Конспект урока изо 2 класс предметный мир фактура предметов: Фактура предметов – план урока по изобразительному искусство, 1-4 класс скачать бесплатно

Конспект урока по изобразительному искусству | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

 задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

организации

совзаимо-

действия

На уроке

Универсальные

учебные

действия

Промежу-

Точный

контроль

1. Органи-зационный

контроль

Эмоциональная,

психологическая и

мотивационная

подготовка

обучающихся

к усвоению

изучаемого

материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Нас окружает огромное количество самых разных предметов. Чем они отличаются друг от друга?

– Правильно, размером, цветом, формой. Но обратите внимание, что поверхности каждого из предметов тоже различны. Ощутить это различие мы можем на ощупь. Можно ли перенести эту характеристику предмета на холст?

-Как?

– Давайте разберёмся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фрон-

тальная.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные

ответы

2. Изучение нового материала.

Сообщение

Теоритических

Сведений.

Фактура.

Рассматривание

Предметов.

Выполнение заданий: рассмотреть предметы, сравнить на ощупь,  описать их фактуру, распознать предмет на ощупь с закрытыми глазами.

Анализ произведений живописи

В целях открытия нового знания.

Просмотр слайдов или работа с учебником

(с.8-9)

Беседа

« Фактура в музыке и поэзии».

Чтение стихов.

Слушание музыки.

Физкультминутка.

Показывает различные предметы.

– Потрогав каждый предмет, мы  можем почувствовать, какую фактуру имеет его поверхность. Сейчас я назвала новый термин. Какой?

– А знаете  ли вы, что означает термин « фактура»?

– « Фактура» ( лат. factura-  «обработка, строение»,  jn  facere  « делать, производить»») – осязательное качество поверхности( гладкой, шероховатой, шелковистой, бугорчатой и др.). Качество фактуры обусловлено природными особенностями материала, но воспринимается субъективно, поэтому оценивается людьми по-разному.

Наблюдает за действиями обучающихся, заслушивает ответы.

– Вы уже знаете, что  фактуру можно почувствовать пальцами, а можно ли её увидеть глазами?

– Рассмотрите представленные в учебнике натюрморты В. Стожарова и Ю. Семенюка. Какие предметы изображены на картинах?

– Какую они имеют поверхность?

– Есть ли на картине предметы, имеющие гладкую поверхность?

– Как вы это определили?

– Каким способом художник передаёт фактуру других предметов?

– Чётких правил передачи фактуры нет. Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка  используют специальные удары кистью и заливки тоном. Если предмет шероховатый, например камень, его можно рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон. Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, берут бумагу более гладкую и твёрдые карандаши и рисуют длинными штрихами. А чтобы передать пушистую шёрстку котёнка лучше взять мягкий материал ( уголь, пастель, сангину и т.п.) и работать на шероховатой бумаге короткими штрихами. Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке соблюдается необходимый ритм штрихов.

– Могут ли иметь фактуру стихи и музыка?

– Сразу напрашивается отрицательный ответ: ведь они не имеют поверхности, их нельзя потрогать руками. Но, оказывается, фактуру можно услышать!

Читает Стихотворения О. Мандельштама,

В. Ражникова  ( учебник с. 164-165), предлагает обучающимся описать их фактуру ( какое стихотворение : героическое, печальное).

– А теперь послушайте музыку.

Во время прослушивания музыкального произведения предлагает обучающимся описать его фактуру.

– Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ошупь , по фактуре, можно отличить одну ткань от другой.

У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань» Когда мы слышим красивую мелодию или чувствуем необычную гармонию,  то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и виды музыкальной фактуры.

Так, пастуший рожок солирует во вступлении « Первой песне Леля» из оперы  Н. Римского- Корсакова « Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной народной сказки через звучание своеобразного музыкального инструмента.

Послушайте песню Ф. Шуберта « Маргарита за прялкой»; в ней звучит не только трепетная мелодия Маргариты, но и мерное жужжание веретена, создающее одновременно яркое зрительное впечатление и контраст своей унылой монотонностью. А вот романс С. Рахманинова « Весенние воды», написанный на слова Ф. Тютчева, передаёт образ стихотворения, одновременно внося в него стремительность, доступную только музыкальному выражению. Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс.

Проводят физкультминутку.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Слушают учителя, рассматривают

Предметы,

Анализируют информацию.

Слушают учителя, выполняют задания, анализируют информацию, формулируют ответы на вопросы.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают произведения живописи, рассуждают, делают выводы.

Слушают учителя, читают стихи, слушают музыку, анализируют информацию,  рассуждают, делают выводы.

Выполняют упражнения.

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

П: умеют наблюдать, извлекать информацию

Из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации.

К: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя.

Л: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

П: умеют наблюдать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: стремятся к координации действий и сотрудничеству;  умеют формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Л: проявляют интерес к новым знаниям.

П: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою. Точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Л: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Действие

по инструкции учителя

3. Твор-

ческая практическая деятельность

Выполнение творческого задания                  ( учебник , с.11-12)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся

Выполняют задание

Индивидуальная

Р: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: умеют самостоятельно выполнять творческие задания.

Выполнение творческого задания.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Выставка работ обучающихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам.

– Что нового узнали на уроке?

– Всё ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Какое у вас сейчас настроение?

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фрон-

тальная

Л: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Р: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

К: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения,  формулировать ответы на вопросы.

5. Домашнее задание.

Выполнение задания в рабочей тетради (с.4-5)

Задаёт домашнее задание.

Слушают учителя.

Индивидуальная.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск способов их решения.

План-конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б. М. Неменского в соответствии с ФГОС на тему “Пейзаж

Предмет

ИЗО

Класс

6

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Тема

Пейзаж – большой мир.

Цель

Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с видами пейзажа.

Основные термины и понятия

Пейзаж, виды пейзажа: героический, идеалистический, романтический.

Планируемый результат.

Предметные умения:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно – эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами.

Научаться в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,

Личностные: Формирование основ экологической культуры

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Познавательные: узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

Коммуникативные: Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Самостоятельная

Просмотр- анализ работ

ТСО (технические средства обучения): компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, аудиозаписи.

Книгопечатная продукция: учебник Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс.

п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

2

Этап мотивации и актуализации знаний

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

На сегодняшнем уроке продолжим изучение раздела «Человек и пространство»

Эпиграф сегодняшнего урока будут слова Леонардо да Винчи:

«Живопись спорит и соревнуется с природой».

Давайте вспомним, что такое живопись.

Слово «Живопись» произошло от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает это выражение?

Писать с живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы.

Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Картина»:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

Что такое пейзаж?

Кто услышал тему урока?

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Живопись это вид изобразительного искусства.

Ответы учащихся.

Языком живописи является цвет.

Ответ учащихся:

Пейзаж.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.

Ученики формулируют тему урока.

Познавательные:

-умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

– сотрудничества с учителем и одноклассниками;

3

Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже?

Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?     

Ученики ставят перед собой задачу, используют ассоциации.

Регулятивные:

-целеполагание.

Познавательные:

-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

облюдение норм коллективного общения.

4

«Открытие» обучающимися нового знания.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– Назовите известные вам картины – пейзажи и художников написавших их.

В европейском искусств пейзаж как самостоятельный жанр возник в XVI-XVII вв.

Впервые пейзаж появился очень давно – в Древнем Китае.

Рассмотрим творчество замечательного романтического художника марениста Ивана Константиновича Айвазовского. В изображении морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня его морские пейзажи привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

Знаменитая картин «Девятый вал».

Сегодня мы продолжим знакомство с художниками- импрессионистами. Произведения импрессионистов –

результат живого мгновенного впечатления и настроения художника.

Перед вами картины великого французского художника Камиля Писсаро. Посмотрите на даты создания картин:

– «Въезд в деревню Вуазен» – 1872 г.

– «Красные крыши» -1877 г.

– «Пастухи» – 1881 г.

– «Бульвар Монмартр в Париже» – 1897 г.

– «Старый рынок в Руане» – 1898 г.

Перед нами часть жизни художника длиной в 27 лет. Рассматривая эти произведения, можно увидеть переживания художника, его нелёгкую жизнь, изменения его настроения. Художник пережил запреты, был отверженным, переезжал в поисках работы. Пережил нищету. Минуты отчаянья, когда хотел навсегда порвать с живописью. Его картины не такие искрящиеся, как картины других импрессионистов. Они отмечены непосредственностью и реалистичностью восприятия природы. В них законченность композиций, мягкий лиризм.

«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят! Всё – прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться», -говорил Камиль Писсаро

Остановимся подробнее на картине «Красные крыши».

Красные крыши, проглядывающие сквозь причудливые узоры обнажённых ветвей, – это небольшой пейзаж вол-нует воображение художника. Природа места, столь любимая и близкая, воплощается в яркий и поэтичный образ. Писсаро считал цвет уникальным изобразительным средством.

Дайте поэтическую характеристику цветам, краскам на полотне художника.

Вставьте пропущенное слово в предложение: «Языком образов природы выражается состояние _______________

художника».

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Ответы:

-Звенящий цвет, живописное звучание красок, ликующие краски, симфония красок…

– Души.

Личностные:

проявление познавательной активности;

– осознание своих эмоций.

Регулятивные:

– целеполагание.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5

Первичное закрепление.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов

и неверных пред- ставлений, их коррекция.

Учитель устанавливает осознанность восприятия.  Предлагает посмотреть слайды презентации.

Какие краски использует художник  для создания веселого, легкого настроения картины?

А для передачи грустного настроения картины?

Как художник изображает предметы находящиеся на переднем плане картины и на заднем? Почему?

Как вы понимаете слова

Р. Г. дела Серна:

 “Пейзажист может работать спокойно – природа никогда не настаивает на сходстве»?

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Познавательные:

– умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

– сотрудничества с учителем и одноклассниками

6

Творческая практическая деятельность.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

– Создайте романтический пейзаж. Это может быть борение стихий земли и неба, водных и небесных стихий, гроза и буря. Но может быть и торжественная, возвышенная тишина расстилающегося вдаль большого природного мира. Работу можно назвать «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т.д.

Учитель показывает слайды презентации.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Личностные:

– осознание своих интересов и целей..

Познавательные:

– планирование деятельности в учебной ситуации

Регулятивные:

– выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7

Рефлексия деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Учитель организует рефлексию.

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

– Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

В заключительном слове учитель возвращается к эпиграфу.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.         

Делают вывод:

– каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения.

Личностные:

– смыслообразование.

Познавательные:

-рефлексия.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание.

Понаблюдать за красотой природы в разных состояниях и настроениях.

Понимание формального анализа


Элементы искусства


Элементы искусства — это компоненты или части произведения искусства, которые можно выделить и определить. Они являются строительными блоками, используемыми для создания произведения искусства.

В приведенном ниже списке описаны все элементы искусства. Узнайте о принципах дизайна здесь.

Загрузите раздаточный материал для учащихся, содержащий список элементов искусства и их определения. (PDF, 168 КБ)

Линия

Форма и форма

Космос

Цвет

Текстура

Линия


Линия — это идентифицируемый путь, созданный точкой, движущейся в пространстве. Он одномерный и может различаться по ширине, направлению и длине. Линии часто определяют края формы. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными, прямыми или изогнутыми, толстыми или тонкими. Они ведут ваш взгляд по композиции и могут передавать информацию своим характером и направлением.

Загрузите рабочий лист, который знакомит учащихся с понятием линии. (PDF, 398 КБ)

Затишье в средиземноморском порту , Клод-Жозеф Верне, 1770 г.

 

Горизонтальные линии предполагают ощущение покоя или отдыха, потому что объекты, параллельные земле, находятся в состоянии покоя. В этом пейзаже горизонтальные линии также помогают создать ощущение пространства. Линии очерчивают участки ландшафта, уходящие в пространство. Они также предполагают продолжение пейзажа за пределы картинной плоскости влево и вправо.

Сен-Баво, Харлем , Питер Янс, Санредам, 1634

 

Вертикальные линии часто передают ощущение высоты, потому что они перпендикулярны земле и простираются вверх к небу. В интерьере этой церкви вертикальные линии намекают на духовность, возвышающуюся над человеческой досягаемостью к небесам.

Кабинет , французский, ок. 1785 г.

 

Горизонтальные и вертикальные линии, используемые в сочетании , сообщают о стабильности и солидности. Прямолинейные формы с углами 90 градусов конструктивно устойчивы. Эта стабильность предполагает постоянство и надежность.

Буря на берегу Средиземного моря , Клод-Жозеф Верне, 1767 г.

 

Диагональные линии передают ощущение движения. Объекты в диагональном положении неустойчивы. Поскольку они не вертикальны и не горизонтальны, они либо вот-вот упадут, либо уже находятся в движении. Ракурсы корабля и скалы на берегу передают ощущение движения или скорости в этой бурной сцене в гавани.

Пул, Сен-Клу , Эжен Атже, 1915–1919 гг.

 

Изгиб линии может передавать энергию. Мягкие, неглубокие изгибы напоминают изгибы человеческого тела и часто имеют приятное, чувственное качество и смягчают композицию. Край бассейна на этой фотографии плавно подводит взгляд к скульптурам на горизонте.

Форма и форма


Форма и форма определяют объекты в пространстве. Формы имеют два измерения — высоту и ширину — и обычно определяются линиями. Формы существуют в трех измерениях, с высотой, шириной и глубиной.

Загрузите рабочий лист, который знакомит учащихся с концепцией формы. (PDF, 372 КБ)

 

Этюды для украшения потолка , Шарль де ла Фосс, около 1680 г.

Фигура имеет только высоту и ширину. Форма обычно, хотя и не всегда, определяется линией, которая может обеспечить ее контур. На этом изображении в композиции преобладают прямоугольники и овалы. Они описывают архитектурные детали иллюзионистской потолочной фрески.

 

Воспитание лошади , Адриан де Врис, 1610–1615 гг.

Форма имеет глубину, ширину и высоту. Объемная форма лежит в основе скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства. Трехмерные формы можно увидеть более чем с одной стороны, например, эту скульптуру вздыбленной лошади.

 

Комод , Жан-Франсуа Эбен, около 1760 г.

Геометрические фигуры и формы включают математические именованные формы, такие как квадраты, прямоугольники, круги, кубы, сферы и конусы. Геометрические фигуры и формы часто создаются человеком. Однако многие природные формы также имеют геометрические формы. Этот шкаф украшен узорами из геометрических фигур.

 

Золотой венок , греческий, 300–100 гг. до н.э.

Органические формы и формы обычно неправильные или асимметричные. Органические формы часто встречаются в природе, но искусственные формы также могут имитировать органические формы. В этом венке используются органические формы для имитации листьев и ягод.



Реальное пространство трехмерно. Пространство в произведении искусства относится к ощущению глубины или трехмерности. Это также может относиться к использованию художником области в картинной плоскости. Область вокруг первичных объектов в произведении искусства известна как негативное пространство, а пространство, занимаемое первичными объектами, известно как позитивное пространство.

Он больше не может в возрасте 98 лет , Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, 1819–1823 гг.

 

Положительное и отрицательное пространство
Отношение положительного к отрицательному пространству может сильно повлиять на воздействие произведения искусства. На этом рисунке человек и его тень занимают позитивное пространство, а окружающее его белое пространство — негативное пространство. Непропорциональное количество отрицательного пространства подчеркивает уязвимость и изоляцию фигуры.

Сен-Баво, Харлем , Питер Янс, Санредам, 1634

 

Трехмерное пространство
Идеальная иллюзия трехмерного пространства в двухмерном произведении искусства — это то, над чем трудились многие художники, такие как Питер Санредам. Иллюзия пространства достигается за счет приемов перспективного рисования и штриховки.



Свет, отраженный от объектов. Цвет имеет три основные характеристики: оттенок (красный, зеленый, синий и т. д.), значение (насколько он светлый или темный) и интенсивность (насколько он яркий или тусклый). Цвета можно описать как теплые (красный, желтый) или холодные (синий, серый), в зависимости от того, на какой конец цветового спектра они попадают.

 

Христос в терновом венце , Геррит ван Хонтхорст, около 1620 г.

Значение описывает яркость цвета. Художники используют значение цвета для создания различных настроений. Темные цвета в композиции предполагают недостаток света, как в ночной или интерьерной сцене. Темные цвета часто могут передать ощущение тайны или предчувствия.

Светлые цвета часто описывают источник света или свет, отраженный в композиции. На этой картине темные цвета предполагают ночную или внутреннюю сцену. Художник использовал светлые тона для описания света, создаваемого пламенем свечи.

 

Благовещение , Диерик Баутс, 1450–1455 гг.

Интенсивность описывает чистоту или силу цвета. Яркие цвета неразбавлены и часто ассоциируются с положительной энергетикой и повышенными эмоциями. Тусклые цвета были разбавлены смешением с другими цветами и создают уравновешенное или серьезное настроение. В этом образе художник уловил и серьезность, и радость сцены с тускло-серым каменным интерьером и ярко-красной драпировкой.



Качество поверхности объекта, которое мы ощущаем на ощупь. Все объекты имеют физическую текстуру. Художники также могут визуально передавать текстуру в двух измерениях.

В двухмерном произведении искусства текстура дает визуальное ощущение того, как изображенный объект будет ощущаться в реальной жизни при прикосновении: твердый, мягкий, шероховатый, гладкий, волосатый, кожистый, острый и т. д. В трехмерных произведениях , художники используют настоящую текстуру, чтобы придать своей работе тактильные качества.

Портрет Агостино Паллавичини , Антонис ван Дейк, 1621–1623 гг.

 

Текстура, изображенная в двух измерениях
Художники используют цвет, линии и тени для создания текстур. На этой картине мужской халат окрашен под шелк. Умение убедительно изображать ткань разных типов было одной из отличительных черт великого живописца XVII века.

Письменный стол , французский язык, 1692–1700 гг.

 

Текстура поверхности
Поверхность этого письменного стола металлическая и твердая. Твердая поверхность функциональна для объекта, который использовался бы для письма. Гладкая поверхность письменного стола отражает свет, придавая блеск этому предмету мебели.


Элементы искусства (обучение в Гетти)

На этой странице приведены определения и примеры элементов искусства, которые используются художниками, работающими в различных медиа. Элементы искусства — это компоненты или части произведения искусства, которые можно выделить и определить. Они являются строительными блоками, используемыми для создания произведения искусства.

Учащиеся, которые могут определить элементы и оценить их роль в композиции произведения искусства, смогут лучше понять выбор художника. Они будут подготовлены для решения вопроса о том, является ли произведение искусства успешным и почему.

Расположение элементов в произведении искусства. Все произведения искусства имеют порядок, определенный художником. Композиция создает иерархию внутри произведения, которая сообщает зрителю об относительной важности изображений и включенных элементов.

 

Мадонна, святой Фома Аквинский и святой Павел, Бернардо Дадди, около 13:30

Симметричные композиции создают ощущение стабильности. В этом примере одна большая фигура в центре окружена фигурой меньшего размера с обеих сторон. Форма самого произведения искусства также симметрична — вертикальная линия, разделяющая изображение пополам, создаст две равные половины, которые являются зеркальными отображениями друг друга.

Настенные часы, французский язык, 17:35–17:40

 

Асимметричные композиции часто создают ощущение движения, поскольку элементы композиции не сбалансированы. В этом примере художник использовал органические формы для создания композиции, имитирующей движение лиан, растущих беспорядочно по циферблату часов.

Линия — это идентифицируемый путь, созданный точкой, движущейся в пространстве. Он одномерный и может различаться по ширине, направлению и длине. Линии часто определяют края формы. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными, прямыми или изогнутыми, толстыми или тонкими. Они ведут ваш взгляд по композиции и могут передавать информацию своим характером и направлением.

Примеры:

 

Пейзаж со спокойствием, Николя Пуссен, 1650–1651

Горизонтальные линии предполагают ощущение покоя или отдыха, потому что объекты, параллельные земле, находятся в состоянии покоя. В этом пейзаже горизонтальные линии также помогают создать ощущение пространства. Линии очерчивают участки ландшафта, уходящие в пространство. Они также предполагают продолжение пейзажа за пределы картинной плоскости влево и вправо.

Санкт-Баво, Харлем, Питер Янс, Санредам, 1634

 

Вертикальные линии часто передают ощущение высоты, потому что они перпендикулярны земле и простираются вверх к небу. В интерьере этой церкви вертикальные линии намекают на духовность, возвышающуюся над человеческой досягаемостью к небесам.

 

Кабинет, французский, ок. 1785

Горизонтальные и вертикальные линии, используемые в комбинации , сообщают о стабильности и солидности. Прямолинейные формы с углами 90 градусов конструктивно устойчивы. Эта стабильность предполагает постоянство и надежность.

Буря на побережье Средиземного моря, Клод-Жозеф Верне, 1767
 

 

Пятая авеню, вид на юг с Тридцатой улицы, приписывается Сайласу А. Холмсу, около 1855 г.

 

Диагональные линии передают ощущение движения. Объекты в диагональном положении неустойчивы. Поскольку они не вертикальны и не горизонтальны, они либо вот-вот упадут, либо уже находятся в движении. Ракурсы корабля и скалы на берегу передают ощущение движения или скорости в этой бурной сцене в гавани.

В двухмерной композиции диагональные линии также могут обозначать глубину через перспективу. Эти диагональные линии визуально втягивают зрителя в изображение. Например, на этой фотографии диагональные линии уводят взгляд в пространство к точке, где линии сходятся.

 

Пул, Сен-Клу, Эжен Атже, 1915–1919 гг.19
 

 

Лаокоон, Джованни Баттиста Фоджини, около 1720

Изгиб линии может передавать энергию. Мягкие, неглубокие изгибы напоминают изгибы человеческого тела и часто имеют приятное, чувственное качество и смягчают композицию. Край бассейна на этой фотографии плавно подводит взгляд к скульптурам на горизонте.

Резко изогнутые или закрученные линии могут передать суматоху, хаос и даже насилие. В этой скульптуре линии изгибающихся тел и змеи помогают передать интенсивность борьбы со змеиной мертвой хваткой.

Арль: вид с пшеничных полей, Винсент Ван Гог, 1888

 

При повторении линии могут создавать шаблон . В этом примере художник повторил разные виды линий по всей композиции, чтобы создать различные узоры. Узорчатые линии также придают образу ритм .

Форма и форма определяют объекты в пространстве. Фигуры имеют два измерения — высоту и ширину — и обычно определяются линиями. Формы существуют в трех измерениях: высота, ширина и глубина.

Примеры:

 

Этюды для украшения потолка, Шарль де ла Фосс, около 1680 г.

Фигура имеет только высоту и ширину. Форма обычно, хотя и не всегда, определяется линией, которая может обеспечить ее контур. На этом изображении в композиции преобладают прямоугольники и овалы. Они описывают архитектурные детали иллюзионистской потолочной фрески.

Задняя лошадь, Адриан де Врис, 1610–1615

 

Форма имеет глубину, ширину и высоту. Объемная форма лежит в основе скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства. Трехмерные формы можно увидеть более чем с одной стороны, например, эту скульптуру вздыбленной лошади.

 

Комод, Жан-Франсуа Эбен, около 1760

Геометрические фигуры и формы включают математические именованные формы, такие как квадраты, прямоугольники, круги, кубы, сферы и конусы. Геометрические фигуры и формы часто создаются человеком. Однако многие природные формы также имеют геометрические формы. Этот шкаф украшен узорами из геометрических фигур.

Золотой венок, греческий, 300–100 гг. до н.э.

 

Органические формы и формы обычно неправильные или асимметричные. Органические формы часто встречаются в природе, но искусственные формы также могут имитировать органические формы. В этом венке используются органические формы для имитации листьев и ягод.

 

Сен-Марк, Франция, около 1410

Повторяющиеся формы также создают узоры. На этой странице рукописи повторяющиеся органические цветочные формы создают узор.

Фундаменты и плиты, Лейквуд, Калифорния, Уильям А. Гарнетт, 1950
© Estate of William A. Garnett

 

На этой фотографии геометрические фигуры и линии повторяются, образуя узор .

Реальное пространство трехмерно. Пространство в произведении искусства относится к ощущению глубины или трехмерности. Это также может относиться к использованию художником области в картинной плоскости. Область вокруг первичных объектов в произведении искусства известна как негативное пространство, а пространство, занимаемое первичными объектами, известно как позитивное пространство.

Примеры:

 

Он больше не может в возрасте 98 лет, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, 1819–1823

Положительное и отрицательное пространство
Отношение положительного к отрицательному пространству может сильно повлиять на воздействие произведения искусства. На этом рисунке человек и его тень занимают позитивное пространство, а окружающее его белое пространство — негативное пространство. Непропорциональное количество отрицательного пространства подчеркивает уязвимость и изоляцию фигуры.

Санкт-Баво, Харлем, Питер Янс, Санредам, 1634

 

Трехмерное пространство
Идеальная иллюзия трехмерного пространства в двухмерном произведении искусства — это то, над чем трудились многие художники, такие как Питер Санредам. Иллюзия пространства достигается за счет приемов перспективного рисования и штриховки.

Свет, отраженный от объектов. Цвет имеет три основные характеристики: оттенок (красный, зеленый, синий и т. д.), значение (насколько он светлый или темный) и интенсивность (насколько он яркий или тусклый). Цвета можно описать как теплые (красный, желтый) или холодные (синий, серый), в зависимости от того, на какой конец цветового спектра они попадают.

Примеры:

 

Христос в терновом венце, Геррит ван Хонтхорст, около 1620 г.

Значение описывает яркость цвета. Художники используют значение цвета для создания различных настроений. Темные цвета в композиции предполагают недостаток света, как в ночной или интерьерной сцене. Темные цвета часто могут передать ощущение тайны или предчувствия.

Светлые цвета часто описывают источник света или свет, отраженный в композиции. На этой картине темные цвета предполагают ночную или внутреннюю сцену. Художник использовал светлые тона для описания света, создаваемого пламенем свечи.

Благовещение, Диерик Баутс, 14:50–14:55

 

Интенсивность описывает чистоту или силу цвета. Яркие цвета неразбавлены и часто ассоциируются с положительной энергетикой и повышенными эмоциями. Тусклые цвета были разбавлены смешением с другими цветами и создают уравновешенное или серьезное настроение. В этом образе художник уловил и серьезность, и радость сцены с тускло-серым каменным интерьером и ярко-красной драпировкой.

Качество поверхности объекта, которое мы ощущаем посредством прикосновения. Все объекты имеют физическую текстуру. Художники также могут визуально передавать текстуру в двух измерениях.

В двухмерном произведении искусства текстура дает визуальное ощущение того, как изображенный объект будет ощущаться в реальной жизни при прикосновении: твердый, мягкий, шероховатый, гладкий, волосатый, кожистый, острый и т. д. В трехмерных произведениях , художники используют настоящую текстуру, чтобы придать своей работе тактильные качества.

Примеры:

 

Портрет Агостино Паллавичини, Антонис ван Дейк, 1621–1623 гг.

Текстура, изображенная в двух измерениях
Художники используют цвет, линии и затенение для создания текстуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *