Конспект природа и рукотворный мир 2 класс плешаков: Конспект урока окружающего мира во 2 классе “Природа и рукотворный мир”

Конспект урока окружающего мира во 2 классе “Природа и рукотворный мир”

          

 

 

 

 

 

 Конспект  урока

окружающего мира

по теме:

 «Природа

 и рукотворный мир»

 

 2 класс

 

 (по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова), УМК «Школа России»

 

                                 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Природа и рукотворный мир

 

 Тип урока: комбинированный

 

 

 

Цели:     научить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, обсудить, каким должно быть отношение к окружающему мир; развивать внимание, память, ссбразительность

,  воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс (часть-1), Москва, Просвещение 2013 г., рабочая тетрадь для 2 класса (часть- 1) А.А. Плешаков «Окружающий мир»,карточки со словами, картинки с изображениями предметов природы и сделанных руками человека;светофоры, индивидуальные  тесты по теме « Город и село» (КИМы)

 

                                                            Структура урока

 

 

 

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация учебной деятельности
  4. Изучение нового материала
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала
  7. Подведение итогов урока
  8. Рефлексия учебной деятельности
  9. Домашнее задание.

 

 

Содержание урока.

 

1.Организационный  момент.

 

   – Здравствуйте, ребята! Сегодня хороший солнечный день. Солнышко дарит вам свои лучики, которые будут согревать вас своим теплом, дарить нам радость, хорошее настроение. От чего  зависит наше  настроение и как нам его поддержать? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. Я желаю  вам  удачи, а вы пожелайте её друг другу.

 

2. Актуализация знаний

       

На прошлом уроке мы с вами говорили, что мы являемся  жителями села. Попробуем  вспомнить, чем отличается город от села. Для этого нам надо выполнить следующее задание: на доске карточки, на которых написаны характеристики: многоэтажные дома, заводы, фабрики, вокруг много лесов, подвал в доме, много видов транспорта, просёлочные дороги, чистый воздух, много кинотеатров и театров, в доме живет много семей, есть земельный участок.

Фронтальная работа.

Распределите карточки на две группы: жизнь в городе- жизнь в селе.

– Чем город отличается от села?

– Ребята, мы жители села. Кому из вас нравится жить в селе? Почему?

 -Ребята, кто из вас хотел бы жить в городе? Почему?

Молодцы! Давайте ещё раз назовём достоинства жизни в селе.

Индивидуальная работа.

Ребята, мы с вами вспомнили о жизни в городе и в селе. Сейчас вам предстоит решить тест по теме «Город и село». Перед каждым из вас лежит тест, в нём 10 заданий. Вы в каждом задании выбираете правильный ответ.

 

 

Тест «Город и село»

к уроку «Город и село. Наш дом» во 2 классе

 по курсу «Окружающий мир».

 

 1.   Что называется крупным населенным пунктом?

 город   

 село

 посёлок

2. Жители какого населенного пункта передвигаются на троллейбусах, трамваях, метро?

 села

 посёлка

 города

3. Найди неверное высказывание.

 Жители города работают в институтах.

 Жители города работают на фабриках и заводах.

 Жители города работают на фермах.

4. Чего не может быть в городской квартире?

 балкона

 погреба

 ванной

 

5. Найди неверное высказывание.

 В городах много улиц и высоких домов.

 В городах работают музеи, театры, много магазинов.

 В городах много просёлочных дорог.

6. Найди неверное высказывание.

 В сёлах много улиц и высоких домов.

 В сёлах люди могут ездить на лошадях.

 В сёлах издавна делают расписные игрушки.

7. Из чего в городах сегодня не строят дома?

из кирпича

 из бетона

 из дерева

8. Найди неверное высказывание.

                                 

Жители села занимаются выращиванием культурных растений.

 Жители села работают на крупных заводах и фабриках.

 Жители села занимаются разведением домашних животных.

 

 

9. Найди профессию которой не может быть у сельского жителя.

 тракторист

 шахтер

 агроном

 

10. Найди профессию, которой не может быть у городского жителя.

                                                                   

 инженер                                врач                           доярка

 

Самопроверка по матрице ответов учителя.(На доске матрица ответов)

 

Оцените свою работу.(На доске: 1-2 ошибки- 4, 3 -5 ошибок-3)

Ребята, поднимите  руки, у кого  все правильные ответы.

 

Ребята, поднимите  руки, у кого 1 -2 ошибки.

 

Ребята, поднимите  руки, у кого 3 и более ошибки.

Молодцы сегодня Маша, Зоя, Снежана и т.д.

Ребята, что мы можем посоветовать сегодня  Артёму и Паше?

 

 

 

Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите?

 

Как мы можем назвать всё то ,что нас окружает?

А что ещё относится к окружающей среде, мы узнаем из стихотворения, которое прочитает …

 

3. Мотивация учебной деятельности

Подготовленный  ученик читает стихотворение.

 

Всё – от старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось.

И котенок Васька небось?

Даже муха – вот это да!-

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.

– О чем говорилось в стихотворении?

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь у нас на уроке?

Что хотелось бы узнать?

На странице 14 учебника прочитайте, чему мы будем учиться.

 

4. Изучение нового материала

 

Работа по учебнику.

 

С нами по страницам учебника путешествуют Серёжа и Надя. Они очень наблюдательные, часто бывают на природе и делают красивые снимки. Откройте учебники, страницы 14-15. Рассмотрите фотографии.

–  Какие предметы вы видите?

 – Что относится к природе?

Всё это существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения. Что сделал человек?

Найдите эти предметы на фотографиях. Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?

На какие группы можно разделить эти предметы?

Какой вывод мы можем сделать?

А теперь прочитайте вывод на странице 15.

 

 

5.Физкультминутка  «Стрекоза». 

Вот какая стрекоза,

Словно бусинки, глаза.

Влево, вправо, взад, вперёд,

А сама, как вертолёт.

 

 

 

 

6.Закрепление изученного материала

Какие знания мы с вами сегодня получили?  А чтобы запомнить наши знания,  помогут нам в этом наши светофоры.

 

Практическая работа

 

Сейчас мы  возьмём  в руки светофоры. Я буду показывать вам рисунки. Если на нем изображён предмет, относящийся к природе, поднимайте зеленый сигнал, если предмет сделан руками человека, то – красный.

 (Учитель показывает 15 – 20 рисунков)

  Самооценка

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.

Молодцы! А вот у тех ребят, кто допустил ошибки, есть возможность исправиться.

 Работа в рабочей тетради.

 Чтобы убедится, что материал усвоен прочно, что мы надолго с вами запомним,  давайте откроем  рабочие тетради     на странице 5. Первая группа  подчеркнёт зелёным  карандашом  названия предметов, которые относятся к природе, вторая  – красным то, что сделано руками человека (задание 1).

Взаимопроверка.

 

 Дети работают самостоятельно, затем проверяют друг у друга.

 

        

Ребята, задание 1 мы выполнили хорошо.

 

 – А теперь мы подберём  свои примеры предметов, которые светят, гремят, блестят,

 плавают, летают.

    Ученики заносят в таблицу задания 3 (с. 6)примеры предметов, относящихся к природе и созданных человеком.

 – Соседи по парте обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

Фронтальная проверка.

(выборочно  заслушать  ответы детей)

Ребята, кто ошибался? Поднимите руки.

Молодцы! Все справились с заданием. Все вы хорошо знаете окружающий мир. А  знаете ли вы, как человек должен относится к окружающему миру и к предметам рукотворного мира?

Работа по учебнику.

 

Ребята, откроем учебник на странице 16, внимательно рассмотрим иллюстрации и ответим на вопрос: Каким может быть отношение человека к окружающему миру?

 

   Дети обсуждают все иллюстрации.

 

Каким может быть отношение человека к окружающему миру?

 

 

Работа в группах.

 

 

Как вы считаете, каким оно должно быть? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разделимся на 2 группы. Первая группа  нам расскажет о правилах поведения в лесу, вторая – о правилах поведения на лугу.

 

(Представитель каждой группы рассказывает о правилах поведения:  в лесу, на лугу.)

 

Хорошо! Молодцы! А только ли к природе человек должен относиться бережно?

 

(Выслушиваются ответы детей, учитель фиксирует их на доске)

 

Молодцы! Прочитаем, что у нас получилось:

——– Человек должен относиться к себе бережно: следить за собой, за своим здоровьем, быть чистым, правильно питаться, одеваться в соответствии со временем года, следить за своими вещами.

——-К окружающим людям надо относиться с уважением, помогать пожилым людям, не обижать младших, заботиться о близких.

——- К тому, что сделано людьми, надо относиться    аккуратно.

 

7. Подведение итогов урока.

А кто вспомнит на какой вопрос к концу урока мы должны ответить?

Давайте вернёмся на страничку 14 учебника и прочитаем какие задачи мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы научиться тому, что запланировали?

 Какие сделали выводы?

Сравните их с выводами Мудрой черепахи. Совпадают ли наши выводы с выводами Мудрой черепахи?

 

8. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, как прошёл урок?

Природа –это… (дети продолжают)

Человека делает лучше …(Дети: доброе, уважительное отношение к окружающему миру)

В заключение нашего урока, Даша прочитает нам стихотворение, а мы внимательно послушаем и ещё раз подумаем о том, как нужно относиться к окружающему нам миру.

 

Чтение стихотворения.

 

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся.

 

9.Домашнее задание

Ребята, я попрошу вас  составить рассказ о том, как помочь птицам зимой.

“Природа и рукотворный мир” 2 класс | План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему:

Класс: 2 К        2013 год

Учитель: Мартынова  Т.В.

Урок окружающего мира

Тема: Природа и рукотворный мир 

Цели: Совершенствовать знания детей по теме «Объекты природы».

             Учить зрительному анализу.

             Расширить представление учащихся о временах года, месяцах, днях.

             Продолжить работу по развитию речи, логического мышления, внимания, быстроты и    

             самостоятельности действий учащихся.

Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, доброты.

 

Ход урока:

Организационный момент

Подравнялись, улыбнулись, улыбнулись своему соседу по парте, тем самым пожелали ему доброго, приятного дня.

Доброе утро!

Ребята, сегодня у нас в классе гости …………  

Давайте поприветствуем их. Повернитесь, молча, поздоровайтесь.

Спасибо, присаживайтесь.

Развивающая пятиминутка (Работа над развитием речи, внимания, логического мышления)

Ребята, что необходимо ученику на уроке, чтобы всё запомнить,  увидеть, услышать?

Скажите, какое сегодня число и какой день недели? (21 сентября, пятница)

А что вы можете рассказать про сегодняшний день? (Он осенний, добрый, 21-й в месяце, пятый на неделе, холодный, дождливый, пасмурный)              Слайд 2

А что значит осенний день? А ещё, какие дни бывают? (Зимние, весенние, летние)

Попробуйте назвать любой летний день, зимний, весенний?   Слайды 3,5

А вы знаете, в какой день родились вы?

Найдите в классе картинку соответствующую вашему дню и подойдите к ней. (На стенах класса развешаны 3 картинки из серии «Времена года» – зима, весна, лето; осень представлена на

слайде № 4  презентации к уроку. Учащиеся определяются с выбором и подходят к нужной иллюстрации.)

А как вы догадались, что это осень? (Учитель обращается с вопросом  к группе учеников, стоящих у доски)

Урожай овощей собирают осенью. Мини-беседа о трудолюбии.

Спасибо, занимайте свои места.

Актуализация знаний

Кадеты, а теперь встаньте те, кто помнит, как назывался день, когда вы впервые пришли  в школу? (1 сентября)    Слайды 6,7

Сколько же дней вы проучились? (21)

А какие это были дни? (Осенние, сентябрьские, тёплые,   холодные, радостные, хорошие)

А чем вы занимались в школе эти дни? (Учились)

Учились чему?

А сейчас у нас какой урок? (Окружающий мир)

Ребята, а что значит окружающий мир?  (Это всё то, что нас окружает)      Слайд 8

Мы с вами уже говорили, что все объекты, которые находятся  вокруг нас можно разделить на 2 группы. Кто запомнил эти группы? (Природа и не природа)        

Постановка проблемы и поиск решения

У вас на столах картинки с объектами (магнитная азбука), вы должны вспомнить, чем природа отличается от не природы, и принести свой объект в нужную группу (Учащиеся, не толкаясь, сначала девочки, потом мальчики, делают свой выбор)

Что вы поместили в группу не природа? Почему? (Сделано руками человека)

Работа над новой темой

Ребята, всё, что нас окружает и сделано руками человека называют Рукотворный мир. Как вы понимаете это название?                           Слайд 9

– Что интересного вы заметили в группе объекты природы? (Очень много животных)

А какие ещё объекты окружающего мира можно отнести к природе? (Реки, скалы, солнце, камни…)                 Слайд 10

Игра «Сели – встали» (Учитель называет объект окружающего мира, дети приседают, если это природа и просто стоят, если объект рукотворного мира)

Самостоятельная работа

Разминка для рук.

– А теперь  приготовьте цветные карандаши, откройте тетрадь на с.6, найдите № 5 и раскрасьте только объекты природы (3 штуки)

 А сколько всего объектов природы на рисунке? (7)

Взаимопроверка

Физминутка с карандашом

Первичное закрепление

– Ребята, а теперь давайте поищем в классе на предметных картинках объекты природы.

Для начала найдите в классе все предметные картинки, посчитайте их.

Божья коровка  (вместо синички)

Утёнок

Гриб

Цветок (передвинула вниз)

Лягушка

Обезьянка на мотоцикле (новая картинка)

Пуговица (синяя, была красная)

Вспомните вчерашний день, что изменилось? (Дети называют изменения, указанные выше)

Подумайте, что из этих объектов может быть  лишним и почему?  (Пуговица, мотоцикл) Подойдите к этому предмету. Почему он лишний?

(Картинка с обезьянкой на мотоцикле – «хитрая», на ней есть объект природы и рукотворного мира.)

Итак, ребята, что нельзя отнести к природе? (Всё, что сделано руками человека) Дети проговаривают хором стоя у доски.          Слайд 11

Творческая работа

Возьмите счётные палочки и, проявив свою фантазию, сложите из них объект окружающего мира, не относящийся к природе.

Итог урока, рефлексия

Что вы можете сказать о нашем сегодняшнем уроке? Чему мы учились? (Отличать природу от рукотворного мира) А что это такое рукотворный мир?

Ребята, если вы научились отличать природу от других объектов окружающего мира, если вам было  на уроке интересно, у вас хорошее настроение, как у щенка в вашей тетради…

А   почему у щенка хорошее настроение? (Он улыбается)

… нарисуйте ему косточку.

А косточка это природа или нет? (постановка проблемы)         Слайд 12

Вам есть над чем подумать…

Спасибо за урок.

Набор «Сотворенный Богом мир» для 2 класса [2-е изд.]

Эти материалы несовместимы с предыдущим курсом по естественным наукам для 2 класса «Образцы природы» (1982).

Этот курс естествознания предусматривает дополнительное изучение во 2-м классе и предназначен для интересного отвлечения от основных предметов чтения, письма и математики. Убедитесь, что то, как вы интегрируете этот курс, пробуждает аппетит ребенка к науке и не становится непосильным заданием. Учащимся, которым трудно даются основные курсы, будет полезно просто читать уроки естествознания без выполнения каких-либо упражнений. Приспособьте объем упражнений к способностям ученика.

188-страничный учебник для школьников содержит много интересных фактов и содержит полноцветные фотографии, рисунки и иллюстрации. Уроки могут быть перестроены для изучения в то время года, которое вы предпочитаете. Имейте в виду, однако, что уроки переходят от более простых к более сложным. Таким образом, лучший способ привести уроки в соответствие со способностями ученика — это изучать их в том порядке, в котором они представлены.

В прилагаемой 157-страничной рабочей тетради есть поля для ответов, которые должен заполнить учащийся. Многим учащимся нужно будет задать только часть упражнений. Те, кому нужно больше времени, могут пройти весь урок, включая дополнительные занятия. Обзоры предыдущих уроков предоставляются для учителей, которые хотят их использовать. Для этого уровня науки нет тестов. На протяжении этого курса студент будет делать (по усмотрению учителя) проекты и рисунки. Некоторые из них также могут быть использованы для уроков рисования.

Пособие для учителя на 341 странице содержит уменьшенную копию учебника и рабочей тетради для учеников. Уроки для обучения перечислены рядом со страницей каждого ученика вместе с идеями для обсуждения в классе, дополнительной информацией и дополнительными занятиями.

Содержимое