Тема : осенние месяцы
Цель: изучить тему «Осенние месяцы»
Задачи:
1. Расширить кругозор учащихся:
2. Развить логическое мышление учащихся;
3. Воспитать бережное отношение к природе
Оборудование:
Презентация
Учебник
Аудиозапись
Раздаточный материал
План урока:
I.Организационный момент урока
а)приветствие
б)знакомство
в) сообщение темы и цели урока
II.Закрепление изученного материала
1.Беседа про календарь
2. Игра : «Какой праздник»
3.Групповая работа
III.Изучение нового материала
1.Рассказ про осенние месяцы
2.Чтение про осень
III.Закрепление изученного материала
1.Работа в рабочих тетрадях
2.Рассказ про капустник и свадебник
3.Чтение теста
4.Работа в рабочих тетрадях
5.Беседа по картинкам
6.Игра : «Угадай мелодию про осень»
IV. Подведение итогов.
Оценивание учащихся
I.Организационный момент урока
-Здравствуйте, ребята!
Д.Здравствуйте.
Тихонечко сели
Сегодняшний урок окружающего мира проведу я. Меня зовут ГалинаГеннадьевна.
-Ребята, какое сегодня число?
Д.Сегодня у нас 23 октября.
-Какой день недели?
Д.Сегодня вторник
-Какая сегодня погода? Какая температура?
(Ответы учащихся)
-Ребята, скажите мне, какой пробор служит для измерения времени?
Д.Для измерения времени служит часы.
-Сколько дней в неделе? Назовите их.
Д.В неделе 7 дней.
Время в году у насчитают календари.
-А где же возникли календари?
Д.Календари возникли в –Вавилоне, Египте, Греции, Римской империи.
-Верно.А названия месяцам давали по многим древних божеств или по очень важному для жизни людей признаку в природе.
-Ребята, когда начинается у нас Новый год?
Д.Новый год у нас начинается 1 января.
Давайте вспомним когда же начинался Новый год в древности?
Д. У древних римлян и многих других народов
начинался в марте.Потому что тогда природа пробуждается от зимнего сна и
готовится к земледельческим работам.В старину на Руси Новый год тоже начинался
1 марта.
-А когда же начинался Новый год в еврейском календаре?
Д.В еврейском календаре Новый год начинается осенью.
Молодцы!
Давайте теперь вспомним наши праздники.
12 июня – День России. Этот праздник нашей страны.
22 августа –День Государственного флага
1 сентября – День Знаний
5 октября – Международный день учителя.
4 ноября –День народного единства
12 октября –День Конституции Российской Федерации
1 января – Новый год
23 февраля – День Защитника Отечества
8 марта- Международный Женский День
1 мая – День Труда
9 мая – День Победы
-Ребята, как вы считаете, нужны ли нам календари?
Д.Да нужны. Календарь – верных страж памяти. Он напоминает о важных событиях нашего Отечества.
В древности люди наблюдали погодой времен
года. Народные приметы.
Теперь вы будете работать в группах.Вы должны собрать приметы и правильно подобрать рисунки.
Красное небо на закате – к ветру или дождю.
Если солнце садится в облака – жди дождя.
Ясная Луна – к морозу
Ласточки низко летают – к дождю.
Молодцы.
Вместе с верой вошёл в народную жизнь православный календарь.Каждый день его был посвящён памяти важного для верующего человека события или святого человека.Их имена отражались в названиях дней народного календаря.
1 сентября – Фекла-свекольница. Как вы считаете, что в этот день делали люди?
Д.Вэтот день люди убирали свеклу.
5 сентября – Луппа-брусничок.К эому времени поспевали клюква и брусника.
Православный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праждники,богатый опыт общения с природой.
А также существует экологический календарь.
-А что такое экогология?Давайте вспомним.
Д.Экология – это наука, котораяч изучает связи между живой и наживой природой,растениями и животными,природой и человеком
Теперь послушайте загадку.
Есть у моего батюшки сад,
В саду – двенадцать гряд;
Гряды крест –накрест разгорожены
Сколько гряд в каждой клетке расположено?
В каждой клети 3 гряда:Сентябрь,октябрь,ноябрь.
-А теперь., ребята скажите мне, какие осенние месяцы вы знаете?
Д.Осенние месяцы Сентябрь,Октябрь,Ноябрь.
Давайте заглянем в историю. В старину сентябрь именовался как руен – за жёлтый цвет, господствующий в лесах, ревуном был наречён – за ветряную непогоду, ославлен хмурнем – дни короткие, плотно тучи кроют небо, ещё одно древнерусское имя сентября – вересень – месяц первых инеев.
Сентябрь первенец и новосёл осени, месяц грибов, бархатный месяц, златоцвет, листопадник. Сентябрь – рябинник, рябина – имениница, она становится сладкой.
В Древнем Риме сентябрь был первоначально седьмым месяцем года и назывался септембером. После реформы стал девятым, но названия своего не изменил.
В Древней Руси сентябрь величали септябрём,
вересень. Руень – от славянского слова, обозначающего дерево, которое даёт
жёлтую окраску. Руин – это вой осеннего ветра.
Октябрь – листобой.
1.Из истории месяца.
В древнем Риме октябрь был восьмым месяцем, назывался октобером. У древних славян назывался листопадником, грязник, грудень, зазимник, кисельник, листобой, ветродуй (разбойный ветер кусты за вихры дерёт), мокрохвост. Хлебник
(убраны все поля) и древопилец: собирают последние плоды и проводят сезонные работы. На октябрь падает бабье лето.В 1582 году юлианский календарь заменили на григорианский: после 4 октября сразу стало 15 октября. Исстари на Руси октябрь считался свадебником.
В октябре осень проявляет себя особенно ярко. Лес полыхает пёстрыми красками. Чувствуется дыхание бабьего лета.
В октябре
линяет заяц – беляк, белка тоже меняет коричневый наряд на зимний, голубовато –
серый. Барсук чистит нору, потом натаскивает внутрь свежих, сухих листьев и.
Утеплившись, залегает на зимнюю спячку. Ёж тоже готовит себе нору, натаскивает
листья.
Ноябрь – ворота зимы.
1. Из истории названия месяца.
В Древнем Риме ноябрь носил имя новембер. После реформы стал одиннадцатым месяцем. В Древней Руси бал девятым месяцем, назывался – грудень, снеговей, листогной, зазимье, курятник.
В конце месяца на Руси начинались зимние катания на санках. «Молодая зима с гор на санках катается». Начинались осенние ярмарки.
Завершается листопад у деревьев.
Улетели грачи и скворцы ан юг.
На смену им прилетели гости с севера – красногрудые снегири, суетливые чечётки, красавицы свиристели.
Поэтому сентябрь – хмурь, ревун, зоревник, дождезвон.
Октябрь – позимник, листопад,грязник,хлебник,капустник,свадебник.
Ноябрь – листогной,листочка,полузимник,бездорожник.
Давайте теперь прочтем.
Откройте ваши рабочие тетради.Найдите и1 упражнение.
-Кто хочет прочитать задание?(ученики читают задание)
Вам здесь вам даны три столбика. В первом
столбике надо название осенних месяцев на древнем римском языке.
Септембер Сентябрь Аван
Октобер Октябрь Юпа
Новембер Ноябрь Чук
А также как ив других месяцах осенью тоже были свои обычаи и праздники.
Рассказ про капустник и свадебник. Зовут октябрь по праву капустником. В конце месяца начинались в старину Капустянские вечера. Они длились 2 недели. В каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы девушки молодые женщины из разных семей.
А также в октябре отмечается православный праздник Покров Пресвятой Богородицы. Также в этот день замечали если выпадет снег, то будет много свадеб.
Давайте прочитаем.
Теперь продолжим работу на рабочих тетрадях.
2 упражнение. Ученики читают задние.
А)с явлениями неживой природы :дождезвон,
Б)с явлениями живой природы:хмурь,ревун,
В) с трудом людей
Молодцы. Посмотрите на картину.Что вы
видите на картине?
Д.Мы на картине видим золотую осень.
Эту картину написал Левитан.Золотая осень.Давайте теперь посмотрим некоторые картины осени.
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс)
Тема урока | Осень.Осенние месяцы. |
Цель урока | 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе. 2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения |
Планируемые результаты данного урока | |
Новые понятия и термины | Заморозки, ледостав, иней, линька, спячка. |
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. | Узнают: об изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе, Научатся : устанавлив. взаимозависимость; определять природн. объекты с помощью атласа-определителя; Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. Научатся: устанавливать связи:
– владеть общеучебными умениями (в рамках изученного) |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. | Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
Организация урока | |
Формы работы на уроке: | Групповая, коллективная, парная. |
Оборудование | • мультимедийный проектор,• экран,• компьютер,• презентация в программе Power Point учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс,• рабочая тетрадь к учебнику • карточки с заданиями для групповой работы, карточки с условными знаками. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Организационный этап | ||||
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Начинаем ровно в срок, | Дети берутся за руки | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Этап актуализация знаний | ||||
Мотивация |
| |||
Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых Знаний | Учитель: у меня на доске условные обозначения. -Что такое погода? Давайте охарактеризуем погоду сегодня. | Фронтальная работа -дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения | формируем умение определять цель деятельности на уроке Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах | |
Постановка учебной задачи | ||||
Создание проблемной ситуации Определение темы Формулирование цели и задач урока | – Ребята ,вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда люди улыбаются? Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе. Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости:(Не успел учитель договорить, стук в дверь. Учитель. Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени? – Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас? Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости? – Давайте сформулируем тему урока: – поставим себе цель и приступим к работе. -составим план работы | Фронтальная работа. – выдвигают предположения; -изменения в природе происходят постепенно; В гости к осени. Узнать у осени какие изменения должны произойти в природе перед наступлением зимы. | Умение ставить вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели | |
Этап открытия нового знания | ||||
Первичное усвоение новых знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия. Работа с учебником Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. Физминутка для глаз Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. Физкультминутка Закрепление изученного материала Задача: уметь полученные знания применять в нестандартных ситуациях | – Итак, отправимся в гости к осени. А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?
Какие признаки осени отражены в стихотворении? Унылая пора…Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок) Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь» А в лесу нас встречает тётушка Сова. Посмотрите и постарайтесь запомнить то, о чём она вам расскажет. Проверим какие осенние месяцы вы знаете – Выберите названия осенних месяцев Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники
В чём причина происходящих изменений в неживой природе? Прочитаем учебный материал на стр. 36-37 учебника Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени? Оцените свою работу с помощью листиков Как похолодание повлияло на объекты живой природы? Организую работу в группах. – Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. – Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму: -сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу; -затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников. Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад? – Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? – Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними? – Какие деревья не сбрасывают листву? Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад. Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса ____________________________________________ – К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг. – Как называются такие птицы? – Каких перелётных птиц вы знаете? – Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? Видели ли вы летом насекомых? Каких? – Много ли их было летом? – Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? – С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. – Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами.) С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм. Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут. Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений. _____________________________________________ Доклады детей. _____________________________________________ Рассели зверей по домикам | План. 1. Осенние изменения в неживой природе. 2. Осенние изменения в живой природе: а) в гости к растениям; б) в гости к птицам в) в гости к зверям. Смотрят «Времена года с тётушкой Совой. Октябрь» Работа в парах в похолодании – работа с информацией в учебнике. жёлтый листик – правильно выполнил задание красный – задание выполнил с помощью учителя или одноклассника зеленый – задание выполнить затруднился Ребята выполняют движения для глаз Работа в группах. – обсуждение, заполнение шаблонами схему Ребята выполняют движения – после работы в группе формулировка выводов Учащиеся формулируют ответ Работа в парах | формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты. Умение делать умозаключения | |
Оценочно-рефлексивный этап | ||||
Вывод по результатам исследования | -Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты нашего плана? -Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»
Какие изменения происходят в неживой природе? Какие изменения происходят в живой природе? | Дети выстраивают выводы | Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему. Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. | |
Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности. | Продолжите предложения: | Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают листики. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | |
Домашнее задание | ||||
– Ребята домашнее задание.Спасибо всем за интересную, работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать! |
Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.
Поэтому осенью зверьки линяют.
Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.
Заяц, волк, лиса, лось, кабан
не делают запасов на зиму.
Они и так найдут себе корм.
Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Это ежи, змеи, медведи.
Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания.
Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.
Содержание
Краткие факты
Читать далее
Основные направления:
Образование
Темы:
прогнозы климата
времена года
образование
Во многих частях Соединенных Штатов вы можете менять свой гардероб в зависимости от времени года, надев теплое пальто зимой и надев только легкую футболку летом. Хотя экосистемы, растения и животные не могут так легко приспосабливаться к своей одежде, они эволюционировали, чтобы вносить изменения, которые помогают им выживать в сезонных условиях, вызванных вращением Земли вокруг Солнца.
>
Знаете ли вы разницу между метеорологическим и астрономическим сезонами? Астрономические сезоны основаны на положении Земли по отношению к Солнцу, тогда как метеорологические сезоны основаны на годовом цикле температуры. Ежегодное обращение Земли вокруг Солнца составляет основу астрономического календаря, в котором времена года определяются двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями. Земля наклонена на 23,5 градуса по оси вращения, и то, как северный полюс ориентирован к солнцу или от него, определяет две из этих астрономических дат. Во время зимнего солнцестояния Северный полюс отклоняется от солнца, тогда как во время летнего солнцестояния Северный полюс наклоняется к солнцу. Равноденствия происходят на полпути между этими событиями, когда путь Солнца совпадает с экватором Земли. Показанные даты описывают астрономические сезоны для Северного полушария в 2022 году; точные даты немного меняются из года в год. Метеорологические сезоны разбиты на группы по три месяца в нашем гражданском календаре на основе годового цикла температуры. Обычно мы думаем о зиме как о самом холодном времени года, а о лете как о самом теплом времени года, а весна и осень являются переходными сезонами. В Южном полушарии времена года меняются местами: лето наступает, когда Южный полюс обращен к солнцу, а зима наступает, когда Южный полюс обращен в сторону. (Изображение предоставлено Управлением образования NOAA/Кейли Баллантайн)
Загрузить изображение
Нажмите, чтобы увидеть этот рисунок для Южного полушария
Знаете ли вы разницу между метеорологическим и астрономическим сезонами? Астрономические сезоны основаны на положении Земли по отношению к Солнцу, тогда как метеорологические сезоны основаны на годовом цикле температуры. Ежегодное обращение Земли вокруг Солнца составляет основу астрономического календаря, в котором времена года определяются двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями. Земля наклонена на 23,5 градуса по оси вращения, и то, как северный полюс ориентирован к солнцу или от него, определяет две из этих астрономических дат. Во время зимнего солнцестояния в Южном полушарии Южный полюс наклонен в сторону от Солнца, тогда как во время летнего солнцестояния Южный полюс наклонен к Солнцу. Равноденствия происходят на полпути между этими событиями, когда путь Солнца совпадает с экватором Земли. Показанные даты описывают астрономические сезоны для Южного полушария в 2022 году; точные даты немного меняются из года в год. Метеорологические сезоны разбиты на группы по три месяца в нашем гражданском календаре на основе годового цикла температуры. Обычно мы думаем о зиме как о самом холодном времени года, а о лете как о самом теплом времени года, а весна и осень являются переходными сезонами. (Управление образования NOAA/Кейли Баллантайн)
Загрузить изображение
Земля наклонена на 23,5 градуса вокруг своей оси, что влияет на распределение солнечной энергии по поверхности планеты. Поскольку Земля обращается вокруг Солнца каждые 365 ¼ дней, ось всегда указывает в одном и том же направлении в космос, с Северным полюсом в сторону Полярной звезды, Полярной звезды. Около 22 июня северное полушарие повернуто к солнцу и получает самое прямое излучение и больше всего энергии. Это начало астрономического лета в Северном полушарии и зимы в Южном полушарии.
Через полгода, в декабре, Земля совершила половину оборота вокруг Солнца. Северное полушарие теперь отклонено от Солнца и получает меньше энергии, чем Южное полушарие; это начало зимы в Северном полушарии и лета в Южном полушарии. С севера на юг результаты распределения солнечной энергии можно увидеть в изменении растительности, поведении животных, температуре и продолжительности дня.
Метеорологические и астрономические времена года
Вы, наверное, заметили, что метеорологи и климатологи определяют времена года иначе, чем «обычная» или астрономическая весна, лето, осень и зима.
Метеорологи и климатологи используют несколько иную временную шкалу для метеорологических сезонов, чем для астрономической зимы, весны, лета и осени. Почему метеорологический и астрономический сезоны начинаются и заканчиваются в разные даты? Короче говоря, это потому, что астрономические сезоны основаны на положении Земли по отношению к Солнцу, тогда как метеорологические сезоны основаны на годовом цикле температуры и помогают ученым отслеживать климатические и погодные тенденции.
Весна в науку
Отметьте сезон весны с NOAA! От новой графики до образовательных ресурсов — погрузитесь в науку вместе с нами и ознакомьтесь с нашим контентом.
Сезонные изменения количества осадков и температуры влияют на влажность почвы, скорость испарения, сток рек, уровень озер и снежный покров. Листья опадают, а растения увядают по мере приближения холодного и засушливого сезона.
Эти изменения в растительности влияют на тип и количество пищи, доступной для людей и других организмов. Животные в умеренных и полярных регионах должны искать альтернативные источники пищи, перемещаться в более теплые места или впадать в спячку.