(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».
2. Развивать слуховое внимание.
3. Познакомить с буквой «О».
4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
5. Формировать умение образовывать множественное число существительных от единственного.
Материалы:
красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), палочки, фишки, рабочие тетради, картинки на звук «О», цветные карандаши, мяч.
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет слова на звук «А», «У», «И».
1. – Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:
– Какой звук слышится в этих словах в начале слова?
– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
Это какой звук?
– Почему?
– А какие еще звуки вы уже знаете?
– Какие они?
– Почему их называют гласными?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким?) красным цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»:
Окна, осень, дом, овощи, кошка, облако, перо.
4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
5. Игра «Запомни и назови»
Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением ягод.
– Ребята, посмотрите на картинки. Что это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли.
6. Знакомство с буквой «О»
Работа в тетрадях Коноваленко.
– Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
– Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом.
– На какую геометрическую фигуру она похожа?
7. Упражнение «Сосчитай и назови»
– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО УМ ИМ
– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
8. Чтение слогов в тетрадях.
9. Игра «Один – много» (с мячом)
Гриб – грибы, ягода – ягоды
Мухомор – мухоморы, корзина – корзины,
Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.
10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «О».
11. Игра «Четвертый лишний»
– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Земляника, боровик, черника, клюква.
Клюква, береза, малина, брусника.
Дуб, осина, ель, тополь.
12. Напечатайте букву «О» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-Какой это звук?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Логопедия для Всех
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по
www.logolife.ru
Коррекционно-развивающее занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.
Цель:
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Коррекционно-развивающая:
Коррекционно-воспитательная:
Оборудование:
Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.
Логопед: Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.
Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.
Мы очень огорчились: О – о –о!
Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О!
– Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].
(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)
Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой О. Научимся читать слова с этой буквой и писать ее.
– Найдите одинаковый звук в словах: овцы, лодка, крыло.([о] )
(показ картинок)
– Правильно, сегодня будем играть со звуком [о], познакомимся с буквой О и научимся ее писать.
Логопед: Давайте вспомним, что делают губки, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются в овал)
Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?
Есть ли во рту какая-либо преграда?
Можем ли мы пропеть этот звук? (да, значит он — гласный)
Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки.
ОК – О,К ОП – О,П ОМ – О,М ОТ – О,Т МО – М,О ПО – П,О ТО – Т,О КО – К,О
Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно.
О,К – ОК О,П – ОП О,Т – ОТ О,М – ОМ К,О – КО П,О – ПО Т,О –ТО М,О – МО
Выделение звука [о] в конце слова.
Игра с мячом «Много — один».
Логопед: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовите один такой же предмет.
Стёкла — … стекло, крылья — … крыло, вёдра — … ведро,
перья — … перо, окна — … окно, колёса — … колесо,
звенья — … звено, сёдла — … седло.
– Назовите слова со звуком [о] в конце.
Звуки [о],[ а],[ и],[ у]. (показ артикуляции звуков логопедом и детьми)
Составление звуковой схемы слова «кот».
Вбегает кот. — Ой, ой, ой! Спасите, помогите! За мной гонятся злые осы. (показ картинок)
Логопед: Успокойся, котик! Я знаю, почему осы такие злые. С ними никто не хочет играть, а мы поиграем. Они и перестанут злиться.
Игра “Составь слово”.
Логопед: Давайте отгадаем кличку нашего кота по первым звукам картинок.
(тапки, осы, малина (Том)).
– Смотрите, осы больше не злятся, им понравилось играть.
– Выложите звуковую схему слова «кот».
– Сколько звуков в слове «кот»? (3 звука).
– Сколько слогов в слове «кот»? (Один слог, потому что в этом слове один гласный звук).
Логопед: Дети, покажите какие осы были злые. (показ слайда со злыми осами). А теперь они улыбаются нам.
Давайте и мы им улыбнёмся. (показ слайда с добрыми осами).
(Дети катают в руках массажные шарики).
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы сейчас подружим
Маленькие пальчики.
(Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно).
1,2,3,4,5
Мы закончили играть.
(Кулачки – лучики).
Логопед: Мы так весело играем со звуком [о]. Пора нам познакомиться с буквой О и научиться ее писать.
Слайд № 1 (Звучит музыка. Мудрый филин показывает Бабе-Яге буквы и учит ее читать. Бабе-Яге так нравятся буквы, что она решает их украсть). Дети, давайте отправимся на поиски буквы О.
Мы по лесу шли, шли, шли,
Только шишки нашли.
Дети дальше побежали
И лягушек повстречали.
Лягушки – попрыгушки,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушк
Комары да мушки.
Логопед: Мы оказались на краю болота. Лягушки предлагают детям рифмованные загадки, в которых правильный ответ не совпадает с рифмой.
Слайд №2. (Детям нужно выбрать из 2 картинок правильный ответ и кликнуть на картинку мышкой. Давая правильные ответы, дети помогают мишутке перебраться через болото по кочкам. В конце игры лягушки возвращают букву О).
(показ картинок-подсказок)
Логопед: На что похожа буква О?
(На обруч, на спасательный круг, на колесо, на луну).(показ картинок)
– Ещё буква О похожа на солнечный диск.
Ладошка – это солнышко, Водить указательным пальцем правой
А пальчики – лучи. руки по ладони левой, затем от конца каждого пальца к основанию.
Поёт о солнце скворушка, Из пальцев сделать «клювики»,
О нём кричат грачи. Открывать и закрывать их.
(выполнение заданий в тетрадях)
Логопед: Звук [о] гласный, а буква О какая? (Буква О гласная т.к. её звук тоже гласный).
– Каким карандашом будем раскрашивать букву О? (Красным).
– Дети , раскрасьте левую половину буквы О красным карандашом, а правую раскрасите дома.
Задание: Нарисовать О и точками облако.
Логопед: Как вы думаете, что нарисовано рядом с буквой О?
(Облако, потому что слово облако начинается со звука [о].)
– Подберите слова – признаки к слову облако.
Облако какое? (Лёгкое, белое, пушистое, маленькое, большое, воздушное.)
– Написание буквы О в воздухе пальцем, на спине друг у друга.
– Угадывание буквы по тактильным ощущениям.
– Буква О гласная. Какие ещё гласные буквы вы знаете? (У,А,И)
Игра «Угадай букву».
(Выставляются карточки с буквами У,А,О,И. Один ребёнок пишет одну из этих букв на спине у другого, а другой ребёнок угадывает.
– Письмо большой О и маленькой буквы о .
Логопед: Кот Том говорит: «Вот вы и научились писать букву О.
А читать слова с этой буквой вы умеете?» (Да!)
Кот Том ком топ каток моток пока.
– Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (О).
– Какая это буква? (Гласная, потому что её звук тоже гласный).
– Какое задание вам больше всего понравилось?
– Коту Тому очень понравилось играть с вами, и он дарит вам угощение, похожее на букву О.
Песоцкая Н.Ю.,
учитель-логопед высшей категории
logoportal.ru
Логопедическое занятие по теме: «Звук и буква О»
Цели и задачи:
– закрепить знания о гласных звуках и буквах; – уточнить артикуляцию и изолированное произношение (о), упражнять в умении определять его позицию в слове; – закрепить зрительный и графический образ буквы О, умение соотносить звук с буквой; – совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; – развивать речь, внимание, память, творческое воображение, речевую и мелкую моторику, интонационную и мимическую выразительность; – воспитывать умение работать в течение всего занятия; – воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
Буква О, стилизованные буквы О, чудесный мешочек, ствол дерева, листочки клена, портреты детей, пластилин, камешки Марблс, матрешки, фартучки, экран наглядной рефлексии (осеннее дерево).
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся и подарим свои добрые улыбки нашим гостям!
Какие гласные звуки мы с Вами выучили?
Какое сейчас время года? Какой первый звук в слове осень?
Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком (о), выполнять задания. За правильные ответы осень будет дарить Вам листочки.
Фонетическая зарядка
Ребята, посмотрите у Оли заболел зуб и она охает. Какой звук она произносит? Произнесем вместе? О-о-о!
Представьте больных животных, которых вылечил Айболит. Как охала мышка? Как охал мишка?
а) артикуляционная:
Посмотрите в зеркало и произнесите звук (о). – губы: в форме овала; – язык : лежит за нижними зубами; – звук произносится с голосом; – воздушная струя не встречает преграды.
б) акустическая:
Как мы называем звук ,если воздух не встречает преграды? Каким цветом обозначаем гласный звук? Покажите символ звука (о)?
IV. Работа над голосом.
Произнесите звук столько раз, сколько я хлопну в ладоши: хх, ххх, хххх.
Произнесите звук : беззвучно…, шепотом…, тихо…, громко…
Произнесите звук наоборот: если я громко, то вы тихо, если я тихо, Вы громко.
Игра « Слушайте внимательно»! хлопни в ладоши, услышав (о). АУ ОИЭ ЭУО УЭ ОП УМ ОН
Игра « Прятки» Звук (о) любит играть в прятки с матрешками. Помогите матрешкам спрятать звук (о). Наденьте на них новые фартучки со звуком (о). Раз, два, три, четыре, пять- я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват. Назови слово и позицию звука.
Встаньте дружно, подтянитесь. Пошагайте, покружитесь. Руки вправо, руки влево, а потом присядьте смело. Снова встаньте, подтянитесь, и друг другу улыбнитесь.
Ребята, давайте скорее познакомимся с буквой, которой на письме обозначается звук (о). Но где же она, ищите!!!
По кабинету развешаны буквы О. Какие красивые портреты буквы О Вы нашли.
На что похожа буква О? Каждый ребенок должен сказать: Буква О похожа на…
Обруч, мяч и колесо Вам напомнят букву О!!!
Эти буквы Вы нашли глазами. А найдут ли ее Ваши умные ручки?
Игра «Умные ручки». Найти букву О среди других гласных букв из наждачной бумаги.
Конструирование буквы О. – «написать» – головой, языком, правой рукой в воздухе, на левой ладони, на спине товарища;
– сложите букву О из пальчиков: соедините мизинцы и большие, большие и безымянные, большие и средние, большие и указательные;
– выложить из камешков Марблс букву О;
– что нарисовано на картинке, на какую букву они похожи, обведите каждый шарик. Давайте надуем шарики.
– игра « Закончи портрет», работа с пластилином.
VIII. Итог занятия.
С каким звуком и буквой Вы работали на занятии?
Много ли осень подарила Вам листочков?
Вы выполнили все задания?
Давайте же на прощание вернем осеннему дереву опавшие листочки.
Каким красивым получился клен!!! Словно вернулась золотая осень.
Я приготовила Вам подарки. Посмотрите: на какую буквы они похожи?
Спасибо за работу. Жду Вас на следующем занятии.
nsportal.ru
Разделы: Логопедия
Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О.
Задачи:
Оборудование:
1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке».
– Ребята, а ваш язычок делал сегодня зарядку?
2. Повторение пройденного.
Звуковая «зарядка»:
1. «В сказочном царстве-государстве, под названием «Земля», жила-была волшебница. Были у неё 4 дочери. Их звали : Зима, Весна, Лето, Осень. Они по очереди правили сказочной страной»
– А что случается в сказках? (Чудеса.) Вот и к нам пришла сказка и сейчас произойдёт чудо.
– Закройте все глаза и тихо сосчитайте до 10.
(Учитель переодевается в костюм осени, включает музыку Вивальди «Осень».)
– А сейчас откройте глаза.
– Кто я? (Осень.)
«Осень» читает стихотворение:
Осень в гости к вам пришла,
Свои краски принесла,
Жёлтые и красные – все листочки разные.
Ветер дунул – раз, два, три –
Полетели, посмотри.
Покружились и упали,
Землю золотом услали.
«Осень»: Я подарю осенние листочки тому, кто скажет мне приметы осени (дети называют приметы, а она им дарит листочки).
«Осень»: А какие месяцы осени вы знаете? (Ответы детей.)
– Налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, медленно кружились, поблескивали на солнце золотистыми боками.
Упражнение на развитие силы диафрагмального выдоха.
Выполняется стоя, в руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние (Руки вверх, покачивающие движения влево-вправо.)
На веточках сидели.
Дунул ветерок, (Подуть на листочки.)
И мы полетели (Легкие взмахи руками.)
Мы летели, мы летели (Медленно приседать.)
И на землю тихо сели. (Присесть.)
«Осень»: Вы все молодцы! До встречи! (Уходит.)
2. Кто был у вас в гостях? (Осень.)
– А какой первый звук в слове «Осень»?
– А как мы произносим звук «О»?
Дети произносят перед зеркалом звук, а учитель объясняет артикуляцию звука [О]:
Дети перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.
1. Приглашаю в путешествие с кленовым листом (в руках красивый лист).
– Жил-был кленовый листик. У него было много братьев-листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце. «О, какая красота » – удивился листик.
– Покажите, как удивился листик?
– Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, какую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук О.
– Это получилась буква О.
2. Знакомство с буквой.
(Показываю картинку.)
O – как обруч.
Захочу – по дороге покачу!
(Показываю букву О.)
3. Выкладывание буквы О из крупы.
– Обведите пальчиком букву.
4. Пальчиковая гимнастика «На небе появились тучки, и пошёл дождик».
Раз, два, три (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Четыре, пять
Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Туча небо закрывает,
Всех ребяток подгоняет.
Раз, два, три, четыре (Большой палец попеременно «здоровается» с каждым пальцем, начиная с указательного.)
Зонтики раскрыли. (Ладонями закрывают голову, имитируя зонтик.)
От дождя себя укрыли.
5. «Чтобы разогнать тучки нужно написать на них букву О».
Дети пишут букву О.
Задание 1. Среди букв найдите букву О, обведите её красным карандашом.
Задание 2. Найдите предметы, в названии которых есть звук О. Укажите место звука О (начало, середина, конец слова). (Приложение 1)
Игра «Поймай звук О»:
– С каким звуком и буквой познакомил нас кленовый листок?
– На что похожа буква О?
– Давайте соберём осенний букет из листьев, которые подарила вам осень. Но для этого вам нужно прочитать, что написано на листиках.
(Дети читают и ставят листья в вазочку.)
Источники информации:
11.01.2011
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Цель: познакомить детей с гласным звуком О и буквой О
Задачи:
коррекционно-развивающие:
развивать пространственное представление:
фонематический слух, восприятие;
упражнять в определении место звука в словах;
мелкую моторику;
артикуляционный аппарат;
зрительное внимания, память, воображение.
совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
образовательные:
дать понятие о гласных звуках;
познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
учить точно произносить звук О;
закрепить характеристику звука О;
познакомить с графическим изображением звука О;
пополнять и активизировать словарный запас;
развивать коммуникативные умения;
воспитательные:
воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
самостоятельность; любознательность;
формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;
выработать самоконтроль речи;
Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;
I Организационный момент:
– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?
– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук А.
Логопед:
Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.
Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.
Мы очень огорчились: О – о –о!
Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О!
– Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].
(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)
Пальчиковая речевая игра
II Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
– Давайте вспомним правило красивой речи.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Артикуляционная гимнастика
А для этого выполним зарядку для язычка.
Язычок гулять собрался;
Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, (движение языка через зубы)
На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)
На лошадке в лес умчался.
Задание №1
Дидактическое упражнение:
«Перед-после»
– Назовите какое сейчас время года?
– Какое время года будет после осени?
– Какое время года было перед осенью?
– Какое время года будет после зимы?
III Основная часть
Задание №2 Знакомство со звуком О.
– Давайте позовём осень
– С какого звука начинается слово осень?
Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
Ослик, Остров, Облако, Осы
Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.
Характеристика звука О
– Возьмите зеркала и произнесите звук О.
– Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (показ символа звука О)
Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.
Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.
Задание №3 «Поймай звук О»
– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки кода услышите звук О.
Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.
Анализ и синтез слогов.
Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки. ОК – О, К ОП – О,П ОМ – О,М ОТ – О,Т МО – М,О ПО – П,О ТО – Т,О КО – К,О Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК О,П – ОП О,Т – ОТ О,М – ОМ К,О – КО П,О – ПО Т,О –ТО М,О – МО
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
Задание №4 «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Окунь – звук [о] слышен в начале слова
Морж – звук [о] слышен в середине слова.
Колобок – звук [о] слышен в середине слова.
Зонтик – звук [о] слышен в середине слова
Молоко – звук [о] слышен в конце слова.
Ослик – звук [о] слышен в начале слова.
Роза – звук [о] слышен в середине слова
Котик – звук [о] слышен в середине слова.
Гнездо – звук [о] слышен в конце слова
Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].
А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О.
Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).
Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).
Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).
Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).
Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам сказку об этих героях.
Пальчиковая гимнастика.
(Дети катают в руках массажные шарики). Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы сейчас подружим Маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно). 1,2,3,4,5 Мы закончили играть.
Логопед: Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.
Не далеко, а около
Катилось О и окало.
Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].
Потренируйтесь различать звуки [о] и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].
Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].
Овчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.
Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.
Колли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о].
Гончая (рис. 12). Звук [о] есть.
Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], только [а].
Такса (рис. 17). Слышен только звук [а].
Мопс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о].
Здравствуй, буква-мячик!
Почему не скачешь?
О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).
Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Г. Виеру
Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.
А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.
Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:
Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).
Отличаются печатные и письменные буквы формой.
Печатные буквы круглые:
А вот письменная буква имеет форму овала:
Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.
Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.
Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается
Пальчиковая гимнастика
«Ладошка – это солнышко». Ладошка – это солнышко, Водить указательным пальцем правой А пальчики – лучи. руки по ладони левой, затем от конца каждого пальца к основанию. Поёт о солнце скворушка, Из пальцев сделать «клювики», О нём кричат грачи. Открывать и закрывать их.
Занимательные факты о букве О.
А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.
Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.
В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.
А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который записывают тоже с буквой О. Н2О – вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.
Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.
Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как[о], а иногда звучит как [а].
На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.
IV Итог занятия
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.
-Какой это звук- гласный или согласный?
V Рефлексия.
– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?
– А кому все легко и быстро удавалось?
– Вы сегодня очень хорошо занимались МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятия.
infourok.ru
Звук [о], буква о
Цели: формировать навык четкого произношения звука [о], учить выделять звук в начале, середине и конце слова; производить звуковой анализ слогов;
познакомить с буквой о; учить согласованию числительных с существительными.
Проверить и закрепить знания о перелетных птицах, учить различать перелетных и зимующих птиц;
1. Организационный момент
Я держу в ладонях солнце.
И дарю его друзьям.
Улыбнитесь – это просто!
Лучик солнца – это ВАМ!
2. Самомассаж:
Капля раз… капля два… капли медленно сперва… Кап – кап – кап Стали капли поспевать, капля каплю догонять… Кап-кап-кап-кап-кап А мы зонтик свой откроем, от дождя себя укроем.. . |
В школу придем, зонтик стряхнем.
А капельки с лица уберем
Вытрем лобик, глазки, носик,
Вытрем щечки, шейку, ротик.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Бегемотики», «Бублики»
4. Игра «Эхо»
Повтори песенку гласных: АУ УА ИА АИ АУИО-О
5. Знакомство со звуком О
— Звук [о] — гласный. При произношении звука [о]
Квадрат какого цвета нужно взять чтобы обозначить гласный звук?
6. «Слушай внимательно».
Дети поднимают вверх красный квадратик, услышав звук [о] среди гласных звуков: а-о-у-и-о-а-и-о…
7. К нам на занятие прилетели птицы.
Давайте их назовем и если в название есть звук О, поднимите красный квадратик.
Воробышек, ворона, совы, голубь, лебедь, уточка, ласточка..
8. Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают.
Утки, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
– О чем это стихотворение? Почему осенью некоторые птицы улетают на юг?
слайд Зимой они не могут добыть себе еду и перелетают в теплые страны, поэтому их назвали перелетные птицы.
слайд Птицы, которые остаются дома на зиму, называются зимующие. Они добывают еду рядом с человеческим жильем.
слайд • «Много — один».
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет: крылья — крыло перья — перо яйца — яйцо гнезда — гнездо
слайд • «Найди звук в слове».
Логопед называет слова со звуком [о], а дети определяют место звука в словах: дом, осы, колесо, окна, конь, овощи, молоко (начало, середина, конец) и выкладывают на схеме слова.
9. Физкультминутка
слайд
«Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Склонились над водой, качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
10. Знакомство с буквой о
слайд
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой о, учат стихотворение:
В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква О.
В. Степанов
Дети обводят трафарет буквы о, раскрашивают красным цветом и печатают строчку буквы о.
11. Игра «Сколько птиц?»
слайд
Логопед выставляет на доску картинки с изображением птиц. Дети называют их: ласточка, дятел, сова, скворец, лебедь, журавль и т.д. Затем логопед ставит возле птиц цифры, а дети должны ответить, сколько птиц? {Пять ласточек, один дятел, три совы и т.д.)
12. Итог занятия (релаксация)
Приложение.
Также по теме:
logoped18.ru
Тема: «Звук и буква О».
Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О.
Задачи: упражнять в определении места звука О в словах;
развивать речь, внимание, память, творческое воображение.
Оборудование: разноцветные листья с написанными на них изученными буквами, кленовый лист, карточки с заданиями, зеркала, пластиковые подложки с нанесённым пластилином, крупа, буква О, музыка Вивальди «Осень», костюм «Осени», «песочница», мелкие игрушки, в названии которых есть звук «О», декоративные камешки.
I. 1. Организационный момент.
– Ребята, а ваш язычок делал сегодня зарядку?
Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке»
2. Повторение пройденного
Звуковая «зарядка»
– Как гудит сильный ветер?
– Как шумят деревья?
– Как фыркает ежик?
– Как рычит собака?
– Что мы сейчас произносили? (звуки)
– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Как вы их различаете?
II. 1. Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие в сказку.
« В сказочном царстве-государстве, под названием «Земля», жила-была волшебница. Были у неё 4 дочери. Их звали : Зима, Весна, Лето, Осень. Они по очереди правили сказочной страной»
-А что случается в сказках? (чудеса). Вот и к нам пришла сказка и сейчас произойдёт чудо.
-Закройте все глаза и тихо сосчитайте до 10.
(Учитель переодевается в костюм осени, включает музыку Вивальди «Осень»)
– А сейчас откройте глаза.
– Кто я? (осень)
«Осень» читает стихотворение:
Осень в гости к вам пришла,
Свои краски принесла,
Жёлтые и красные – все листочки разные.
Ветер дунул – раз, два, три –
Полетели, посмотри.
Покружились и упали,
Землю золотом услали.
«Осень»: «Я подарю осенние листочки тому, кто скажет мне приметы осени»(дети называют приметы, а она им дарит листочки)
«Осень»: «А какие месяцы осени вы знаете?»(ответы детей)
– Налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, медленно кружились, поблескивали на солнце золотистыми боками.
(Упражнение на развитие силы диафрагмального выдоха.)
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние
(руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели.
Дунул ветерок
(подуть на листочки),
И мы полетели
(легкие взмахи руками).
Мы летели, мы летели
(медленно приседать)
И на землю тихо сели
(присесть).
«Осень»:«Вы все молодцы! До встречи!»(уходит)
2. – Кто был у вас в гостях? (осень)
– А какой первый звук в слове «Осень»?
– А как мы произносим звук «О» (дети произносят перед зеркалом звук , учитель объясняет ребенку артикуляцию звука [О]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки закрыты губками;
— язычок лежит на дне ротика;
— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).
Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.
III. 1. – Приглашаю в путешествие с кленовым листом (в руках красивый лист).
– Жил-был кленовый листик. У него было много братьев – листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце. «О, какая красота »-удивился листик.
– Покажите, как удивился листик?
– Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, какую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук О.
– Это получилась буква О.
2. Знакомство с буквой.
Показываю картинку.
O – как обруч.
Захочу – по дороге покачу!
Показываю букву О.
3.Выкладывание буквы О из крупы.
– Обведите пальчиком букву.
4. «На небе появились тучки, и пошёл дождик»
Пальчиковая гимнастика.
Раз,два,три (Загибают пальчики по одному,начиная с большого)
Четыре,пять
Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Туча небо закрывает,
Всех ребяток подгоняет.
Раз,два,три,четыре (большой палец попеременно «здоровается» с каждым пальцем, начиная с указательного)
Зонтики раскрыли. (ладонями закрывают голову, имитируя зонтик)
От дождя себя укрыли.
5. «Чтобы разогнать тучки нужно написать на них букву О.» (дети пишут букву О)
IV. 1.Работа по карточкам.
Задание 1. Среди букв найдите букву О, обведите её красным карандашом.
Задание 2. Найдите предметы, в названии которых есть звук О. Укажите место звука О (начало, середина, конец слова). Приложение.
2. Игра «Поймай звук О»
из ряда гласных — а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;
ряда слогов — ку, со, ра, ма, от, уг, эл, ол, во;
ряда слов – жаба, зонт, облако, Оля, овощи, жук, кольцо.
3. Игра «Песочница»
– Дети играли в песочнице и забыли игрушки.
– Попробуйте найти забытые игрушки в песке и назовите их.(Крош,яблоко,слон,волк,бобр)
– Какой общий звук в этих словах? (звук О)
– Выложите из камешков на песке букву О.
V Итог.
1) – С каким звуком и буквой познакомил нас кленовый листок?
– На что похожа буква О?
– Давайте соберём осенний букет из листьев, которые подарила вам осень. Но для этого вам нужно прочитать, что написано на листиках.
(Дети читают и ставят листья в вазочку)
Приложение
Источники информации
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – Владос, 2008 г
www.Seshma.narod.ru/uroki/12.doc
С.В.Леонова .Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов./Журнал «Школьный логопед» № 6,2004
Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:ВЛАДОС, 2002
Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
www.academi.rodim.ru
www.festival.1september.ru:8080/articles/549375
intolimp.org