Занятие по внеурочной деятельности на тему
«Тайны волшебных слов»
Вступительное слово учителя
Есть волшебные слова,
Все запоры открывают,
Говорим мы их не зря,
Они в жизни помогают,
Возвращают силу вновь,
Убирают боль при муке,
Возрождают в нас любовь,
Грусть снимают при разлуке.
Не стесняйтесь говорить,
Здравствуйте, пожалуйста,
С ними легче нам прожить,
Плыть под белым парусом.
2. Сообщение темы и цели классного часа.
– Наше занятие называется «Тайны волшебных слов», сегодня нам предстоит узнать эти слова и их тайну.
3. Повторение вежливых слов.
– Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого…
«Спасибо»
2. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече:…
«Здравствуйте!»
3. Когда вас ругают за шалости говорим:…
«Прости, пожалуйста»
4. И во Франции и в Дании на прощанье говорят:
«До свидания»
– С давних времен люди учили употреблять «волшебные» слова даже маленьких детей. Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, нужно с детства приучаться быть вежливым, добросердечным.
А) Все воспитанные люди при встрече со знакомым человеком должны …?(здороваться)
– А известно ли вам, что обозначает слово «здравствуйте»?
– ЗДРАВСТВУЙ(ТЕ). Образовано от глагола ЗДРАВСТВОВАТЬ -” быть здоровым, благополучно существовать”. Значит, здороваясь с человеком, вы желаете ему здоровья.
– В течение дня мы слышим много разных приветствий. А как вы здороваетесь:
а) утром с родителями
б) по дороге в школу с друзьями
в) в школе с учителями?
Учащиеся читают стихотворение «Добрые слова» (О. Дриз)
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром» – я кричу.
«Добрый день!» – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» – так встречаю
Всех домой идущих к чаю.
– А можно ли поприветствовать без слов, жестами?
– Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, ещё разнообразнее. Послушайте и можете попробовать поприветствовать так друг друга.
Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу. Лапландцы, индейцы трутся носами. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Японец, завидев знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на улице. Затем он как бы переламывается в пояснице и, застыв ещё на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Офицеры королевской гвардии звонко щёлкали каблуками и роняли голову на грудь. А великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
Решение коммуникативно–ситуативных задач.
– Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
– На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?
– Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
– Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли с ними здороваться? Как это сделать?
– В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты увидел своего классного руководителя Бориса Сергеевича. Правильно ли будет, проходя мимо, сказать: «Здравствуйте, Борис Сергеевич».
Б) – Другое волшебное слово надо говорить, расставаясь.
– Догадались ли вы, о каком слове я говорю?
– Вдумайтесь в значение: «до свидания» — это слово выражает желание и надежду на встречу, свидание.
– Какие слова прощания вам известны? (До свиданья (-ия)! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливо! Всего! Пока! Бывай! Будь! Разрешите попрощаться! Позвольте откланяться!)
В) А сейчас послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово».
– Постарайтесь понять, о каком волшебном слове идет речь.
“Волшебное слово” – В. А. Осеева
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. – Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
1. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику?
2. А помогло ли Павлику это слово?
3. Вспомните, в каких случаях это было?
4. Как надо было произносить «волшебное слово»?
Знакомы ли они вам?
– Это так слово «спасибо» звучит на разных языка: украинском, французском, немецком, английском, польском.
В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благо – дарить»: они произносили:
«Благо-дарствую!», «Благо-дарю!».
Произнесите это слово медленно, что слышите в этот момент?
(Два слова благо – дарю)
– Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание – пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое слово «спасибо».
Учащиеся читают стихотворение
Даже дети знают, некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.
– Ребята, скажите, в каких случаях употребляют слово «спасибо»?
Решение коммуникативно–ситуативных задач.
1) На перемене Коля достал из портфеля конфеты, которые утром перед школой дала ему мама. К нему подошёл одноклассник Саша. Коля угостил его конфетой. Саша сказал ему: «Большое спасибо».
За что Саша благодарил Колю?
2) У Оли никак на уроке труда не могла вырезать снежинку. Её соседка по парте Олеся помогла ей. Очень красивая получилась снежинка. Оля была признательна Олесе. Она сказала ей: «Благодарю тебя».
За что Оля благодарила Олесю?
3) Дядя Фёдор, спускаясь по лестнице, ел бутерброд с колбасой. Кот Матроскин посоветовал ему положить колбасу не сверху хлеба, а под низ, так вкуснее. Дядя Федор поблагодарил кота и поделился с ним бутербродом.
За что дядя Фёдор благодарил Матроскина?
4) Учительница шла утром на работу. Перед входом в школу, мальчик, который шёл впереди, увидел её и придержал дверь. Учительница сказала ему: «Сердечно благодарю тебя за внимательность»
За что благодарила учительница мальчика?
Учащиеся читают стихотворение
В речи людской есть слова простые
Они и волшебные, и золотые!
Как звездочки в небе, в речи горят,
Сердце и душу они веселят.
Помнить слова эти каждый обязан:
В жизни людской этикет очень важен.
Мил людям всем будешь и без конфеты,
Если ты с детства знаком с этикетом.
4. Итог внеурочного занятия
– Какие слова считаем волшебными?
– В чем же их тайна?
– Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, искренности сказанное слово – неживое.
– Человека, который употребляет в речи волшебные слова и произносит их без напоминания и от чистого сердца, считают вежливым.
– Как вы понимаете пословицу «От вежливых слов язык не отсохнет».
– Надеюсь, что вы всегда будете помнить эту пословицу и пользоваться волшебными словами. А они творить свое волшебство и помогать вам в жизни.
nsportal.ru
Занятие по внеурочной деятельности 1 класс.
Уроки духовности
Тема: «Волшебные слова живут на белом свете»
Цель: заложить основы эмоционально – положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими людьми.
Задачи: знакомить и упражнять детей в выполнении простейших правил в общении со сверстниками и взрослыми, основанными на уважении и доброжелательности.
Методы: метод – активизации эмоций ребёнка, метод – аналогии через, героев сказок метод – анализа и осмысления различных ситуации метод – художественного творчества (группы методов направлены на самостроительство ребёнка, как субъекта духовного развития)
Формы: групповая, фронтальная.
Ход занятия:
Упражнение «Пожелание»
Ощутим тепло в середине грудной клетки…
Там – маленький тёплый кусочек Солнышка…
Он пульсирует, растёт, заполняет теплом всю грудь…
Его лучики просятся наружу…
Посылаем их вперёд (протягиваем руки вперёд), протягиваем тёплые ладошки, как знак Дружбы…
Вместе с лучиками шлём пожелания всем:
– Да будет дружба!
– Да будет свет!
– Да будет радость во всём мире!
Игра «Назови имя»
Первый ребёнок называет своё имя, называет себя и повторяет имя первого, третий – называет имена первого и второго и своё и т. д.
Мы сегодня отправимся в страну Добронравию.
Имитируем движения по трудному пути:
завал – под него подлезть,
гора – перешагнуть,
пропасть – перепрыгнуть.
Подошли к воротам. Как открыть ворота?
Нужно постучать и попросить разрешения войти.
(Страна Добронравия – Ворота в Добронравию – Волшебная поляна – Сказочный лес – Опушка общения – Волшебное зеркало.)
Ворота распахнулись, и мы попадаем в сказочный лес. Идём по лесу, и вдруг слышим разговор волка и белочки.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня, пожалуйста». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там сверху всё играете и прыгаете».
Белка сказала: «Пусти меня, пожалуйста, прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». («Белка и волк» Л. Н. Толстой)
-Чему нас научила белочка?
– А как ты думаешь, вежливый человек может быть злым?
Нужно быть добрыми.
Вежливость и доброта стоят рядом.
Добрый человек чаще бывает, вежлив, чем злой и агрессивный.
Вежливый – добрый, а злой – грубый.
Вежливость связана с добром и злом
Слайд 4 (На доске иллюстрация) Идём дальше через полянку (дети имитируют ходьбу) и на краю поляны видна тёмная пещера.
Послушайте, какой случай здесь произошёл с кроликом.
Сказка о вежливом кролике.
Жил – был кролик, очень скромный, добрый и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты, он собрался было домой. Как заметил лису. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицы с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать – то куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения входить в чужой дом не полагается. «Нужно поздороваться». – подумал он. – «Но с кем? С пещерой конечно!»
И присев на задние лапки, кролик вежливо сказал: «Здравствуйте добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос кролика! Она очень любила кроличье мясо.
– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть кролика.
Но кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он, – совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился бежать со всех ног.
Прискакал кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала!» Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!»
– Понравилась сказка?
3. Общение
– Вспомните, когда-нибудь вас выручала вежливость?
4. Игра «Вежливо – невежливо» Слайд 5
Если вы считаете поступок вежливым, то хлопайте в ладоши, если нет – покачайте головой.
Поздороваться при встрече…
Толкнуть, не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Не встать, обращаясь к старшим…
Не уступить место в транспорте…
Не заметить печального настроения мамы…
4. Итог урока.
Групповая работа. Делимся на две группы.
Склеиваем пазлы портретов волшебниц Веже и Невеже. Вежливостью в стране Добронравии занимается волшебница Веже, а невежливостью – Невежа. Возьмите, пожалуйста, пазлы и приклейте изображение волшебниц. Прикрепим их на доске. Если бы вам пришлось поселиться в стране Добронравии, с какой из волшебниц вам хотелось бы остаться? Подойдите к портрету волшебницы.
В заключение нашего занятия, дополните, пожалуйста, фразу, которую я начну
Вежливый человек – это …. добрый человек.
Я знаю, что добрые слова ….
Спасибо вам за урок. Слайд 6
Уроки духовности
Тема: «Волшебные слова живут на белом свете»
Цель: заложить основы эмоционально – положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими людьми.
Задачи: знакомить и упражнять детей в выполнении простейших правил в общении со сверстниками и взрослыми, основанными на уважении и доброжелательности.
Методы: метод – активизации эмоций ребёнка, метод – аналогии через, героев сказок метод – анализа и осмысления различных ситуации метод – художественного творчества (группы методов направлены на самостроительство ребёнка, как субъекта духовного развития)
Формы: групповая, фронтальная.
Ход занятия:
Упражнение «Пожелание»
Упражнение «Пожелание», настраивает присутствующих на предстоящее занятие и создаёт положительный эмоциональный фон. Необходимо расслабить мышцы лица, шеи, живота, рук, затем слушаем тишину зала, тишину внутри себя.
Ощутим тепло в середине грудной клетки…
Там – маленький тёплый кусочек Солнышка…
Он пульсирует, растёт, заполняет теплом всю грудь…
Его лучики просятся наружу…
Посылаем их вперёд (протягиваем руки вперёд), протягиваем тёплые ладошки, как знак Дружбы…
Вместе с лучиками шлём пожелания всем:
– Да будет дружба!
– Да будет свет!
– Да будет радость во всём мире!
Первый ребёнок называет своё имя, называет себя и повторяет имя первого, третий – называет имена первого и второго и своё и т. д.
Путешествие в страну Добронравию. Слайд 2. ( Дорогою добра…)
Мы сегодня отправимся в страну Добронравию.
Имитируем движения по трудному пути:
завал – под него подлезть,
гора – перешагнуть,
пропасть – перепрыгнуть.
Подошли к воротам. Как открыть ворота?
Нужно постучать и попросить разрешения войти.
(Страна Добронравия – Ворота в Добронравию – Волшебная поляна – Сказочный лес – Опушка общения – Волшебное зеркало.)
Ворота распахнулись, и мы попадаем в сказочный лес. Идём по лесу, и вдруг слышим разговор волка и белочки.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня, пожалуйста». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там сверху всё играете и прыгаете».
Белка сказала: «Пусти меня, пожалуйста, прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». («Белка и волк» Л. Н. Толстой)
-Чему нас научила белочка?
– А как ты думаешь, вежливый человек может быть злым?
Нужно быть добрыми.
Вежливость и доброта стоят рядом.
Добрый человек чаще бывает, вежлив, чем злой и агрессивный.
Вежливый – добрый, а злой – грубый.
Вежливость связана с добром и злом
Слайд 4 (На доске иллюстрация) Идём дальше через полянку (дети имитируют ходьбу) и на краю поляны видна тёмная пещера.
Послушайте, какой случай здесь произошёл с кроликом.
Сказка о вежливом кролике.
Жил – был кролик, очень скромный, добрый и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты, он собрался было домой. Как заметил лису. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицы с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать – то куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения входить в чужой дом не полагается. «Нужно поздороваться». – подумал он. – «Но с кем? С пещерой конечно!»
И присев на задние лапки, кролик вежливо сказал: «Здравствуйте добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос кролика! Она очень любила кроличье мясо.
– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть кролика.
Но кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он, – совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился бежать со всех ног.
Прискакал кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала!» Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!»
– Понравилась сказка?
3. Общение
– Вспомните, когда-нибудь вас выручала вежливость?
4. Игра «Вежливо – невежливо» Слайд 5
Если вы считаете поступок вежливым, то хлопайте в ладоши, если нет – покачайте головой.
Поздороваться при встрече…
Толкнуть, не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Не встать, обращаясь к старшим…
Не уступить место в транспорте…
Не заметить печального настроения мамы…
4. Итог урока.
Групповая работа. Делимся на две группы.
Склеиваем пазлы портретов волшебниц Веже и Невеже. Вежливостью в стране Добронравии занимается волшебница Веже, а невежливостью – Невежа. Возьмите, пожалуйста, пазлы и приклейте изображение волшебниц. Прикрепим их на доске. Если бы вам пришлось поселиться в стране Добронравии, с какой из волшебниц вам хотелось бы остаться? Подойдите к портрету волшебницы.
В заключение нашего занятия, дополните, пожалуйста, фразу, которую я начну
Вежливый человек – это …. добрый человек.
Я знаю, что добрые слова ….
Спасибо вам за урок. Слайд 6
kopilkaurokov.ru
Путешествие по городу Волшебных слов
Ход урока
– Дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня в нашем классе на необычном уроке русского языка.
Говорить мы сегодня будем о словах. А что это за слова и чем они отличаются друг от друга, нам поможет путешествие по необычному городу. Он называется «Город Волшебных слов»
– А на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте сами: (загадка)
Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином.
– Да! В путешествие мы отправимся на автобусе. Посмотрите – вот он. А вот перед вами карта города Волшебных слов.
– Прежде чем отправиться в путь, мы должны вспомнить:
А) какими должны быть путешественники,
Б) правила поведения в автобусе.
– Итак, в путь! Путешествие мы начинаем с улицы Добрых слов.
– Ребята расскажут, какие добрые слова они знают. (Дети читают стихи)
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и красоты.
Нам желают: «Доброго пути!»,
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
– Какие ещё добрые слова вы знаете?
– А как вы думаете, от чего зависит их сила? Сила добрых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «добрыми». А примеры вы сейчас увидите сами, потому что мы попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили вам вредный совет. Посмотрите на свои листочки задание №1. Прочитайте:
Если ты пришел к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
– Найдите в тексте и выпишите «вежливые слова». Сколько слов вы выписали? Допишите ещё одно «вежливое» слово. Поставьте во всех словах ударение.
– Посмотрите на доску (висят картинки) и на ваши парты (лежат карточки со словами). Соотнесите картинку со словом. Разделите слова на две группы.
– По какому признаку вы разделили слова? (слова, отвечающие на вопросы кто? и что?) Чем они отличаются друг от друга?
– Запишите по два слова в каждый столбик. Задание №2
– Путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и пословиц.
– Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает «что такое хорошо и что такое плохо». Как вы понимаете это высказывание? (за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом)
– Где чаще всего встречается добро, в каких произведениях? (в сказках)
– Какие сказки говорят нам о победе добра над злом? (Золушка, Аленький цветочек, и другие).
– Кроме сказок, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Но вот беда, все они перепутались. Помогите их собрать.
В добре жить хорошо
Добро помни
На свете не без добрых людей
Доброе слово что дождь в засуху
Не добрый привет добрый ответ
Добрые вести прибавляют чести
– Запишите любую пословицу себе на листочек, задание №3
– А теперь мы попали на Веселую полянку (физминутка)
– Выйдем из автобуса и немного отдохнем.
– Мы отправляемся дальше и оказываемся на аллее Игр
«Поиграем в слова». Найдите в каждом слове другое слово и запишите
Уточка, дудочка, зоопарк. Задание №4.
– Молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города Волшебных слов – площади Добра.
3. Подведение итога
– О каких словах мы сегодня говорили? (о вежливых словах, о словах, отвечающих на вопросы кто? и что?)
– Оцените свою работу на уроке, подняв определенный сигнальный цвет
– Спасибо всем за урок.
Урок русского языка
Тема: Путешествие по городу Волшебных слов
Фамилия, имя _____________________________________________
Задание №1:
Если ты пришел к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2
Задание №3
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
Уточка ____________________________________________________________
Дудочка ___________________________________________________________
Зоопарк
Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе
на тему: «Путешествие по городу Волшебных слов»
Форма проведения: урок-путешествие
Цель: расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся в словах, отвечающих на вопросы кто? и что?
Задачи: 1. Обобщить знания детей о вежливых словах, повысить познавательную активность
2. Воспитывать в учащихся основы культурного человека, интерес к предмету «русский язык»
3. Развивать внимание, память, наблюдательность, связанную речь, любознательность, орфографическую зоркость
Оборудование: индивидуальные листочки для каждого ученика, карта путешествия города Волшебных слов, названия остановок, рисунок автобуса, конверты с заданиями, пословицы, стихи
Музыкальное оформление: для физминутки «Танец маленьких утят»
Конспект открытого урока
по русскому языку
в 1 классе на тему:
«Путешествие по городу Волшебных слов»
учителя нач. классов
МОУ «СОШ № 61»
Тищенко О.В.
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и красоты.
Нам желают: «Доброго пути!»,
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
nsportal.ru
Занятие «Волшебные слова»
Цели:
привить навыки культурного поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в своей речи «волшебные слова»: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста и т.д.
Беседа.
_ Здравствуйте ! –
Ты скажешь человеку.
– Здравствуй! –
Улыбнётся он в ответ.
И, наверное,
Не пойдёт в аптеку
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова – приветствия вы знаете? А ещё как можно поприветствовать человека?
( кивок головой, помахать руками, поклон, рукопожатие)
Предложить походить детям по классу и поприветствовать друг друга.
Спросить : чьё приветствие понравилось больше всего? Почему?
Дети слушают сказку в исполнении двух одноклассников. Вопросы к детям:
« Что можно сказать про зайца?», «Ежа ?», « Что ты чувствовал в роли зайца?», «А в роли ежа?», « кто вам симпатичен?», « А в жизни вам встречались такие люди?», « как вы поступали?»
« Слова «Спасибо!», «До свиданья!»,
Щедро дарите людям,
дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень важны ,
они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить.»
– С кем можно здороваться, а с кем – нет: дома, в школе, На улице?
-В каких случаях мы говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить?
– Вспомните, пожалуйста, случаи , когда вам помогли волшебные слова.
– Чтобы узнать, какие ещё вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру.
– Я бросаю мячик , а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч.
– не забывайте, что вежливые слова всегда должны произноситься доброжелательно, глядя в глаза.
6. Контроль за эмоциональных состоянием детей.
nsportal.ru
Волшебные слова
(познавательно – этическая беседа)
Цель:
o формировать у детей элементарные умения общения посредством вежливых слов.
Задачи:
o помочь детям осознать значение волшебных слов посредством игр, ситуаций;
o ознакомить детей с правилами дружеских отношений, умением строить отношения;
o формировать умения анализировать поступки других и собственные действия с учетом нравственных оценок;
o расширять активный словарь;
o воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: письмо от Феи вежливости, изображение страны вежливости на ватмане, презентация «Волшебное зеркало», заготовки для коллективной творческой работы.
План.
I. Вводная часть
II. Основная часть
1. Чтение стихотворений и нахождение в них волшебных слов.
2. Игра «Будь внимательным!»
3. Игра «Подскажи волшебное словечко»
4. Игра «Вежливо-невежливо»
5. Презентация.
6. Видео.
III. Итог.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Тихонечко, удобно сели, положите руки перед собой, спину выпрямите. Дети, когда мы вошли и увидели гостей, что мы сделали? (поздоровались)
А какое это слово? (вежливое, волшебное)
Сегодня мы и поговорим о волшебных словах, о правилах вежливости, о том, как становится радостнее и теплее, когда мы произносим и слышим волшебные слова.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Тихонечко, удобно сели, положите руки перед собой, спину выпрямите. Дети, когда мы вошли и увидели гостей, что мы сделали? (поздоровались)
А какое это слово? (вежливое, волшебное)
Сегодня мы и поговорим о волшебных словах, о правилах вежливости, о том, как становится радостнее и теплее, когда мы произносим и слышим волшебные слова.
II. Основная часть.
Письмо от Феи и сверток.
«Дорогие ребята!
У нас большая неприятность. Все волшебные слова и правила вежливости унесла и спрятала Баба Яга. И теперь нам стало грустно. Дети, помогите, пожалуйста, вернуть хорошее настроение, а для этого вам нужно узнать, где же спрятаны все волшебные слова» (вывешивается ватман, наклеены только домики).
– Посмотрите, какая страна? (грустная)
Посмотрим, что же у нас получится, когда мы вернем все вежливые слова.
1. Ребята, послушайте стихотворение и назовите волшебные слова, которые услышали.
Добрые слова не лень
Повторять нам каждый день,
Только выйдем за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу:
«С добрым утром» – я кричу.
«Добрый день!» – кричим мы вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» – так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
«Будьте добры» и «будьте любезны» –
Эти слова в разговоре полезны
С ними легко на прогулке и дома,
Будет полезно их слышать любому.
Дима разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но Дима нашелся, взглянув им в глаза.
Он робко и тихо «Простите» – сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите!» Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
– Какие волшебные и вежливые слова услышали?
2. Игра «Будь внимательным!» Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Спасибо, ребята! Молодцы! Все были внимательными.
3. Ребята, поиграем в игру «Подскажи словечко»
Вам нужно внимательно выслушать меня и в конце стихотворения подсказать всем вместе потерянное слово.
Выглянет солнышко, спрячется тень.
Если с улыбкой сказать…(добрый день).
Дед про внучку говорил: «Экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу – очень рада,
Только вот молчит как рыба,
А должна сказать …(спасибо)
Если мама нас бранит за шалости,
Мы ей говорим…(прости, пожалуйста).
За чаем, обедом и ужином
Приветливо, а не сердито,
Сказать обязательно нужно
Приятного … аппетита!
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(спасибо).
Мальчик вежливый и грамотный
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Встретил Настю я на улице сейчас.
Настя славная девчонка,
Настя ходит в первый класс,
Но при встрече с Настенькой
Не услышал слова …(здравствуйте).
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова …(извините).
Начиная день, так просто и мудро
Говорить знакомым…(доброе утро).
Уходя, обернись на прощанье
Что ты должен сказать… (До свиданья)
Какие еще мы нашли слова (перечислить)?
4. А теперь поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или невежливыми были действия в ней.
– Придумывать прозвища другим…(невежливо)
– Поздороваться при встрече…(вежливо)
– Толкнуть, не извиниться…(невежливо)
– Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо)
– Обращаясь ко взрослому, не встать…(невежливо)
– Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)
– Взять билет в автобусе…(вежливо)
– Разговаривать громко в общественном месте…(невежливо)
– Мальчикам в помещении не снимать головные уборы…(невежливо)
– Уважительно говорить о других…(вежливо)
Молодцы!
5. Просмотр и обсуждение ситуаций. (Презентация)
Теперь вам надо поискать слова в этом волшебном зеркале. Вы должны внимательно посмотреть и отгадать, какое волшебное слово спрятано в этом зеркале.
1. Дети сидят за накрытым столом. Расскажи как надо вести себя за столом?
(За столом нужно говорить приятного аппетита, после еды сказать спасибо)
2. Дети заходят в класс к учителю.
Что говорят при встрече? (Здравствуйте)
А кто должен сказать здравствуйте первым? С взрослыми всегда надо здороваться первыми.
3. Дети выходят из класса. Какие слова говорят при расставании? (до свидания)
4. Просит книгу. Как можно попросить книгу? (дайте, пожалуйста, эту книгу)
Какими словами можно поблагодарить? (большое спасибо, спасибо).
5. Спит в кроватке. Когда ложатся спать, какие слова говорят друг другу? (спокойной ночи)
6. Один плачет, другой гладит по голове.
Как вы думаете, что произошло с мальчиком, который плачет?
(его обидели, а вежливый человек должен пожалеть)
А что если его обидел этот мальчик? (Должен сказать прости, пожалуйста, извини)
Какие ребята были в волшебном зеркале? (вежливые)
Сила волшебных слов зависит от того как ты их скажешь. Волшебные слова надо говорить тихо, ласково, глядя в глаза, к кому обращаешься.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться « волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Сила волшебных слов зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей, не дразнит своих товарищей.
VII. Итог.
Вот какие мы молодцы. Хотела нас перехитрить Баба Яга, а мы справились со всеми заданиями.
Ребята мы с вами нашли все волшебные слова и выполнили просьбу Феи. А теперь подарим эти слова Фее. Ребята, возьмите по одному цветочку, раскрасьте его и подарите нашей стране, чтобы она засияла. (Украшают страну – цветок, бабочку) А пока вы будете украшать, я предлагаю вам посмотреть небольшое послание от Феи про маленького котёнка, которого зовут Тимка.
– Что больше всего понравилось на занятии?
multiurok.ru
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 183
с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
Беседа с элементами игры
на тему
«Волшебные слова»
Конспект внеклассного занятия
для учащихся начальных классов
подготовила
воспитатель ГПД
Смирнова Алла Геннадьевна
Санкт-Петербург 2016 год
Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
Оборудование: плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями.
Участники: ведущая. Кроме того, если приведенные в мероприятии отрывки из известных литературных произведений не просто прочитать, а инсценировать, то понадобятся исполнители сценок – лисица, журавль, девочка, отец, мать.
Предварительная подготовка: для детей – исполнителей сценок – могут понадобиться элементы костюмов.
Использованная литература:
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах. Какие слова для вас являются волшебными? (ответы детей).
Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:
Растает ледяная глыба
От слова тёплого…. (спасибо).
Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …. (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова? (вежливый)
Что значит быть вежливым человеком? (ответы детей)
Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Это соблюдение правил приличия, норм поведения.
Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. А какие добрые поступки совершали вы?
Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком в рассказе В.Осеевой «Волшебное слово». Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (ответы детей).
А помогло ли ему это слово? (ответы детей).
Старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
А теперь давайте вспомним сюжеты русских народных сказок, в которых герои говорили друг другу это слово. Оказывается, это слово можно произнести по-разному, т.е. – с разной интонацией. Что такое – разная интонация – мы сейчас с вами попробуем выяснить.
Вот так же можно сказать и слово «спасибо». Теперь обратите внимание. С какой интонацией будут произносить слово «спасибо» герои разных сказок. (Читает отрывки из сказок)
Как вы думаете, искренне поблагодарил журавль лисицу, или его слова прозвучали иронически? Конечно, иронически, т.е. – с насмешкой. Ведь лисица пригласила журавля к себе в гости на угощение, а сама всю кашу съела. Когда его произносят иронически, то даже иногда употребляют в уменьшительной форме – «ну, спасибочки».
А какие чувства испытал журавль, когда его обманула лиса? (Он обиделся) Верно, значит, в этом случае слово «спасибо» могло прозвучать еще и с обидой.
Как вы думаете, а здесь слова благодарности звучали искренне, не иронически, не с огорчением? Конечно, искренне, ведь мама и папа были так рады тому, что вновь видят свою дорогую дочку живой и невредимой.
Послушайте стихотворение о Вите и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре этом
И скажите нам ответ.
Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? (ответы детей).
Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».
А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку. Вы будете выполнять упражнения только тогда, когда я скажу «волшебные слова»:
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперёд.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дорогие слова». Я буду читать, а вы вставляйте нужные «волшебные слова»:
В каких ситуациях мы употребляем «волшебные слова»? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
Все «волшебные слова», которые прозвучали сегодня, мы поместим в таблицу:
Приветствие |
Прощание |
Извинение |
Просьба |
Благодарность |
В таблицу дети помещают заранее подготовленные карточки со следующими словами:
Надо очень добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрее,
Если будем мы хоть чуточку добрее!
nsportal.ru
Игра «Крестики – нолики»
Тема: «Волшебный молоточек»
Цель: дать понятие о подвижности и разноместности ударения;
развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правильном орфоэпическом произношение слов.
Планируемые результаты:
Предметные умения: сформировать представление об особенностях ударения в русском языке.
УУД:
Личностные: осознание важности использования правильного ударения в общении.
Регулятивные: формирование способов постановки ударения.
Познавательные: осмысление связи между ударением и смыслом слова.
Коммуникативные: использование в речи слов с правильным ударением.
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, слайды, поле для игры «Крестики – нолики», задания «Волшебного молоточка» на карточках, карточки со словами для игры «Ударник литературной речи», орфографический словарь, ребусы.
Ход занятия.
-Улыбнулись друг другу, пожелали удачи
-Сегодня занятие кружка «АБВГДейка» проведем в виде игры «Крестики – нолики». Тема игры – «Волшебный молоточек» (Слайд №1) Предположите, о чем пойдет речь. Не знаете? Тогда послушайте вот такую забавную историю. (Сценка «Иностранцы в зоопарке»)
– В зоопарк пришли 2 студента-иностранца, которые учились в нашей стране и изучали русский язык. Проходя мимо вольера, они увидели, что животных в данный момент там нет, но на ограждении вольера висит табличка с названием животных. Один из ребят прочитал «мЕдведи», а другой – «медведИ». Ребята не смогли определить, какие же животные там располагаются. В этом им помог проходящий мимо школьник.
– Кто из вас догадался, какие животные должны быть в том вольере?
– Почему иностранцы не смогли сами определить названия животных? В чем они ошиблись?
– Так о чем мы будем говорить на занятии кружка? Что это за «Волшебный молоточек»?
Уметь правильно ударить должен не только боксер или барабанщик. Так уж вышло, что в устной речи без ударений не обойтись. А ударение, как и человек, должно быть на своем месте.
1 ход. Разгадай ребус
2 ход. Ты мне, я – тебе.
Команды задают друг другу вопросы об ударении.
– Что такое ударение?
– Сколько раз в слове встречается ударение?
– Какой слог называется ударным?
– Когда ударение в слове не ставится?
3 ход. Роль ударения
Задание: подберите к словам картинки, объясните свой выбор.
Замок кружки стрелки
(Как помочь разобраться этим словам)
4 ход. Физминутка. Гимнастика для глаз (слайды)
5 ход. Задание «Волшебного молоточка»
В выделенных словах поставьте ударение, не забывайте, что от неправильной постановки ударения может измениться смысл слова.
Задание для команды «Крестики»:
Мы сегодня ели уху
Комар крадется к уху
Семена гвоздики похожи на гвоздики
Огородное пугало всех пугало
Задание для команды «Нолики»:
Собака сидит у ворот
У рубахи расстегнут ворот
Солнце село за село
Замок был закрыт на замок
Ударение помогает правильно прочитать слово. Различает смысл слова.
6 ход. Подвижность и разноместность ударения.
– Работы у ударения – невпроворот, только успевай поворачиваться. Вернее, попрыгивать да поскакивать. Как кенгуру. Это вам не через скакалку прыгать, надоело – бросили. Ударение – главный работник в словах! А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним задание на слайдах.
– Что увидели?
– В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, портрет, портфель. Французы, когда учатся говорить по- русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо бЫстро говорят быстрО (так, кстати, возникло название маленьких кафе).
7 ход. Проектно – исследовательская работа.
Об особенностях ударения в татарском языке расскажет Лейла.
Еще об одной особенности ударения в русском языке нам расскажет Злата.
Тема моей проектно-исследовательской работы «Ударение в русском языке». Изучая литературу по этой теме я узнала, что в русском языке существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер – комбайнЁр, кАмбала – камбалА, ржАветь – ржавЕть, крОшится – крошИтся, Искристый – искрИстый). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным (творОг и допустимо твОрог, мизЕрный и допустимо мИзерный). Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, облЕгчить, начАть, каталОг и другие.
. Физминутка. Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
8 ход. Говори правильно!
– Ребята, а как узнать, как правильно поставить ударение в слове?
(Для этого можно воспользоваться словарем или сайтом «Грамота.ру»)
Я хочу предложить ребятам выполнить задание: поставить ударение в словах и проверить правильность постановки команде «Крестики» с помощью словаря, команде «Нолики» – с помощью сайта.
Слова: жалюзи красивее щавель сливовый гусеница (Проверка)
9 ход. Игра «Ударник литературной речи»
Правила игры:
Ведущий выбирает карточку из колоды и читает слово. Поскольку ударение в слове не проставлено, читать придется столько раз, сколько возможных ударений можно проставить в данном слове.
Остальные игроки должны выбрать правильный ответ.
Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.
Состав игры: Игра представляет собой набор из 120 двусторонних карточек размером 90 х 50 мм, с заданиями на одной стороне (слово без ударения) и ответами на другой (это же слово, но с ударением. Также под словом есть примерное предложение, где это слово встречается).
Слова на карточках: бармен, эксперт, жалюзи, подогнутый, ломота, гражданство, диалог, (ты) включишь, аристократия, портфель, …. Всего в игре 120 коварных слов.
– Молодцы! Что ценного для себя открыли на занятии кружка? Как вы считаете, пригодятся ли эти знания в жизни?
Вручаю вам памятки, которые помогут вам в стихотворной форме запомнить правильное произношение некоторых слов, часто употребляемых в речи.
Памятка «Говори правильно»
Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл.
Ему лучше не звонúть,
кто звонúт, тому водить.
В яслях дети баловáлись,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».
Кукла Барби в воскресенье
отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спалá
тóрты сладкие пекла.
Медвежонку было, видно,
и обидно, и завúдно.
Барби это понялá,
торт медовый отдала.
Ай-яй-яй! Несчастный слýчай!
Я хотела сделать лучше,
красúвее, удóбнее,
а вышло несъедобное.
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть,
встанем все по алфавúту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт,
тот расчёт наш облегчúт.
Задание для 1 команды:
Мы сегодня ели уху
Комар крадется к уху
Семена гвоздики похожи на гвоздики
Огородное пугало всех пугало
Задание для 1 команды:
Собака сидит у ворот
У рубахи расстегнут ворот
Солнце село за село
Замок был закрыт на замок
nsportal.ru