Семейное древо 2 класс окружающий мир – Родословное дерево семьи (окружающий мир, 2 класс)

Проект по окружающему миру (2 класс) на тему: Исследовательская работа “Моё генеалогическое древо”

ГАПОУ МОК им. В. Талалихина

ЮВАО г. Москвы

Исследовательская работа -проект

«Генеалогическое древо моей семьи»

Предмет: окружающий мир

Автор:  ученик 2 класса Г    

Иванов Андрей

Руководитель: учитель высшей категории

Шашкова Марина Вячеславовна

Москва 2015-2016

            Откуда пошёл наш род? Откуда я родом? Может «из детства»? Да! Каждый человек помнит  своё детство, своих родителей, родителей своих родителей…. А дальше?…. Помним ли мы дальше где истоки нашей фамилии?

             Мы с мамой решили узнать историю нашей семьи и составить генеалогическое древо. Так случилось что наша родственница попала на работу в архив моего родного города Тулы. Она и помогла нам в нашей исследовательской работе. Это оказалось увлекательным занятием. Теперь я многое знаю о своих предках.

Моя мама Иванова Юлия Александровна

Она бухгалтер. Когда училась в школе, колледже и в университете всегда выступала на сцене в театральных кружках. В нашем поселке даже ее фотография висела на доске почета как лучшая “Баба Яга”. А ещё моя мама пишет портреты маслом.

Мой дед Марьюшкин Александр Львович

1957г.р. Мой дед всю жизнь работал Шах-

тером (20 лет- был проходчиком). Он ра-

ботал на шахтах Украины, Казахстана, России

Он родился и живет в Тульской области.

Он мой самый большой друг.

Моя бабушка Матвеева Ольга Владими                  –

ровна (1958-2011г) была фармацевтом и

делала лекарства для людей. Она была добрая

и веселая. Очень вкусно готовила пирожки и

пела красивые песни.

Мой прадедушка Матвеев Владимир Василье-

вич так же родился и жил в Тульской области

в г. Алексине. Он работал пожарным, но у него

было хобби, он был портным. Когда он был чуть

постарше меняначалась ВОВ.

Его два раза снимали военныес поезда, он хотел

воевать за Родину. И его Мама Матвеева Мария

Семеновна решила отдать его в подмастерья. Ей пришлось продать половину своего дома, что бы купить швейную машинку и большой чугунный утюг. Машина до сих пор в рабочем состоянии стоит у нас дома.  Дядя Володя, ходил на работу в мастерскую, таща на веревке утюг, и если оставался в мастерской на ночь, то утюг клал под голову, что б его не украли.

 Моя прабабушка Новикова Мария Ивановна,

всю жизнь работала на кирпичном заводе.

Она родилась в Орловской области. Когда был

 голод ее родители умерли, и пятерых

детей забрали в свои семьи родственники.

Моя прабабушка Родионова Валентина

Ивановна (1937г.) родилась и жила в Тульской

области.  Всю жизнь она работала, в молодые

годы в колхозе, а потом уборщицей в детской

поликлинике. Я ее помню, она смешные сказки

мне рассказывала. А ещё она укладывала меня

в гамак в саду, и качала.

Мой прадедушка Марьюшкин Лев Алексеевич

(1932г.р.) всю жизнь жил в Тульской области.

С 15 лет он работал на шахте. Проходческий

Стаж его 33 года. В молодые годы он выступал

В Хоре. Очень любил танцевать.

Мои прапрабабушка и прапра-

дедушка Родионовы Иван

Васильевич и Фекла. Бабушка

всю жизнь была домохозяйкой

и воспитывала 5 детей. А дед

Иван работал на железной

дороге машинистом поезда.

Мой прапрадедушка Романов Алексей Яковлевич.

(1905г.р) родился и жил в Тульской области. Он был из

дворянской семьи. Но в связи с революцией в 1923г. он и

его брат поменяли свои фамилии на Марьюшкин и

Елесеев. Третий брат решил оставить и сословие и

фамилию, был репрессирован в Сибирь. Дед пошел на шахту работать, но у него было

 очень хорошее образование, и в скорее он стал директором шахты.

Моя прапрабабушка Алексеева Анна Васильевна

(1007г.р) была как и ее муж из знатной семьи. Она была

домохозяйкой. Прекрасно готовила в русской печи

блюда. Родила 6 раз по двойне, но выжило только пятеро

детей. Она дожила до 82 лет, нянчилась с внуками и

правнуками. Моя мама любила у неё бывать, благо

дома стояли рядом. Всю жизнь боялась, что кто-то

узнает правду о ее корнях и прекрасном образовании. Но однажды  она стала поправлять произношение французского монолога у своей правнучки. И все услышали её французский.

Мои прапрапрабабушка и

прапрапрадедушка

Романов Яков Семенович

(1883г.р) и Родинцова

Пелагея Филлиповна (1886г.)

Дед был очень сильным и

мог с одного удара кулаком завалить быка.

И ещё одно поколение Романовых –

Зоя и Семен.

Дед был гусаром, а бабушка в молодые годы

танцевала на балах.

Вывод моей исследовательской работы.

 Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению. Я совершил увлекательное путешествие в далекое прошлое.

      Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и горестные события.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость и печаль,

Дружба и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

                                                Сердце на веки останется в нём!

nsportal.ru

Проект Родословная Окружающий мир 2 класс 2 часть

Проект “Родословная”

Выполняем проект по теме “Родословная”

Цель проекта:

Ознакомиться с родословной моей семьи.

Этапы работы:

1) собираем материалы на тему родословной моей семьи;

2) составляем план выступления на празднике – Родословная моей семьи ;

3) оформляем презентацию проекта “Родословная”.

Мои обязанности по проекту:

Найти материал для проекта. Подготовить презентацию “Родословная”.

Способы оформления результатов:

Презентация

План выполнения проекта:

1. Составить список членов семьи

2. Подобрать фотографии членов семьи

3. Узнать у родителей информацию о других родственниках

4. Найти фотографии родственников

5. Изобразить родословную семьи в виде дерева

6. Вклеить фотографии указать имена и фамилии, степень родства

7. Оценить свою работу над проектом.

Пример выполнения проекта “Родословная”

В моей семье пять человек.

Это я, Ира Иванова.

Мой младший брат Антон.

Мой папа Игорь Александрович.

Моя мама Юлия Владимировна.

Моя бабушка Наталья Борисовна Петрова.

Это мои самые близкие родственники.

Бабушка носит фамилию Петрова, потому что она бабушка по маме.

Дедушка по материнской линии недавно умер, его звали Владимир Иванович Петров.

Дедушка и бабушка по отцовской линии живут отдельно.

Их зовут Александр Дмитриевич и Лариса Ивановна Ивановы.

У мамы есть родной брат, которого зовут Георгий Владимирович Петров, у него есть жена Елизавета Николаевна и сын Евгений.

У папы братьев и сестер нет.

Нарисуем семейное дерево, в основании которого будут расположены фотографии дедушек и бабушек.

В средней части дерева покажем их детей, моих родителей и моего дяди. Сюда же отнесем жену моего дяди.

В верхней части дерева окажутся дети моих родителей – я и мой брат, а также сын моего дяди, мой двоюродный брат.

Покажем на семейном дереве родственные связи стрелочками и подписями, приклеим фотографии родственников.

Проект готов к защите.

Моя оценка работы над проектом:

Благодаря выполнению проекта я лучше узнала родословную своей семьи, узнала какими родственными связями связаны ее члены.

Я оцениваю свою работу на отлично.

Скачать для примера готовый проект: “Родословная”

Благодарность:

Благодарю моих родителей, папу и маму за помощь в подготовке проекта.

okrmyr.ru

Проект “Моя родословная” по предмету Окружающий мир 2 класс

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Дубовый Умет

Проект

на тему: «Моя родословная»

Выполнил: ученик 2 класса

Банник Данила

Руководитель:

учитель начальных классов

Антонова В.А.

с.Дубовый Умет

2016 г.

Введение

Родословная – это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – древний предшественник по роду.

Русское слово семья имеет древнее происхождение, оно означает группу живущих вместе близких родственников.  К членам семьи относят: отца, матьсынадочьбрата, сестру, дедушку, бабушку.

Родословное древо – это условное изображение всего рода в виде дерева. Можно создавать его по-разному.

У каждого человека родословная уходит вглубь веков, причём родословное дерево непрерывно расширяется.

Родословное древо по другому можно назвать генеалогическим древом. Эти слова являются синонимами. Генеалогия – это наука о родословной человека.

Вместе с родителями я собирал информацию о своих предках, записывал их фамилии, имена и отчества, узнавала, когда и где они жили, чем занимались. Узнал очень много интересных фактов из жизни моих родственников. Вот что у меня получилось.

Моя семья

Меня зовут Банник Данила Дмитриевич. Мне 9 лет. Я учусь во 2 классе Дубово-Уметской школы. Живу в селе Дубовый Умет. Имя Данила дала мне мама.

Я люблю физическую культуру, рисование и технологию и английский язык. Мне нравится читать о космосе, о животных и разных видах транспорта. Особенно мне нравится книга Василия Великанова «Разбойник и Мишка». Люблю подвижные игры, собирать пазлы, строить технику и дома из конструктора. У меня много друзей.

Мои родители: папа – Банник Дмитрий Николаевич и мама – Банник Наталья Владимировна. Папа родился в республике Туркмения городе Ашхабад. Мама родилась в селе Ореховка Радищевского района Ульяновской области. Теперь они живут в селе Дубовый Умет. Мама по профессии учитель, папа – оператор производственной линии. Папа зимой чистит снег и играет с нами на улице, летом ухаживает за садом и огородом. Мама – большая мастерица. Она хорошо готовит, вяжет крючком и спицами.

А ещё у меня младший брат. Его зовут Банник Виталий Дмитриевич, ему 6 лет. Мы любим с ним что-нибудь строить из конструктора, играть в мяч. Мои дедушки и бабушки

Мои дедушка и бабушка (папины родители) – Банник Николай Эдуардович и Банник Нина Васильевна. Дедушка работал шофёром. Сейчас находится на пенсии, доит коров, заготавливает сено. Бабушка работала бухгалтером. Ещё успевала вести дома хозяйство и воспитывать детей, очень любила печь вкусные чебуреки и варить манты. Они вырастили троих детей. Приехали они из г. Ашхабад республики Туркмения. В городе они получили квартиру, но из-за климата не смогли там жить и решили переехать в Самарскую область. Так они попали в село Верхний Сускан, который находится около города Тольятти. Мои родственники по дедушкиной линии живут в Германии и присылают нам посылки, а по бабушкиной линии живут в соседнем селе Нижнее Санчелеево (около города Тольятти).

Мои дедушка и бабушка (мамины родители)– Ивашин Владимир Викторович и Ивашина Людмила Васильевна. Мой дедушка работал на тракторе, потом в райгазе. Он имеет награду «почетный работник райгаза». Всегда помогает людям, если нужно вспахать огород, почистить снег трактором, отвезти. Когда был молодым, играл на гитаре и очень красиво рисовал. Когда вышел на пенсию, стал работать в пансионате для ветеранов кочегаром. Бабушка помогала своей маме: ходила на ферму и доила коров руками. В детстве хотела стать учителем начальных классов. Потом получила профессию – бухгалтер и работала в аптеке по профессии, затем – оператором на почте. А последнее время работает экономистом в пансионате для ветеранов. Занимается садом. Любит выращивать разные цветы. Родственники по маминой линии живут в Ульяновской области, в селе Дубовый Умет Самарской области, а по дедушкиной линии – в Ульяновской области.

Заключение

В результате выполнения своей работы я построил генеалогическое древо моей семьи. Мне стало понятно, откуда пошла наша семья. Я узнал много интересных фактов из их жизни.

Вместе с родителями мы продолжим работу по восстановлению родословной нашей семьи. Мы записали все воспоминания, которые удалось собрать. Эти воспоминания и родословное древо мы сохраним и передадим следующим поколениям нашей семьи.

Изучив свой собранный материал, я пришел к выводу, что мои предшествующие родственники – это люди трудолюбивые, отзывчивые, готовые прийти на помощь, добрые, умеющие вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием, воспитывать детей, защитники Родины, труженики. И я вправе могу гордиться ими и брать с них пример. Я постараюсь воспитать в себе такие качества.

Литература:

  1. А.И. Савенков. Я – исследователь.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова – М.1997.

  3. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.

Другие информационные источники:

1. Воспоминания родственников.

2. Фотографии родственников.

Приложение 1

Фотографии

Моя семья

Сверху вниз с лева на право: Мама – Банник Наталья Владимировна, папа – Банник Дмитрий Николаевич, Брат – Банник Виталий Дмитриевич, я – Банник Данила Дмитриевич

Мои дедушки бабушки

Дедушка и бабушка по папиной линии:

Банник Николай Эдуардович, Банник Нина Васильевна

(Бабушка держит на руках маленького меня)

Дедушка и бабушка по маминой линии:

Ивашин Владимир Викторович, Ивашина Людмила Васильевна

multiurok.ru

Как нарисовать семейное дерево ребенку в школу?

Часто школьникам задают творческое домашнее задание – нарисовать свое генеалогическое дерево. Конечно, без помощи взрослых тут не обойтись. Часто к процессу подключаются все ближайшие родственники, вспоминая общими усилиями своих предков. Перед тем как нарисовать семейное дерево ребенку в школу, взрослым следует подробно разобраться в связях между поколениями.

Задание ребенку нарисовать семейное дерево своими руками, как нельзя лучше позволяет узнать корни своего рода. Нынешнее поколение особо не интересуется своими предками, которые, уходя из жизни, навсегда забирают с собой ценную для всего рода информацию.

Для того чтобы выполнить работу потребуется минимум материалов – фломастеры или карандаши и по возможности фото. Чаще всего семейное дерево, дополненное фотографиями делают детям младших классов или в садик –требования минимальны, достаточно вспомнить ближайших родственников, изображения которых наверняка найдутся в альбомах или на цифровых носителях.

Старшеклассникам предлагают копнуть поглубже, и максимально достоверно отобразить информацию, с датами рождения, смерти и кратким описанием жизненного пути предков. Очень редко у кого сохранились старинные фотографии, а посему, лучше всю информацию отобразить в рамочке произвольной формы.

Мастер-класс: как нарисовать семейное дерево

Конечно же, основная задача в создании генеалогического дерева ложится на плечи родителей, но ребенок обязательно должен участвовать в творческом процессе. Таким образом, он не только поможет раскрашивать рисунок, но и больше проникнется кровными узами:

  1. Чаще всего для такой работы выбирают стандартный белый лист А4, который можно раскрасить или оставить таким же. Чаще всего семейное дерево изображают в виде могучего дуба, пойдем и мы по этому пути, и изобразим большое дерево.
  2. Если планируется упомянуть более пяти поколений, то лучше рисовать максимально пышную крону. Этот же совет подойдет тем, кто будет использовать крупный шрифт для написания имен.
  3. Имя ребенка может располагаться как на вершине дерева, так и внизу. Помимо него часть используют местоимение «я», которое говорит от лица ребенка. В качестве рамочки мы используем простой овал, хотя при желании можно оформить имена в ажурные рамки.
  4. После ребенка идут мама и папа. Лучше, если расположить их по обе части ствола. Тогда родственники папы будут по одну сторону, а мамы – по другую.
  5. Далее мамы идут, конечно же, любимые бабушки-дедушки по ее линии. Можно добавить их имена.
  6. Затем наступает черед самых близких родственников папы. Если у ребенка есть тети и дяди, а у тех, в свою очередь, свои дети, то есть двоюродные сестры и братья ребенка, то располагайте их рядом с общими бабушкой и дедушкой.
  7. В основном родители помнят своих бабушек и дедушек, которые ребенку приходятся прабабкой и прадедом – не забудьте и про них.
  8. Для наглядности крупными стрелками отмечаем, кто от кого произошел.
  9. Раскрашиваем крону дерева в традиционный зеленый цвет.
  10. Если использовать натертый мелко грифель карандаша, его можно растереть пальцем или ваткой, то можно получить необычный эффект. Применим его для окрашивания ствола и корней дерева.

Вот так в упрощенной форме можно изобразить генеалогическое деревце. Часто в школах устраивают выставки таких совместных работ родителей и детей. Если мама или папа совсем не знают, как нарисовать семейное дерево, они могут скачать стандартную схему из интернета, раскрасить и заполнить ее своими данными.

 

womanadvice.ru

Моя родословная. Исследовательская работа ученика 2 класса

 

МБОУ «Белоярская СШ»

 

 

 

 

Исследовательская работа

«Моя родословная»

 

 

 

 

Автор: Журавин Никита,   ученик 2 класса Б

Руководитель: Мухина Карина Константиновна

учитель начальный классов

 

 

 

 

2017 год

 

      Оглавление

1.     Введение                                _____________________________________ 1-3

2.     Основная часть доклада

     2.1  Исследовательская работа ____________________________________3-4

     2.2  Глава 1. Моя семья.

                        1.1. Немного о себе   ____________________________________4-5

                        1.2. Моя семья           ____________________________________ 5-6

   2.3  Глава  2. Откуда мы родом и где наши корни?

                       2.1. Моя бабушка и дедушка     ____________________________7-8

                       2.2. Моя прабабушка и  прадедушка_______________________  8-9

                      2.3. Далёкие предки     ___________________________________  9

3.     Заключение         ____________________________________________    9-10

4.     Список использованной  литературы         ________________________ 11

5.     Приложения

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

                                                                В старину родственные связи берегли,

                                                                ценили, гордились ими и говорили:  

                                                               «Кто своего родства не знает, тот сам

                                                                себя не уважает, а кто  родни своей 

                                                                стыдится, тот через это сам срамиться».

 

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины. 

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет  предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол – это семья. Земля – это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила  раскрыть некоторые моменты истории  моей семьи.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.                                                                                                 

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую  постигается  история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Передо мной стояли следующие  задачи:

1) составить генеалогическое древо моей семьи.

2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

Объектом моей работы является родословная.

Предметом –   моя родословная.  

База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.

Научная новизна  работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу – составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу  рассказать о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем  равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».

При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии.

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мои дедушка и бабушка, мой папа и моя мама, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

  Исследования.

       Чтобы выяснить,  историю своего рода  провел поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.

2. Основная часть

2.1. Исследовательская работа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический –  заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного   кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.

Второй этап– практический –  заключался  в составлении  картотеки своих родственников – я составлял отдельную карточку,  где  записывал основные сведения о его жизни. Совместно с родителями собирал материал о своих предках. Материал получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов. После того как материал был собран, далее с помощью родителей оформил генеалогическое дерево своей семьи.

Третий  этап. Проведение праздника на тему «Моя родословная».  Подготовка к конкурсу «Катановские чтения» по теме «Моя родословная».

Есть различные варианты  составления  родословной: от предка к потомку  или от потомка к предку. Моя родословная  большая, в родословном альбоме  я расположил родственников,   о которых  собрал сведения. С этими людьми  я состою  в кровном родстве.

Я планирую  собрать больше сведений о  дальних родственниках, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.

2.2 Глава 1. Моя семья.

      1.1. Немного о себе.

Слайд

Меня зовут Журавин Никита Алексеевич. Я родился 11 января  2008 года в  городе Красноярске. Мне 8 лет. Я учусь в 2-ом классе МБОУ «Белоярская СШ».

Имя Никита дали мне мои родители. Оно в переводе с греческого означает «Победитель».

По гороскопу я спокойный, добрый, сообразительный, жизнелюбивый мальчик. В компании веду себя раскрепощенно и быстро схожусь с незнакомыми людьми.

Учусь я охотно, люблю математику, рисование и физкультуру. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.

Любимое время года – зима. Потому что  зима – это сказочно красивая природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом  Морозом и самыми вкусными подарками.

А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожим на них.

Моя главная мечта – успешно закончить школу,

1.2. Моя семья.

Семья – это, что с тобой всегда.

Самый младший  в нашей семье – это моя сестра Алина.  Е еще нет и 2 лет. Она родилась в 2016 году. Так ее назвала мама. Имя Алина с латинского языка переводится означает «другая». Я ее очень люблю.

Мой папа, Журавин Алексей Алексеевич, родился           года в           . Имя Алексей  означает «защитник». Я узнал историю происхождения нашей фамилии. Основой фамилии Журавин послужило мирское имя Журавка. Фамилия Журавин образована от мирского имени Журава. До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного, птицы или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы. Издревле журавль, как и аист, у славян считался покровителем детей и молодых мам. Кроме того, эта птица, по народным поверьям, олицетворяла таланты и научные способности. Поэтому, давая младенцу такое имя, как Журава, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель животного или растительного мира. Согласно другой версии, эта фамилия восходит к прозвищу Журава, которое давалось человеку за внешнее сходство с журавлем (например, за высокий рост, худобу). Журава, со временем получил фамилию Журавин.

 

 

 

 В 200 году женился на моей маме. Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно.

Моя мама, Марина Валерьевна, родилась 15 сентября 1986 года в Белом Яре?. Девичья фамилия – Цыс. История у фамилии очень интересная. Фамилия Цыс ведет свое начало от прозвища Цыс. Вероятно, прозвище Цыс восходит к древнерусскому слову «цесарь» (в украинском языке – «цiсар»), этимологически связанному с латинским «кесарь» – «государь, император». В Московской Руси цесарями называли правителей Священной Римской империи, возникшей при германцах. Училась в Белоярской  школе. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового.

Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.

Я горжусь своими родителями. 

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

2.3  Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

2.1. Моя бабушка и дедушка

А сейчас я хочу рассказать о своих любимой  бабушке и дедушке.

Лучше друга не найти  – обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Моя бабушка – мамина мама,

Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. Своим внукам ( их четверо) всегда найдет время и доброе слово.

Мой дедушка, Валерий

Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих  детей: Дмитрия (моего дядю), женат, с супругой Юлией воспитывают сыновей – двойняшек Егора и      Для меня они очень дорогие люди.

Мои дедушка и бабушка всю жизнь прожили в родной деревне. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду.

Бабушка – папина мама

 

 

 

2.2. Мои прабабушка и прадедушка.

Мои прабабушка и прадедушка:  

 

 

Пятое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было две прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но  никого из них я не застал в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Прабабушку (по  отцу я знаю по рассказам моего дедушки. Родилась  в деревне. Дедушка с большой теплотой вспоминает о ней. Моя прабабушка была такой, про которую говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. Она была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. А ещё она была очень красивой.

.

Прабабушка и прадедушка воспитали        детей, из них  Валерий – мой дедушка. Заслужили любовь и уважение односельчан за трудолюбие и доброжелательный характер.

2.3. Далёкие предки

Как мы увидели первые три поколения в основном крестьяне, простые рабочие. Они жили недалеко друг от друга, занимались земледелием. Имели добротные избы и постройки, в подворье держали лошадей, коров и домашних птиц.

3. Заключение.

Итак, с помощью родителей, бабушки и дедушки, родных мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек трое воевали: один вернулся героем.

        Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.

Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Пролистав все семейные альбомы я составил презентацию «Моя родословная». (Приложение)

Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого вырос я.

Я узнал много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение. Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям. 
Мне было интересно работать по проекту. 

4. Список использованной  литературы

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова  Улан-Удэ, 2005 

5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

6. Король М.В. Витражи мудрости. – Минск: Полымя,1991г. – 414с.

7. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. – №3 – 28-30.

8. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

9. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

11. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

12. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

 13. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

 14. Детская энциклопедия:  Папа, мама, ты и я.

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок “Моя родословная”

Тема урока:  «Моя родословная».

Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию  своей родословной.

Задачи:

  • Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
  • Развитие речи,  умения выступать перед аудиторией;
  • Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
  • Развитие  навыков оценочной деятельности.
  • Развитие коммуникативных  навыков и двигательной активности.

           

Оборудование:  

проекты учащихся «Моя родословная»,  пословицы,   мультимедийная система, градусник настроения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 “Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .”

  1. Актуализация знаний.

Учитель: У меня есть мама,

                  У меня есть папа,

                  У меня есть дедушка,

                  У меня есть бабушка.

                  А у них есть я.

                  Что это?

  1. Работа по теме урока.

Учитель:  Добрый день!

Сегодня мы поговорим о семье.  Этому уроку  предшествовала наша большая исследовательская работа по теме: «Моя родословная». Думаю, вам есть чем поделиться друг с другом и рассказать нашим гостям.

 Что такое семья?

а) Семья – что это такое?

Дети читают стихотворение по одной строчке

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Учитель:

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Учитель: В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.

Учитель: Если есть необходимость, один  приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Ребята а  какие обязанности по дому есть у вас? Слушаю  ответы детей.

Учитель: Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто я? Откуда мои корни? Слушаю  ответы детей. 

б) Что такое родословная?

Учитель: Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.  

Ребята кто назовет тему нашего сегодняшнего урока? Правильно! Молодцы!

 – Вспомните  что  такое родословная? (Перечень поколений одного рода)  

– А что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).

-А кто такой предок? (Древний родственник по роду).

Молодцы ребята.

– У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.

Это всё можно узнать  из истории вашей  семьи.

В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.

Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

А теперь пришло время немножко отдохнуть.

  1. Физминутка

Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

Хорошо отдохнули. Сели все на место.

5. Защита проектов «Родословная»

-Вместе с родителями вы работали над проектами, составляли  свое родословное дерево.

 Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две ветви (материнскую и отцовскую). Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков

-Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных, предках.

-При оформлении  вы  проявили творчество, фантазию.

-Давайте посмотрим выставку ваших работ.

А сейчас я предоставлю вам слово для защиты проектов.  Кто то будет рассказывать, а остальные внимательно слушают. Потом вы будете оценивать выступающих, ставить им оценку и скажете почему вы поставили именно такую. Кто желает первым защитить свой проект?

Учитель: Спасибо большое. Так как время урока у нас ограничено, то на следующем уроке мы дослушаем остальных ребят.

  1. Анализ работы над проектом.

Ребята, готовя такие замечательные проекты

  1. Составляя проекты чему вы научились?( научились составлять родословную семьи)
  2. Что нового узнали о семье? ( что у нас есть прабабушка, кем она была)
  3. Кто вам помогал составлять родословную семьи?
  4. Что вам было трудно? ( придумать форму работы)

 Молодцы!

Учитель. В каждой семье есть традиция собирать и хранить семейные  фотографии разных лет. Вы принесли много снимков, а я  подготовила  слайд-шоу, которое я назвала «С улыбкой о семье».

Вот так выглядит моя семья!

  1. Рефлексия.

А сейчас мне хотелось бы в игровой форме поговорить о том что в семье должно быть. А чего нет. Если вы со мной согласны, хлопайте в ладоши, если нет, то топочите ногами. И так, начали!

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи принимает активное участие в их организации.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Молодцы! Вы очень хорошо знаете все правила дружной и сплоченной семьи.

Учитель: У нас на доске написаны пословицы. Давайте же попробуем объяснить смысл пословиц, и скажем, подходят ли данные пословицы к нашему уроку.

«Семья – печка: как холодно,  все к ней собираются».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

Молодцы! Вы очень хорошо поняли смысл данных пословиц.  Вы проделали большую работу при составлении родословной. Мы с вами еще немного поработаем и в мае защитим свои проекты на школьной научно практической конференции перед нашими школьными товарищами.

Мы начинали урок,  вставая в круг и друг другу улыбаясь. В конце  урока мы с вами измеряем температуру нашего настроения с помощью смайликов. Покажите именно тот смайлик который соответствует вашему настроению после урока. Спасибо большое, мне тоже было с вами очень интересно работать!

 

   Итог занятия.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Не смотря на то, что семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

               

nsportal.ru

Методическая разработка (2 класс) по теме: Урок-проект “Моя родословная”

Управление образования

Администрации Сергиево-Посадского

муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хотьковская средняя общеобразовательная школа N1

141370, Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, г.Хотьково, ул.Седина, 30

тел./факс: 8(496)543-00-37

E-mail: [email protected]

Открытый урок-проект по окружающему миру во 2 «В» классе

Дата проведения : 21.02.13

Тема:«Моя родословная.

Создание генеалогического древа»

                              Подготовил и провёл учитель начальных классов

Рожкова Светлана Сергеевна

Конкурс «Моя проектная деятельность»

«Моя родословная.

Создание генеалогического древа»

   

Выполнен учащимися 2 «В»класса.

Руководитель: Рожкова Светлана Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ ХСОШ №1

Девиз проекта: 

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

 Л.Н.Толстой

                                                

                                        

Краткое описание

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для  родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии вполне доступны всем, в том числе и учащимся начальной школы, поэтому и была организована внеурочная деятельность с учащимися 2 класса по программе «Моя родословная»

 Тема проекта предполагала  работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнали о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями составили генеалогическое древо, подобрали  семейный девиз.

                     

Проект «Моя родословная»

 ученика 3 «В» класса

 Перекальского Владислава.

Проект «Моя родословная»

 ученика 3 «В» класса

 Козик Александра.

 

               

         

                Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»

Методический паспорт учебного проекта

Тип проекта:

-Информационно – исследовательский;

 -внутри школы – дома;

-при участии детей и взрослых;

-коллективный, краткосрочный.

Цель проекта «Моя родословная»

– Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи;

– воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;

– формировать и развивать личность;

– развивать партнерские отношения с семьей.

Актуальность темы

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого  колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они  не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана  «Моя родословная»

Объект исследования

 Учащиеся 2  класса  и их семьи.

Предмет исследования

Родословная каждого ученика в отдельности.

Цель исследования

Создание генеалогического древа каждого ученика.

Задачи

– Определить понятийный аппарат используемых терминов;

-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Гипотеза исследования

Предположить  о том, что в результате изучения родословного  дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Форма работы

Индивидуальная

Сроки реализации проекта

3 занятия

                                       

                             Краткосрочный исследовательский проект  «Моя родословная»

№ п/п

Планируемая деятельность

Ответственные

1

Беседа «Откуда мы родом»

Рожкова С.С.

2

«Мои родные» выставка рисунков

Учащиеся

3

«История моего имени» поисковая работа с литературой

Рожкова С.С., дети, родители

4

«А в нашей семье…» – сочинение с иллюстрациями

Учащиеся

5

Составление родословного древа

Учащиеся, родители

7

Защита проекта

РожковаС.С., учащиеся.

Занятие кружка, посвящённое защите проекта «Моя родословная»

ЦЕЛИ: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордости за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.

Учитель:  Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго готовились: составляли свои родословные – выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом.

Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди – семья.

Здесь дом, в котором я живу.

И для меня он лучший самый.

Здесь и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

Здесь вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнёздах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звёздах.

Здесь и сестра моя, и брат,

Хоть иногда я ссорюсь с ними,

Но чаще поделиться рад

Игрой и книжками своими.

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живёт

                                                                    История родного края.

Слова « Родина», « родители», « род», – слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, составляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается.

Ребята, давайте обратимся к   слову “род”. Что оно означает?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! А теперь назовите слова, образованные от корня “род”.

Ответы детей: родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой,  родимый, родоначальник, родословная.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная?

Родословная – это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

Учитель: Правильно! В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука – генеалогия?

Ответы детей.

Генеалогия – это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Учитель: Дома вместе с родителями вы составили свое родословное древо. Кто знает семь поколений своих предков? Шесть, пять, четыре? В большинстве своем вы знаете пять поколений, что тоже не плохо.

Давайте прочитаем  пословицы. Что в них говорится о родословной?

– Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.

– Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.

– Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.

– Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства.

– Тот, кто свою страну не знает – невежда, тот, кто родословную свою не знает – грешен.

Ответы детей.

Учитель: Много интересного узнали мы о своих дальних предках, но всё же каждому из нас дороже и ближе родственники, которые сейчас живут вместе с нами, те, кого вы зовёте своей семьёй. О своих родных вы писали в своих сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.

Чтение сочинений:

«Для меня семья – это, прежде всего,  мои мама и папа. Они всегда поддержат и простят, помогут разобраться в трудной ситуации. Когда я вырасту, мне хочется иметь такую семью».

«Я чувствую в своей семье радость, тепло, поддержку и дружбу».

Спасибо! Как много интересного  мы узнали из сочинений! Берегите эти семейные реликвии, в них  отражается история вашей семьи. Семейной реликвией можно назвать и фамилии. Ведь слово «фамилия» означает «семейство», общесемейное имя. На Руси фамилии появились в эпоху Петра 1. Примерно в 1066 году стали употреблять фамилии, чтобы лучше различать людей. Например, в деревне было несколько Иванов.

Казалось, нет проще фамилии Иванов. Но оказывается, Иван в переводе с древнееврейского – «благодать Божья». А вот опять парадокс. Фамилия Поздняков дана незаслуженно человеку, который встает утром ни свет – ни заря и никогда не опаздывает на работу. Может быть, кто-то из его дедушек вечно куда-то опаздывал? На все эти вопросы может ответить наука антропонимика, которая дает возможность человеку узнать, чем занимался его предок, как его звали, какой у него был характер, любил ли он, допустим, носить красивые одежды, был он высокий или маленький, шумный или тихий. Потомки узнают о своем предке, который дал им фамилию.

Что имя: звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Игра  «Фамильное лото» – участники получают открытки с номером. Ведущий называет номер, чей номер выпал приглашается к ведущему. Ему предоставляется право рассказать о происхождении своей фамилии.

Ученик :                                                              Фамилий каких только нету:

Смешных, горделивых, серьезных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьезных!

Фамилий немало есть вкусных:

Борщов есть, Сметанин и Блинный,

Фамилий немало есть грустных:

Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

Фамилии есть и цветные:

И Черный, и Белый, и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов или Гришин.

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий каких только нету;

И добрых, и злых, и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Вместе:                                                                         Ведь это – моя фамилия,

Ведь это – моя реликвия.

Ведь это – моя семья,

Ведь это – истинный я!

Учитель. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

Ученик:

Я расскажу о семье моей дружной,

Пусть и другие узнают о ней.

Знать свои корни важно и нужно-

Мы ведь побеги от этих корней.

Очень давно (я ещё не родился)

Прадеды жили на свете мои,

За Родину нашу кровь проливали,

Немало прошли по дорогам войны.

Жёны их (или прабабушки наши)

Дом содержали, хозяйство вели,

Деток растили, поля убирали,

Ждали мужей с этой страшной войны.

Дедушки выросли в мирное время.

Оба шофёры, большие друзья.

Я им стараюсь во всём помогаю,

С ними ругаться мне просто нельзя!

Бабушек тоже люблю, уважаю,

Бабушки много умеют простить,

Если шалю или шумно играю,

Бабушки могут со мной пошутить,

Время найдут что-нибудь рассказать мне

Или помогут уроки учить,

В игры со мной от души поиграют.

Как же бабулей  таких не любить!

Самые близкие мне и родные-

Это мамуля, папуля мои.

Я их люблю, уважаю, жалею.

Нет ничего важнее семьи!

Папа мой трудолюбивый и добрый,

Любит порядок везде и во всём,

Если есть время, со мной поиграет,

С папой мы весело, дружно живём.

У мамы свободного времени мало:

Она нам стирает, готовит и шьёт.

Я ей помогаю. А если устанет,

Тихо сижу – пусть мама уснёт.

Недавно у нас появилась сестрёнка.

Это такой расчудесный комочек!

Выросла наша семья небольшая,

Есть чудо – дочка и чудо – сыночек!

Я дорожу своей дружной семьёю,

Мне одиноко и скучно без них!

Буду беречь и любить своих близких,

Самых хороших, любимых, родных!

(Учащиеся  защищают свои родословные: генеалогические деревья, созданные  вместе с родителями).

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо подготовились к празднику. Многие из вас знают уже, откуда взялись и что означают ваши фамилии, каково их происхождение. Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике.

Между живущих людей бесфамильным никто не бывает;

В минуту рождения каждый –

И низкий, и знатный-

Фамилию свою от родителей получает.

Достойно несите свою фамилию, чтобы передать её внукам и правнукам  и тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я – представитель большого семейного рода! Я – представитель самой благородной фамилии!»            

 Рефлексия.

– Воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужую фамилию и уж никак не уродует ее нарочно. Вообще, всякое коверканье слов – признак не слишком высокой культуры.        

        Наверное, не все понимают это. Иначе не звучали бы в нашем классе прозвища. А ведь класс – это тоже своего рода семья. Если посмотреть в Толковый словарь С.И.Ожегова, то увидим, что семья – это  группа людей, живущих вместе. Пусть у всех нас разные фамилии, пусть мы не живем  в одном доме, но большую часть времени мы проводим вместе.

– Какой коллектив можно назвать семьёй?

– А классный коллектив можно назвать семьёй?

Давайте впишем свои имена в родословное дерево нашего класса

Попробуем определить основные правила, по которым должны строиться наши отношения в классе.

(Дети предлагают). 

– А сейчас давайте из кубиков, которые у вас на столах,  построим крепкий и надежный дом – класс. В нем мы будем жить по тем принципам, которые вы только что предложили.

(Дети с помощью учителя выкладывают дом и встают рядом) (коллективно-творческое дело)

А закончить наше занятие  мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: “Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности”.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *