Слайд 1
Что мы знаем о народах России? Красилова И.Л., учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №23 г. Йошкар-Олы»Слайд 2
Ребята! Как называется наша страна? Россия
Слайд 3
А какие народы населяют нашу страну – Россию?
Слайд 4
Я предлагаю вам рассмотреть представителей некоторых народов России. Сравнить их лица и костюмы.
Слайд 5
Русские
Слайд 6
Татары
Слайд 7
Евреи
Слайд 8
Карелы
Слайд 9
Буряты
Слайд 10
Осетины
Слайд 11
Чукчи
Слайд 12
Башкиры
Слайд 13
Марийцы
Слайд 14
Ребята, а что связывает друг с другом все народы России? Общая Родина, уважение друг к другу и дружба.
Слайд 15
Мой следующий вопрос: «Какие праздники отмечают народы России?»
Слайд 16
Масленица (сырная неделя) – русский народный праздник связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
Слайд 17
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей.
Слайд 18
У бурятского народа есть свой спортивный национальный праздник – Сурхарбан . Согласно вековым традициям, настоящие мужчины соревнуются в стрельбе из лука, борьбе и конных состязаниях.
Слайд 19
Ребята, хочу вам сообщить, что важную роль в жизни народов России играет религия. Особенно распространены в нашей стране христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Слайд 20
христианство ислам иудаизм буддизм
Слайд 21
Давайте сделаем вывод: какие разные народы населяют Россию! У каждого свои черты лица, национальные костюмы, народные праздники и религии. Но все народы России связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.
Слайд 22
Спасибо за урок!
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе
по теме: «Народы, населяющие Россию»
Морозова Гулназ Ахметхабибовна
учитель начальных классов
Г. Набережные Челны
2014
Пояснительная записка
Изучение культуры родного края необходимо для всех детей независимо от возраста. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть свой, ни с чем несравнимый уголок земли. Это наша Малая Родина.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, культура, традиции становятся частью жизни каждого человека.
Сегодня современное образование направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, а также лицами из числа коренного населения. Важность защиты и развития культурных традиций в условиях многонационального государства подчеркивается и в законе “Об образовании” Российской Федерации. Поэтому тема изучения культуры народов России весьма актуальна. Дети младшего школьного возраста являются реально действующей силой для культурного возрождения народов России. Задача педагога направить эту силу в нужное русло, так как душа ребенка искреннее и легче откликается на попытки донести такие прекрасные вещи как, национальная культура. Именно в младшем школьном возрасте важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, ведь это поможет им в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка урока по окружающему миру представляет собой организацию учебной деятельности школьников, ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления. Использование современных средств подачи материала для знакомства с культурными традициями, национальными костюмами народов России и Татарстана помогают достигнуть эффективного результата в развитии личностных свойств учащихся в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
Урок подготовлен для 1 класса. В учебном плане это третий урок .Для его реализации используется учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» ,2011 год, а также презентационный и фото материал.
Тема: Народы, населяющие Россию.
Целеполагание:
Родина – эта наша страна Россия и наша малая Родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой Родине.
Познакомиться с многонациональностью России. Иметь представления о национальном костюме. Познакомиться с национальными праздниками народов России и Татарстана, основными религиозными традициями русского и татарского народов.
Предметные результаты:
перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;
находить информацию о народах своего края.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;
рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России.
Тема: Народы, населяющие Россию.
Цель:
1)Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками русского и татарского народов, с наиболее распространенными религиями в Татарстане;
2)Формировать универсальные учебные действия:
умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов; рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
3)Способствовать осознанию важности уважительного отношения ко всем народам России.
Оборудование. У учителя – физическая карта России, интерактивная доска, презентация №1 «Национальные костюмы народов России»,
презентация №2 «Масленица»,
презентация №3 «Сабантуй»,
фото материал.
У учащихся – клей, ножницы для выполнения задания рабочей тетради.
Ход урока
1. Актуализация знаний и умений
Учитель: «На прошлом уроке мы путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?»
2.Мотивация и целеполагание
Учитель: «Что вы знаете о народах России?». Дети высказываются.
Учитель: «Сегодня, мы продолжим путешествие по нашей стране».
Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12 учебника):
«Узнаем какие народы живут в России. Обсудим, чем они различаются и что связывает их друг с другом. В конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос».
3.Освоение нового содержания и его применение.
1)Знакомство с национальными костюмами народов России.
Учитель: «Отправиться в путешествие нам поможет отрывок из стихотворения В. Степанова:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Учитель: «Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете?»
Учитель выслушивает ответы учащихся.
Учитель: «Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Национальные костюмы народов России»( презентация №1)
Слайд№1
Учитель: «Всего на территории России проживает более 180 народов. Слайд№2
Учитель: «Русские составляют большую часть населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче – сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан. Какой цвет преобладает в русском костюме? (красный)
Слайд№3
Учитель: «Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.»
Просмотр остальных слайдов с 4-10 проводится с короткими комментариями. Внимание детей обращается на разнообразие вышивки, наличие монет, использовавшихся как украшение, преобладающие цвета.
Учитель: «Вы увидели национальные костюмы только нескольких народов России. Конечно, сейчас мы не увидим на улице людей в таких костюмах. Их можно увидеть в исторических музеях, в ансамблях народной песни».
2)Закрепление полученных знаний.
Учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители некоторых народов России.
Учитель: «Кого вы видите? Сравните костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России».
Происходит обмен мнениями и впечатлениями.
Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.
3)Беседа о русском народном празднике «Масленица».
Далее дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какой русский праздник изображен на фотографии №1?»
Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника.
Учитель предлагает вниманию детей презентацию №2 «Масленица»
Слайд №1
Учитель: «Расскажите о своих личных впечатлениях о событии и действии, происходящем на фотографии.
Масленица – народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины. «
Слайд №2
Учитель: «В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы – сжигание чучела Масленицы».
Слайд №3
Учитель: «Праздник обязательно сопровождался народными гуляниям».
Слайд №4
Учитель: «Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лед,
Пусть весна скорей придет!»
4) Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)
Учитель: «В каких играх вы участвовали на праздниках?»
Школьники делятся впечатлениями. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, проводимых на Масленицу.
Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
5) Беседа о татарском народном празднике «Сабантуй»
Презентация №3 «Сабантуй»
Слайд №1
Учитель: «В какой республике мы с вами проживаем? (Ответы детей: «Татарстан».) Половина населения Татарстана – татары. Татарский народ имеет свои национальные традиции и праздники. Какой татарский праздник изображен на фотографии №2?»(с.13 учебника)( Ответы детей: «Сабантуй»)
Слайд №2
Учитель: «Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в начале весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай. Какие конкурсы устраивали на Сабантуе?»(Ответы детей.)
Слайд №3
Учитель: «Чем угощают татары гостей на празднике? Какие татарские национальные блюда вы знаете? »
Слайд №4
Учитель:«Как открывается современный праздник Сабантуй?» Ответы детей.
6) Игра « бег с яйцом в ложке». ( вместо физкультминутки)
Учитель предлагает поиграть в одну из любимых детьми игр, проводимых на Сабантуе « Бег с яйцом в ложке»:
Дети делятся на две команды. У каждой команды деревянная ложка с яйцом. Надо добежать с ложкой с яйцом до метки и обратно. Побеждает команда, которая первая закончит бег.
7)Беседа о роли религии в жизни народов России.
Опираясь на материалы учебника( с.13), а также учитывая национальный состав класса и принадлежность семей учащихся к тем или иным конфессиям, учитель говорит о важной роли религии в жизни народов России.
Учитель:«И в России, и в Татарстане распространено среди русского населения христианство, а среди татар – мусульманство. В нашем городе тоже проживают люди принадлежащие, разным религиям. Об этом свидетельствуют церкви, мечети, украшающие наш город. Посмотрите фото материал.(см. приложение)
Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о народах России?». Затем учитель обращает внимание на вывод (с. 13 учебника). С помощью текста вывода, который зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.
Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью вопросов и заданий на с. 13 учебника.
Список использованных источников
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266–1
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»
А. А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 1 часть. Москва. «Просвещение» 2011. 12-13стр.
А. А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс. Рабочая тетрадь. 1 часть. Издательство. Москва «Просвещение» 2014. 5стр.
http://komanda-k.ru/Татарстан/праздник-сабантуй
http://tatarkitap.ru/tatars/vozrozhdenie-tradiciy.aspx
http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/ciki/tradit.htm
http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm
http://www.goldmuseum.ru/tradicii-rus/
Приложение
презентация №1 «Национальные костюмы народов России»,
презентация №2 «Масленица»,
презентация №3 «Сабантуй»,
фото материал
infourok.ru
Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.
Русский народ
Русские – самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны… подробнее
Татарский народ
Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион – Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа… подробнее
Башкирский народ
Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек – это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ… подробнее
Чувашский народ
Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине… подробнее
Чеченский народ
Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России… подробнее
Мордовский народ
Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии – около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу… подробнее
Удмуртский народ
Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек – это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам – Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину… подробнее
Народ Якутии
Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек – это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы – это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ… подробнее
Бурятский народ
По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория – Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная – Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят… подробнее
Народ Коми
Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах… подробнее
Народ Калмыкии
Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях – около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае – менее тысячи человек… подробнее
Адыгейский народ
Родиной для адыгейцев является Адыгея и Краснодарский край. Численность этого народа небольшая – всего 129 тысяч человек, это около 0,10% от общего национального состава РФ. Кроме указанной территории, адыгейцев можно встретить в Ростовской и Московских областях, а также в Кабардино-Балкарии… подробнее
Алтайский народ
Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах – 0,06 от общего числа россиян… подробнее
Народ Чукчи
Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность – около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области… подробнее
Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и народы других стран. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.
Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
казачья Средняя школа №22 имени кавалера Ордена Мужества А.Морозова
Интегрированный урок по окружающему миру с элементами казачества
Тема: «Что мы знаем о народах России»
1 класс
Разработала учитель начальных классов
Белорусова Юлия Валериевна
Гуково
2016 год
Творческий проект интегрированного урок
по окружающему миру с элементами казачества «Что мы знаем о народах России»
Цели: воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.
Планируемые результаты: учащиеся научатся презентовать рассказ о жизни и традициях народов России в творческой форме.
Оборудование: презентация к уроку
Ход урока
В России множество народов:
Другой язык, другие песни.
Но так уж суждено судьбою,
Всегда они повсюду вместе.
Сегодня мы покажем небольшую сказку – быль о нашей стране, в которой дружно живут разные народы.
II Актуализация темы урока
Одежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Одежда должна отвечать многим требованиям: защищать тело от дождя, снега, холода, жары и конечно же — она должна украшать человека, придавать ему приятный вид и должна быть удобной для различных видов деятельности человека.
Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки, пословицы и поговорки.
|
|
|
|
|
|
У: Одежда украшала и защищала человека. А что еще мог рассказать костюм о своем владельце?
Учащиеся приходят к выводу:
1) костюм определял место человека в обществе;
2) указывал на профессию.
У. – Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о красоте костюмов разных народов , о том, что одежда – это часть истории и культуры любого народа.
Рассказ про одежду во все времена.
Про то, как менялась с веками она.
Как нынче нужна,
Как важна была прежде…
Итак, начинаем рассказ об одежде.
III Работа по теме урока.
Звучит народная музыка.
В.: В некотором царстве, в некотором государстве стоял теремок. Терем – терем – теремок, он ни низок, ни высок. Шёл как-то русский человек, увидел теремок. Постучал в него. Но никто не ответил ему. Тогда решил он остаться в нем жить.
Основой мужского костюма была рубаха. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Основой женской одежды была длинная сорочка. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
И вдруг за дверью послышался стук.
Р.: Кто там?
Здоровеньки буллы, – раздалось за дверью. Запахло борщом и клецками.
У.: Я украинка. Отважная как медведь и хитрая как лиса, пусти меня к себе жить.
В.: И русский со всей широтой души принял гостя, как родного.
Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Штаны украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка. Украинские штаны отличались очень большой шириной. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество вариантов. Основу украинского женского костюма составляет рубашка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу. Девицы, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу Обувь украинцев – как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а привязывая к ногам длинной веревкой. Кожаная обувь шилась без каблуков
В.:Но тут снова стук в дверь раздался.
Т:Исянмесез! – раздалось за дверью.
Р:Кто ты? – спросили гости за столом?
Т.: Я татарка, смелая как барс, готовлю чак-чак, играю на музыкальных инструментах курай и гармони. Возьмите меня к себе и не будете скучать никогда.
Татары носили длинные широкие рубахи и распашную верхнюю одежду. Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха и штаны. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток. Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани, женщины носили однотонные. Верхняя одежда татар была распашной. Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой. Домашним головным убором была тюбетейка. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой, а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. Национальной обувью были сапожки. Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком.
В.: И стали они вместе жить – поживать. Но тут снова стук в дверь раздался.
Кто там? – спрашивают хозяева?
Хаумыгыз! – раздалось за дверью.
Б.: Я башкирка, смелая как лев, хитрая как лань. Пустите меня к себе жить.
Основу башкирского костюма женщин составляло платье с оборками, украшенное вышивкой. Под платье надевали шаровары, а сверху – расшитый серебряными монетами приталенный камзол. Летом все башкиры обували лапти. Обязательным элементом были чулки. Мужской костюм состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали легкий халат. Верхней одеждой служили халаты темного цвета. Зимой мужчины надевали овчинные шубы и тулупы. Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Обувью служили сапоги.
В. И снова раздался стук в дверь
Ч. Я, жительница Севера. Разрешите с вами жить.
Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху длиной до колен, подпоясанную ремнём, к которому привешивали нож, двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками. Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Женская одежда — меховой комбинезон, зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья
В гостеприимный теремок стало много еще гостей заходить. Все они были в разных национальных костюмах, говорили на разных языках, но жили долго и счастливо.
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец.
– А теперь ребята, я хочу пригласить вас в гости. А вот к кому мы с вами отправимся, попробуйте угадать.
Скажите в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)
В какой школе мы с вами учимся? (ответы детей)
А кто же такие казаки? (ответы детей)
Мы сегодня с вами отправимся в гости к казакам. Узнаем их обычаи, традиции и конечно же познакомимся с национальным костюмом казаков.
(Экскурсия в музее)
Национальная казачья одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. На голове носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.
А теперь посмотрите на нашу нарядную хозяйку – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женский казачий костюм сложился в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Женский костюм состоял из юбки и кофты. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову надевали красивые платки. На ноги надевали полусапожки.Украшали шею бусами, украшениями из янтаря.Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.Женщины заплетали волосы вокруг головы.В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но казачьи народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы народных ремёсел. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.
IV Первичное усвоение новых знаний
Чтение вывода о народах России по учебнику (стр.13)
V Первичное закрепление
Раздаются рисунки с изображением представителей некоторых народов России.
– Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.
-Разукрасить национальный костюм одной из национальностей.(по выбору)
VI.Рефлексия
– Какое открытие вы для себя сегодня сделали?
– Какую ставили цель урока?
– Достигли мы эту цель?
– Оценить себя с помощью вопросов
1. Было интересно мне самому (доказать, озвучить тему, сделать вывод)
2. Было трудно мне
3. Я сам сделал первый шаг
4. Могу похвалить себя за то,что…
Оценить, с каким настроением мы уходим с урока, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
VII Итог
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!
nsportal.ru
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 1класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование представлений о народах населяющих нашу страну.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: определять какие народы заселяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.
Осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Личностные результаты
Осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России. Интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним.
Основные понятия и определения
Религия, национальные праздники
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, какие народы живут в России. Обсудим, чем они различаются и что связывает их друг с другом.
Изучение нового материала
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ?
Вспомните, какие народы России вы знаете. Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России.
Русские Татары Евреи
Буряты Осетины Чукчи
Карелы Башкиры
Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?
1 — Русская Масленица; 2 —Татарский праздник Сабантуй; 3—Бурятский праздник Сурхарбан.
Важную роль в жизни народов России играет религия. Из многих религий в нашей
стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Осмысление и понимание полученных знаний
Узнайте, какие народы населяют ваш край?
Какие разные народы населяют Россию?
У их представителей разные черты лица, национальные костюмы, народные празд-ники, религии. Но все народы России связывает в единую семью общая Роди-
на, взаимное уважение и дружба.
1.Назовите несколько народов России.
2.Чем различаются представители разных народов?
3. Что связывает народы
России в единую семью?
Что мы знаем о народах России
Народы России
Мультфильм “Народы России”
Народы России. АБВГДейка
Традиции народов России
Традиции русского народа: Масленица. Гулянья на масленицу
Русские народные праздники
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
муниципального образования город Нягань
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
____________________________________________________________________________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Что мы знаем о народах России»
1 класс
Автор: Сорокина Э.К.
учитель начальных классов
г.Нягань
2015
Технологическая карта урока
Тема урока: «Что мы знаем о народах России?», 1 класс, окружающий мир.
Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А., урок открытия нового знания
Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13,
рабочая тетрадь Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. стр.5-6.
-карточки с заданиями (для работы в группах)
-карточки «Костюмы народов России», цветные карандаши
-цветные смайлики
-фонограмма песни «Барыня»
-презентация урока
Цель урока:
Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно – нравственного воспитания.
Задачи урока:
Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;
Развивать универсальные учебные действия:
– умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
– рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;
– развивать интерес к национальным праздникам через народные игры;
– обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
– развивать толерантность;
– отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;
– осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся;
– воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.
Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, практическая работа, дидактическая игра, игровая технология, ИКТ, приём драматизации, развитие универсальных учебных навыков, проблемно-диалогическая технология, демонстрационно-тренировочный приём.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
– знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
– уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные):
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
– перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;
– находить информацию о народах своего края.
– работать по предложенному учителем плану.
– уметь оформлять свою мысль в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
– уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Этапы урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Методы и приемы работы
Формы организации учебной деятельности
Деятельность обучающихся
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные; коммуникативные;
Регулятив-
ные;
Личностные
I.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
актуализируем требования к ученику со стороны учебной деятельности
Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Слайд 2 Муравей
– Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?
Мотивация учащихся к учебной деятельности
проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
Проблемно-диалогическая технология.
ИКТ слайд 2
Фронтальная.
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Коммуникативные УУД:
Включение в учебный процесс
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II.Актуализация знаний и умений
Цели:
актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
Звучит Гимн Слайд 2 ЗВУК
– Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн? (Чувство гордости, восторга, радости)
– Как вы понимаете слова гимна «Братских народов союз вековой?» Слайд 2 Рисунок Народы
Рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
– Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей.
– Какие народы населяют Россию?
-Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? (о народах России).
-Что мы знаем о народах России?
Показывает политическую карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.
ИКТ слайд 2
Фронтальная работа.
Проявление интереса к материалу изучаемого материала.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Демонстрируют знания- незнания по теме.
Высказывают предположения.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
III.Постановка проблемного вопроса.
Формулирование
темы и целей урока.
Цели:
– организовать постановку цели урока; формулирование цели и задач урока
– Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.
– Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои.
– Подумайте, что связывает друг с другом все народы России?
– Какова тема нашего урока?
– Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» на Слайд 2 Самолётике
– Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать?
Дети с помощью учителя формулируют цель урока – открыть новые знания о народах России.
– Почему нам нужно знать о народах России?
Используя приём «яркое пятно» (рисунки), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся по теме урока; помочь детям формулировать цели и задачи урока.
Проблемно-диалогическая технология.
ИКТ слайд 2
Побуждающий диалог
Учить выделять, что сегодня на уроке узнают.
Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
Познавательные УУД:
Уметь проводить сравнение по заданным критериям .
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между
целью учебной деятельности и её мотивом.
IV.Открытие нового знания.
Цели:
организовать изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
– Думайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
-Наш самолётик приземляется в Восточно-Европейской равнине. Слайд 3. Русские составляют большую часть Российского населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче – сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан.
– Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ. Слайды 4,5.
-Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.
– Наш маршрут – на Кавказ. Слайды 6,7. Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями.
– Наш самолёт летит к Уральским горам. Слайды 8, 9. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртая по численности народ России.
– Пора возвращаться на родину, в Ханты-Мансийский округ. Слайды 10,11.
Какие коренные народы проживают в нашем округе? Ханты в переводе на русский язык означает – люди. Расскажите об особенностях их костюмов.
Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.
Определяет их объем.
Игровая технология. Дидактическая игра.
ИКТ слайды 3,4,5.
ИКТ слайды 6, 7, 8, 9
ИКТ слайды10,11.
Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.
Фронтальная.
Индивиду-альная.
Слушают сообщение учителя.
Учатся обобщать.
Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Могут ли люди разных национальностей жить друг без друга?»;
Коллективные формы работы (в парах).
Решение проблемной ситуации
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
V.Первичное
закрепление
Цель:
– организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока
Закрепление знаний о костюмах. Работа в рабочих тетрадях с 13. Проверка работы с помощью ИКТ – игры «Подпиши, в каком народном костюме кукла?» Слайды 12,13.
– Где же живут эти костюмы? Слайды 14, 15. Современные люди в повседневной жизни не ходят в национальных костюмах. Эти костюмы можно увидеть, например, в нашем городе в КЦ «Планета», «Западный». Костюмы народов Севера вы можете увидеть в Центре малочисленных народов.
Учитель организует игру «Воротики» (проводит физминутку)
Игра
Слайды 12-15
Дети играют в русскую народную игру «Воротики»
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.
VI.Продолжение работы над открытием нового знания. Решение проблемного вопроса.
Цели:
продолжить изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
– А когда люди надевают свои национальные костюмы? Слайд 16.
– А ещё все народы отмечают свои национальные праздники.
-В каких праздниках вы принимали участие?
– Расскажите о некоторых из них.
Рассказ о Масленице. Слайды 17. Масленица – народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины:
Масленица — радость на неделю.
Игрища, потехи, городки,
Девичьи веселые качели,
Детвора с припевками, блины!!!
– В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы – сжигание чучела Масленицы».
Слайды 18. Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)
– В каких играх вы участвовали на праздниках?
– Поиграем в игру «Воротики». Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
Сабантуй. Слайд 19.
– Так как в нашем городе тоже проживает немало татар и башкир, у нас также как и по всей России проводится праздник «Сабантуй»
– Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в конце весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай.
Все на праздник наряжаются,
Все на праздник собираются
«Сабантуй» уж у ворот,
Выходи скорей, народ!
– Какие конкурсы устраивали на Сабантуе? Слайд 20.
Игра « бег с яйцом в ложке».
Посмотрите, это ложка,
В ней устроилось яйцо,
Пробегись-ка по дорожке,
Только не разбей его.
Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке»
Вороний день. Слайд 21
– Накануне праздника, мать говорила детям: «Ложитесь спать пораньше, потому, что завтра надо рано вставать. Кто раньше встанет, пусть сбегает на улицу. Вдруг ворона, летая, что-нибудь принесла в клюве и обронила». Или произносила закличку:
– «Бегите скорей на улицу, ворона подарки раздает!». И действительно, дети находили на березе разные вкусности, подарки символизирующие солнце, плодородие.
Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона – первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети – множество забав
Приносит им весенний первый праздник.
Слайд 22.
Проводится игра «Перетяни палку»
Слайд 23. Религия.
– Важную роль в жизни народов России играет религия – вера в сверхъестественные силы и существа – богов, духов, которые являются предметом поклонения. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В нашем городе Нягань проживают люди, принадлежащие к разным религиям. Об этом свидетельствуют церковь и мечеть, украшающие наш город.
Игра «Соотнеси предметы» – К какой религии относятся эти предметы – Слайд 24.
– Вернёмся к нашему проблемному вопросу:
– Почему нам нужно знать о народах России?
Ответить на эти вопросы помогут пословицы:
Слайд 25 – Составь и объясни пословицы.
– Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью.
Все они являются равноправными гражданами России.
Слайд 26. Наш класс – В нашем городе проживает более 80-и национальностей, из них 15 имеют свои национальные центры. А в нашем дружном 1а классе учатся дети 9-и национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями, костюмами, кухней народов – представителей нашего класса. Так много интересных открытий ждёт нас впереди!
Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.
Наглядный метод.
ИКТ слайды16 ,17.
ИКТ слайд 18.
ИКТ слайды19-22
ИКТ слайды23-24.
ИКТ слайды25-26.
Практическая работа
Дети отвечают на вопросы, делают выводы
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
VII.Закрепление
Работа над проектом
(в группах)
Цели:
организовать работу над проектом;
осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Слайд 27. Работа над Проектом.
-Разукрасить национальный костюм одного из национальностей (учитель раздаёт рисунки)
– А теперь каждая группа (дети, сидящие в одном ряду) создадут плакат – картину из ваших рисунков и подготовит рассказ о проекте.
– Как назовёте ваш плакат?
(Костюмы народов России. Дружба народов. Союз братских народов. Народы России.)
Организует проектную работу – составление плаката.
Развитие универсальных учебных
навыков
ИКТ слайд 27.
Практические.
Работа в группе.
Практическая работа.
Коллективные формы работы (в группе).Составление плаката.
Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Уметь самостоятельно выполнять учебные задания
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Слайд 28.
– Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик предлагают вам на выбор два заключения.
– Что выбираете вы?
– Для тех, кто выбрал первое заключение, наш самолётик готов к новым путешествиям.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Развитие универсальных учебных навыков
ИКТ слайд 28.
Индивидуальная.
Оценивают свои действия на уроке.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные УУД: Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
IX. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока
-Какая была тема урока?
-Какую цель ставили?
– Достигли цели?
-Узнали, почему Россию называют союзом братских народов?
-Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?
Организует фиксирование содержания.
Организует подведение итога урока.
Развитие универсальных учебных навыков.
Фронтальная
Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками.
Познавательные УУД: Уметь структурировать
знания,
уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять своё
поведение, контролировать,
корректировать свои действия.
Использованная литература
1.Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2014г
2. «Тесты. Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.Назарова. / М. «Просвещение», 2014г
3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2014г
Использованы ресурсы Интернет:
http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii68.htm
nsportal.ru›…shkola…mir
infourok.ru
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Что мы знаем о народах России»
Виды урока: урок изучения нового материала
Целевые установки:
Планируемые цели для учителя:
формировать представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению;
умение осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
уважительно относиться к истории и культуре других народов.
Регулятивные:
умение оформлять свою мысль в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные:
умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
работа по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
уметь перерабатывать полученную информацию;
уметь слушать и понимать речь других;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
формировать представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах;
умение осознавать свою этническую и национальную принадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работа по предложенному учителем плану;
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Оборудование урока:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
рабочие тетради, карточки для работы.
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Время реализации занятия: 40 минут
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для первого класса. Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Карточки для индивидуальной работы, работы в группах и парах, рабочие тетради.
Ход урока:
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Слайд
Время
1 этап.
Оганизационный
момент.
(на фоне песни «Улыбка»)
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
– Да, дружба начинается с улыбки. А почему важно дружить? – Вот и сегодня к нам прошло много гостей, а ещё к нам приехали наши друзья.
-Как называется наша страна? – Какое наше государство? (многонациональное)
– Какие народы населяют Россию? Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем пойдет речь на уроке? (о народах России). Прочитайте тему нашего урока.
-Что мы знаем о народах России?
– Какую цель ставим? (узнать некоторые сведения о народах нашей страны)
С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель. Отвечают на вопросы.
Читают тему и цель урока на сайдах
3.Актуализация знаний
1.Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.
2.Подумайте, что связывает друг с другом все народы России. (введение понятия «национальный костюм») НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ- это костюм, характерный для данной нации, свойственный именно ей.
-Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои.
– Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решают проблемы. Но у каждого народа есть свои традиции (введение понятия «традиции»)
ТРАДИЦИЯ – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).
-Много различий между народами, но ещё больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Все народы одинаково стремятся к счастливой, радостной и мирной жизни.
– В наши дни рейсы кораблей и самолётов, линии телеграфной
и почтовой связи, отношения международного торгового
и культурного сотрудничества тесно охватили земной шар.
– Ни один народ сегодня не может замкнуться в своих национальных границах, существовать без постоянных связей и обменов, культурных и экономических, с другими народами – как соседними, так и дальними.
– Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами нашей страны и всего мира, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.
– А ещё все народы отмечают праздники. Посмотрим, какие праздники вы знаете…
Игра «Отгадай загадку»
-Подготовьте рассказ о разных народных праздниках.
В каких праздниках вы принимали участие?
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку
И снова по порядку.
Побежим по дорожке-
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки-
Раз, два, три!
И покрутим головами-
Раз, два, три!
Все танцуют вместе с нами-
Раз, два, три!
– Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся
с некоторыми из них.
– Важную роль в жизни народов России играет религия. (введение понятия «религия»)
РЕЛИГИЯ- это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Отвечают на вопросы.
Работают в парах. Составляют рассказ по фотографиям о народных праздниках.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Чтение вывода о народах России по учебнику (стр.13)
читают вывод из учебника
5.Первичная проверка понимания.
– Сегодня мы свами познакомились с новыми понятиями: «национальный костюм», «традиции», «религия».
Раздаются карточки с заданиями. Нужно выбрать нужную формулировку.
выбирают нужную формулировку, высказывают своё мнение
6.Первичное закрепление
Раздаются рисунки с изображением представителей некоторых народов России.
– Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.
-Разукрасить национальный костюм одной из национальностей.
разукрашивают национальный костюм
Прикрепляют к карте России
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Нарисовать любой понравившийся вам национальный костюм.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Какая была тема урока?
-Какую цель ставили?
– Достигли цели?
– Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю
Я запомнил
смог
– Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый. Прикрепите их на «Дерево настроения»
рассказывают по схеме, чему научились на уроке
оценивают свою деятельность с помощью смайликов, прикрепляют их к «Дереву настроения»
infourok.ru