Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 1 дополнительный
Тип урока: комбинированный
Тема | Положение предметов в пространстве: под, у, над, в, внутри, за, перед, снаружи. |
Цель | Научить ориентироваться в пространстве |
Задачи | Образовательные: расширять, имеющиеся у детей пространственные представления. Закреплять знание основных цветов. Упражняться в раскрашивании с соблюдением контура. Развивающие: развивать речь учащихся, включать в активный словарь термины «под, над, внутри, перед, за». Развивать восприятие, внимание, мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе, интерес к уроку. |
БУД | Личностные: формирование положительной учебной мотивации. Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, организовывать своё рабочее место. Коммуникативные: участие в диалоге с учителем, умение слушать товарищей. Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выполнять инструкции учителя, наблюдать. |
Планируемые результаты | Предметные: – знать положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова их обозначающие; – уметь определять положение предметов в пространстве, а также помещать предметы в указанное положение. Личностные: принятие нового социального статуса ученика. Метапредметные: использование речевых средств для решения познавательных задач. |
Основные понятия | Круг, квадрат, треугольник, под, над, у, в, внутри, за, перед, снаружи. |
Межпредметные связи | Развитие речи – правильное употребление предлогов и форм слова, письмо – обведение по шаблону, изо – раскрашивание с соблюдением контура. |
Ресурсы | Карточки для определения положения предметов в пространстве, геометрические фигуры (большие и маленькие, тетради, карандаши, мягкие коврики с геометрическими фигурами. |
Формы урока Методы работы | Фронтальная, индивидуальная. Показ, упражнения, беседа. |
Ход урока
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски, наглядность |
Мотивационно-ориентировочный этап | Внутренняя установка на урок. | Учитель приветствует учащихся. | Дети занимают свои места. | |
Постановка учебной задачи | Умение слушать учителя. | Сегодня на уроке мы будем продолжать определять положение предметов в пространстве. | Внимательно слушают учителя. | |
Актуализация и систематизация знаний обучающихся | Умение ориентироваться в пространстве; показывать, соответствующее инструкции положение предмета. | – Покажите, на какой картинке мячик перед кубиком, за кубиком (чашка перед блюдцем, за блюдцем; яблоко за бананом, перед бананом). – Что за домом, перед домом, слева от дома, справа от дома. – Где растёт дерево? – Кто внутри, а кто снаружи? – Где сидит птичка? – Какая птичка над веткой, под веткой, на ветке? – Кто перед санками, на санках? (Учитель помогает детям жестами). | Дети показывают соответствующие картинки. Ученики показывают и называют (дерево, забор, скамейка, цветы). За домом. Собачка внутри будки, а кошка снаружи. В домике. Учащиеся показывают нужные картинки. Мальчик перед санками, девочка на санках. | Учащимся пошагово предлагаются карточки. |
Пальчиковая гимнастика | Умение соотносить геометрические фигуры разного размера с их контурами. | – Какая геометрическая фигура внутри коврика? – Назовите её цвет. – Разберите коврики и соберите заново. | Треугольник – жёлтый, круг – синий, квадрат – красный. Ученики работают самостоятельно (слабые учащиеся вместе с учителем). | Работа с мягким конструктором. |
Практический этап | Умение располагать геометрические фигуры в пространстве. | – Составим узор. – Возьмите большой круг. – Какого он цвета? – Положите его в центре стола. – Внутри большого круга положите маленький. – Возьмите большой треугольник, положите его над кругом. – Маленький треугольник положите внутри большого. – Большой квадрат положите под кругом. – Маленький квадрат – внутри большого квадрата. – Какого цвета все большие фигуры, маленькие? | Каждый ученик выкладывает на парте соответствующий узор. | Работа с геометрическими фигурами разного размера. |
Физ.минутка | Умение выполнять движения по образцу. | Учитель читает стихотворение, сопровождая слова движениями: Буратино потянулся. Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развёл, Видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. | Дети повторяют движения за учителем. | |
Работа в тетрадях | Умение обводить геометрические фигуры по шаблону, располагать их на плоскости согласно инструкции, раскрашивать с соблюдением контура. | – Возьмите большой круг, обведите простым карандашом. – Внутри положите маленький круг, обведите. – Раскрасьте синим цветом круг, который внутри; жёлтым цветом – круг, который снаружи. – Где находится синий круг, жёлтый круг? | Учащиеся в тетрадях обводят по шаблону круги разного размера, раскрашивают их нужным цветом (слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя). Внутри, снаружи. | Работа с шаблонами разного размера. |
Рефлексивно-оценочный этап | Умение анализировать деятельность на уроке. | – Мы учились определять положение предметов в пространстве. – Какая работа больше понравилась? – Всё у вас получилось? | Дети отмечают понравившиеся моменты на уроке, пытаются оценить свою работу. | Работы в тетрадях демонстрируются всем учащимся. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ.
Учитель: Лапина Ольга Владимировна, МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Пермь
Предмет: Математика, 1 класс
Тема урока: Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель занятия: Формирование умения определять и называть положение предметов в пространстве
Задачи:
Образовательные:
• Закрепление умения относительно себя
• Формирование умения находить предметы и называть их место в пространстве относительно друг друга
Развивающие:
• Развитие речи через пополнение активного словаря словами снаружи, внутри, около, рядом.
• Развитие внимания через игру «Найди мышку»
Воспитательные:
• Воспитание бережного отношения к живой природе.
Дидактические средства: карточки с цифрами, разрезные картинки,
Оборудование: ИКТ, индивидуальные наборы разрезных картинок
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– умение составить с помощью учителя и высказать фразу с использованием математической терминологии на основе анализа положения реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций в пространстве;
– начальные элементарные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
Предметные результаты:
– умение с помощью учителя находить предметы в пространстве и называть место предмета в пространстве;
– умение пересчитывать предметы в пределах 5;
– определение с помощью учителя формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
БУД:
Формирование умения слушать инструкции учителя по выполнению учебного задания, следовать им при организации деятельности
Формирование умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
Формирование готовности к включению в образовательную деятельность на основе интереса к ее содержанию и организации
Формирование умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов
Используемые педагогические технологии: проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, технология деятельностного метода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
№ | Структурная часть фрагмента урока | Задача | Действия УЧИТЕЛЯ | Действия ОБУЧАЮЩИХСЯ | Результаты этапа |
1. | Организационный момент Мотивационная часть | 1) Учить концентрировать свое внимание на словесной инструкции 2) Положительный настрой на занятие. | Перед началом занятия учитель предлагает ребятам проверить готовность к уроку. Любите ли вы сказки? Какие сказки знаете? Угадайте, в путешествие по какой сказке мы сегодня отправимся (на слайде изображен теремок) Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мы будем не только путешествовать, но и сами станем героями сказки |
Учащиеся проверяют наличие на парте двух цветных конвертов. Называют любимые сказки, угадывают по картинке сказку «Теремок» | 1)обучающиеся замотивированы на учебную деятельность |
2. | Постановка учебной задачи. | 1) формулировка темы урока, определение цели. | Путешествие по сказке будет не только интересным, но и познавательным. Мы продолжим узнавать, как могут располагаться предметы вокруг нас. Мы узнаем новые слова, которые помогут нам справиться с заданиями и научимся правильно употреблять их в речи. | 1) сформулирована цель урока 2) обозначена тема урока 3) | |
3. | Актуализация знаний обучающихся, устный счет | 1)формирование умения составлять целое из частей, соотносить образ представления предмета с целостным образом реального предмета. 2)развитие операции анализа и синтеза | 1)Нам нужно вспомнить, какие звери жили в теремке. Какой житель теремка получился на твоей картинке? (на слайде появляется данное животное) Выбери шапочку с изображением этого животного и надень на голову. 2) Предлагаю сосчитать, сколько жителей теремка изображено на слайде. (слайд 2) | Ученики достают наборы разрезных картинок и собирают животное (у каждого ребенка индивидуальное количество частей в зависимости от уровня развития) 2 -3 ребенка пересчитывают зверей (счет в пределах 5) | 1) выполнено задание 2) определена степень затруднения. |
4 | Работа по теме урока | формирование понятий «внутри – снаружи, в, рядом, около» пополнение активного и пассивного словаря математическими терминами Развитие внимания через игру «Что изменилось» | 1)Где находится зайчик? Правильно, зайчик находится «в теремке» или внутри теремка. Мы познакомились с первым словом «внутри» А остальные животные тоже внутри теремка? Остальные животные находятся снаружи. Мы познакомились с еще одним словом «снаружи» Рядом с кем сидит мышка? Правильно, мышка сидит рядом с лягушкой. По-другому можно сказать около лягушки. Мы познакомились с еще двумя словами «рядом» и «около» Около кого сидит лиса? Как еще можно сказать о том, где сидит лиса? Вспомним, с какими словами мы познакомились 2) (слайд 3) Посмотрите внимательно, что изменилось на картинке. Где находятся все звери: внутри или снаружи? Предлагаю каждому завести своего героя во внутрь теремка (слайд 4)Где все звери находятся снаружи или внутри теремка? Посмотрите внимательно, кто спрятался? | В теремке Нет С лягушкой Около волка. Рядом с волком Зайчик вышел из теремка, все звери снаружи Дети с помощью интерактивной игры «заводят» героев внутрь теремка Внутри, в теремке Лягушки нет на картинке | 1)активный и пассивный словарь пополнен словами «внутри – снаружи, в, рядом, около» |
5. | Физкультминутка | 1)обеспечение активного отдыха, снятие умственного напряжения и зрительной нагрузки 2)переключение внимания с одного вида деятельности на другой 3)актуализация ранее изученных пространственных понятий | Посмотрите под стулом справа, может лягушка там? Посмотрите под стулом слева. Поищите ее наверху Встаньте, посмотрите за стулом. Взгляните на монитор, где лягушка? Садитесь на свои места. | На окне! | 1)снято утомление 2) |
6 | Первичное закрепление материала | 1)закреплять умение использовать изучаемые понятия в речи, понимать их смысловую нагрузку. 2)формировать умение понимать словесную инструкцию учителя и выполнять действия в соответствии с ней 3)активизировать в речи понятия «справа – слева» | Назовите, кто находится внутри теремка. Посадите мышку рядом с зайчиком. Где сейчас находится зайчик? Посадите зайчика около лягушки. Расположите волка около лисы. Где сейчас находится волк? Как сказать по-другому? | Дети с помощью интерактивной игры переставляют животных местами по инструкции учителя Рядом или около лисы | 1)дети используют изучаемые понятия в речи, понимают их смысловую нагрузку 2)учащиеся выполняют задания по словесной инструкции учителя |
7 | Физкультминутка | 1) Предупреждение переутомления у обучающихся. | Вспомните, какое животное появилось в сказке «Теремок» самым последним? Вот и сейчас он стучится в наш теремок (слайд 5) И не просто стучится, а хочет потанцевать с жителями теремка. | Медведь Дети выполняют танцевальные движения | Снято напряжение |
8. | Повторение пройденного, самостоятельная работа | 1) Воспитание заботливого отношения к животным 2) формирование понятийного аппарата | 1)Что случилось с теремком в сказке, когда медведь решил жить в нем? Наш теремок очень крепкий и большой. В нем всем места хватит. Нужно всегда помогать друг другу и заботиться друг о друге. Впустим медведя к нам жить? (да) 2) Работа на платформе Learnis Тогда нужно открыть ему дверь. Дверь откроется, если мы вместе найдем в комнате подсказки. а) сколько ягод лежит внутри банки? б) сколько пчел кружится снаружи улья? в) сколько бочонков с медом стоит рядом с деревом? | Теремок сломался Ребята с помощью учителя выполняют задания квеста, и выкладывают на парте цифровой код, который помогает «открыть» дверь | 1) определён уровень достижения задачи занятия 2) намечено направление следующего этапа работы |
9. | Рефлексивно-оценочная часть | Теперь все звери вместе, у всех есть свой дом. Давайте вспомним, какие слова помогли зверям собраться вместе внутри теремка. Покажите с помощью кнопок, с каким настроением вы уходите с урока. |
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Что такое положение в пространстве, почему оно важно и как развивать пространственные навыки ребенка в раннем возрасте?
Вот несколько простых советов.
Положение в пространстве — это способность определять свое положение по отношению к объекту.
Проприоцепция (одно из наших семи чувств) отвечает за осознание тела ребенка и определение его положения в пространстве.
Ребенок должен сначала на собственном опыте узнать, где находится его тело в пространстве и по отношению к другим объектам, прежде чем он сможет определять положение объектов относительно друг друга. Это известно как пространственные отношения или пространственное восприятие.
[источник]
Тело в пространстве Осведомленность и пространственные отношения являются частью зрительного восприятия ребенка, которое связано с пониманием того, что воспринимают глаза.
Вот несколько примеров восприятия положения в пространстве:
Вот несколько примеров пространственных отношений:
Умение чувствовать свое положение в пространстве имеет решающее значение для развивающегося ребенка. Это строит их направленность, их концепцию левого и правого и их понимание позиционного языка.
Он также играет решающую роль в способности ребенка читать и писать несколькими способами:
Дети узнают о мире, сначала познавая его через собственное тело и собственную точку зрения.
Выработка положения в пространстве с помощью веселых игр приведет к пониманию пространственных отношений между объектами и другими людьми, а затем к пониманию отношений между объектами и символами (рисунками, буквами, цифрами и т. д.) на бумаге.
Попробуйте эти простые идеи и упражнения во время игры дома или в школе, чтобы развить эту концепцию.
Традиционная игра Саймон говорит — идеальный способ заставить детей двигаться и позиционировать себя по отношению к окружающей среде.
Дайте команды, такие как:
Вот еще идеи Саймона.
Пойте стишки о действиях, обучающие осознанию тела, например:
Вот тексты вышеуказанных экшн-песен.
Следующие две песни также являются прекрасными примерами:
Вот тексты этих детских стишков с действиями.
Эти песни не являются традиционными рифмованными действиями, а скорее конкретно учат концепции предлогов.
Вот два забавных примера:
Сыграйте в игру, в которой один человек выполняет действие своим телом, а другие должны угадать, что они делают, используя описательный язык.
Продемонстрируйте эти типы действий, прежде чем давать ход другим:
Играйте в Прятки со знакомой игрушкой или предметом.
Попросите детей закрыть глаза. Спрячьте игрушку где-нибудь в комнате. Нашедший его должен объяснить, используя позиционный язык, где он его нашел:
Вот еще несколько увлекательных игр в прятки.
Игры в ловлю и погоню — один из лучших естественных способов научить ребенка перемещаться в пространстве.
Когда они бегают, пригибаются и срезают углы, они узнают, сколько места они занимают, сколько места им нужно, достаточно ли места, чтобы пройти мимо кого-то и т. д.
Эти игры часто являются частью бесплатных игр для детей. игра, на которую у детей должно быть время каждый день.
Музыкальные стулья — еще одна игра, обучающая навыкам, сходным с игрой в погоню. Детям нужно ориентироваться в пространстве вокруг себя, чтобы каждый раз, когда музыка останавливается, находить свободный стул.
Дети, которые часто бывают неуклюжими или часто натыкаются на других, могут с трудом воспринимать свое положение в пространстве.
Включите эту веселую песенку для детей и научите их слушать инструкции.
Обучает движениям вперед, назад, влево, вправо, пересечению средней линии, а также выполнению действий при перемещении тела в пространстве.
Детям понравится эта версия, которая четко показывает движения.
Отправляйтесь с детьми на природу (или в помещение) и играйте «Следуй за лидером».
Исследуйте различные способы расположения тела.
Скажите им следовать за вами в линию, пока вы:
Надеюсь, вам понравятся эти занятия. Вот еще идеи сенсорных станций, которые вы можете настроить, чтобы стимулировать все семь чувств.
Источники:
«Всеобщее обучение: развивающая учебная программа для детей младшего возраста», написанная Джоанн Хендрик.
«Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», автор Марике де Витт.
Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .
Учащийся будет описывать изменение местоположения объекта, например, ближе, ближе и дальше.
Учащийся знает, что энергия, сила и движение взаимосвязаны и являются частью их повседневной жизни.
Пространственные отношения и обучение: новые горизонты обучения (PDF) — информация о пространственных отношениях, включая такие качества, как размер, расстояние, объем, порядок и время.
Пространственные отношения и обучение
Кэрол Стокдейл и Кэрол Поссин, www.arkinst.org
Развлечения и игры, пространственные концепции: Chateau Meddybemps (веб-сайт) — информация, которая помогает родителям и учителям изучать и обучать маленьких учащихся пространственным концепциям, соответствующим их уровню развития.
Пространственные концепции
Замок Меддибемпс, www.meddybemps.com
Играйте, стройте и изучайте пространственные отношения: Education.com (веб-сайт) — во время выполнения этого исследования учащиеся осваивают базовый словарный запас пространственных понятий.
Играйте, стройте и изучайте пространственные отношения
Пэм Шиллер и Линн Петерсон, Education.com
Пространственные концепции Учебные задания: Chateau Meddybemps (веб-сайт) — Учащиеся используют изображения и слова, чтобы закрепить свое понимание пространственных отношений.
Учебная деятельность по пространственной концепции
Шато Меддибемпс, www.meddybemps.com
Клиффорд, какой Клиффорд? PBS Kids (веб-сайт) – интерактивные настольные игры с участием Клиффорда и Щенка Клиффорда, в которых основное внимание уделяется пространственному словарному запасу, сравнению размеров и оценке.
Клиффорд, какой Клиффорд?
PBS Kids, www.