Слово и слог 1 класс конспект урока по обучению грамоте: Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса по теме “Слово и слог”

Содержание

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса по теме “Слово и слог”

Тема: Слово и слог.

 

Цель:

·       научить учащихся делить слова на слоги;

·       классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т.д.;

·       развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

 

Задачи урока:  

Предметные:                                                                                                                                                              

·       начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги;                                                                                                                        

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                           

Личностные:

·       формировать интерес к учебному материалу ; 

·       проявление самостоятельности в разных видах деятельности;

·       продолжить работу по формированию умения оценивать свои действия.                                                                  

Регулятивные:

·       учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу;

·       своевременно и корректно сообщать учителю, что   не понимает вопроса, задание, выполнять учебные действия в устной речи и в уме;                                                                                                                                                                                                                                                                     

Познавательные:

·       учащийся учится  анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с  заданием учителя, составлять слова из букв (синтез), приобретает первоначальный опыт анализа  слогового состава слова;                                                               

 Коммуникативные:

·       учащийся приобретает опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке;

·       работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости.

 

 

Ход урока

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой

 

 Утром ранним кто-то странный

 Заглянул в мое окно,

 На ладони появилось рыжее пятно.

 Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

– Представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркало, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

– Давайте, улыбнемся солнышку.

– А теперь повернемся к нашим гостям, поздороваемся и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее. 

 

2. Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, составлять рассказы.

– Рассмотрите рисунки на стр. 9

– Герои какой сказки на них изображены?

– Перечислите героев сказки.

(Старик, старуха, колобок, заяц, волк, медведь,   лиса)

– Расскажите ее по рисункам. (Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации)

– Сколько у вас получилось предложений?

– Сколько слов в первом предложении?

 

– А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.

 

3. Постановка учебной задачи

–  Посмотрите, что я сейчас сделаю.

(учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части)

– Что мы будем сегодня делать на уроке? (мы будем делить слова на части)

– Эти части называются слоги

 

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности

– Кто изображен на рисунке?

– Скажем хором слово лиса.

– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са.

– Произнесите так же

– Сколько частей в этом слове вы услышали?

– Я покажу, что в этом слове две части.

– Вы видите, что в этом слове две части.

– Какой первый слог? Второй слог?

–  Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям

 

 

 

5. Физкультминутка 

            

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

 

 

 

 6. Беседа по картинке с изображением белки

Кто здесь изображен?

– Скажите это слово хором.

– Как мы это сказали: сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово

белка произнесли за два раза: бел – ка.

– Значит, в этом слове имеются две части.

– Изобразим схематически.

 (учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, делит на части)

–  Какая первая? (бел-.)

 Какая вторая? (-ка.)

– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами.

– Скажите хором слово слоги.

– Почему под рисунками,  на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы?

 

7. Закрепление знаний

а) дидактическое упражнение (учебник, с. 9)

– Рассмотрите рисунки.

– Кто на них изображен?

– Сколько слогов в каждом слове?

·        Соотносят рисунки и схемы.

·        Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах.

 

б) работа с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад»

(учебник, с. 10)

Учитель читает: «Не нужен и клад, когда в семье лад»

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ели в семье все хорошо, все счастливы, все любят друг друга и живут в мире, то никакой клад для большего счастья им и не нужен)

 

в) Составление рассказа по сюжетному рисунку «Дружная семья»

– Какое время года изображено?

– Кто к кому приехал в гости?

– Рады ли все встрече?

– Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»?

– Составьте предложение из трех слов о мальчике, о девочке, о папе.

·       Мальчик несет машину.

·       Девочка несет куклу.

·       Папа открыл багажник.

 

г) дидактическое упражнение (учебник, с. 10

)

– Рассматривают рисунки, схемы.

– Кто на них изображен?

– Сколько слогов в каждом слове?

(считают количество слогов в словах, соотносят рисунки, схемы и объясняют)

 

8. Рефлексивно-оценочный

– Что нового узнали?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Спасибо за урок

 

Рекомендации: Д/З Расскажите о своей семье.

 

 

 

 

 

Приложение

 

– Кто нарисован на с. 9 внизу?

– Почему я в вопросе применила слово «КТО»?

– На какие две группы, можно разделить всех животных? (птицы и звери)

– Где живут эти птицы и звери?

 

– Хором произнесём слово белка.

– Как мы это сказали: сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку, и слово белка произнесли   за два раза: бел – ка.

– Значит, в этом слове имеются две части.

– Изобразим схематически.

 (учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, делит на части)

– Какая первая? (бел-)

– Какая вторая? (-ка)

 

– Хором произнесём слово воробей.

– Как мы это сказали: сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово воробей  произнесли за два раза: во – ро – бей.

– Значит, в этом слове имеются три части.

– Изобразим схематически.

 (учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, делит на части)

– Какая первая часть? (во-)

– Какая вторая часть? (-ро)

– Какая третья часть? (-бей)

 

– Хором произнесём слово гусь.

– Как мы это сказали: сразу или нет?

– Правильно, мы не  сделали остановку, и слово гусь произнесли  сразу.

– Значит, в этом слове имеются одна часть.

– Изобразим схематически.

 (учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, не делит на части)

– Какая первая? (гусь)

 

 

 

 

 

  

 

Урок обучения грамоте (чтение) Деление слов на слоги | План-конспект урока по чтению (1 класс):

Урок обучения грамоте

в 1 Б классе,

МБОУ «Лицей №9»

г.       Белгорода

Учитель: Локтина

Любовь  Васильевна

Слог. Деление слов на слоги. Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

Цель: Познакомить со смыслом понятия «слог» и его существенным признаком – наличием гласного звука.

Универсальные учебные действия:

Личностные: создавать условия для создания интереса к учебному материалу;

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты построения слогов, проводить сравнение;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.

Задачи

– различать слово и слог;  делить слова на слоги, характеризовать слоги как ударные и безударные;

– выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного; 

– моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы.

Деятельность:

– участие в решении проблемной ситуации: почему в одном случае слово из четырех букв можно составить, а в другом нет,

– формулирование  вывода  о  наличии гласного как существенного признака слога,

– упражнение в делении слов на слоги, в выделении ударных и безударных слогов,

– угадывание звука по его характеристике, выбор из ряда предложенных звуков того звука, качественная характеристика которого дана,

– группировка звуков по заданному основанию.

Оборудование: учебник по обучению грамоте Азбука, Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец:  стр.38 , интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организация класса.

2 . Работа в парах.

Целеполагание, актуализация знаний учащихся

– Составьте слова из букв на жёлтом фоне.  

– Почему у вас ничего не получилось?  (Нет гласных.)

Если это задание вызывает затруднение, составьте слова из букв на красном фоне.

– Что у вас получилось? Почему? (Гласные и согласные.)

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: слова не могут состоять только из одних согласных.

3. Работа над новым материалом: Слог. Деление слов на слоги.

1. Игры.

1) А сейчас мы с вами отправимся на спортивную площадку, где идёт игра в хоккей. Трибуны шумят, подбадривают хоккеиста.

– Покажите, как они это делают. Что кричат?

Дети скандируют (то есть отчётливо произносят слова, выделяя каждый слог.): «Шай-бу!»

Другие варианты: «Ва-ся! Во-ва! Мо-лод-цы!»

Можно разыграть сценку «На стадионе». Класс делится на три команды, и каждая команда скандирует своё слово.

2) Теперь давайте отправимся на день рождения. (Может быть, в этот день у кого-то действительно день рождения.)

– Давайте всем классом  поздравим именинника.

Дети произносят слово по-здра-вля-ем по частям.

– Как вы произносили слова на стадионе? А поздравляя именинника?

3) Для закрепления можно разыграть ещё одну ситуацию. Нужно позвать подружку Наташу на улицу погулять.

– Как вы будете это делать?

Девочки могут звать подружку, потом мальчики – друга: «На-та-ша! Ни-ки-та!»

Обратить внимание детей на то, что при скандировании необходимо прислушиваться к соседу, не говорить вперёд, не отставать.

2) – Когда вы проговаривали эти слова, вы делили их на части. Эти части называют слогами.

– На доске – цветок.

– Посмотрите на бутон лилии. Все лепестки сжаты, на них написано слово лилии. Вдруг цветок распустился, раскрылся, разъединился на лепестки (на части), и слово лилии разделилось на части (на слоги).

– Прочитайте, как теперь звучит это слово.

– Как вы думаете, почему нужно уметь делить слова на слоги?

– По слогам переносят слова с одной строки на другую.

3) Разделите слова для переноса (слова из учебника можно вынести на доску: луна, малина, лимон, налим. )

– Кто изображён на рисунках?

– На сколько частей распалось каждое слово?

– Почему?

 

4. Физ. минутка: Учитель называет слова, а дети приседают, деля слова на слоги.

5.  Работа в группах. Проверка.

Задание:

  1. Приклей слова в левый столбик, а слоги – в правый.
  2. Дополните устно слоги, чтобы получились слова.

ум

ро

Ми

он

мир

мно

Ни

Слова: ум, мир, он.                                 Слоги: Ми, Ни, ро, мно.

6. Закрепление пройденного.

1. Игры со слогами. Тетрадь «Азбука»,  Н. В.Нечаева, К.С.Белорусец

– Со слогами можно играть.

  1. Работа в группах

Давайте попробуем разгадать ребусы стр. 38.

– Объясните, что означает вертикальная черта?

(Радуга – дуга, машина – шина, бабочка – бочка.)

  1. Разделите слова на слоги.

(Разрезать слова ножницами на слоги.)

1 группа

Л У Н А

2 группа

М А Л И Н А

3 группа

Л И М О Н

4 группа

М А Й

Проверка ( интерактивная доска)  – слова «раздвигаются».

3) Составьте слова и поставьте ударение.

(Мыли, Лара, Мила, лира, умы, рамы.)

7. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

 Мы познакомились…

Мы учились…

Мы умеем…

– Что значит, когда гласная стоит в сильной или слабой позиции?

– Без чего нельзя составить слово?

– Для чего нужно делить слова на слоги?

8. Рефлексия.

– Прикрепите флажок на одну их площадок:

Я умею делить слова на слоги:

Хорошо. 

Хотелось бы лучше.

Отлично.

     Сомневаюсь.

слова

      слоги 

ум ро Ми он мир мно Ни

Урок 1: Знакомство со слогами

Перейти к содержимому

Ссылки на викторианский учебный план – английский язык


Говорение и аудирование, язык: фонетика и знание слов

Foundation: 

  • Определение рифмованных слов, моделей аллитерации, слогов и некоторых звуков (фонем) в произносимых словах ( Описание контента VCELA168)

Ссылки на викторианский учебный план – английский как дополнительный язык (EAL)

Путь A

Говорение и слушание

Уровень A1:

  • Имитация произношения, ударения и интонации (VCEALL027)

Уровень A2:

  • Повторить или изменить предложение или фразу, моделирование ритм, интонация и произношение в чужой речи (VCEALL109)

Путь B

Говорение и слушание

Уровень BL:

  • Используйте разборчивое произношение для знакомых слов (VCEALL182)

Уровень B1:

  • Используйте разборчивое произношение для ряда часто встречающихся слов, изученных в классе (VCEALL262)
    90 015

Требуемые ресурсы


  • Клав палочки или ненастроенные музыкальные инструменты
  • Плакаты формата А4, на которых 1, 2, 3 и 4 напечатаны отдельно

Учебное намерение


Я узнаю, что слова состоят из слогов.

Критерии успеха


  • Я могу хлопать битами (слогами) своего имени.
  • Я могу сосчитать количество ударов (слогов) в своем имени.

Ход урока


  1. Познакомить, что такое слог (доли в слове). Все слоги должны содержать гласный или похожий на гласный звук. Мы разбиваем слова на слоги, чтобы помочь нам в чтении и письме.
  2. Модель хлопает в ладоши по слогам в именах учителей (например, Lin.da-2 слога, Mo.ham.med-3 слога, Lil.i.an.na-4 слога).
  3. Попросите учащихся повернуться и поговорить с партнером, чтобы он назвал свое имя и отхлопал в ладоши количество ударов (слогов) в нем. Роув пары для проверки.
  4. Разместите цифры 1, 2, 3 и 4 по комнате. Учащиеся, у которых один слог стоит под 1, 2 слога стоят рядом со 2 и так далее.
  5. Используя палочки-клаве, попросите учащихся в каждой группе назвать свое имя и хлопнуть в ладоши палочками-клаве. В каком имени больше всего слогов? У кого меньше всего?
  6. Ученики поворачиваются и говорят в своих пронумерованных группах. Могут ли они придумать разные имена, в которых такое же количество слогов, как и в их именах? Могут ли они придумать другие имена, в которых больше/меньше слогов, чем слогов в их именах? Протестируйте с помощью клав-стиков. Каждая группа делится.
  7. Вернуться в основную группу. Еще раз просмотрите критерии успеха и проверьте их понимание учащимися.

Наверх

Последнее обновление: 15 июля 2020 г.

Наш сайт использует бесплатный инструмент для перевода на другие языки. Этот инструмент является ориентиром и может быть неточным. Подробнее см.: Информация на вашем языке

Игры со слогами | Классные стратегии

По мере того, как учащиеся улучшают свое понимание грамотности, они переходят от чтения и письма односложных слов (часто с конструкциями согласная-гласная-согласная) к чтению и письму многосложных слов. Обучение, направленное на обучение студентов слогам, часто фокусируется на обучении различным типам слогов (открытым и закрытым) и тому, что происходит, когда слоги соединяются вместе в слове.

Как использовать: Индивидуально С небольшими группами Параметр для всего класса

Другие стратегии фонологического понимания

Зачем учить слогам?

  • Разделение слов на части или «фрагменты» помогает ускорить процесс декодирования.
  • Зная правила деления на слоги, учащиеся могут читать слова более точно и бегло.
  • Понимание слогов также может помочь учащимся научиться правильно писать слова.

 

 

Выстукивание слогов

Учащиеся по очереди выбивают на барабане или бубне слоги в своих именах или других словах. Смотрите план урока.

Это видео опубликовано с разрешения Balanced Literacy Diet. См. еще много похожих обучающих видеороликов с планами уроков в разделе «Фонематическая осведомленность».

Слоги: детский сад

В этом видео небольшая группа детского сада занимается изучением слогов. В этой демонстрации участвуют 5 студентов, и они используют манипуляции. (Из практического руководства What Works Clearinghouse: Базовые навыки для поддержки чтения для понимания в детском саду до 3-го класса.)

Сбор ресурсов

Занятие с маркером

Это упражнение из нашей статьи How Now Brown Cow: Занятия по распознаванию фонем является примером того, как научить учащихся использовать маркер (т. е. жетон) для подсчета слогов.

Маркерная активность, часто используемая для подсчета слов, может быть адаптирована для использования в подсчете слогов. Учителя могут раздать каждому ребенку жетоны и две или три горизонтально соединенные коробки, нарисованные на листе бумаги. Дети кладут жетоны в каждую коробку слева направо по мере того, как они слышат каждый слог в слове.

Многосложные манипуляции

Этот пример включает в себя несколько действий и таблицу многосложных слов. Одним из конкретных занятий на этой странице является игра «Управление многосложными словами». Учителя могут разделить слова из вариантов для чтения на слоги, записать каждый слог на карточке для заметок и отобразить слоги в беспорядке. Предложите учащимся расположить слоги так, чтобы получились слова.

Работа с многосложными словами >

Игры в хлопки

Связывание слогов с ритмом может помочь учащимся лучше усвоить концепцию слогов в словах. Вот игра в аплодисменты, которая поможет юным ученикам понять, как делить слова на слоги.

Игра с основными словами >

Использование зеркал

Следующая ссылка содержит информацию о вводных занятиях, таких как использование зеркал для обучения учащихся слогам. Также предоставляется информация о различных образцах правописания слогов.

Использование зеркала для понимания слогов >

Прыжки по слогам

Это упражнение учит учащихся разделять слова на слоги. Учащиеся перемещают слоги, создавая новые «глупые» слова, что дает им возможность попрактиковаться в обращении с разными звуками.

Прыжки по слогам >

Найдите множество других упражнений на слоговые упражнения, разработанные Флоридским центром исследований чтения.

Дифференцированное обучение

для изучающих второй язык, учащихся с разными навыками чтения и младших школьников

  • Используйте картинки вместо слов в заданиях для младших и младших читателей
  • Включает слуховые и практические действия (например, хлопки в ладоши, постукивание по столу или марширование на месте под слоги в именах детей)
  • Включите письменное задание для более продвинутых учащихся.

См. исследование, подтверждающее эту стратегию

Адамс М., Форман Б., Лундберг И. и Билер Т. (2004). Фонематическая деятельность для дошкольного или начального класса.

Эллис, Э. (1997). Как теперь коричневая корова: деятельность по распознаванию фонем.

Рвы, Л. и Толман, К. (2008). Шесть типов слогов.

Детские книги для использования с этой стратегией

Остров: История Галапагосских островов

Автор: Джейсон Чин

Жанр: Документальная литература

Возрастной уровень: 6-9

Уровень чтения: Независимый читатель 900 03

Юные читатели изучат меняющаяся местность и животные Галапагосских островов в этой научно-популярной книге с картинками. Чарльз Дарвин впервые посетил Галапагосские острова почти 200 лет назад только для того, чтобы открыть землю, полную растений и животных, которых нельзя было найти больше нигде на земле. Как они оказались на острове? Как долго они останутся? Тщательно исследован и наполнен замысловатыми и красивыми картинами отмеченного наградами автора и художника Джейсона Чина.

Где еще в дикой природе? Больше скрытых и обнаруженных замаскированных существ

Автор: Дэвид Шварц

Возраст: 3–6 лет

Уровень чтения: начинающий

Крупный план, полноцветные фотографии замаскированных существ и различные стихи предлагают читателям изучить изображение. при изучении характеристик. Открывается разворот для предоставления дополнительной информации. (Это может понравиться детям, которые любят «настоящие» вещи.)

Dogku

Автор: Эндрю Клементс

Возрастной уровень: 6-9

Уровень чтения: Самостоятельный читатель

История в книжке с картинками о собаке, которая нашла дом, полностью (и на удивление удачно) рассказана с помощью хайку.

Чечетка на крыше: Сидзё (стихи)

Автор: Линда Сью Парк

Жанр: Поэзия

Возрастной уровень: 6–9 лет

Уровень чтения: Независимый читатель

Как хайку, сидзё – малоизвестный, краткая поэтическая форма из Кореи – смотрит на повседневные дела от завтрака до погоды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *