Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Антяшова Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Осинковская СОШ»
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
регулятивные действия
познавательные действия
коммуникативные действия
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: – учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; презентация урока; карточки для парной работы; карточки-смайлики для самооценки. Презентация к уроку «Имя существительное. Обобщение.» (Приложение №1)
Методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово приветствие.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2.Психологический настрой на урок
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
Улыбнитесь друг другу!
II. Разминка пальцев.
Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
Он стоит посередине.
Этот пальчик безымянный.
Он избалованный самый.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
III. Минутка чистописания. (СЛАЙД 1)
-Прочитайте.
-Что это за предложение? Какой звук чаще всего произносим в скороговорке? Дайте информацию об этом звуке. (Это согласный парный глухой, всегда твердый звук, может быть мягким или твердым).
Запишите в тетради одну строку этой буквы.
-Спишите скороговорку и выделите орфограммы.
IV. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 2)
С…пог, б…рёза, к…рова, м…локо, в…рона, л…сица, д…ревня, уч…ник, р…бята, п…льто, п…тух, за…ц, в…тер, с…бака, м…роз.
(Дети показывают карточки с буквами)
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной).
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что?)
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи). (Слайд №3)
-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).
-Разбейте эти слова на две группы.
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными). (Слайд №4)
VI. Формирование способов практических действий.
1.Работа в группе.
1 группа записывают слова, отвечающие на вопрос кто?
2 группа записывают слова, отвечающие на вопрос что? (Слайд №5)
– Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
(Называются одушевлёнными)
– Как называются слова, которые отвечают на вопрос что?
(Называются неодушевлёнными) (Слайд №6)
2.Работа по карточкам.
Выборочное списывание. Записать сначала слова, которые отвечают на вопрос « кто?», а потом на вопрос «что?»
На реке.
Пришла весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.
4.Проверьте свою работу. (Слайд №7)
Vll. Физкультминутка.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечать оно должно!
КТО? зайчонок, слонёнок, бельчонок.
ЧТО? рука, нога, голова.
Это всё предметы простые
СУ-ЩЕСТ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЕ.
– Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия стран, сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – со строчной)
(Слайд №8,9)
– Как называется наша страна?
– Как называется столица нашей Родины?
-В какой деревне мы живём?
– На какой реке находится наша деревня?
6.Запись на доске и в тетради.
Наша страна – Россия. Столица нашей Родины – Москва. Мы живём в деревне Осинки. У нас протекает река Тара.
– Подчеркните имена собственные.
7. Работа в паре.
– Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам) (Слайд №10,11)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
– (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) (Слайд №12,13)
VIl. Работа по карточкам.
– Подбери проверочное слово, изменяя имя существительное по числам.
сл…ва – п…тно-
гр…за- зв…зда-
с…ва- з…рно-
…строва- з…мля-
Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга.
VIII. Обобщение по теме. (Слайд №14)
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
IX. Рефлексия.
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
X. Итог урока
– Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание.
Выписать из словарика 5 слов, отвечающие на вопрос кто? и 5 слов, отвечающие на вопрос что?
Спасибо за работу. Урок закончен.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.
nsportal.ru
Дата: 09.02.16
Класс: 2
Предмет: Русский язык
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Цели урока:
Образовательная:
формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
формировать умение употреблять разделительный мягкий знак;
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
Закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;
Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным текстом;
Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающая
Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
Воспитательная
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Оборудование: индивидуальные листы учащихся, карточки для работы в парах, конверт с загадками, компьютерная презентация.
Ход урока:
1. Организационный этап. Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, которое позволит сделать нам новые открытия.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)
-Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое. И помогут нам в этом лесные жители. Звери приготовили для вас много интересных заданий.
-Отгадайте, кто нас встречает.
Носит кисточки на ушках,
А грибы на ветках сушит. (Белка)
-Она приготовила вам первое задание в зимнем лесу: объединитесь в пары, разгадайте ребус и назовите тему урока.
– Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока? Дети объединяются в пары (кто с кем сидит) разгадывают ребус, называют тему урока. (Разделительный мягкий знак)
– Белка приготовила для вас корзинку для вопросов.
– Как вы думаете, какие вопросы сегодня мы можем задать по теме? (Какую работу выполняет разделительный ь? Как правильно писать слова с разделительным мягким знаком? В каких словах пишется разделительный ь? Где в словах пишется разделительный ь?
-Что вы знаете про Ь? (Знаем, что буква мягкий знак не обозначает звука, показатель мягкости.)
– Какую цель поставим на уроке? (Научиться правильно употреблять на письме разделительный мягкий знак).
3. Актуализация знаний.
Словарная работа.
-Догадайтесь сами, кого сейчас мы встретим.
-Исключите лишний слог и запишите слова, которые получились.
Мовероз, петонал, лосипата, оредежда, липасица.
-Какие слова получились? Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря)
-Какое слово «лишнее»? Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (Лисица)
-Лисица предлагает подобрать однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).
– Синонимы? (Рыжая плутовка). В каких сказках встречается?
-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше?
Письмо по памяти.
Рыжая лисица с пуш..стым хв..стом подошла (к) руч..ю.
– Объясните правописание.
-На какие правила встретились слова? (Сочетания жи-ши, безударные гласные, правописание предлогов, разделительный мягкий знак).
-Объясните написание слова «ручью»? Прочтите это слово. Как произносятся слова с разделительным ь?
-Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.)
Взаимопроверка. Оценка.
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Ребята, скажите, какая лиса по характеру? Она хочет запутать нас.
Лисица предлагает нам слова разделить на две группы.
-Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком – показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова).
– Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.
листья пень
перья коньки
муравьи кольцо
варенье тетрадь
деревья мальчик
– Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.
– Прочитайте слова, в которых мягкий знак показатель мягкости.
Дифференцированная работа
1 группа: записать любые 3 слова из каждого столбика;
2 группа: записать любые 4 слова из каждого столбика;
3 группа: записать все слова и придумать свои слова.
Звуко- буквенный анализ слов по вариантам:
I вариант – слово «листья»
II вариант – слово « перья»
Проверка.
– Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!
– В чем важность разделительного мягкого знака? Какую работу выполняет разделительный знак? Сделайте вывод. Дайте полный ответ. (Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и – обозначают два звука: варенье – [йэ], листья – [йа], муравьи – [йи]. Предупреждает, что в слове есть звук [й]. Разделительный знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным)
– Когда пишется разделительный мягкий знак?
Физминутка
А на улице мороз,
Ну-ка, все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши!
Покрутили, повертели
Вот и ушки отогрели.
Мы попрыгаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.
5. Первичная проверка понимания.
– Отгадайте, какое животное наших лесов, похоже на кошку?
– Рысь нам подготовила кроссворд.
Разгадайте кроссворд:
1.Домики для пчел. (Ульи)
2.Снежная буря (Вьюга)
3.Мать, отец, дети. (Семья)
4. Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)
5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна)
– Что объединяет все эти слова? (Слова все с разделительным мягким знаком).
– Объясните написание этих слов. Что показывает разделительный мягкий знак? Для чего нам необходим мягкий знак? Что он разделяет? Где пишется?
– Какую работу выполняет разделительный мягкий знак? ( Составление таблицы)
Работа с учебником. Дифференцированная работа.
– Двигаемся дальше по зимнему лесу и впереди увидели оленя, который приготовил задание в учебнике.
– Прочитайте. Обратите внимание на произношение выделенных слов.
– Прочитайте выделенные слова. В каких из них нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?
Задание для групп. ( Ученики выполняют по выбору)
1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
2 группа: Выписать предложения с разделительным мягким знаком.
3 группа: Списать текст и выполнить задания.
(Очень интересно наблюдать за по…ётом стрижей. Сейчас девочка по…ёт цветы. У нас дружная се…я. Се…я одуванчика очень лёгкое. Оле…и не боятся мороза. Оле…и шкуры хорошо сохраняют тепло.)
Вывод.
– В каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак? (Составление таблицы)
– Меняет ли лексическое значение слова, если мы не напишем разделительный мягкий знак?
6. Первичное закрепление.
– Вот мы вышли на полянку. Отгадайте ребус и скажите, кого встретили. (Зайца) Он нас испугался и убежал, оставив задание на листе.
Творческая работа.
– Составьте предложения из групп слов.
на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды
висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях
Дифференцированная работа.
Учитель предлагает ученикам, у которых это задание вызывает затруднения, взять карточки-помощницы.
Карточки-помощницы.
Ребята увидели………
Зимой на сучьях …….
Самостоятельная работа.
Ученики составляют предложения и записывают в тетрадь.
Несколько учеников читают предложения.
– Все ли слова были использованы? Выражена ли в каждом предложении законченная мысль? Оцените товарищей.
-Объясните правописание пропущенных букв.
– Расскажите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак (после согласных, перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И)
Вывод. Составление кластера.
– Пора нам выходить из зимнего леса. Скоро закончится урок. На полянку вышел лось. Он приготовил нам «зимние полянки» и на каждой полянке своё задание.
– Распределитесь на группы. (Дети заранее выбирают жетон определенного цвета). Каждая группа занимает свою «зимнюю полянку». Каждая «полянка» имеет свой вопрос:
1) Для чего нужен разделительный мягкий знак в словах? Приведите свои примеры написания слов с разделительным мягким знаком. Измените слова по образцу: пить – я пью (шить, вить, лить). Запишите слова.
2) Когда пишется разделительный мягкий знак? Придумайте и запишите свои слова с разделительным мягким знаком.
По ходу ответов вывод-кластер появляется на слайде.
– Ответили мы на вопросы нашей «Корзины идей»?
На каждой полянке обучающиеся выполняют задания в группе.
Проверка заданий.
7. Итог урока
– Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Какая была тема урока?
– Какое открытие мы сегодня сделали? Что нового узнали о разделительном мягком знаке?
– Какие задания помогли вам лучше усвоить тему?
– Какое задание было самым интересным?
– Подумайте, как знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).
8. Рефлексия.
– Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтый, красный, оранжевый шарик. Если было трудно – синий или зелёный шарик.
Сначала подходят девочки, выбирают шарики, затем – мальчики. Шарики приклеивают в тетрадь.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитайте слова. (Деревья, друзья, платье, воробьи, крылья). Составьте и запишите с каждым словом предложение. Подчеркните в словах слоги с разделительным мягким знаком.
infourok.ru
Этапы урока. | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Организационный | 1 мин | – Приветствие учащихся. Проверка рабочего места. | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. | Мотивационный | 2 мин | Работа с иллюстрацией. – Что вы видите на иллюстрации? (Кота и ворону). | Рассматривать иллюстрацию | Личностные – воспринимать нашу речь. | Постановка учебной задачи и её решение Словес.: определение цели урока Словесн.: слово учителя Словес.: анализ текста Словес.: озаглавливание текста Словес.: составление плана Словес.: определение лексического значения слов Практич.: пересказ частей текста Практич.: выполнение физкультминутки | 14 мин | – Сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, что мы будем делать? (Писать изложение)
– Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. Рассказывается о событии). – Какова тема данного текста? (О том, что не нужно нападать на беззащитных). – Кто был озорной? (Кот Мурзик). Составление плана изложения – Посмотрите, сколько частей в тексте? Докажите. (Каждой части даны рисунки) – Что значит «озорник» во втором предложений 2 части? (Озорник – котик Мурзик).
| Определять цель урока Слушать текст Устно анализировать прослушанный текст Озаглавливать прослушанный текст Составлять план текста Выполнять лексический орфографический разборы Пересказывать части текста Выполнять физкультминутку | Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу Познавательные – слушаю текст. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме. Личностные – установка на здоровый образ жизни. | Решение частных задач Практич.: написание изложения | 20 мин | – Открываем свои тетрадки. Записываем число. | Писать подробное изложение повествовательного текста по плану | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
nsportal.ru
1. | Организационный момент Словесный: ответы на вопросы | ≈ 1 мин | Приветствие Внимание проверь дружок! Готов ли ты начать урок? Все на месте все в порядке: Книга, ручка и тетрадь? Все ли правильно сидят? | Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу. | Л.: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. | 2. 3. | Актуализация знаний Мотивационный Практический Словес.: ответы на вопросы | ≈ 4мин | Чистописание -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Учащиеся выполняют в тетрадях письмо с доски по образцу.(э Э ж Ж) брзгрдмрз -Какое задание можете предложить? (Вставить пропущенные гласные) -Обратите внимание на слабые позиции в словах. -Какая это орфограмма? -Сможем проверить эти слова? -Назовите их. Запишите слова. Какая это часть речи? (имена существительные) Добавляют гласные буквы, чтобы получились слова. берёза город мороз Определяют часть речи (это имена существительные) Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение Числа имен существительных. И потренируемся выполнять упражнения в распознавании существительных, употребляемых в единственном и во множественном числе. |
Высказывать свое мнение Выполнять задание Отвечать на вопросы учителя |
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей Р: принимают и сохраняют учебную задачу. | 4. | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы Анализ языкового материала Практич.:работа с учебником Практич.: работа с учебником, фронтал. проверка. Практич.: чтение правила Практич.: физминутка | ≈ 15 ≈ 3 мин | Загадки. Число имен существительных (упр.108, с.63 учебника) – Прочитайте загадки. Спишите. Определите число имен существительных. Подчеркните изученные орфограммы. Птичка (ед.ч.), крыльями (мн.ч.), книжка (ед.ч), листьями (мн.ч.), с хвостом (ед.ч.), зверь (ед.ч.), перьями (мн.ч.), птица (ед.ч.) (Похвалить учащихся) .Изменение формы слова. Проверочные слова (упр.109, с.63 учебника) -Продолжаем выполнять упражнения. -В данном упражнении вам нужно подобрать к каждому слову проверочное, изменяя его форму; записать слова по образцу. ( Сосны – сосна, дрозд –дрозды). Под цифрой 1 делает 1 вариант, а под цифрой 2- 2 вариант. 1)Травы – трава, деревья – дерево, письма – письмо, пчёлы – пчела. 2)Хлеб – хлеба, грач – грачи, море – моря, гриб – грибы. Молодцы! – Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет). Во множественном числе? (Два предмета и больше). Что правило в учебнике дополняет нашему выводу? Вкл. видео | Отвечать на вопросы учителя. Строить грамматическое рассуждение. Отвечать на вопросы. Читать правило в учебнике, анализируют его. Определять устно число имени существительного Выполнять двигательные упражнения. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу | О6. | Решение частных задач на основе анализа текста Словесный: ответы на вопросы Практич.: работа с учебником,письменное упражнение фронтал. проверка. Практич.: письм. граммат.упр. Словарно-орфографическая работа. | ≈ 12 мин | Ребята, а как вы думаете, есть ли существительные, которые стоят либо в ед. числе, либо в мн. числе? Приведите примеры. (Сахар, ножницы, сани). Прочитайте пословицы в упр112 -Когда так говорят? -Спишите. Укажите число над именами существительными. Словарно-орфографическая работа. Топор, молоко. ( Записывают и запоминают правописание слова топор) В словах спрятаны ещё слова. Найдите их и запишите: – В первый столбик имена существительные в единственном числе – во второй столбик имена существительные во множественном числе. Закрепление знаний и способов действий. Изменение числа имени существительного. Орфограммы(упр.110) -По какому признаку распределились имена существительные на две группы? -Запишите все имена существительные в ед.числе. | Отвечать на вопросы учителя. Читают задание Работать над письменным упражнением Проверять выполненное задание. | П: анализируют объекты с выделением существенных признаков; К: ориентируются на партнера во взаимодействии Р: планируют свое действие в соответствии с задачей | 57. | Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | ≈ 5 | – Что нового мы узнали на этом уроке? -Что получилось хорошо? – Что вызвало затруднения? – – Какое задание больше всего понравилось? – С каким настроением уходим с урока? За работу на уроке получаете след. оценки: Всем спасибо. Урок окончен. – Запишите домашнее задание. Составьте и запишите предложения со словами: ножницы, топор, молоток.
| Отвечать на вопросы. Проводить самооценку, рефлексию. Оценивать свою работу. Контролировать правильность записи. Обобщать изученное. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез Р: осуществляют итоговый контроль |
nsportal.ru
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
регулятивные действия
познавательные действия
коммуникативные действия
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: – учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.
-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
3.Работа над девизом урока
Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы)
Повторенье – мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь – выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение – мать ученья» – это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать – начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. (СЛАЙД 2)
II. Разминка пальцев. (СЛАЙД 3)
Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
Упражнение для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.
III. Минутка чистописания. (СЛАЙД 4)
В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.
Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
Запишите в тетради одну строку этой буквы.
Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)
IV. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 5)
Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).
1.Задание по группам.
Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд – слова с разделительным мягким знаком.
2.Проверка (СЛАЙД 6)
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).
-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).
-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи). (СЛАЙД 7)
VI. Формирование способов практических действий.
1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
-Какой частью речи они являются?
1.Работа над стихотворением (СЛАЙД 8)
-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится?
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).
-Какое время года у нас на дворе? (Весна).
– Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки
2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными. (СЛАЙД 9)
Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
3.Работа в паре.
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
Распределите слова в две группы.
Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
Кто? Что?
медведь Москва
грач солнце
Роман снег
заяц мороз
лиса оттепель
ворона сосульки
4.Проверьте свою работу. (СЛАЙД 10)
-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Москва, Роман – эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).
Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
-Какие имена существительные отвечают на вопрос – кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос – что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – со строчной)
V. Физкультминутка. (СЛАЙД11)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание – руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
5. Работа в паре. (СЛАЙД 12)
-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Измените их число.
– Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
– Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
– (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
VI. Развитие речи. (СЛАЙД 13)
-Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.
(Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
VII. Беседа о здоровье. (СЛАЙД 14)
Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади
(Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
(Надо заботиться о своем здоровье)
VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. (СЛАЙД 15)
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые – вторая, оранжевые – третья, белые – четвертая.
Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов
(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)
IX. Проверка работы. Рефлексия. (СЛАЙД 16)
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
X. Итог урока. (СЛАЙД 17)
– Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание. (СЛАЙД18)
Диск, проверочная работа по теме имя существительное.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Приложение 1.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.
Приложение 2.
(Слова на панно).
(Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
Приложение 3.
Работа в группе.
Составление кластера.
Работа в группе.
Составление кластера.
nsportal.ru
Тема: Слово и слог.
Цель: Закрепить представление о слоге как части слова;
развивать умение выделять слоги и правильно делить слова на слоги.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Ход урока.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
На доске: МО ЗИ РОЗ ПО МА СНЕГ ЛЕ КРЫ ДРУГ ША
-Что здесь написано?
-Что можно составить из этих слогов?
-Исходя из этого назовите тему урока. (Тема: Слово и слог)
-Зная тему урока и используя опорную запись сформулируйте цели урока.
-Узнать, что такое ….
-Учиться правильно ….
-Как вы думаете, что будем писать на минутке чистописания?
(Слова: мороз, зима, крыша, поле, снег, друг)
-Напишем число и слова для чистописания.
Что можно составить из слов? (Предложение)
Составьте предложения со словами минутки чистописания.(………)
ЗМ СНГ
Какие слова здесь зашифрованы?
Какой звук образует слог: гласный или согласный?
Что общего у слов зима, снег?
ЗИМА
СНЕГ
Чем отличаются?
Почему в слове зима 2 слога, а в слове снег 1 слог?
Отчего зависит количество слогов в слове?
Что такое слог? (часть слова)
(слушаем на компьютере)
Прочитайте правило на стр. 73 в учебнике (читают все, 1 ученик вслух).
1)Работа с текстом.
Прочитайте текст «Снег».
Ответы на вопросы.
Чтение 1,2 предложений по слогам.
Сколько слогов может быть в слове? (Слова могут быть односложные, двусложные,…)
Найти в тексте слова из 3 слогов, из 4 слогов (называют, доказывают)
Найти предложение, в котором выражена главная мысль текста.
Выразительное чтение текста. (1 ученик).
Пересказ текста (1 ученик)
Я буду называть слова. Если услышите слово из 1 слога – подпрыгнуть, из 2 слогов –
2 раза присесть, из 3 слогов – 3 хлопка.
Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник.
Что заметили?
2) Самостоятельная работа.
стр.74. упр. 2 (самооценка, взаимопроверка)
3)Упражнение (на компьютере)
а) Работа в парах (карточки 1, 2,)
КАРТОЧКА №1
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель – …
Пальма, орлы, ерши – …
Много, чучело, носок – …
КАРТОЧКА №2
Составь слова из первых слогов слов. Запиши полученные слова.
Пример: каша, река, тарелка – карета.
молоко, невод, таракан – _____________________
коса, лото, боксёр – __________________________
баран, рана, банка – __________
б) Работа в группе: Работа по схемам. (слова из упр.5)
Что такое слог?
Как определить количество слогов в слове?
В слове есть согласные и 1 гласный. Сколько в слове слогов?
В слове 3 согласных и 3 гласных. Сколько в слове слогов?
Как вы считаете, для чего нужно умение делить слова на слоги?
стр. 74 упр. 4, 6
Сегодня на уроке я узнал…….
Мне понравилось……….
Мне было ……..
Этот урок научил меня…….
nsportal.ru
Улыбнулись друг другу. -Жил-был Шмель. Был он ужасным модником. Думал только о нарядах, а учиться не хотел. Слайд 2. Однажды Шмель полетел на луг, чтобы поесть пыльцу и похвастаться своими нарядами. Но на лугу все цветы поникли. Оказывается, Шмель, когда ставил ударение в словах, сделал много ошибок. А писал он на лепестках цветов. Сможем ли мы с вами помочь цветам? Что мы скажем Шмелю и себе? – Проверим готовность. По каким критериям? | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. -У нас всё получится! Вспоминают критерии, проверяют свою готовность. | Выражают эмоции. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. | 1.1.Минутка чистописания. Учительница показывает с объяснением, как пишутся буквы й, ь, ъ. 1.2. Ваша детская игра завтра станет былью. (С.Маршак) -Самое лучшее соединение подчеркните. Слайд 3. 2. Постановка ударения. Даны слова. Игра, играет, игрушка, игрушечный. Мечта, мечтает, мечтатель, мечтательный. -Посмотрите, как Шмель поставил ударение. Правильно ли он это сделал? | Анализ поэлементного состава букв. Дети пишут с учителем. К доске можно пригласить 2-3 учеников. Они показывают Шмелю, как нужно правильно соединять буквы. Сравнение написания с образцом. Дети выходят к доске и с объяснением правильно ставят ударение. | Сравнивают, используя правильные начертания букв, соединений. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Слушают и понимают речь других. | 1.Постановка проблемы. -Что я выбрала для повторения? -Почему? -Чем ударный слог отличается от безударного? -Назвать двусложные слова, трехсложные. Какие слова остались? Сколько в них слогов? -Каких слов здесь нет? -Какие слова можно переносить? -Чему еще будем учиться сегодня? Слайд 4 2. Сообщение темы и целей урока. -Какая тема урока? Открывается на доске тема. -Какие цели стоят перед нами? 3.Проблемное объяснение нового знания. -Я предлагаю для вас задание, которое содержит для вас новое. Слайд 5. На каждой парте лежат красный и зеленый цветки. (На красном цветке написано: чай-ка, конь-ки, яма. На зеленом: ча-йка, кон-ьки, я-ма). -Что здесь для вас нового? -Поднимите правильный вариант. -Докажите. -В чём ваша проблема? -Что надо сделать, если у вас трудности? -Если узнаете правило, сможете ли сразу переносить слова? -Какой порядок действий мы с вами составим? 3.Открытие нового знания. 3.1.Детям по группам раздаются карточки.
-Откройте правила переноса слов с буквами й, ь, ъ. 3.2.Затем учитель открывает на доске запись: « Нельзя начинать строку с буквы й,ь !» -Значит, вы ошиблись? 3.3.Прочитаем правило в учебнике. Стр.35 –Цветок какого цвета мы должны были поднять? -Какие еще правила вспомнили? | -Постановка ударения. -Будем учиться ставить ударение в словах. Участие в учебном диалоге. Односложных. -Переносить слова. -научиться переносить слова; -правильно ставить ударение; -повторить деление слов на слоги и т.п. -Мы не научились хорошо переносить слова с буквами й, ь. Можно ли оставлять 1 букву на строчке. (Дети поднимают разные цветы). (Доказать не могут или испытывают трудности). -Не очень хорошо умеем переносить слова с буквами й, ь. (Подумать, узнать правило и т.д.) -Нет, нужно потренироваться. Составляют алгоритм действий. Работа в группах. Открытие «нового» знания Открывают правила переноса.
Группы высказывают своё мнение. Обычно такое: буквы й, ь, не переносится на другую строчку. -Нет, можно сказать по- разному. Чтение правила в учебнике. Дети еще раз поднимают цветы. Дети перечисляют.
| Учатся высказывать свое предположение. Определяют и формулируют цели деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся работать в паре. Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Учатся высказывать свое предположение. Составляют алгоритм под руководством учителя: 1.Подумать. 2.Узнать правило. 3.Потренироваться. Учатся работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Ориентируются в учебнике. Оформляет свои мысли в устной речи. Слушает и понимает речь других. | 1.Закрепление нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Работа по учебнику. Стр.36 упр.58. -Мы поставили несколько целей. Достигли ли все? –Что будем делать сейчас? -Почему слова распределены по группам?
2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На карточках у каждого ребёнка: -Огорченная Сорока Возвращалась ведь с урока. Весь урок болтала с сойкой. И домой вернулась с двойкой. -Выпишите слова, где мы можем применить правило: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ». Проверка по эталону. ( На доске: с сой-кой, с двой-кой.) -Почему Сорока вернулась огорченная? -Как мы ей можем помочь? 3.Обогащение лексического словаря учащихся. Составление словосочетаний. Работа по учебнику стр. 35 упр.56. | – Нет, нужно ещё потренироваться. Упражнение выполняется «по-цепочке» на доске. . Проверка по эталону. Если ребёнок выполнил правильно: на полях пишет +, если ошибка-? Дети, у кого есть ?, пытаются объяснить причину ошибки и исправляют ее. -Нужно научить ее переносить слова. Взаимопроверка. Когда проверяют друг у друга, проговаривают эти слова с правилом.
Совместная работа учащихся и учителя. | Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся работать по предложенному учителем плану. Делят слова на части для переноса по алгоритму. Проверяют написанное, сравнивая с образцом. Высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Слайд 6. 1.Рефлексия. Исправление ошибок. Игра «Помоги шмелю». -Снова шмель вернулся в класс. Он надеется на нас: «Друг мой – первоклашка, Ты – всезнайка, Вот мой перенос – прочитай-ка: Зай-ка, ле-йка, ма-йка, У-ши, ше-я, ло-б, лин-ька, Овц-ы, ут-ки, ко-нь, ко-за. В школу я не ходил, Правил дома не учил. Где ошибки? Вот вопрос! Ты исправь мой перенос». (Слова, которые перенёс шмель, записаны на доске). 2.Итог урока. – Что нового сегодня узнали? -Удалось ли вам преодолеть трудности? -Что помогло вам преодолеть трудности? -Всё ли получилось? -Чем же завтра будем заниматься? Или мы сегодня всему научились? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? -Вам было легко или были трудности? Слайд72. | Учащиеся берут сигналы + и ?. Показывают при помощи этих сигналов, где правильный и неправильный перенос. Неправильный перенос проговаривают правильно. Проговаривают способы «открытия» нового знания и уже известных способов. Дают словесную оценку. Соотносят цель и результаты действия.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. | Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других. |
nsportal.ru