Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топкинская общеобразовательная школа
Классный час
2 класс
Тема: «Добро и зло»
Составитель: Антонова С.Б.,
учитель начальных классов
С.Топки
2017г.
Классный час: «Добро и зло»
Цель: Формирование четких представлений о добре и зле;
развитие способности делать добро и противостоять злу.
Задачи:
Оборудование:
-Презентация «Добро и зло».
-Средства технического сопровождения: мультимедийное оборудование.
-Слайды на тему «Добро и зло», сказочные персонажи.
-Аудиозаписи: шум леса, песня из мультфильма «Кот Леопольд».
Шапочки Зайки и Барсука для игры – сказки.
-Силуэт человека, карточки на тему «Хорошо и плохо», корзинка.
-Микрофон (можно игрушечный).
План
I.Вводная часть
II. Основная часть
III. Подведение итога
Практическое задание «Хорошо – плохо»
Ход занятия
1.Вводная часть
Организационный момент:
Детям предлагается рассмотреть слайды с изображением героев известных сказок с добрым и явно выраженным злым выражением лица (5-6 портретов). Скажите, кто из них – добрый, а кто – злой? Почему? Как вы об этом догадались? Чье изображение вам больше понравилось? Почему?
Вводная беседа:
Дети, что всегда побеждает в сказках? Что такое добро?
В каждом из вас есть маленькая частичка добра. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Добрый человек любит природу.Назовите слово противоположное слову «добро». Добро и зло присутствуют в нашей жизни, как белое и черное, свет и тьма. (Показ слайдов).
Сегодня мы побеседуем о добре и зле. Я научу вас отгадывать, где может прятаться зло и как его избегать.
2. Основная часть
Решение проблемных ситуаций.
Детям предлагается послушать и обыграть следующую ситуацию:
«Юра вышел на прогулку рассерженным, так как получил плохую оценку. Увидев, что Коля и Миша построили замок из песка, он подошел к ним и сказал:
-Мне не нравиться ваш замок, не так нужно строить, – разбежался и затоптал всю постройку».
– Как поступят Коля и Миша?
(Ситуация обыгрывается разными детьми.)
А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?
Когда вы чем-то рассержены, что вы чувствуете? (злость, гнев, обиду)
Что вам хочется сделать?
Что можно сделать, чтобы изменить настроение?
Чем можно заняться? (Можно рассмешить себя, глядя в зеркало, побеседовать с другом, поиграть с котенком, послушать приятную спокойную музыку, принять душ. )
Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами, нарисуем на лице улыбку.
Я предлагаю всем «выпустить из себя злого дракона»:
Упражнение «Надуй воздушный шарик злостью».
Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.
Что вы сейчас чувствуете?
Ребята, а хорошо ли злиться?
Какие поступки вам нравятся – добрые или злые?
Почему?
Добро, доброта – это все хорошее и полезное. Дети, с чем можно сравнить добро? (С солнцем, весенней радугой, яркими красивыми цветами, с мамой)
Ребенок исполняет стихотворение Л. Николаенко
Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Распускаются цветы,
Приживаются коты,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
Игра – сказка
Давайте поиграем. Я буду рассказывать сказку о зайке и барсучке, а кто-нибудь из вас станет показывать, что делали зверята.
Кто будет зайкой? Кто барсучком? А вы, ребята, изображайте деревья, кусты, цветы. (Дети садятся на пол свободно, кто как хочет.)
Жили – были в лесу зайка и барсучок.
Вот однажды пошел зайка погулять. Увидел цветок, остановился, понюхал его. Идет дальше. Смотрит, что под этими листочками.… Ой! Ура! Гриб! Положил его в кармашек и подумал, может быть белочке пригодится, она ведь собирает грибы на зиму. Идет дальше, шишку нашел, да с семенами. Повесил на веточку – птенцам пригодится. А это что такое? Ну-ка? Ягодка, да какая спелая, ее можно съесть. Ах, вкусно!
А вот по лесу идет барсучок. Увидел цветок, вот еще мешает здесь – затоптал его.… Пошел дальше. Ну-ка, что это такое? А, грибок… Ногой ударил его, как мячик. Ух, полетел! Вот так! А это что? Шишка… замахнулся, бросил ее далеко.… Вот это да!
Так по лесу прошлись – прогулялись зайка и барсучок. Что вы скажете об этой прогулке? Подумайте! Кто из зверей друг белкам и птицам? Почему?
Барсук ведь никого не обидел! Он только сбил гриб, бросил шишку, сломал цветок и все…
По окончании сказки подвести детей к выводу:
– Каким лучше быть: добрым или злым?
Давайте послушаем, какое добро сделали мальчик и девочка и постараемся разобраться в их поступках.
«Котенок»
Я нашла в саду котенка.
Он мяукал тонко, тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котенок мой –
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой…
До чего хорош собой!
(Е. Благинина)
«Доброта»
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою меня же наказали!
( Р. Сеф)
Эмоциональная игра «Интервью»:
Учитель, используя микрофон, по очереди подходит к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его ответить на вопрос:
Чей поступок вы назовете добрым? Почему?
Как вы думаете, за что наказали мальчик?
Кого называют добрым? Кого называют злым?
Кого из своих знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
Обобщение: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
1 ребенок: Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
2 ребенок: Только надо, надо добрым быть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3 ребенок: Добрым быть совсем – совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
4 ребенок: Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Рефлексия «Хорошо – плохо»
Ребята, обратите внимание на силуэт человека на стене:
Он ярко желтого цвета. Желтый цвет – цвет радости, цвет солнца. Это будет копилка добрых поступков. Я буду приглашать к себе по одному ребенку. Задание такое: достать из конверта карточки, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей. Нужно решить, можно так поступать или нельзя. Картинку с хорошим поступком приклеиваем на силуэт человека, а с плохим поступком выбрасываем в корзину.
Итог:
Дети вы хорошо отвечали и я уверенна, что копилка добрых дел и поступков в классе будет ежедневно пополняться.
Дети прослушивают песню из мультфильма «Кот Леопольд» « Если добрый ты» и подпевают хором.
Автор: Успенская Мария Александровна
Организация: МАОУ города Владимира «СОШ № 49 им. М.М.Сперанского»
Населенный пункт: Владимирская область, г. Владимир
Цель: формирование определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле.
Задачи:
Форма проведения: беседа.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве. О каком? Попробуйте определить сами, прослушав стихотворение.
Качество это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Это качество – наших сердец ДОБРОТА.
– О чем будет наш классный час? (о доброте, о добре)
2. Беседа по теме.
– Ребята, а какого человека мы называем добрым, а какого злым?
Распределите качества, которые написаны на доске в два столбика: добрый, злой. (выслушиваются мнения детей).
– Русский народ очень давно размышлял о добре и зле, русские люди всегда отличались добротой, честностью, заботливостью, милосердием, эти размышления нашли свое отражение в русских народных пословицах и поговорках. Давайте познакомимся с некоторыми из них. У вас на партах лежит задание: соедини начало и конец пословицы. Вспомним правила работы в парах.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добро творить – себя веселить.
За недобрым пойдешь – на беду набредешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Учись доброму – худое на ум не пойдет.
(Работа в парах)
– Давайте проверим и обсудим, как вы понимаете эти пословицы. (Дети по очереди зачитывают и объясняют смысл пословицы).
– А теперь поиграем. Если на экране появляется добрый герой сказок или мультфильмов, мы хлопаем и улыбаемся. Если злой герой – топаем и хмуримся.
(Презентация)
(Герои: Матроскин, Крокодил Гена, Чебурашка, Чиполлино, Айболит, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси-лебеди, Золушка, Кащей бессмертный, снежная королева)
– Ребята, а что вы можете сказать про себя? Какие вы? Ответить на этот вопрос вам поможет такое задание.
– Прочитайте высказывания и обведите то, которое подходит лично вам.
1. А) Если рассыплю мусор под партой, то скажу, что это сделал сосед.
Б) Если рассыплю мусор под партой, то сам его и уберу.
2. А) Если случайно толкну одноклассника, то извинюсь.
Б) Если случайно толкну одноклассника, то скажу ему, чтобы ходил в другом месте.
3. А) Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища дать списать.
Б) Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища объяснить мне её решение.
4. А) Если нечаянно сломаю чужую ручку, то скажу, что она такая и была.
Б) Если нечаянно сломаю чужую ручку, то попрошу прощения и куплю новую.
5. А) Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я вместе с другими посмеюсь над ним.
Б) Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я скажу: «Ничего страшного, бывает!», и помогу удалить пятно с одежды.
– Давайте посмотрим, какие ребята учатся в нашем классе. (Учитель читает высказывания вслух, ребята поднимают руки, каких ответов больше).
– Молодцы! Очень приятно, что в нашем классе чуткие и заботливые ребята.
– Ребята, согласны ли вы с утверждением: есть люди хорошие и есть люди плохие?
– Хочу рассказать вам одну притчу, которая поможет нам разобраться в этом.
Когда-то давно старый индеец сказал своему внуку: «В каждом человеке борются два волка. Первый волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, ложь… А второй волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, верность».
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк побеждает?»
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
– Как вы поняли выражение «кормить волка»? (совершать поступки)
– Как вы теперь думаете, люди делятся на злых и добрых, или один и тот же человек может совершать и плохие, и хорошие поступки? (Один человек может совершать и плохие, и хорошие поступки).
– А как вы думаете, чего в жизни больше: добра или зла?
– Ответить на этот вопрос нам помогут весы. На одну чашу мы будем класть «зло» (карточки с надписями: зависть, жестокость, жадность, война, ложь, предательство).
– Что нужно сделать, чтобы победить зло? (нужно, чтобы чаша весов перевесила.) Давайте вспомним, какие добрые поступки вы совершили, напишем на карточках, которые лежат перед вами, и положим их в чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром поступке и кладут в чашу с добром. Чаша добра перевешивает чашу зла.
– Вот видите, ребята, как можно победить зло: совершая даже капельку добра, можно победить даже самое большое зло в мире.
3. Рефлексия.
– Как вы думаете, без доброты можно прожить на свете?
– Если вы считаете, что доброта не нужна – прикрепите к стволу дерева белый листочек, если вы считаете, что без доброты нельзя прожить, добрые поступки необходимы – прикрепите зеленый листочек.
– Наш классный час подошел к концу. На мой взгляд, по-настоящему добрым человеком можно назвать человека, у которого открытое и доброе сердце. Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа и слева что-то очень доброе и хорошее, от чистого сердца. А я вам желаю идти по жизни только дорогою добра.
(Звучит песня «Дорога добра»)
Список литературы:
Опубликовано: 31.03.2020
Руководство для родителей по содержанию этой книги.
Отличается .
Родители должны знать, что Школа Добра и Зла — это свежий взгляд на сказочные приемы и клише, переворачивающий представления большинства читателей о принцессах и злодеях. Язык очень мягкий (ничего хуже “жопы”). Потенциальные принцессы и принцы флиртуют друг с другом, и есть одна сцена поцелуя и пара слегка непристойных шуток о мечах. Как и в большинстве сказок, насилие и его угроза довольно постоянны, но большинству персонажей удается избежать реального вреда, по крайней мере, до кульминационной сцены битвы. Количество тел там довольно велико, и один из главных героев убит (хотя позже, похоже, возродился).
GingerMama Взрослый
18 июля 2019 г.
возраст 14+
Это интересная история, НО, и она большая, но в ней есть очень плохие сообщения для девочек, что меня беспокоит для девочек, читающих самостоятельно. В центре сюжета две девушки, которых забрали из их маленькой деревни и отправили в волшебную школу. Школа Добра обучает учеников стать героями истории (или их помощниками), а школа Зла готовит злодеев (или их приспешников). В их деревне Софи — красивая девушка, и она это знает, поэтому считает, что ей суждено стать сказочной принцессой и что она принадлежит к Хорошей школе. На Агату смотрят свысока, и Софи также уверена, что Агата будет ведьмой и принадлежит к школе Зла. Конечно, мы узнаем, что Софи не предназначена для Хорошей школы и не справляется с этим изящно. Агата никогда не была уверена в себе и сомневается в своей внешности, поэтому она так же сбита с толку, обнаружив себя в Хорошей школе. Девочки и их сокурсники задаются вопросом, что девочки, похоже, учатся не в тех школах. К тому же, как принцесса может дружить с ведьмой? Вот где история выделяется тем, что идет против стереотипов. Мы узнаем, что красота — это то, что внутри, а не внешний вид. Агата узнала, что она действительно красива такой, какая она есть, и что ей не нужно быть обычной принцессой-блондинкой. К сожалению, в процессе достижения этого автор предпочитает говорить действительно неуместные вещи в книге, предназначенной для молодой аудитории.
Есть несколько упоминаний о том, что девушки имеют ценность только в том случае, если они худые. Один персонаж говорит, что вы никогда не должны завтракать, чтобы не потолстеть, и это сообщения, которые неоднократно отправляются на протяжении всей книги. Очевидно, это опасное сообщение для девушек. Сегодня существует слишком большой риск того, что девушки примут подобные сообщения близко к сердцу и усугубят проблемы незащищенности или поощрения опасных диет или расстройств пищевого поведения. Когда я рассматривал эту книгу для своей дочери, я нигде не видел никаких предупреждений об этом. К счастью, я прочитал это вслух своим детям, чтобы я мог редактировать, так как я много раз читал что-то неуместное. Это делает книгу проблематичной для рецензирования. Я бы настоятельно не рекомендовал, чтобы девушка читала эту книгу самостоятельно. Если вы читали его вслух, вы могли отредактировать или остановить и обсудить проблемные сообщения. Я думаю, что автор намеревается указать, что красота — это то, что внутри, но слишком часто персонажи были одержимы только своей внешностью, особенно своим весом.9 пользователей считают это полезным.
Тиггерницкий4 Взрослый
9 февраля 2020 г.
возраст 13+
“Рука Рафала нашла ее талию, притянув к себе, и он прижался губами к ее губам. Его рот был нежным, но все же крепко, и с того момента, как он коснулся ее, Софи почувствовала, как ее мысли затихли, восторженно замолчали, как будто в ее голове взорвалась темная бомба… Он уже целовал ее раньше, но на этот раз она ответила на поцелуй еще сильнее… она знала, что больше не было ни вины, ни сомнений, ни стыда, потому что она нашла любовь… Губы Рафаля оторвались от ее губ… Она снова поцеловала своего прекрасного мальчика, прикусив его губу так сильно, что почувствовала привкус крови. удовольствия и провел рукой по ее волосам».
Это название имеет:
Слишком много секса
4 человека считают это полезным.
Когда лучшие подруги Софи и Агата украдены из их деревни и попадают в ШКОЛУ ДОБРА И ЗЛА, девочки предполагают, что их роли в жизни останутся такими, как они всегда предсказывали. С ее светлыми волосами, розовыми платьями и склонностью к добрым делам Софи будет обучена быть принцессой из сборника сказок. Одетая в черное и асоциальная Агата имеет все задатки первоклассной злодейки. Однако в школе девочки оказываются именно там, где им не хочется быть. Софи — та, кто берет уроки уродства и общается с будущими ведьмами и их гнусными помощниками, в то время как Агата должна узнать о макияже и правильном этикете для привлечения Прекрасного принца. Чтобы вернуться домой, Агата и Софи должны разгадать загадку, которая, кажется, угрожает самому существованию школы.
Школа Добра и Зла — это не заурядный побочный продукт сказки. Писатель Соман Чайнани явно сделал свою домашнюю работу по фольклору и средствам массовой информации, и он манипулирует клише фэнтези и фольклора с большим остроумием и проницательностью. Однако этот вступительный том к сериалу кажется немного длинным. Агата и Софи предпринимают новые испытания, неожиданно проходят или терпят неудачу, а затем переходят к следующему соревнованию. Повторение этого шаблона становится обременительным на протяжении почти 500 страниц. Тем не менее, здесь есть много повествовательного мяса, поданного Чайнани с талантом и дополненного черно-белыми иллюстрациями Якопо Бруно.
Семьи могут поговорить об образах сказочных персонажей в Школа Добра и Зла . Чем герои сказок в современных СМИ отличаются от их оригинальных, фольклорных версий? Как вы думаете, почему эти истории остаются такими сильными и неотразимыми?
Вы когда-нибудь судите о людях по тому, как они выглядят или одеваются? Можете ли вы сказать, является ли кто-то «хорошим» или «плохим», просто взглянув на него?
Вам когда-нибудь казалось, что другие люди – члены семьи, друзья или учителя – возлагают на вас надежды, которые вы не можете оправдать? Как вы справляетесь с этими ожиданиями?
«Она дразнила детей, называя их чокнутыми и бредовыми. Но, в конце концов, они знали то, чего не знала она: грань между историями и реальной жизнью действительно очень тонкая». стр. 72
Школа Добра и Зла (#1) Сомана Чайнани, иллюстрация Якопо Бруно.
HarperCollins, Нью-Йорк, 2013.
Фантастический роман, 488 страниц.
Лексиле: 830L .
AR Уровень: 5. 2 (стоит 16.0 очков) .
Софи не может дождаться, когда ее украдут из ее деревни и отправят в таинственную Школу Добра и Зла. Она делает все возможное, чтобы подготовиться — интенсивный режим красоты, строгий дизайн одежды и, конечно же, добрые дела, такие как дружба с городской ведьмой. Агата не заинтересована в том, чтобы ее похитили, но когда похищают ее лучшую подругу, ей просто приходится вмешаться. Но потом Агата оказывается на стороне Добра, а Софи посещает уроки Зла…
Школа Добра и Зла Сомана Чайнани, иллюстрации Якопо Бруно.Не знаю, как я так долго пропустил эту серию. Возможно, из-за того, что все главные герои явно белые, я упустил из виду, что автор — американец индийского происхождения. Но они были довольно популярны.
Сюжет и характер Чайнани, а также его детально проработанный сказочный мир произвели на меня большое впечатление. За последние несколько лет я читал МНОГО фантастических романов для молодежи, работая над своим первым разнообразным фэнтези-книгой. Особенно в фэнтези среднего класса, теперь я часто могу угадать, что будет дальше. Эта книга была захватывающей, потому что Чайнани удавалось постоянно развивать сюжет и персонажей в новых направлениях, сохраняя при этом правдоподобность развития событий.
Я хотел сравнить эту книгу с луком, но это было бы несправедливо по отношению к луку. На самом деле, чтение этого больше похоже на открытие одного из тех подарков, которые на самом деле крошечные, но они были завернуты снова и снова во все более крупные коробки, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ того, что вы добираетесь до конца, и это крошечная шкатулка, которую вы открываете, чтобы найти записку, указывающую, где спрятан ваш подарок. . НО настоящее — это нечто настолько совершенное и неожиданное, что вы не можете не смеяться от радости.
Местные иллюстрации/заголовки глав для главы 8 разбросаны по страницам 124 и 125 «Школы Добра и Зла».Отличные иллюстрации. Почти в каждой главе есть точечная иллюстрация, только вместо заголовка главы текст оборачивает картинку на первой странице каждой главы. Хотя карта на самом деле не была супер-полезной (я так думаю намеренно, исходя из определенного сюжетного момента), она была великолепна.
Меня немного смутил предполагаемый возрастной уровень, потому что он действительно может понравиться как читателям старшего среднего класса, так и младшим старшеклассникам. На обложке книги указано, что это возраст от 8 до 12 лет, хотя насилие и акцент на романтике, даже если это довольно легкая романтика, заставили бы меня подтолкнуть это к верхней границе этой возрастной группы.
Таракан Якопо Бруно на иллюстрации к книге заклинаний на странице 266 — мой любимый персонаж в «Школе добра и зла».Родители должны знать, что убийство, покушение на убийство, смертельная опасность, мошенничество, ложь, драки на мечах, превращение в не-человека, издевательства и другие злодеяния имеют место. Идея любви из сборника рассказов является основной темой большей части книги, поэтому романтика определенно присутствует. Тем не менее, я чувствовал, что были предприняты усилия, чтобы сохранить романтику – никакого секса или обсуждения секса.
В основном это похоже на интенсивный опыт средней школы (поскольку некоторые пары получают оценки за то, как они представляют) – держатся за руки, вместе обедают, неловкие моменты и несколько поцелуев. Два персонажа засыпают в одной комнате, но больше ничего не происходит. В нем много страсти и безответной любви. В некоторых моментах персонажи пытаются вызвать поцелуи либо физически, либо магически, что всегда показано в тексте как неправильное.
Есть однополый поцелуй и сильные намеки на то, что другой персонаж гей. Я чувствовал, что мог быть какой-то признак того, что трансгендерный персонаж может появиться в следующей книге, но здесь было недостаточно ясно, чтобы сказать наверняка. Это определенно не была «чистая» книга между убийством и поцелуями, но я все еще мог видеть, что в ней много девяток.0077 понравится любителям подросткового фэнтези, которые хотят сложного сюжета и эмоциональной драмы без особого упорства.
Главной слабостью этой книги было то, что большинство персонажей явно белые , особенно главные герои. Некоторые символы могли быть не белыми, но обычно в описаниях указывались функции с белым кодом. Положительным моментом является то, что Чайнани действительно описал белых персонажей, а не полагался на фэнтезийный образ белых по умолчанию. Он также сделал несколько интересных вещей с дескрипторами, которые используются как для Добра, так и для Зла, и я хотел бы углубиться в них как-нибудь в другой раз. Поэтому, хотя персонажи в основном белые, здесь есть некоторые нюансы, которых мы не всегда ожидаем от белых авторов, и я оценил эти детали.
Карта в «Школе Добра и Зла» определенно интригует и красива, даже если она не очень помогает выяснить, где находятся определенные места!Если бы это была отдельная книга, я бы ожидал большего завершения с определенными точками сюжета, настройками и персонажами в конце, но поскольку это начало серии из шести книг, это можно объяснить. В частности, я хотел узнать больше о Гавальдоне и надеюсь, что в будущих книгах он будет подробно изучен.