ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 318 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИТАЛЬЯНСКОГО ЯЗЫКА
Конспекты занятий по логике для 1 – 2 классов
Использование развивающей, проблемной, поисковой технологий
АВТОР:
Громова Н. А.
Воспитатель ГПД.
Санкт – Петербург
2012 год
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГИКЕ ДЛЯ 1 – ГО КЛАССА
УПРАЖНЕНИЕ № 1.
Цель: развивать у учащихся речь, учить называть признаки предметов времен года.
Задание: назвать признаки.
1 вариант – зимы, 2 вариант – весны
План ответа:
1. Как изменяется продолжительность дня?
2. Как изменяется температура воздуха?
3. Какие выпадают осадки?
4. Как изменяется состояние растений?
5. Как изменяется состояние почвы?
6. Как изменяется состояние водоемов?
УПРАЖНЕНИЕ № 2. «НАЙДИ СУЩЕСТВЕННОЕ»
Цель: научить учащихся определять существенные признаки «предметов».
Задание: выделить 2 признака (слова), наиболее существенных для слова, стоящего перед скобками.
1 вариант
РЕКА (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
ГОРОД (автомобиль, здание, шум, велосипед, улица)
2 вариант
ЛЕС (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарники)
ИГРА (шахматы, правила, мяч, теннис, игроки)
УПРАЖНЕНИЕ № 3.
Цель: научить учащихся называть предметы по заданным признакам.
Задание: назвать «предметы», которые могут быть.
1 вариант: и короткими, и длинными
2 вариант: и узкими, и широкими.
УПРАЖНЕНИЕ № 4.
Цель: научить учащихся выделять признаки слов.
Задание: сколько букв и слогов в словах?
1 вариант: ПАРТА КАРАНДАШ ОКНО
2 вариант: ПИАНИНО ЛАМПА БОТИНКИ
УПРАЖНЕНИЕ № 5.
Цель: научить учащихся находить признаки чисел.
Задание: ответить на вопросы.
1.С какой цифры начинаются/заканчиваются числа?
2.Назовите четные/нечетные числа?
3.Назовите сумму чисел?
1 вариант: 23 14 37 56
2 вариант: 18 46 25 31
УПРАЖНЕНИЕ № 6. «СРАВНЕНИЕ»
Цель: развивать умение находить отличительные признаки предметов.
Задание: Рассказать, чем отличаются следующие понятия:
1 вариант РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ
КНИГА ТЕТРАДЬ
2 вариант ОСЕНЬ ВЕСНА
РУЧКА КАРАНДАШ
УПРАЖНЕНИЕ № 7. «ЗАШИФРОВАННОЕ СЛОВО».
Цель: развивать у учащихся внимание, логику.
Задание: составить слово из вторых слогов данных слов.
1 вариант: УКОР БУЗИНА ТИНА
2 вариант: ПУГОВИЦА МОЛОТОК ЛАВА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГИКЕ ДЛЯ 2 – ГО КЛАССА
УПРАЖНЕНИЕ № 1. «ЗМЕЙКА»
Цель: развивать у учащихся мышление, расширять словарный запас.
Задание: составить слова по данной модели (может быть несколько вариантов).
А_ _ _ _ _ (АРОМАТ)
_ А _ _ _ _ (КАЛОША)
_ _ А _ _ _ (ПЛАВКИ)
_ _ _ А _ _ (ЛОПАТА)
_ _ _ _ А _ (КАШТАН)
_ _ _ _ _ А (ГОЛОВА)
_ _ _ _ А _ (ТРУБАЧ)
_ _ _ А _ _ (СОНАТА)
_ _ А _ _ _ (ТРАВКА)
_ А _ _ _ _ (ПАВЛИН)
А _ _ _ _ _ (АНАНАС)
УПРАЖНЕНИЕ № 2.
Цель: закреплять умение вести счет, развивать мышление.
Задание: записать такие двузначные числа, в которых сумма десятков и единиц была бы равна:
1 вариант: 7 и 9
2 вариант: 6 и 8
УПРАЖНЕНИЕ № 3. «МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ».
Цель: закреплять умение вести счет, развивать мышление, логику.
Задание: разместить числа: 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы по всем «линиям» получилось
в сумме «6».
УПРАЖНЕНИЕ № 4. «ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА».
Цель: развивать у учащихся логику, мышление.
Задание: решить задачу.
Веревку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (7)
УПРАЖНЕНИЕ№ 5. «АНАГРАММА» (спрятанное слово)
Цель: развивать у учащихся мышление.
Задание: составить слова, переставив буквы.
1 вариант.
А | Л | И | Г | → | ||||
О | Е | С | Л | → | ||||
О | Т | Л | Е | → |
2 вариант.
И | С | А | Л | → | ||||
О | Р | А | С | → | ||||
И | З | М | А | → |
УПРАЖНЕНИЕ № 6. «ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА».
Цель: развивать у учащихся логику, мышление.
Задание: решить задачу.
1 вариант. Когда гусь стоит на одной ноге, то он весит три килограмма.
Сколько будет весить гусь, если он будет стоять на двух ногах?
2 вариант. Термометр показывает + 10 ̊С тепла. Сколько градусов показывают два
таких термометра?
УПРАЖНЕНИЕ № 7. «РАССКАЗ».
Цель: развивать у учащихся речь, расширять словарный запас.
Задание: составить рассказ на одну букву.
Побеждает самый длинный рассказ.
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе
Тема: «Логические задачи»
ГБОУ школа-интернат № 9
Открытое занятие по внеурочной деятельности
В 1 «А*» классе
Тема: «Логические задачи»
Форма занятия: игровая
Цели:
Образовательная:
• систематизация и закрепление знаний, умений и навыков;
• активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая:
Воспитательная:
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
– познакомить детей с решением логических задач
– уметь применять изученный материал в повседневной жизни
Формируемые УУД:
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения логических задач;
– осуществлять рефлексию способов и условий действий;
– знать название некоторых понятий;
– строить рассуждения.
Коммуникативные:
– формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
– развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные:
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
– формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Используемые технологии: ИКТ, здоровье сберегающая технология, технология коллективной работы.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный и дидактический материалы.
Этап занятия | Действия учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационный этап | Я рада нашей новой встрече Мне с вами всегда интересно, друзья! И обдуманные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Ребята, наверное ,всем вам хочется хорошо учиться: красиво и грамотно писать, быстро считать, а самое главное- уметь отвечать на сложные и необычные вопросы, а для этого надо постоянно тренировать память, речь, внимание. Всё, что я перечислила, изучает наука «Логика». Как вы думаете с какими задачами мы будем знакомиться на этом занятие? -Вы поделены на две команды, что это означает? | Настраиваются на урок. – Мы сегодня будем знакомиться с логическими задачами. Дети высказывают свои предположения. |
2. Этап актуализации знаний 3. Этап открытий новых знаний 4. Закрепление изученного | – А давайте для начала разомнёмся? Угадайте, кто это? Что это? Маленькая, серенькая, пугливая… Красное, спелое, гладкое… Большой, неуклюжий, бурый… Жёлтые, красные, осенние… Рыжая, хитрая, пушистая… -Чтобы решать логические задачи нужно быть очень внимательным. Но я уверена что вы вместе с командой своей справитесь. Вы готовы? – Посмотрите на экран. – Каждой команде задается вопрос, команда совещается и дает ответ. За правильный ответ вам начисляется балл. Если неправильно ответили, ход переходит команде соперников.
Физкультпауза – Нам надо отдохнуть после конкурса. – Качаем головой, дышим глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед . Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. – Сделаем упражнение «Ленивые восьмерки»: нарисовать в воздухе «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками. – А теперь моргайте. – Теперь посмотри какая команда справится с новым заданием быстрее. – Отгадайте загадку, ребята. Он похожий на яйцо Или на твоё лицо. Вот такая есть окружность – Очень странная наружность: Круг приплюснутым чуть стал. Получился вдруг…. (овал). – Дорисуйте картинки из овалов. – Это задание развивает воображение, которое тоже необходимо для решения логических задач. | – Мышь – Яблоко – Медведь – Листья – Лиса Команды отвечают на вопросы. Дети выполняют задания. |
5. Рефлексия Самооценка | – Вы большие молодцы и отлично справляетесь с заданиями. У вас на парте задания для команды. Как только вы выполните все мы проверим с командой соперников и оценим вас. – Какая была цель нашей викторины? – Мы достигли ее? – А над чем еще надо поработать? Покажите, с каким настроением вы заканчиваете занятие. -Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Похлопайте громко в ладоши. -Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался? Потопайте. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем Рассуждать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! | Дети высказывают своё мнение о том, что они узнали. |
См. Экстенсиональность.
Различие в понятиях восходит к «традиционной» логике: понимание или интенсионал против расширение .
Современным эталоном отличия является Logique de Port-Royal (1662 г.), один из самых читаемых трактатов 17 века:
В этих всеобщих идеях очень важно правильно различать постижение и протяженность.
Под пониманием идеи мы понимаем атрибуты, которые она заключает в себе и которые не может быть изъято без разрушения идеи, так как понимание идеи треугольника включает в себя протяженность, фигуру, три линии, три угла, равенство этих углов в сумме с двумя прямыми углами и т. д.
Под расширением идеи мы понимаем предметы, к которым применима эта идея и которые также известны как низшие общего термина, который по отношению к ним называется высшим; поскольку общая идея треугольника распространяется на все различные виды треугольников.
Это различие ясно видно также в «Математическом анализе» Джорджа Буля. Логика (1847):
То, что делает возможной логику, — это наличие в нашем уме общих понятий, — наших способность представлять себе класс и обозначать его отдельных членов общим именем.
Таким образом, понятия и их экстенсиональные эквиваленты, классы, являются самой основой логики.
Мы можем следовать этим идеям до Готлоба Фреге, который ясно сформулировал принцип понимания в своем двухтомном труде 1893/1903, Основы арифметики ; этот принцип гласит, что при наличии четко определенного понятия существует класс всех объектов, удовлетворяющих этому понятию.
Сказав это, мы называем «экстенсиональным» понятие или определение; Я не думаю, что правильно говорить, что объект — абстрактный или нет — является «экстенсиональным».
Согласно традиционной точке зрения, концепт числа числа имеет некоторые атрибуты, которые формируют его интенсионал . Числа образуют расширение концепции числа.
Таким образом, на каких предположениях вы утверждаете:
абстрактный объект по самой своей природе интенсионален… ?
В истории логики и философии (конец 19 — начало 20 веков) мы находим различие между экстенсиональными контекстами: «стандартным» ассерторическим высказыванием и интенсиональными контекстами.
Парадигматический пример интенсионального контекста: «Я считаю, что Вальтер Скотт является автором Уэверли». Условия истинности для этого утверждения зависят от моего «знания»: конечно, я могу утверждать «тавтологию»: «Я верю, что Вальтер Скотт есть Вальтер Скотт», но если я не специалист по английской литературе, я не могу утверждать первое.
В современной логике «стандартный» подход является функциональным по истине, то есть экстенсиональным . Но, конечно, сейчас предпринимаются попытки формализации интенсиональных дискурсов, от «Логики смысла и обозначения» Алонзо Чёрча (1951) до «Знания и веры» Яакко Хинтикки (1962).
В настоящее время я работаю над перепроектированием класса, чтобы он соответствовал абстрактному базовому классу. Текущий класс имеет метод func
, который выполняет некоторую логику для двух вещей, скажем, A
и B
.
(обратите внимание, что весь приведенный ниже код очень упрощен. Функционала гораздо больше, чем показано)
class current_class: функция защиты (сам): # делает что-то для A # делает вещи для B
Во время логики A
он загружает большой набор данных в словарь, скажем, набор данных
и позже dataset. keys()
используется для логики B
, но кроме этого, A
и B
не зависят друг от друга.
Я создам альтернативный класс, скажем, other_class
, который подобен current_class
, но этому классу не нужен B
и нужен только A
. Итак, что-то вроде класса
other_class: функция защиты (сам): # делает что-то для A
И тогда оба будут под абстрактным базовым классом base
. Поскольку оба унаследованных класса включают A
, я планирую просто создать метод в базовом классе, который выполняет A
, скажем, func_A
. Но у меня возникли проблемы с определением наилучшего способа приблизиться к этому, чтобы сигнатуры функций соответствовали и без перезагрузки набора данных
для B
.
Если other_class
также нужна логика для B
, я думаю, что мы можем просто вернуть dataset. keys()
из func_A
и использовать его в func_B
, но other_class
нет.
Так что я не знаю, есть ли хороший способ согласовать это без разных сигнатур для методов.
Итак, в коде у меня есть следующие две идеи:
1)
база классов: @абстрактный метод функция защиты (сам): проходить def func_A (я): # делает что-то для A и получает набор данных вернуть набор данных.keys() класс текущий_класс: def func_B (я, ключи): # делает вещи для B функция защиты (сам): ключи = self.func_A self.func_B (ключи) класс текущий_класс: функция защиты (сам): _ = self.func_A() # возврат не используется...
База класса: @абстрактный метод функция защиты (сам): проходить класс текущий_класс: def func_A (я): # делает что-то для A и получает набор данных вернуть набор данных.keys() def func_B (я, ключи): # делает вещи для B функция защиты (сам): ключи = self.