Времена года 2 класс окружающий мир конспект урока перспектива – Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме “Времена года”.

Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме “Времена года”.

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива»

Тема: Времена года.

Цель:

о причине сезонных явлений, о последовательности этих изменений; о связи изменений в при­ роде с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

• Научить: распознавать сезонные яв­ления; проверять результат вы­полненного задания; строить монологические высказывания; согласованно работать в паре

Формирование УУД:

Предметные результаты:

объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

Метапредметные результаты:

предлагать для каждого времени года рисунки-символы;

устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

объяснять причины смены времён года;

моделировать их в виде схемы-аппликации;

придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

Личностные результаты:

понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка сезонные детали их одежды; теллурий; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр.

У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

  1. Актуализация знаний и умений.

– Отчего происходит смена дня и ночи?

– Что такое год?

– Какие времена года вы знаете?

  1. Целеполагание.

– А теперь давайте проверим вашу наблюдательность.

– Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображенного на с. 26?

– Почему годовой круг художник сделал разноцветным?

– Почему он подобрал именно такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга?

– Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме?

(Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год. Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы. Основные цвета на схеме — зеленый, красный, желтый, синий.)

  1. Работа по новой теме.

Беседа.

Кто знает, как называются четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами? (Временами года).

– Какие цвета характерны для каждого времени года?

Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени;

летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным;

осенью природа поражает нас золотым цветом желтых увядающих листьев;

а зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

– Давайте сравним наши ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28), и представим, что мы с вами гуляем в тех местах. Опишем с помощью слов наши впечатления от мысленной прогулки. (Учитель выслушивает ответы детей.)

– Посмотрите на фотографию игрушки-крестушки вверху с. 28 учебника

– Что общего у нее с кругом и что она может символизировать.

– Отгадайте загадку:

В саду царском стоит дерево райское:

На одном боку цветы расцветают,

На другом — плоды созревают,

На третьем — листы опадают,

На четвертом — сучья подсыхают.

(Обсуждаются отгадки: год; времена года: весна, лето, осень, зима; «сучья подсыхают» от того, что зимой сильный мороз вымораживает влагу из деревьев).

Работа в рабочей тетради.

– Выполнить задание № 1 на с.20

Работа по учебнику

– Прочитайте текст на с. 28.

Первичное закрепление.

Учитель раскручивает волчок, сделанный в форме годового круга со вставленной в центр спичкой или зубочисткой.

– Перечислите времена года с названия того фрагмента, на который указывает волчок.

Открытие новых знаний.

Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные. Длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (Утро.) Осень? (Вечер.)

– Какие еще времена года и суток мы не назвали?

– Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето — полдень; зима — ночь.)

– Как вы думаете, отчего сменяются времена года?

– В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка: «Прилетела павушка, села на пригорышке;

Распустила перышки для зеленой травушки».

– Вот и вы пофантазируйте — придумайте свое сказочное объяснение смене времен года».

(Учитель выслушивает детей).

Работа по учебнику

– А как ученые объясняют смену времен года?

– Прочитайте текст на с. 29 учебника.

( Учитель подтверждает научное объяснение смены времен года показом модели этого процесса с использованием теллурия)

– Смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

Первичное закрепление.

– Рассмотрите схему на с. 29

– Как вы поняли причину существования сезонности в природе?

– Из-за наклона земной оси зимой мы видим, что солнце, поднимаясь невысоко над горизонтом, освещает землю косыми лучами и прогревает ее поверхность плохо. А летом солнце поднимается высоко над горизонтом, на землю падают прямые солнечные лучи и хорошо прогревают ее поверхность. Кроме того, на основе схемы можно обратить внимание детей на то, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето — это действительно длинный день без ночи, а зима — длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать — Полярный день и Полярная ночь.

Закрепление знаний.

– Выполнить задание № 2 на с. 20 рабочей тетради.

Открытие новых знаний.

– А теперь мы с вами познакомимся с новым понятием — явления природы.

– Что означает слово «явление»? (Когда что-то показывается, появляется, становится видным.)

– Явления природы — это такие события, когда природа предстает перед нами в разных своих видах, в разных образах. Мы не можем наблюдать такие явления природы, как вращение земного шара вокруг своей оси или его движение по орбите вокруг Солнца, но видим другие природные явления как результат этого вращения — смену дня и ночи, смену сезонов. Есть явления природы, которые связаны с разными временами года. Их мы наблюдаем все время в нашей жизни и называем сезонными.

Работа по учебнику.

– Прочить текст на с. 30 учебника.

Первичное закрепление.

– Рассмотрите рисунки и расскажите, какие сезонные явления природы можно наблюдать в разные времена года. Делит класс на подгруппы и каждой дает задание разыграть сценку из жизни, показывая, как разные явления природы определенного сезона влияют на деятельность и поведение людей. Дети играют за кукол-помощников: смотрят сценку за сценкой и угадывают, какое время года изображают другие ученики, надевая на кукол ту или иную сезонную деталь одежды.

IV. Рефлексия.

– Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 31 учебника).

Выводы урока

– Закончите предложения:

– Весна, лето, осень, зима -…. (Четыре времени года (четыре сезона))

– Смена времен года происходит из-за … (движения Земли вокруг солнца и наклона земной оси).

– Все изменения происходящие в природе называются …(явления природы)

Домашнее задание: теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.

multiurok.ru

Конспект урока окружающего мира во 2 классе. УМК «ПЕРСПЕКТИВА» Тема: «Времена года»».

Конспект урока окружающего мира во 2 классе.

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Тема: «Времена года»».

Цель: познакомить детей с причинами смены времен года, и последовательностью этой смены.

Задачи урока.

Образовательные:

– выявление взаимосвязи между вращением Земли и смены времен года;

– ознакомление учащихся с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года;

– обеспечение усвоения новых понятий, явлений.

Развивающие:

– развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;

– развитие внимания, речи;

– развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.

Воспитательные:

– стимулировать к поиску новых знаний;

– воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока
 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
Организационный момент. Звучит аудиозапись А. Л. Вивальди «Времена года. Осень. Часть 3» (Allegro) 1-2 минуты
1) Как, вы думаете, называется эта музыкальная композиция? Почему именно с неё я начала наше занятие?
2) Хотели бы узнать?
3) Что нужно сделать, чтобы узнать? Вы можете это сделать? (повторить знания, вспомнить предыдущий материал, внимательно слушать и т.д.)
– Покажите своё настроение перед началом занятия:
Оранжевый лист – хорошее настроение
Зелёный – грустно
– Пусть девизом нашего занятия будут следующие слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
– Вы согласны? Я желаю вам удачи!
 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 
Игра «Планеты стройтесь в ряд» 3-4 минуты
– Для начала предлагаю вспомнить изученное, это поможет нам двигаться дальше.
– Ребята, посоветуйтесь, кто из вас будет планетой. Готовы?
– Планеты стройтесь в ряд (дети под видео фрагмент «Шёпот звёзд» выбегают к доске и выстраиваются в ряд).
– Проверим! (проверить по считалке «На Земле жил Звездочёт»)
На Земле жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатур,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун!
Всех планет в системе – восемь,
Посчитать их снова просим!

 – Планеты, вам загадка! О какой планете идёт речь?
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
– ……., расскажи, что ты знаешь о Земле? (ответы ребёнка)
– Ребята, у вас есть, что добавить? (ответы детей)
 3. Выявление места и причины затруднения.
– Сегодня бы будем говорить о нашей планете Земля?
– А всё ли мы о ней знаем?
Дети читают стихи-загадки. Вывешивать картины на доску
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

 Бела дороженька, бела.
Её я снегом замела.
И шапку белую ношу,
И белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы. (Зима)

 Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

 Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” – приглашаю. (Лето)

 – Назовите тему урока. (Времена года) Теперь можете сказать, как называется музыкальная композиция? (Времена года, Осень, Октябрь и т.д.)
 – Правильно ребята! Это музыкальное произведение сочинил великий итальянский композитор Антонио Вивальди «Времена года. Осень. Часть 3» Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, являвшейся в ту пору столицей Венецианской республики. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке. Вивальди в основном известен, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
 – Посмотрите, какие прекрасные картины о Временах года нарисовал ещё один великий человек – художник Исаак Ильич Левитан, и ничего, что фамилия у него необычная, просто он родился (30 августа 1860 года) в небольшом литовском городке. Но почти все свои годы он провёл в Москве – там жил, учился и творил свои великие произведения искусства. Какие времена года здесь изобразил художник?
– На какой главный вопрос мы должны сегодня найти ответ? (Как происходит смена времён года?)
– Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?
– У кого есть затруднения по этому вопросу?
 4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Какие у нас есть помощники? (ответы детей)
 – Итак, наша цель – узнать, как происходит смена времён года.

 5. Реализация построенного проекта.
– А что такое год?
– Послушаем, что об этом думают ребята
Сценка «Год – пароход» 
сын
Мама, что такое год?
Мама
Год – огромный пароход,
Скажем для начала.
сын
Пароход? Не может быть!
Пароход ведь должен плыть,
Мама
Он плывет. И мы на нем.
И другие люди.
Серый заяц со слоном.
Мальчик на верблюде.
Звери и деревья.
Села и деревни.
Города и страны.
Реки, океаны.
Это странный пароход.
Необычный пароход.
И плывет не по воде он,
Он по времени плывет.
Вот плывет он через лето –
Солнцем вся земля согрета.
Вот по осени плывет –
Тучки в небе, дождь идет.
Вот лежит пред ним зима –
В белом инее дома.
Вот плывет он по весне –
Звон капели в тишине.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.

 – Вы понимаете, что Земля вращается вокруг солнца и происходит смена сезона, так?
 – Наша Земля условно разделена на два полушария – северное и южное (показать на теллурии или глобусе)
– А вы можете объяснить, почему, в то время как у нас в северном полушарии лето, в южном полушарии в это же время зима?
– Давайте посмотрим объяснение этому явлению (просмотр видеофильма «Времена года»)
 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
 – Кто сможет показать на теллурии положение Земли, когда в северном полушарии зима? Лето? Осень или весна? Учитель вызывает несколько детей по очереди.
 ФИЗМИНУТКА «Солнце спит и небо спит»
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.) 
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
 Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
 Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
 Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
 – Выполните задание в группах. Заполните в рамочке название времени года и перечислите месяцы. (Самостоятельная работа на карточках.

 – Откройте учебник с. 28 проверьте по годовому кругу, правильно ли вы выполнили?
 – Почему автор выбрал такое цветовое решение для сезонов? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

8. Включение в систему знаний и повторение.
– Прочитайте информацию на стр. 30-31
– Что узнали?


9. Теперь каждая группа , используя свои знания о времени года будет составлять проект.

Вы будете работать в группах. Вы знаете, как нужно работать в группе? Вам нужно распределить обязанности и выбрать того, кто будет защищать вашу работу.

  1. Возьмите 1 конверт , в нем лежат названия месяцев выберите те, которые подходят к вашему времени года. Вклейте в первый пункт. Прочитайте, какие месяцы у вас получились.

  2. Найдите погодные явления, которые характерны вашему времени года.

какие изменения происходят у животных .

3. Чем занимаются люди.

4. Раскрасьте деревья (ель и береза)

5. Нарисуйте эмблему, которая подошла бы к вашему времени года

(снежинка, лист осенний, цветок, радуга).

-Молодцы. Теперь каждая группа должна защитить свою работу.


10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Мы смогли ответить на главный вопрос?
– Что вам показалось сегодня трудным?
– Что интересного узнали? – о чём хотелось бы узнать на следующем занятии?
– Оформим наше дерево (дети с помощью клея приклеивают лист определённого цвета на плакат Дерево):
Оранжевый лист – узнал много интересного, всё понял
Зелёный лист – было скучно, ничего нового не узнал

Домашняя работа: 1.Прочитать текст стр 28-31, ответить на вопросы 2. р.т.с. 21 №3

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру 2 класс “Перспектива” “Зимние месяцы”

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс, УМК «Перспектива»

Тип урока: ОНЗ, базовый уровень

Составила : учитель начальных классов Валеева Л.Р.

Технологическая карта урока.

Тема

Зимние месяцы

Цель:

Уметь соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края.

Задачи: Умение находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова, И.И. Шишкина.

Образовательные: Формировать УУД:

Личностные:

– Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы.

– Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)

– Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Регулятивные УУД:

– Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

– Умение выполнять взаимопроверку учебного задания; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.

Коммуникативные УУД:

Умение строить понятные для партнёра высказывания, включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, слушать партнера по общению и деятельности.

Познавательные УУД:

Умение соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.

Основные понятия

Названия старинных русских месяцев

Ресурсы:

– основные

дополнительные

1) Окружающий мир . 2 класс. 2 часть. Плешаков А.А.

2)Презентация

3)Карточки для групповой и парной работы.

Организация пространства

Коллективные способы обучения

Технология проведе

ния

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.

Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация


Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

И тихонечко все сели.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

  1. Закрепляют понятие год, времена года.

Вспоминают основные признаки осени, название старинных осенних месяцев.

Делают вывод, что данные знания послужат помощниками для изучения новой темы.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

– Ребята отгадайте загадку:

Вышел старик-годовик, махнул рукавом, и полетели двенадцать птиц, у каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое. (Год)

– Посмотрите на доску (Слайд 1).

– Почему год называют круглым?

– На какой сезон может приходится начало года? (приветите примеры).

– С каким временем годы мы уже познакомились? Назовите основные осенние изменения в природе.

– Как в старину люди называли осенние месяцы?

Актуализируется знания о годе и почему год называют круглым.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

III Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса.

Включаются в беседу.

Включаются в групповую работу.

Делают вывод, что им трудно определить название старинных зимних месяцев.

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока.

Организация подводящего диалога

Организует групповую работу.

Организация открытия нового знания.

– Сегодня мы продолжим свое путешествие по годовому кругу.

– Посмотрите в окно, какое время года вы видите? Докажите.

– А разобраться во многих вопросах на уроке нам помогут три сказочных брата.

( из класса к доске вызываются три ученика, которым выдаются таблички с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус)

Нам нужно разгадать, как же зовут этих братьев. Давайте попробуем перевести их название на русский язык.

– А теперь проверим в правильном ли порядке они расположены?

– Молодцы, с этим задаем вы справились.

– А давайте проверим, знаете ли вы старинные русские названия этих месяцев.

( на листочках написаны старинные названия зимних месяцев. Учащиеся проанализировав названия должны соотнести современные названия месяцев с древнерусскими)

Декабрь – студень, холодень, ледостав, годопроводец.

Январь – просинец, перелом зимы, перезимье, сечень

Февраль – межень, крутень, бокогрей.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? ( о зимних месяцах)

– Чему мы должны научиться?

Умение слушать, отвечать на вопросы.

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе.

Личностные УДД:

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

III Совместное открытие нового знания

Цель: Создать алгоритм выхода из затруднительной ситуации.

Беседа «Зима нашего края»

Отвечают на поставленные вопросы.

Знакомятся со старинными названиями зимних месяцев. Заранее подготовленные учащиеся читают стихи о зиме.

Работают в группе, делают вывод, соотносят признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев.

Читаю текст по учебнику.

Организует беседу.

Организует работу в парах по структуре ТАЙМД – ПЭА=ШЭА.

– Наша страна очень большая. В одних уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает, что солнце не показывается всю зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз.

– А какая зима у нас?

– Как долго длится зима в нашем крае?

– Какие бывают осадки зимой?

– Ребята, давайте вернемся, к заданию, которое было в начале урока.

– Студень, холодень, ледостав, годопроводец – так в древности люди называли декабрь. Давайте подумает почему? (Слайд 2)

Аналогичная работа стоится по остальным двум месяцам. ( Слайд 3 и 4).

– Народные названия месяцев поэтичные, они сродни стихотворениям. Можем ли мы их назвать маленькими произведениями устного народного творчества, крупицами великолепной сокровищницы русского языка, родного для многих людей в нашей стране?

– Какие старинные названия месяцев вам запомнились?

Умение слушать, отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Личностные УДД:

Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Выразительное читают стихотворение Г.Галиной

Рассматривают иллюстации

Физминутка

Учащиеся имитируют зимние забавы.

– Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать про себя стихотворение Галины Галиной на с. 6 учебника. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать но стихотворение вслух, с выражением, попробовать передать голосом красоту поэтических строк.

 Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?

 Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин И.И. Шишкина, А.К. Саврасова.

– Какие месяцы они изобразили? (декабрь, февраль)

– Глядя на картины, хочется грустить или радоваться?

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме

V. Самостоятельная работа с проверкой

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися

Самостоятельная работа учащихся, с проверкой.

Работа в пословицами в парах.

Организация самостоятельной работы по карточкам

Организация работу по карточкам с последующей проверкой.

– Русская зима с ее снегопадами, метелями, трескучими морозами стала одним из символов России. Наши предки любили зиму, называли ее «матушка», посвящали пословицы, загадки, считалки.

– Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо собрать и объяснить значение пословиц.

  1. Зима пройдет и снег сойдет, а что посеяно взойдет.

  2. В зимний холод всякий молод.

Производят предварительную оценку работы. Записывают

ответы, сверяют с записями 
на доске.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI. Включение в систему знаний и повторений

Цель: повторить и закрепить знания о прочитанных произведениях.

Применяют свои знания для решения задачи.

Работают в группе.

Организация учебного диалога.

Организация работы в группе по структуре ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.

Физминутка

На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают.

– А теперь я предлагаю вам такое задание, тоже связанное с зимой.

-Какая группа вспомнит и напишет произведения, которые связаны с зимой.

Вспоминают прочитанные произведения.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы, самооценка

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Организует фиксирование темы и цели урока

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Оценивает работу учащихся на уроке.

– И так, скажите тему урока?

Доскажите предложения :

Снежень, бокогрей, межень — … (февраль).

 Студень, ледостав, годопроводец , холодень, — … (декабрь).

 Просиней, перелом зимы, перезимье — … (январь).

 Назовите зимние месяцы по порядку.

– Я предлагаю вам разукрасить ёлку, ведь впереди у нас еще грядет встреча Старого Нового года.

– Если вы поняли тему повести на елку красный шарик, если еще остались вопросы – синий. Если пока вы встретили затруднение , то желтый шарик.

Приобретение начального опыта для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные УДД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УДД:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные УДД: способность к самооценке.

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока. Тема: “Времена года”2 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие, работа с девизом

3 мин

Слайд 1. Доброе утро. Меня зовут Татьяна Сергеевна. Урок окружающего мира у вас сегодня проведу я.

Прочитайте девиз урока. Слайд 2

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять

Что хотите от сегодняшнего урока?

Приветствовать учителя

Читать девиз

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Актуализация к деятельности и мотивация

Практический: Работа с учебником

Словесный: беседа

5 мин.

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 28.

Мне нужен один желающий, кто немного побудет в роли учителя.

Бери с собой учебник и выходи. Представь, что ты учитель. Задавай вопросы из рубрики «Вспомним». А все остальные отвечают на вопросы, которые будут заданы.

– от чего происходит смена дня и ночи?

– что такое год?

– какие времена года вы знаете?

А теперь проверим вашу наблюдательность. Посмотрите внимательно на круг, изображенный на 26 стр. А теперь вернитесь на 28 стр. и посмотрите на круг, который изображен там. В чем различия того и этого круга, кто заметил?

Почему на 28 стр. годовой круг художник сделал разноцветным? Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все 12 месяцев, из которых состоит круглый год.

Почему он подобрал именно такие цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга? Выбор цвета из каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы.

Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме? Основные цвета на схеме – зеленый,  красный, желтый, синий.

Слайд 3

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Работа по учебнику

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

III. Постановка учебной задачи

Практический: работа с загадками

Определение темы и целей урока

5 мин

Давайте узнаем, как же называются эти четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами.

А помогут нам в этом загадки.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня … (весна)  слайд 4.

Солнце печет,

липа цветет,

рожь поспевает,

Когда это бывает? (Лето)          слайд 5.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я – … (Осень)                                   слайд 6.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)     слайд 7.

Давайте с вами, определим тему нашего урока.  О чем мы сегодня будем говорить? Тема урока: «Времена года»   Слайд 8

Какие цели мы поставим на урок?

–  узнать больше о временах года;

–  понять причину смены времен года. Слайд 9

Как вы думаете, какие цвета характерны для каждого времени года? Какой цвет характерен весне? Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени. Летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным. Осенью природа поражает нас золотым цветом желтых увядающих листьев. А зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

Отгадывать загадки

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения

Отвечать на вопросы.

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний;

К: целеполагать;

Л: мотивировать

П: дополнять и расширять

знания;

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

IV. Открытие нового знания

Практический: просмотр видео

6 мин

Как вы думаете, отчего сменяются времена года?

Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно. Почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечению времени стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу, по часовой стрелке. Именно поэтому и происходит на земле смена дня и ночи, а так же смена времен года.

Давайте посмотрим, как с научной точки зрения объясняется смена времен года.

Формулировать мысли

Смотреть видео

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

V. Динамическая пауза

4 мин

Я называются признаки разных времен года, если это явление относится к лету- вы хлопаете, осень – шагаете, зима- приседаете, весна- поднимаете руки.

Очень жарко – лето хлопки

Листопад — осень шаги

Снегопад – зима приседание

Цветет подснежник – весна руки

Гроза – весна руки

Мороз – зима приседание

Ледоход – весна руки

Появление почек – весна руки

Прилет птиц – весна руки

Спячка животных – зима приседание

Отлёт птиц – осень шаги

День длиннее ночи – лето хлопки

Метель – зима приседание

Первые заморозки – осень шаги

Выполнять движения

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

4 мин

Как вы поняли причину существования сезонности в природе? Слайд 10.

Из-за наклона земной оси зимой  солнце, поднимаясь невысоко над горизонтом, освещает землю косыми лучами и прогревает ее поверхность плохо. А летом солнце поднимается высоко над горизонтом, на землю падают прямые солнечные лучи и хорошо прогревают ее поверхность. Обратим внимание на то, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето — это действительно длинный день без ночи, а зима — длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать — Полярный день и Полярная ночь.

Формулировать мысли

П: дополнять и расширять

знания;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический : работа по рабочей тетради

5 мин

Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные. Длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (Утро.) Осень? (Вечер.)

Какие еще времена года и суток мы не назвали?

Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето — полдень; зима — ночь.)

В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка:

«Прилетела павушка, села на пригорышке;

Распустила перышки для зеленой травушки». Слайд 11.

Пофантазируйте и придумайте свое сказочное объяснение смене времен года.

Работа с рабочей тетрадью

Откройте рабочие тетради на странице 21. Сейчас мы обратимся к № 3. Прочитайте задание. Что требуется в задании? Вы сейчас придумывали сказочные объяснения смены времен года, а теперь вам нужно свои задумки обрисовать в рабочей тетради. Кому не понятно задание? Приступайте.

Выдвигать предположения

Придумывать объяснение смены времен года

Работать по рабочей тетради

П: построить реч. высказываний;

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин

Давайте же подведем итог урока.

Какая тема нашего урока была сегодня?

Какие цели мы ставили на наш урок?

Все ли мы выполнили?

Какие времена года существуют?

Почему сменяются времена года?

Посмотрите на слайд и продолжите фразы: слайд 12

Я сегодня узнал…

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Я не доволен своей работой на уроке, потому что…

Анализировать свою деятельность

 

Отвечать на вопросы

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Открытый урок “Времена года”

Открытый урок учителя начальных классов- Арабачян Н.С.

Тема. Времена года. Смена времен года

Цели:

Расширение и уточнение представления детей о временах года, объяснение причины смены времён года.

Развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, наблюдательности.

Воспитание культуры речи сотрудничества, взаимоуважения, интереса к окружающему миру.

Оборудование:глобус,фонарь,жетоны,ИКТ.

Организация внимания учащихся.

Актуализация раннее изученного.

Прослушайте  мои утверждения, если согласны – поднимите белый жетончик, если нет   – поднимите красный.

Солнце – это единственная звезда Солнечной системы.
Все планеты вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца.
В Солнечной системе 12 планет.
Луна – спутник Земли

Земля притягивает к себе все предметы

 Причина смены дня и ночи – вращение Солнца вокруг Земли.

В сутках 24 часа.

– Молодцы!

Изучение нового материала.

Загадка.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)

Верно, ребята. А сколько их? Назовите, какие времена года вы знаете?

2. Сейчас я загадаю вам следующую загадку, а вы отгадайте о каком времени года идет речь.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зима)

Стихотворение о зиме (рассказывает ученик)

А сейчас посмотрите на экран и скажите, какая бывает зима?

Презентация.

Слайды

2 “Снежная, хмурая….”

3 “Солнечная, поднимает настроение….”

4 “Иней”

Ребята, скажите, а чем вы любите заниматься зимой, какие у вас увлечения?

Слайды

5 “Катание с горки”

6 “Лыжные соревнования”

7 “Коньки, хоккей”

8 “снеговик”

3. А сейчас послушайте стихотворение

Стихотворение о весне (рассказывает ученица)

 Давайте поговорим о том, как меняется природа с приходом весны. Что происходит?

Слайды

10-11 “Сосульки”

12 “Почки, листочки”

13 “Подснежник”

(Снег тает, сосульки появляются, потому, что солнце ярче светит, день становится длинней, воздух лучше прогревается, слышна капель, набухают почки, люди одеваются в легкие одежды, слышны голоса птиц, прилетают птицы с юга…)

А теперь попробуйте отгадать о какой птице идет речь:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач, слайд 14)

Грачи самые первые прилетают к нам с юга и начинают расхаживать по полям, собирать червячков и личинок которые могут уничтожить будущий урожай.

А о какой птице эта загадка?

Я по дереву стучу, червячка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел, слайд 15)

Что вы о нем знаете?

4. Все просыпается весной, вся природа. 

А на смену весне приходит лето. Это самое любимое время года для всей детворы.

Стихотворение о лете.

 А какое оно  лето  вы сейчас увидите и услышите .Давайте споем  песенку.

Песенка о лете

Слайды

16 “Зелень”,

17“Опушка”,

18 “Бабочка”,

19 “Еж”,

20 “Дождь”

А чем вы любите заниматься летом?

5. А какое время года наступает после лета? (Осень, слайд 21)

Стихотворение об осени.(рассказывает ученица)

Чем же знаменита осень? (Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

5.Физкультминутка

 Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Проведение опыта.

– Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времен года.

– Мне нужен помощник. Аня будет солнышко (ученица держит фонарик), а свет от фонарика его лучами.

1. Прямое направление света фонарика на глобус.

– Что напоминает след фонарика? (Пятно)

– Какое оно по форме? (Круглое)

– А как оно освещено? (Ярко)

2. Наклонное направление света фонарика на глобус.

– Аня, а теперь наклони фонарик.

– Какой формы стало пятно? (Овальное)

– Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)

– А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).

Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.

– Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!

– Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!

– Откроем учебники на с. 56-57. Расскажите, глядя на картинки, как меняется жизнь рябины в течение года? Почему ягоды рябины созревают летом, а не зимой?

Вывод: жизнь природы изменяется по сезонам, потому что летом тепло, а зимой холодно.

– Какие времена года изобразил художник? Когда лучи  солнца падают более прямо, отвесно? Когда Земля получает больше лучей: зимой или летом?

Вывод: летом солнце поднимается высоко. Лучи падают более прямо, отвесно, и нагревают поверхность земли сильнее.

– Прочитаем текст на странице 58. Рассмотрите слайд на доске.

Земля движется по кругу справа налево (против часовой стрелки), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите в июне.

– Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла? (северное)

Земля продолжает своё движение.

– Какое полушарие теперь обращено к Солнцу? ( южное, там весна)

– Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему? (осень, солнечные лучи падаю косо)

Вывод: когда наше Северное полушарие повернуто к Солнцу, мы видим, что оно поднимается над горизонтом выше и светит дольше.

Теперь, мои маленькие исследователи, соединим все события вместе.

Земная ось направлена на Полярную звезду

Земля движется вокруг Солнца

 Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые  – ЛЕТО

 Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые – ЗИМА

( изображение на слайде)

– Какова причина смены времен года? ( наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца)

– А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).

– Какие вы молодцы! Мы сделали великое открытие.

Закрепление

Работа в тетради на с 18,

задание 1 ( по вариантам – 1в зимние месяцы, 2в. Летние месяцы)

задание 2, задание 4.

 Итог урока:

– Что нового узнали на уроке?

– Что понравилось больше всего?

– От чего происходит смена времен года?

Дополни ответ учителя:

-Вращение земли вокруг солнца – это смена…
– Вращение земли вокруг своей оси – это смена…

Дз. Задание 4 с. 59 ( составить рассказ)

Слова и текст песни                                                

Вот оно какое, наше лето,

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля

На зелёной солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки,

И танцуют бабочки-подружки,

Расцветает всё кругом.

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете,

Мы в лесу ежа, быть может, встретим,

Хорошо, что дождь прошёл.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

Мы покрыты бронзовым загаром,

Ягоды в лесу горят пожаром,

Лето, лето жаркое недаром,

Лето это хорошо.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля

Круглый год 

Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь “скатерть-самобранку” –
Везде, вокруг, белым-бело…

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы…
Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
(С. Михалков)

 

Осень на дворе

Уж лето осыпается,

Уж осень на дворе.

Уж стаи птиц скликаются

За лесом на заре.

Наплакалась, намучалась

Осенняя пора.

И плакаться соскучилась,

Уходит со двора.

Настали дни холодные,

Повсюду снег и лед.

Пути застыли водные,

И лишь метель поет.

Сугробы треплет белые,

Как кровлей шелестит.

За сучья онемелые

Зацепится, свистит.

Кричит, как ведьма шалая,

И стонет тишина.

Моя избушка малая

В лесу одна, одна.

К. Бальмонт

Лето

По тропиночке идет

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

Автор: Н. Зидоров

Слова Доктора

В течение года погода постоянно меняется в зависимости от сезонов. Изменяется температурные условия, влажность, солнечное воздействие, температура. Человеческий организм приспосабливается, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Если человек здоров, он может это сделать своевременно и неощутимо для организма. Поэтому изменения погоды практически не влияет на самочувствие здорового человека. Защитная реакция у больных людей значительно слабее. Их организмы не способны быстро приспосабливаться к резким погодным изменениям. Поэтому климатические условия и особенно их резкие перепады негативно влияют на них. Для снижения риска обострения болезни нужно больше заниматься спортом.Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

Мы – веселые мартышки, 
Мы играем громко слишком. 
Все ногами топаем, 
Все руками хлопаем, 
Надуваем щечки, 
Скачем на носочках. 
Дружно прыгнем к потолку, 
Пальчик поднесем к виску 
И друг другу даже 
Язычки покажем! 
Шире рот откроем , 
Гримасы все состроим. 
Как скажу я слово три, 
Все с гримасами замри. 
Раз, два, три! 

nsportal.ru

Конспект урока окружающего мира во 2 классе. УМК «ПЕРСПЕКТИВА» Тема: «Времена года»».

Конспект урока окружающего мира во 2 классе.

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Тема: «Времена года»».

Цель: познакомить детей с причинами смены времен года, и последовательностью этой смены.

Задачи урока.

Образовательные:

– выявление взаимосвязи между вращением Земли и смены времен года;

– ознакомление учащихся с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года;

– обеспечение усвоения новых понятий, явлений.

Развивающие:

– развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;

– развитие внимания, речи;

– развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.

Воспитательные:

– стимулировать к поиску новых знаний;

– воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока
 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
Организационный момент. Звучит аудиозапись А. Л. Вивальди «Времена года. Осень. Часть 3» (Allegro) 1-2 минуты
1) Как, вы думаете, называется эта музыкальная композиция? Почему именно с неё я начала наше занятие?
2) Хотели бы узнать?
3) Что нужно сделать, чтобы узнать? Вы можете это сделать? (повторить знания, вспомнить предыдущий материал, внимательно слушать и т.д.)
– Покажите своё настроение перед началом занятия:
Оранжевый лист – хорошее настроение
Зелёный – грустно
– Пусть девизом нашего занятия будут следующие слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
– Вы согласны? Я желаю вам удачи!
 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 
Игра «Планеты стройтесь в ряд» 3-4 минуты
– Для начала предлагаю вспомнить изученное, это поможет нам двигаться дальше.
– Ребята, посоветуйтесь, кто из вас будет планетой. Готовы?
– Планеты стройтесь в ряд (дети под видео фрагмент «Шёпот звёзд» выбегают к доске и выстраиваются в ряд).
– Проверим! (проверить по считалке «На Земле жил Звездочёт»)
На Земле жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатур,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун!
Всех планет в системе – восемь,
Посчитать их снова просим!

 – Планеты, вам загадка! О какой планете идёт речь?
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
– ……., расскажи, что ты знаешь о Земле? (ответы ребёнка)
– Ребята, у вас есть, что добавить? (ответы детей)
 3. Выявление места и причины затруднения.
– Сегодня бы будем говорить о нашей планете Земля?
– А всё ли мы о ней знаем?
Дети читают стихи-загадки. Вывешивать картины на доску
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

 Бела дороженька, бела.
Её я снегом замела.
И шапку белую ношу,
И белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы. (Зима)

 Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

 Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” – приглашаю. (Лето)

 – Назовите тему урока. (Времена года) Теперь можете сказать, как называется музыкальная композиция? (Времена года, Осень, Октябрь и т.д.)
 – Правильно ребята! Это музыкальное произведение сочинил великий итальянский композитор Антонио Вивальди «Времена года. Осень. Часть 3» Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, являвшейся в ту пору столицей Венецианской республики. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке. Вивальди в основном известен, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
 – Посмотрите, какие прекрасные картины о Временах года нарисовал ещё один великий человек – художник Исаак Ильич Левитан, и ничего, что фамилия у него необычная, просто он родился (30 августа 1860 года) в небольшом литовском городке. Но почти все свои годы он провёл в Москве – там жил, учился и творил свои великие произведения искусства. Какие времена года здесь изобразил художник?
– На какой главный вопрос мы должны сегодня найти ответ? (Как происходит смена времён года?)
– Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?
– У кого есть затруднения по этому вопросу?
 4. Построение проекта выхода из затруднения.

www.prodlenka.org

Урок окружающего мира на тему “Смена времен года” 2 класс

Окружающий мир (2-й класс).

Тема: Смена времён года.

Цели: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения знаний детей о временах года, причинах смены времён года.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты: предметные – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, знать причину смены времен года;

личностные – целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;

метапредметные – извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Основные понятия: смена времен года

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» ( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, УМК « Школа 2100», рабочая тетрадь к учебнику, электронная презентация, глобус, лампа, 2 полотенца для проведения опыта.

Этап урока

Ход урока

Примечания (формируемые УУД)

1. Организационный момент.

Упражнение «Подари тепло другу».

Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладошками.

– Ребята, улыбнитесь друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождают нас на уроке.

Коммуникативные УУД

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– Проведем интеллектуальную разминку.

(Работа в группах. Обсуждение верности утверждений и доказательство правильности своего выбора. )

1. Солнце – это планета. (нет)

2. Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения. (да)

3. Земля 2-я планета от Солнца. (нет)

4. Человек может приземлиться на поверхность Солнца на ракете. (нет).

5. День и ночь наступает из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (да)

6. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за неделю. (нет)

– В каком утверждении возникла трудность? Чего мы еще не знаем.

– Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

– Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли, а помогут нам наши незаменимые помощники – Лена и Миша. (Слайд № 1)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3. Определение основного вопроса урока.

Опыт 1.

– Ребята, я повешу два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставлю спинкой к батарее так, что тепло падает прямо на полотенце. Второй стул я поставлю боком. Оставим оба полотенца до середины урока.

– Вернемся к нашим друзьям. Что мы видим на картинках?

– Что говорит Лена?

– Что ей ответил Миша?

– Кто из ребят прав?

– Вы высказали свои предположения, основанные на жизненном опыте, но какие вопросы еще возникают?

Почему зимой не тает снег? Почему снег тает? Как происходит смена времен года?

– Определим тему урока: «Смена времен года». (Слайд № 2)

Беседа о временах года, месяцах. Рабочая тетрадь с. 18 № 1.

– Составим план урока:

1. Как меняется жизнь природы в течение года?

2. Почему летом тепло, а зимой холодно?

3. От чего зависит смена времен года?

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

4. Совместное открытие знаний.

– Расскажите, как меняется жизнь рябины, гусей в течение года? (Слайд № 3).

– Почему же жизнь природы изменяется по сезонам? (слайд № 4). Вывод.

– Почему летом теплее, чем зимой? Сделайте вывод по рисунку.

Вывод. (слайд № 5)

Какие времена года изобразил художник? Почему?

Опыт 1 (продолжение).

– Проверим наше предположение с помощью опыта, который я поставила в начале урока. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой к батарее так, что тепло падает прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падает сбоку. Как вы думаете, какое полотенце успело высохнуть?

– (Слайд № 6) Почему летом солнце поднимается выше? Найдите ответ на с. 58

(рассматриваем рисунок и читаем текст на с. 58)

– Проделаем такой же опыт с глобусом – моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца?

Вывод: Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным углом и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду. (Слайд № 7)

– Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси.

– Проведём опыт с исследователем с первого ряда, остальные оценивают его действия.

– Расположи глобус около лампы и направь его ось на Полярную звезду.

– Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него? (от Солнца)

– Как выдумаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое? (свет и тепло)

– Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: В Москве или в Австралии. (в Австралии)

– Как вы думаете, какое время года в Москве? (В Москве зима, а в Австралии – лето).

Приглашается исследователь с другого ряда.

– Передвинь глобус вокруг Солнца. Куда должна смотреть его ось? (на Полярную звезду).

– Ось земли смотрит на Солнце или от Солнца? (Думаю, что к Солнцу).

– Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Москве или в Австралии? Какое время года в Москве? (теперь тепло в Москве. В Москве наступило лето).

-Попробуем сделать вывод. Почему так произошло? (Слайд № 8)

-Как вы думаете, что произойдёт, когда Земля совершит полный оборот вокруг Солнца? (В Москве снова наступит зима, а в Австралии –лето).

-За какой период это произойдёт? (За год).

Вывод: что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца?

(Смена времён года).

– Сделаем вывод. (Слайд № 9)

– Какова причина смены времен года?

– За какое время Земля совершит полный оборот вокруг Солнца?

– Сколько дней в году?

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5. Применение знаний.

Работа в тетради с. 18 № 2.

(слайд № 10)

– Укажите причину смены времен года.

( Работа в группах)

Задание для 1, 3, 5 групп:

«Наступили зимние каникулы. Ваню и Катю родители отправили в путешествие. Ваня полетел в Санкт-Петербург. Помогите ему собрать вещи в чемодан.

Задание для 2, 4, 6 групп:

«Наступили зимние каникулы. Катю родители отправили в путешествие в Австралию. Помогите ей собрать вещи в чемодан.

Защита групп. Самооценка и взаимооценка выполнения работы в группе.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

6. Рефлексия

Слайд № 11.

Регулятивные УУД

7. Итог урока

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Личностные УУД

8. Домашнее задание.

Учебник: с. 56 – 63 выделить то, о чём мы не говорили на уроке и подготовить рассказ.

Рабочая тетрадь: с. 19, № 5.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *