Урок 4
Текст. Тема текста
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные
признаки: целостность, связность, законченность
Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста
Ход урока
1.Орг.момент
– Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
– Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
– Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
– Я желаю всем маленьких удач на уроке.
2.Актуализация необходимых знаний
Минутка чистописания (показ в тетради)
Словарный диктант:
– Что можно составить из слов? (Предложения)
– Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
– Что можно составить из предложений? (Текст)
– Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)
3.Мотивация познавательной деятельности
– Прочитайте и сравните две записи на доске:
1. Около дома росла маленькая яблонька.
2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
– Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)
– А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
– А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)
– О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле
дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго:
«Поднялся сильный ветер».)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от
ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся
от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке?
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик
подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,
подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и
подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
– Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.
Запишем на доске наш вывод.
Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких
предложений).
– Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?
Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.
– Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из
нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
– Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть
объединены общим смыслом, единством темы.
– А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет
все предложения текста? (Яблонька).
– Это тема текста.
– Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой
главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
– В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была
спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
– Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли
бы предложить?
– Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет
самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и
охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную
мысль».
– Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по
главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?
(«Маленькая яблонька»)
– Давайте закончим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или …
– А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.
4.Физкультминутка
5.Организация познавательной деятельности
– Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках
текстов.
– Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.
– Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)
– Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).
– Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).
– Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).
– Почему? Объясните, используя наше правило.
Правило
Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
правила
– Это высказывание состоит из
нескольких предложений.
Правило
– Предложения объединяет общая
тема.
Аргументы с использованием
правила
– Эти предложения общая тема не
объединяет. Первое предложение о
свиристелях. Второе о рыбах.
Правило
– Предложения связаны друг с другом
по смыслу.
Аргументы с использованием
правила
– Эти предложения не связывает
общая мысль.
Правило
Текст можно озаглавить по теме или
по главной мысли.
Аргументы с использованием
правила
– Раз нет общей темы, нет общей
мысли, значит нельзя озаглавить.
Вывод: Это не текст.
Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.
Правило
– Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
правила
– Это высказывание состоит из
нескольких предложений.
Правило
– Предложения объединяет общая
тема.
Аргументы с использованием
правила
– Эти предложения объединяет общая
тема – «Свиристели».
Правило
Предложения связаны друг с другом
по смыслу.
Аргументы с использованием
правила
– Эти предложения связывает
главная мысль «Свиристели –
красивые птицы»
Правило
Текст можно озаглавить по теме или
по главной мысли.
Аргументы с использованием
правила
– Этот текст можно озаглавить по
теме «Свиристели», или по главной
мысли «Свиристели – красивые
птицы»
Вывод: Это текст.
– Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)
– В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,
вторая запись – предложения, третья запись – текст)
– Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что
такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?
– Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)
– Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)
– Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17
– Прочитайте.
– Что прочитали? (Текст.)
– Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)
– О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.
– Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно)
– Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка»)
– Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
– Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)
– Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
6.Рефлексия. Итог урока
– Напомните тему урока.
– Какую цель ставили?
– Какое новое правило сформулировали?
– Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
– Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
– Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило
учебника, искать его на нужной странице на других уроках?
– Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро
пользоваться, не теряя время на поиски.
Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14
ТЕКСТ
Урок 4. Что такое текст?
Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.
Планируемые результаты: научатся отличать текст от других записей по его основным признакам.
УУД:
регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание.
Личностные результаты.
Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме.
Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона,
воробей, синица).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,
которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)
— Что вы записали? (Предложения.)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
III. Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ.)
— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.
ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
Итак, тема нашего урока — текст.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который
мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?) Упр. 12 (с. 16).
— Прочитайте.
— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о К.ОЛГ ‘мм о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.}
— Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят свиристели.} ~ Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»)
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.
«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)
Это — правая рука,
Это — левая рука.
Справа — шумная дубрава,
Слева — быстрая река.
Справа — роща протянулась,
Слева — чей-то огород…
А когда я обернулась, (Повернуться.)
Стало все наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа — быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
С. Должепко
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив
упр. 13. Упр. 13 (с. 17).
— Прочитайте.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}
— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.)
— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
VII. Рефлексия Упр. 14 (с. 18).
— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)
— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.
(Остальным детям учитель дает карточку-под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».)
— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к вы -полнению задания.
— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.)
(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)
— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
Домашнее задание
Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).
Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.
Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст и различать текст и не текст.
Задачи:
Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести понятие, что такое «текст»
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
УУД, формируемые на уроке:
– личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
-коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
– познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
– регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Оборудование и технические средства обучения: компьютер,
Наглядные пособия: карточки
Ключевые слова: «текст» и не «текст»
Рабочие материалы для обучающихся: карточки
Планируемые результаты:
Умение различать слово, предложение и текст – и различать текст и не текст.
№ | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формирование УУД |
1. | Организационный момент | Эмоциональный настрой Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. И давайте мы глазами Пожелаем друг другу успехов. Проверим готовность к уроку Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему? | На урок нужен учебник, тетрадь, дневник, пенал. Рассуждение детей. (Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди) | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
2. | Актуализация новых знаний | Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому? Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить. Приложение 1 Какое слово получилось? Минутка красивого письма. – Итак, минутка красивого письма. На доске: текст –какое задание надо выполнить? – Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма? Если вы считаете, что вы справились, поставьте +. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно. | Карточка1 Выполняют задание самостоятельно. Участвовать в диалоге Написать очень красиво. Вспоминаем, как надо сидеть во время письма. Оценивают себя | Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму. Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать. Самоанализ и самооценка своей деятельности |
3. | Открытие новых знаний Физкультминутка | 1.Постановка проблемного вопроса – Прочитайте, какое слово мы с вами записали на минутке красивого письма еще раз. – Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? На доске слово «текст» Что означает это слово? – Какой вопрос возникает? На доске Что такое текст? – Чему мы будем продолжать учиться? 2. Введение нового понятия Организовать «открытие» детьми нового знания – А где мы можем узнать, что такое “текст”? –А ещё можно подумать самим. Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст? 3.Выполнение задания – Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу Приложение 2 – Итак, из чего же состоит текст? Различение текста и не текста. – Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? -Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. Приложение 3 – Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. – Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте. – Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, Постановка задачи – Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок? Организовать эмоциональную разрядку (разминка) | (будем узнавать всё о тексте) Что такое текст? Можно узнать в учебнике. Ответы детей. Дети получают карточку №2 – Прочитайте и сравните две записи. Из нескольких предложений Карточка №3 «ТЕКСТ – это два или несколько предложений. Все предложения связаны между собой по смыслу. уч. с .11 «Тайны языка». Надо потренироваться С.10 «Подумай» Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку. | Целеполагание. Способность прогнозировать деятельность на уроке. Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений». Работа с информацией учебника |
4. | Первичное закрепление | Организовать самостоятельную деятельность по применению полученных знаний с использованием парной работы. Какая задача стоит перед вами? | Вспомнить правила работы в паре. Уч. с. 11. упр.1 Определить, где текст, а где не текст. Объяснить почему. | Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданий. Уметь работать в парах |
5. | Рефлексия | Вернёмся к началу урока. – На какой вопрос мы должны были ответить? – Сможете ли вы сейчас сказать, что такое “текст”? Оценка работы учащихся. “Волшебная лестница знаний”. Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание. | Что такое “текст”? | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
6. | Домашнее задание | Организовать объяснение домашней работы | Выбрать задание и записать в дневник |
\
Приложение 2
Карточка №2
– Прочитайте и сравните две записи.
Около дома росла маленькая яблонька. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
-Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)
-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
-Прочитайте предложение, с которого начинается текст (Росла маленькая яблонька.)
– Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)
– Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)
– Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)
– Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку. )
– Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)
Приложение 3
Карточка №3
– Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В лесу растёт земляника. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
– Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)
– Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.
«ТЕКСТ – это два или несколько предложений.
Все предложения связаны между собой по смыслу.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ: «Что такое текст?»
Цель урока: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность (СЛАЙД 2)
Задачи урока:
– познакомить с понятием текст;
– научить отличать текст от других записей по его признакам.
Планируемые результаты:
– учащиеся научатся различать предложение и группу предложений;
– аргументировано (доказательно) отвечать;
– доказывать свое мнение;
– соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Образовательный компонент.
Закрепить у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации).
Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной.
4. Развитие орфографической зоркости учащихся.
Развивающий компонент.
1. Развитие речи.
Обогащение словарного запаса школьников
Понимание выразительных средств языка.
2. Развитие творческих способностей.
3. Развитие познавательного интереса.
Воспитывающий компонент.
Воспитание нравственных качеств:
товарищества;
деликатности;
дисциплинированности;
ответственности;
способности сопереживать;
самоуважения.
2. Воспитание чувства прекрасного.
3. Воспитание любви к русскому языку.
4. Формирование самооценки своей деятельности
УУД:
– регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданным критериям;
– коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание.
Личностные результаты.
Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточка-тест «Верные и неверные высказывания».
.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
Работа в паре.
Выполни задания.
https://uchi.ru/teachers/groups/6301199/subjects/2/course_programs/2/cards/23186
Сейчас мы с вами поиграем в игру (СЛАЙД 3) (учитель показывает рисунки с изображением птиц, дети отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь: воробей, сорока, ворона, синица)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали, а какие это слова (словарные)
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,
которые эти птицы издают. (СЛАЙД 7) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит) (СЛАЙД 8)
— Что вы записали? (Предложения)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
III. Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ)
— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы (звонкие – состоят из шума и голоса, глухие – только из шума).
ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
Итак, тема нашего урока — текст (СЛАЙД 9)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с.15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?) Упр. 12 (с. 16) (СЛАЙД 10)
— Прочитайте (давайте разберем это упражнение по пунктам)
— Под каким пунктом записаны слова? (СЛАЙД 11) предложение? (СЛАЙД 12) текст? (СЛАЙД 13). Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом}
— Прочитайте текст и назовите его тему (Как выглядят свиристели}. Озаглавьте текст. («Свиристели»)
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
~ Откройте памятку на с. 132 (как научиться правильно списывать предложение). Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.
«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.) (СЛАЙД 14)
V. Физкультминутка
«Как живешь?»
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони. )
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
А за партой как сидишь? – Вот так! (дети садятся на свои места)
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив следующее задание (СЛАЙД 15)
— Прочитайте.
— Что прочитали? (предложения)
— Докажите свое мнение.
__ А что нужно сделать, чтобы получился текст? (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}
— О ком говорится в тексте? Это тема текста.
— Придумайте заголовок к тексту.
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.) (СЛАЙД 16)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
VII. Рефлексия (СЛАЙД 17)
Я вспомнил…
Я узнал…
Я научился…
Было трудно…
Я могу похвалить себя за…
VIII. Подведение итогов урока (СЛАЙД 18)
Выполним тест «Верные и неверные высказывания».
У вас на столах лежат листочки. Возьмите карандаши. Листочек положите перед собой. Если вы согласны с моим высказыванием вы рисуете снежинку *, а если нет – пропускаете клетку и переходите к следующей цифре. Будьте внимательны!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
* | * | * | * | * | * | * | ||
м | о | с | л | о | д | а | ц | ы |
1. Текст состоит из предложений.
Все предложения связаны по смыслу.
К тексту нельзя придумать заглавие.
Тема текста – это то, о чём или о ком говорится.
Части теста должны располагаться в такой последовательности: начало, основная часть, концовка.
Самое важное, о чём говорит нам текст – называется главной (основной) мыслью.
В тексте предложения не имеют определённой последовательности.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Заглавие к тексту должно быть точным, коротким и понятным (СЛАЙД 19)
IX. Домашнее задание: выполнить упражнение на учи .ру
https://uchi.ru/teachers/groups/6301199/subjects/2/course_programs/2/cards/20202.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Александра Павловна, и я проведу сегодня у вас урок русского языка. Приготовьтесь активно работать и внимательно меня слушать. | Учащиеся приветствуют учителя и садятся. |
Актуализация знаний | На доске записан ряд слов, прошу учащихся, составить предложение, в котором все эти слова будут использованы. Слова: осень, желтеть, листья, деревья, стали. Что вы использовали для составления предложения? Ребята, посмотрите на доску, где для вас предложены слова. Класс, учительница, ребята, здравствуйте, русский язык, октябрь. Подумайте, какие предложения вы можете составить, чтобы получился связанный текст. Дети составляют предложения, которые впечатываются быстро и выводятся на экран. Ребята, скажите, а при составлении текста какие знания вам потребовались? Какие признаки текста вы знаете? | Осенью на деревьях стали желтеть листья. Предлог и пришлось изменить слова, чтобы связать их. Текст будет о том, как начинается день учителя и учащихся. Текст: Шел уже октябрь месяц, когда ребята как обычно поднимались в класс и занимали свои места. Учительница, встречая своих учеников, дружелюбно говорила: «Здравствуйте ребята, приготовьтесь, пожалуйста, к уроку русского языка». Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу. А также текст можно озаглавить. |
Работа в рабочих тетрадях Работа с учебником | Откройте ваши маленькие рабочие тетради. Отступите 2 линеечки вниз и на третьей линейке напишите сегодняшнее число и месяц. На доске записано число и месяц. Классная работа. Сегодня Пятнадцатое октября. Ниже напишите Классная работа. Ниже напишите Упражнение №2. Вам необходимо написать заглавие текста, а затем переписать текст из учебника, обращая внимания на то, как правильно мы выделили предложения. И не забудьте о том, что начало предложения мы начинаем писать с заглавной буквы, а в конце ставим точку. Приступайте к выполнению задания. Ребята, давайте откроем учебник на стр 48. И посмотрите, пожалуйста, на задание 1. Здесь нам предлагается сравнить две записи, и определить какая из них является текстом. Почему вы так думаете? Ребята, а теперь давайте посмотрим на задание 2. Прошу одного из учащихся прочитать предложенную запись. О чем эта запись? Ребята, скажите, пожалуйста, а эта запись является текстом? Почему? Давайте попробуем эту запись превратить в текст, для этого мы выделим предложения. Попробуйте самостоятельно разделить эту запись на предложения. Возьмите простые карандаши и в учебники, расставьте знаки препинания. Ребята, сколько предложений у вас получилось? У всех так? У кого по-другому? Ребята, посмотрите на запись и скажите, какое предложение будет первым? Какое предложение будет вторым? Следующее предложение? Следующее? Следующее? И последнее? Ребята, а кто прочтет мне готовый текст, со всеми знаками препинания? Один из учащихся читает. Ребята, мы разделили запись на предложения, и теперь у нас получился текст, но вспомните, как мы пишем начало предложения? Ребята, а как можно озаглавить данный текст? | Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание. Вторая запись является текстом. Первую запись нельзя назвать текстом, потому что там предложения не связаны по смыслу. А вторую запись можно назвать текстом, так как здесь есть предложения, которые полностью связаны друг с другом. Нет, потому что запись не разделена на предложения. Данная запись о том, ч то происходит, когда солнце садится, и как птицы готовятся к ночлегу. Самостоятельно выполняют задание. 6 предложений. Если есть такие, то поднимают руки. Солнце село. Стало темнеть. На западе разгоралась заря. С криком пронеслись журавли. Пролетели на ночлег утки и кулики. Затрещали ночные кузнечики. Солнце встало (точка). Стало темнеть (точка). На западе разгоралась заря (точка). С криком пронеслись журавли (точка). Пролетели на ночлег утки и кулики (точка). Затрещали ночные кузнечики (точка). Начало предложения пишем с большой буквы. Солнце село. Наступление ночи. |
Физминутка | Ленивые 8. Учащиеся прямую руку поднимают вверх, голову прижимаю к плечу, и стоя рисуют восьмерки, затем аналогичное упражнение с другой рукой. Наденьте шапочку, учащиеся сворачивают ушки. Потереть сильно-сильно ладошки, затем прижать к щекам. | |
Работа с учебником | Ребята, посмотрите, на следующее задание 3 в учебнике. В этом задании нарушен порядок предложений, и мы попробуем его восстановить. Учащиеся по цепочке читают предложенные предложения. Затем прошу учащихся составить самостоятельно связанный текст. Расставив предложения в нужном порядке. Прошу одного из учащихся прочесть получившийся текст. | Учащиеся выполняют самостоятельно это задание. Один учащийся читает получившийся связанный текст. |
Самостоятельная работа | Каждому учащемуся раздаются карточки, с тремя предложенными заданиями. Два варианта.
В правом верхнем углу, напишите свое Имя и фамилию. Выполняете все задания на этих карточках, которые я вам раздала. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу. |
Итоги | Ребята и сегодня на уроке в заключении, я хочу познакомить вас с новым словарным словом. Отгадайте, пожалуйста, мою загадку. Никто её не пугает, О чем эта загадка? На доске пишу транскрипцию слова осина [асина] – ребята это орфоэпическое написание слова осина. А кто знает, как пишется слово осина? Ребята запишите, пожалуйста, это слово выделите безударный гласный и запомните это слово. Ребята, а вот какие слова являются однокоренными для слова осина – осинник, осинка. Запишите то слово, которое для вас является новым. Ребята, что на уроке мы сегодня повторяли? Что для вас еще сложно? Что вам понравилось делать? | Об осине. Осина. Что такое текст и его признаки. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная образовательная школа №127
Советского района г. Волгограда
Конспект урока
по русскому языку во 2 классе
«Признаки текста»
провела: Куликова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
Волгоград 2014
Тема урока: Признаки текста.
Цели: Познакомить с главными признаками текста.
Помочь в определении главных отличий текста от предложений.
Развивать речь учащихся, навык правописания словарных слов.
Воспитывать активную личность.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Все встали.
– На наш урок пришли гости. Поздороваемся с ними. Тихо садитесь.
– Ребята! Готовы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
– Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть
внимательным и старательным.
II. Введение в тему.
-Ребята, откройте свои тетради, запишите число. Сегодня 23 сентября.
В классе.
– Записали? Приготовьтесь к словарному диктанту.
1. Картинный диктант.
Я вам показываю картинку. Вы записываете слово и подчёркиваете в нём
опасное место.
– Читаем слова по слогам. Какая гласная требует запоминания в 1-ом слове, во 2-ом…
У кого в слове ошибка, исправляем.
– Запомните написание этих слов.
– К какой тематической группе можно отнести наш набор слов?
(К группе «Овощи»).
– На дворе осень. Пора собирать овощи.
– А куда можно собрать все овощи? (В ведро, ящик…).
А назовите такой плетёный предмет, с чем ходят по грибы-ягоды? (корзинка).
– Ещё одно слово вам для запоминания. Где в этом слове опасное место?
– Произнесём слово по слогам и запомним его написание
– А сейчас пора провести зарядку.
Физминутка.
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растёт: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)
3. Работа по учебнику.
– Сейчас мы обратимся к учебнику и проверим себя: всё ли мы узнали о тексте.
-Откроем учебник на странице 21.
-Рассмотрим центральный кадр диафильма.
– Прочитайте слова, которые держат наши герои.
– К чему эти слова относятся? К стихотворению? (да.)
К рассказу? (да.)
-Как называется раздел? (текст).
– Давайте подумаем, почему же и стихотворения, и рассказы, прочитанные в
«Капельках Солнца» являются текстами? ( Много предложений, есть названия,
главная мысль).
– Вы научились отличать предложения от набора слов.
4. Сообщение темы и цели урока
– А чему мы будем учиться сегодня на уроке ?
-Отличать текст от набора предложений.
5. Работа по новому материалу.
– Работаем по упражнению 29 с. 21
– Прочитайте 1-ю запись.
– О ком это предложения? (об обезьяне, медвежатах, о солнышке).
– Сколько картинок можно нарисовать? (5.)
– Читаем 2-ю запись.
– Сколько здесь предложений (5.)
– Связаны ли по смыслу между собой предложения?
– Чем похожи эти две записи? (в 1-ой записи и во 2-ой – предложения).
– Чем отличаются?. (Во 2-ой записи есть заглавие, говорится про одну обезьянку –
есть смысл).
– Так что же такое текст?
-Читаем запись на доске:
Текст –группа предложений, связанных по смыслу, объединённых темой,
основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте;
Основная мысль –это самое важное, о чём нам говорит текст.
– У меня в руках кусочек ткани и лист с напечатанным текстом.
– Как вы думаете, что общего между этими предметами? (не знаем.)
– В тексте все слова и предложения, как нити связаны в единое целое.
Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не
может существовать без основной мысли.
IV. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
– Выполним упражнение 30 на с.22
– Прочитаем. Это текст? Или отдельные предложения? Докажите?
– Послушайте, как будет звучать эта сказка теперь. (зачитываю предложения в
произвольном порядке).
– Я прочитала текст? (нет).
– Но я же читала эти же предложения? (в другом порядке.)
– Что ещё можно сказать про предложения в тексте? (что они должны быть
записаны в строгом порядке).
2. Работа в тетради.
-Выполните задание к упражнению
Какие слова написаны с большой буквы?
-Спишите выделенные слова, подчеркните опасные места.
V. Итог урока.
-Как вы поняли, что такое текст?
-Спасибо за урок.
На уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание по напечатанным листам.
– Дома выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению
текст. Его прочитаете, запишите в тетрадь.
Список использованной литературы
Используемые источники:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В
Русский язык. Учебник для 2-го класса. Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.
Русский язык.2-й класс. Методические рекомендации для учителя.
Заглавие текста. Яковлева М. А. Львова С.И.,
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Тезаурус:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Прочитайте рассказ.
Осеннее утро
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами. | заглавие |
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. | начало текста |
Ребята весёлые и довольные вернулись домой. | основная часть |
Грибы | концовка |
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Правильный ответ:
Ребята пошли в лес за грибами. | заглавие |
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. | начало текста |
Ребята весёлые и довольные вернулись домой. | основная часть |
Грибы | концовка |
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
Правильный ответ:
В) это введение читателя в содержание текста
Важно научить студентов резюмировать текст…
Настолько важен, что он является частью стандартов чтения литературы и информационных текстов CCSS, начиная с 4-го класса и продолжая (с большей строгостью) до 12-го класса.
Как преподаватели, мы знаем, почему подведение итогов поможет студентам:
Но каковы способы на самом деле научить обобщать?
В видео ниже вы найдете 7 стратегий, но не забудьте прочитать еще 5 способов научить резюмировать! (много вариантов, но математика не требуется!)
Готовы к большему?
Студенты не могут обобщить то, что они не могут понять.
Обязательно обеспечьте строительные леса для студентов, которые в них нуждаются – графические органайзеры, вопросы на понимание, несколько чтений, разбиение сложных отрывков на небольшие части – все, что потребуется. Не просите учащихся резюмировать то, чего они не понимают.
Используйте тексты, которые знают, могут читать ваши ученики. Даже использование книжки с картинками может разрушить концепцию подведения итогов для учащихся, которые испытывают трудности.
Вы читали оригинал Wonderful Wizard of Oz Л. Фрэнка Баума или Зов предков Джека Лондона? Использование только первой главы одной (или обеих) этих книг может помочь студентам по-настоящему погрузиться в обобщение (и многое другое, но это уже для другой статьи!).
Поскольку оба этих текста находятся в общественном достоянии, вы можете распечатать отрывок или предоставить студентам цифровую ссылку.Возвращение студентов к одному и тому же тексту в течение года дает им больше, чем просто возможность подвести итоги. Это также:
Когда вы используете текст наставника, чтобы помочь студентам подвести итоги, вы могут возвращаться к нему снова и снова в течение года – у студентов есть ориентир.
Не забывайте, что ваш наставнический текст также можно использовать в ваших книжных клубах или литературных кружках . Это позволит вам построить основу как класс с текстом.
Что бы произошло, если бы вы предложили своим ученикам средней школы подытожить книгу Captain Underpants или Diary of a Wimpy Kid или любимый комикс?
Неужели ученики средней школы когда-нибудь становятся слишком зрелыми для Капитана Трусов ?! Эммм… нет.Вы не только почувствуете немного ностальгии по ним, но и сможете задать вопрос «в чем заключается главная идея» в истории?
Студентам нужно будет отфильтровать глупые детали, чтобы добраться до основных идей текста.
Кроме того, короткие главы и легкие для чтения книги, подобные этой, дают учащимся прекрасную возможность изучить элементы сюжета. Поскольку нет больших подсюжетов, основные моменты будут ясны вашим ученикам.
Кто сможет устоять перед культовой серией «Я люблю Люси» ?
Я люблю эту серию Я люблю Люси. Это не только классика, но и идеально подходит для того, чтобы помочь студентам практиковаться в подведении итогов.
Что здесь происходит? В чем проблема? Каковы главные идеи сцены? Опять же, учащимся придется отфильтровать детали и добраться до сути событий.
Еще одна причина любить короткие видеоклипы:
Мне нравится использовать страницы в стиле графических романов, чтобы помочь студентам практиковаться в резюмировании.В большинстве графических романов и комиксов рассказывается через картинки и диалоги, а также представлены основные идеи истории.
Вот где использование страниц комиксов или графических романов может помочь вашим ученикам практиковаться в суммировании:
Вы можете использовать мои итоговые задания: создать графический роман в поддержку этого урока. Студенты могут использовать тексты, графические органайзеры и пустые страницы графических романов, чтобы практиковать свои собственные навыки обобщения.
Как вы думаете? Хотели бы ваши ученики создать наглядное резюме? Отреагируют ли они на видео или как они отнесутся к описанию такого любимца начальной школы, как Captain Underpants?
Я снабдил вас этими готовыми ресурсами:
С благодарностью,
by Marypat | 2 комментарияCCSS.ELA-Literacy.RL.K.2 – Пересказывайте знакомые истории, включая ключевые детали, с подсказками и поддержкой.
CCSS.ELA-Literacy.RL.1.2 – Перескажите истории, включая ключевые детали, и продемонстрируйте понимание их центральной идеи или урока.
CCSS.ELA-Literacy.RL.2.2 – Рассказывать истории, включая басни и сказки из разных культур, и определять их центральное послание, урок или мораль.
CCSS.ELA-Literacy.RL.3.2 – Рассказывать истории, включая басни, сказки и мифы из разных культур; определите центральное послание, урок или мораль и объясните, как они передаются через ключевые детали текста.
CCSS.ELA-Literacy.RL.4.2 – Определить тему рассказа, драмы или стихотворения по деталям в тексте; резюмируйте текст.
CCSS.ELA-Literacy.RL.5.2 – Определите тему рассказа, драмы или стихотворения по деталям в тексте, включая то, как персонажи рассказа или драмы реагируют на вызовы или как говорящий в стихотворении отражает по теме; резюмируйте текст.
CCSS.ELA-Literacy.RL.6.2 – Определить тему или центральную идею текста и то, как она передается через определенные детали; дайте краткое изложение текста, отличное от личных мнений или суждений.
CCSS.ELA-Literacy.RL.7.2 – Определить тему или центральную идею текста и проанализировать ее развитие по ходу текста; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RL.8.2 – Определите тему или центральную идею текста и проанализируйте ее развитие по ходу текста, включая ее отношение к персонажам, обстановке и сюжету; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RL.9-10.2 – Определите тему или центральную идею текста и подробно проанализируйте ее развитие в течение текста, включая то, как он возникает, формируется и уточняется конкретными деталями; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RL.11-12.2 – Определите две или более темы или центральные идеи текста и проанализируйте их развитие в течение текста, включая то, как они взаимодействуют и опираются друг на друга, чтобы произвести сложный счет; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RI.K.2 – С помощью подсказок и поддержки определите основную тему и перескажите ключевые детали текста.
CCSS.ELA-Literacy.RI.1.2 – Определите основную тему и перескажите ключевые детали текста.
CCSS.ELA-Literacy.RI.2.2 – Определяет основную тему текста, состоящего из нескольких абзацев, а также фокус определенных абзацев в тексте.
CCSS.ELA-Literacy.RI.3.2 – Определить основную идею текста; Перечислите ключевые детали и объясните, как они подтверждают основную идею.
CCSS.ELA-Literacy.RI.4.2 – Определите основную идею текста и объясните, как она поддерживается ключевыми деталями; резюмируйте текст.
CCSS.ELA-Literacy.RI.5.2 – Определите две или более основных идеи текста и объясните, как они поддерживаются ключевыми деталями; резюмируйте текст.
CCSS.ELA-Literacy.RI.6.2 – Определите центральную идею текста и то, как она передается через определенные детали; дайте краткое изложение текста, отличное от личных мнений или суждений.
CCSS.ELA-Literacy.RI.7.2 – Определить две или более центральных идеи в тексте и проанализировать их развитие по ходу текста; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RI.8.2 – Определить центральную идею текста и проанализировать ее развитие по ходу текста, включая ее связь с поддерживающими идеями; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RI.9-10.2 – Определите центральную идею текста и проанализируйте ее развитие по ходу текста, в том числе то, как он проявляется, формируется и уточняется конкретными деталями; дать объективное изложение текста.
CCSS.ELA-Literacy.RI.11-12.2 – Определите две или более центральных идеи текста и проанализируйте их развитие в течение текста, включая то, как они взаимодействуют и опираются друг на друга, чтобы обеспечить комплексный анализ ; дать объективное изложение текста.
Просмотреть исходный код
Общие основные планы уроков и занятий
Общие основные государственные стандарты
Определите основную тему текста, состоящего из нескольких абзацев, а также фокус отдельных абзацев в тексте.
Общая информация
Предметная область: Искусство английского языка
Оценка: 2
Strand: Стандарты чтения информационного текста
Идея: Уровень 2: Базовое применение навыков и концепций
Дата принятия или пересмотра: 10.12
Дата последней оценки: 14.02
Статус: Утверждено Государственным советом
Альтернативная версия этого теста для учащихся со значительными когнитивными нарушениями.
LAFS.2.RI.1.AP.2b: Определите фокус определенных абзацев в информационном тексте.Проверенные ресурсы преподаватели могут использовать для обучения концепциям и навыкам, связанным с этим тестом.
Определите абзацы в тексте, используйте ключевые детали для определения темы абзаца и определите основную тему многостраничного текста, используя темы и детали из каждого абзаца в этом интерактивном учебном пособии на тему Флориды.
Проверенные ресурсы учащиеся могут использовать для изучения концепций и навыков, используемых в этом тесте.
Определите абзацы в тексте, используйте ключевые детали для определения темы абзаца и определите основную тему многостраничного текста, используя темы и детали из каждого абзаца в этом интерактивном учебном пособии на тему Флориды.
Тип: Оригинальное учебное пособие для учащихся
Проверенные ресурсы, которые могут использовать опекуны, чтобы помочь учащимся изучить концепции и навыки, используемые в этом тесте.
Поделиться
Просить ученика пересказать историю или резюмировать научно-популярный текст своими словами может быть одним из самых сложных навыков, с которыми сталкивается учитель начальных классов.Это похоже на то, как будто каждое слово, прочитанное студентом всего за две-три минуты до этого, вымывается из его мозга. Вроде серьезно? Куда это делось? Но резюмирующий текст важен. Возможность пересказать рассказ, текст, отрывок подтверждает, что ученик может понять то, что было передано в тексте. Это также помогает понять идеи общей картины, такие как тема, основная идея и цель автора. Навыки, которые имеют тенденцию ссылаться на наших учеников даже в старших классах. Итак, мы знаем, что обобщение важно для понимания, но как мы можем научить такому сложному навыку наших основных учеников?
Один из лучших способов, которые я нашел для борьбы с «ммммм» взглядами детей, когда их просят резюмировать текст, – это выстраивать, моделировать и практиковать использование процедуры резюмирования.Так что сегодня я подумал, что поделюсь с вами этим распорядком!
Обратите внимание, что этот пост содержит партнерские ссылки. Чтобы понять, как работают партнерские ссылки и как я их использую для обслуживания этого сайта, нажмите здесь.
Мы очень часто предполагаем, что резюмирование текста может начаться только с после того, как мы прочитаем его . Но вы можете подготовить учеников к успеху, заставив их сделать простое предсказание еще до того, как они прочитают хоть одно слово! Первый шаг в программе подведения итогов – показать учащимся, как делать прогноз.Перед чтением отрывка попросите учащихся прочитать заголовок и взглянуть на картинки. Это займет всего минуту. Затем попросите детей сделать предположение о том, о чем, по их мнению, будет текст. Это можно записать рядом с названием или поделиться устно с приятелем. Привлекая учащихся к «общей картине», прежде чем они даже перейдут к тексту, вы настраиваете учащихся на лучшее понимание того, о чем весь текст.
Это все равно что увидеть сцену и афишу афиши перед выступлением.Если заголовок – Knight in Shining Armor , а на заднем плане изображены замок и дракон, вы можете многое предположить о том, кто и что в сериале.
Здесь вы можете увидеть, как один из моих секундантов использовал эту стратегию при оценке чтения. Перед тем как начать, она взглянула на картинки и прочитала название. Затем она быстро предсказала, о чем будет текст. Затем, читая, она смогла проверить свое понимание текста на основе своего предсказания.Я упоминал, что она получила «пятерку» по этой оценке? #score #happyteacherheart
Теперь, когда ваши ученики подготовлены, предложите им прочитать текст. Только раз. Вы можете прочитать его всем классом, попросить учащихся прочитать его с приятелем или быстро прочитать текст самостоятельно. После того, как ученики прочитают текст, они готовы к следующему шагу в повседневной жизни!
Предложите учащимся продумать важные слова. Это отлично подходит для начинающих читателей (поскольку помогает лучше понять словарный запас), но также помогает ориентировать зрелых читателей в том, что было важным в тексте.Это может быть просто несколько выдающихся слов или список из десяти-пятнадцати слов. Количество слов варьируется в зависимости от длины текста, сложного словарного запаса и понимания учащимися.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ ТЕЧЕРА – если учащийся изо всех сил пытается определить хотя бы несколько важных слов из текста, значит, он не понял текст. Студенты должны либо перечитать текст, либо прочитать текст более низкого уровня. Если версия текста более низкого уровня недоступна, поддержите успех своего читателя, объединив учащегося с другом или прочитав текст вслух учащемуся.Цель состоит в том, чтобы учащиеся понимали, как резюмировать текст. Работайте с тем, что у вас есть, чтобы попасть туда. “
Вот пример этой части процедуры в действии. Прочитав текст о том, как пустынные жабы растут и изменяются, я использовал этот забавный пост в форме стрелки, чтобы записать слова, которые студенты сказали мне, которые они считали важными из текста. Эти точные стикеры были в разделе оформления канцелярских товаров Target, но на Amazon они похожи.
Мне нравится делиться со студентами маленьким секретом о важных словах из текста.Часто студенты думают, что КАЖДОЕ слово из отрывка является важным. Не поймите меня неправильно … мы хотим, чтобы наши ученики прочитали ВСЕ слова в тексте … но не все слова важны. Чтобы опровергнуть это предположение, мы обсудим, как авторы выделяют жирным шрифтом, выделяют или выделяют курсивом ключевые слова в тексте. Я также показываю студентам, насколько важны «длинные слова», потому что автор хочет, чтобы читатель понял правильные термины, используемые в письме. Еще одна уловка – предложить им подумать о словах, которые они должны были бы использовать, если бы пересказывали историю.Удивительно, как вдруг студент, записывающий каждое слово со страницы, начинает редактировать свой список. РЖУ НЕ МОГУ! #nijiateachertrick
Хорошо, теперь у студентов есть список важных слов из текста. Вы могли бы остановиться на этом…. ведь написание самых важных слов – это своего рода базовое обобщение. Но мне нравится, когда мои ученики на самом деле придумывают резюме. Пошагово «Резюме из 20 слов». Я не могу отдать должное этой части распорядка, которым я с вами делюсь.Часть этого распорядка была впервые представлена мне талантливым учителем и коллегой по обучению блоггером Тамарой Рассел.
Так что же такое резюме из 20 слов? Проще говоря, это пересказ текста с использованием всего 20 слов. Кажется достаточно простым … но человек-о-человек может быть сложно! Вот как я помогаю своим ученикам, составляя их резюме из 20 слов. Во-первых, мы обсудим, что краткое изложение должно охватывать эти 5 важных вещей: кто, что, где, когда и почему. Затем я моделирую для студентов, как включить слова, которые мы придумали ранее, чтобы на самом деле резюмировать наш текст о пустынной жабе.
Здесь вы можете видеть, что я написал резюме, состоящее из 20 слов или меньше. Я обвел важные слова, которые использовал ранее во время мозгового штурма. Кажется достаточно простым, правда? Ну… поверьте, не все так просто. Студенты хотят пересказывать КАЖДУЮ ПОСЛЕДНЮЮ деталь из текста. Они хотят включить каждый укромный уголок. Чтобы бороться с этим … вы ограничиваете их до 20 слов. Это сводит к минимуму самые ВАЖНЫЕ детали текста. (Основная идея кого-нибудь ?!)
Чтобы практиковать свои конспекты, сначала попросите учащихся работать только устно.(Спасибо, Тамара!) Таким образом, ученики не стирают, переписывают и не разочаровываются в своем кратком изложении. В парах каждый ученик получил по 20 жетонов. (Попросите учащегося, который рано закончит, сделать за вас мешочки!) Эти счетчики должны были помочь детям следить за своим словесным счетом. Пересказывая резюме, они двигали фишку. Если у них заканчивались счетчики до того, как их резюме было завершено, им приходилось начинать заново и сокращать свой пересказ.
Пока студенты работают над своими пересказами, я люблю ходить и выборочно проверять, помогать и контролировать.Это шанс для детей поработать, поэтому я стараюсь не мешать их мышлению. Я также смоделирую, как партнер может обучать своего друга в процессе. Мне нравится, когда наши друзья помогают друг другу, поэтому в любое время, когда я могу снять учебную нагрузку с моих плеч и переложить ее на ученика, я готовлюсь к этому!
После того, как группа, наконец, записывала в устной форме свое изложение из 20 слов, я подходил и вместе проверял. Если они смогут втиснуть всю эту информацию в резюме, я прекращаю занятия и прошу их поделиться! Студентам нравится возможность «выпендриваться»! как мой пример.
Посмотрите это короткое видео, в котором одна из моих милашек использует эту стратегию!
Здесь можно полностью остановиться. Я имею в виду, они все правильно поняли? Не нужно идти дальше…. но мне нравится, когда мои ученики записывают свои резюме, потому что давайте будем честными … большинство тестов основаны не на словесных ответах, а на письменных. Легкая часть состоит в том, что теперь, когда студенты знают свои резюме, и они состоят всего из 20 слов, они более чем готовы записать его, потому что эй … это всего 20 слов, верно? Это небольшое резюме сохраняется в их журналах ответов на вопросы чтения.
Итак, это лишь один из моих любимых способов помочь ученикам подвести итоги в начальной школе. Хотите опробовать эту стратегию в своем классе? Обязательно зарегистрируйтесь ниже и получите небольшой бесплатный ресурс, который поможет вам начать работу!
Подпишитесь на нашу рассылку и получите этот пакет образцов БЕСПЛАТНО!
Успех! Торопиться! Проверьте свою электронную почту для подтверждения вашей подписки.
Поделиться
Развивайте навыки резюмирования с помощью этого урока от автора и тренера по грамотности Лори Очкус.Учащиеся работают в парах или командах, чтобы определить ограниченное количество ключевых слов или пунктов из избранного чтения и создать движения рук, сопровождающие свои слова. Затем ученики представят классу сводку движений рук. В результате учащиеся получат лучшее понимание того, как определять, что важно, и как резюмировать в логическом порядке.
1. Представьте стратегию
Скажите студентам, что хорошие читатели подводят итоги не только после прочтения, но и на протяжении всего процесса.Сегодня я буду моделировать для вас, а вы будете практиковаться в составлении резюме движений рук в соответствии с чтением.
Опции
Подумайте вслух, используя собственное чтение в качестве справочника, и расскажите ученикам, как вы используете обобщение, чтобы улучшить понимание.В качестве альтернативы вы можете дать быстрый пример резюме движения руки, используя книгу, с которой класс хорошо знаком, прежде чем демонстрировать текст, выбранный вами для сегодняшнего урока. Выберите пять ключевых фраз или слов из знакомого текста и составьте для каждого движения руки.
Например, чтобы продемонстрировать сводку движений руки для рассказа «Ла Бамба» Гэри Сото, вы можете выбрать следующие слова и движения рук, чтобы связать их вместе в резюме, которое вы озвучиваете, показывая движения рук.Вы можете сказать: «Мануэль синхронизирует губы [пантомима поет] песню« La Bamba »в школьном шоу талантов [хлопки и аплодисменты], и пластинка застревает [движение руки вращающейся пластинки]. Он смущен [выражение лица; положите руки к лицу] перед всей школой, но они думают, что он забавный [пантомима смеется] комик ».
2. Смоделируйте стратегию с помощью интерактивного мышления вслух
Прочтите вслух текст, делая несколько остановок, чтобы смоделировать, как резюмировать небольшой фрагмент текста. Покажите, как вы бы выбрали всего пять ключевых фраз или слов. Напишите слова и фразы. Скажите что-нибудь вроде: «Думаю, я выберу эти слова … потому что …» Читайте дальше, и если вы передумаете и захотите использовать другие слова, скажите: «Я думаю, что эти слова более важны, поскольку я читал и узнал больше.”Сотрите и вычеркните слова, которые вы в конечном итоге не выбираете. Составьте движения рукой, чтобы соответствовать каждой из ваших ключевых фраз, и составьте сводку движений руки по порядку.
3. Поддержка интерактивной управляемой практики
Перейдите на страницу с текстом и вместе в классе определите, какие идеи из текста должны войти в список ключевых слов и фраз.Учащиеся разговаривают с партнерами и пишут на досках, когда они участвуют, и предлагают свои предложения по ключевым словам. Направьте студентов работать в парах или в группах за столом, чтобы попрактиковаться в поиске ограниченного количества ключевых слов или фраз на заданных страницах текста. Раздайте учащимся прозрачные пленки или большой лист бумаги, на котором они могут написать свои слова. Обойдите группы и помогите им определить важные слова в их тексте. Студенты могут добавлять рисунки к своим резюме. Предложите группам выполнить для класса конспекты движений рук.
4. Обеспечить независимую практику
Учащиеся самостоятельно читают и продолжают собирать ключевые слова, чтобы выполнять их в виде движений руками. Поделитесь с партнерами и всем классом.
5. Завершение урока
Попросите учащихся обсудить следующее:
Дифференциальная инструкция Наконечник
Измените урок, предложив студентам набросать свои ключевые слова / фразы в виде резюме, а не придумывать движения руками.
Документальный совет
Попробуйте провести урок с текстами, выровненными по научно-технической литературе, или с учебниками по содержательной области.
Эта статья взята из книги Интерактивные уроки мышления вслух: 25 надежных способов привлечь студентов и улучшить понимание Лори Очкус.
Образцы планов уроков с расширенным охватом и последовательностью (ESS) английского языка помогают учителям привести обучение в соответствие со Стандартами обучения английскому языку (SOL) 2010 года, предоставляя примеры того, как знания, навыки и процессы, содержащиеся в SOL и структуре учебной программы, могут быть представлены учащимся в классная комната.
Планы уроков по классам доступны в раскрывающемся меню.
В дополнение к примерным планам уроков ESS, стандарты обучения Таблицы успеваемости по чтению, письму, грамматике и исследованиям (файлы PDF) определяют уровень обучения, на котором определенные навыки официально вводятся в Стандартах обучения английскому языку 2010 года. Таблицы успеваемости дают наглядное представление об уровне обучения, на котором ученик должен пройти формальное обучение определенным навыкам. В этих таблицах представлены не все навыки, указанные в Стандартах обучения английскому языку, и диаграммы развития навыков не заменяют собой стандарты обучения английскому языку или Стандарты обучения английскому языку.
Подробнее о типовых планах уроков ESS (PDF)
Развитие навыков чтения по классам (PDF)
Развитие навыков исследования по ступеням (PDF)
Начало страницы
Вот ссылки на сотни планов уроков чтения! Если есть какие-то ресурсы, которых мне не хватает, напишите мне, чтобы я мог их добавить! Удачи!
2. Бесплатные уроки, согласованные с CCSS. В крайнем левом углу будет написано «Детский сад». Нажмите на желаемую оценку.
3. Говоря о Common Core, некоторые сложные тексты выровнены: FYI for Kids. Обязательно используйте эти соответствующие уроки для каждой статьи: «Листы ответов на понимание» Пэта Каннингема.Существуют также общие руководства по пониманию: руководства по пониманию.
5. Флоридский центр исследований чтения – отличный ресурс, особенно для практических занятий: FCRR Перейдите в раздел Ресурсы, затем – Деятельность студенческого центра.
6. Оцените ReadWorks! Введите уровень обучения и навыки, и вы получите бесплатные отрывки и рабочие листы!
7. Читайте, пишите, думайте – еще один отличный ресурс!
8. Я часто покупаю устройства для учеников 4–5 классов в Bookrags.Вы не можете победить их!
9. Sparknotes предлагает бесплатные резюме, информацию о теме, онлайн-викторины. . . . Еще один отличный ресурс!
10. Shmoop – еще один отличный ресурс для резюме, тем, цитат и многого другого.
11. Education.com Вам необходимо создать бесплатную учетную запись.
12. Учебные книги очень интересно получить информацию об авторах книг, которые вы преподаете.
13. У PBS Learning Media отличные планы уроков!
14.На этом сайте есть отличные уроки по тематике: Центр Кеннеди.
15. Театр «Попробуй читателей».
16. Вопросы на понимание для выровненных текстов
17. Дошкольные уроки
18. Teachers.net
19. Детский сад и уроки 1-го класса
20. Уроки 2 и 3 классов
21. Уроки чтения по литературе
22. Уроки 4 и 5 классов
23. Учебный
24. JumpStart
25. Учителя делятся удаленными мини-уроками: презентация Google.
Trueflix
Имя пользователя: applegarth
Пароль: flix
26. «Trueflix – это отмеченный наградами онлайн-ресурс, который использует отмеченный наградами контент True Books, чтобы помочь студентам отточить навыки грамотности, получить знания по предметной области и развить навыки 21-го века с помощью процесса запроса». Есть видео для просмотра, текст для чтения, план урока и викторина!
Вы должны задавать правильные вопросы! Попробуйте эти основы вопросов CC с любым текстом по вашему выбору.
27. Преподавание
28. На этом сайте есть 40 НЕДЕЛЬ последовательных уроков для класса K или 1 или для читателей, испытывающих трудности в любом классе. FreeReading.net
Просто погуглите книгу, которую хотите преподавать. Вы обязательно найдете много идей, как научить его стратегиям чтения!
Документ в формате Word на этой странице доступен после пожертвования в размере 10 долларов на оплату обслуживания моего веб-сайта.