Конспект урока по ИЗО «Сказочный домик»
Цель урока: создание предметного изображения в цвете;– учить детей находить композиционное и цветовое решение сказочного домика;
– совершенствовать умение работы акварельными красками для получения оттенков цветов;
– воспитывать творческую активность, умение через рисунок показать свое отношение к герою;
– воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
Задачи:
1. Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию интересного материала.
2. Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить жилище героя с его характером
УУД:
Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные: формировать умение выполнять рисунок домика
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Метапредметные: адекватно воспринимать словесную оценку учителя.
Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.
Планируемые результаты: воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека.
Педагогическая технология: интегральная
Тип урока: интегрированный
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка
Оборудование для учителя: план конспект, аудиозапись, иллюстрации, набор карточек
Оборудование для учащихся: Акварельные краски, лист бумаги, клей,карандаш.
Ход урока:
1.Организационный момент. 2 мин
Ребята у нас сегодня необычный урок –у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, поздороваемся.
Напомните мне девиз нашего урока….
Мы умные, мы разумные
Мы сегодня трудимся,
Все у нас получится!!!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут и кисти, карандаш,
Ластик, краски, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час.
2. Актуализация знаний. 8 мин
Ребята, а вы любите сказки? ….
Каких героев сказок вы знаете?…
А все ли они одинаковые по характеру? НЕТ(положительные и отрицательные или добрые и злые). А как вы думаете у них есть свой дом?
Кто догадался какая тема урока у нас сегодня?
(Мы будем рисовать дома) Для кого? (Для сказочных героев).
Итак тема нашего урока: «Сказочный домик»
Как вы думаете дома сказочных героев по внешнему виду одинаковые или разные? (Разные).
Если в домике живет добрый герой то как будет выглядеть домик? (Светлый, красочный), а если хозяин домика злой….(домик темный, мрачный)
Кто может сформулировать цели урока?
-Нарисовать сказочный домик.
-Какие краски будем брать если дом доброго гнома?….
– Какие краски будем брать если дом злого гнома?….
-Мы это знаем?…….
ТЕМА: СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК,
ЦЕЛЬ: Закрепить умения находить композиционное и цветовое решение при рисовании сказочного домика;
3. Введение в тему урока 10 мин.
Для того чтобы познакомиться с этой темой поближе, к нам на урок сегодня пришёл еще один гость. Я сейчас прочитаю вам отрывок из русской народной сказки, а вы отгадаете, о чём идёт речь.
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На окошке стужён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
-Правильно, ребята. Это Колобок.
Вот он какой Колобок румяный бок. И сегодня на уроке мы с ним отправимся в путешествие по сказочному лесу.
Катится КОЛОБОК , катится и вдруг очутился на большой поляне.(Показ)
И видит он замок высокий, высокий стены черные, в окнах свет не горит вокруг деревья корявые да старые. И так нашему Колобку страшно почему то стало… Ребята, кто догадался? Чей замок увидел Колобок?
(Кощей Бессмертный, Ведьма)
-Правильно это сказочный злодей и дом у него такой же страшный и злобный.
Покатился наш Колобок подальше от этого места. Темный лес расступился и он выкатился на цветочный луг.(Показ)
И видит Колобок замок высокий, высокий, стены светлые, крыши красные вокруг, замка сады цветут. И так Колобку спокойно и тепло стало что даже петь захотелось….
-Давайте поможем Колобку. Кто же живет в этом замке?
(Принцесса, Принц)
-Правильно. По дому видно, что в нём живёт добрый хозяин. Успокоился Колобок и покатился дальше.
-Итак, катится Колобок, докатился он до опушки леса и вдруг видит: две избушки.(Показ)
Задумался Колобок кто же может жить в этих домиках?
Ребята, давайте Колобку поможем. Сейчас поработаем группами, вспоминаем правила работы в группах:
1.Будь доброжелательным к товарищам.
Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Не смейся над чужими ошибками.
(Мальчики –карточка с домиком на курьих ножках
девочки. – карточка с красивым домиком )
-Итак расскажите, кто же живет в 1-м домике
(Баба Яга злая, поэтому и дом у нее такой: страшный и необычный, на курьей ножке, тёмного цвета) МОЛОДЦЫ
-Кто живет в 2-м домике?
(Три поросенка или Крошечка Хаврошечка. Герои положительные и поэтому и дом такой светлый красивый.) МОЛОДЦЫ
Правильно ,молодцы вы справились и помогли Колобку.
4. Физкультминутка 1мин.
Все правильно сели, глубоко вздохнули выдохнули.
Устали наши глазки и закрылись,
Посмотрели на лево-темно, на право-темно,
Вниз, вверх, обсмотрели все вокруг никого нет.
Скучно стало глазкам. И открылись глазки.
Посмотрели на лево, на право, вверх, вниз, восьмеркой, кругом…
Весело, весело заморгали они .
И стали снова помогать нам рисовать
5. Творческая практическая деятельность учащихся. 15 мин.
– Колобок снова просит о помощи.
– Сегодня на уроке вам предстоит создать домики для разных героев которых вы выберете сами.
Сделать это нужно так, чтобы цвет, узор домика помогали понять, кто живет в нем.
(ВЫБИРАЮТ КАРТИНКИ)
Положите карточку перед собой и продумайте:
• форму;
• цвет;
• может быть, вы нарисуете сказочный замок со множеством фигурных башен, фонтанами или это замок на скале под самыми черными тучами или снежный дворец.
Этапы рисования:
Определить формат листа – вертикальный или горизонтальный
Лёгкими линиями наметить форму дома
Закрасить фон избушки, дома, замка
Расписать здание узорами
6. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
– Нас сегодня в сказку пригласил Колобок. Чей домик очень точно передает характер героя, который в нем живет? Какой домик самый сказочный, необычный? Как вы думаете в каком доме мог бы жить Колобок?
Все справились молодцы !
2. Обобщение по теме.
– Чем занимались сегодня на уроке? Удалось ли вам сделать работу? В чём испытал затруднение? Как бы ты оценил свою работу?
– Как бы вы оценили свое настроение после урока? (Оценочные листы –Палитра)
Оценки за урок.
Домашняя работа. Нарисовать Домик для Колобка.
Задание в Раб.тетради с.
Уборка рабочего места.
infourok.ru
Декоративное рисование
Тема урока: «Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях)»
Цель урока: изобразить растительный узор квадрате.
Задачи:
Образовательные: обучать умению рисовать узор в квадрате, используя осевые линии.
Коррекционно-развивающие: отрабатывать ритмичность повторных однородных движений (листочков), соблюдая заданное направление.
Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, усидчивость и настойчивость в работе.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, альбом, краски цветные карандаши.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
– На двери висит замок.
– Кто его открыть бы мог?
– Постучали, (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
– Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).
– Потянули (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью).
– И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
2. Вводная беседа.
-Учитель начинает урок с беседы о геометрических фигурах. Он просит учащихся вспомнить все знакомые геометрические фигуры. Останавливает свое внимание на квадрате. (Спрашиваем детей: Сколько углов? Что мы знаем о квадрате?)
– Какие узоры мы рисовали на занятиях? (Узор в полосе, узор в круге, узор в квадрате).
– Как называется повторяющийся узор, которым украшают предметы? (Орнамент).
– Где применяются узоры, нарисованные в квадратах?
3. Сообщение темы урока.
Какая сегодня ждёт нас работа,
Поскорее узнать вам, конечно, охота.
Не будем мы клеить, ни шить, ни плясать,
Предстоит орнамент в квадрате нам рисовать.
Сегодня мы будем рисовать орнамент из веточек с листочками в квадрате. (Показывается образец)
.
4.Объяснение нового материала (по технологической карте построения рисунка).
– Обозначьте на своём альбомном листе две точки так, чтобы они находились внизу.
– Соединяем точки по линейке.
– Накладываем квадрат (шаблон 15Х15 см), совмещаем нижнюю линию квадрата с полученной линией на листе;
– Обводим квадрат.
– Проводим прямые линии-оси из углов квадрата.
– На каждом отрезке внутри квадрата рисуем орнамент из листочков простой формы (по 5 листочков на каждом отрезке).
– Когда прорисованы все листики – орнамент готов.
– Осталось только его раскрасить.
5.Физкультминутка
Шли мы лесом,
Шли мы полем.
Нас деревья провожали,
Дружно ветками махали.
Ветерок нас обдувал,
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вышли на берег крутой
И отправились домой..
6.Самостоятельная работа учащимися .
Дети самостоятельно раскрашивают свои рисунки с опорой на образец.
8.Анализ выполненных работ.
-Молодцы! Работы получились аккуратные, точные, узоры выглядят яркими, привлекательными.
7.Итог занятия.
-Назовите тему нашего занятия?
-Что такое орнамент?
– Выставление оценок.
– Молодцы. Спасибо за урок
infourok.ru
«Несуществующее животное».
Цель: развивать творческое воображение; научить детей воспринимать образец создания образа вымышленного животного и создавать на основе этого образца собственного героя.
Задачи:
1. Познакомить детей со стихотворением Корнея Чуковского «Закаляка».
2. Сформировать представление о том, что в сказках могут присутствовать различные образы – необычные, несуществующие, вымышленные животные.
3. Активизировать в речи слова «несуществующее», «необычное животное»; показать возможность употребления антонимов к этим словам.
4. Учить детей придумывать названия-имена для своих созданных образов несуществующего животного (создать условия для словотворчества – создание новых слов, несуществующего имени, например: «Носохрюшка», «Ёжиколев») .
5. Научить детей самостоятельно создавать образ сказочного животного посредством рисования и составлять о нём небольшой по объёму рассказ-описание по вопросному плану.
Оборудование: альбомные листы бумаги; карандаши цветные; фломастеры; ручки; текст стихотворения Корнея Чуковского с иллюстрациями; картинки с изображениями трёхголового дракона («Змей Горыныч», чудовища из сказки «Красавица и чудовище», «Конек-горбунок»; заранее подготовленный рисунок несуществующего животного, выполненного педагогом; цветные рисунки необычных животных.
Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть полными.
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: «Мы с вами знаем много сказок о животных, читали о них рассказы, стихи, рассматривали картинки с изображением разных животных. Сегодня мы поговорим о вымышленных, несуществующих животных, которых можно встретить только в сказках и небылицах».
II. Основная часть
На доске педагог размещает картинки.
Лексическая работа:
Педагог: «Я принесла вам необычные картинки, на которых нарисованы несуществующие животные. Кто сможет объяснить мне, что означает слово «несуществующие» животные? » (индивидуальные ответы детей) .
Объяснение педагога: «Несуществующее» – то есть, этого нет в жизни, в действительности этого не увидишь своими глазами».
Педагог: «Помогите мне подобрать слова, которые бы подходили по смыслу к слову «несуществующее». Ещё можно сказать: «кажущийся», «воображаемый», «созданный воображением», «созданный фантазией», «фантастический», «отсутствующий», «виртуальный».
Педагог побуждает нескольких детей повторить сказанное, правильно строя предложение.
1. Чтение стихотворения «Закаляка»
Педагог: «Я хочу прочитать вам стихотворение поэта Корнея Чуковского, которое называется «Закаляка».
Закаляка
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
Это – козочка рогатая.
Это – ёлочка мохнатая.
Это – дядя с бородой.
Это – дом с трубой.
– Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?
– Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала.
– Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?
– Я её боюсь!
Педагог: «О ком это стихотворение? (индивидуальные ответы детей: «Это стихотворение о девочке Муре»). Что нарисовала Мура? («Мура нарисовала непонятное, чудное животное»). Чем это животное отличалось от настоящих, обычных животных? (индивидуальные ответы детей) »
2. Работа по картинкам.
Педагог: «Конечно, ребята, в некоторых сказках мы встречаем животных, которых в нашей жизни встретить нельзя. Посмотрите на эту картинку, как называют это необычное животное? («дракон, Змей Горыныч») Вы когда-нибудь видели это существо? (ответы детей). Конечно ребята, таких драконов нет в природе, нет на нашей планете, они есть только в сказках. Из какой сказки этот дракон? («из сказки «Змей Горыныч») ».
– Кто изображён на этой картинке? («На этой картинке изображено Чудовище»). Из какой сказки это существо? («Это чудовище, существо из сказки «Аленький цветочек»). Это животное мы сможем встретить на земле? («Это животное мы не сможем увидеть никогда, его не существует, это животное плод фантазии автора произведения»). И это животное мы никогда не увидим на земле, его не существует, это фантастическое животное».
– Ребята, посмотрите на это животное, кто это? («Конек-горбунок»). Как вы думаете, это животное существует в природе, мы его можем увидеть своими глазами в лесу или в зоопарке? Конечно же, нет, посмотрите, у этого коня длинные уши, как у осла, у настоящих лошадей таких ушей не бывает. Кто помнит, из какой сказки это животное? («Из сказки «Конек-горбунок») .
Педагог: «Давайте вспомним с вами, кто из этих несуществующих животных был добрым, а кто злым? (ответы детей) ».
Динамическая пауза: Игра «Будь внимателен! »
– Предлагаю поиграть в игру.
Цель: развитие внимания, учит детей быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Педагог: «Представим, что мы оказались в волшебном лесу. А я добрый волшебник, который захотел с вами поиграть в шуточную игру «Превращения». Я произношу волшебное слово, а вы превращаетесь в животное, например, при слове «зайчик» вы прыгаете и тому подобное».
«Лошадка» – топать ногой (бить копытом) ; «птица» – бегать, раскинув руки в стороны; «аист» – стоять на одной ноге; «рак» – пятиться назад; «медведь» – медленно передвигаться, широко расставив ноги и так далее.
3. Рисование на тему «Несуществующее животное»
Педагог: «Я очень люблю рисовать. Мне захотелось нарисовать несуществующее животное, ведь это очень даже интересно! Я подумала и решила, что это будет доброе животное. Я нарисовала вот такое прекрасное существо (показ заранее подготовленного рисунка) и назвала его несуществующим именем – Носохрюшка».
Педагог: «Можно ли сказать, что это несуществующее, животное? Почему? (ответы детей) Я фантазировала, и у меня получилось необычное животное – голова свиньи, грива лошади, туловище овцы, хвост льва и лапы тигра, вот и получился добрый Носохрюшка! ».
Педагог: «А вы хотите создать свое несуществующее, созданное фантазией животное? (ответы детей) Тогда приступим! Вы должны хорошенько пофантазировать и решить, какое будет ваше животное, доброе или злое, как оно будет выглядеть и обязательно дать ему необычное, несуществующее имя! Животное должно быть придумано именно вами, нужно создать его такое существо, которого до вас никто не придумывал! Если вам будет трудно придумать свое животное, то я предлагаю сделать животное, на подобие моего, в нем могут быть соединены части тела разных животных».
Дети приступают к рисованию, педагог при необходимости помогает с выбором.
4. Составление рассказа-описания по рисункам.
Педагог: «А сейчас я попрошу вас составить небольшой рассказ о своем животном. Вы должны рассказывать по порядку:
1. Сказать, как зовут животное (только нужно назвать его несуществующим именем). Например: «Это Пипи (ёжиколев и прочее) ».
2. Сказать, какое это животное. Например: «Пипи – это несуществующее животное, я выдумал (или придумал) его сам! ».
3. Описать внешность в нескольких словах. Например: Он (или, может быть, она) похожа и на хрюшку, и на лошадку, и на овечку».
4. Рассказать о его характере. Например: Пипи очень добрый (добрая) и весёлый (весёлая) ».
III. Итог занятия
Педагог: «Какие прекрасные необычные животные у вас получились! Вы отлично поработали сегодня! ».
– О каких животных мы говорили на занятии? («Мы говорили сегодня о несуществующих, фантастических животных») .
– Что значит слово «несуществующие»? (педагог просит детей вспомнить слова синонимы) .
– Где можно встретить несуществующих животных? («Несуществующих животных можно увидеть только в сказках и небылицах»).
– Что вам больше всего понравилось на занятии? ».
Домашнее задание для детей:
infourok.ru
Конспект урока рисования по теме: «Рисование весенних цветов-тюльпанов.
Автор: Теслова Вероника Александровна
Должность: учитель начальных классов МОУ нш-д-с № 5 «Катюша» г.о. Рошаль
Цели урока: расширить знания учащихся о жанре натюрморта. Развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства. Учить изображать различные предметы, развивать приемы работы красками, воспитывать эстетическую восприимчивость.
Оборудование: , натюрморты, выполненные в технике акварели и в графике, для детей – бумага, кисти, краски
1 Организационный момент.
2.Проверка готовности к уроку.
3.Смачивание красок.
4.Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы будем рисовать весенние цветы тюльпаны.
Люди очень любят цветы и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами- День рождения, поступление в школу, свальбы и т.д.) Цветы сопровождают человека всю жизнь.
Весна- это время преображения природы. Если вы будете внимательны, то обязательно увидите, как верба стоит вся в пушистом «серебре», а в саду случилось чудо- прямо из- под снега появился первый цветок. Как он называется? (Подснежник)
(Чтение стихотворения подготовленным ребенком)
– В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубойю.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом подтянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?» (П.Соловьев)
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
– Автор живописно описал подснежник, что сразу представляешь себе картину растущего цветка.
-Как называются картины, на которых изображены цветы? (натюрморт)
-Какое настроение вызывает у вас натюрморт, изображенный в книге?
-Как вы думаете, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птицу?
5.Физминутка.
6.Новый материал
-Сегодня мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так нас радуют. Скажите, что это за цветы?
-Обратите внимание, что эти цветы специально выращенные на срезку, а не сорваны в лесу или поле. Почему нельзя рвать цветы?
– Ребята, мы уже знакомились с натюрмортами Купецио, Гуго ван дер Рус.
А сейчас познакомились с картиной Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
-Что на ней изображено? (стеклшянная ваза с букетом. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка-щегол на жердочке.
-Какие краски автор взял для написания картины? Почему?
-На что падает ваш взгляд в первую очередь?
-Почему?
-Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?
-как вы думаете, зачем художник нарисовал на кртине бабочку и птицу?
7.Физминутка.
8.Рисование цветка
-Сегодня на уроке мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так нас радуют.
– С чего мы начнем работу над рисунком? Конечно,с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П.Кончаловский писал:
«Цветок нельзя писать, так по себе, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое»
-Рассмотрите цветок.
-Как он называется?(Тюльпан)
– Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда- то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаньями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребенком на руках, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него ближе.
Мальчик же, увидев цветок, с громким смехом бросился к нему. И-о чудо! В тот же миг бутон раскрылся сам собой! Ключиком, оказывается, был веселый, беззаботный и чистый смех ребенка.
Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая легенда о прекрасном цветке.
– Посмотрите на тюльпаны. Опишите цветы.
-У цветов широкие листья, состоящие из 4-6 лепестков. Тюльпанов более 100 видов. Их издавна выращивают в садах персидских шахов и турецких султанов. Название получили от турецкого слова «тюрбан»- головной убор.
-Выращивание тюльпанов достаточно простое и доступное каждому дело.
9.Этапы выполнения рисунка.
Практическая работа.
10 Итог. Оценивание работ.
-Ваши рисунки преобразили общий вид класса: он сиал нарядным, свежим, весенним, пестрым. В своих работах, используя яркие окраски, вы сумели передать радость, удивление. Все молодцы!
–
nsportal.ru
Сядет тот, кто назовёт часть дерева.
-Проверка готовности к уроку
-Проверка осанки
Отгадайте, что это за дерево. (загадка)
У неё одёжки колки
Всё иголки, да иголки.
Звери шутят:
«Дядя ёж на неё слегка похож».
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (Ёлочке)
Она пришла сегодня к нам в гости – настоящая лесная красавица!
-Посмотрите на ёлочку, какая она красивая! Это не просто дерево, а атрибут нашего самого любимого праздника. Какого, не подскажете? Ни один Новый год не обходится без нее. Традицию наряжать ёлочки к новогоднему празднику ввёл царь- Пётр I в 18 веке. Вначале ёлки наряжали шишками, пряниками, золочёными конфетами. А сейчас чем наряжаем ёлочку? Стихотворение про ёлочку.
-Внимательно посмотрите на картинки, какие деревья вы видите?
-Найдите сходства и отличия берёзы и ели.
-Да, у ели вместо листьев иголки и в отличие от берёзы у ёлочки они не опадают на зиму, поэтому ель относится к вечнозелёным растениям и называется вечнозелёная.
-Внимательно посмотрите на ёлочку и скажите: а еще, какая ель? (Колючая, зеленая, высокая, стройная, новогодняя, заснеженная и т. д.)
Ой, ребята, а что это под ёлочкой? Какой-то конверт. Да это послание от Деда Мороза. Что там, посмотрим! Письмо!
«Дорогие ребята! Помогите ёлочке!»
Под музыку «В лесу родилась ёлочка» дети выполняют движения.
-Рассмотреть веточку. Из чего состоит веточка? Расположение иголочек.
-Порядок выполнения работы: что сначала, что потом?
-Правильное нанесение мазков.
Дети рисуют веточку ели, соответственно намеченному плану
-Дорисуй узор на игрушке.
Украшают веточку новогодними игрушками
Какая ёлочка стоит в лесу зимой?
Пальчиками нарисовать снежок на веточке.
Коллективное обсуждение работ. Посмотрим на наши красивые работы: лучше всех… Оценки.
Ребята, а под ёлочкой ещё что-то есть. Да это же подарок
от Деда Мороза…
Что мы рисовали на уроке? Что понравилось вам на уроке больше всего?
nsportal.ru
Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.
Цели урока:
1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
План урока (45 мин):
Ход урока:
Запись на доске: Сказочная гжель.
1.Организация класса.
-Заливается звонок
Нас зовет он на урок!
– У ребят порядок строгий.
Что? Проверим? (Дети: Да!)
(Проверка подготовки к уроку, рабочего места.)
– Для водички – пузырёк,
Белый чистенький листок,
Краски, кисти, ластик,
Карандаш простой –
А в сердце – праздник,
Праздник светлый – не простой!
(Звучит музыка «Ярмарочная», на фоне музыки учитель читает стишок.)
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
( Играет весёлая музыка, входят мальчик и девочка в русских национальных костюмах. В руках у мальчика коробейник, а в коробейнике посуда «Гжель», на альбомных листах контуры изделий для росписи в стиле «Гжель».)
Девочка: Эй, народ, все сюда,
Будет всё как никогда!
Чашки да ложки,
Миски да плошки
Мальчик: Есть посуда расписная,
Складная да ладная!
Девочка: Она всюду славится!
Да и вам понравится!
Мальчик: Подходи, покупай!
Разбирай, не зевай!
(Дети пританцовывая, с прибаутками раздают заготовки для раскрашивания .)
Учитель:
– Дорогие наши торговцы, спасибо вам за то, что в гости зашли и товар принесли. Только почему же у вас посуда не весёлая, без рисунка?
Девочка: (выкладывая из коробейника посуду «Гжель»)
– Пусть эта посуда с помощью ваших волшебных кистей и красок станет сказочно красивой, несёт людям свет да радость.
(Учитель демонстрирует образцы готовой посуды с росписью)
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
– Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
– Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова
3. Демонстрация элементов росписи: завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
4. Показательный рисунок учителя.
5. Упражнение в рисовании элементов росписи.
– Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина
– Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас есть набор гжельской посуды. Поможете мне расписать их?
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, а на ваших изделиях расцвели синие, голубые сказочной красоты цветы и узоры – я включу вам музыку П.И Чайковкого «Вальс цветов».. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь).
6. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в работе то, что лучше всего удалось.
Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
nsportal.ru
Конспект урока по изобразительному искусству
Учителя ИЗО МБОУ гимназии «Пущино»
Кононенко Елены Владимировны
Класс: 2
Тема: Рисование домашних животных. Кошка.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно – иллюстративные, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ.
Цели:
Формировать навыки рисования фигуры кошки по памяти и представлению.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить учащихся с историей появления кошек, с особенностями их поведения, повадками, с многообразием пород, образом жизни.
Учить детей передавать внешний облик кошки с помощью нетрадиционной техники; соблюдать пропорции и особенности конструктивно-анатомического строения.
Развивающие:
Развивать графические умения и навыки, творческое воображение.
Совершенствовать наглядно-образное и логическое мышление.
Расширить представления детей о кошке, как объекте, вдохновившем писателей, поэтов, художников, музыкантов на создание своих произведений.
Воспитательные:
Воспитывать любовь, внимательное и чуткое отношение к животным.
Оборудование для учащихся: восковые карандаши, наждачная бумага.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, колонки, таблица: «Последовательность рисования кошки», карточки для игры «Блеф клуб», работы учащихся на наждачной бумаге, восковые карандаши, наждачная бумага, магниты, аудиозаписи песен о котах и кошках:«Кошки» Ж.Агузарова, детская песня «Песня черного кота» из м/ф «Голубой щенок», «Песня кота Матвея» из к/ф «Приключение Маши и Вити»,«Кошки» в исп.И.Муравьевой, «Песня кота Леопольда»,»Рыжая кошка» Алькор, «Планета кошек»Б.Окуджава.
Ход урока
1.Организация класса. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Включение презентации.
2.Вводная беседа.
Послушайте загадку. (Слайд1. Текст загадки, фото кота)
Без расчески причесался,
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Кто это? Кот
Домашняя кошка — ласковое, милое, грациозное существо. Ее чаще других животных держат в доме. Почему и как она оказалась рядом с человеком? Кто был предком домашней кошки? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, мы совершим путешествие во времени (Слайд 2. Заставка с цитатой В.Гюго. «Человек приручил кошку, чтобы у него был тигр, которого можно погладить»).
3.Беседа по теме: « Кошки. История появления»
Наше путешествие мы начинаем с жаркой Африки. Перенесемся на 5000 лет назад в Египет-государство фараонов. Нам на пути встречается дикая степная африканская кошка (Слайд 3.Фото дикой кошки). Ее приручили египтяне 5000 лет назад (Слайд 4.Пирамиды ,фараон, кошка ) Кошка пользовалась огромной любовью, уважением и привилегиями. Ее считали священным животным. Например, богиня плодородия Баст изображалась в виде кошки (Слайд 5.Рисунок богини Баст) Кошкам уступали дорогу на улице, во время пожара первыми выносили из дома. Когда любимицы умирали, их с почестями хоронили в гробницах.
О высоком почитании кошки в Древнем Египте свидетельствует и такой факт: за ее, даже нечаянное, убийство полагалась смерть. Этот суровый закон строго соблюдался веками.
–Почему египтяне так трепетно относились к кошке? (ответы учащихся). Египтяне занимались земледелием, и именно кошки могли спасти запасы зерна от мышей.
Мы с вами переносимся в средние века, в страны Европы (Англия, Франция, Германия). Изменилось отношение к кошке. Кошку объявили воплощением нечистой силы из-за ночных прогулок, бесшумного передвижения, светящихся в темноте глаз. Особенно туго пришлось черным кошкам, их считали спутниками ведьм. Именно из средневековья, пришли к нам суеверия, черная кошка перебежит дорогу – жди беды. Поэтому черных кошек истребляли. (Слайд 6. Архитектура средневековья, рыцарь, черная кошка, ведьма с черным котом)
Наше путешествие продолжается. На Руси, в средние века, наши предки почитали кошку, как хранительницу домашнего очага, защитницу от нечистой силы. Ее называли “хозяйкой дома”. Кошка олицетворяла собой домашний уют и благополучие. Её первую пускали в новый дом, и где она ложилась, ставили кровать. (Слайд 7. Архитектура древней Руси, богатырь, кошка в избе)
В современном обществе сохранились все типы отношений между кошкой и человеком. Кто-то живет, не замечая кошки рядом; причиняя им боль; а для кого-то кошка это член семьи, за которым ухаживают, холят и лелеют. Про кошек пишут стихи, сказки, пословицы. (Слайд 8.Фото бездомных котов, фото кота с выставки)
-Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о кошках? Что они обозначают? (ответы учащихся)
«Знает кошка, чье мясо съела». (Слайд 9.Текст пословицы, фото кошки)
«Кошке игрушки, а мышке слезки». (Слайд 10.Текст пословицы, фото кошки)
«Кошка, которая гуляла сама по себе» Редьярд Киплинг, «Кот в сапогах» Шарль Перро; Кошка- Хромоножка из сказки Джанни Родари «Джельсомино в Стране Лжецов», Льюис Кэрролл «Алиса в стране Чудес» (Чеширский кот), Кот Базилио «Приключения Буратино»А.Толстой.
В мультипликации кошки и коты часто становится главными героями.
–Назовите известных мультипликационных котов (ответы учащихся). (Слайд12.Иллюстрации с изображением котов из мультфильмов)
М/ф «Кот Леопольд», «Трое из Простоквашино», «Котёнок по имени Гав», «Чертёнок с пушистым хвостом» и др.
Кошки по своей природе – хищники, потому что охотятся на мышей. Среди диких животных есть хищники очень похожие на домашних кошек. Их относят к семейству кошачьих.
-Назовите диких животных – близких родственников кошки? (Слайд 13.Фото диких животных семейства кошачьих)
Кошки спасают человека от грызунов.
–Какую еще пользу приносят кошки человеку? (ответы учащихся)
Кошки избавляют от стрессов, лечат, поднимают настроение, спасают от одиночества, чувствуют приближение природных катаклизмов (наводнение, землетрясение).
Для того, чтобы больше узнать интересных фактов из жизни кошек поиграем.
Вы должны ответить на вопрос: да или нет.
4. Игра «Блеф-клуб»
Правда ли, что кошкам установлены памятники? Да. Памятник коту Елисею и кошке Василисе в Санкт-Петербурге (Слайд 14.Фото памятника кошкам в Санкт-Петербурге).
Правда ли, что существуют породы кошек, у которых нет шерсти? Да. (Слайд15.Фото породы кошек Сфинкс). Демонстрация слайда с изображением короткошерстных и длинношерстных пород кошек (Слайд16, 17).
Правда ли, что у кошек черно-белое зрение? Нет.
(Кошки видят все краски окружающего мира. Кошки любят малиновый цвет, как напоминание о сыром мясе, а вот оранжевый и голубой приводят кошку к панике, напоминая огонь и воду).
Правда ли, что кошки могут находить дорогу домой за сотни километров? Да
Правда ли, что есть такой праздник- Всемирный день кошек? Да (1марта)
Правда ли, что температура тела кошки такая же, как у человека 36,6С? Нет (Температура тела кошки 38С)
Правда ли, что на передних и задних лапах кошки по 5 пальцев? Нет
(На передних лапах кошки 5 пальцев, а на задних- 4)
Правда ли, что кошки едят траву? Да. (Кошки лечатся травой)
Правда ли, что кошки самые ленивые млекопитающие? (Cпят 18 часов в сутки)
Правда ли, что кошка любит, когда ей гладят живот? Нет
Правда ли, что кошки любят спать на бумаге? Да (Для кошек этот шуршащий материал самый теплый и мягкий)
Правда ли, что когда кошки трутся о человека, это является проявлением любви? Нет (Они делают это, чтобы перебить чужие запахи)
Правда ли, что если зрачки кошки расширены – она в игривом настроении? Да
Правда ли, что цвет глаз у котенка может меняться с возрастом? Да
Правда ли, что усы помогают кошке определить пролезет ли она в отверстие? Да
Правда ли, что кошка в среднем весит 3-5 кг? Да
Правда ли, что средний срок жизни кошек 15лет? Да
Правда ли, что кошки издают около 100 различных звуков? Да
Правда ли, что кошка любит, чтобы в доме были открыты все двери? Да (Кошки не выносит замкнутое пространство)
Правда ли, что возраст годовалой кошки соответствует возрасту двадцатилетнего человека? Да (Каждый последующий год жизни кошки, соответствует четырем годам жизни человека).
Правда ли, что сухой нос у кошки – признак здоровья? Нет
Правда ли, что при ходьбе кошка втягивает острые когти? Да
Надеюсь, что вы узнали много нового о кошках, и обязательно расскажите друзьям и родителям интересные факты из жизни кошек.
5.Физкультминутка.
Вы наверное устали? И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И как кошки зашипели (ш-ш-ш),
Коготочки показали,
«Мяу, мяу» – все сказали.
6. Объяснение творческого задания.
Кошек можно рисовать разными материалами. Какими?
–Вы когда-нибудь пробовали рисовать на наждачной бумаге? (ответы учащихся)
–Ребята, для чего предназначена наждачная бумага? Где ее используют?
Вам предстоит рисовать кошку на наждачной бумаге восковыми карандашами. Если вы проведете линию неверно, стереть вы ее не сможете, поэтому будьте внимательны.
Цвет воскового карандаша должен соответствовать цвету кошки на рисунке.
–Какого цвета (окраса) может быть кошка? (ответы учащихся)
7. Этапы рисования кошки (учитель демонстрирует этапы на наждачной бумаге у доски):
а) определение композиции, б) границы рисунка, установление размеров головы, шеи, туловища, хвоста, в) уточнение форм, деталей, г) штриховка по форме.
У кошки голова поднята вверх, хвост трубой, короткие лапы, круглые глаза, узкие зрачки, треугольный кончик носа, длинные усы (объяснение сопровождается рисунком на доске)
Обратите внимание на цвет глаз. Каким он может быть? Какие у кошки зрачки?
8. Практическая работа. Учащиеся работают под музыку :«Кошки» Ж.Агузарова, детская песня «Песня черного кота» из м/ф «Голубой щенок», «Песня кота Матвея» из к/ф «Приключение Маши и Вити»,«Кошки» в исп.И.Муравьевой, «Песня кота Леопольда»,»Рыжая кошка» Алькор, «Планета кошек»Б.Окуджава.)
9.Анализ работ. Организация выставки на доске. Учащиеся берут рисунок с выставки и рассказывают о кошках по своим рисункам.
-Как зовут?
-Сколько лет?
-Что любит делать?
-Какой у нее характер?
10.Рефлексия
Вы сегодня очень хорошо поработали. У вас получились интересные рисунки и замечательные рассказы о животных.
Вам понравилось рисовать на наждачной бумаге?
11.Подведение итогов
-Что нового вы узнали о кошках?(ответы учащихся)
Завершить урок мне хотелось словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери из произведения «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Будьте внимательны к братьям нашим меньшим, не причиняйте им зла, искренне любите и они ответят вам тем же.
12.Домашнее задание.
Понаблюдайте за своими питомцами и на следующем уроке расскажите о них.
Список литературы
Верешш-Кёниг. Кошки. Мини- атлас пород.: М.- 1993
Михальская А. Вечные, священные, неприкосновенные.: Ярославль, 1997
Ресурсы сети интернет:
http://www.zooclab.ru
http://www.zoopicture.ru
http://www.poskart. ru.
http://www.33-kota.ru
http://arsnovaclub.narod.ru
http://vsookoshkax.ru
infourok.ru