Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».
2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «У».
5. Развивать мелкую моторику.
6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У»
(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.
– Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.
– Сядет тот, кто скажет название овоща.
1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
II. Основная часть.
3. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
Уля приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
Уши, улитка, утюг, утка, улица.
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».
4. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
– Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
5. Работа в тетрадях Коноваленко.
– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».
– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».
6. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.
7. Игра «Один-много».
– Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.
8. Знакомство с буквой «У».
– Послушайте стихотворение:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
– Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).
10. Выкладывание буквы «У» из палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек?
11. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Логопедия для всех
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “ Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.www.logolife.ru
Тема: Звук и буква У.
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;
Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;
закрепление понятий «звук», «слово»;
продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».
Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.
Ход занятия.
Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.
«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».
(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).
«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».
«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»
(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.
« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).
(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).
2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).
«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).
«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка )».
5.Динамическая пауза .
«Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).
Д/и «Паровоз».
Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
В каких словах вы услышали звук У?
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Пишем букву У большую и маленькую.
8.Итог.
«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У». (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).
«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.
nsportal.ru
Конспект группового логопедического занятия
Тема: Звук У. Буква У.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей со звуком у, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;
Закрепить понятие «гласный звук», «слово»;
Познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую, мелкую, мимическую и артикуляционную моторику;
Развивать дыхание и голос;
Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
Развивать наглядно-образное мышление;
Развивать умение образовывать и употреблять существительные множественного числа.
Коррекционно-воспитательная:
Оборудование: предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.
Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу».
-Логопед предлагает детям встать в круг. Один их них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.
2. Основная часть.
Дуб дождя и ветра Смелое выражение лица.
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу Страх.
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый. Радость.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный. Гордость.
Педагог предлагает перед зеркалом выполнить серию артикуляционных упражнений: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата»-«Лопата копает»-«Вкусное варенье». Комплекс повторяется 4 раза.
А-пальцы рук широко расставлены;
О-пальцы собраны в кольцо;
У-кисть сжата в кулак;
И-большой палец и мизинец выставлены;
Э-«мягкие» руки ладошками вперед.
–Логопед показывает картинку с изображением девочки. Это Уля. Давайте поздороваемся с ней.
–Дети. Здравствуй Уля!
–Логопед. Послушайте ребята, какой первый звук в имени Уля. Логопед произносит имя растягивая первый звук. Логопед размещает предметные картинки: уши, утюг, улитка, и т.д. и например апельсин.
–Какой звук мы слышим в начале каждого слова?
–Дети. У-у-у.
–Дети. Нет. Звук у.
-Логопед. Посмотрите в зеркало и произнесите звук у. В каком положении находятся губы? Где находится язык? А зубы сближены или сомкнуты?
-Дети. Вытягиваются трубочкой. Спокойно лежит во дне рта. Зубы сближены.
-Когда мы произносим звук У, струя воздуха встречает на пути преграду?
-Дети. Нет, струя воздуха выходит свободно.
-Логопед. Такой звук мы называем гласным.
-Дети. Произносят звук У. Гласный.
-Звук У-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
-Дети показывают фишки красного цвета, и снова произносят звук У.
-Логопед произносит гласные звуки: [а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у].
-Дети услышав звук [у], дети хлопают в ладоши.
-Логопед: Я буду говорить про 1 предмет, а вы про много.
Улитка-улитки, и т.д.
Физ. Минутка.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук [у] дети приседают.
Основная часть. Знакомство с буквой У.
-Логопед показывает букву У. Дети на что похожа буква у?
-Дети. Буква У похожа на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.
-Логопед. Ребята как вы думайте, а чем отличается звук от буквы?
-Дети. Звук я слышу, говорю!
Букву вижу и пишу!
-Ребята, сколько элементов у буквы у? Давайте напишем ее в воздухе!
-Дети пишут букву в воздухе.
-А теперь давайте выложим букву У из палочек!
-Дети выкладывают букву У из палочек.
-А теперь откройте печатные тетради и обведите букву У карандашом, а каким цветом мы обведем букву У? Каким цветом мы обозначили гласный звук У?
-Дети красным цветом. Обводят букву У в печатной тетради.
4. Итог занятия.
–Логопед. Какой звук в имени «Уля» самый первый?
-Дети. Звук У.
-Какой это звук?
-Дети. Гласный.
-А как вы догадались? Воздух выходит свободно, не встречает преграду.
-Фишкой какого цвета будем его обозначать?
-Красным цветом.
-Логопед оценивает деятельность детей.
infourok.ru
Автор-составитель:
учитель-логопед
Волкова Татьяна Андреевна
Цель:
Ход занятия:
Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.
Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)
А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!
— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
На доску вывешиваются картинки.
— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.
-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».
-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)
-Этот звук гласный или согласный? (гласный)
-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.
Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)
-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.
Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.
-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)
улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг
-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?
-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?
— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И | А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
|
logopedrunet.ru
занятие 2 : 6-7 лет
Тема: Звук и буква У.
Цель: Учить называть и узнавать букву У, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.
План:
Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.
«Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой
первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо)».
«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».
(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).
«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».
Игра «Поймай звук».
«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»
(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.
Загадки.
« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).
(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).
Слушайте другую загадку:
«Сама ползет, на себе дом везет».
Это… (улитка).(Выставляется картинка).
У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).
«Слушайте еще одну загадку:
«Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).
«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка )».
Динамическая пауза .
«Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).
Д/и «Паровоз».
Игра «Будь внимательным».
Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
В каких словах вы услышали звук У?
Знакомство с буквой и звуком Уу.
(Выставляется домик для гласных звуков и буква У).
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
Вот улитка у дорожки.
Вверх торчат смешные рожки,
Та улитка буква У,
Я везде ее найду.
Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.
Пишем большую и маленькую букву Уу.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Пишем букву У большую и маленькую.
«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У». (Используя
карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).
«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.
Прослушать песенку с буквой У.
Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?
у
multiurok.ru
Тема: «Звук и буква У»
Цели: уточнить артикуляцию и произношение звука У; упражнять в четком произнесении звука У в слогах, словах; закрепить понятие «гласный звук», условное обозначение гласных звуков; учить выделять начальный гласный в слове, обозначать место звука в слове терминами «стоит в начале слова», «стоит первым»; учить составлять и проводить звуковой анализ звукового ряда из двух гласных; упражнять в подборе слов, начинающихся на изученные звуки; познакомить с буквой У; развивать мелкую моторику; развивать связную речь; память; внимание.
Оборудование: кукла Ульяна; картинки, название которых начинается на звук У; кассы букв; раздаточный материал; игрушечный поезд или его изображение.
Ход занятия:
Орг. момент:
– Сегодня из страны звуков и букв к нам пришла еще одна гостья – кукла Ульяна. Послушайте, что с ней приключилось по дороге сюда:
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки.
– Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. (дети изображают испуг.)
2. Сообщение темы занятия:
– Как зовут нашу гостью? (Уля.) Какой первый звук в имени Уля? (звук У.) Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У, познакомимся с буквой у.
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам:
Выставляется картинка или игрушка поезд.
– Какой сигнал подает машинист поезда?(У-у-у-у.) Что стало с нашими губами, когда мы произнесли звук У? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуйте спеть, протянуть звук У. тянется ли он? Если звук поется и тянется, как мы его назовем? (Гласный звук.) Какой еще гласный вы знаете? (Звук А.)
Выставляется красный замок. Дети с логопедом выясняют, почему звук У живет в красном замке. Вспоминают условное обозначение гласных звуков.
– Сколько гласных звуков живет уже в красном домике? Как мы назовем оба звука? Почему7
4. Выделение звука У из ряда звуков, слогов, слов – игра «Поймай звук».
5. Произношение звука У в словах:
– Уля принесла вам вот такую красивую коробочку. Хотите узнать, что в ней, тогда отгадайте загадки.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке.
– Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук У в этом слове – в начале, в середине или в конце слова? (Вначале слова, он стоит первым.)
– Следующая загадка: «Сама ползет, на себе дом везет». Это…(улитка). Покажите пальчиками, как улитка высовывает рожки, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка?
– Еще одна загадка: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Где стоит звук У в слове утка? (В начале слова.) как называются дети утки? (Утята.) Посчитайте, сколько здесь утят.
6. Физминутка:
Дети ходят как утята, загребают лапками, ищут корм и бегут к маме-утке под крыло.
– А тепрь подскажите словечко в предложении и узнаете, какие еще картинки там остались:
Жи – жи – жи – ползут…(ужи).
Зел – зел – зел – завязали …(узел).
Тес – тес – тес – в море высится …(утес).
Сы – сы – сы – у папы выросли …(усы).
Лей – лей – лей – пчелки прилетели в…(улей).
– В названии какой части тела есть звук У вначале слова? (Уши.) Мы слушаем…(ушами). У нас два…(уха). У ужей нет …(ушей). Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли мы как удочки. (Уточки.) Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей.)
7. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Звуковой анализ:
Проводится д/игра «Живые звуки»: АУ, ААУ, УУА, УА, АА, УА, АОУ, УУ, АИУ.
8. Произношение звука У в предложении:
Проводится д/игра «Доскажи словечко»:
В реке плавает…(утка).
Мама включила электрический …(утюг).
На листике сидит…(улитка).
Пчелы несут мед в …(улей).
Далеко в море виден одинокий …(утес).
На канате завязали крепкий ….(узел).
9. Знакомство с буквой У:
– Уля покажет вам свою любимую букву.
Демонстрируется буква У.
– На что похожа буква У? (Ответы детей.)
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
– Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы У. найдите букву У в кассах.
Выкладывание буквы У из счетных палочек. Чтение буквосочетаний АУ, УА. Отыскивание и обведение буквы У среди других букв.
10. Итог занятия:
– С каким звуком мы сегодня познакомились? Давайте подарим хозяйке красного замка слова со звуком У вначале. Я буду говорить слова без звука У, а вы будете добавлять звук У вначале слова и произнесете слово целиком: _ДАВ, _ ЛЫБКА, _ ЧЕНИК, _ ТЮГ, _ ЛИТКА, _ ЗЕЛ, _ МЫВАЛЬНИК. Молодцы.
infourok.ru
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема. Звук [у] и буква У.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук», представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой У.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.
Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [у]. Картинка с изображением предметов, начинающихся на звук [у]. Предметные картинки, в названии которых звук [у] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву У. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка», «Играйка-читайка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.
Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук»; произносят звук [а] в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы. Подбирают слова, начинающиеся со звука [а].
Ход занятия.
1.Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.
Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.
Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.
Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [а] и узнали букву А.
Логопед. Звук [а] какой?
Дети. Гласный, его можно петь.
Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?
Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!
Логопед. Сегодня к нам снова пришла Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много новых интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.
2.Объявление темы.
Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [у]: утка, удочка, улей, уши). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?
Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [у].
Логопед. К нам в гости пришел звук [у]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?
3.Характеристика звука. Характеристика звука [у], обозначение его фишкой красного цвета.
Логопед. Давайте споем звук [у].
Дети выполняют упражнение «Лесенка».
Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?
Дети. Гласные.
Логопед. Молодцы! Звук [у] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).
4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.
Уля сварила уху для утят,
Только утята ухи не хотят.
Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.
Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [у]?
Дети. Уля, уха, утята.
Логопед. Молодцы. А теперь вы подберите слова, которые начинаются со звука [у].
Дети называют по очереди слова.
Логопед. Молодцы!
5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.
Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [у].
Дети играют в игру «Поймай звук».
Логопед. Молодцы, научились слышать звук [у]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [у]
Дети. Уши, улей, удочка, утка.
Логопед. Молодцы! А как показать звук [у] в слове?
Дети. У нас есть схемы слова и фишки.
Логопед. Правильно! Гласный звук [у] мы будем обозначать красным цветом.
Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [у] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [у] – в начале, середине или конце слова. Слова: утка, эму, мука.
Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.
Логопед. Молодцы, ребята!
6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы У в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.
Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [у] тоже есть свой портрет – буква У (показ маленькой и большой буквы). Буква У будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в букве У прячется звук [у], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква У.
Дети. Два элемента.
Логопед. Показывает картинку с забавными изображениями буквы У, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.
Зайка ушки вверх поднял –
Букву У нам показал.
Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву У.
Дети «пишут» в воздухе букву У.
Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву У на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».
Дети «пишут» букву на спинах друг друга.
Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву У с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).
Дети показывают букву У.
Логопед. Ребята, а давайте выложим букву У из палочек.
Дети выкладывают.
Логопед. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. А остальные задания вы выполните дома.
Дети работают в тетради.
Логопед. Ребята, посмотрите на доску. К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.
Дети читают: УА.
Логопед. Правильно! А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?
Дети. АУ.
Логопед. Молодцы! Веселый поезд будет приезжать к нам на каждое занятие и привозить новые буквы для чтения.
7. Подведение итогов. Оценка.
Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.
Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.
infourok.ru