Что такое предложение в русском языке 2 класс определение: это… в русском языке (определение)

Содержание

это… в русском языке (определение)

Узнаем, что такое пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке. С поня­ти­ем «пред­ло­же­ние» уче­ни­ков зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 и 3 клас­се пер­во­на­чаль­ные зна­ния о пред­ло­же­нии рас­ши­ря­ют­ся и углуб­ля­ют­ся. Ученики узна­ют, какие быва­ют пред­ло­же­ния по цели выска­зы­ва­ния и силе выра­жен­но­го чув­ства, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ны­ми и второстепенными.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состо­ит из слов. В 1 клас­се уче­ни­ки узна­ют, что неко­то­рые сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты. Слова, обо­зна­ча­ю­щие живые суще­ства, отве­ча­ют на вопрос кто? К нежи­вым пред­ме­там зада­дим вопрос что?

  • (кто?) уче­ник, кошка;
  • (что?) солн­це, дождь.

Другие сло­ва обо­зна­ча­ют дей­ствие пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Ученик (что дела­ет?) пишет.

Кошка (что сде­ла­ет?) пой­ма­ет мышь.

Солнце (что дела­ет?) светит.

Дождь (что сде­ла­ет?) закон­чит­ся скоро.

Эти сло­ва не про­сто назы­ва­ют пред­ме­ты и их дей­ствия, а, нахо­дясь рядом, оформ­ля­ют сооб­ще­ние, из кото­ро­го мож­но узнать, что про­ис­хо­дит с тем или иным пред­ме­том. Значит, в выска­зы­ва­нии сло­ва свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу. Эти сло­ва нахо­дят­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и орга­ни­зу­ют связ­ное по содер­жа­нию выска­зы­ва­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся предложением.

Определение

Предложение — это одно или несколь­ко слов, кото­рые выра­жа­ют закон­чен­ную мысль.

Первое сло­во в пред­ло­же­нии все­гда пишет­ся с боль­шой бук­вы. А в кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся точка.

Ветер дует. Птичка сидит на вет­ке. Воробей чирикает.

Какие бывают предложения?

Предложения отли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, тем, о чем в них гово­рит­ся. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, прось­ба­ми и поже­ла­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о чем-то с опре­де­лен­ной целью. Цель сооб­ще­ния ука­зы­ва­ет, для чего, зачем оно про­из­но­сит­ся, с какой инто­на­ци­ей, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голоса.

Повествовательное предложение

Если в пред­ло­же­нии без выра­же­ния осо­бых чувств толь­ко сооб­ща­ют­ся какие-то све­де­ния о ком-либо или о собы­ти­ях и явле­ни­ях, реаль­но про­ис­хо­дя­щих, оно явля­ет­ся повествовательным.

Плещется вол­на. По реке плы­вет лод­ка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с кото­рой эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся, спо­кой­ная, повест­во­ва­тель­ная, а в кон­це их голос несколь­ко понижается.

Определение

Предложение, в кото­ром о ком-то или о чем-то сооб­ща­ет­ся, назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак точка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы зада­ем вопросы:

Кто поет на дере­ве? Какая это птица?

Определение

Предложение, в кото­ром содер­жит­ся вопрос, назы­ва­ет­ся вопро­си­тель­ным.

Эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей. Голос повы­ша­ет­ся в кон­це пред­ло­же­ния. Вопросительное пред­ло­же­ние завер­ша­ет вопро­си­тель­ный знак.

Побудительное предложение

С помо­щью пред­ло­же­ний мы можем побуж­дать кого-то к дей­ствию, а так­же выра­зить свою прось­бу, пожелание.

Позвони мне завтра.

Передайте мне книгу.

Присядь на минутку.

Определение

Предложение, в кото­ром сове­ту­ют что-то сде­лать или побуж­да­ют к дей­ствию, назы­ва­ет­ся побу­ди­тель­ным.

Вывод

Итак, по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния быва­ют повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побудительные.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отли­ча­ют­ся не толь­ко по цели выска­зы­ва­ния, но и по инто­на­ции. Одни пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся спо­кой­но, без про­яв­ле­ния осо­бых эмо­ций. Это невос­кли­ца­тель­ные предложения.

А неко­то­рые пред­ло­же­ния выра­жа­ют силь­ное чув­ство и про­из­но­сят­ся с осо­бой интонацией.

Как кра­си­во цве­тут ромашки!

Сколько здесь бабочек!

Идет снег!

Определение

Предложение, кото­рое про­из­но­сит­ся с силь­ным чув­ством, назы­ва­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным.

В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Главные члены предложения

В пред­ло­же­нии име­ют­ся глав­ные чле­ны, кото­рые состав­ля­ют его осно­ву. В каж­дом пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся, о ком или о чём идет речь.

(Кто?) Девочка спо­ет песню.

(Что?) Облако плы­вет по небу.

Слово, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Это подлежащее.

Определение

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Подлежащее отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

В пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся вто­рой глав­ный член, кото­рый обо­зна­ча­ет, какое дей­ствие выпол­ня­ет под­ле­жа­щее. Это сказуемое.

Девочка (что сде­ла­ет?) спо­ет песню.

Облако (что дела­ет?) плы­вет по небу.

Определение

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что делал? что сделал?

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым цен­тром пред­ло­же­ния. Другие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся второстепенными.

Подлежащее и ска­зу­е­мое могут выра­жать закон­чен­ную мысль самостоятельно.

 Зима при­шла. Выпал снег. Дети рады.

В этих пред­ло­же­ни­ях содер­жат­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нераспространенным.

Определение

Предложение, в кото­ром есть толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным.

В пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член.

Сравните:

Наконец при­шла снеж­ная зима. Выпал белый пуши­стый снег. Все дети рады зиме.

Определение

Предложение, в кото­ром, кро­ме глав­ных, есть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Распространенные и нерас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся по цели выска­зы­ва­ния и интонации.

Примеры

Осень. Падают листья.

Бежит соба­ка.

На цве­ток сел шмель.

Ветер кру­жит жел­тые листья.

Кто зво­нит?

Что ты зна­ешь об оби­та­те­лях моря?

Бежим!

Поиграй со мной!

Видеоурок

 

Скачать ста­тью: PDF

Конспект урока русского языка 2 класс “Предложение.

Дополнение предложений”

ГБС(К)ОУ для обучающихся,воспитаннкив с ограниченными возможностями здоровья “Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида” Альметьевского муниципального района РТ

Боробова Елена Владимировна

Конспект урока по русскому языку 2 класса

по теме :
предложение. дополнение предложений

Задачи: дать представление о предложении и его функции; учить различать слово и предложение, составлять схему предложения, составлять предложение по схеме, дополнять предложение; развивать речь, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки; схемы предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Умственная разминка в виде игры на сравнение предметов «Похож – не похож».

Учитель задумывает два предмета, имеющих между собой какое-то сходство. В процессе описания учитель делает паузы, чтобы дети могли высказать свои предположения.

– Я задумала два предмета. Это овощи. Они имеют круглую форму, но один растет в земле, а другой – на земле. Один желтый с длинным хвостиком, сладкий, а другой – красный, сочный, мягкий. (Помидор и репа.)

– Кто ел репу?

– Расскажите, какая она по цвету, вкусу, форме.

– Посоветуйте, есть ее или нет.

– Сравните слова «репа – репка» по смыслу.

– Выложите звуковые схемы.

– Напечатайте слова буквами.

– Прочтите, что напечатали.

II. Актуализация опорных знаний. Сравнение слова и предложения.

– Что вы сейчас делали? (Составляли слова. Рассказывали. Описывали репку. )

– С помощью чего вы составляли описание репки? (с помощью слов.)

– Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свою мысль? (Нет. Надо много слов.)

– Послушайте внимательно и скажите, понятно ли вам, о чем я говорю:

Огород, вкусная, репка, на, растет.

– Что нужно сделать, чтобы моя мысль была вам понятна?

– Верно, нужно «подружить» между собой слова.

– «Подружите» слова друг с другом.

На огороде растет вкусная репка. Вкусная репка растет на огороде.

– Что вы сейчас составили? (Предложения.)

– Условимся все связанные между собой слова называть предложением.

Игра «Слово. Предложение».

– Хлопните в ладоши, если услышите предложение:

Я пошла… . В огороде растет морковь.

У Тани… . У Тани роза.

III. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует учащимся сюжетные картинки из сказки «Репка».

– Как выглядит дед? Опишите его одежду.

– Какой изображена репка по цвету? По форме?

– Кто еще нарисован на картинке?

– Герои сказки, взявшись друг за друга, как бы представляют в образной форме состоящее из слов предложение.

– Когда героям сказки удалось вытащить репку? (Когда они стали тащить все вместе, крепко держась друг за друга. И маленькая мышка была нужна в этой трудной работе.)

– Вот так же и слова в предложении, которые мы сегодня и на последующих уроках будем составлять, всегда должны стоять на своем месте и помогать нам выражать свои мысли.

Учитель переходит на шепот.

– Я открою вам маленький секрет, о котором знают не все дети: слова, которые мы с вами произносим, это словно одежда для наших мыслей, а сами мысли невидимы, но, «одевшись» в слова, они становятся видны всем. Вот почему взрослые люди, когда хотят о чем-то сказать, выражают свои мысли вслух, стараются отобрать нужные слова и правильно связать их друг с другом.

Учитель демонстрирует учащимся предметные картинки, на которых изображены белка, лиса, волк, ерш, гриб.

– Давайте составим предложение о том, кто из зверей что любит.

Учащиеся составляют предложение. Рисуют его графическую схему. Записывают составленное предложение в тетрадь после анализа.

Игра «Придумываем предложение».

Синий …

Синий автобус

Синий автобус едет

Синий автобус едет по

Синий автобус едет по улице… и т. д.

Физкультминутка

– Физкультминутку хочет провести с вами дед из сказки «Репка». Он приготовил для вас наборы слов и предложений.

– Если вы услышите предложение, вы низко наклоняетесь вперед, а затем выпрямляетесь.

– Если услышите слово или набор слов, поворачиваете голову сначала налево, а затем направо.

Кот. Посадил дед репку. Мышка и внучка. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет. И т. д.

IV. Итог урока.

– О чем сегодня говорили на уроке?

– Что нового узнали? (Мы узнали, что такое предложение.)

– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из связанных между собой слов и выражает законченную мысль.)

– Приведите пример предложения.

– Нарисуйте схему предложения.

– Оцените свою работу на уроке.

Минутка чистописания.

Работа с изографом.

– Какие буквы увидели?

– Напишите их. Каждую отдельно.

Урок “Предложение. Связь слов в предложении” (2 класс) – Документ 2 – УчМет

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Квалификационная категория: высшая

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: русский язык

Учебник: Рамзаева Т.Г.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Класс: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Комментарии к уроку: урок проведен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, использованы различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия.

Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты ПервоЛого, работа в информационной среде.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Цель урока: формировать умения устанавливать связь слов в предложении.

       Основные задачи:

  1. создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов;

  1. показать роль второстепенных членов в предложении, установить их взаимосвязь с главными и средства взаимосвязи (вопрос, окончание, предлог)

3) показать необходимость смысловой связи слов в предложении;

4) тренировать детей в нахождении главных членов предложения;

5) научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому;

6) развивать речь школьников при составлении предложений разных типов;

7) используя инструменты программы ПервоЛого учить редактировать и переносить текст;

8) продолжить работу в информационной среде (выполнение теста).

Достижение личностных результатов:

    1. развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    2. освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Достижение метапредметных результатов:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания алгоритма установления связи слов в предложении;

  6. использование средств ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации ;

  8. определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль , адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Достижение предметных результатов:

  1. заложить основу представления о синтаксических единицах как единицах языка;

  2. формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; показать средства связи;

  3. совершенствовать знания о подлежащем и сказуемом, умения выделять в предложении главные члены;

  4. закрепить навыки правописания слов с непроверяемой безударной гласной ;

  5. развивать орфографическую зоркость и монологическую речь учащихся.

Оборудование: веер гласных букв, карточки для составления схемы предложения, карточки со словами для распространения предложений (солнышко, светит; дождь, идет; ветерок, дует; ручеёк, журчит; трава, растет; бабочки , летают), клей, опоры для составления алгоритма установления связи слов в предложении, листы самооценки, учительский и ученические ноутбуки, заготовка, созданная в программе ПервоЛого, презентация, тест, размещенный в информационной среде.

Ход урока

  1. Организация класса.

Прозвенел заливистый звонок

Начинаем наш урок.

Запись числа в тетрадь.

– Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Записываем число, классная работа.

  1. Словарно-орфографическая работа.

СЛАЙД №1

– Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы (веер букв), назовите орфограммы.

– На какие 2 группы можно разделить слова?

– Какие слова с непроверяемой безударной гласной вы знаете ещё?

Назовите их орфографически.

  1. Постановка задачи. Актуализация знаний.

Прочитайте предложения:

СЛАЙД №2

Сравните предложения: в чем их сходство и различие? (распространенное и нераспространенное, с второстепенными членами и без, много слов и мало слов)

Задача нашего урока: Зачем в речи нужны распространенные предложения?

– Поработаем со вторым предложением. Спишите предложение, выделите орфограммы. Подчеркните грамматическую основу.

Мы сейчас находили подлежащее и сказуемое, а что обозначает двусторонняя стрелочка между ними?

Могут ли они в предложении стоять наоборот?

  1. Решение поставленной задачи.

Распространение (наращивание) предложений (работа в группах).

– Предлагаю вам предложения, соответствующие этой модели.

СЛАЙД №3

В чем сходство этих предложений?

– Распространите, добавьте 1 слово, которое более подробно расскажет о подлежащем, и 1 слово, которое более подробно расскажет о сказуемом. Расставьте слова так, чтобы ваша мысль была понятна, подумайте, как расположите и свяжете слова.

Каждая группа работает со своим предложением (конверт1).

Предложения вывешиваются на доску. Проверка:

– Какое слово подробно рассказало о подлежащем, связано с ним?

– Какое слово подробно рассказало о сказуемом, связано с ним?

– Кому потребовалось маленькое слово для составления предложений? Как называют такие слова? Для чего они служат?

Какие предложения вам понравились: те, которые предложил учитель, или те, которые составили вы. Почему?

Одно предложение записывается в тетрадь и устанавливается связь.

– Запишите предложение в тетрадь:

Весеннее солнышко ярко светит.

Найдите грамматическую основу. Назовите. Как вы рассуждали?

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) Какая между ними связь?
– А теперь подумайте, с каким словом связано подлежащее, с каким словом оно подружилось? То слово, которое предлагает дружбу, является главным, поставьте от него вопрос, укажите это в предложении. Слово весеннее поясняет подлежащее солнышко.

– С каким словом связано сказуемое? Как вы установили эту связь? Поставьте вопрос (светит как? ярко).
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
какое? как?

Весеннее солнышко ярко светит.

Физминутка

Солнышко, солнышко в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой!

  1. Вывод – моделирование.

– Давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Учащиеся у доски собирают алгоритм из карточек и приклеивают на схему. На доске появляется запись:

  1. ?

  1. ?

  1. Освоение новых знаний для решения практических задач – упражнение в установлении связи слов в предложении.

    1. На доску вывешиваются карточки со словами.

Лес, ландыши, душистые, цветут.

– Объясните, как составить предложение из данных слов.

  1. Объединить слова по смыслу, правильно их расположить и связать.

  2. При этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами.

  3. Добавить предлог (для чего в речи используются предлоги?)

(В лесу цветут душистые ландыши.)

Запишите предложение в тетрадь.

– А теперь пользуясь алгоритмом, установите связь в предложении. Что будете делать 1 шагом, 2, 3? (самостоятельная работа)

Проверка по алгоритму:

СЛАЙД №4

    1. Работа на компьютерах в парах (ресурс создан в программе ПервоЛого).

– Перед вами стихотворение. Прочитайте его.

– Почему оно у вас вызвало смех? (нарушена смысловая связь)

– Действительно, это стихотворение – шутка Э. Успенского

Правильно ли автор расположил и связал слова?

Будет ли понятна мысль, если слова расставлены и соединены неправильно?

– Соберите строки по-другому. В первую строчку включите слова под цифрой 1, во вторую – под цифрой 2, в третью – 3, в четвертую – 4. Где нужно, изменяйте форму слов.

– Каким инструментом вы будете пользоваться для того, чтобы внести изменения в окончания слов? («Ключ» на панели инструментов)

Проверка:

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

-Перечитайте предложения правильно. Теперь слова связаны по смыслу?

7. Рефлексия.

– О чем надо помнить, за чем следить когда составляешь распространенные предложения?

1) объединять слова по смыслу;

2) правильно располагать слова и соединять, связывать друг с другом;

3) при этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами, добавлять предлог.

– А для чего в речи нам нужны распространенные предложения? (чтобы мысль была более точной, полной, понятной, чтобы тебя другие люди понимали)

– Надо ли уметь правильно строить предложения?

  1. Контроль и оценка знаний.

Учащиеся выполняют тест на тему «Предложение», размещенный на сайте класса в информационной среде. По мере выполнения теста детям сообщаются результаты по 10 бальной шкале.

  1. Самооценка.

– У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

  1. Домашнее задание:

Посмотрите в окно. Найдите глазами кого-нибудь или что-нибудь, о чем вам хотелось бы сказать (людей, птичку, кошку, собаку… или машину, облако…). Решите, что вы об этом скажете. Придумайте и запишите несколько предложений. Какие предложения для этого вы будете использовать, чтобы ваша мысль была понятна, более точно выражена?

Проверочная работа по теме Предложение, 2 класс. УМК Школа России

Русскйи язык, 2 класс, 1 триместр (УМК «Школа России»)

ФИ___________________________________

Дата___________________________________

Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»

Допиши:

Предложение – это слово или несколько слов, которые _________________________

________________________________________________________________________

Прочитай. Поставь нужный знак препинания.

Где живут пингвины (___)

Я стараюсь писать аккуратно (___)

Ах, какая осенью красота кругом (___)

3. Прочитай текст и определи границы предложений. Спиши текст.

Вышла река из берегов она залила весь наш луг  только кончики кустов были видны из воды____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составь из данных слов предложение. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

тропка, лесок, через, вела, узкая, сосновый

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составь предложение по вопросам.

какая? кто? что сделала? куда? (сорока, на забор, красивая, села)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составь нераспространённое предложение. Запиши его.

среди, летали, птички, ветвей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/218172-proverochnaja-rabota-po-teme-predlozhenie-2-k

Урок №2 – Русский язык для 3 класс.

В русском языке три вида второстепенных членов — определение, дополнение  и обстоятельство .

Определение, способы его выражения

Определение  — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные  определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе — и рода, т. е. связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются:

1) прилагательным:

Я надену белую рубашку.

2) местоименным прилагательным (кроме его, её, их
):

Дай мне твою руку.

3) порядковым числительным:

Принеси пятый том.

4)причастием:

На столе лежит нераспечатанное письмо.

Для этих частей речи согласование осуществляется в числе, падеже, роде (в ед. ч. ):

5) существительным; согласование в падеже и числе (если существительное-приложение изменяется по числам):

Чижа захлопнула злодейка западня  (И. А. Крылов).

Несогласованные  определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:

1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (в том числе несогласованным приложением):

Я люблю пьесы Чехова.

На ней была юбка в клетку.

Мы выписываем журнал «За рулём».

2) существительным в И. п. — несогласованным приложением:

Я побывал на озере Байкал.

3) притяжательным местоимением его, её, их :

Это его дом.

Не видно его дома.

4) неизменяемыми прилагательным:

Вес нетто этой коробки — пять килограммов.

5) наречием:

Нам подали яйца всмятку и кофе по-варшавски. .

6) глаголом в форме инфинитива:

У него было большое желание учиться.

Несогласованные определения могут быть также выражены словосочетанием, представляющим собой

1) фразеологически свободное словосочетание:

У него сыновья восьми и пятнадцати лет.

2) фразеологизм:

Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чём-то симпатичен.

Разновидностью определений являются приложения
 — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:

1) качество, свойство предмета:

На крыльце стояла старуха мать.

2) возраст, звание, род занятий человека:

Сегодня принимает врач Гудилин.

3) пояснение, более точное название:

А. С. Пушкин, великий русский поэт, положил начало современному языку.

В саду растёт шиповник — кустарник с крупными, похожими на розу цветами.

4) название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д.:

Я люблю роман «Евгений Онегин».

5) географические названия:

Мне хочется посмотреть на озеро Байкал.

Основная масса приложений является согласованными определениями, исключение составляют приложения-названия, заключённые в кавычки, некоторые географические названия и прозвища:

Я выписываю газету «Вечерняя Москва».

Я живу в городе Москва.

Сообщение историка было посвящено Всеволоду Большое Гнездо.

Дополнение, способы его выражения

Дополнение  —  второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:

1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:

Я читаю письмо и думаю о тебе.

2) любой частью речи в функции существительного:

Он посмотрел на вошедшего.

3) инфинитивом:

Все просили её спеть.

4) числительным:

Разделите десять на два.

5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.:

Я купил пять книг.

6) фразеологически связанным словосочетанием:

Я прошу тебя не вешать нос.

Дополнения поясняют

1) основное — глагол (примеры см. выше)

2) существительное со значением действия или деятеля:

Он руководитель кружка.

Он осуществляет руководство кружком.

3) прилагательное в краткой или — редко — в полной форме:

Я зол на друга.

4) сравнительную степень прилагательного или наречия:

Роза ароматнее других цветов.

Он прыгнул выше отца .

Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым
Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги ), прямое дополнение может выражаться:

1) формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях: Я не читал этих книг ;

2) формой Р. п. без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба ;

3) формой Р. п. при некоторых наречиях — сказуемых безличного предложения: Мне жаль потраченного времени.

Все остальные дополнения — косвенные .

Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств

Обстоятельство  — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

По значению  выделяются обстоятельства

1) образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом? ):

Мы пошли пешком.

2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? ):

Мы приехали вчера.

3) места (где? куда? откуда? ):

Я побежал вперёд.

4) причины (почему? ):

От усталости у меня кружится голова.

5) цели (зачем? ):

Я пришла мириться.

6) меры и степени (в какой мере, степени?
) — эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:

Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.

7) условия (при каком условии? ):

Без звонка туда идти нельзя.

8) уступки (несмотря на что? ):

Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

1) наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная):

Мы приехали утром.

2) деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами):

Он сидел, греясь на солнце.

3) именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно  и др. — сравнительными оборотами):

Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.

4) инфинитивом:

Я хочу пойти прогуляться

5) устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями:

Я потерял тетрадь два дня тому назад.

Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

           

              Практическая работа

1) Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями? Спишите предложение.

  • Весна.
  • Дует лёгкий ветер.
  • Лёгкий.
  • Тают снега.

2)  Найдите в предложении главные члены предложения                    

 Грачи вьют гнёзда.

– Запишите на какой вопрос отвечает слово “гнёзда” ? Что обозначает? Какой частью речи является?

3) Дополнение – второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”

Запишите предложения 

   

 Светит ласково солнце.

– Обозначьте орфограммы.

– Найдите в предложении главные члены предложения.

– На какой вопрос отвечает слово “ласково” ? Что обозначает? Какой частью речи является? 

4) Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?

– Подберите к слову весна имена прилагательные.

– Составьте и запишите свои  4-5 предложения о весне.

Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

5)  Подберите имена прилагательные к слову ветер. Запишите слово ветер. Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.

– Подберите однокоренные слова.

6) Ветер, ветерок, ветерочек, ветреная (погода), ветряная (мельница).

– Разберите слова по составу.

5) С чем связаны несогласованные определения? 

6) Что вы можете сказать о согласованных определениях?

Домашнее задание.

Русский язык 2 класс. Разбор предложений по членам. | Уроки по Русскому языку

Русский язык 2 класс. Разбор предложений по членам.