рефлексия.
– Подумайте каждый, как вы работали сегодня на уроке, и выберите высказывание, которое подходит вам.
-Где и для чего нам могут пригодиться полученные знания?
Формирование потребности в усвоении знаний
Групповая работа.
-цель проекта
-тема
-используемый материал.
Групповая работа.
Ответы на вопросы.
Сообщения детей о жизни осенью белки, зайца, ежа, медведя, журавлей.
Составление картины деятельности на уроке:
Мы учились…
У нас получилось…
У нас не получилось…
Самое трудное задание было…
Самое легкое задание было…
Личностные, коммуникативные, регулятивные
молодцы
infourok.ru