Конспект урока по обучению грамоте 1 класс – Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс – разработки уроков – авторские уроки – план-конспект урока

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс – разработки уроков – авторские уроки – план-конспект урока

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Урок 1. ТЕМА: 1 сентября — День знаний. Здравствуй, школа. Первый школьный учебник «Азбука»

Урок 2. ТЕМА: Устная и письменная речь. Предложение

Урок 3. ТЕМА: Предложение. Слово

Урок 4. ТЕМА: Предложение. Слово. Слог

Урок 5. ТЕМА: Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги

Урок 6. ТЕМА: Слово. Предложение. Слог. Ударение

Урок 7. ТЕМА: Звуки в окружающем мире. Звуки в речи

Урок 8. ТЕМА: Гласные и согласные звуки

Урок 9. ТЕМА: Образование слога

Урок 10. ТЕМА: Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании

Урок 11. ТЕМА: Гласный звук [а]. Буква А, а

Урок 12. ТЕМА: Звук [а]. Буква А, а. Закрепление

Урок 13. ТЕМА: Звук [о]. Буква О, о

Урок 14. ТЕМА: Звук [о]. Буква О, о. Закрепление

Урок 15. ТЕМА: Звук [и]. Буква И, и

Урок 16. ТЕМА: Звук [и]. Буква И, и. Закрепление

Урок 17. ТЕМА: Звук [ы]. Буква ы

Урок 18. ТЕМА: Звук [ы]. Буква ы. Повторение

Урок 19. ТЕМА: Звук [у]. Буква У, у

Урок 20. ТЕМА: Звук [у]. Буква У, у. Повторение пройденного

Урок 21. ТЕМА: Звуки [н], [н’]. Буква Н, н

Урок 22. ТЕМА: Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н. Закрепление

Урок 23. ТЕМА: Звуки [с], [с’]. Буква С, с

Урок 24. ТЕМА: Звуки [с], [с’]. Буква С, с. Закрепление

Урок 25. ТЕМА: Звуки [к], [к’]. Буква К, к

Урок 26. ТЕМА: Звуки [к] и [к’]. Буква К, к. Закрепление

Урок 27. ТЕМА: Звуки [т], [т’]. Буква Т, т

Урок 28. ТЕМА: Звуки [т], [т’]. Буква Т, т. Закрепление

Урок 29. ТЕМА: Закрепление пройденного материала

Урок 30. ТЕМА: Звуки [л], [л’]. Буква Л, л

Урок 31. ТЕМА: Звуки [л], [л’]. Буква Л, л. Закрепление

Урок 32. ТЕМА: Повторение и закрепление пройденного материала

Урок 33. ТЕМА: Звуки [р], [р’]. Буква Р, р

Урок 34. ТЕМА: Звуки [р], [р’]. Буква Р, р. Закрепление

Урок 35. ТЕМА: Звуки [в], [в’]. Буква В, в

Урок 36. ТЕМА: Звуки [в], [в’]. Буква В, в. Закрепление

Урок 37. ТЕМА: Гласная буква Е, е

Урок 38. ТЕМА: Буква е — показатель мягкости согласного звука

Урок 39. ТЕМА: Повторение и закрепление пройденного материала

Урок 40. ТЕМА: Звуки [п], [п’]. Буква П, п

Урок 41. ТЕМА: Звуки [п] и [п’]. Буква П, п. Закрепление

Уроки 42-43. ТЕМА: Звуки [м] и [м’]. Буква М, м

Урок 44. ТЕМА: Закрепление пройденного материала

Урок 45. ТЕМА: Звуки [з], [з’]. Буква 3, з

Урок 46. ТЕМА: Звуки [з], [з’]. Буква З, з. Закрепление

Уроки 47-48. ТЕМА: Экскурсия в школьную библиотеку. Праздник детской книги

Урок 49. ТЕМА: Звуки [б], [б’]. Буква Б, 6

Урок 50. ТЕМА: Звуки [б], [б’]. Буква Б, б. Закрепление

Урок 51. ТЕМА: Звуки [б], [б’] — [п], [п’]. Повторение и обобщение пройденного материала

Урок 52. ТЕМА: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д

Урок 53. ТЕМА: Парные согласные звуки [д], [д’] и [т], [т’]. Буквы Д, д и Т, т

Урок 54. ТЕМА: Буква Я, я, обозначающая два звука [й’а]

Урок 55. ТЕМА: Буква Я — показатель мягкости согласных звуков

Урок 56. ТЕМА: Закрепление пройденного о буквах я, е. Чтение текстов

Урок 57. ТЕМА: Звуки [г], [г’]. Буква Г, г

Урок 58. ТЕМА: Парные согласные звуки [г], [г’] и [к], [к’]. Буквы Г, г и К, к

Урок 59. ТЕМА: Звук [ч’]. Буква Ч, ч

Урок 60. ТЕМА: Звук [ч’]. Буква Ч, ч, буквосочетания ча, чу. Закрепление

Урок 61. ТЕМА: Буква ь — показатель мягкости согласных

Урок 62. ТЕМА: Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь

Урок 63. ТЕМА: Разделительный мягкий знак

Урок 64. ТЕМА: Звук [ш]. Буква Ш, ш

Урок 65. ТЕМА: Звук [ш]. Буква Ш, ш. Закрепление

Урок 66. ТЕМА: Звук [ж]. Буква Ж, ж

Урок 67. ТЕМА: Звук [ж]. Буква Ж, ж. Закрепление

Урок 68. ТЕМА: Буква Ё, ё, обозначающая два звука [й’о]

Урок 69. ТЕМА: Буква ё — показатель мягкости согласного звука. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й’о]

Урок 70. ТЕМА: Звук [й’]. Буква Й, й

Урок 71. ТЕМА: Звук [й’]. Буква Й, й. Закрепление

Урок 72. ТЕМА: Звуки [х], [х’]. Буква Х, х

Урок 73. ТЕМА: Звуки [х], [х’]. Буква Х, х. Закрепление

Урок 74. ТЕМА: Буква ю — показатель мягкости согласного звука. Буква ю, стоящая после гласной буквы и обозначающая два звука [й’у]

Урок 75. ТЕМА: Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю

Урок 76. ТЕМА: Звук [ц]. Буква Ц, ц

Урок 77. ТЕМА: Звук [ц]. Буква Ц, ц. Закрепление

Урок 78. ТЕМА: Буква Э, э. Гласный звук [э]

Урок 79. ТЕМА: Гласный звук [э]. Буква Э, э. Закрепление

Урок 80. ТЕМА: Звук [щ]. Буква Щ, щ

Урок 81. ТЕМА: Звук [щ]. Буква Щ, щ. Закрепление

Урок 82. ТЕМА: Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф

Урок 83. ТЕМА: Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф. Закрепление

Урок 84. ТЕМА: Разделительный мягкий знак

Урок 85. ТЕМА: Разделительный твёрдый знак

Урок 86. ТЕМА: Алфавит

Урок 87. ТЕМА: Алфавит. Звуки и буквы

Урок 88. ТЕМА: Наше Отечество

Урок 89. ТЕМА: «Первоучители словенские»

Урок 90. ТЕМА: Первый букварь

Урок 91. ТЕМА: А. С. Пушкин и его сказки

Урок 92. ТЕМА: Л. Н. Толстой. Рассказы

Урок 93. ТЕМА: Великий педагог и писатель К. Д. Ушинский

Урок 94. ТЕМА: К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница»

Урок 95. ТЕМА: В. В. Бианки и его творчество

Урок 96. ТЕМА: С. Я. Маршак и его творчество

Урок 97. ТЕМА: М. М. Пришвин и его произведения

Урок 98. ТЕМА: А. Л. Барто и её стихи

Урок 99. ТЕМА: С. В. Михалков и его произведения

Урок 100. ТЕМА: В. А. Осеева и её произведения для детского чтения

Урок 101. ТЕМА: Б. В. Заходер и его произведения для детей



compendium.su

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная.

Словесный.

Приветствие учащихся.

– Ребята, попробуйте угадать,

Приветствуют учителя. Организуют свое

Проявляют эмоциональную отзывчивость

Фронтальный.

Устные ответы

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Отгадывание загадки

о чем говорится в загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.

Кто они, спрошу тебя.

А. Кочергина

– Проверим готовность к уроку

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

– Класс, школа, ученики

на слова учителя

II. Актуализация опорных знаний.

1. Развитие речи учащихся. Работа
со скороговоркой (учебник, с. 16)

Коллективная, парная.

Словесный. Беседа.

Работа со скороговоркой

– Мы сейчас познакомимся со скороговоркой, я ее произнесу, а вы послушайте и подумайте, почему она так называется: «Слишком много ножек у сороконожек».

– Проговорим вместе, запомним ее.

– Теперь проговорим друг другу в паре

– Произносится быстро, чисто, без ошибок.

Проговаривают скороговорку хором, запоминают ее. Затем проговаривают скороговорку друг другу в паре

Вслушиваются в скороговорку, запоминают; эмоционально, выразительно проговаривают. Вырабатывают артистические данные, развивают кругозор и память

Фронтальный, парный. Проговаривание скороговорок

2. Работа со звуковой схемой слова. Игра «Какое слово задумано»

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Дидактическая игра

Выставляется схема:

– Отгадайте по этой схеме, какое слово я задумала.

– Это название цветов? (Показывает картинки с изображением роз, маков.)

– Еще одно слово – название посуды для цветов

Работают со схемой.

Подбирают слова к схеме.

– Розы, маки.

– Ваза

Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Индивидуальный.

Подбор слов
к схеме

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

Игра «Солнечный зайчик»

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

(Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой.)

Учитель зеркальцем пускает «зайчика»:

Скачут побегайчики,

солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут,

Были тут и нет их тут.

(Следят глазами за лучиком и говорят, показывают рукой.)

Встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая.

Вместе с учителем произносят слова и выполняют движения
по тексту

Закрепляют стереотип правильной осанки и тренируют зрительный аппарат

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный. Беседа

– Что такое слог?

– Сегодня мы узнаем как образуется слог

– Часть слова

Принимают учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Игра «Кто это? Что это?». Звуковой анализ слова кот.

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, работа со схемой

Учитель показывает картинку с изображением кота.

– Кто это?

– Правильный ответ поможет найти схема слова.

– Сколько слогов в слове кот?

– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите?

– А каким звуком заканчивается слово кот?

– Кот, кошка.

– Кот.

– Один.

– ко.

– Звуком [т]

Различают гласные
и согласные звуки, называют основные отличительные признаки.

Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдают, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа

Фронтальный.

Слого-звуковой анализ слова кот; устные ответы

– Какой это звук: гласный или согласный?

– Почему?

Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука – согласный и гласный, слились – образовав слияние; третий звук – согласный – находится за пределами слияния.

– Произнесите все слово целиком

– Согласный.

– Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.

– Кот

Выделяют слоги-слия-ния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывают, почему выделенный слог является слиянием. Различают графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, используют их при моделировании слов

2. Работа с пословицей «Век живи, век учись»

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Беседа

– Послушайте пословицу: «Век живи, век учись».

– Как вы понимаете ее смысл?

Слушают пословицу.

– Необходимо постоянно накапливать знания

Анализируют пословицу, высказывают свое мнение. Объясняют смысл пословицы

Фронтальный.

Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали

Выполняют бег на месте, на предпоследней строчке останавливаются, на последней потянулись, руки вверх
и опустили через стороны

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

3. Работа с рисунком к сказке «Волк
и семеро козлят»

Фронтальная, парная.

Словесный.

Беседа

– Рассмотрите рисунки.

– Героев какой сказки вы видите на рисунке?

– Кто на них изображен?

Рассматривают рисунок.

– «Волк и семеро козлят»

Отвечают на вопросы
по сюжету сказки; рассуждают о необходимости соблюдать

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы

– Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла?

– Задайте вопросы друг другу

– Коза, волк, козленок.

– Пришел волк и съел козлят.

Задают вопросы друг другу

правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища

4. Составление предложений
по схемам

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Работа со схемой

– Составьте предложения по схемам

Составляют предложения из двух, трех, четырех слов

Составляют предложения с опорой на рисунки и схемы

Фронтальный, индивидуальный.

Составление предложений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Соотнесение рисунков и слого-звуковых схем слов
(учебник, с. 16)

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Работа со схемой

– Рассмотрите и соотнесите рисунки и схемы

– Ваза, кот, печка

Работают со схемами-моделями слов: соотносят слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью, доказывают соответствие. Устанавливают количество слогов и их порядок, протяжно произносят каждый слог

Фронтальный, индивидуальный.

Соотнесение рисунков и схем

2. Игра «Назови одним словом»
(учебник, с. 17)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Дидактическая игра

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

– Назовите одним словом предметы.

– Соотнесите рисунки и схемы

– Стул, стол, кровать, шкаф.

– Мебель.

– Стул, стол, шкаф

Находят и называют слог-слияние и примыкающие звуки на слух

и с опорой на схему.

Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме.

Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Фронтальный, индивидуальный.

Соотнесение рисунков и схем; обобщение предметов

VI. Рефлексивно-оценочный.

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока. Осмысливают свои действия и самооценку. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный.

Устные ответы

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (букварный период)

Тема урока: «Согласная буква Н».

Учитель: Винокурова Н.В.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Н, н; развивать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; закреплять навыки составления предложений по схемам, распространения предложения.

Формируемые УУД: умения заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать себя при работе в Прописях; правильно писать имена собственные.

Пропедевтика: личные местоимения.

ХОД УРОКА.

I. Включение в учебную деятельность.

– С какими буквами мы уже познакомились?

– Какие звуки они обозначают?

– В чем заключается особенность гласных звуков? (Они произносятся только с

помощью голоса. Они могут быть ударными и безударными. С их помощью

образуются слоги. )

II. Актуализация знаний.

– По ленте букв на стр. 39 «Азбуки» вспомните изученные гласные буквы.

– Вспомните, что буква И указывает на мягкость согласного звука.

– Прочитайте буквы и слоги из гласных букв, записанные на доске.

а у ау уа -ау уы ыо

и ы ау! аи – иа оы ыи

о а уа! ои – ио аы ыа

– Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40 «Азбуки».

– Кого вы на ней видите? (Русского богатыря и Змея Горыныча)

– Кому из вас родители читали былины о русских богатырях?

– Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче? (Он его взял в плен и

заставил работать)

– Что изображено справа от Змея?

– Опишите внешность богатыря.

– При помощи чего он рыхлеет землю? (При помощи деревянной сохи)

– Прочитайте стихотворение И. Никитина.

– Чему учит нас пословица «Труд кормит, а лень портит»?

– Как называется краткое слово, которое есть в предложении (Союз)

III. Постановка целей и определение темы урока.

– Как погоняют лошадку? (Но-но-но)

– Какой первый звук мы слышим? (Звук [н ])

– Как мама показывает малышу, что нельзя хулиганить? ( «Ни-ни» или «Нельзя»)

– Какой первый звук слышится в слове «нельзя»? ( Звук[н,])

– Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [н] и [н,].

Произвести слого-звуковой анализ слов «ножницы» и «нитки». Дать характеристику звукам [н] и [н,].

– Произнесем звуки [н] и [н,] и обратим внимание на положение языка, губ.

– Можно ли пропеть эти звуки?

– Легко ли проходит воздух? (Нет. Воздух задерживается, проходит через нос)

– Как называются звуки при произношении которых воздух задерживается?

(Согласные).

– Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь».

– Сделайте вывод. (Буква Н обозначает твердые и мягкие звуки [н] и [ н,].)

– Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С

голосом)

– Согласные звуки при произношении которых участвует голос, называются

звонкими.

– Что вы узнали о новых звуках? (Согласный, звонкий, твердый или мягкий).

– Определите, где спрятался новый звук? (позиция звука в словах, записанных на

доске).

Нос, сон, санки, низко, пятница, краснота, лень.

Коньки, кони, ночь, окно, огоньки, огонь, сын, пень.

– Придумайте свои слова с новыми звуками.

2. Знакомство с буквами Н, н.

На букве Н я, как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки!

– Рассмотрите букву Н в «Азбуке» и на доске.

– Прочитайте слоги в красной рамке на стр. 41. «Азбуки». С какой буквы

начинаются все слоги?

– Эта буква обозначает гласный или согласный звук?

– Может ли этот звук образовывать слог?

– Может ли ударение падать на звуки [н] и [н,]?

V. Развитие речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча-2».

2. Артикуляционная разминка.

Упражнение «Конфета».

3. Работа над дикцией.

– Прочитайте с доски нараспев: он-но, ан-на, ун-на, ын-на.

– Прочитайте эти слоги протяжно, но короче, чем нараспев.

– Прочитайте скороговорку.

Но-но-но – клюёт курица зерно.

На-на-на – вот и нет теперь зерна.

Не-не-не – вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну – все отправимся к зерну.

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока.

Написание строчной буквы н на стр. 14 Прописей.

(Пишем наклонную черту вниз, возвращаемся по написанному до середины

черты, делаем маленькую петельку и ведем ручку вверх до верхней линии. Затем

пишем наклонную черту с закруглением внизу. Букву пишем безотрывно.

– Прочитайте с доски хором.

ан она на ана

он оно но Ан-на

ун уну ну Ни-на

– Как написано слово Нина? (С заглавной буквы)

– А вы умеете писать заглавную букву Н?

– Заглавная буква Н тоже пишется безотрывно. (работа в Прописях на стр.15.

Написание слогов с проговариванием шепотом).

– Прочитайте пословицы на стр. 40 «Азбуки». Объясните их смысл.

– Найдите новые для вас буквы и подчеркните их карандашом.

– Назовите слова с мягким звуком [н,], а теперь слова с твердым звуком [н].

– Пропишите в рабочей тетради по 3 раза слова: он, она, оно, они.

– Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать изображенный

предмет и добавить к нему слова: он, она, оно, они.

– Какой звук есть во всех этих словах?

– В каких словах он звучит твердо, в каких мягко?

– Какой гласный звук смягчает согласные звуки при произношении.

– Прочитайте стихотворение на стр. 40 «Азбуки».

– Подчеркните в стихотворении все изученные гласные буквы, а букву Н обведите

кружком.

– Какими еще словами можно назвать Русь? (Россия, Российская Федерация)

– Как вы думаете, кого автор стихотворения называет недругом?

– За что вы любите свою Родину?

– В каком городе вы живете?

– Какие достопримечательности есть в нашем городе?

– На стр. 42 рассмотрите рисунки вверху. Соотнесите предмет с местоимением.

(Лейка –она, ведро – оно и т.д.)

– Как мы начинаем писать предложение? (С заглавной буквы)

– Что можем поставить в конце предложения? (Точку. Вопросительный знак.

Восклицательный знак)

– На стр. 42 прочитайте предложения. Рассмотрите маленькие иллюстрации.

– Что говорит папа сыну? («На книгу, сын»)

– Куда кладет книгу мальчик? (На стол)

– От правильного употребления слов часто зависит смысл того, о чем мы говорим.

На столе – слово «на» указывает место расположения предмета. Предлог «на»

указывает место, где находится какой-либо предмет или куда его нужно положить.

– Проведем слоговой аукцион.

на … (-сос, -род, -ша)

но… (-чи, -жи, -ра, -ты)

ни … (-тки, -же, -кто)

– Откройте Прописи на стр. 15. Пропишите слоги, напишите слово «Нина» с

заглавной буквы. (Анализ предложения «У Нины нитки»)

– Рассмотрите картинки, расположенные на доске. Что на них изображено?

(малина, смородина, клубника, лимон, вишня)

– Произнесите еще раз эти слова и определите место звуков [н] и [н,] в словах.

– Почему в одних случаях звук [н] слышится твердо, а в других звук [н,] слышится

мягко?

VIII. Подведение итогов урока.

– Понравился ли вам урок?

– Что было самым интересным на уроке?

– Что вызвало затруднение?

– Что нового вы узнали? Чему научились?

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Поурочные планы по обучению грамоте на первое полугодие. | скачать бесплатно

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

 умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Приветствие учащихся.

– Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться?

Значит можно садиться!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность

Фронтальный.

Устные ответы

II. Сообщение темы и целей.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

1. Отгадывание загадок.

2. Беседа по вопросам

Фронтальная.

Эвристичес-кий. Игровой момент (загадки)

– Отгадайте загадки:

1. Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет.

2. Первая книжка

Для всех детишек:

Учит – мучит,

А научит – радует.

3. Новый дом несут в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные

Отгадывают загадки.

1. Школа

2. Азбука

3. Портфель и учебники

Понимают смысл загадок

Фронтальный.

Устные ответы

– Кому нужны перечисленные предметы?

– Кто такие ученики?

– Ученикам.

– Дети, которые ходят учиться в школу

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания
в устной форме

Фронтальный.

Устные ответы

– Ребята, а зачем вы пришли в школу? Чему вы хотите научиться?

– А сегодня мы вспомним, что вы уже знаете, и познакомимся с первым учебником «Азбукой». По такому учебнику учились ваши мамы и папы, дедушки и бабушки, космонавты и ученые

Отвечают на вопрос

III. Обобще-

ние и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Физкультминутка

Индивидуальная.

Словесный.

Беседа, рассказы учащихся (дидактические упражнения)

– 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок.

– Кто вас собирал в школу?

– Кто провожал?

– Волновались ли вы и почему?

– Как встречали и провожали прохожие?

– Расскажите о своем первом учебном дне

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о первом учебном дне

Оформляют свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста, владеют речевыми умениями

Индивидуальный.

Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2)

Коллективная. Практический

Учитель говорит слова и демонстрирует движения:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Исходное положе-ние – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

Коллективная.

Словесный.

Беседа, рассказ учителя

1. Правила общения.

– Что вы говорите друг другу при встрече?

– Какие вежливые слова нужно использовать при приветствии, прощании, просьбе, выражении благодарности?

2. Правила поведения на уроке.

– Давайте познакомимся с правилами поведения на уроке. (Рассказывает правила, используя элементы беседы.)

3. Знакомство с правильной посадкой

– Привет, здравствуй.

– Здравствуйте,

до свидания, пожалуйста, спасибо.

Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения на уроке

Соблюдают правила в учебной работе (правильно

сидят, поднимают руку перед ответом, встают при ответе, отвечают громко и чётко, слушают учителя и выполняют его указания, слушают ответы товарищей)

Коллективный.

Демонстрация
(инсценировка)

Фронтальная.

Словесный.

Работа с «Азбукой», рассказ учителя

Ознакомление с условными знаками, их ролью при работе с «Азбукой» и элементами учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Правила обращения с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т. д.

Ориентируются
в «Азбуке»; называют и показывают элементы учебной книги, условные знаки, объясняют их значение и роль. Используют правила пользования с книгой при работе с «Азбукой»

Используют знаковосимволические средства для решения учебной задачи. Составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования

Фронтальный.

Наблюдение учителя, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

У меня спина прямая,

У меня спина прямая

(ходьба на месте, руки за спину),

Я наклонов не боюсь

(наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь

(наклон назад, выпрямиться),

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления. Ориентированы на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

Поворачиваюсь

(повороты туловища).

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два

(наклон вперед и выпрямиться).

Я хожу с осанкой гордой

(повороты туловища).

Прямо голову держу

(паклон вперед и выпрямиться),

Никуда я не спешу

(ходьба на месте, руки за спину).

Раз, два, три, четыре

(повороты туловища),

Три, четыре, раз, два

(ходьба на месте, руки за спину).

Я могу и поклониться.

(поклон и выпрямиться).

И присесть, и наклониться,

(присед, наклон вперед),

Повернусь туда-сюда!

(Повороты туловища направо-налево.)

Ох, прямешенька спина

(наклон вперед и выпрямиться)!

Раз, два, три, четыре

(повороты туловища),

Три, четыре, раз, два

дня, активно участвуют в физкультминутке

IV. Контроль и самопроверка знаний.

Групповая.

Словесный.

Беседа.

– Рассмотрите иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопрос

Последовательно
и логично рассказывают о событии,

Групповой, индивидуальный.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Работа с иллюстрацией (учебник, с. 4)

изменении в своей жизни, опираясь на иллюстрацию

Рассказ по иллюстрации 
(см. Приложения 1, 2)

Индивидуальная.

Эвристический.

Беседа

– Почему так говорят: «Учиться всегда пригодится»?

Отвечают на вопрос

Формулируют свое мнение, строят понятные высказывания

Индивидуальный.

Устный ответ

Индивидуальная.

Практический.

Дидактическое упражнение (учебник, с. 4)

– Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца?

– Игрушки в коробочке, школьные принадлежности в ранце

Осуществляют классификацию по заданным критериям

Индивидуальный.

Дидактическое упражнение

V. Рефлексивно-оценочный.

Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная.

Словесный.

Обобщающая беседа.

Практический.

Упражнение «Укрась торт»

– Что мы делали на уроке?

– Что вам понравилось?

– Кого можно похвалить?

– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

– Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет

Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение

Оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы, выполнение упражнения

VI. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Групповая, индивидуальная.

Словесный, практический.

Проект (творческие задания)

– Вы стали учениками, школа – теперь ваш второй дом. Вам предстоит изучить первый учебник – «Азбуку». Вместе с родителями подумайте и выполните творческую работу (проект) на тему «Школа», «Я – ученик», «Страна Азбука», «Пословицы и поговорки об учении», загадки на школьную тему (к уроку 5)

Слушают опережающее задание, уточняют его. Выбирают тему из предложенных учителем или с родителями, формулируют свою

Учатся работать
в группе. Принимают и сохраняют учебную задачу: подготовить проект

Групповой. Творческая работа

nsportal.ru

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Конспект урока для 1 класса

Предметная область: Обучение грамоте. (Чтение)

УМК: «Школа России»

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Тема: «Согласные звуки [х] и [х’], буквы Хх.»

Цель: Формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся начальных классов в предметной области «Обучение грамоте (чтение)» по теме «Звуки [х] и [х’], буква Хх ».

Задачи:

  • Развивать фонематический слух;

  • Формировать умение отгадывать загадки, читать чистоговорки и работать со схемами слов;

  • Учиться формулировать тему и цель урока, подводить итог урока;

  • Формировать умение обобщать и конкретизировать знания при построении ответа на вопросы;

  • Учить плавно и осознанно читать по слогам слова, объяснять их лексическое значение и текст;

  • Воспитывать умение слушать, аккуратно выполнять предложенные задания фронтально, в паре, в группе;

  • Развивать речь, мышление ребенка, умение выражать свои мысли и чувства, уважительно относится к труду людей, беречь хлеб.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, дидактический материал для работ в паре, группе, листы самооценки, интерактивные физкультминутки.

Ход урока

Слайд 2

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Ученики:

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней чем «Я»

Мы друзья и мы семья.

-У вас на столах у каждого лежат листы самооценки. После каждого этапа работы на уроке мы будем к нему обращать и закрашивать соответствующие графы красным карандашом.

Слайд 3

2.Актуализация знаний

– Итак, первое задание:

Игра «Найди лишнее слово» и объясни почему?

Слайд 4

-Ягода, автобус, поле, иголка, уголь (лишнее поле, т.к. начинается не с гласного звука)

Слайд 5

-Бегать, бросать, сеять, блестеть, брызгать (лишнее слово сеять, т.к. начинается не с согласного звука [б])

Слайд 6

-Кот, круг, ком, колос, кол (лишнее слово колос, т.к. в нем два слога)

Слайд 7

-Муха, муравей, медведь, мышь, мука (лишнее слово мука, т.к. это не название животного)

Слайд 8

Пиджак, платок, пекарня, платье, пояс (лишнее слово пекарня, т.к. остальные слова это предметы одежды)

-Оценим выполнение этого задания в своих листочках. Слева в столбце самая первая строчка игра «Найди лишнее слово», закрасьте тот прямоугольник, который соответствует результату выполненного вами задания.

Слайд 9

3.Этап выявления места и причины затруднений.

– Перед вами список оставшихся слов. Прочитаем их еще раз. Можно ли их объединить вместе по какому- либо смысловому признаку.

Поле, сеять, колос, мука, пекарня. (предположения детей)

– Так рождается хлеб.

Слайд 10

– Давайте посмотрим короткую инсценировку белорусской сказки «Лёгкий хлеб»

А может человек прожить без хлеба? Много ли трудов (т.к. дети еще маленькие, говорю «трудов», чтобы смогли перечислить все работы хлеборобов) вложено в то, чтобы хлеб был на нашем столе?

Слайд 11

– Давайте откроем азбуку на стр.38.

Что изображено на странице?

– Опишите эту иллюстрацию.

– На что похож хлеб? (на солнышко)

– Чем хлеб похож на солнышко? (румяный, круглый, желтый)

-На чем подается хлеб?

Слайд 12

Слайд 13

– Почему он подается на рушнике? ( объяснение учителя: рушник всегда был ещё и символом благословения Божьего, поэтому хлеб да соль всегда подают на рушнике, чтобы к своему хорошему отношению к гостям или хозяевам добавить и благословение Божье., несъеденный хлеб, чтобы не черствел, заворачивали в рушник или длинное полотенце)

Оцените свои ответы на вопросы в листе самооценке

-Произнесем еще раз все вместе слово «хлеб»

-Какой звук первым вы слышите в этом слове?

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока?

Слайд 14

– Кто назовет цель нашего урока?

Слайд 15

4. Информационный блок. Открытие нового знания.

– С чего мы начинаем изучение нового звука? (с характеристики)

– Произносим хором (вывод: согласный, не поется)

– Закрываем ушки (вывод: глухой, не слышен в ушах) (на доске появляется схема)

– А вот чтобы определить твердый этот звук или мягкий или всегда только твердый или мягкий, предлагаю выполнить задание в паре

– Вам нужно договориться о выборе цвета карточки с заданием, оценив свои возможности.

Карточка 1 (оранжевый)

Раскрасьте схемы к словам, сформулируйте вывод

хор хит

Вывод: Звук [х]….

Карточка 2 (желтый)

Составьте схемы к словам, сформулируйте вывод:

хор, хит

_____________ ___________

Вывод: Звук [х]….

Карточка 3 (синий)

Отгадайте загадки и к отгадкам составьте схемы слов, сформулируйте вывод

  1. Если вместе все поют.

Это … нас назовут.

  1. Если модно мы поем,

То …его зовем.

____________ __________

Вывод: Звук [х]….

Слайд 16

-Какой вывод можно сделать?

Слайд 17

– Оцените свою работу в паре словами на экране

-А теперь как правильно выполнили задание, оцените с помощью листов самооценки

Слайд 18

Слайд 19

Физкультминутка

– Я буду называть слова со звуком [х]. Ваша задача, стоя у своих парт, внимательно слушать и выполнять следующие действия. Если [х] звук мягкий – хлопаете, если твердый – топаете). Холод, петух, хитрость, хор, буханка, хобот, плохой, пастухи.

– Теперь как внимательно выполнили физкультминутку, оцените с помощью листов самооценки

– Вернемся к нашей схеме, характеристику звука. Что в схеме не хватает?

– Кто знает, как выглядит буква Ха печатная?

-Найдите среди букв на доске нашу сегодняшнюю букву? (вставили в схему)

– На что похожа буква ха? (ответы детей)

Слайд 20

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

– Игра «Доскажи словечко»

Внимание на экран!

Так мы составляем схемы…(предложений)

-Предложения состоят из ….(слов)

– Слова делятся на ….(слоги)

Слайд 21

– Внимание, на экране появились столбики со слогами. Какое будет задание? (читаем слоги) (хором, тихо, громко, только слияния, только неслияния)

Слайд 22

Теперь как правильно читали слоги, оцените с помощью листов самооценки – Мы сегодня в начале урока говорили много о хлебе.

– Давайте, почитаем слова, предложенные на экране (хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек, хлебороб, хлебозавод, хлеборезка)

-Объясним значение непонятных слов.

– Что общего у всех этих слов?

-Как мы называем такие слова? (пропедевтика понятия однокоренное слово)

Слайд 23-24

Физкультминутка для глаз (интерактивная физкультминутка на экране проектора)

Слайд 25

6. Этап включения в систему знаний и повторения

– Подготовим наш артикуляционный аппарат к чтению теста

-Работаем с чистоговорками. Зачем мы читаем чистоговорки?

– У вас на столах листочки, читаем каждый свою чистоговорку в полголоса.

– А теперь только девочки хором: Хи – Хи – Хи – сочиняем мы стихи.

-Мальчики: Ха-Ха-Ха – где же рифмы у стиха?

-Теперь как правильно выполнили задание, оцените с помощью листов самооценки

Слайд 26

-Разделитесь на группы по 4 человека (дети знают каждый свою группу), у вас на столе цветные листочки. Выбрать нужно один, оценив свои возможности в группе. Инструкция учителя по выбору цвета листа :

Розовый лист – простое задание

Синий лист – сложнее

Белый – самый сложный

Карточка 1(розовый)

Прочитайте тест и подчеркните все слова , которые встретились со звуком [х]

Скоро осень. Дрожат осины от холода. Короче дни. В мелких озёрах появился ледок. До холодов надо убрать хлеб. Много машин выходят на поля: тракторы, косилки, комбайны.

Карточка 2(синий)

Прочитайте тест и подчеркните все слова , которые встретились со звуком [х], придумайте и запишите заголовок к нему.

_____________________________________

Скоро осень. Дрожат осины от холода. Короче дни. В мелких озёрах появился ледок. До холодов надо убрать хлеб. Много машин выходят на поля: тракторы, косилки, комбайны.

Карточка 3(белый):

Прочитайте тест и подчеркните все слова , которые встретились со звуком [х], придумайте и запишите заголовок к нему.

_____________________________________

Скоро осень. Дрожат осины от холода. Короче дни. В мелких озёрах появился ледок. До холодов надо убрать хлеб. Много машин выходят на поля: тракторы, косилки, комбайны.

Ответьте на вопросы:

– Какое время года описывается?

– Какая работа ведется на полях?

– Перечислить какие машины вышли на поля?

– Выберите свой лист. Время выполнения задания 3 минуты. Не забываем правила работы в группе.

Слайд 27

Осуществляют проверку по эталону на экране. (фронтально по готовности групп)

Слайд 28

– Оцените работу в группе с помощью слов на экране

Слайд 29

– А теперь вернитесь на свои места и оцените, как качественно вы выполнили работу в группе на своих оценочных листах

Какое будет следующее задание, обратите свое внимание на экран, какой значок там появился?

– Что он обозначает?

-Верно! «Рука помощи»

Слайд 30

– Задание: Прочитать стихотворение и вписать 5 слов, которые вы найдете со звуком [х] в стихотворении.

Хлеб хороший, настоящий

Хвалят все: и стар и млад.

Он и свежий, и хрустящий-

Как на пекаре халат.

Слайд 31

-Оцените работу с помощью слов на экране

– Вернитесь к своим листам, поработайте с последней строчкой

Слайд 32

7. Рефлексия академической деятельности

– Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

– А вот чтобы узнать достиг ли из вас этой цели, обратимся еще раз к вашим листам? Что за изображение получилось?(5) Вот значит, за урок у нас все получилось просто «отлично», а значит, цель достигнута.

Слайд 33

8.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

– С каким впечатлением вы пойдете на перемену с урока вы сейчас попробуете определить с помощью кругов на столе:

Желтый – «Я доволен собой на уроке и у меня хорошее настроение осталось от урока»

Серый – « Не очень я доволен сегодняшним уроком и собой»

Черный – « Совсем плохое настроение и впечатление от урока».

– Свои результаты приклейте на наш каравай.

– Посмотрите, какой румяный, свежий и вкусный получился хлеб.

– На этом урок наш закончился! Всем хорошего настроения! Спасибо за работу!

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс

КСП по обучению грамоте в 1 классе

2 четверть 38 урок

Сквозная тема:

Мир вокруг нас

Школа: Краснооктябрьская

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя: Сарсембаева Г. К.

Класс: 1 класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Звуки [д], [д’]- Буква Д д

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации.

1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений.

1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме.

Развитие

навыков:

1.4 Прогнозирование событий.

2.1 Использование видов чтения.

2.9 Ориентирование в графической форме слов.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Критерии успеха

Все учащиеся смогут:

Выделять новые звуки из слов.

Определять на слух особенности произношения звуков [д], [д’]. Приводить примеры слов со звуками [д], [д’] в начале, середине, конце слова. Соотносить звуки [д], [д’] и букву, их обозначающую. Читать слоги и слова с изученной буквой.

Прогнозировать содержание рассказа по заголовку и иллюстрации. Использовать основные виды чтения.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах

Большинство учащихся смогут:

Отгадать загадку и составить со словом отгадкой предложение.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (дырки, диск).

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу.

Доказывать, что звук [д] – согласный, твердый, звонкий,

[д’] – согласный, мягкий, звонкий.

Определять количество и порядок слогов в слове.

Слышать звуки [д], [д’] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Определять место новой буквы на «ленте букв».

Подбирать к схемам предложения из текста и составлять свои предложения. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы Д д.

Составлять и записывать слова с новой буквой. Списывать предложения с письменного и с печатного текста. Создать рисунок «На что похожа буква Д».

Некоторые учащиеся смогут:

Выделять звуки [д], [д’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на слово. Анализировать задание, определять его цель, отвечать на вопрос к заданию. Выслушать ответ товарища, оценить правильность выполнения задания в доброжелательной форме.

Подобрать синонимы к слову «дождь».

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредмет

ные

связи

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка, математика

Предварительные

знания

Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и, о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, к, п,б, г, парные согласные б-п, г-к, сочетание – ши.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а учиться,

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

Актуализация знаний.

А какой урок у нас начинается?

Правильно, урок обучения грамоте.

Проверьте, все ли вы приготовили?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Молодцы!

Мы готовы начать работать. Но сначала нам надо узнать, какая же тема сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься?

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Посмотрите на картинки и разделите их на две группы.

(дятел, ворона, воробей, дуб, роза, ромашка)

– Выделите в каждой группе по одному лишнему слову.

(дятел, дуб)

– Что общего в этих словах? (Буква Д)

Определите тему урока.

– А какая цель нашего урока?

Середина урока

(К) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

У природы нет плохой погоды –

Каждая погода благодать.

Дождь ли снег – любое время года

Надо благодарно принимать.

(К, И) Работа с домиком для букв.

Предложить найти на ленте букв изученные парные согласные и дать характеристику звукам, которые они обозначают (Б-П, Г- К).

(П, К) Анализ схемы слова (дождик).

Чтение слогов. Учащиеся делают вывод: буква д, звуки[д], [д’].

Работа в группах «Аукцион – буква д».

Задание. Учащиеся приводят примеры слов со звуками [д], [д’] в начале, середине, конце слова.

(К, И) Артикуляционная зарядка.

(К, П) Трехъязычие: дождь, жацбыр, rain.

Из сундучка взять карточку со словами и прикрепить на «говорящую стену» в классе. Попросить детей проговорить слова, повторить другу. Замените слово дождь близкими по значению словами, (ливень, осадки, дождик, дождище, дождина.)

Работа в группах.

1. Учащиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике, выполняют задания к ней, работая в группе, создают рисунок «На что похожа буква Д».

(К, И) 2. Учащиеся читают столбики слов и определяют место звуков [д], [д’] в словах.

Определяют количество и порядок слогов в словах.

Называют слова с мягкими согласными.

Динамическая пауза «Дождик».

(Д, К) вытянув руки вперед, ладонями вниз.)

Приплыли тучи дождевые:

(Дети стоят,

(Начинают свободно встряхивать кистями рук.)

Дождинки пляшут, как живые:

(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх.)

И пшеница, склоняясь к земле родной, Пьет, пьет, пьет.

(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вниз.)

А теплый дождик неугомонный Льет, льет, льет.

(Начинают свободно встряхивать кистями рук.)

(Д, К) Работа в прописи.

Положите тетрадь с наклоном.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.

– Покажите, как вы держите ручку?

Рассматривание образца строчной буквы д.

– Между какими линиями рабочей строки она располагается?

– Из каких элементов состоит буква д?

– Опишите направление движения руки при написании буквы д.

Написание буквы на линиях с частой наклонной линией и на рабочей строке.

Сравнение с образцом.

Написание буквы с гласными буквами: отработка нижнего и верхнего соединений.

Работа в парах.

Задание: найти и обвести простым карандашом правильно написанную букву

(Д, К) Пальчиковая гимнастика.

Что такое, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней

И по крыше бьет быстрей.

Работа по учебнику.

(И) 3. Учащиеся отгадывают загадку и составляют со словом-отгадкой предложение.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами будем знакомиться со стихотворениями, в которых говорится о погоде.

(К) 4. Работа с рассказом «Малыши».

Предложить учащимся рассмотреть иллюстрацию в учебнике, затем прочитать название текста и ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?»

(К, И) Предложить работу над основными видами чтения: плавное слоговое с переходом на чтение целыми словами. Учащиеся подбирают к схемам предложения из рассказа.

Работа в группах. Игра «Моя любимая игрушка».

Предложить каждой группе показать игрушку с помощью жестов.

Дети к схемам в учебнике составляют предложения с той игрушкой, которую они показывали в группе.

Обратить внимание детей на имена героев рассказа: Дамир, Динара, Диас, Дастан.

Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена людей пишутся с заглавной буквы).

Динамическая пауза.

Итак, с какими звуками мы познакомились? А теперь поиграем в игру. Игра называется “Берегись!”

Где живет дятел? (В лесу) А лес таит в себе много опасностей. Мы будем передвигаться вперед, и встречать различных животных. Если в название животного есть звук “Д” или “Д,”, то вы прячетесь. Если нет, проходите мимо:

сорока, дикобраз, воробей, медведь, сова, крокодил. Еж, леопард белка, дикий кабан, заяц, панда/

Взаимооценивание

Листы белой бумаги, цветные карандаши

Взаимооценивание

Пропись

Взаимооценивание

Конец урока

(Д, К) Работа в прописи.

(И) Задание на развитие логического мышления: загадки слов (дырки, диск).

(И, К) Написание слов и предложений с письменного и печатного текста.

Итог урока.

Формативное оценивание.

Рефлексия «Ступени».

Учитель раздает учащимся карточки, на которых нарисованы три ступеньки. С помощью этого символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания урока.

Рефлексивное оценивание в прописи. Предложить каждому ученику дополнить и раскрасить смайлик, который будет соответствовать его настроению.

Пропись

Карточки

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения – смайлик улыбается, если цель достигнута частично – смайлик грустит, если цель не достигнута – смайлик плачет. Таким образом, педагог анализирует принятие информации всем классом.

Динамическая пауза

Итак, с какими звуками мы познакомились? А теперь поиграем в игру. Игра называется “Берегись!” Где живет дятел? А лес таит в себе много опасностей. Мы будем передвигаться вперед, и встречать различных животных. Если в название животного есть звук “Д” или “Д,”, то вы прячетесь. Если нет, проходите мимо.

/сорока, дикобраз, воробей, медведь, сова, крокодил. Еж, леопард белка, дикий кабан, заяц, панда/

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс

3.Актуализация знаний

– Откройте азбуку на с. 43. Рассмотрите иллюстрации к сказке.

– Кто знает, как называется эта сказка?

– Что изображено на первой иллюстрации?

– Что несёт лиса в узелке?

– Что на рисунке помогает нам определить, что избушка лисы тает?

– Рассмотрите следующие иллюстрации и скажите: почему больше нигде не изображено солнышко?

– Проанализируйте предложение: «Петух выгнал лису из избушки».

Для начала давайте составим схему этого предложения.

– Что такое предложение?

– Кто желает выйти к доске и нарисовать схему этого предложения.

– Ребята, правильно ли нарисована схема?

– Сколько слов в этом предложении?

– Посмотрите на доску, даны карточки с буквами. Прочитайте хором с доски нараспев: А,О,Ы, И, У. Как получаются звуки?

– Почему получаются разные звуки? От чего это зависит?

– Какие буквы написаны на доске?

– Почему их так назвали?

– А есть другие звуки, не такие напевные?

– Какими получаются эти звуки?

– Как их назвали?

– Почему согласные так назвали?

Потому что они любят быть вместе с гласными. Когда они одни, без гласных, – она слабые, короткие. Поэтому они любят, когда за ними стоят гласные. Тогда они чувствуют себя сильными, уверенными, звучат громко, отчётливо. Вот мы их называем согласными, то есть такими, которые хотят быть вместе с гласными.

– «Заюшкина избушка».

– Заяц выглядывает в окошко из своей избушки. Изба построена из брёвен. Светит солнышко. На крыше домика тает снег. Справа изображена ледяная избушка лисы. Она тоже тает. Лиса бежит к зайчику.

– Свои вещи.

– Яркое солнце и капли воды, стекающие со стены ледяной избушки.

– Потому что у зайчика горе.

– Дети составляют схему слов в предложении.

– Это слова, связанные по смыслу.

– |___ ____ ____ _ ____ .

– Да.

– 5 слов.

– Воздух проходит через горло, нос, рот, участвуют зубы, губы, язык.

– От того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко раскрывается рот.

– буквы Гласных.

– Они голосовые, голос льётся свободно, их можно петь.

– Да. Звуки, которые наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.

– Короткими.

– Согласными.

4.Постановка целей и определение темы урока

– Отгадайте загадки.

1. Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (Собака.)

2. Всю ночь лает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова.)

3. Очень много силы в нём, ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)

– Давайте хором проговорим эти слова: собака, сова, слон.

– Что общего у слов – отгадок?

– Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?

– Собака.

– Сова.

– Слон.

– Собака, сова, слон.

– Названия одушевлённых предметов, они начинаются со звука [с].

– Обсудить тему, познакомиться со звуком с и буквой с, её ролью в слоге-слиянии, научиться писать букву с и соединения с этой буквой.

5.Работа по теме урока

5.1.Знакомство со звуками [с] [с,].

5.2.Знакомство с буквами С,с.

– Поведем слого – звуковой анализ слов «лес» и «лось». Не забывайте про артикуляцию звуков (положение губ, зубов, языка).

– Слово «лес». Сколько гласных звуков в слове «лес»?

– Сколько слогов в этом слове? Почему?

– Произнесите этот слог.

– Из чего он состоит?

– Правильно. Разбираем второе слово «лось». Сколько гласных звуков в этом слове?

– Сколько слогов в этом слове? Почему?

– Назовите этот слог.

– Из чего он состоит?

– Произнесите последний звук в слове лес.

– И в слове лось произнесите последний звук.

– Ребята, в русском языке звуки [с] и [с,] обозначаются одной буквой С. (Показ печатной буквы С)

– Какие звуки обозначает буква С

– Один, звук [э].

– Один слог, сколько гласных звуков, столько и слогов.

– Лес.

– Из слияния мягкого согласного л,гласного э и твердого согласного с.

– Один, звук [о].

– Один слог, сколько гласных звуков, столько и слогов.

– Лось.

– Из слияния твердого согласного [л,]гласного о и мягкого согласного с.

– [с]. В слове «лес» звук [с] – согласный, твёрдых, глухой.

– [с,]А в слове «лось» звук [с,] – согласный, мягкий, глухой.

– Звук[с] бывает согласным, глухим, твёрдым и Звук [с,] согласный, глухой,мягким.

– На что похожа буква С?

– Послушайте несколько стихотворений, предметы которого похожи на букву С. (показ иллюстрации к предметам)

1. Села мышка в уголок, Съела бублика кусок.

2. Что за буква светится старым ясным месяцем? (Луна.)

3. Шёл конь, подковами звеня. Как буква С следы коня.

– Перед тем, как начнём работать в прописях, давайте прочитаем хором эти слоги и слова.

– Теперь откройте прописи на с. 16. Будем мы с вами учиться писать букву С.

(Сравнивание печатной и письменной буквы.)

– Печатная и письменная буква С чем-нибудь отличаются?

– Чем отличается заглавная буква от строчной?

– Давайте пропишем строчную букву. – Сначала смотрим на доску и одновременно на мою кисть, как я буду писать букву с строчную.

Начинаем чуть ниже верхней линии справа налево прописываем полуовал, касаясь нижней линии. Обведите букву с и допишите доконца строки.

– Чтобы написать заглавную букву, сколько строчек нам понадобиться?

– Сначала ставлю точку на второй линии, затем справа налево прописываем полуовал, касаясь нижней линии.

– Обведите буквы и допишите доконца строки.

– Прописи отодвиньте и откройте Азбуки на с.45. Давайте вместе хором прочитаем эти слоги на правой стороне листа. Первый ряд читает хором, остальные следят, 2-ой ряд, 3-ий. Кто желает самостоятельно прочитать?

– Рассмотрите картину на с. 44 учебника. Какое время суток изображено на рисунке?

– Какую ещё птицу вы увидели? Где она сидит?

– Если внимательно посмотреть на цвета, которые выбрал художник, похоже ли это время суток на вечер или ночь?

– Так почему же летает сова?

– Какое несчастье случилось с девочками?

– Почему девочки оказались в лесу?

– Каким образом девчонки решили отыскать друг друга?

– Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке?

– Почему вы решили, что это осень?

– Прочитайте предложения под рисунком. Катя, прочитай вслух. А теперь все вместе прочитаем.

– Почему в конце каждого предложения стоим восклицательный знак?

– В схеме слов везде мягкий согласный звук будет закрашиваться зелёным цветом, а твёрдый – синим.

– Посмотрите вопросы в голубых рамках. Эти новые звуки гласные или согласные?

– Почему вы решили, что согласные?

– Твёрдые или мягкие?

– Прочитайте предложения на с.45.

-Прочитайте вслух первое предложение. Кто желает?

– Прочитаем все вместе

– Прочитайте второе предложение. Кто желает?

– Прочитаем оставшиеся предложения.

– Кто желает прочитать все предложения. Ваня читает, остальные следите.

– Поставьте вопросы друг другу по этим предложениям.

– Сегодня вы узнаете, что часто будете встречать слова, которые произносятся совсем не так, как пишутся. В таких случаях говорят, что произношение расходятся с написанием. Написание букв в таких словах нужно запомнить. И называться они будут словарными словами. Первое словарное слово 0 осина.

– Послушайте стихотворение:

Осень осину очень любила,

Осень осину всю нарядила

В яркий багрянец. Как хорошо!

Слово «осина» начни с буквы О!

– Постарайтесь запомнить, что слово «осина» пишем с буквы О.

– В нашей рабочей тетради напечатаем слова: осины – осины.

– Прочитайте стихотворение И.Бунина на с. 45 и найди слова, в которых есть буква с.

– Можно ли сказать, что поэт словами описал тот же лес, который изображён на рисунке?

– Прочитайте пословицу в самом верху на с. 44.

– Как вы понимаете её смысл?

– Ребята, пословица – это народная мудрость, которая нас учит хорошему, доброму.

– Эта буква представляет собой часть овала и поэтому должна быть округлой.

– Читают со слайда или с карточек.

– Отличаются наклоном, но они похожи.

– Размером.

– Две линии.

– Слушают внимательно

– Затем прописывают буквы в прописях.

– Смотрят в Азбуку и проговаривают слоги совместно с учителем: си, са, сы, со, су.

– По лесу летает сова. Совы летают только в вечернее или ночное время суток.

– Ворона, сидит на маленькой ёлочке.

– Нет, краски выбраны светлые и яркие.

– Девочки стали перекликаться, из-за шума сова вылетела из своего укрытия.

– Они потеряли друг друга в лесу или одна девочка заблудилась.

– Они собирали грибы.

– Прокричать слово «ау, ау».

– Осень.

– Листва на деревьях и кустарниках пожелтела, а некоторые оделись в алый наряд.

– Нина! Ау! Ау!

– Потому что это слово мы произносим с особой интонацией, громко, эмоционально это произносим.

– Согласные.

– Буква С обозначает два cогласных звука, при произношении встречают преграды.

[с] – твердый, [с, ]- мягкий

– Нина у осины. Нина у сосны. Ау, Нина. Ау!

– Где находится Нина? У какого дерева Нина? Кто стоит у осины? Кто находится у осины?

– Да.

– Старый друг лучше новых двух.

– Старый друг лучше, потому что знает наши секрет, наши тайны. Он надёжный, понимающий и всегда придёт на помощь.

А с новым другом, мы не много пережили и не знаем , как он поведёт себя в различных жизненных ситуациях.

8.Продолжение работы по теме урока

– Откройте «Азбуку» на с.46.

– На верхней части Азбуки даны слоги. Давайте все вместе хором прочитаем эти слоги.

– Теперь подумайте, какие слова спрятались в этой схеме.

– Откройте прописи на с. 17 обратите внимание на слова «Сима» и «Соня».

– Прочитайте первое слово- Сима.

– Заглавная или строчная первая буква? Почему?

– Посмотрите внимательно, как я записываю это имя (слово).

Пишу заглавную буквуС, затем гласную букву и – у меня получился слог Си, затем не останавливаюсь, пишу короткую соединительную линию и прописываю слог ма, не отрываясь.

– Прочитаем, что я написала?

– Напишите в прописи слово, диктуя себе по слогам.

– Разбираем второе слово «Соня».

– Прочитайте второе слово –Соня.

– Заглавная или строчная первая буква? Почему?

– Ребята, вы ещё не изучали букву я, вам следует написать только 3 буквы, это Сон, а буква я там уже написана.

– Посмотрите внимательно, как я записываю это имя (слово).

Пишу заглавную буквуС, затем гласную букву о – у меня получился слог Со, затем не останавливаюсь, пишу короткую соединительную линию и прописываю слог ня, не отрываясь.

– Прочитаем, что я написала?

– Напишите в прописи слово, диктуя себе по слогам.

– Ребята, в Азбуке на с. 46, в цепочке слогов спрятаны слова. Какие слова можно составить из карточек со слогами?

– Прочитайте теперь следующее предложение, выделенного крупным шрифтом.

– Почему мальчик убегает от ос? Чем опасны укусы ос?

– Запишите предложения в Прописи на с. 17.

– Прочитайте первое предложение.

– Сколько в нем слов?

– С какой буквы мы начинаем писать первое слово в предложении?

– Какой знак стоит в конце предложения?

– Давайте его прочитаем с соответствующей интонацией.

– Посмотрите, как я запишу.

– Запишите в прописи предложение.

– Не забываем сидеть красиво, прямо. Следите за посадкой.

– Прочитайте стихотворение на с. 47.

– Кто из вас знает, в какой стране водятся слоны в природе?

– Кто из вас видел слонов в цирку? В зоопарке?

– Могут слоны жить в одном из лесов России?

– Чем занят слон на иллюстрации?

– В каком городе он находится?

– Что вам помогло определить, что этот город – Москва?

– Какая птица сидит рядом со слоном?

– Чем она занята?

– Почему ученики должны внимательно слушать всё то, о чём говорится на уроке?

– Сейчас я вам прочитаю предложения, вы должны как больше запомнить слова со звуками [с] и [с,].

Сегодня стужа. Слабо светит солнце. Серый, светлый сумрак. Сеют, сыплются снежки.

– Скучно? Собирайся! Сейчас станем скатывать снеговика! Слышен смех. Скрипят санки. Свистят снежки. Славно!

– Итак, какие слова вы запомнили?

– Где стоит звук [с] или [с,]?

о, са, ни, на, сос, на.

оса, сани, насос, сосна.

– Работают в прописях.

– Сима.

– Заглавная. Потому что это имя собственное.

– Сима.

– Соня.

– Заглавная. Потому что это имя собственное.

– Соня.

– Она, усы, насос, сны, осина, сосна, сосны, осины, оса, осы, сани, сыны.

– Нина! Осы! Осы!

– Боится их. Может вызвать аллергию на коже.

-Пишут предложения: Нина!Осы!Осы!

– С заглавной буквы.

– Восклицательный знак.

– Внимательно смотрят.

– В Африке, в Индии.

– Нет они живут в более тёплых странах. Слоны обитают в Индии и на африканском континенте.

– Сидит и читает книгу.

– В Москве.

– Такие высотные здания есть только в Москве.

– Ворона.

– Смотрит на слона, как он читает книгу.

– Если не слушаться учителя, то он ничего не поймёт, ничего не будет знать, А учитель на уроках даёт знания детям.

– Первая буква с начале каждого слова.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *