Содержание
Во 2 классе дети учат много стихов про осень. Если вам задали такой осенний стих, обратитесь к нашим русским классикам — Пушкину, Тютчеву, Бунину, Барто, Заходеру, Есенину и другим. Они все любили осень и писали красивые стихи. Стихи про осень поэтов классиков научат детей 2 класса любить природу, любоваться этой замечательной порой, радоваться каждому дню и даже дождю. Мы собрали полную коллекцию стихов про осень для начальной школы.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне –
И засеребришься
Прежде всех к весне.
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед!
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон…
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Все тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят;
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров…
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?
Вон и худ и бледен
Сгорбился больной…
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь — наводит
Желтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла…
Многим не дождаться
Света и тепла!
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит —
В лесу осиновом
Наступит осень.
Цветная осень — вечер года —
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир — как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с Вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
Листопад, листопад,
Всё звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка…
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
— Обещали хорошо,
лучше всех учиться!
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
В сером выцветшем платке
Ходит осень — бабушка
У реки, в пустом леске,
Где повяла травушка.
И стучит ее клюка
О коряги, пенышки,
И глядят из кузовка
Хилые опенышки.
Снимет варежки потом —
Вязаны, не куплены —
И звенят в ее бидон
Розовые клюквины.
Гладит высохшей рукой
Зайца полинявшего…
Ходит-бродит за рекой
Осень настоящая.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь — и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу…
Идёшь как будто по водам, —
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колёса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжёлый воз — то промелькнёт
На солнце вдруг, то в тень уйдёт…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу — дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Весёлый лай идёт кругом.
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
Опубликовано автором Stesha
Содержание
Интересное четверостишье про осень:
***
Все деревья облетели.
Зеленеют только ели.
Днём и ночью дождик льёт.
Грязь и лужи у ворот.
автор: В. Мирович
***
Закружилась листьев стая
И осела у воды.
Это ветер заметает
Желтой осени следы.
автор: Е. Зих
***
— Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
— А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
автор: В. Орлов
***
автор: Г. Шмонов
***
Осень, осень, погоди!
И с дождями не спеши,
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.
автор: А. Тесленко
***
Листья начали желтеть,
Солнце стало хуже греть,
Это осень наступила,
Нас дождями окатила.
автор: Г. Шестакова
***
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер.
автор: В. Шварц
***
Следом за летом осень идёт,
автор: В. Степанов
***
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
автор: Евгения Трутнева
***
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
автор: Ю. Верамей
***
Дождик льет, старается,
Хоть его не просят.
Солнце в тучах мается,
Значит это осень.
автор: Н. Летошко
***
Жёлтые листья падают с веток
Птицы летят и прощаются с летом
Всё холоднее становятся ночи
За знойным летом следует осень.
автор: С. Пригоцкая
автор: О. Карелин
***
Осень с дождиком нагрянет —
Лес красивый голым станет.
Мы тепла и солнца просим,
Но дождём нас мочит осень.
***
Красок полон и чудес
Каждый парк, и сквер, и лес! —
Всю палитру между сосен
Расплескала щедро осень.
автор: М. Корнеева
***
Осенью долго идет сильный дождь,
В слякоть гулять во дворе не пойдешь.
Синие тучи бегут чередой,
Всех поливают холодной водой.
автор: Н. Полярус
***
Листья золотые по ветру летят.
И встречает школа дорогих ребят.
Дождь косой приюта просит.
Вот настала уже осень.
автор: Эрнст
***
Поздняя осень Мрачная очень,
Лужи замерзли, Птиц не слыхать.
автор: Е. Жданова
***
Кричит ворона в небе: — Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась осень.
автор: Е. Интулов
***
В листопаде, яркое,
Что за чудо, спросим? —
На дары богатое
Время года осень.
автор: Т. Яковенко
***
Серую дорожку из асфальта
Осень расписала жёлто, ярко.
Я иду по ней и представляю,
Что из лета в зиму по мосту шагаю!
автор: Валентин Берестов
***
Украшает лес листвой
Красной, желтой, золотой —
Меж рябин и сосен
Ходит тихо осень.
автор: В. Речиц
автор: Афанасий Фет
***
Грустна погода и сыра,
Гулять идти не хочет кошка,
И сквозь промокшее окошко
Глядит осенняя пора.
***
Роняют листья клёны и берёзы.
Роняет туча плачущая слёзы.
Темнее вечер и поздней рассветы…
Приходит Осень, заменяя Лето.
***
Осень, дождь, ветра и непогода
Летнюю прогнали благодать.
Урожай уносим с огорода,
Убираем в погреб — зимовать.
автор: С. Цапаева
***
Пожелтевшую листву.
Ветер вдаль легко уносит.
Календарь “прочел” главу.
Наступила, братцы, осень.
автор: Н. Агошкова
***
Кто кленовые ладошки
Разбросал по всей дорожке?
Посчитала — восемь,
Угадала — осень!
автор: И. Есаулков
***
Осень. Листья кружатся,
На дорожках — лужицы,
И повсюду, как цветы,
Распускаются зонты.
автор: В. Зубкова
***
Вновь невидимою кистью
Осень выкрасила листья.
Все нарядным сразу стало:
Ярко-желтым, рыжим, алым!
***
Нынче осень стала строже,
День всё чаще непогожий.
Ветер стылый, жутко злится.
Распрощались с нами птицы.
автор: Н. Самоний
Лоскутное одеяло
На деревьях листьев мало.
На земле — невпроворот.
Из лоскутьев одеяло
На прощанье осень шьёт.
автор: С. Островский
***
Свобода смотрит в синеву
Окно открыто. Воздух резок.
За желто-красную листву
Уходит месяца отрезок.
автор: А. Блок
***
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко–красные вянущих рябин.
автор: А. Толстой
***
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
автор: С. Есенин
***
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистали жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам метёлкою прошлась.
автор: Д. Кедрин
автор: А. Плещеев
***
Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист — это мордочка лисья…
Вот земля, на которой живу.
автор: Б. Окуджава
еще читают:
◦ четверостишья про лето
◦ короткие стихотворения про осень
◦ четверостишие про весну
Без рубрики
Вам нужны осенние стихи для детей, чтобы использовать их в классе в этом учебном году? Называете ли вы это осенью или осенью, время года, посвященное тыквам и листьям, идеально подходит для того, чтобы познакомить ваших учеников ELA со стихами.
В конце концов, осенние стихи для детей наполнены поэтическими приемами, такими как звукоподражания (представьте, что хруст, хруст, хруст листьев под ногами), сравнения (осенний воздух такой же свежий, как свежий салат), образы, олицетворение и многое другое.
Где вы можете начать писать осенние стихи для своих учеников? Наша команда учителей собрала некоторые из их любимых стихотворений об осени, чтобы использовать их в классе со учащимися второго, третьего, четвертого и пятого классов, а также каждое из стихотворений об осени расширяет их поэтическую практику и переносит сезон в школьные стены для ваши уроки ELA.
Эти популярные стихи об осени со строками таких поэтов, как Роберт Льюис Стивенсон, Карл Сандберг и Роберт Фрост, подходят для детей!
В других садах
И по всей долине,
От осенних костров
Видишь след дыма!Приятное лето над
И все летние цветы,
Красный костер полыхает,
Серые дымовые башни.Спой песню времен года!
Что-то светлое во всем!
Цветы летом,
Огни осенью!
Стивенсон, возможно, более известен своими романами, такими как «Остров сокровищ» или «Дело доктора Джекила и мистера Хайда», но его наследие включает ряд стихов для детей. Это осеннее стихотворение хорошо читать во время Недели предотвращения пожаров в начале октября, а также его можно связать с научным разделом о формах энергии.
Подходит для: Третьего или четвертого класса
Новый словарный запас осенних стихотворений: долина, костер, пламя
Поэтический прием : Аллитерация (S повторяется в слове «петь песню времен года»). Попробуйте эти ресурсы для аллитерации!
учебное пособиеМое стихотворение с аллитерациями. Рабочий листРабочий лист для учащихся, чтобы написать и проиллюстрировать стихотворение с аллитерацией. 1 страница. Классы: K – 1Учебный материалНаписание с использованием аллитерации. ЛистОпределение и создание аллитерационных моделей в текстах. 2 страницыКласс: 4–6Учебный материалГорсть ароматов Упражнение на аллитерациюУпражнение для использования в классе при изучении аллитерации. 1 страницаУровни: 1 – 6 |
Я вижу холмы
Осенью с желтыми шарами.
Я зажигаю кукурузные поля прерий
Оранжевые и рыжевато-коричневые гроздья золота
И меня называют тыквами.
В последний день октября
Когда наступают сумерки
Дети берутся за руки
И кружат вокруг меня
Поют призрачные песни
И любят урожайную луну;
Я тыквенный фонарь
С ужасными зубами
И дети знают
Я дурачусь.
Это осеннее стихотворение для детей приходит — лишь одно из стихотворений Сэндберг, написанных о третьем времени года! Читайте еще об одном любимом учителе!
Подходит для: Второго и третьего класса
Новый словарный запас осенних стихотворений: желтовато-коричневый, прерия, сумерки
Поэтические приемы : сравнение и метафора
2 90 ресурсов!
учебный материалУ меня есть мечта – Анализ речиПросмотрите текст речи MLK «У меня есть мечта» и изучите метафоры, которые он использовал, чтобы передать свое сообщение с помощью сопутствующих вопросов. 1 страница Классы: 4 – 6 |
Под жатвенной луной,
Когда мягкое серебро
Капает мерцание
Над садовыми ночами,
Смерть, серый насмешник,
Приходит и шепчет тебе
Как прекрасное друг
Кто помнит.Под летними розами
Когда вопиющий багрянец
Таится в сумерках
Из диких красных листьев,
Любовь, с маленькими ручками,
Приходит и касается тебя
С тысячей воспоминаний,
И задает тебе
Красивые вопросы, на которые нет ответов.
Хорошо для: Шестого класса
Новое осеннее словарное запасы : вопиющий, малиновый, макер
Поэтические устройства : Персонификация, фигурный язык, образы и символики
9004 400322. !
учебное пособиеРабочий лист «Изучение поэзии — образы»Рабочий лист, который поможет учащимся понять образы в поэзии. 3 страницы |
Лопаты собирают листья
Не лучше ложек,
И мешки с листьями
Легки, как воздушные шары.Я сильно шумлю
Весь день шурша
Как кролик и олень
Убегаю.Но горы я поднимаю
Ускользает от объятий моих,
Течет по рукам моим
И в лицо мне.Я могу загрузить и разгрузить
Снова и снова
Пока я не заполню весь сарай,
И что я тогда?Почти ничего по весу,
И так как они потускнели
От соприкосновения с землей,
Почти ничего по цвету.Почти ничего для использования.
Но урожай есть урожай,
И кто скажет, где
Урожай остановится?
Подходит для: Четвертая и пятая
Новый словарный запас осенней поэмы: ускользнуть, шорох, пики
Поэтический прием: звукоподражание (шуршание)
Попробуйте эти звукоподражания!
Шаблон для практики использования звукоподражаний в фрагменте текста.
1 страницаКласс: 3–5Научитесь определять рифму, ритм и повторение с помощью поэтической игры «Слэпджек»!
6 страницКласс: 4 – 6
Изображение баннера с Shutterstock
Несколько лет назад я опубликовал в журнале First Things стихотворение под названием «Осенняя дорога». Хотя стихотворение начинается с блестящих и меняющихся цветов листьев, явной темой является страшный поворот времени года и истории, символизируемый, прежде всего, украшениями соседей на Хэллоуин. Природа и искусство одинаково говорят на языке конца вещей. Этот поворот также более непосредственно фигурирует в появлении политических указателей двора в преддверии ноября 2016 года:
Через несколько дверей газон усыпан шипами.
С табличками для кандидатов, которых я давно не люблю.
Один лишь вид их имен вызывает у меня страх
Менее сверхъестественный, но гораздо более близкий
Под рукой, чем те, что преследуют детские сны.
Как естественные, так и искусственные вещи имеют параболическое или символическое качество. Осень как время года, например, вызывает воспоминания о многих вещах: мрак распада, конечно, наряду с смелой красотой. Вспыхивающий огонь осеннего пейзажа и его внезапное угасание напоминают нам о том, что Божья книга природы часто говорит безошибочно, но таинственно; даже самые нечувствительные из нас не могут упустить смысла, раскрывающегося перед глазами и различимого носом, и все же этот смысл не однозначен и не прост.
Когда наши предки-пилигримы впервые столкнулись с ослепительной осенней красотой Новой Англии, они не восприняли это спокойно. Что это за дикое и опасное место, недоумевали они. Были ли эти осенние краски приятной иллюстрацией промысла Божия или знаками того, что дьявол таился в тех лесах и что чужая новая земля таила в себе не только телесные, но и духовные опасности? Они считали смену сезона богатой загадками; однако их внимание привлекло не чувственное, а духовное значение цвета листьев. Из такого кальвинистского понимания возникла литературная традиция Новой Англии.
«Осенний лес» Уильяма Каллена Брайанта — тонкий и искусный пример этого видения. «Летние косы деревьев исчезли», — пишет он. Переворачивающиеся листья придают земле другое значение, которое Брайант описывает как своего рода очарование. Фантастика предстает перед нами в сумеречной красоте природы:
Горы, что вздыбляются,Я брожу по лесам, которые венчают
Возвышенность, где сияет смешанное великолепие,
Где веселое общество деревьев смотрит вниз
На зеленые поля внизу.
К концу поэмы осень предстает мимолетным убежищем. Заключительные строфы оплакивают «низкую борьбу» повседневного существования, которая «сводит людей с ума». Его шаги через лес скоро и неизбежно приведут в такое несчастное место, но пока он остается в золотом мире.
Возможно, опасаясь, что он недооценил мрачную концовку своего стихотворения, Брайант предпринял еще один набег на поэзию осени, который не допускает никаких намеков на очарование или моральную амбивалентность времени года:
Наступили печальные дни, самые грустные в году,
Завывающих ветров, и голых лесов, и бурых и безрадостных лугов.
Сваленные в дуплах рощи осенние листья лежат мертвые;
Они шелестят под вихревой порыв и под заячью поступь.
Брайант продолжает оплакивать потерю летних цветов, в том числе «золотарника», и осуждает мороз как «чуму на людей». Гибель цветов напоминает ему о смерти юной красавицы рядом с ним: «И мы плакали, что у такой прекрасной жизни такая короткая».
Стихи Эмили Дикинсон часто вызывают это религиозное и аллегорическое воображение Новой Англии в игровой и недоверчивой манере. Для большинства читателей ее дикие видения стоят рядом с баснями Натаниэля Хоторна как главных представителей традиции. Но, возможно, смущенная пафосом стихотворения Брайанта о смерти цветов, опубликованного поколением ранее, она становится нехарактерно осмотрительной, когда пишет об осени. Обращаясь непосредственно к Брайанту (и к Джеймсу Томсону, автору более века назад чрезвычайно популярных стихов Времена года ), Дикинсон пишет:
Кроме Осени, которую поют поэты,
Несколько прозаических дней
Немного по эту сторону снега
И по ту сторону Дымки –
Несколько пронзительных утр
Несколько аскетических вечеров –
Ушли – “Золотой жезл” мистера Брайанта –
И “снопы” мистера Томсона.
В заключение она просит Бога дать ей память о лете, чтобы выдержать ветреную погоду этого сезона. Если Брайант — осенний поэт, она согласится на прозу; он преувеличенно кричит, она «несколько» замечает.
Дикинсон «ловко» играет как с верой, так и с неверием. Для Роберта Фроста несостоятельность веры является более вероятной возможностью и поводом для серьезности, даже в таком коротком стихотворении, как «Ничто, золото не может остаться»:
Первый зеленый цвет природы — золото,
Ее самый трудный оттенок.
Ее ранний лист — цветок;
Но только так час.
Затем лист опускается к листу.
Так сгинул Эдем,
Так заря переходит в день.
Ничто золото не может остаться.
Время года в этом стихотворении является напоминанием о вечных недостатках природы, а также о первом Падении в саду. Телесная смертность и духовная смертность имеют некоторое отношение друг к другу, главным образом в том, что все характеризуется потерей.
Однако в «После сбора яблок» Фрост обращается с морозным, но плодородным сезоном как с землей, хотя бы намекающей на очарование. Осень становится сказочным пейзажем. Тем не менее стихотворение завершается рассмотрением вероятной возможности того, что сны человека — это просто тревожное перепросмотр его утомительного повседневного труда, а то, что кажется откровением, может быть просто «каким-то человеческим сном». Таким образом, Фрост переводит заботу пилигрима о пустыне как обители Бога или дьявола, обители добра или зла в заботу о том, является ли смысл, который мы воспринимаем в естественном мире, поводом для веры или преднамеренным самообманом.
Двое более поздних поэтов Новой Англии будут заниматься подобными размышлениями, поднимая темы Фроста и Брайанта. Поэтический эпизод Гертруды Шнакенберг о доме ее детства, , 19 Хэдли-стрит, , в Саут-Хедли, штат Массачусетс, включает в себя изумительную короткую лирику «Хэллоуин». Шнакенберг описывает улицы, заполненные «дьяволами и динозаврами / И пищащими зелеными человечками, прилетевшими с далеких звезд». После того, как дети оправились от страха и сладостей и заснули, взрослые садятся и рассказывают о брате, который сказал своей сестре, что монстры и призраки не «правда». Взрослые знают лучше:
Но Царь Мертвых
Сегодня ночью снял маску и покрутился
Его плащ и исчез, а мы его
Кто знает вне всякого сомнения, насколько он реален:
Из своего мешка со сладостями он достает мир.
Старые представления, которые Дикинсон и Фрост лишь созерцают, Шнакенберг видит в городском пейзаже Новой Англии не просто как «навязчивое», а как настоящую реальность. То, что может духовно символизировать падение, также просто становится падением: временем, когда все смертное может быть «сорвано».
Точно так же, как Шнакенберг чувствует мрачную, но нравственную реальность этого времени года, так же чувствует и Ричард Уилбур. Уилбур хорошо знал Фроста; они оба проведут свои последние годы, преподавая в Амхерст-колледже. Стихи Уилбура часто прокладывают себе путь через амбивалентность, которую исследуют Дикинсон и Фрост, но в поэзии Уилбура антитезы веры и неверия, жизни и смертности, божественного и мирского выливаются в видение, которое выходит за пределы простой амбивалентности и обещает полноту, а не полноту. только на одно время, но вечная полнота.
В «Прекрасных переменах» прогулка по осеннему полю или обнаружение богомола на зеленом листе напоминают нам, что быстротечность красоты пробуждает к ней разум и чувства, и, пробуждаясь к бытию, мы открыть в нем глубины. Как выразился Уилбур, такая тайна, с которой мы сталкиваемся, «доказывает / Любая зелень глубже, чем кто-либо знает». В позднем стихотворении «В бездорожном лесу» размышляется о «четырех больших скальных кленах, казалось бы, выровненных» и делает это с умом и стилем Фроста, который задается вопросом, были ли такие знаки нанесены там по провидению Бога или по воле природы. Однако Уилбур заключает, что природа «не подчиняется нашей жесткой геометрии». Нам не нужно делать из осенней скуки лето. Полнота природы превосходит нас всех сама по себе.
Вопрос о означающей силе природы часто поднимается в стихах, не относящихся к осенней тематике. И все же из-за тех ранних встреч паломников с дикой природой Новой Англии и из-за очевидных способов, которыми время года показывает нам ход времени и грань между жизнью и смертью, именно в поэзии осени мы часто найти смысл, смертность и тайну мира природы, наиболее подчеркнуто затронутые. Именно в описании времен года еще один поэт Новой Англии, Т. С. Элиот, впервые упомянул Бога как «неподвижную точку вращающегося мира». Обращение Элиота в христианство в середине жизни в каком-то смысле долго лежало в основе видения вещей, найденного в его родной поэтической традиции.