Программа факультатива
«ЛОГИКА »
Для учащихся 1 «а» класса.
Разработала учитель начальных классов
СШ имени М.Кайырбаева
Дударева Л.А.
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
В 1 классе уровень абстрактного мышления ребенка позволяет проводить умозаключения, логически строить рассуждения при решении нестандартных занимательных заданий. Регулярные занятия по факультативному курсу «Логика» помогут развить смекалку и сообразительность, необходимые при решении таких заданий, разовьют логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Данное тематическое планирование посвящено логическим задачам занимательного характера, т.е.нестандартным задачам. Введение данного курса позволит значительно расширить представление детей о математических инструментах, методах и способах решения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. К таким «инструментам» можно отнести, например, графические объекты, логические таблицы, графы или свойства, рисунки, схемы, облегчающие разгадывание числовых ребусов и др.. Для таких задач характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. Учащиеся научатся схематически отражать разные способы решения заданий, выполнять прикидку, рисовать схемы, чертить комбинаторные таблицы, дерево возможностей, графы. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
При изучении данного материала учащиеся разовьют логическое, алгоритмическое, пространственное мышление, мелкие мышцы рук и смогут
1
успешно справиться с математическими олимпиадами, конкурсами, математическими турнирами .
Данная программа будет полезна для проведения спецкурса, внеклассной работы по математике, для подготовки к математическим олимпиадам.
2.1.ЦЕЛЬ КУРСА– развитие творческих способностей младших школьников, расширение понятийного аппарата, развитие логического, алгоритмического, пространственного, стохастического мышления.
После работы над предложенной темой ученики смогут креативно мыслить и действовать нестандартно, творчески , активизировать свой познавательный интерес в обще учебной деятельности .
Результатом изучения данного курса является приобретение умений решать нестандартные задачи и задания,, возможности сравнения этих способов с теми, которые изучаются в школьном курсе математики, участие детей в математических конкурсах, олимпиадах разного уровня. Немаловажным является развитие таких качеств как внимательность, усидчивость, логического мышления, развитие математической речи и культуры, значительное расширение математического аппарата учащихся, видение красоты и строгости математического материала.
2
3. 1. ЗАДАЧИ КУРСА:
активизировать познавательную деятельность учащихся,
способствовать формированию способов самостоятельной
учебнопознавательной деятельности,
• способствовать формированию общей способности искать и
находить новые решения, необычные способы достижения требуемого
результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемых ситуаций.
Данный курс рассчитан на 33 академических часа для 1 класса гимназии.
Итогом работы группы предлагается выпуск учебного пособия для школьников младшего звена.
В процессе изучения тем предусмотрены следующие виды контроля:
решение задач и защита решений,
олимпиады,
выпуск учебного пособия,
выпуск сборника с творческими работами учеников
3
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
• способы и приемы решения нестандартных заданий и задач:
Должны уметь:
• решать задачи боле высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;
• точно и грамотно излагать собственные суждения;
• уметь пользоваться математической символикой;
•применять рациональные приемы вычислений;
•самостоятельно работать с математической литературой.
4
Содержание курса:
Общими принципами отбора содержания программы являются:
Системность
Целостность
Научность.
4.Доступность, согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся 1 классов.
Данная программа содержит материал по решению задач с геометрическим содержанием, заданий по развитию пространственных представлений, числовых ребусов, нестандартных задач, связанных со временем, математических головоломок: магических фигур и занимательных рамок, арифметические задач, требующих особых приемов решения, задачи на уравнивание данных, задач, связанных с промежутками, задач на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, нестандартных задач, связанных со временем, математических цифровых
фокусов, задач, комбинаторных задач, способах решения логических задач и задач по теме «ПРАВДОЛЮБЫ И ЛГУНЫ», задач с геометрическим содержанием, в течении года запланированы две олимпиады с использованием материала заданий международного конкурса «КУНГУРУ», павлодарского интеллектуального марафона, республиканского интеллектуального конкурса «АК-БОТА». По окончанию изучения данного курса проводится итоговая контрольная работа.
Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Данный курс является источником, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования математического мышления, логики и изучения смежных дисциплин.
5
Результативность курса определяется успешностью решений нестандартных задач и заданий повышенного уровня сложности на олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, качественным выполнением контрольной работы.
Материал программы построен с учётом использования активных методов обучения, а рациональное распределение разделов программы позволит получить качественные знания и достичь запланированных результатов.
Программа обеспечивается необходимым для её реализации учебно-методическим комплексом.
6
4.1. Формы организации учебной работы учащихся.
Учебные занятия во время проведения спецкурса проводятся с использованием частично-поисковых методов. Все задания носят исследовательский характер, поэтому их выполнение предполагает групповую и дискуссионную форму обучения.
Групповая форма организации учебной работы учащихся.
При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания.
Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 6 человек). Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Групповая работа обучающихся может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения практических работ, изучения нового материала. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные’ воспитательные возможности, приучает обучаемых к коллективным методам работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов,
7
Дискуссия – это форма организации учебной деятельности, содержанием
которой является равноправное обсуждение учебной задачи с целью разрешения логического противоречия в процессе сопоставления и взаимного изменения позиций ее участников, стимулирующее у младших школьников самостоятельность мышления, умение аргументировать и защищать свою позицию, доказывать и обосновывать свою точку зрения, считаться с мнениями других;
Система работы учителя будет организована как поэтапное диалогическое взаимодействие в форме учебной дискуссии, направленное на выполнение требований, побуждающих к становлению и сопоставлению разных точек зрения, к использованию системы стимулирующих педагогических средств.
Существуют разные формы организации дискуссии.
Например, фронтальная форма, когда познавательная задача дается сразу всем учащимся. Возможно проведение дискуссий в группах. Можно сформировать группы с тем, чтобы провести дискуссию сначала в них, а когда они придут к определенному решению – между группами.
Надо помнить о мнении психологов, что оптимальный состав группы для занятий в группе 4 человека. В группе из двух – трех человек не будет достаточного разнообразия мнений, а если участников больше , то не все участники дискуссии успеют высказать свою точку зрения.
Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей и основных компетентностей в предмете.
8
1.2.УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС.
Задания, связанные с промежутками.1
Занятие 5.
Задачи на упорядочивание множеств.
1
Занятие 6.
Задания на разрезание фигуры.
1
Занятие 7.
Задачи, связанные с величинами.
1
Занятие 8.
Задачи на упорядочивание множеств.
1
Занятие 9.
Задания, направленные на развитие пространственных представлений.
1
Занятие 10.
Задачи на планирование действий.
1
Занятие 11.
Задания с геометрическим содержанием.
1
Занятие 12.
Правдолюбы и лгуны.
1
Занятие 13.
Задачи на упорядочивание множеств.
1
Занятие 14.
Задания на развитие пространственных представлений .
1
Занятия 15.
Числовые ребусы.
1
Занятия 16.
Задачи, связанные со временем.
1
Занятие 17.
Олимпиада.
1
Занятие 18.
Задачи на планирование действий.
1
Занятие 19.
Задачи на упорядочивание множеств.
1
Занятие 20.
Арифметические задачи, требующие особых приемов решения
1
Занятие 21.
Логически-поисковые задания
1
Занятие 22.
Арифметические задачи, требующие особых приемов решения
1
Занятие 23.
Поиск закономерностей.
1
Занятие 24.
Комбинаторные задачи.
1
Занятие 25.
Комбинаторные задачи.
1
Занятие 16.
Лабиринты. Магические квадраты.
1
Занятие 17.
Олимпиада.
1
Занятие 18.
Поиск закономерностей.
1
Занятие 19.
Расстановки. Задачи на промежутки.
1
Занятие 20.
Правдолюбы и лгуны.
1
Занятие 21.
Задачи с геометрическим содержанием.
1
Занятие 22.
Поиск закономерностей.
1
Занятие 23.
Задачи геометрического содержания.
1
Занятие 24.
Логически-поисковые задания .
1
Занятие 25.
Расстановки. Задачи на промежутки.
1
Занятие 26.
Комбинаторные задачи.
1
Занятие 27.
Комбинаторные задачи.
1
infourok.ru
Программа факультатива
«ЛОГИКА»
« Логика – наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего – нибудь».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
Востребованость развития функциональной грамотности школьника и формирование основ логического мышления.
ВВЕДЕНИЕ
Слово «логика» происходит от древнегреческого logos, обозначающего мысль, слово, понятие, закон, рассуждение. Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к языку и мышлению в целом. Действительно, логика рассуждений – и в математике, и в повседневной жизни – теснейшим образом связана с языком, с его коммуникативным аспектом. Человек, который не в состоянии проанализировать важную для него лично информацию, становиться подчас жертвой демагогии, политических и юридических спекуляций, недобросовестной рекламы. Являясь наукой о законах правильного мышления, логика определяет требования, предъявляемые к последовательному и доказательному рассуждению.
Некоторые концепции современного подхода к организации математического образования.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, а общеинтеллектуальное развитие, т.е. развитие функциональной грамотности. Таким образом, методическая система обучения математике должна быть переориентирована с увеличения объема информации, «обязательной для усвоения», на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию.
Несомненно, изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие ребёнка. В процессе обучения в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Обучение математике вносит в формирование этих качеств мышления важную компоненту, которая в настоящее время не может быть эффективно реализована даже всей совокупностью остальных школьных предметов. Тем не менее не секрет, что учащиеся пользуются в своей деятельности данными приемами и методами на интуитивном уровне, не всегда зная определение и даже название того или иного метода. Овладение логикой считается автоматическим следствием изучения математики, что, к сожалению, отнюдь не подтверждается практикой обучения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Цель – систематическое развитие логического мышления учащихся
Задачи курса – учащиеся углубляют стихийно складывающуюся логическую интуицию, накапливают практический опыт овладения основными логическими приёмами: сравнением, обобщением, способностью выделять существенное, конкретизацией, классификацией, аналогией, абстрагированием; вырабатывают навыки последовательного и доказательного мышления, формируют умения аргументированно обосновывать, отстаивать свои взгляды и убеждения; развивают языковую культуру, учатся умению адекватно понимать или выражать предлагаемую информацию.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Особое внимание уделено осуществлению дидактической функции, которую принято называть мотивационно – стимуляционной. Это делается, во – первых, по ходу занятия, во – вторых, в начале каждой новой темы. Первый уровень можно назвать мотивацией локального значения: это постановка естественных вопросов, текущих гипотез и т. д.. Второй уровень можно назвать мотивацией глобального значения: это формулирование ближайших целей, которых нужно достичь, а также краткий анонс того, чему будет посвящена тема. Промежуточный уровень мотиваций состоит в достаточном числе занятий – игр. Упомянутые приёмы проблемного обучения настраивают ученика на осмысление поставленных целей, стимулируют его внимание и способствует выработке столь необходимого оценочного отношения к получаемым сведениям.
1) Теоретический материал.
Все понятия в этом курсе вводятся естественным образом при рассмотрении соответствующих примеров из реальной жизни, а не с помощью формальных определений, т. е. преподавание ведется на уровне, максимально приближенному к ученику.
2)Задачи.
Теоретический материал должен осознавать и усваиваться преимущественно в процессе решения задач и различных заданий, предлагающихся в форме интеллектуальных игр.
Задачи этого курса – логические. Для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний. Они требуют от ученика умения применять знакомые ему логические операции, т. е. их решение развивает логическое мышление. Во- первых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. Логические задачи разбиты по группам, каждая группа имеет свое название и ориентирована на определенный возрастной уровень.
Уникальная польза, которую приносят ребенку логические игры, отражена в высказывании Чарлза Лютвиджа Додгсона /Л. Кэрролла /: « В процессе игры вы овладеваете такими методами, которые позволяют вам обрести ясность мысли, способность вырабатывать у вас привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики».
Особенности психологического развития младших школьников.
Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя (в данном случае и настоящего курса). Для этого требуется знание особенностей психологического развития младших школьников, а также понимание конечных целей.
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями, часто поднимает аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираться на аналогию, далеко не всегда правомерную. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Необходимо показать ребенку дифференцированный подход к признакам предмета ( существенным и несущественным), научить его давать обоснованное доказательство, понимать причинно- следственные связи.
В связи с преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно – образная память. Они склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению материала, аргументации, логических схем рассуждения.
В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. На развитие этих качества и направлен курс внеурочной деятельности учащихся по « Логике».
Срок реализации
Программа курса разработана на 1 года обучения.
Формы занятий
Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В процессе обучения должен формироваться опыт самопознания и личностной самооценки, то есть обучающиеся должны учиться иметь свою точку зрения на ту или иную ситуацию, уметь отстаивать её при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать те или иные задачи, уметь слушать учителя, слушать товарища, не перебивать высказывания других, вырабатывать умение задавать вопросы на понимание уточнение.
Коммуникативные УУД – умение работать в группе со сверстником, аргументировать свой выбор, уметь участвовать в диалоге, используя вербальные и не вербальные способы коммуникативности.
Познавательные УУД – обучающих должны учиться работать с информацией, понимать речь учителя, выполнять логические операции(сравнение, анализ, обучение, классификации, установление аналогий, логические цепочки.)
Регулятивные УУД – уметь оформлять свою деятельность, быть инициотивным, самостоятельным, корректировать свою деятельность.
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
описывать признаки предметов, слов и чисел;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать предметы, слова, числа;
определять последовательность событий;
определять отношения между предметами типа род – вид;
давать определения тем или иным понятиям;
устанавливать причинно – следственные связи;
высказывать суждения, делать выводы;
уметь производить простейший анализ и синтез;
формируется речь, находчивость, сообразительность.
У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.
Формами проверки результативности занятий являются:
выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в
своём классе
Формами подведения итогов реализации программы могут быть – конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 класс (33 ч)
№
Тема
Задачи
Содержание
Дата
1
«Логика. Что это такое?»
Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно.
1 Знакомство с предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с мячом)
3 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)
6 Графическое упражнение.
2
Загадки. Анализ построения.
Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира.
1 Беседа о загадках.
2 Классификация загадок.
3 Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года «Когда это бывает?»
6 Графическое упражнение.
3
Анализ. Синтез. Признаки предметов.
Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез.
1 Беседа о предметах которые нас окружают.
2 Упражнение «Определи предмет на ощупь»
3 Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
6 Графическое упражнение.
4
Цвет. Форма. Размер.
Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух.
1 Повторение предыдущей темы, вычленение первых трёх признаков предметов: цвет, форма, размер.
2 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
3 Игра «Круг, треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое упражнение.
5
Вкус. Запах. Материал.
Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий.
1 Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)
2 Игра «Угадай на вкус»
3 Игра «Определи по запаху»
4 Упражнение «Что из чего?»
5 Упражнение на выделение признаков предметов.
6 Графическое упражнение на тренировку памяти.
6
Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком.
Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно – следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы.
1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому – либо признаку.
2 Игра «Живое – неживое»
3 Упражнение «Предметное лото»
4 Упражнение «Продолжи предложение»
5 Закрепление знаний о сезонных явлениях.
6 Графическое упражнение.
7
Сравнение. Сериация.
Вид – род.
Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид – род. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
1 Закрепление всех признаков предметов.
2 Упражнение «Цепочка слов»
3 И
infourok.ru
Северо-Казахстанская область
Есильский район
Школа: Коммунальное государственное учреждение «Покровская средняя школа»
ФИО учителя: Сарсембаева Гульмира Сатыбалдиевна
Факультатив: «ЛОГИКА»
Пояснительная записка
Программа курса формирования основ логического мышления рассчитанная на обучение младших школьников 6-7 лет. Этот курс направлен на ознакомление каждого ребенка с законами и формами правильного мышления. Его изучение поможет развить у подрастающего поколения прежде всего мыслительных качеств и способность выполнять мыслительные операции, а также умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться на структуре собственной мысли, высказывать ее ясно, четко и убедительно. Успешное изучение курса ” Логика” поможет каждому ребенку творчески подходить к овладению основ всех школьных дисциплин. В программе курса “Логика” предусмотрены в интересной и доступной форме возможность формировать такие важные качества, как наблюдательность, воображение, память, внимание и прочие. Учитывая индивидуальные особенности мышления младших школьников, следует сопровождать умственную деятельность наглядностью, а также громкой речью, выделением существенных и несущественных признаков во время анализа, сравнения, обобщения. Надо учитывать во время изучения курса и тот факт, что младшие школьники все новое связывают с эмоциональностью, а не с информативностью. Поэтому важное место занимает игра. В курс включены тренировочные упражнения с использованием ПК.
Цель изучения:
1. Ознакомить учеников с содержанием основных логических понятий, законов логики, логических действий и операций.
2. Развивать у учеников: умение применять правила и законы логики во время анализа событий, явлений, принимать обоснованные решения, находить рациональный выход из затруднительного положения; логическое мышление, пространственные представления, изобретательность, сообразительность, сосредоточенность во время выполнения практических задач.
3. Способствовать формированию логической культуры личности. Программа состоит из таких разделов: “Понятие”, “Суждение”, “Умозаключения”, “Планирование действий”. Курс рассчитан на 33 часа в год (1 час в неделю). Все научные термины, которые встречаются в содержании программы, даны исключительно для учителя.
Содержание курса ( 1 час в неделю)
Понятие и их признаки (5 часов) Развитие самостоятельности восприятия. Познание окружающего мира. Значение органов чувств в жизни человека. Упражнение – восприятие затушеванных фигур. Восприятие величин предмета, развитие глазомера. Отношение между предметами по размеру, место предмета в ряду других. Восприятие цвета. Восприятие пространственных отношений. Восприятие времени.
Формально-логические отношения между понятиями (8 часов) Тренировка стойкости и концентрации внимания. Задачи с лишними данными. Тренировка произвольного внимания. Операции с числами. Тренировка наблюдательности. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Развитие образной памяти.
Методы образования понятий. Развитие наглядно-образной речи (4 часа) Преобразование образа в уме. Задачи за рисунком. Ориентирование в просторные с помощью плана-схемы, а также самостоятельное его создание. Планирование своих действий. Головоломки с палочками.
Развитие логического мышления ( 8 часов)
Сравнение предметов по размеру, форме, цвету. Определение общих и отличительных признаков. Хитроумные задачи. Обобщение. Операции с числами. Обобщение ряда фигур по известным признакам. Сравнение признаков одного ряда с признаками второго ряда. Систематизация. Упорядочение объектов, расположенных в одном ряде по одному из признаков, а также размещенных случайно. Тренировка воображения. Создание образа по словесному описанию, на основе восприятия одной или нескольких его частей. Представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве. Геометрия среди нас. Задачи с лишними данными. Задачи в косвенной форме. Упражнения на концентрацию внимания.
Развитие творческих способностей ( 8 часов) Развитие умений быстро схватывать и обрабатывать информацию. Графические задачи. Задачи для развития познавательной активности. Задачи с логической нагрузкой. Задачи на сообразительность. Задачи на два действия.
Основные требования к знаниям и умениям учеников в конце года. Ученики должны: иметь представление про: – признаки понятий; – органы чувств человека; – задачи на два действия; знать: – цвета, понятия времени: неделя, дни недели, поры года, месяцы; – содержание слов “определен”, “лишний”, “аналогичный”; осознавать: содержание понятий «вниз-вверх», «влево-вправо», «в – на», «под – над», «сверху-снизу», «первый-последний», «середина-центр» уметь: – сравнивать предметы и группы предметов; – объединять предметы в группы по определенным признакам; – исключать лишние предметы по определенному признаку; – находить отличия в ряду или группе предметов.
Тематический план 1. Понятия и их признаки. 2. Формально-логические отношения между понятиями. 3. Методы образования понятий. Развитие наглядно-образной речи. 4. Итог за первое полугодие. 5. Развитие логического мышления. 6. Развитие творческих способностей. 7. Повторение и обобщение изученного за год.
Календарно-тематическое планирование
Развитие логического мышления ( 8 часов)18
1
Сравнение предметов по размеру, форме, цвету. Определение общих и отличительных признаков.
19
1
Хитроумные задачи. Различение существенных и несущественных признаков.
20
1
Обобщение. Выделение общих признаков.
21
1
Систематизация и классификация. Исключение лишнего.
22
1
Тренировка воображения: создание образа мысленно по словесному описанию на основе восприятия одной или нескольких его частей, взаимное расположение предметов в пространстве.
23
1
Задачи с лишними данными. Задачи в непрямой форме.
24,25
2
Упражнения на сосредоточение внимания. Задачи по рисункам.
Развитие творческих способностей ( 8 часов)
26
1
Упражнения для развития умений быстро схватывать и обрабатывать информацию. Графические задачи.
27
1
Задачи для развития познавательной активности.
28
1
Задачи с природоведческим сюжетом.
29
1
Задачи с непрямой зависимостью.
30
1
Задачи с логической нагрузкой.
31-32
2
Задачи на смекалку.
33
1
Итоговый урок за год.
ИТОГО: 33 часа
infourok.ru
Программа факультативного курса:
« Основы логики»
1-4 класс.
Разработала: Тулегенова Акмарал Токтасыновна.
учитель начальных классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним из важнейших этапов в обучении детей младшего школьного возраста является развитие логического мышления, главная цель которого – формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности. Используя способность к непосредственному зрительному схватыванию объектов в их целостности, развиваем детское воображение.
Логическое мышление лежит в основе решения многих видов задач, с которыми сталкиваются в школе дети.
Предлагаемая программа познакомит детей младшего школьного возраста с обобщающими понятиями: “Одежда”, “Обувь”, “Головные уборы”, “Посуда”, “Мебель”, “Электроприборы”, “Школьные принадлежности”, ‘Игрушки”, “Спортивные принадлежности”, “Инструменты”; позволит научить детей описывать признаки предмета, узнавать предметы по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине; ориентироваться в пространстве, обобщать, быть внимательней; развивать сообразительность, мышление, память, находчивость.
В программу введены дидактические игры, которые несут обучающий характер: “Разложи правильно вещи”, “Дорисуй, что нужно для работы” и т.д.
Включены в программу игры со словами, которые помогают понимать лексическое значение слов и более глубоко проникать в грамматику, вызывая при этом интерес к изучению русского языка. Решение кроссвордов будет способствовать обогащению словарного запаса у детей.
На занятии логикой используется раздаточный дидактический материал, где, кроме выполнения задания, ребенок развивает моторику пальцев (раскрашивает, проводит линии, дорисовывает, продолжает узор и т. д.).
Курс “Основы логики” должен обеспечивать развитие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте.
Для успешного обучения и понимания учащимися материала в среднем звене, у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации;
2) высокий уровень раскованности мышления, активности:
3) высокий уровень организованности и целенаправленности.
Содержание обучения:
1 Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции. Оперирование признаками предметов: выделение признаков, сравнение предметов по признакам, описание их посредством признаков.
Отношение рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Классификации и сериации.
Обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения, дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе логического вывода, смысла логических связок.
2 Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений. Слова, выражающие модельность суждения: верно, неверно, истинное, ложное. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.
3 Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. Поиск и выявление закономерностей, умозаключения по индукции, аналогии.
4 Формирование элементов творческого мышления, развитие наблюдательности, воображения, сообразительности, чувства гармонии, визуального мышления. Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы. Игры и головоломки со счетными палочками, геометрическими фигурами.
В каждом последующем курсе программа углубляет знания и умения предыдущего курса и ставит перед учащимися все новые задачи, которые усложняются в зависимости от возраста.
Основу преподавания курса составляют следующие принципы:
-обучение ведется преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе;
– детям дается не готовая информация, а материал для манипулирования наблюдений и размышлений;
– обучение ведется на материале математики, русского языка, познания и других школьных предметов, а также на жизненном материале, знакомом учащимся;
– уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается;
– обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуальное удовольствие.
Работа на каждом уроке должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Предполагаемый курс дает возможность использовать на уроке элементы новых технологий: продуктивной, интегративной, КСО, технологии развивающего обучения, что предполагает применение таких методов, как: эвристический, исследовательский, проблемный.
Цель курса “Основы логики”:
– формировать мыслительные операции логического мышления: сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации;
– развивать познавательную активность, способы ориентирования в пространстве, развивать моторику пальцев.
Задачи курса “Основы логики”: организация практической деятельности и познавательной активности.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
1-4 КЛАСС
Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в начальной школе, то в среднем звене будет облегчен процесс усвоения знании, умений, навыков.
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
– описывать признаки предметов, слов и чисел;
– узнавать предметы по заданным признакам,
– определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
– выделять существенные признаки предметов;
– сравнивать предметы, слова, числа;
– определять последовательность событий;
– определять отношения между предметами типа род – вид;
– давать определения тем или иным понятиям;
– развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
– развивать речь, находчивость и сообразительность.
У детей формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.
К окончанию начальной школы у ребенка формируются трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.
Для того чтобы занятие по «Основам логики» были особенно интересны, можно включить в занятия давно полюбивших детьми героев мультфильма «Простоквашино», которые будут изучать вместе с детьми новый предмет.
Каждый герой курса несет свою смысловую нагрузку.
Задания в курсе разделены по уровням сложности.
Шарик предлагает учащимся самые легкие задания.
Матроскин – более сложные.
Дядя Федор – творческие и самые сложные.
Галчонок – задает домашние задания, которые мы предлагаем проверить родителям (или учителю).
Познакомить с героями курса можно и организовав небольшое театрализованное представление.
Логистик ставит перед детьми проблемные ситуации, дает определение основных логических понятий: “ощущение”, “восприятие”, “представление”, “понятие”, “суждение” и т. д. Любое определение логического понятия в курсе дается с помощью текста и голоса.
ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ЛОГИКИ
1 КЛАСС (33 ч.)
I. Формирование обобщающих понятий 11ч.
1) Одежда, 2) Обувь, 3) Головные уборы, 4) Посуда, 5) Электроприборы, 6) Игрушки, 7) Школьные принадлежности, 3) Спортивные принадлежности, 9) Транспорт.
II. Развитие речи -5 ч.
Узнавание предмета по описанию его признаков. Определение различных и одинаковых свойств.
III. Развитие внимания -5 ч.
Классификация предметов по форме, цвету, величине.
IV. Развитие памяти, мышления, моторики пальцев -5 ч. Запоминание картинки из геометрических фигур и воспроизведение на листе бумаги.
Решение задач в стихах. Составление узоров по образцу и продолжение написания узоров.
V. Игры со словами -5 ч.
Подбор слов на заданную букву. Образование новых слов от данного. Отгадывание ребусов и кроссвордов.
VI. Развитие сообразительности, находчивости, ориентирования в пространстве -2 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Овладеть понятиями: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Школьные принадлежности», «Инструменты», «Транспорт»; называть признаки предмета, классифицировать предметы, обобщать, называть геометрические фигуры и их отличительные признаки, решать простейшие ребусы и кроссворды.
Уметь:
узнавать и называть предметы;
выделять признаки предметов;
классифицировать предметы;
обобщать простейшие понятия;
сравнивать предметы между собой и называть отличительные признаки.
Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления. 1 класс ( 33 ч ).
№
Примерное содержание занятий.
Кол
час
дата
I. Формирование обобщающих понятий ( 11 ч ).
1
Одежда. Дидактическая игра “Помоги Тане и Ване одеться” – раскрашивание
2
Обувь. Дидактическая игра “Разложи правильно вещи”
3
Головные уборы. Дидактическая игра “Найди лишний предмет”
4
Посуда. Дидактическая игра “Раскрась только посуду”
5
Мебель. Дидактическая игра “Что изменилось? Какую мебель поменяли?”
6
Электрические приборы. Дидактическая игра «Отдели мебель от электроприборов»
7
Игрушки. Раскрась игрушки – красным цветом, посуду -желтым, одежду – синим.
8
Инструменты. Дидактическая игра «Дорисуй, кому что нужно для работы»
9
Школьные принадлежности. Дидактическая игра
«Помоги собраться в школу»
10
Спортивные принадлежности. Дидактическая игра «Дорисуй вторую половину»
11
Транспорт. Найди водный – раскрась синим, воздушный – желтым, наземный – красным.
II. Развитие речи. Узнавание предмета по описанию. Определение различных и одинаковых свойств( 5 ч ).
1
Найди два одинаковых предмета.
Узнай по описанию (арбуз).
Закончи узор.
2
Найди пять отличий
Назови лишний предмет ( кукла, сумка, игра, медведь, мяч).
Отгадай загадки.
3
Найди предмет непохожий на другие
Узнай предмет:«Без досок, без топоров
Через речку мост готов.»
Дорисуй
4
Какой предмет лишний ( волк, медведь, лиса, ежик).
Узнай предмет:
«Два кольца, два конца,
По середине гвоздик.»
Дорисуй
5
Найди два одинаковых предмета.
Узнай предмет: «Через речку лег,
Пробежать помог.»
Продолжи: Январь, февраль, март…
Как их можно назвать одним словом?
III. Развитие внимания. Классификация предметов по форме, цвету, величине ( 5 ч ).
1
Назови предметы округлой формы.
Найди непохожий предмет
Дорисуй
2
Найди два одинаковых предмета .
Узнай по описанию ( глобус ).
Дорисуй
3
Найди пять отличий
Выбери среди карточек только свою
Лишний предмет( капуста, помидор, яблоко, огурец ).
4
Найди две одинаковых фигуры
Найди пять отличий
Дорисуй
5
Найди пять отличий
Узнай предмет:
«Мягкие лапки, а на них царапки.»
Чего не хватает на картинке?
IV. Развитие памяти, мышления. Зрительный диктант. Решение задач в стихотворной форме ( 5 ч ).
1
Запомни и нарисуй
Какие предметы спрятаны на рисунке?
Какой предмет лишний ( яблоко, груша, лук, апельсин).
2
Задачи в стихах ( 3 шт.)
Найди два одинаковых предмета
Какой предмет лишний
3
Зрительный диктант
Найди непохожий предмет
4
Зрительный диктант
Найди пять отличий
Чего не хватает на рисунке ( телефон и ребенок с телефонной трубкой). ( не хватает провода).
5
Решение задач в стихах
Какой предмет лишний ( стакан, ковш, ящик, кастрюля)
Назвать два одинаковых предмета
V. Игра со словами. Подбор слов на заданную букву. Образование новых слов от данного.
1
НИТКА КОТ
4 5 1 2 3 3 2 1
Подбери как можно больше слов на букву «у».
2
Распредели предметы на группы. (карт.) Дать название каждой группе
( голубь, щука, собака, тигр, медведь, воробей, скворец, карась, сом, лиса, акула).
Дорисуй узор на другом конце полотенца.
3
Подбери слова на букву «н».
Продолжи предложение:
Чашка- это посуда для….
Парикмахер- это человек….
Чего в реке больше: Рыбы или окуней?
4
Назвать слова со звуком «ы».
Повтори рисунок.
VII. Развитие сообразительности, находчивости, ориентирование в пространстве. ( 3 ч ).
1
Реши задачу: Мама, папа и Лена сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что папа сидел слева от Лены и справа от мамы?
Какое слово спрятано?
2
Срисовать ромб. Срисовать звезду.
Из каких фигур состоит рисунок?
Продолжи стишок- впиши нужное слово, рядом нарисуй картинку.
-Как бы мне пошла кор- рона!
Важно каркает __________
3
Дорисуйте кружочки в пустом квадрате
Что лишнее и почему ( повар, летчик, ученик, милиционер).
Что должно быть в пустом квадрате?
Сколько нужно дорисовать кружков в пустых квадратиках, чтобы слева было их меньше, чем справа?
ПРОГРАММА КУРСА “ОСНОВЫ ЛОГИКИ” 2 КЛАСС (34 ч)
I. Дедукция -4 ч.
Тренируемся в простейших умозаключениях, игра “Концовка”. Точное рассуждение – условие успеха.
II. Анализ и синтез -8 ч.
Составление слов, новых слов, слов по моделям. Нахождение слова в слове, перестановка букв. Вставить в слова недостающую букву, вставить пропущенное число. Сравнение предметов, загадки.
III. Головоломки -8 ч.
Головоломки со счетными палочками, с геометрическими фигурами. Анаграммы.
IV. Установка закономерности -6 ч.
Установление закономерности в ряде чисел, в рисунках, в геометрических фигурах.
Решение логических задач -8 ч.
Требования к знаниям, умениям. Знать понятия: признак предмета, “сравни”, анаграмма, обобщение, геометрические фигуры, головоломки, закономерность, рассуждение, логическая задача.
Уметь:
-находить признаки предметов и выделять их;
-уметь выполнять простейшие умозаключения;
-рассуждать;
-анализировать, обобщать, выделять главное;
-устанавливать закономерность;
-решать простые логические задачи.
Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч)
Дата
№
Примерное содержание занятий.
Кол-во часов
Примечание.
I. Дедукция ( 4 ч).
1
Игра « Концовка»
2
2
Игра « Доскажи словечко»
2
II. Анализ и синтез ( 8 ч ).
1
Игра « Наборщик ».
1
2
Подбери слово к данной модели
1
3
Зашифрованное слово. Составить слово из вторых слогов слов: соловей, лето,…
1
4
Игра « Эхо». Составь слова, убрав первые буквы от слов: Шмель
Муха
Роса
Сравни: белый гриб и мухомор.
1
5
Составь слова из первых слогов: колос, рота, ваза.
Чем похожи слова: кошка, книга, крыша.
1
6
С какой цифры нач
infourok.ru
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 «30» августа2017 | Согласовано на педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» протокол № 1 «31» августа 2017 | Утверждена Приказом № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» «31» августа 2017 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Основы логики»
1 – 4 классы
Составитель
Мартынова И.В.,
учитель начальных классов
Суслово
2017
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1 -4 классов «Основы логики»
Мартынова и.В., учитель начальных классов
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ»31 августа 2017года, протокол №1
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Основы логики» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на основе Примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов), в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120.
Цельпрограммы: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
Создать условия для развития у учащихся познавательных интересов, формирование стремления к размышлению и поиску.
Обеспечить становление развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности;
– формирование личностного смысла учения;
– формирование целостного взгляда на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Познавательные УДД:
– овладение современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
– соблюдение норм этики и этикета;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УДД:
– осваивание способов решения проблем поискового характера;
– определение наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
– осваивание форм познавательной и личностной рефлексии;
– осознанноепостроение речевых высказываний;
– овладение логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
– умение использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
– умение давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
– формирование мотивации к работе на результат;
– умение конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Содержание курсавнеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33ч)
№ п/п | Темы разделов | Коли чество часов | Основные формы деятельности | Основные виды деятельности |
1 | Свойства, признаки и составные части предметов | 8 | Дидактическая игра | Практическая работа |
2 | Действия предметов | 6 | Задания на смекалку соревнования | Познавательная |
3 | Элементы логики | 5 | Задания на смекалку, кроссворды | Игровая |
4 | Сравнение | 4 | Беседа.Математическая карусель | Коллективная, индивидуальная |
5 | Комбинаторика | 3 | Решение нестандартных задач | Коллективная работа |
6 | Развитие творческого воображения | 4 | Конкурсы, дидактическая игра | Игровая |
7 | Практический материал | 3 | Задания на смекалку, логические задачи, игры | Индивидуальная, коллективная работа |
Итого | 33 |
2 класс (34ч)
№ п/п | Темы разделов | Кол -во часов | Основные формы деятельности | Основные виды деятельности |
1 | Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | Составление определений. Выявление закономерностей в числах и фигурах, буквах и словах. | Коллективная работа ловах. |
2 | Сравнение | 6 | Дидактическая игра, задания на смекалку, составление правила сравнения. | Практическая работа |
3 | Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 4 | Выявление противоположных отношений между понятиями, видов отношений. | Коллективная работа |
4 | Комбинаторика | 4 | Коллективная работа Решение нестандартных задач | Коллективная работа |
5 | Элементы логики | 7 | Составление правила классификации. Составление причинно-следственных цепочек, рассуждений, умозаключений. | Групповая |
6 | Развитие творческого воображения | 2 | Создание собственных картин «Игра с закономерностямии» | Игровая |
7 | Практический материал | 7 | Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. | Индивидуальная, коллективная работа |
Итого | 34 |
3 класс (34ч)
№ п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Основные формы деятельности | Основные виды деятельности |
1 | Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | Логические игры, кроссворды, задачи, конкурсы, игры | Игровая |
2 | Сравнение | 5 | Дидактическая игра, задания на смекалку, составление правила сравнения. | Практическая работа |
3 | Комбинаторика | 6 | Решение нестандартных задач Коллективная работа | Коллективная работа |
4 | Действия предметов | 2 | Час вопросов и ответов, решение примеров | Групповая работа |
5 | Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями | 5 | Логические игры, кроссворды, задачи, конкурсы. | Игровая |
6 | Множество | 7 | Игры дидактические, марафоны, викторины Коллективная работа | Коллективная работа |
7 | Выражение и высказывания | 5 | Задания на смекалку Игровая, КВН | Игровая, КВН |
Итого | 34 |
4 класс (34ч)
№ п/п | Темы разделов | Кол – во часов | Основные формы деятельности | Основные виды деятельности |
1 | Повторение основных мыслительных операций | 2 | Играют в игру «Вопрос-ответ». Работают в индивидуальных листах. | Игровая, индивидуальная |
2 | Сравнение | 2 | Игровая, Выполняют «Мозговую гимнастику». Играют в игру «Вопрос- ответ». | Игровая, коллективная |
3 | Комбинаторика | 2 | Выполняют задания на развитие памяти, логического мышления. | Коллективная работа |
4 | Элементы логики | 12 | Дидактические игры, решение нестандартных задач, задания на смекалку | Индивидуальная, практическая работа |
5 | Развитие творческого воображения | 12 | Знакомятся с понятием фразеологизм, синонимы, антонимы, образность, многозначность речи. Учатся разгадывать шарады. | Игровая, коллективная работа |
6 | Практический материал | 4 | Записывают недо-стающие глаголы. Пишут несколько слов на тему «Юмор». Изменяют положение слов в стихотворении, чтобы получилась смешная небывальщина, желательно в рифму. | Индивидуальная, практическая работа, КВН |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование
1 класс (33ч)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Свойства, признаки и составные части предметов | 8 | |
1. | Вводный тест. | 1 |
2. | Сравнение предметов по свойству. | 1 |
3. | Целое и часть. | 1 |
4. | Знакомство с отрицанием (термин не вводится). | 1 |
5. | Признаки предметов. | 1 |
6. | Признаки предметов и значение признаков. | 1 |
7. | Обобщение по признаку. | 1 |
8. | Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 |
Действия предметов | 6 | |
9. | Описание последовательности действий. | 1 |
10. | Логические упражнения. | 1 |
11. | Последовательность действий и состояний в природе. | 1 |
12. | Целое действие и его части. | 1 |
13. | Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 1 |
14. | Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 1 |
Элементы логики | 5 | |
15. | Одно действие, применяемое к разным предметам. | 1 |
16. | Промежуточный тест. | 1 |
17. | Функции предметов. | 1 |
18. | Логическая операция «и». | 1 |
19. | Выделение главных свойств предметов. | 1 |
Сравнение | 4 | |
20. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 |
21. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 |
22. | Упорядочивание серии предметов по разным признакам. | 1 |
23. | Последовательность событий. | 1 |
Комбинаторика | 3 | |
24. | Высказывания. | 1 |
25. | Истинные и ложные высказывания. | 1 |
26. | Комбинаторика. Расстановки и перестановки. | 1 |
Развитие творческого воображения | 4 | |
27. | Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). | 1 |
28. | Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. | 1 |
29. | Перенос свойств с одних предметов на другие. | 1 |
30. | Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. | 1 |
Практический материал | 3 | |
31. | Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. | 1 |
32. | Часть-целое (в действиях). | 1 |
33. | Итоговый тест. | 1 |
Итого: | 33 |
2 класс (34ч)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | |
1. | Входной тест | 1 |
2. | Выделение признаков. | 1 |
3. | Различие. | 1 |
4. | Сходство. | 1 |
Сравнение | 6 | |
5. | Существенные признаки. | 1 |
6. | Характерные признаки. | 1 |
7. | Упорядочивание признаков. | 1 |
8. | Правила сравнения. | 1 |
9. | Значение сравнения. | 1 |
10. | Тест «Сравнение». | 1 |
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 4 | |
11. | Истинные и ложные высказывания. | 1 |
12. | Отрицание высказывания. | 1 |
13. | Понятие о классах. | 1 |
14. | Правила классификации. | 1 |
Комбинаторика | 4 | |
15. | Вопросы. | 1 |
16. | Алгоритм. | 1 |
17. | Тест «Алгоритм». | 1 |
18. | Закономерность в числах и фигурах. | 1 |
Элементы логики | 7 | |
19. | Закономерность в буквах и словах. | 1 |
20. | Комбинаторика. Перестановки. | 1 |
21. | Комбинаторика. Размещения. | 1 |
22. | Комбинаторика. Сочетания. | 1 |
23. | Причина и следствие. | 1 |
24. | Причинно-следственные цепочки. | 1 |
25. | Противоположные отношения между понятиями. | 1 |
Развитие творческого воображения | 2 | |
26. | Отношения: род-вид. | 1 |
27. | Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 |
Практический материал | 7 | |
28. | Виды отношений. | 1 |
29. | Тест «Отношения». | 1 |
30. | Определения. | 1 |
31. | Ошибки в построении определений. | 1 |
32. | Суждения. | 1 |
33. | Итоговый тест. | 1 |
34. | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 34 |
3 класс (34ч)
№ п/п | Разделы/ Темы занятий | Количество |
Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | |
1. | Входной тест. | 1 |
2. | Закономерности в чередовании признаков. | 1 |
3. | Классификация по какому-то признаку. | 1 |
4. | Сравнение предметов по признакам. | 1 |
Сравнение | 5 | |
5. | Тест «Сравнение». | 1 |
6. | Состав предметов. | 1 |
7. | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 |
8. | Найди отличия. | 1 |
9. | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 |
Комбинаторика | 6 | |
10. | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 |
11. | Функциональные признаки предметов. | 1 |
12. | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 |
13. | Логическая операция «и». | 1 |
14. | Координатная сетка. | 1 |
15. | Решение логических задач и задач-шуток. | 1 |
Действия предметов | 2 | |
16. | Результат действия предметов. | 1 |
17. | Обратные действия. | 1 |
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями | 5 | |
18. | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 |
19. | Тест «Отношения». | 1 |
20. | Порядок действий, последовательность событий. | 1 |
21. | . Размещение, сочетание. | 1 |
22. | Составление загадок, чайнвордов. | 1 |
Множество | 7 | |
23. | Множество. Элементы множества. | 1 |
24. | Классификация по одному свойству. | 1 |
25. | Тест «Классификация». | 1 |
26. | Способы задания множества. | 1 |
27. | Сравнение множеств. | 1 |
28. | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | 1 |
29. | Решение задач с использованием понятий о множествах. | 1 |
Выражения и высказывания | 5 | |
30. | Выражения и высказывания. | 1 |
31. | Высказывания со связками «и», «или». | 1 |
32. | Отрицание. | 1 |
33. | Итоговый тест. | 1 |
34. | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс (34ч)
№ п/п | Разделы/ темы занятий | Количество часов |
Повторение основных мыслительных операций. | 2 | |
1 | Входной тест. | 1 |
2 | Повторение основных мыслительных операций. | 1 |
Сравнение | 2 | |
3 | Ситуативная связь между понятиями. | 1 |
4 | Образное сравнение. | 1 |
Комбинаторика | 2 | |
5 | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 |
6 | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 |
Элементы логики | 12 | |
7 | Виды отношений между понятиями. | 1 |
8 | Рефлексивность отношений. | 1 |
9 | Симметричность отношений. | 1 |
10 | Причинно-следственные цепочки. | 1 |
11 | Логические связки «или», «и». | 1 |
12 | Логическая связка «если …, то». | 1 |
13 | Логические возможности. | 1 |
14 | Рассуждения. | 1 |
15 | Выводы в рассуждениях. | 1 |
16 | Понятие о графах. | 1 |
17 | Классификация. | 1 |
18 | Тест «Отношения между понятиями». | 1 |
Развитие творческого воображения | 12 | |
19-20 | Интегрированный: логика в окружающем мире. | 2 |
21 | Интегрированный: логика в русском языке. | 1 |
22 | Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 |
23 | Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 |
24 | Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 |
25 | Язык и логика. Пословицы. | 1 |
26-27 | Оценка ситуации с разных сторон. | 2 |
28 | Синонимы. Многозначность. | 1 |
29 | Антонимы. | 1 |
30 | Тест «Язык и логика». | 1 |
Практический материал | 4 | |
31 | Юмор и логика. | 1 |
32 | Юмор и логика. | 1 |
33 | Конкурс эрудитов. | 1 |
34 | Тест «Языковая логика». | 1 |
ИТОГО | 34 |
kopilkaurokov.ru
weburok.com
weburok.com