<<Лид>>
Мария Серова,
методист
Подготовка к школе при неверном распределении нагрузки может показаться сложной и для ребёнка, и для родителей. Малышу будет трудно понять, что на уроках бывает интересно, а маме и папе — что обучение не отнимает всё семейное время.
По закону Российской Федерации «Об образовании» приём в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять с помощью конкурса. Любой ребёнок 6,5–8 лет имеет право зачислиться в школу. Но некоторым вещам стоит научить малыша до начала обучения — это облегчит адаптацию к новому ритму.
Ребёнку будет комфортнее в школе, если в дошкольном детстве он освоит многие жизненные компетенции. Конечно, никто не требует прокачки по всем фронтам на наивысший балл. Достаточно среднего уровня.
Выпускнику детского сада следует легко ориентироваться в информации о близких родственниках и своих данных. Ф. И. О, возраст, дата рождения, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам. Хорошо, если ребёнок к первому классу наизусть знает телефон кого-то из родителей и домашний адрес.
Предполагается, что малыш знаком с базовыми правилами поведения на улице: в каких местах и на какой цвет светофора переходить дорогу, как поступать, если светофора не видно, можно ли уходить с незнакомым человеком без ведома родителей. Это минимальные знания по безопасности, которые должны быть у ребёнка к первому классу.
Малышу важно чётко и внятно разговаривать, различать мужской и женский род, определять звук в слове, подбирать простые синонимы, уметь описывать предметы, строить диалог, выбирать лишнее в ряду и обобщать.
Soft skills («гибкие навыки», «мягкие навыки») — это универсальные навыки, которые помогают человеку быть успешным независимо от выбранной профессии или места работы. Можно сказать, что это база определённых умений, на которых основывается успешность и эффективность.
«Мягкие навыки» развиваются в течение всей жизни человека. Важно заложить их основу уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться в новых условиях жизни.
Это основной навык, благодаря которому формируются все остальные. В настоящий момент всех окружает огромный поток информации. Взрослые поглощают её, порой даже не задумываясь. А дети повторяют. Чтобы запоминать новое и уметь эти знания применять в практической жизни, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.
Помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать всё на веру. Стоит объяснить ребёнку, как важно проверять информацию, подвергать её сомнению и задавать вопросы.
Необходимо развивать с самого раннего детства. Логическое мышление способствует умению видеть и выстраивать закономерности, анализировать информацию, делать выводы, рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Человек с развитым логическим мышлением обладает практически неограниченными возможностями и легко адаптируется в различных ситуациях.
Вся наша жизнь с самых первых дней связана с общением, без него невозможно существовать, поэтому так важно как можно раньше развивать и совершенствовать у ребёнка навык коммуникации. Умение дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя при необходимости. Помимо этого, важно научить ребёнка слышать, ценить и уважать чужую точку зрения, вставать на место другого человека, находить общий язык с разными людьми — всё это про работу в команде, коллективе.
Навык позволяет человеку не просто адаптироваться под меняющиеся окружающие условия, но и находить ответы на вопросы любой сложности, генерировать новые идеи, видеть и находить положительное даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Важно научить будущего первоклассника понимать свои эмоции, уметь с ними справляться, говорить о своих чувствах, испытывать эмпатию. Без этих базовых навыков невозможна будущая счастливая жизнь без депрессий, апатий и неврозов. Особенно остро и актуально такие вопросы поднимаются в начале школьного обучения, в период адаптации, когда психологическая нагрузка на ребёнка увеличивается.
В современном мире при открывающихся возможностях путешествий и онлайн-обучения важно и нужно не только знать иностранный язык, но и уметь разбираться в культурах других народов. Знать особенности и уважать религию других наций, быть знакомым с традициями и чтить их. Это помогает находить общий язык с представителями других стран.
Навык может пригодиться в любой области: приводить дела в порядок, управлять своей жизнью, распределять дела по приоритетности. Это избавит ребёнка от усталости, стресса, повысит уверенность в себе и научит получать удовольствие от жизни.
<<Блок перелинковки>>
Ребёнку будет проще учиться, если основные темы первого класса будут знакомы.
Считается, что к первому классу малыш знает природные явления: снег, град, молнию. Ребёнку следует уметь различать цвета, растения, животных, части тела, предметы одежды и обуви, посуды. Чтобы проверить знания дошкольника, можно предложить навскидку назвать несколько видов деревьев или перелётных птиц. Для наглядности — приобрести детскую энциклопедию, вместе рассматривать иллюстрации и обсуждать параграфы.
Убедиться, что ребёнок ориентируется в часовом распорядке дня, умеет определять время по обычным часам со стрелками, может без запинки перечислить дни недели и названия сезонов. Ещё одно важное умение — отличать «право» и «лево».
Это важная категория, но с ней часто возникают проблемы. Хорошо, если ребёнок:
Также важно учить ребёнка находить закономерности, чтобы тренировать логику: тут отлично подойдут упражнения с картинками по типу «Найди 10 отличий».
Подобные картинки легко найти в интернете или в книжном магазине
Будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит. Несмотря на то что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Детям, которые научились читать до школы, адаптироваться легче: как правило, их успеваемость выше, чем у ребят, которые читают в начальной школе по слогам. Не стоит заставлять ребёнка безвылазно корпеть над книгами, но попробовать замотивировать на самостоятельное чтение можно.
В нашей онлайн-школе существует несколько форматов обучения, из которых родители выбирают тот, что подойдёт ребёнку больше всего. Это могут быть уроки в записи или онлайн.
Поскольку «Фоксфорд» — это онлайн-школа, важно обратить внимание, насколько хорошо ребёнок знаком с устройством компьютера и умеет ли он печатать на клавиатуре, а также обращаться с мышкой.
Чтобы успешно заниматься в начальной школе, малыш должен владеть начальными навыками чтения, письма, устного счёта. Входные тестирования не предусмотрены, но семье предлагается небольшой тест на проверку готовности ребёнка к школе.
Важно перед началом обучения оборудовать учебную зону для будущего первоклассника, продумать режим дня и «прокачать» навыки самоорганизации. Взрослым стоит быть готовым к тому, что первое время ребёнку, возможно, понадобится помощь.
Родителям нужно уделить адаптационному моменту особое внимание для поддержания положительной психологической обстановки и состояния ребёнка.
Для того чтобы подготовка к школе не стала пыткой для всей семьи, можно воспользоваться пятью несложными советами.
Это значит, что не стоит сажать ребёнка за стол и заставлять выписывать прописи — малыш быстро заскучает. То же самое с бесконечной зубрёжкой стихотворений. Нередко бывает, что первоклассник, умеющий рассказывать сказки и басни наизусть, обладает низким уровнем общей психологической, личностной зрелости и коммуникативных навыков.
Лучше выберите формат игры. Учиться можно сидя на полу, лёжа на диване или гуляя по улице. Ведь просмотр фильмов, чтение книг, разговоры со взрослыми и сверстниками — это всё познание мира и себя.
Во время подготовки ребёнка к школе уделите внимание мелкой моторике, то есть занятиям на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это поможет ребёнку, когда он будет учиться писать, а ещё положительно повлияет на речевые навыки. Дошкольнику нужно давать простые и понятные задания, например: рисовать, лепить, работать с конструктором, выкладывать картины или аппликации из бусинок, зубочисток и прочих мелочей. Это и весело, и полезно для будущих первоклассников!
Не бегите впереди паровоза. Возможно, вы хотите облегчить ребёнку жизнь в школе и из лучших побуждений торопитесь сразу же научить таблице умножения или дробям. Но самый естественный и эффективный способ подготовки в первый класс — изучать то, что интересно малышу.
Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм. Важно всё делать в меру и не бояться, что вы теряете время.
Чтобы успешно заниматься в начальной онлайн-школе «Фоксфорда», ребёнок должен владеть начальными навыками чтения, письма, устного счёта. Входные тестирования и специальная подготовка в первом классе нашей школы не предусмотрены, но семье предлагается небольшой тест на проверку готовности ребёнка.
Важно привить правильное и здоровое отношение к учёбе — это основа подготовки ребёнка к первому классу. Если мама быстро начинает сердиться и ругает за каждую ошибку, у малыша сформируется страх перед школой.
Чаще хвалите малыша и демонстрируйте, что в ошибках нет ничего плохого: всё можно исправить и не расстраиваться попусту. А ещё это важная часть познавательного процесса и развития новых навыков. Родители, выросшие в советской культуре, привыкли к критике — могут не замечать, как говорят ребёнку что-то обидное, подрывают его уверенность в себе и зарождают комплексы.
Личный пример отлично работает с чтением. Многие родители в процессе подготовки к первому классу беспокоятся, что малыш ещё не научился читать или делает это плохо. На самом деле чтение не входит в список обязательных навыков для дошкольника. Но психологи рекомендуют подавать ребёнку пример и больше читать самим, если вы видите, что он не слишком интересуется книгами.
Как только малыш заметит, что родители в свободное время берутся за книжку, он невольно скопирует поведение. Поэтому важно показывать ребёнку, что учиться — это круто и интересно. Пусть он перенимает положительное отношение.
Подготовка, первый класс, школа — всё это ново, непривычно и может пугать. Причём не только малыша, но и родителей. Вот почему важно много, честно и открыто разговаривать с сыном или дочерью. Учите их выражать эмоции и адаптироваться к переменам в жизни. Гораздо легче проживать необычный период, если можно выговориться маме с папой, а те не осудят.
Нет официальных требований, что должен знать малыш к первому классу.
Родителям стоит уделять внимание общим и базовым навыкам развития и умениям дошкольника. Заострить внимание на вопросах, которые вызвали у ребёнка трудности. Например, сходить в музей, чтобы узнать больше о хищных животных, или рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике, чтобы малыш точно знал, как переходить дорогу правильно. Что касается чтения, то психологи рекомендуют подавать ребёнку пример: больше читать самим родителям. Если малыш видит, что мама и папа в свободное время берутся за книжку, он невольно копирует поведение.
Что должен знать и уметь ученик к концу I полугодия 1 класса | Умения и навыки Ивана |
Литературное чтение | |
1) Знать изученные буквы. Читать по слогам, показывая интонацией, какой знак препинания стоит в конце предложения. (!?.) | Буквы знает, читает по слогам, но делает это только индивидуально с учителем. (после многократного повторения со стороны учителя) |
2) Делить слова на слоги. | Не умеет |
3) Правильно ставить ударение, находить ударный слог. | Не умеет |
4) Уметь отличать гласную букву от согласной. | Не умеет |
5) Знать, сколько звуков у согласной буквы и какие они (твёрдый – мягкий; звонкий – глухой). | Не умеет |
6) Уметь составлять звуковые схемы слов (при помощи звуковых карточек). | Не умеет |
7) Уметь читать по слогам или слог +слово, понимать прочитанное. | Читает медленно 5-6 слов в минуту, только индивидуально с учителем, прочитанное не понимает. |
Русский язык | |
1) Уметь красиво и правильно писать все пройденные буквы (как строчные, так и заглавные). | Знает буквы. Строку не видит (ориентируется в тетради только при помощи учителя). Почерк неустойчивый, в тетрадях пишет неаккуратно, совершенно не старается. Самостоятельные работы не выполняет. |
2) Знать, что начало предложения всегда пишется с большой буквы. | Не знает |
3) Знать, что имена, фамилии, названия городов, клички животных пишутся с большой буквы. | Не знает |
4) Уметь находить гласные буквы. | Не умеет |
5) Уметь находить согласную букву, у которой звук мягкий. | Не умеет |
6) Уметь находить согласную букву, у которой звук твёрдый. | Не умеет |
7) Знать, как пишутся орфограммы (жи-ши, чу-щу, ча-ща). | Не знает |
8) Уметь правильно списывать слова и предложения с рукописного образца. | Списывает с рукописного текста неосознанно, копирует. На уроке работает только с помощью учителя (при постоянном контроле). Самостоятельно работать на уроке не умеет. |
9) Уметь списывать слова и предложения с печатного текста. | С печатного текста списывать не умеет. |
10) Уметь писать по диктовку. (2 -3 предложения) | Не умеет |
Математика | |
1)Уметь считать без ошибок в пределах 10 (прямой и обратный счёт). | Считает до 10, (механически), обратный счет при помощи учителя. |
2) Уметь прибавлять и вычитать в пределах 10 (на основе знаний состава числа). | Умеет прибавлять и вычитать в пределах 10, знает, но самостоятельно цифры не записывает. |
3) Уметь решать задачи разных видов в одно действие. | Не умеет |
4) Уметь красиво и правильно делать записи в тетради (знать, где и на какой клеточке что пишется). | Ориентируется в тетради только при помощи учителя. Почерк неустойчивый, в тетрадях пишет неаккуратно, совершенно не старается. Самостоятельные работы не выполняет. |
5) Уметь работать с линейкой, различать геометрические фигуры. Изображать отрезок, ломаную, квадрат, круг, треугольник. | Различает геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат), линейкой пользоваться не умеет. |
6) Правильно и красиво писать цифры. | В тетрадях цифры пишет неаккуратно, совершенно не старается. |
7) Уметь сравнивать числа («больше», «меньше», «равно»). Соотносит количество предметов с числом | Во время индивидуальной работы с учителем соотносит количество предметов с числом, умеет сравнивать. |
8) Уметь находить «предыдущее, последующее» число, «соседей» числа. Знать понятия «слева, справа, вверху, внизу, впереди, позади». | Не умеет |
Окружающий мир | |
1) Различать объекты живой и неживой природы. Различать изученные группы растений и животных (по несколько представителей каждой группы). | Знает такие обобщающие понятия, как «птицы», «животные», «мебель», «овощи», «фрукты», «посуда», «цветы», последовательность времён года, а порядок дней недели называет только с помощью учителя. |
2) Объяснять, какое значение имеет природа для жизни людей. | Не умеет |
3) Применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки. | Не умеет |
4) Выполнять правила личной гигиены. | Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания развиты слабо. Нуждается в постоянной помощи со стороны учителя |
Изобразительное искусство | |
1) Организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой. | Нуждается в постоянной помощи со стороны учителя, на парте беспорядок, постоянно роняет карандаши, теряет кисточку, красками пользоваться не умеет. |
2) Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов. | Знает цвета, передает простейшую форму рисунка. |
3) Составлять композиции с учётом замысла. | Не умеет |
4) Рисовать кистью без предварительного рисунка. | Не умеет |
Технология | |
1) Организовать своё рабочее место. | Нуждается в постоянной помощи со стороны учителя, на парте беспорядок. |
2) Пользоваться ножницами, линейкой, кистью для клея, стекой. | Нуждается в постоянной помощи со стороны учителя. |
3) Составлять композицию с учётом замысла. | Не умеет |
4) Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; по шаблону. | Нуждается в постоянной помощи со стороны учителя, самостоятельно работать не умеет. |
5) Пользоваться простейшими приёмами лепки. | С удовольствием работает с пластилином, выполняет простые приемы лепки: скатывание, растягивания, скручивание пластилина. |
Иван испытывает трудности при овладении программным материалом. На уроках низкая активность внимания, не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается, быстро устаёт. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Не понимает учебной задачи. Слабо развита мелкая моторика рук, испытывает трудности при ориентировании в тетрадях.
Распространяйте любовь
Для учащихся первый класс – это захватывающий год. В этом учебном году ваш ребенок, скорее всего, впервые почувствует себя «настоящим учеником», поскольку ему предоставляется больше самостоятельности и меньше простоев. В первом классе дети должны научиться сидеть дольше. Кроме того, это первый год, когда большинство учащихся должны выполнить домашнее задание.
Просмотр академических стандартов вашего штата — это простой способ узнать, что ваш ребенок должен понимать в первом классе. Однако ожидается, что некоторые необходимые способности будут приобретены к тому времени, когда ваш ребенок закончит первый класс. Давайте рассмотрим некоторые ключевые идеи, которым учат первоклассников по всей стране, чтобы помочь вам лучше понять, что ваш ребенок должен изучать в первом классе.
Идеи для чтения
Темам чтения уделяется особое внимание в первом классе. По данным PBS Parents, «первый класс обычно считается уровнем, на котором дети начинают читать». Не все дети начинают бегло читать к концу первого класса, но большинство начинают делать решительные шаги к беглому чтению». В результате к концу учебного года вы должны ожидать, что ваш ребенок будет в состоянии читать многие часто встречающиеся слова или слова с вида, а также книги, соответствующие его классу.
Основы письма
В дополнение к чтению первоклассники научатся письму и правописанию. Они научатся составлять целые предложения с заглавными буквами и знаками препинания по мере того, как они учатся произносить слова. Они также смогут прослушать повествование и пересказать его по порядку (или написать). Студенты также начнут писать свои собственные рассказы.
Понятия математики
В классе первоклассники также изучают основные математические принципы. Учащиеся учатся считать до 100, складывать и вычитать двузначные числа и писать свои имена. Они узнают, как решать текстовые задачи, используя математику. Это также год, когда учащиеся начинают активно использовать «больше чем», «меньше чем» и «равно» в качестве сравнений. Кроме того, первоклассники изучают основные единицы измерения и способы счета денег.
Следуйте инструкциям
Ваш ребенок будет проводить больше времени, работая самостоятельно над заданиями в первом классе. В результате дети должны научиться слушать и выполнять приказы. В первом классе у детей также будет больше правил, которым нужно следовать, а также больше возможностей позаботиться о себе.
Черты характера
Ожидается, что первоклассники овладеют важными жизненными навыками, такими как умение различать лево и право. Ваш первоклассник также должен уметь читать часы (аналоговые и цифровые) и понимать множество способов, которыми мы измеряем время к концу года (секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы и годы).
Хотя многие дети в этом возрасте все еще любят школу, препятствий в первом классе может быть достаточно, чтобы отвратить их от радости обучения. В результате родители должны продолжать помогать своим детям добиваться успеха как в классе, так и за его пределами. А похвала за достижения — самый эффективный способ их поощрения.
В детском саду проводится много обучения, чтобы помочь детям взяться за дело, когда они переходят в первый класс. Некоторые из навыков, которые нужны детям в первом классе, — это социальные навыки, такие как умение слушать и ходить по очереди. Другие более академичны — навыки, которые дети должны развивать, когда они больше работают над чтением, письмом и математикой.
Вот образец того, что дети должны усвоить к концу детского сада, чтобы быть готовыми к первому классу.
Навыки грамотности включают чтение и письмо. Их учат вместе, потому что они тесно связаны. В детском саду дети учатся разбивать слова на маленькие кусочки и определять звуки, которые издает каждая буква. (Это называется декодированием.)
Это потому, что дети, поступающие в первый класс, должны знать алфавит и основные свойства букв и слов. Они также обычно способны распознавать и предлагать рифмующиеся слова. Все эти навыки помогают начинающим читателям учить новые слова и читать простые книги.
Когда дело доходит до письма, ожидается, что первоклассники смогут писать и делиться информацией различными способами. Это включает в себя рисование, написание букв и слов, слушание других и произнесение слов вслух. Чтобы развить эти навыки в первом классе, дети выполняют такие задания:
Вы также можете помочь своему ребенку развить навыки грамотности дома:
Есть две большие математические концепции, которые дети должны хорошо усвоить, когда пойдут в первый класс. Во-первых, это чувство чисел – изучение чисел и того, что они обозначают, например, соединение числа «5» с изображением пяти яблок. Другой большой — сложение и вычитание. Дошкольники также учатся определять формы и работать с ними.
Вот некоторые действия, которые дети выполняют для развития математических навыков в первом классе:
Вы также можете помочь своему ребенку освоить математические навыки дома:
Ознакомьтесь с академическими стандартами вашего штата, чтобы узнать, какие навыки ожидаются от детей, поступающих в первый класс.