ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Эммаусская школа-интернат».
Урок – экскурсия по окружающему миру
«В гости к осени»
2 класс
Учитель начальных классов
Петровичева Н.Д.
«В гости к осени»
Цель урока: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление,речь.
Оборудование:
1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.
2. Плоды, семена, осенние листья различных растений.
Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит попятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II.Повторение изученного
-Ребята, какое сейчас время года? (осень).
-Обратите внимание на небо. Какое оно?
-Как греет солнце?
-Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)
III.Осенние изменения в неживой природе
-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)
Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
ВЫВОД:
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.
VI.Как меняется осенью жизнь растений
-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
V.Игра «Отгадай растение» Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустика этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.
VI. Осенние изменения в жизни животных
-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)
ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Учитель рассказывает о перелетных птицах.
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
VIII.Игра «Отгадай животное»
Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться
о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)
VIII.Итог урока
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?
Домашнее задание
1.Прочитать текст «Неживая природа осенью» (с.26-27), ответить на вопросы к тексту (с.27)
2.Прочитатьтекст «Из жизни птиц» (с.28-29),ответить на вопросы к тексту.
(с.29)
infourok.ru
В гости к осени.
Цель экскурсии: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
Расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Предварительная работа: прежде, чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного парка. Побывав на месте экскурсии, учителю необходимо наметить места остановок, объекты для изучения.
Место проведения: пришкольный участок
Ход экскурсии.
1. Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
2. Повторение изученного.
– Ребята, какое сейчас время года?
– Обратите внимание на небо. Какое оно?
– Как греет солнце?
– Расскажите о погоде сегодня.
– Когда вы сегодня выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал термометр?
3. Осенние изменения в неживой природе.
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
Вспомните, какая была погода летом. Сравните. Определите осенние изменения.
Выводы:
Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
4. Как изменяется осенью жизнь растений.
– Рассмотрим, какие изменения произошли осенью в жизни растений. ( Начинается листопад).
– Посмотрите, как начинается листопад? На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– На каких деревьях листья облетают раньше, на каких – самые последние, а какие деревья не сбрасывают листву совсем?
( Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
– Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а круглый год остаются зелеными?
5. Игра «Угадай растение»
Учитель показывает осенние листья, гроздья рябины, семена клена, шишки хвойных деревьев, а дети отгадывают, с какого это дерева или кустарника.
6. Осенние изменения в жизни животных.
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм. (Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Рассказать детям о том, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях).
–Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут? ( Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки).
7. Игра «Отгадай животное» (Учитель называет признаки разных животных, дает их описание, а дети отгадывают, о коком животном идет речь).
8. Сбор осенних листьев для последующего рисования их с натуры на уроках ИЗО.
9. Подведение итогов экскурсии.(- Какие осенние изменения в природе мы наблюдали?)
Игра «Отгадай животное»
Догадайтесь, какие животные о себе рассказывают.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.
(Медведь)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Самую главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.
(Лиса)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
(Бобер)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.
(Барсук)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
(Заяц)
infourok.ru
Урок-экскурсия
по окружающему миру
во 2-м классе
Тема урока:
«В гости к осени»
Учитель начальных классов:
Козлова Ольга Павловна
ГБОУ СОШ с. Новодевичье м.р. Шигонский Самарская область
Цель урока познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.
Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях, загадки.
Ход экскурсии
Учитель: Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и
тревогой
О себе оставить весть…
Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
Учитель делит детей на группы.
Учитель: давайте повторим правила друзей природы (повторяют правила поведения в лесу, парке).
1.Наблюдение за природой
Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.
2. Самостоятельная работа.
Каждая группа получает задание.
Учитель:
– Ребята, внимательно посмотрите вокруг.
Задание для первой группы:
Вам нужно вспомнить загадки о живой и неживой природе.
Задание для второй группы:
– Вам нужно собрать коллекцию опавших листьев.
Задание для третьей группы:
-Вам нужно собрать плоды, семена различных растений.
3.Игра «Угадай загадку»
Ученики первой группы загадывают загадки для второй и третьей группы.
4. Игра «Угадай растение»
Ученики второй группы показывают листья, а вторая и третья группа угадывают, какому растению они принадлежат.
5. Игра «Угадай плоды и семена»
Ученики третьей группы показывают свои находки, а первая и вторая группа угадывают, каким растениям они принадлежат.
6. Продолжение наблюдения за природой
Наблюдение продолжается по плану:
– Растения;
-Ягоды;
-Грибы;
-Птицы;
-Насекомые;
7.Рефлексия.
Учитель: Ребята, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик прислали вам конверт с заданиями. Готовы их выполнить?
В конверте находятся вопросы и задания. Каждая группа достает вопрос, отвечает на него, остальные дополняют.
Вопросы и задания из конверта:
1.Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
2.Как готовятся животные к зиме?
3. Рассказать стихи об осени.
VI. Подведение итогов
-Что удалось увидеть на экскурсии?
-Что запомнилось?
– Что нового узнали?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр.13 №1
Литература:
1.Максимова Т.Н. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России А.А. Плешакова (М.; Просвещение) 2 класс -М.;ВАКО, 2013.
2. https://www.google.ru/
nsportal.ru
Урок-экскурсия
по окружающему миру
во 2-м классе
Тема урока:
«В гости к осени»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10
имени героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г.Вязьмы Смоленской области
Захарова Юлия Руслановна.
Тема:Живая и неживая природа осенью «В гости к осени»
Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.
Оборудование:
1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.
2. Плоды, семена, осенние листья различных растений
3 Подкормка для птиц.
Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте что то хорошее своему товарищу перед началом урока. (проводится беседа по технике безопасности )
II.Актуализация знаний.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора
-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)
-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.
Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.
1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ
2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.
3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.
III. Формулирование темы и целей урока
-Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила. Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.
-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края. Как вы думаете что мы узнаем? чему научимся?
IV.Повторение изученного
-Ребята, какое сейчас время года? (осень).
-Обратите внимание на небо. Какое оно?
-Как греет солнце?Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)
1)Осенние изменения в неживой природе
-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)
Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
ВЫВОД:Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.
2.Как меняется осенью жизнь растений
-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам . Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.(рассказывают)
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
V Самостоятельная работа.
Учитель:- Ребята, внимательно посмотрите вокруг.
Задание для всех :Вам нужно вспомнить загадки о живой и неживой природе.
Задание для первой группы:- Вам нужно собрать коллекцию опавших листьев.
Задание для второй группы: -Вам нужно собрать плоды, семена различных растений.
Игра «Отгадай растение» Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустика этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.
3) Осенние изменения в жизни животных
-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)
ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Учитель рассказывает о перелетных птицах.
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.(кормим уток)
Игра «Отгадай животное»
Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?
а)Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)
б)А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)
в)Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)
г)Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)
д)Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)
VI Рефлексия
– Какие изменения происходят природе с приходом осени? Солнышко поднимается невысоко, плохо греет. Чаще идут дожди. Похолодало. Улетают на юг птицы. Звери готовятся к зиме. Желтеют и краснеют листья. Листопад.
VII.Итог урока
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?
VIII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.
Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).
-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.
– Оно вам понравилось?
-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!
-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!
Домашнее задание
1.Прочитать текст «Неживая природа осенью» (с.26-27), ответить на вопросы к тексту (с.27)
2.Прочитатьтекст «Из жизни птиц» (с.28-29),ответить на вопросы к тексту.(с.29)
nsportal.ru
«В гостях у осени»
Форма проведения – экскурсия.
Цели: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умения правильного сбора материала; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Продолжительность экскурсии – 40 минут.
Подготовительная работа:
1. Подобрать материал для экскурсии: загадки, стихотворения, вопросы.
2. Разучить вместе с детьми стихотворения, загадки.
3. Составить кроссворд и серию вопросов к нему.
4. Заготовить старые газеты, бумагу.
Проведение экскурсии:
Вступительное слово педагога:
– Добрый день, мои юные друзья! Сегодня мы отправимся в гости к … Об этом мы узнаем, прослушав стихотворение А.К. Толстого.
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянувших рябин.
– Осень – это прекрасное время года, но недолговечна красота золотой осени (дети осматривают друг друга, определяя готовность каждого идти в парк (лес), повторяют правила поведения в парке (лесу)).
Вывод: в лесу нельзя шуметь, ломать ветки деревьев, срывать цветы, травы, трогать руками неизвестные растения.
Остановка 1. «Ярмарка листьев».
Дети отгадывают загадки:
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча.)
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако.)
Лисицу рыжую
Но не хитрую
Плутовку,
А хрустящую…
(Морковку.)
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.
Семьдесят одежек,
А все без застежек.
(Капуста.)
(Дети приступают к сбору листьев)
В ходе сбора происходит изучение листьев по следующим вопросам:
– На что похожи листочки? (ольхи, липы, клена)
– Какого они цвета (формы, размера)?
– Чем похожи (отличаются)?
– Какова поверхность листьев?
Остановка 2. «Тайны леса».
Рассказ педагога: на деревьях и кустах повисли гроздья семян. Они тоже ждут момента, чтобы оторваться от своего дома – веток, зарывшись поглубже в рыхлую землю. Необходимо собирать и семена.
(Дети собирают семена и цветы.)
Рассказ ученика: шишки и желуди – дружные соседи, очень похож на маленьких человечков. Живут они на ветках и тянутся к солнышку. Иногда некоторые из них отважно прыгают вниз головой и прячутся среди листьев, травы и мха – попробуй, отыщи.
(Дети начинают сбор шишек и желудей, разных веточек, иголочек, хвоинок.)
Ребята отгадывают кроссворд, который для них приготовила осень:
1.На каком дереве растут желуди? (Дуб.)
2.Как называют совокупность ягод рябины, растущих на одной ветке? (Гроздья.)
3.У какого дерева кора белая в черную полоску? (Береза.)
4.Какой плод у ели? (Шишка.)
5.О каком дереве идет речь:
Ветви свои наклонила,
Вся расцвела, распушилась.
Сладким нектаром
Друзе напоила.
(Ива.)
Остановка 3. «Игровая».
Проводится игра «Я знаю…».
Цель игры – подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.
1. Я знаю пять деревьев…
2. Я знаю пять форм листьев…
3. Я знаю, как собирать природный материал…
4. Я знаю, что растет на деревьях…
5. Я знаю краски осени…
Подведение итогов экскурсии.
– Сегодня мы были в гостях у осени. Что вам запомнилось?
– Чему удивились?
Послеэкскурсионная работа: подготовить природный материал к дальнейшему использованию на уроках технологии, оформить газету с использованием природного материала на тему: «Наша осенняя экскурсия».
Использованная литература:
Дерим-Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес [Текст] / Е.Н. Дерим-Оглу // Начальная школа. – 1990. – №5. – С. 28-34.
Герасимова, И.Е. Экскурсии-походы по родному краю [Текст] / И.Е. Герасимова // Начальная школа. – 2000. – №5. – С. 52-54.
Криевских, О.Г. Осенняя экскурсия в природу [Текст] / О.Г. Криевских // Начальная школа + до и после. – 2007. – №9. – С. 44-48.
Печатникова, Л. Образовательное путешествие: поход, экспедиция, экскурсия [Текст] / Л. Печатникова // Библиотечка «Первое сентября». – 2007. – №1. – С. 32.
infourok.ru
Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям».
Цели:
Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, плакат, сигнальный флажок.
Беседа по технике безопасности и по правилам поведения в природе.
Ход экскурсии.
Учитель:- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, послушайте звуки природы, шелест листьев. Мне вспоминаются слова великого русского поэта А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
– О какой поре пишет поэт?
Дети: Об осени.
Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.
Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.
Учитель: А почему листья на деревьях становятся желтыми, а затем опадают?
Учащиеся: Из-за похолодания питательные вещества перестают поступать к листьям, и ветер срывает их.
Учитель: Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра.
Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.
Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.
Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда – вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.
Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на 2 группы. Назовите их.
Дети: Неживая и живая природа.
Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
Без огня горит. (Солнце)
Дети: В этих загадках упоминается неживая природа – ветер, дождь, солнце.
Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?
Ученики: Немного тепла.
Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.
Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?
Ученики: Оно было высоко.
Учитель: Как расположено сегодня?
Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.
Учитель: Отгадайте, что это?
Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.
Учащиеся: Это дождь.
Учитель: Много дней уже идет дождь, «небо будто прохудилось». Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
Учащиеся: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.
Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали.
Солнышко шептали.
Что это?
Дети: Мы видим облака.
Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу? Дети: Нет, редко.
Учитель: Кого они вам напоминают?
Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Дети: Это ветер, если он дуст сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.
Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.
Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке».
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).
Учитель: Следующая загадка.
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.
Дети: Это рябина. Признак – красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.
Учитель: А вот еще одна загадка.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ученики: Это ель. Признак – иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.
Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо.
Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?
Ученики: Это деревья.
Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?
Дети: Один главный ствол.
Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.
Как была молода – была бела,
А как постарела — то покраснела.
Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.
Учитель: А это что за растение?
Стоит зеленый кустик
В красный горошек,
А тронешь – укусит.
Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.
Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?
Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.
Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.
Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?
Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нём висят «парашютики».
Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберём в гербарий. А растение называется – клён американский. Вы знаете клён с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.
Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Учитель: Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Мы осенние листочки».
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками – приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Учитель: Давайте пойдём тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?
Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.
Учитель: Это цветочная муха. В отличие от бабочки у неё два крылышка. Что видно ещё на их теле?
Дети: Усики, ножки, красивая окраска.
Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?
Дети: Это насекомые.
Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.
Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.
Учитель: Зачем он это делает?
Дети: В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.
Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?
Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.
Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет.
Крошки собирает.
Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живем во дворе рядом с человеком.
Учитель: Что он делает?
Дети: Клюёт семена травы.
Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.
Учитель: А каких еще вы видели птиц во время нашей экскурсии?
Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью – зима
Мы её не ждём, не просим,
А она идёт сама.
(В.Маликова и Л.Некрасова)
Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?
Дети: Конечно, но оно вернется через год. Это закон природы.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Попробуем об этом в школе нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, которую мы с удовольствием послушаем.
nsportal.ru
не указано
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные:
– Познавательные:
– Регулятивные:
– Комуникативные:
1.Формировать умение работать в группе.
Личностные:
Оборудование: коробка для сбора плодов, блокноты и ручки.
Экскурсия по школьному двору проводится в теплый солнечный день. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об осени, сообщения растениях, которые растут в школьном дворе, загадки.
Ход экскурсии
I.Организационный момент
Учитель: Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
М. Ивенсен
Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
Учитель делит детей на группы.
II.Актуализация знаний
Учитель: давайте повторим правила друзей природы (повторяют правила поведения в лесу, парке).
III.Работа по теме урока
1.Наблюдение за природой
Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.
Каждая группа получает задание.
Учитель:
– Ребята, внимательно посмотрите вокруг.
Задание для первой группы:
Вам нужно вспомнить загадки о живой и неживой природе.
Задание для второй группы:
– Вам нужно собрать природный материал, который пригодится для урока технологии.
3.Игра «Угадай загадку»
Ученики первой группы загадывают загадки для второй и третьей группы.
Ученики второй группы показывают свои находки, а первая группа угадывают, каким растениям они принадлежат.
Наблюдение за растениями, которые растут в школьном дворе.
Ребята рассказывают свои сообщения о таких деревьях, как тополь, береза, ясень, клен, акация.
Наблюдают за кустарниками, делают вывод об изменениях с листвой с приходом осени
Ученики двух групп распределяются по школьному двору и проводят наблюдения за насекомыми, которые еще не спрятались в норы.
IV.Рефлексия.
Учитель:
Вам понравилась экскурсия? О чем бы вы хотели рассказать дома своим родителям?
Ребята, давайте сейчас в ваших блокнотах зафиксируем выводы об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени. Для этого вам я задам вопросы, которые помогут вам в обобщении.
Вопросы:
1.Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
2.Что происходит с растениями с приходом осени?
3.На каких деревьях и кустарниках появились плоды?
4.Какие насекомые еще не попрятались в свои норки?
-Что удалось увидеть на экскурсии?
-Что запомнилось?
– Что нового узнали?
Ребята рассказывают стихи об осени.
VI.Домашнее задание
Нарисовать изменения в живой и неживой природе
Литература:
1.Максимова Т.Н. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России А.А. Плешакова (М.; Просвещение) 2 класс -М.;ВАКО, 2013.
Организационный этап
Загадки о живой и неживой природе
Наблюдения за растениями школьного двора и сообщения о них, подготовленные ребятами
sch21-rostov.eduface.ru