Литературно-музыкальная композиция
«Несколько сцен из жизни Царкосельского лицея»
Цели:
Рассказать о лицейском периоде в жизни А.С.Пушкина, повысить культурный уровень учащихся.
Участники:
Александр Пушкин
Антон Дельвиг
Иван Пущин
Вильгельм Кухельбекер
Император Александр 1
Учитель
Три барышни
Ведущий
Лицеисты в черных брюках, белых рубашках, воротники подняты.
Барышни в бальных платьях.
Император в мундире, шляпе, эполетах, на груди синяя лента.
Учитель в черном колпаке и черной мантии.
Декорации, реквизит:
2 стола, стулья, чернильницы с перьями, бумага, канделябр со свечами, ведомость текущей успеваемости лицеистов, коробка с двумя револьверами.
Плакат с отметками лицеистов, плакат с распорядком дня.
Аудиозапись гимна «Боже, царя храни», любого менуэта, «Шутка» Баха
Сцена 1
Под звуки менуэта появляются барышни.
1 барышня:
– Милочки, знаете ли вы, что в Царском Селе открывается лицей. Я слыхала, что папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.
2 барышня:
-Лицей? Откуда такое название?
1 барышня:
– Наверно, это новое модное слово.
3 барышня:
– Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трех гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Апполона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение происходило в свободных непринужденных беседах и спорах во время прогулок по роще и давало великолепные результаты.
1 и 2 барышни (вместе):
– Какая ты умная!
Барышни уходят.
Сцена 2
Ведущий:
– 12 августа 1810 года царь Александр 1 подписал указ о создании особого закрытого бесплатного учебного заведения для 30-ти самых лучших детей дворянского происхождения – тех, кто будет преобразовывать Россию в европейском духе, в котором будут запрещены телесные наказания. Они будут воспитываться под покровительством самого царя.
Звучит гимн «Боже, царя храни»
Ведущий:
– Господа, прошу встать! Их Величество Император Александр 1.
Выход Императора.
Читает по бумаге.
– Божиею поспешествующею милостию
Мы Александр Первый – Император и Самодержец Всероссийский
Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, литовский…. И прочая, и прочая, и прочая.
…Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества МЫ желали предназначить особенно к важным частям Государственной Службы, а для образования его способность собрать оное и сие Святилище …
В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.
Император уходит. Звучит музыка «Боже царя храни»
Сцена 3
Звонок
Выход лицеистов и учителя
Учитель:
– Из родительских объятий Вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут Вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должна быть Вашими руководителями!
Вызывает лицеистов. Каждый по очереди делает шаг вперед.
Учитель:
– Дельвиг Антон!
Дельвиг представляется:
-Тося…
Учитель читает:
– Насмешлив, упрям, впрочем, добр и весьма усерден, прилежания посредственного. Хладнокровие есть особенное его свойство.
– Кюхельбекер Вильгельм!
Кюхельбекер Вильгельм представляется:
– Кюхля!
Учитель:
– Читал все книги обо всех вещах на свете, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца, много чувств.
– Пущин Иван!
Пущин Иван представляется:
– Жано!
Учитель:
– При счастливых способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и, кажется, лучше ищет твердых нежели блистательных успехов.
– Пушкин Александр!
Пушкин Александр представляется:
– Француз!
Учитель:
– Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания, имеет особую страсть к поэзии.
– Прошу садиться, господа!
Лицеисты рассаживаются за партами. Берут бумагу, перья.
Учитель раздает всем листы с заданиями. Все решают, один Пушкин ничего не делает.
– Пушкин, решайте уравнение!
Пушкин:
– Я не умею…
Учитель:
– Идите к доске и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин долго думает, переминается с ноги на ногу, пишет какие-то формулы.
Учитель:
– Я все стою печально и смотрю…
Пушкин, улыбаясь:
– Но уравнение равно нулю
Учитель:
– У Вас всегда и все нулю равняется! Вы на последней парте заседаете и все свои стихотворения сочиняете!
Учитель:
– Опишите в стихах восход солнца.
Скрипят перья.
Кюхельбекер:
– Восход солнца. Блеснул на западе румяный царь природы!
Учитель: – И это все?
Дельвиг:
– Нет, не все. И изумленные народы
Не знают, что и начинать:
Ложиться спать или вставать?
Пущин:
– Это он у поэтессы Буниной строчку позаимствовал. Только там о закате солнца говорилось.
Звонок. Перемена. Учитель вывешивает ведомость текущей успеваемости. Лицеисты собираются около нее и зачитывают вслух отметки. (см.Приложение)
– Горчаков – рисование 0 – худо
– Пушкин – военные науки 0 – худо, русская поэзия 1 – отлично, энциклопедия права 3 – хорошо
– Дельвиг – немецкая риторика 2 – очень хорошо, физика 0 – худо
Лицеисты (вместе):
– Этот список – сущи бредни,
Кто здесь первый, кто – последний,
Всё нули, все нули
Ай, люли-люли-люли!
Лицеисты убегают
Сцена 5
Появляются барышни под «Шутку» Баха
1 барышня
– Говорят, в Лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические… Ой, а дальше я забыла…
2 барышня:
– Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъем, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения, летом купание зимой «окрылив ноги железом» катание на коньках. А вот, обратите внимание на их распорядок дня (показывает на вывешенный на доске плакат или выведенный на экран распорядок – см.Приложение)
3 барышня:
– И преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах как это ново!
1 барышня:
– А вы не забыли, что сегодня у князя N бал? Пора прихорашиваться.
Барышни убегают.
Сцена 6
Бал, звучит менуэт сначала тихо, затем громче. Входят пары, Пушкин и одна из барышень танцуют, остальные стоят.
Ведущий:
– Первую платоническую, истинную поэтическую любовь возбудила в юном Пушкине Бакунина. Она часто приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение производили общий восторг всей лицейской молодежи.
Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с «безмятежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде стихотворений Пушкина
Пушкин:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Пущин:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей, Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Кюхельбекер:
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты…
Барышни раскланиваются и уходят.
Сцена 7
Ведущий:
– Товарищи Пушкина, знающие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце искренне любили его. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун, он часто сам наталкивался на ссоры.
Пущин:
– Не дай Бог попасть на язычок Французу: осрамит – не отмыться! Кто так мастерски пишет эпиграммы из нас? Да, пожалуй, никто. Вчерашнего дня закрыли Пушкина случайно в библиотеке. А наутро и эпиграмма готова. Что было!…
Пушкин:
Намедни слив объелся я,
Никита ж запер дверь оплошно.
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно
Кюхельбекер:
– Ах, кюхельбекерно! Стреляться! На двадцати шагах! Сегодня! Нет, Сейчас!
Лицеисты:
– Да полно, что вы, что вы!
Кюхельбекер:
– Стреляться!
Подходят к ящику с револьверами, который держит Ведущий, расходятся в разные стороны, затем встают спиной друг к другу, отсчитывают по три шага и поворячиваются друг к другу лицом.
Несколько секунд не поднимают оружие, потом медленно начинают поднимать. Пушкин отбрасывает оружие и кидается на шею Кюхле.
Пушкин:
– Прости, Кюхля, прости!
Обнимаются.
Сцена 8
Ведущий:
– Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли школьные годы. Прощай, скромная комната №14 на четвертом этаже, где Пушкин готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным. Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где было так хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!
За долгие шесть лет Лицей сумел вложить в своих воспитанников, в их ум и сердца. Отсюда вынес Пушкин свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.
Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой дате – 19 октября.
Пушкин:
19 октября.
Пора и мне…пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
Лицеисты берутся за руки.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
все вместе
Отечество нам Царское Село!
Далее идет показ документального фильма «Пушкин. Лицейские годы» или «Юность поэта».
nsportal.ru
Проект на тему “Мое любимое время года – осень” делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 – 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.
Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.
Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:
Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? – …
(Осень)
***
Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья
***
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )
***
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )
Пословицы и поговорки про осень
Сентябрь без плодов не бывает.
Осенью и у кошки пирог.
Весна цветами красна, осень снопами.
Осенью и у воробья пир.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Весна дает цветы, а осень — плоды.
Осень пришла, урожай принесла.
Осень прикажет, весна свое скажет.
От осени к лету повороту нету.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень велика, зима долга.
Осень — собериха, зима — подбериха.
Осень – погод восемь.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Стихи про осень
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
Осень
В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.
Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!
На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский
ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева
Краски осени
Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.
Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.
С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.
Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.
Олеся Лыкова
Приметы осени
Теплая осень – к долгой зиме.
Гром в сентябре – к теплой осени.
Большой урожай рябины – к большим морозам.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Бабье лето ненастно – осень сухая, бабье лето сухое – осень мокрая.
Если журавли летят высоко, не спеша и “разговаривают”, будет стоять хорошая осень.
Много желудей на дубе – к лютой зиме.
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко – мало снегу будет.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
Сезонные изменения в жизни растений осенью.
Самой главной приметой осени является листопад. Листопад – это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.
Желтые листья – сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?
Воды – то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.
Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.
Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.
Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.
Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.Смотрите также:
ucthat-v-skole.ru
Цель: 1) сплочение коллектива детей;
2) наблюдение за осенними изменениями в природе;
3) создание эмоциональной благоприятной обстановки в группе.
Задачи: воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать коммуникативные возможности учащихся, уметь правильно общаться в обществе; корректировать внимание, мышление, творческую активность.
Учитель начальных классов
Шелкунова Нина Михайловна
Вспомни название осенних месяцев. Назови их по порядку.
сентябрь
февраль
август
январь
апрель
ноябрь
март
июль
декабрь
октябрь
июнь
май
Прочитай загадки,
узнай месяц осени.
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?
Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем!
сентябрь
Прочитай загадки,
узнай месяц осени.
Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй?
Прочитай загадки,
узнай месяц осени.
Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовёт к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да!
ноябрь
Пословицы и поговорки.
Народные приметы
Весна красна цветами,
а осень снопами.
Осень –
время убирать урожай.
Чем больше муравьиные кучи –
тем суровее будет зима.
Теплая осень –
к долгой зиме .
Кто из этих животных
осенью залегает в
спячку и проспит
до весны?
Кто из этих животных
осенью залегает в
спячку и проспит
до весны?
Про кого говорят, что его «ноги кормят»? Объясните выражение.
Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки? Почему?
Назови птиц. Кто из них не улетает осенью на юг?
kopilkaurokov.ru
Проект “Золотая осень”
Тема проекта: “Золотая осень”
Вид проекта:
По содержанию – межпредметный
По форме организации – групповой и индивидуальный
По срокам выполнения – среднесрочный
По результатам выполнения – практический
Участники: учащиеся 2 класса
Возраст детей: 8 лет.
Руководитель: Барышникова Алена Юрьевна, учитель начальных классов.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».
Задачи:
– Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту, сопереживать и сочувствовать ему.
– Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
– Развивать основы проектной деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
– Формирование коммуникативных навыков.
Актуальность проекта:
1. В условиях образовательного процесса в ОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
2. Приобщение к совместной деятельности детей и их родителей.
Продукт проекта:
Учащиеся 2 класса работали в группах. Каждой группе было дано задание. Первая группа искали пословицы и поговорки про осень, вторая группа – рассказы об осени, третья – осень в музыкальных произведениях. Каждая группа предоставила поделку из подручного материала, посвященная теме «Золотая осень», нарисовали и защитили плакат про осень, выучили стихи. Многие родители не остались равнодушными и помогли ребятам в работе.
Учащиеся 2 класса провели праздник «Золотая осень» для начальной школы. В гости к ребятам пришли осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, а также сказочные персонажи Королева Осень, Пугало, Глашатаи. Ребята вспомнили приметы осени, отгадывали загадки, играли. Дети рассказывали стихи об осени, исполнили песни об осени, инсценировали.
Защита проекта
multiurok.ru
Методический паспорт исследовательского проекта.
Структура | Содержание |
Тема | “Такая разная осень!” |
Учебный предмет | Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство |
Адресация | Учащиеся начальной школы |
Тип проекта | Поисково-исследовательский, творческий |
Участники проекта | Педагог, дети, родители. |
Обоснование темы Выбранного проекта | В течении долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Но осень у всех разная… Так почему Госпожа Осень бывает разной? |
Цель проекта | Исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники, создавая образы природы и природных явлений |
Задачи проекта | *Найти и прочитать произведения об осени |
Методика исследования | 1 этап: подготовительный. -Вводная презентация. Определение цели и задач проекта -заполнение вопросного листа побуждений -Распределение обязанностей в группах -Создание журнала участника проекта 2 этап: основной. Выполнение заданий в группах: -поиск информации (найти и прочитать стихотворения русских поэтов об осени, провести наблюдения во время экскурсии) – анализ информации (определить настроение автора собственное настроение, выделить выразительные средства (цвета), способные передавать различное настроение и чувства), -создание продукта : подготовить чтение стихотворения, нарисовать иллюстрации, сочинить стихотворение, приготовить стихотворение для выступления -Проверочная работа (использование подготовленных дидактических материалов) -заполнение журнала участников проекта, проверочного листа продвижения -заполнение листа самооценки журнала участника проекта -итоговая самооценка групп -обобщающая оценка работы -представление информации- отчета на творческом концерте-конференции с приглашением учителей, родителей, учеников -заполнение листа-рефлексии -Коррекция схемы ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ. Вывод о достижении задач проекта. -Отзыв о работе других. |
Планируемый результат. | После завершения проекта учащиеся смогут повысить интерес к чтению, развить творческие и познавательные способности средствами анализа и иллюcтрации произведений о природе. Найдут в тексте выразительные средства, определяющие настроение, передаваемое автором. Создадут иллюстрации с различным настроением к стихотворениям об осени, создадут собственное произведение. Научатся работать в группе, принимать позицию другого. |
Ход мероприятия:
Презентация «Осенние мотивы»
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
осенью зовется!
Незаметно к нам в гости заглянула Госпожа Осень! Заглянула да и задержалась… Друзья, а какая она, осень? Любите ли вы это время года? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю вас участвовать в проекте, который поможет ближе познакомиться с нашей гостьей, прислушаться и присмотреться, чтобы понять ее.
В волшебной стране Госпожи Осени можно почувствовать разное настроение. Включайтесь в соревнование с командами из других школ, чтобы узнать, какой бывает осень, по мнению разных людей. Командам предстоит проявить настойчивость, сотрудничество, творчество. Но Госпожа Осень долго ждать не может, эта гостья задержалась не навсегда… Поэтому смелее отправляемся знакомиться с ней!!!
(Такими словами был дан старт проектной деятельности)
1. Актуализация знаний.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
– Осень !
– По каким признакам узнали это время года?
– Почему осень сравнивают с лисицей?
– У кого из поэтов есть подобное сравнение?
– Д. Кедрин ” Осенняя песня”
– Чёрно – бурою лисицею под горой улёгся лес.
– Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени.
– Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?
– Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, поэтов, издателей и фотокорреспондентов?
-В литературе встретились очень красивые поэтические произведения. На уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
– Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства. Наполнить себя красотой и поделиться с другими.
2. Работа по теме проекта.
Отчёт группы «Литераторы»
Проблемный вопрос для группы «Литераторы»:
-Какое настроение может вызывать стихотворение об осени?
Цели исследования:
Подобрать стихотворения русских писателей об осени. Определить настроение, передаваемое автором. Найти выразительные средства, помогающие передать соответствующее настроение. Сочинить собственное стихотворение о “своей” осени.
Результаты исследования:
А.С.Пушкин «Осень» (отрывки из стихотворения)
***
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
***
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…
***
Федор Иванович Тютчев
“Есть в осени первоначальной…”
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Сергей Есенин
“Нивы сжаты, рощи голы…”
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
Константин Бальмонт “Осень”
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Алексей Плещеев “Осень”
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Афанасий Фет “Осенью”
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
Выводы
-Большинство стихотворений вызывают грусть, тоску, тревогу.
-Но вместе с тем, авторы подают надежду на возрождение жизни с новой весной и теплые воспоминания о прошедшем лете.
-Слова творят чудеса, словами можно передать различное настроение, разные чувства. Осень такая разная, каждый автор видит ее по-своему, особенно.
-Чувства переданы с помощью эпитетов (пышное увяданье, прощальная, золотые, багряные, прозрачные, голые, янтарный, сказочный, погребенная, тощая…), олицетворений (перелистывает, сравнений и метафор (точно терем, тихая вдова, что оконца, реже смеется, дохнул хлад, сокровищ каталог…)
-А вот стихотворение о нашей осени, которую мы видим чуть печальной, но очень нежной, красивой и спокойной.
Осень. Желтый клен совсем опал.
Бродят лоси осторожно вдоль лесов и по полям.
Улетели птицы к югу, чтобы спрятаться от вьюги.
Всё в природе засыпает и молчаньем поражает.
(Горячева Виктория)
Отчёт группы «Художников»
Учитель:- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
– Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.
-Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
Учитель:
– Что объединяет все картины?
– Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
– Что изображали вы на своих рисунках?
(Демонстрация работ)
Отчёт группы «Музыканты»
– Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи.
-Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского.Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. (Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы “Времена года” композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по – своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
– ” Времена года” являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
-На уроках музыки мы познакомились с двумя разными по характеру песнями.
Вспомним их.
Наступила осень.
1.Наступила после лета осень, осень.
Мы её о разных красках спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят,
Расставаться с летом очень жаль.
Улетают птицы вдаль.
Припев: Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари,
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари,
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
2.С неба льётся чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее зонтик, зонтик.
Плачут тучи-тучки кап-кап-кап
Лица грустные у мам и пап,
Лица грустные у детворы
От осенней, слякотной поры.
Припев /тот же/
Скворушка прощается.
Слова М. Ивенсен
Музыка Т. Попатенко
1. Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.
2. В путь-дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?
Припев.
3. Где ты солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.
Припев.
Нам было интересно сфотографировать вокруг себя осенние пейзажи.
Вот работы наших фотокорреспондентов.
(Презентация)
– В нашем селе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим творчеством педагога музыкальной школы Н.В.Орловой.
На осинах листья забагрянились,
Птицы кружат стаями над полем,
И седое небо затуманилось,
Грустная пора природы – межзсезонье.
Из окна смотрю на лес задумчивый –
Разрисован кистью акварельной:
Яркими мазками пожелтелыми,
Нежною пурпурную пастелью.
Чуден лес своею кроткой свежестью,
Запах осени повсюду слышен.
Ветерок холодный чуть колышется,
Листопадом кружится над крышей.
Благодать в душе – печаль прощальная,
Скоро красота эта завянет…
А пока, любуясь, наслаждаемся –
Лес осенний так к себе и манит.
Низко – низко небо наклоняется,
Наливаясь, тучи тяжелеют.
И прольется дождик моросящий
Над рекой и полем порыжелым.
Засверкали кистями рябинушки,
И заплакали так горестно березы,
Рано облетели от холода их листья,
Расплескав по ветру капли – слезы.
3. Вывод:
– Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
– Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
– Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
“Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!”
– Как вы понимаете эти слова?
– Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
– Чему научились мы, работая над этим проектом?
– Всё ли мы узнали?
-Какую цель поставим на следующую осень?
kopilkaurokov.ru
Слайд 1
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Тема проекта: «В гости к осени» Творческое название проекта: «Унылая пора, очей очарованье…» Автор: Честных Ирина Алексеевна учитель начальных классов п. Первомайский, 2012.Слайд 2
Аннотация Проект «Унылая пора, очей очарованья…» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в связи с сезонными явлениями. В ходе проекта учащиеся ведут наблюдения явлений природы с помощью учителя и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке. Учебный проект предназначен для учащихся 2 классов. Его можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности.
Слайд 3
Основополагающий вопрос: Почему осень называют унылой порой, но очарованы её красотой? Вопросы учебной темы: Можно ли наблюдать за сезонными изменениями в природе и любоваться осенними красками находясь в классной комнате? Что можно изготовить из осенних листьев, семян и трав на уроке технологии? Как русские поэты изображают осень? Какие краски используют на осенних пейзажах? Можем ли мы театрализованно изобразить осень?
Слайд 4
ГИПОТЕЗА Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года осенью зовётся!
Слайд 5
Участники: учащиеся 2 класса. Учебные предметы: Ознакомление с окружающим миром. Технология Литературное чтение. Изобразительное искусство. Внеклассное мероприятие.
Слайд 6
Дидактическая цель: познакомить детей с осенними изменениями в живой и неживой природе; вовлекать каждого участника проекта в активный познавательный процесс в различные виды деятельности при создании изделий из природных материалов; Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые; воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим; дарить радость окружающим.
Слайд 7
Методические задачи: научить учащихся разбираться в процессах, происходящих в природе осенью; прививать любовь к малой родине и всему живому на Земле; развивать художественно – творческие способности и эстетический вкус; прививать интерес к изучаемому предмету; развивать навыки бережного отношения к природе; осваивать практические навыки работы с природным материалом; развивать умение работать в тёплой гамме над рисунком. прививать навыки актёрского мастерства и любви к театру.
Слайд 8
Темы самостоятельных исследований учащихся: Погода осенью. Жизнь зверей в осенний период. Перелётные и зимующие птицы. Осенние изменения в жизни растений. Труд людей осенью. Русские художники и поэты об осени.
Слайд 9
Этапы и сроки проведения проекта: Формулирование темы и обсуждение творческого названия 1ый урок 20 мин. Обсуждение плана работы 1ый урок 20 мин. Сбор информации и её анализ 2ой урок Подготовка панно «Осень пришла» 3ий урок Подготовка к спектаклю «Золотая осень» 4 – 6 уроки Выставка работ учащихся, показ спектакля. 7ой урок.
Слайд 10
Реализация проекта: разработка наглядного материала; проведение урока – экскурсии; проведение урока технологии; проведение интегрированного урока литературного чтения и ИЗО; проведение внеклассного мероприятия.
Слайд 11
Вывод: В результате проведённых исследований: изучение стихотворений русских поэтов об осени; знакомство с осенними пейзажами русских художников; экскурсия в природу дети получили доказательства того, что в природе происходят сезонные изменения: с наступлением осени изменяется окраска листьев деревьев, птицы улетают в тёплые края, всё чаще идёт дождь.
Слайд 12
Инновационность проекта: применение ИКТ технологий; межпредметные связи /литературное чтение, Изо, технология, окружающий мир/ использование различных форм и методов ведения уроков /
Слайд 13
Учебно – методический пакет: Урок – экскурсия по предмету «Окружающий мир» с фотоматериалом. Урок технологии «Составление панно «Осень пришла»» с фотоматериалом. Урок ИЗО «Наблюдаем и изображаем осень» Сценарий спектакля «Золотая осень» с фотоматериалом. Буклет.
Слайд 14
Информационные ресурсы: Е.В. Алексеева. Изобразительное искусство. – Волгоград, 2004г. С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, М.И. Байкова. Литературное чтение. – Москва. Вако., 2007г. О.В.Казакова, Н.А. Сбоева, Н.И. Гавриякина, Окружающий мир – Москва, Вако, 2006г. Г.И. Перевертень, Самоделки из разных материалов, Москва, Просвещение, 2000г. М.А. Гусакова. Аппликация., М. Просвещение. – 1982г. Н.М. Сокольникова. Основы живописи. Обнинск. Титул, 1996г. http://www.ido.tsu.ru http://center.fio.ru http://nsc.1 september.ru
Слайд 15
Участники проекта.
nsportal.ru
Проект “Золотая осень”
Тема проекта: “Золотая осень”
Вид проекта:
По содержанию – межпредметный
По форме организации – групповой и индивидуальный
По срокам выполнения – среднесрочный
По результатам выполнения – практический
Участники: учащиеся 2 класса
Возраст детей: 8 лет.
Руководитель: Барышникова Алена Юрьевна, учитель начальных классов.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».
Задачи:
– Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту, сопереживать и сочувствовать ему.
– Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
– Развивать основы проектной деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
– Формирование коммуникативных навыков.
Актуальность проекта:
1. В условиях образовательного процесса в ОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
2. Приобщение к совместной деятельности детей и их родителей.
Продукт проекта:
Учащиеся 2 класса работали в группах. Каждой группе было дано задание. Первая группа искали пословицы и поговорки про осень, вторая группа – рассказы об осени, третья – осень в музыкальных произведениях. Каждая группа предоставила поделку из подручного материала, посвященная теме «Золотая осень», нарисовали и защитили плакат про осень, выучили стихи. Многие родители не остались равнодушными и помогли ребятам в работе.
Учащиеся 2 класса провели праздник «Золотая осень» для начальной школы. В гости к ребятам пришли осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, а также сказочные персонажи Королева Осень, Пугало, Глашатаи. Ребята вспомнили приметы осени, отгадывали загадки, играли. Дети рассказывали стихи об осени, исполнили песни об осени, инсценировали.
Защита проекта
multiurok.ru