Урок обучения грамоте 1 класс предложение: Конспект урока по обучению грамоте “Предложение и слово”1 класс

Содержание

Конспект урока по обучению грамоте “Предложение и слово”1 класс

Конспект по обучению грамоте 1 класс

Тема: Предложение и слово

Цель: Формировать понятие «предложение», представление детей о знаниях, накопленных человечеством.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

-А сейчас вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке? (Что такое письменная и устная речь)

III. Изучение нового материала

-Наша речь состоит из предложений, которые мы будем обозначать вот так.

-Обратите ваше внимание на маленький хвостик в верхнем левом углу.

-Откройте ваши учебники на стр. 6 и рассмотрите иллюстрацию.

-Кто-нибудь узнал эту сказку? (Это сказка «Теремок»)

-Слова, к которым можно задать вопрос «Кто?», обозначают названия живых существ, одушевленных предметов.

-Кто изображен на иллюстрации? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик -побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок, медведь косолапый)

-Кто чем занят?

– Слова, к которым можно задать вопрос «Что?», обозначают неживые , неодушевленные предметы.

-Что изображено на рисунке? (Теремок, горох, подсолнух, розы ,скамья, ведра, коромысло)

-Под иллюстрацией у вас есть схемы, что они обозначают? (Предложения)

-Сколько схем? (2)

-А сколько тогда будет предложений? (2)

-Посмотрите на схему слева.

-Что делает ёж? (Ёж сидит)

-Сколько слов в предложении?(2)

Каждое слово в предложении обозначается отдельным длинным прямоугольником.

-Сколько слов изображено на схеме слева? (2)

-Подходит нам это предложение?(да)

Начало предложения обозначено вертикальной чертой, пауза в конце предложения обозначена точкой, каждое слово в предложении следует обозначать отдельным длинным прямоугольником.

IV.Физкультминутка

-Рассмотрите схему справа, сколько в предложении слов? (3)

-Что несёт лягушка? (Лягушка несёт ведра)

-Изобразим графически предложение из трёх слов.

-Как обозначить начало предложения?(Вертикальной чертой)

-Как обозначить конец предложения? (Точкой)

V. Закрепление изученного материала

-Придумайте предложение о подсолнухе из трёх слов. (Подсолнух вырос высоким.)

-Построим схему данного предложения.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленные предметы? (Что?)

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевленные предметы? (Кто?)

-Назовите предметы, которые изображены внизу стр. 6.

-Как их можно назвать одним словом? (Инструменты)

-Рассмотрите изображения на стр. 7

-Вы узнали эту сказку? («Репка»)

-Вспомним героев это сказки.

-У вас изображены схемы, что обозначают длинные прямоугольники ? (Количество слов в предложении)

– Сколько слов будет в первом предложении? (3)

-Составьте предложение к первой схеме. (Дед тянет репку)

-Подходит это предложение к нашей схеме?(да)

-Рассмотрите вторую схему.

-Сколько слов будет в предложении?(2)

-Что сделали герои сказки на последней иллюстрации?(Вытянули репку)

-Подходит нам это предложение по схеме?(да)

-Сравните две схемы, чем они отличаются? (Знаком в конце предложения)

-Это знак называется восклицательным и пишется он, когда люди передают сильные чувства и эмоции.

-Откройте стр. 8 и найдите иллюстрации внизу учебника.

-Кого вы видите? (Медведь, ёж, корова, собака)

-Как вы думаете, на какие две группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние животные)

-Какие животные относятся к диким?(Медведь, ёж)

-А какие к домашним? (Корова, собака)

VI. Подведение итогов урока

-Из чего состоит речь?

-Из чего состоят предложения?

-Как обозначается каждое слово в предложении?

VII. Д/З

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Репка»

Урок обучения грамоте. Слово, предложение. | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

Подводящий диалог

1 мин

– Доброе утро, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Екатерина Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

– Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и вы готовы к получению новых знаний.

– Ребята, с чего вы обычно начинаете урок обучения грамоте?

– приветствовать учителя

– отвечать на вопросы

– с разминки

К:- общение и взаимодействие

Л.: – воспринимать речь учителя, непосредственно обращённую к учащимся

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: выполнение речевой разминки

4 мин

– Ребята, сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести артикуляционную разминку. Первое упражнение будет называться «Хомячок». Что мы с вами знаем о хомяках?

-Верно, сейчас нам необходимо набрать ртом воздух, чтобы у нас получились щечки как у хомяка. Теперь мы будем перемещать воздух из стороны в сторону, чтобы надувалась сначала одна щечка, а потом другая. Попробуйте надуть 5 раз левую щечку и 5 раз правую.
– А сейчас покусайте тихонечко кончик язычка, теперь весь. Теперь улыбнитесь широко, но чтобы не было видно зубов. Молодцы!

– у хомяков большие щечки

– готовят речевой аппарат к работе

К:- общение и взаимодействие

П.: – уметь осознанно строить речевое высказывание устно

III. Постановка учебной задачи

Словесный: отгадывание загадок

Словесный: определение темы урока

3 мин

Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам выпустишь –
Потом не изловишь.
– А теперь догадайтесь, о чем речь.
– Слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Что это?
– Хорошо, а как называется произношение одного из слогов в слове с большей силой в голосе?
– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какие знания закреплять?

– отвечать на вопросы

– слово

– предложение

– ударение

– о слове, предложении и ударении

К:- общение и взаимодействие;

– использовать речевые средства;

– умение устанавливать рабочие отношения

Л: – умение самостоятельно делать свой выбор

П.: – устанавливать причинно-следственные связи;

 – уметь осознанно строить речевое высказывание устно

IV. Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

Конструирование предложений по модели

6мин

– Откройте страницу номер 58. Рассмотрите рисунок.

– Знаете ли вы эту сказку?

– Посмотрите на схему под рисунком, она поможет вам узнать, что делает волк. Что мы видим?

– Смотря на схему, расскажите мне о предложении, которое мы будем составлять. Сколько будет слов в этом предложении?
– О ком вы узнали?

– Что делает волк?

– Хорошо. Посмотрите на пустую схему внизу странички. Как вы думаете, что это?

– Правильно, а что обозначает большая черта в начале предложения?

– Теперь давайте составим предложения, подходящие к этой схеме, про животных, которые изображены на странице. Давайте о том, что они кушают.
– О ком составим первое предложение?

– Что там у нас ловил волк?

– Значит, что волк наш любит?

– Назовите первое предложение.

– Подходит это предложение к схеме?

– Хорошо, следующее предложение необходимо составить про белку. Кто хочет сказать уже готовое предложение?

– Молодцы, теперь последнее. Кто хочет назвать?

– Ребята, а кто мне скажет? Что общего у слова и предложения?

– Хорошо, а теперь мы с вами немного разомнемся.

– да

– схему предложения

– в этом предложении 3 слова

– о волке

– ловит рыбу

– схема предложения

-ответят/не ответят

– Это обозначает то, что любое предложение начинается с заглавной буквы. А в конце предложения ставится точка в знак того, что предложение закончилось.

– о волке

– рыбу

– рыбу

– волк любит рыбу

да

– белка любит грибы

– лиса любит сыр

– предложение состоит из слов

К:

– общение и взаимодействие;

– использовать речевые средства;

Л:

– умение самостоятельно делать свой выбор

Р:

– учитывать выделенные учителем ориентиры;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с учебником;

Выполнение самостоятельной работы.

20мин.

– Посмотрите на рисунок на стр. 59. Догадайтесь, как называется сказка, о которой мы сейчас будем говорить?

– Вспомните начало сказки. С чего начиналась сказка?

– Подходит это предложение к схеме?
– Кого не хватает на картинке?
– Ребята, что такое предложение?

– Что нового мы узнали сегодня?

– Молодцы.

– Репка

– Посадил дед репку

– Да

– Мышки

– слова, связанные между собой по смыслу

– что предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой.

П:

-понимать представленную информацию.

К:

-использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

-учитывать разные мнения.

-умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

5мин

Какова была тема нашего урока?

Что мы сегодня с вами делали?

– Сейчас я предлагаю вам, оценить себя с помощью лесенки успеха. Если вам было все понятно – то, поставьте себя на самую высокую ступень, если кое-что недопоняли,  то на вторую, а если совсем ничего не получилось, то на самую низкую.
– Кто поставил себя на 2 ступень? Что не получилось?

– Кто поставил себя на 3-ю?
– Ребята, спасибо вам большое за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Анализировать свою работу на уроке

Отвечать на вопросы учителя

Л:

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Конспект урока по обучению грамоте “Из чего состоят предложения”

– Ребята, какая речь бывает?

– Как вы ее различаете?

– Приведите свои примеры.

С. Дифференциация через диалог и оказание поддержки

– Работа по учебнику

– Рассмотрите картинке в учебнике?

– Перечислите, что нарисовано на картинках?

– Мяч, окно, банан, и.т.д.

– Правильно. Это название предмета.

Слово – это название предмета.

Самостоятельное чтение

Текст «Слова бывают разные»

ФО Метод «Паутина»

Ребята, передают друг другу ниточку и отвечают на мой вопрос по прочитанному тексту?

Игра «Слово + действие»

АМО «Постановка вопроса и обсуждение»

Ребята, сейчас я буду показывать разные предметы по очереди, а вы должны подумать, что хотела я сказать этим предметом.

Карина, это что?

-Это бабочка.

-Правильно. Что я хотела сказать, когда показала эту бабочку?

– Вера ловит бабочку.

– Правильно. Молодцы. Мы из слов построили предложения.

– А сейчас поменяйте слова местами. Что получилось?

-Бабочка ловит Веру.

– Как вы думаете, какое предложение построено, верно?

– Правильно. Первое предложение построено, верно.

– Предложение- это два или несколько слов связанных между собой по смыслу.

Практическая работа.

Ребята, у каждого из вас на парте есть белый прямоугольник.

– Прямоугольник- это предложение.

– Сейчас возьмите ножницы и разрежьте его на 3 части.

– Разложите их перед собой на одинаковом расстоянии

.

-Что мы сейчас сделали?

-Правильно. Мы предложение разделили на 3 слова.

– Каждый маленький полученный прямоугольник- это слово.

-Таких слов у вас получилось 3.

Значит, предложения состоят из слов.

– Если мы все 3 маленьких прямоугольника соединим, то у нас

получится большой прямоугольник – что значит предложение.

ФО «Словесная оценка»

Урок 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО