Что такое погода окр мир 2 класс – Презентация к уроку 7 по теме “Что такое погода”

Что такое погода | okrmir1234

Что такое погода

1. С помощью учебника допиши определение.

Погода — это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра

2. Какими словами можно охарактеризовать погоду? Муравей Вопросик предложил для этого целый список слов. Подчеркни те слова, которые действительно подходят для характеристики погоды.
Объясни (устно), к каким составным частям погоды относится каждое из выбранных тобою слов.

  • Температура воздуха: холодная, теплая, жаркая;
  • Облачность:облачная, пасмурная;
  • Осадки: сухая, сырая, дождливая;
  • Ветер: ветреная, безветренная.

3. И снова Попугай приготовил для тебя загадки. Отгадай их и впиши в клеточки названия явлений погоды.
Вырежи картинки из Приложения и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей картинки. Отметь (закрась кружок) те явления погоды, которые тебе приходилось наблюдать.

4. Составьте и запишите общий план рассказа о погодных явлениях.

1) Что называют погодными явлениями.
2) Какие бывают погодные явления.
3) Какие погодные явления я наблюдал сам.
4) Как я отношусь к тем или иным погодным явлениям.

Погодные явления

Все изменения. происходящие с погодой, называются погодными явлениями.

Например к погодным явлениям относится снег, дождь, гроза, иней, туман, похолодание, потепление, облачность, пасмурность, метель, град, сильный ветер и т.д.

Практически все эти погодные явления я видел собственными глазами и ощущал их последствия. Например я ни раз попадал под дождь, гулял в снегопад, видел грозу, слышал гром, спасался от сильного ветра и любовался деревьями, покрытыми белым инеем.

Я не могу сказать, что все погодные явления нравятся мне. Я не люблю град и метель, а люблю ясную теплую и безветренную погоду.

5. Из текста «Как предсказывают погоду» (с. 34 учебника) выпиши слова, характеризующие научные наблюдения за погодой. Раскрой (устно) значение каждого из этих слов.

  • метеорология — наука о погоде
  • метеостанция — специально оборудованное здание, в котором ученые ведут наблюдения за погодой
  • метеоспутники — космические спутники, предназначенные для наблюдениями за погодой
  • метеорологические самолёты  — самолёты, предназначенные для наблюдениями за погодой
  • метеорологические корабли — корабли, предназначенные для наблюдениями за погодой
  • научные предсказания — прогноз погоды на некоторое время вперед (на день, на неделю, на месяц).

6. Постарайтесь проверить собственными наблюдениями народные приметы. Если примета подтвердится, закрась кружок синим карандашом, если нет — красным.

По своему желанию вы можете найти в дополнительной литературе, Интернете другие приметы на погоду. Запишите 2—3 из них и тоже постарайтесь проверить.

Апрель с водой — май с травой.
Вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя — дождливую погоду.
Летом на небе много звезд — к ясной погоде.
Если роса не ляжет на луга, ожидай дождя.
Воробьи купаются в пыли или песке — быть дождю.

okrmir1234.ru

Что такое погода?. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

Тема: Природа

Урок: Что такое погода?

Собираясь утром в школу, вы слышите от родителей – «Сегодня плохая погода». Что же это значит?

Выберите слова, которые, по-вашему мнению, характеризуют плохую погоду:

1. Большая

2. Теплая

3. Сырая

4. Солнечная

5. Сухая

6. Холодная

7. Узкая

8. Дождливая

9. Ветреная

10. Жаркая

 

Плохую погоду мы характеризуем так:

1. Сырая

2. Холодная

3. Дождливая

4. Ветреная

Так что же такое погода? В словаре Ожегова можно прочитать – «Погода – это состояние атмосферы в данном месте и в данное время». А что же такое атмосфера, спросите вы. Атмосфера – это воздушная оболочка, которой окружена наша планета Земля.

Солнечные лучи нагревают эту оболочку, а от воздействия солнечных лучей зависит температура воздуха в данном месте и в данное время. Сообщить о температуре можно разными способами:

Рис. 1. Температура +5˚С

 

+5˚С – плюс пять градусов или пять градусов тепла.

Рис. 2. Температура -6˚С

 

-6˚С – минус шесть градусов или шесть градусов мороза.

Рис. 3. Температура 0˚С

 

0˚С – ноль градусов.

Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года:

Рис. 4. Времена года

Подумайте, какая средняя температура в каждом сезоне. Подумайте, почему времен года 4, а подсказки только 3.

Летом температура положительная, зимой – отрицательная, осенью и весной температура положительная, но ниже, чем летом.

Посмотрите, у вас так получилось?

Рис. 5. Средняя температура воздуха

От чего еще зависит погода? Воздушная оболочка земли давит на поверхность планеты. Это давление называется атмосферным. Атмосферное давление постоянно меняется. Из-за разницы давления образуется ветер. Поток воздуха стремится от высокого давления к низкому. Чем больше разница давления, тем сильнее ветер.

Рассмотрите условные обозначения ветра:

Рис. 6. Условные обозначения ветра

Солнце нагревает землю, вода под воздействием тепла испаряется. В атмосферу попадает большое количество влаги, которая охлаждается в верхних слоях атмосферы, образуя капельки воды. Они в свою очередь собираются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и тогда идет дождь. Так образуются осадки.

В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, града, тумана, росы и инея.

Посмотрите, как осадки обозначаются условными знаками:

Рис. 7. Условные обозначения осадков

Еще погода зависит от состояния неба. Наличие на небе облаков или туч называется облачностью. Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность земли.

Посмотрите, как облачность обозначается условными знаками:

Рис. 8. Условные обозначения облачности

Итак, облачность, дождь, ветер – это основные явления погоды. Давайте попробуем по условным знакам определить, в какое время года бывает та или иная погода.

Рис. 9. Задание

 

1. Переменная облачность, температура +20 градусов, град, сильный ветер. Это бывает летом.

2. Пасмурно, +2 градуса, дождь, слабый ветер. Такая погода бывает осенью.

 

Народные приметы могут помочь предсказать погоду:

Ласточки летают низко – это к дождю. Солнце садится за облака – это тоже к дождю. Ясная луна зимой – к морозу. Если днем соцветия одуванчиков закрылись – жди дождя.

 

За погодой постоянно наблюдают ученые. Они составляют прогнозы, то есть предсказания, погоды на завтра, на неделю или даже месяц вперед. Наука о погоде называется метеорология (от гр. «метеорос» – атмосферные и небесные явления).

На земле существует много метеорологических станций, где ведутся наблюдения за погодой. В космосе работают специальные метеобуи. Есть также специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и по ним составляют прогнозы погоды.

Итак, сегодня мы с вами узнали, что погода – это сочетание облачности, ветра, температуры и осадков.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Pogodoved.ru (Источник).
  2. Genon.ru (Источник). 
  3. Xvatit.com (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 20-23, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 12 упр. 1, 2 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Выгляни за окно и опиши погоду. Попробуй записать ее условными знаками.

 

interneturok.ru

Конспект урока по окружающему миру “Что такое погода” (2 класс)

Урок окружающего мира по теме

«Что такое погода»

(«Школа России», 2 класс)

Цели урока:

1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.

2. Создать условия для развития УУД.

– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • знать что такое погода;

  • знать, из чего складывается погода;

  • знать, как предсказывают погоду;

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

– Метапредметные:

  • уметь получать информацию из практической деятельности;

  • быть толерантным к мнению одноклассников;

  • уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: изображение госпожи Погоды, презентация, опорная схема «Из чего складывается погода», схема «Круговорот воды в природе», модель термометра, вопросы в конверте от госпожи Погоды, бланки для ответов на кроссворд (для работы в паре и демонстрационный), карточки для рефлексии.

Используемые ресурсы: учебник «Окружающий мир», 2 класс. А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2012; интернет.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин) 

  2. Проверка домашнего задания (7 мин)

  3. Оповещение темы и целей урока (1 мин)

  4. Новый материал (19 мин)

  5. Физкультминутка (3 мин)

  6. Закрепление (9 мин)

  7. Итог урока (4 мин)

  8. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент 

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

– Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем урок окружающего мира.

  1. Проверка домашнего задания

  • Давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлых уроках. (Явления природы и учились измерять температуру с помощью термометра.)

  • Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Расскажите мне и классу, какие сезонные явления происходят в природе. (опрос двух учеников)

  • А теперь … расскажет нам, что такое термометр и как им пользоваться. (показ модели термометра)

  1. Оповещение темы и целей урока

– Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья – госпожа Погода. (изображение госпожи Погоды) Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы, которые она мне передала, давайте попробуем ответить на них. (вопросы в конверте)

IV. Новый материал

– Что означает моё имя? (Состояние атмосферы в данный момент.) Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка – атмосфера. Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково. Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.

– Какой я могу быть? (Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.)

–  Какие атмосферные явления вы знаете? (Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег.)

– Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?

– Будет ли зависеть мое состояние от температуры? (Будет.) На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки. (схема круговорота воды в природе)

– Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?

– Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. Что это? (Ветер.)

– Что такое ветер? (Движение воздуха.)

–  Какими словами можно выразить силу ветра? (Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган.)

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы госпожи Погоды. Она очень довольна вашими знаниями. А хотите ли вы узнать, как предсказывают погоду?

Прогноз погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Самые обыкновенные и частые явления природы это облака, солнце, дождь и просто хорошая погода, гораздо реже природные явления образуют стихию. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара. Гигрометр – прибор для измерения влажности воздуха. Классический гигрометр основан на взаимодействии с обычного волоса с окружающей средой. В зависимости от влажности длина волоса меняется, он растягивается или сжимается, позволяя измерять влажность воздуха от 30% до 100%. Электронные гигрометры более удобные в быту, но значительно менее точные в измерениях. Барометр – прибор для измерения атмосферного давления. Существуют жидкостные барометры, основанные на свойствах изменения ртутного столба (часто используются на метеостанциях для более точного измерения атмосферного давления). В быту получили распространение механические барометры, принцип измерения которого лежит в небольшой гофрированной коробочке из тонких металлических стенок, в которой создается разрежение за счет действия атмосферного давления. Затем передаточная система действует на стрелку, которая двигается по шкале погоды. Анемометр – прибор для измерения силы и скорости ветра. Прибор внешне напоминающий флюгер состоит из двух чашечек, которые толкает ветер, приводя во вращение. От скорости вращения, замеренное от числа оборотов за определенные промежутки времени рассчитывается скорость ветра. Облакомер – прибор для определения высоты нижней границы облаков. Современные прибор состоит из направленного лазерного, либо другого источника когерентного света, направленного вертикально вверх, который измеряет расстояние до нижней границы облаков. Термограф – регистратор изменения температуры воздуха и воды. Прибор, задача которого непрерывно регистрировать и записывать температуру воздуха, воды, влажность и другие метеорологические параметры. Самый частый вид термографа имеет изогнутую биметаллическую пластину, которая изгибается при изменении температуры. перемещение части пластинки соединяется со стрелкой, которая чертит кривую на разграфленной ленте. Флюгер – прибор для измерения направления ветра. Верхняя часть прибора имеет металлический, деревянные или пластиковый флажок, который поворачивается от действия на него ветра. По изменению угла поворота измеряется направление ветра. МетеоЗонд – устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров. Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе. МетеоСпутник – устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на метеорологической карте. (презентация)

– Видите, как много приборов для наблюдения за погодой. Но они были не всегда. Когда их еще не изобрели и в древности люди предсказывали погоду по приметам. Вот некоторые из них: Летят журавли молча, низко и быстро – к плохой погоде. Если ласточки летают высоко, быть хорошей погоде, если низко – к дождю. Радуга видна после дождя но скоро пропадает – будет хорошая погода, если держится долго – к ненастью. Летом на небе много звезд – к ясной погоде. Усиление ветра к вечеру – к ухудшению погоды. Если в это время направление его меняется против движения часовой стрелки, будут продолжительные осадки. У папоротника перед хорошей погодой листья закручиваются вниз, а перед ненастной – раскручиваются. Собака роет землю – быть дождю, катается по земле – к ненастью, лежит, свернувшись в клубок, – ожидай холод, а лежит вытянувшись – к теплу. – и другие.

– … подготовил доклад про приметы и сейчас нам его расскажет.

Итак, как вы думаете, из чего складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) (опорная схема)

V. Физкультминутка

– У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

VI. Закрепление

– Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового, и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.

  1. Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки.

(Снег)

  1. Как зовут нашу гостью?

(Погода

  1. Движение воздуха – это..?

(Ветер)

  1. Как можно по-другому назвать сильный ветер?

(Ураган)

  1. Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос?

(Мороз)

  1. Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой.

(Туман)

  1. С помощью чего измеряется температура воздуха?

(Термометр)

  1. Град она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе динамит.

(Гроза)

  1. Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор.

(Дождь)

VII. Итог урока

– Давайте подведем итог: из чего же складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) Как предсказывают погоду в современности? А в древности?

– Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: ” Я знаю …”, “Я смог …”, ” Я запомнил…”.

– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и за это госпожа Погода говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. За урок получают оценки … . Всем спасибо, урок окончен.

VIII. Домашнее задание: с. 32-35, найти приметы о погоде.

infourok.ru

Что такое погода – Ответы Плешаков 2 класс 1 часть

1. С помощью учебника допиши определение.

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.



2. Какими словами можно можно охарактеризовать погоду? Муравей Вопросик предложил для этого целый список слов. Подчеркни те слова, которые действительно подходят для характеристики погоды.

Большая, маленькая, холодная, теплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая, дождливая, короткая, длинная, круглая, квадратная, ветреная, безветренная, облачная, пасмурная.

Объясни (устно), к каким составным частям погоды относятся каждое из выбранных тобою слов.


3. И снова Попугай приготовил для тебя загадки. Отгадай их и впиши впиши в клеточки названия явлений природы.

Вырежи картинки из Приложения и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей картинки.

Отметь (закрась кружок) те явления погоды, которые тебе приходилось наблюдать.



4. Составьте и запишите общий план рассказа о погодных явлениях.

Температура

Облачность

Осадки

Ветер


5. Из текста «Как предсказывают погоду» (с. 34 учебника) впиши слова, характеризующие научные наблюдения за погодой. Раскрой (устно) значение каждого из этих слов.

Метеорология

Метеорологические самолеты спутники


6. Постарайтесь проверить собственными наблюдениями народные приметы. Если примета подтвердится, закрой кружок синим карандашом, если нет – красным.

По своему желанию вы можете найти в дополнительной литературе, Интернете другие приметы про погоду. Запишите 2 – 3 из них и тоже постарайтесь проверить.

Если с утра туман, то днем будет ясно.

Кувыркающиеся в пыли воробьи предвещают дождь.


okrumir.ru

Методическая разработка (2 класс) на тему: Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс Что такое погода?

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

 Организационный момент

(самоопределение деятельности)

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Поверка готовности.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок

  • Дети, будем работать активно, творчески с интересом?
  • Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
  • Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
  • Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидают интересные задания, небольшое открытие, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Приветствуют учителя, проверяют своё рабочее место и наличие принадлежностей.

Определяют своё настроение.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся, полная готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Наблюдения учителя.

Групповая работа

Предлагает выбрать карточки определенной геометрической формы (квадрат, треугольник, круг)

Делятся на группы (в соответствии с выбранными карточками), приветствуют друг друга в группах.

Разрабатывают критерии учебной деятельности; распределяют роли и выполняют инструкции, участвуют в диалоге.

Наблюдение и оценивание активности работы.

Проводит инструктаж в группе

В группах: распределяют роли (выбирают командира группы, ответственного за записи ответов), проговаривают правила работы в группе::

  • Будь вежлив.
  • Умей выслушать мнение каждого.
  • Придя к общему мнению, выбери представителя для ответа у доски.

2

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания;

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

Индивидуальная работа

Раздает листочки с тестом.

Приложение 1.

Тест по пройденному материалу.

1. Чем измеряют температуру?

а) барометром;     в) термометром;       б) линейкой;     г) градусником.

2. От какой точки на термометре ведут отсчет температуры воздуха?

а) от самого нижнего деления;.   б) от нулевой отметки;    в) от самого верхнего деления.

3. При какой температуре теплее всего? Холоднее всего?

а) +10°                 б) -20°                           в) 0°

4. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Самое   заметное   изменение  в   неживой   природе   – это ____________________________. Небо часто закрыто ________________. Идет ______________________.   Вода в реках, прудах, озерах становится _____________________________.  Почва стала _______________________. Над водоемами часто бывают ____________________.

(Слова для справок: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь, холоднее.)

5.Подчеркни в списке явления природы:

ЛЁД,ТАЯНИЕ ЛЬДА, ЯБЛОНЯ, ЦВЕТЕНИЕ ЯБЛОНИ, СКВОРЕЦ, ПРИЛЁТ СКВОРЦОВ.

Выполняют тест, взаимопроверка и оценивание работ по критериям, предложенным учителем; обсуждение результата работы, работа над ошибками.

Проверка знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении

Тестирование

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.

Беседа

Беседа по теме
«Что такое окружающий мир?».

– Что удивительного и интересного окружает нас? – Всё ли мы можем объяснить? Хватит ли нам знаний?

– Что мы должны делать для того, чтобы получить знания? С каких слов мы начинаем задавать вопросы?

– А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте узнаем, кто это?

Приложение №2.

ЗАГАДКИ

Её мудрость не забудешь:        

«Тише ходишь – дальше будешь».

«Костяна» её рубаха,

Ползёт без страха … (черепаха).

Не найдешь у нас пилы,         

Не рубили мы стволы,        

Не стучали топором,         

А под елью вырос дом.   (Муравьи.)

Отвечают

на вопросы учителя:

1.Всё, что окружает нас удивительно и интересно (приводят примеры).

2.Мы ещё не всё можем объяснить.

3.В этом трудном деле нам помогут Мудрая  Черепаха и Муравьишка.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

4

Постановка учебной задачи.  

Определить тему урока.

Определить границы знания и незнания учащихся.

Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.

Слайд 2.

Сегодня был очень сильный ветер. Он разбросал буквы слова. Помогите их собрать. – Что получилось?

– Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд 3.

Подводит к постановке цели урока с помощью вопросов:

– Какие времена года вы знаете?

-Как вы думаете, одинакова ли погода в разные времена? От чего она зависит?

– Какими словами нельзя охарактеризовать погоду?

Слайд  4.

Слайд 5. 

–  Как мы можем охарактеризовать плохую погоду?

– Зачем знать, какая сегодня погода?

Восстанавливают из букв слово:

ПОГОДА

Высказывают предположения относительно темы урока: Что такое погода?

Отвечают на вопросы учителя:

Называют времена года: зима, весна, лето осень.

Высказывают своё мнение о погоде в разные времена года и отчего она зависит.

Погоду нельзя охарактеризовать словами: маленькая, узкая, широкая, короткая.

Слайд 5.

Вывод: погода бывает дождливая, солнечная, холодная, ветреная, тёплая, сухая, сырая.

Плохую погоду можно охарактеризовать словами:

сырая, холодная, дождливая, ветреная.

Предлагают свои варианты ответов.

Формулировка целей урока вместе с учащимися; понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала

Оценивание ответов. Подводит итог.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

Устный опрос.

5

Целеполагание.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Планировать учебную деятельность в  соответствии с поставленной целью.

Выдвижение идей.

Подводит к постановке цели урока.

Предлагает сформулировать действия, необходимые для достижения цели.

Записывает на доске ответы учащихся.

Предлагает определить порядок предъявленной найденной информации в тексте учебника на с.32.

Предлагает разработать критерии выступления от групп.

Предлагает разные варианты цели, и самостоятельно определяют шаги и их последовательность для ее достижения.

Определяют и формулируют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Разрабатывают критерии оценивания.

Наблюдения учителя.

Фиксация результатов.

6

Открытие нового знания

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели определенному выводу.  

Извлекать и представлять информацию в виде текста.

Осознанно строить речевые высказывания по прочитанному материалу.

Групповая работа.

Поисковая деятельность.

Предлагает воспользоваться карточками на столах и материалом учебника

 на с.33 для дальнейшей работы в группах.

1.Что такое погода?

2. Что такое температура? Как её записывают?

3.Что такое облачность и осадки?

Находят объяснение

Заполняют карточку с вопросами:

Составляют рассказ.

Карточка №1

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способов действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка работы группы и выступающих.

7

Закрепление новых знаний и способ действий

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действия;

Обеспечить в ходе закрепления материла повышенного уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания.

Презентация, обсуждение

Предлагает сверить определения данные словам  «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «метеорология».

Дополняет сведения, предложенные учащимися.

Ориентируются в карточке.  Проявляют интерес к новому учебному материалу.

Называют определения  словам: «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «метеорология».

Предлагают и принимают варианты условных обозначений ветра, осадков, облачность.

Каждая группа оценивает свои выступления и выступления своих групп

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся.

Фронтальная.

Устная оценка ответов. Подведение  итога.

.

Слайд 6.

– Что такое температура воздуха? (Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку Земли, которая называется атмосфера, а от воздействия солнечных лучей зависит температура воздух в данном месте, в данное время.)

Отвечают на вопросы: температура – это ощущение холода или тепла.

Сверяют свои ответы с образцом.

Слайд 6.

Привлечение класса к дополнению и корректировки ответов.

Индивидуальная работа.

Практическая деятельность.

Выполняют  задания по карточке №3.

– Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года.

Записывают температуру каждого времени года

– Подумайте, какая средняя температура в каждом сезоне.

-Подумайте, почему времен года 4, а подсказок только 3?

Работают самостоятельно по карточке, заполняют пустые ячейки.

Делают вывод: летом температура положительная, зимой – отрицательная, осенью и весной положительная, но ниже, чем летом.

Слайд 7.

– Что такое осадки?

– Как они образуются?

– Какие осадки вы знаете?

Осадки – это дождь, град, снег.

Солнце нагревает землю, вода под воздействием тепла.

В атмосферу попадает большое количество влаги, которая охлаждается и образует капельки воды. Они в свою очередь собираются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и тогда идет дождь.

В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, тумана, росы и инея.

Беседа, опрос.

Демонстрирует слайд.

– Что такое ветер?

(Воздушная оболочка земли давит на поверхность планеты. Это давление называют атмосферным, оно постоянно меняется. Из-за разницы давления образуется ветер. Поток воздуха стремиться от высоко давления к низкому. Чем больше разница, тем сильнее ветер.)

– Какие явления погоды, связанных с ветром вы знаете?

Слайд 8.

Сильные и опасные ветры –

ураган, тайфун, смерч.

Тихие ветры – бриз, муссон.

Ветер – это потоки воздуха.

Приводят примеры  других явление погоды.

Ураган, тайфун, смерч, бриз, муссон.

– Что такое облачность?

Слайд 9.

(Погода зависит от состояния неба. Наличие на небе облаков или туч называется облачностью. Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность земли.)

Сообщают результаты работы в группе.

– Что такое погода?

Слайд 10.

Слайд 11.

– Как называется наука о погоде? А людей, которые предсказывают погоду?

Отвечают на вопросы.

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Метеорология.

Метеорологами.

Физминутка

Предлагает текст стихотворения.

Приложение №3.

Дети выполняют упражнения по тексту.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Наблюдения за действиями учащихся.

.

8

Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их  в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формировании у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Практическая деятельность.

Групповая работа

Предлагает продолжить работу в группах с карточкой № 2. 

По предложенной картинке и плану рассказать о погоде.

Составляют по  картинке рассказ, используя план для ответа.

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

Чтение материала в учебнике с.34.

Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужны прогнозы погоды.

Пробуют ответить на вопрос.

Беседа, обсуждение

Рассказ о народных и научных предсказаниях погоды.

Слушают учителя, запоминают информацию. Определяют границы между знанием и незнанием

9

Обобщение и систематизация знаний.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить усвоение учащимися метапредметных и межпредметных знаний;  обеспечить формирование обобщенных понятий

Фронтальная работа.

Слайд 12.

Предлагает  разгадать кроссворд. Приложение №4.

Вопросы:

  1. Наука о погоде.
  2. Снег, дождь, град – это ….
  3. Её узнать поможет нам термометр.
  4. Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила.

  1. Небо чистое, солнечно. Мы говорим: ….
  2. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют …
  3. От количества облаков на небе зависит …

8.Небо чистое, солнечно. Мы говорим: ….

Читают вопросы к кроссворду.

Отвечают на вопросы.

Проверяют правильность выполненного задания  с использованием слайдов.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; выявление учащимися внутрипредмет ных и межпредметных связей.

Разгадывание кроссворда

10

Подведение итогов занятия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Приложение №5.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие приметы на погоду вы знаете?

Соотносят деятельность группы с разработанными ранее критериями  и планом работы

Определяют задачу на следующий урок.

Делают выводы о результатах своей работы в соответствии с поставленной целью и задачами. Определяют дальнейшее действие по решению учебной задачи

Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

Оценивание правильности решения задачи.

Наблюдение за высказываниями учащихся.

11

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание. Выгляни в окно и опиши погоду. Попробуй записать ее условными знаками.

В  р.т. на с.15, задание 2. отгадай загадки.

С.33-35 читать.

Ответь на вопрос: Как животные   и растения предсказывают  погоду.

Запоминают домашнее задание.

Задают вопросы.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем

Контролирует деятельность учащихся.

12

Рефлексия деятельности

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Обеспечить усвоение учащимися саморегуляции и сотрудничества

Предлагает группам заполнить оценочные листы.

Проговаривает с учащимися результаты по ранее составленному плану.

Слайд 13.

Я узнал…

Было интересно…

Я доволен своей работой на уроке….

Показывают карточку с настроением.

Приложение 6.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

Здравствуйте ребята! Садитесь пожалуйста. Меня зовут Виктория Дмитриевна (имя на доске) и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствуют.

Личностные:

Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.

Актуализация знаний

Сегодня помогать вам открывать новые знания будет пчёлка Майя. Наша задача помочь ей добраться до своего улья, выполняя все предлагаемые задания.

И прежде чем пустить вас в страну знаний, Майя решила устроить вам проверку.

Сейчас вам нужно как можно быстрее ответить на все вопросы, которые приготовила для вас Майя.

  1. Что называют явлениями природы?
  2. Приведите примеры явлений природы.
  3. Что такое термометр?
  4. Какие термометры вы знаете?
  5. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой…
  6. Покажите на модели термометра температуру +15 градусов, 0 градусов, 5 градусов ниже нуля, 25 градусов тепла, -14 градусов, 30 градусов выше нуля, 40 градусов мороза.

Молодцы ребята! Теперь вы можете отправиться в страну знаний с нашей гостьей!

1.Все изменения, происходящие в природе.

2. Солнце восходит по утрам и заходит по вечерам; вода на морозе замерзает и превращается в лёд; растения растут, тянутся к свету; птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются.

3. Прибор для измерения температуры

4. Медицинский, уличный, комнатный.

5. 0

6. (показывают)

Познавательные:

Умение правильно отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.

Определение темы.

Целеполагание.

Ребята, а сейчас отгадайте о чём идет речь в загадке, и вы узнаете какая же тема нашего сегодняшнего урока.

Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная.        

-Догадались? Ну, конечно, это… (открывается слово «ПОГОДА» на доске)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Правильно, мы будем говорить о погоде. А тема нашего урока «Что такое погода?» (вывешивается на доску)

– Какие цели мы поставим перед собой?

Итак, мы поставили перед собой цели. Давайте  искать их решение вместе.

Погода

О погоде

Узнаем, из чего складывается погода. Научимся обозначать явления погоды условными знаками.

Личностные:

Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.

Открытие новых знаний

Работа со схемой

1 СЛАЙД

2 СЛАЙД

3 СЛАЙД

4 СЛАЙД

5 СЛАЙД

Сегодня вы шли в школу.          

     – Какой показалась вам погода?

 

В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.

– Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?

-Взяли ли с собой зонт? Почему?

-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?

-Так что же такое погода?

-От чего будет зависеть погода?

А верны ли ваши предположения, давайте спросим у Майи.

Во-первых, погода зависит от температуры воздуха.

-Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами.

+10 С0

-7 С0

– 15 С0

+24 С0

(Вызываю 2 человека к доске, для объяснения записи температуры, изображённой на карточках)

Карточки:

+6 С0

-19 С0

-Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

(Передвигаю пчёлку на этап дальше)

-От чего ещё зависит погода?

А это мы узнаем, отгадая загадку…

Летит- не птица, воет- не зверь.

-Что же такое ветер?

-Какие ветры бывают?

Определите по картинкам какой изображен ветер.

(Передвигаю пчёлку на этап дальше)

(Хорошая – плохая, ветреная – безветренная, солнечная – пасмурная)

Тёплую/лёгкую

Потому что на улице холодно/тепло

Да/нет

Идёт дождь/нет дождя

Посмотрели в окно

Температура воздуха (холодно, тепло или жарко)

Облачность (скопление облаков)

Осадки (дождь, снег, град)

Ветер (перемещение воздушных масс)

С0

+10 градусов,

10 градусов выше нуля

10 градусов тепла.

-7 градусов,

7 градусов ниже нуля,

7 градусов мороза.

-15 градусов,

15 градусов ниже нуля,

15 градусов мороза.

+24 градуса,

24 градуса ниже нуля,

24 градуса тепла.

Погода будет зависеть от температуры воздуха.

Ветер

Ветер – это движение воздуха

Слабые и сильные

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

Физ.минутка.

А теперь немножко отдохнём

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре – руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.)

Открытие новых знаний.

6 СЛАЙД

У.стр.33

7 СЛАЙД

8 СЛАЙД

9 СЛАЙД

10 СЛАЙД

11 СЛАЙД

-От чего ещё будет зависеть погода?

-А что такое облачность?

Вот какая бывает облачность, вы прочитаете сами по учебнику на странице 33, второй абзац.

-Какая бывает облачность?

(Вызваю 1 человека к доске, даю наглядный материал (солнце, тучи), прошу показать разную облачность: твоя задача собрать из предложенных картинок, предлагаемую Майей облачность)                      (Передвигаю пчёлку на этап дальше)

Но это не всё, что определяет погоду. А что бы выяснить, что ещё определяет погоду нам нужно решить рубес.

Правильно! Осадки.

-Какие бывают осадки?

А вот какие осадки вам предлагает Майя. Посмотрите на картинки и скажите какие виды осадков вы наблюдаете?

(Передвигаю пчёлку на этап дальше)

Как вы думаете, как образуются осадки?

А теперь, ребята, какой вывод мы можем сделать из получившейся у нас схемы?

От облачности

Облачность – скопление облаков

  1. Ясно
  2. Переменная облачность
  3. Пасмурно

Осадки

Дождь, снег, град, туман

При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки.

Сочетание температуры воздуха, облочности, осадков, ветра – это и есть погода.

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

Закрепление

Раб.тетр.стр.12, зад.№1

12 СЛАЙД

13 СЛАЙД

14 СЛАЙД

15 СЛАЙД

Давайте поработаем с рабочей тетрадью. Открываем страницу 12, задание 1.

 (Передвигаю пчёлку на этап дальше)

А теперь, Пчёлка Майа предлагает вам такое задание: выбирете слова на слайде, которыми можно охарактеризовать погоду:

Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая дождливая, короткая, солнечная, ветреная. (Передвигаю пчёлку на этап дальше)

Обратите внимание на доску. Пчёлка предлагает вам новый термин «метеорология» 

Кто знает, что это такое?

Вот какое определение даёт вам Майа:

Метеорология – наука о погоде.

А как вы думаете, для чего нужна метеорология?

Как называют людей, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет? (вывешивается термин на доску)

Как вы думаете, какая еще существует наука, предсказывающая погоду?

Да, так же существует такая наука о погоде, как синоптика. Как вы думаете, как называют людей, которые определяют будущее состояние погоды в таком разделе метеорологии, как синоптика? (вывешивается термин на доску)

-Подумайте и расскажите, для чего нужны прогнозы погоды?

А вы знаете, что не только метеостанции и учёные нам помогают предугадать погоду, но и сама природа.

По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

Существуют народные приметы, которые тоже иногда помогают предсказать погоду. Какие примеры вы можете привести?

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

Холодная, тёплая, жаркая, сухая, сырая, дождливая, солнечная, ветреная.

Наука о погоде

Она нужна, чтоб составлять прогнозы погоды

Метеорологи

Для того, чтобы знать какая будет погода

Синоптика

Синоптики

Например:                          Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде                                  Ласточки низко летают – к дождю                                          Если солнце садится в облака – жди дождя                                Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь                                   Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.

Познавательные:

умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину

Итог урока

-Итак, что же такое погода?

-Как называется наука о погоде?

-Как называют людей, предсказывающих погоду?

-Что помогает предсказывать погоду?

-Удалось ли нам найти решения, поставленных нами задач?

-Какими способами мы их решали?

Посмотрите ребята, наш Пчёлка добралась до улья, но сделала она это благодаря вашей помощи. Спасибо, Вам!

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

Метеорология

Метеорологи, синоптики

Народные приметы

Личностные:

Умение делать итог.

Рефлексия

-Возникли ли у вас трудности?

-Что было для вас легко, что сложно?

-Как мы можем использовать полученные знания?

Личностные:

Умение оценивать свою работу.

Домашнее задание

Учебник стр.32-35

Раб. тетрадь стр.24-25, № 2,3,5.

nsportal.ru

Открытый урок окружающего мира 2 класс “Что такое погода?”

Окружающий мир 2 класс

Тема урока: Что такое погода?

Новые знания:

– Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Проблема:

– Что такое погода? Из каких явлений состоит погода?

Урок-исследования

Цели урока: 

1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.

2. Создать условия для развития УУД

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

— Познавательные УУД: — организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Оборудование: проектор для воспроизведения презентации, сигнал обратной связи (светофорик), карточки для опроса.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

I Организация начала урока.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Начинаем наш урок

-Дети, будем работать активно, творчески с интересом?

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

– Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидают интересные задания, небольшое открытие, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

– А ещё у нас на уроке сегодня гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать.

II

Актуализация знаний.

1. Беседа о сезонных явлениях природы.

– Рассмотрите рисунки на слайде. Что на них изображено? (Времена года или сезоны)

– Какое время года соответствует сегодняшнему сезону? (Осень)

– С какими сезонными явлениями природы мы сталкиваемся осенью?

(Похолодало, дни становятся короче, мало солнышка, пожелтели листья, листопад, птицы улетают на юг…)

– Какие из этих явлений относятся к живой природе, а какие – к неживой?

– Молодцы.

2. Повторение знаний о термометре и температуре.

а) Беседа.

– А давайте с вами вспомним, каким образом можно измерить температуру воздуха, воды, человеческого тела? (Термометром)

– Что такое термометр?

(Прибор, измеряющий температуру)

б) Проверочная работа.

– У вас на столах лежат листочки с изображением термометра. Вспомните и подпишите названия его частей.

– А сейчас поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения работы по слайду.

– Встаньте ребята, справившиеся с заданием без ошибок.

Молодцы, давайте похлопаем.

А кто сделал ошибку?

– Вспомните, как правильно определять температуру по термометру? (Если столбик с окрашенной жидкостью, остановился ниже отметки 0, то это минусовая температура или холодно, а если выше – то, это тепло или плюсовая температура)

– А сейчас ребята, поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки, на которых нужно определить:

– Какая температура на термометрах? (+ 40 градусов, + 20 градусов)

– Мы всё повторили и можем продолжить наш урок.

Слайд 1

Слайд 5

Слайд

Самоконтроль.

Слайд 4.

Листочки с рисунком термометра.

Взаимопроверка.

Слайд 5

III.

Работа по теме урока.

  1. Постановка проблемы.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши

друзья и помощники.

– А кто это? Вы узнаете, отгадав загадки

ЗАГАДКИ

Её мудрость не забудешь:

«Тише ходишь – дальше будешь».

«Костяна» её рубаха,

Ползёт без страха … (черепаха).

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом. (Муравьи.)

(Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).

На доске картинка

– Муравьишка предлагает вам открыть учебник на стр. 28.

– Кого Вопросик увидел на рисунке? (Мальчика Серёжу)

– Вопросик предлагает узнать, чем занят сейчас Серёжа.

– Посмотрите на Серёжу, может ли он сразу отправиться на улицу? (Нет)

– Почему? (Он не знает, какая сегодня погода).

– А зачем Серёже необходимо знать, какая сегодня погода? (Чтобы правильно одеться…)

– Посмотрите на Вопросика. Он о чём-то задумался.… Поднимите руку те, кто знает, что такое погода? (Выслушать ответы детей)

– Значит, на какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

(Что такое погода? Из чего она состоит?)

2. Выдвижение гипотез задач урока.

– Как вы думаете ребята, что надо сделать, чтобы узнать какая на улице погода? (Выслушать ответы)

– Вот такие предположения выдвинули вы.

– А правы ли вы? Разобраться в этом вопросе вам и Мураьишке поможет учебник.

3. Поиск информации, доказывающей или опровергающей гипотезы.

2 абзац

– Итак, чтобы отправиться на улицу надо узнать температуру воздуха.

– Как вы можете узнать температуру воздуха? (Послушать телевизор, радио, выйти на балкон, посмотреть на термометр)

– Посмотри на наш термометр. Какую температуру он показывает?

( + 9 гарусов)

– Какой вывод можно сделать, на улице сейчас тепло или холодно? (Не очень тепло)

3 абзац

– Какой сделаем вывод?

– Значит, чтобы знать о погоде, необходимо посмотреть на небо и определить облачность.

– Посмотрите за окно, какая сегодня облачность?

4 абзац

– Нельзя всё рассказать о погоде, промолчав об осадках.

– Вспомните, какие осадки выпадают осенью? (Дожди, снег)

– А что вы знаете о дождях?

– На земле много океанов и морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду, Она с испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше – на много километров. А там, на высоте, всегда холодно. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, Из него образуются, крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз, а тёплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землёй вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.

Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не в силах больше удерживаться, и начинается дождь…

Прошёл дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе, Но выглянуло солнце, высушило воду, Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и вновь пролиться на землю благодатным дождём.

Физминутка

5 абзац

– Кто из вас может рассказать, как образуется ветер? (Ответы детей)

– Каким бывает ветер? (Сильный, слабый)

– А какой ветер сегодня? Как вы это определили? (По деревьям за окном)

3. Выводы.

– Итак, чтобы отправиться на улицу мы должны узнать, какие явления нас там встретят. Посмотрите на слайд, на что мы должны обратить внимание? (Ученики читают вслух)

– А как все эти явления назвать одним словом? (Погода)

– Посмотрите на картинку в учебнике, с какими ещё явлениями погоды мы можем столкнуться на улице. (Ответы детей)

– Когда они бывают?

– Муравьишке интересно, а листопад может повлиять на погоду? (Нет, листопад – это явление природы, а не погоды)

3. Подтверждение гипотезы.

– Итак, ребята, на какой вопрос вы с Муравьишкой искали ответ? (Что такое погода?)

– Какие гипотезы мы с вами выдвинули? (Дети читают текст слайда)

– А что узнали из учебника? (Дети читают текст слайда)

– Прочитайте об этом 6 абзац на стр. 29 учебника.

– И всё же, давайте послушаем, что нам расскажет Мудрая Черепаха.

– Верными ли оказались наши предположения? (Да)

Слайд 7

Слайд 9

Чтение текста учебника на с. 29

Слайд 10

(текст на слайде выступает постепенно)

Вызвать ученика.

Слайд 10

Слайд 10.

Выступление ученика.

Слайд 12.

Можно хором.

IV.

Закрепление

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

а) 1 задание

– На какой вопрос мы сегодня отвечали?

– Прочитайте 1 задание.

В предложении не хватает некоторых явлений погоды.

– Вспомните сами, посмотрите на сообщение Мудрой черепахи или в учебник и дополните предложение.

– А теперь поменяйтесь тетрадями.

– Поднимите зелёный сигнал, если ваш сосед справился с заданием.

б) 2 задание.

– Прочитайте 2 задание.

– Чтобы выполнить его, я предлагаю вам посоветоваться с соседом по парте и вместе выполнить это задание.

– Вы замечательно справились с заданием.

– Дома вы выполните 3 задание.

Рабочая тетрадь стр. 12.

(Помочь тем, кто ошибся)

Работа в парах.

Проверка:

Дом. задание.

V.

Дополнительные знания.

1. Беседа.

– Где чаще всего вы слышите о погоде? (По телевизору или радио во время передачи прогноза погоды)

– А вы никогда не задумывались, ребята, откуда ведущие передач знают о погоде у нас в стране и на всём земном шаре? (Наверно, им кто-то рассказывает)

2. Работа с учебником.

а)

– Верно! Испокон веков люди старались предсказать погоду. Существует целая наука о погоде. Давайте прочитаем об этом в учебнике.

– Так как называется наука, изучающая погоду?

– Рассмотрите рисунок в учебнике и на слайде.

– Что на нём изображено? (Ответы детей)

б)

– Прочитайте вопрос над рисунком. Зачем прогнозы погоды нужны и нам, и Серёже, и Муравьишке с Черепахой, и всем людям на Земле? (Выслушать ответы детей)

в)

– Я уверена, ребята, что у Муравьишки и Черепахи нет телевизора, нет радио, нет метеоспутников и метеостанций. Как им узнать о предстоящей погоде? (Они наблюдают за погодой)

– Верно, ребята, если внимательно наблюдать за природой и погодой, то можно заметить, что погода и природа связаны, так возникли приметы.

Давайте прочитаем о них в учебнике.

– Может вы тоже знаете приметы погоды? (Ответы детей)

– Вот вам ещё одно задание домой: поспрашивать у родителей, бабушек и дедушек о приметах.

Стр. 30

до рисунка.

Слайд 13

VI.

Итог

1. – На какой вопрос мы сегодня отвечали?

– Что же такое погода? Из каких явлений она состоит? (Ответы детей)

2. – Сейчас я предлагаю вам немного побыть ведущими передачи «Прогноз погоды», но рассказать о сегодняшней погоде, пользуясь знаниями, полученными сегодня на уроке.

-Чьё выступление вам понравилось больше? Почему?

– Теперь каждый урок, мы будем начинать с подробного описания погоды.

– Встаньте ребята, получившие оценки за урок.

– Прочитайте на слайде свою оценку за сегодняшний урок.

VII.

Домашнее задание.

Выучить правило на с.31.

Рассказывать о погоде, пользуясь правилом.

Выполнить задание 3 в рабочей тетради на стр. 12.

Спросить о народных приметах у своих родных, друзей и знакомых.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *