Звук и буква и конспект логопедического занятия в старшей группе – [] Ȼ. , – .

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук И. Буква И »

Автор:  

Змановская Роза Джумаевна,  

учитель-логопед

МКДОУ “Детский сад к/в

“Золотой ключик”

Пуровский район, г.Тарко-Сале

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– дать понятие о механизме образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

– учить детей образовывать слова с уменьшительно-

   ласкательными и увеличительными суффиксами;

– развитие фонематического слуха, слухового

  внимания и памяти;

– развитие умения составлять из частей целостное

  изображение предмета;

– учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

 Оборудование:

предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка,  свеча, фланелеграф,  игра  «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ,  буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги),  атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).

Словарная работа:

Глас (древнерусское слово) – голос.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины),  давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку  тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

(Берёт зажжённую свечу).

Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.

Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Логопед:

Сядьте, пожалуйста,  на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Логопед:

– Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

– Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Логопед:

– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста,  на фланелеграф.

Ребёнок:

– Иголки  разные.

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

– И- и- и- иголка.

– Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Звук [и].

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

– Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

– И.

 Логопед:

– Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

– При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

– Этот звук  поётся?

Дети:

– Этот звук можно петь.

Логопед:

– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

4. Упражнение с чётками.

Логопед:

– Ребята! Подойдите  ко мне и возьмите чётки.

Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.

«И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Дети:

Это имя.

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Логопед:

– Я называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! –  говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

– Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира

, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

– Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

– Молодец! Ты  внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

Дети:

– Да это же лошадки!

Логопед:

А как они подают  голос?

Дети: И-и-го-го!

Логопед:

Какой звук вы услышали в этой песенке?

Дети:

-Звук [и].

Логопед:

– А как зовут  детёныша лошади?

– Жеребёнок.

Логопед:

Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна.  А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.

6. Киргизская народная игра «Скачка»

Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.

В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий  бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)                                                    

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:

Это звук [и].

Логопед:

– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

– Звуки мы не видим.

Логопед:

– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.

Логопед:

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

– Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Литература

1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»

   Москва,  издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

 

2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

   Москва,  издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.

 

3. Г.А.Османова  «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.

 

4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Санкт-Петербург, 2003г.

 

5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»

Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.

  «Свидетельство о публикации»  Серия А  № 0000971  дата отправки 26 марта 2013 г.,     №  квитанции  62502659111170

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:

– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>

Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

tmndetsady.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Звук И. Буква И,и | скачать бесплатно

Тема «Звук И. Буква И, и»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– дать понятие о механизме образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

– учить детей образовывать слова с уменьшительно-

   ласкательными и увеличительными суффиксами;

– развитие фонематического слуха, слухового

  внимания и памяти;

– развитие умения составлять из частей целостное

  изображение предмета;

– учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

 Оборудование:

предметные картинки,  игра  «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ,  буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги).

Словарная работа:

Глас (древнерусское слово) – голос.

Индивидуальная работа:____________________________________________________________

Ход занятия:

Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Логопед:

Сядьте, пожалуйста,  на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Логопед:

– Какое слово прозвучало несколько раз?

Логопед:

– Иголки одинаковые или разные?

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

– И- и- и- иголка.

– Какой звук я выделяла голосом?

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

– Давайте все вместе произнесём звук [и].

 Логопед:

– Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

– Этот звук  поётся?

– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! –  говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

– Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

– Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

– Молодец! Ты  внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

А как они подают  голос?

Какой звук вы услышали в этой песенке?

– А как зовут  детёныша лошади?

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)                                                    

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе «Звук и буква И»

Автор: Мингазова Ралина Фагиловна.

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой И.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

– Познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

– Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово».

– Автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

– Воспитывать у детей интерес к занятию.

Оборудование: Цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счётные палочки, предметные картинки со звуком И в начале слова.

Ход занятия:

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто назовёт слово со звуком О. (Варианты ответов детей). Молодцы.

Объявление темы занятия.

На доске картинки, в которых звук И находится в начале слова: иголка, индюк, иней, ива, избушка, икра, игрушки, ирис, Ира. Логопед называет эти картинки. Звук И произносится утрированно. Затем логопед просит отгадать детей, с каким звуком они сегодня познакомятся на занятии.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости, воздух выходит свободно, не встречает преграду на своём пути.

– Ребята, звук И – гласный, обозначать мы его будем кружком красного цвета. Этот звук очень любит произносить маленький ослик. (Выставляется картинка для звукоподражания). Повторите вслед за осликом: «И-и-и».

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами).

Сказка о весёлом язычке.

Проснулся язычок рано-рано утром и выглянул в окошко. День был очень светлым и хорошим. Пошёл язычок в ванную, открыл кран с водой. Водичка полилась – ссссс. Умылся язычок. Затем закрыл кран с водой. Вода полилась уже слабее – ссссс. Пошёл язычок на кухню, а там его ждала бабушка, которая приготовила ему вкусные блинчики. Покажем, как бабушка пекла блинчики. Покушал язычок, сказал бабушке «спасибо» и пошёл гулять со своими друзьями. Пошли они кататься на качелях. По пути он встретил лягушку, слоника, хомячков – сытого и голодного, даже грибы собрал. А затем они пошли кататься на лошадке. Очень хорошо погулял язычок с друзьями! Молодцы, ребята! Убираем зеркала.

Развитие фонематического слуха.

 

– Ребята, приготовьте, пожалуйста, свои красные кружки. Сейчас я вам буду называть разные звуки, а вы поднимайте красный кружок только тогда, когда услышите звук И.

(И,У,И,П,А,И,И,О,Т,У,И,П,А,И.) Молодцы!

Физкультминутка «Осенью в лесу»

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Н. Метельская

Закрепление звука И в слогах.

Логопед утрированно произносит Слог «Ип». И проводит вместе с детьми его подробный анализ. Сколько звуков в слоге Ип? (два), Какой звук И? (гласный), Какой звук П? (согласный). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом). А каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (синим цветом). Выложите схему слога Ип. Аналогично разбирается слог Ап.

Закрепление звука И В словах. Игра «Подели слово».

– Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы будете определять, сколько слогов в этом слове. На каждый слог-хлопок. Слова – индюк, иголка, икра, иней, ива.

Закрепление звука в предложениях. Составление предложения по картинке. На картинке Кошка пьёт молоко.

– Скажите, что делает кошка? (кошка пьёт молоко). «Кошка» – это слово. А «пьёт»? (слово). А «молоко»? (слово). Теперь я прошу выйти Айрата, Никиту и Руфину. (Дети выходят). Сейчас вы будете «живыми словами». Руфина – слово «кошка», Айрат – слово «пьёт», Айнур – слово «молоко». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А теперь составьте предложение со словами индюк и иголка. Подружите эти слова!

Закрепление звука в тексте.

Слушай, не зевай,

Все загадки отгадай!

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

***

Не снег, не лёд,

А серебром деревья убирает.

(Иней)

При произнесении отгадок логопед спрашивает у детей, какой звук стоит в начале слова.

Связь звука и буквы. На доску выставляется буква И.

– Ребята, посмотрите – это буква И.

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

Выкладывание буквы И из счётных палочек. На дом я вам раздам буквы И. Вы раскрасите букву дома. Каким цветом будете раскрашивать букву И? Почему?

Итог занятия. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, что это? (предложение). Молодцы, ребята! До свидания!

www.detsadclub.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедическое занятие “Звук и буква О” | скачать бесплатно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю…

Открытое логопедическое занятие “Звук и буква О”

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ…

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква О.

1.   Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2 . Работа по развитию дыхания и голоса, фонематического слуха.3. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте4) Связь…

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам – логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком…

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов….

Занятие по теме: Звук и буква О. Старшая логопедическая группа для детей с ОНР

Наш детский сад уже много лет встречает детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы разработали эфективную систему занятий по обучению грамоте. Вот два из наших занятий….

Занятие по обучению грамоте в логопедической группе. Звук и буква о.

Занятия по обучению грамоте  в старшей группе. Занятие проводила в игровой форме. Детям очень нравятся такие путешествия, сказки!…

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия в старшей группе “Звук и буква А” | скачать бесплатно

Тема: «Звук и буква А»

Задачи:

  1. Знакомство со звуком [а] и буквой А, закрепление ее зрительного образа;
  2. Закрепление знаний об отличии звука от буквы;
  3. Совершенствование умения выделять звук из ряда гласных звуков;
  4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
  5. Развитие артикуляционной и мелкой моторики; диафрагмального дыхания; темпа и силы голоса;
  6. Воспитание умения слушать друг друга.

Пособия и материалы: раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Ход занятия

Логопед: Ребята, прежде, чем мы начнем наше занятие, давайте вспомним правила поведения на занятии.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Логопед: Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

Логопед: Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а]) Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а]. А для того, чтобы правильно выполнить все задания, давайте разомнем наши губки и язычок.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

Упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

Развитие диафрагмального дыхания

А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Голосовые упражнения

Логопед: Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко; а теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция. Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

Логопед: Посмотрите, у меня в руках две полоски: короткая и длинная. Если я вам показываю длинную полоску – вы должны будете пропеть звук [а] долго, а если покажу короткую – то быстро. Давайте попробуем.

Логопед: Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин.

Разламывают воображаемый апельсин

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один.

Показывают один палец

Эта долька – для ежа.

Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа.

начиная с большого на левой руке

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда!!!

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь – кто куда!

«Бегут»  пальцами по столу

Упражнение «На что похожа буква А?» Знакомство с буквой А, развитие воображения.

Логопед: Посмотрите на картинку. Здесь изображена буква А. На что похожа буква А? (ответы детей)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Логопед: Кто мне скажет, в чем разница между буквой и звуком? (звук мы слышим, букву мы видим и пишем) Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). И напишем букву А в воздухе.

А сейчас давайте встанем все в круг и выполним гимнастику.

Координация речи с движением «Буква А».

А – начало алфавита

руки на поясе – повороты в одну и в другую стороны

Тем она и знаменита,

А узнать её легко –

разводят руки в стороны

Ноги ставит широко.

Руки складывают на уровне груди «полочкой», ноги прыжком на ширине плеч, как бы изображая букву А

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Поймай звук». Я вам буду называть звуки и слова. Если вы услышите звук [а] – хлопните в ладоши: а, о ,и, э, р, у, а, на, но, пи, па, рис, лак, дуб, лапа, рука, дождь, трава

Работа с раздаточным материалом (из рабочей тетради В. Коноваленко)

Выполнение заданий из рабочей тетради

Речевой материал, направленный  на уточнение и закрепление  произношения гласного звука [а]

Слова: Аист, автобус, автозавод, автомат, азбука, аптека, ау-ау, мама, папа, баба, сам, сама, дама, вата, гамак, сад.

Чистоговорки: А-а-а, а-а-а –  у меня есть мама

А-а-а, а-а-а – у мамы есть панама

А-а-а, а-а-а – у меня есть папа

А-а-а, а-а-а – у тебя есть баба

Стихотворение: Аня в роще потерялась

Аня в роще растерялась

Аня крикнула «ау»

Дом никак я не найду.

Заплутать не бойся крошка –

Я тебя найду.

Буквой «А» сложи ладошки

И кричи: «ау-ау»

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь скажите мне, пожалуйста, с каким звуком мы с вами познакомились? Что мы с вами делали на занятии? Спасибо всем за хорошую работу на занятии.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук О. Буква О.» | скачать бесплатно

                                    ЗВУК   «О».    БУКВА    «О».

ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   и   произношения   звука   «о»   в   слогах,   словах,   фразах;   развивать   фонематический   слух,   учить   выделять   звук    в   начале,   середине,   конце   слова;   работать    над   предложением;  закрепить  употребление   существительных   ед.   и    мн.    числа;   развивать   память,   внимание,   мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ:  предметные   картинки,   кассы   букв,   карточки   для   определения   позиции   звука,   схемы   предложением.

                                              ХОД    ЗАНЯТИЯ.

1.Оргмомент.  сядет   тот,    кто   правильно   ответит:

  • Что    такое    звук?
  • Какие   знаете   гласные   звуки?
  • Какие   знаем   согласные  звуки?
  • Сколько   слогов   в   словах:   рак,   коза,    самолет?

2. Знакомство   с    новым   материалом.

Логопед   выставляет  картинки:   окна,  осы,   Оля,   облако,   овощи.

– Какой   звук   повторяется   во   всех   этих   словах?   (звук   «о»).

– Как   вы   думаете,   с   каким   звуком    мы   сегодня   будем   знакомиться?  (звук  «о»).

О   нем   даже   написано   стихотворение:

Не   на   тропе,   а   около  

Катилось   «О»   и   охало.

«О»   охало,  «О»   охало

Не   на   тропе,   а   около.

                                                         (И.Демьянов)

3. Артикуляция   и   характеристика   звука.

Посмотрите   и   скажите,   на   что   похож   мой   рот,   когда   я   говорю  «О»?  (на   овал).

– Покажите   мне   свои   овальчики!   (дети   губы   слегка   вытягивают,   округляют   их).

– Как   вы   его   произносите?  (свободно,   можно  петь,  тянуть).

– Значит,  звук  «О»   какой?  (гласный).

4. Игра   «Услышите   звук  «О»,   поднимите   руку».

А, У, О, И, Э, О, У, О, И, Э, О, А, О, У, И    и   т.д.

5. Игра   «Угадайте   слово».

Я   произнесу   слово   медленно,   растянуто.  Вы   попытайтесь   угадать,   какое   я   произнесу   слово:

–   Р  р  р р      о  о   о   о       д д д д    и и и и     н н н н     а а а а !

Дети   хором  отвечают: « Родина!»

– О о о о       к к к к       н н н н      о о о о  !

Дети   хором  отвечают: « Окно!»

–  П п п п        а а а а       л л л ь      т т т т        о о о о  !

Дети   хором  отвечают: « Пальто!»

6. Определение   позиции   звука    в   словах   (работа   по   карточкам).

На   доске   выставлены   картинки:   кот,  окна,   лимон,   крыло,  колесо,  стекло,  оса,  перо,   сом,  конь,   пальто,   облако.

7. Дидактическая   игра   «Много – один».

Логопед   называет   несколько  одинаковых   предметов,  а   ребенок   говорит   название   одного   такого  же   предмета.

Кольца – кольцо                         сёдла – седло                      звенья – звено

Зерна – зерно                                крылья – крыло               колеса – колесо

Стекла – стекло                           перья – перо                      окна – окно

8. Работа   над   предложением.

Дети   я   вам   дарю   слова,   а   вы   из   них  составьте   предложения:

Мыть,    Оля,    окна.

Лодка,   дети,   пускать.

Кость,   грызть,   собака.

Скамейка,   спит,   кот,    под.

Составление   схемы   предложений.

  1. Физминутка.

ОХ!  ОХ!  ОХ! – качают   головой.

ОЙ!  ОЙ!  ОЙ! – изображают   испуг.

ОП!  ОП!  ОП! – прыгают.

10. Знакомство  с   буквой   О.

  • Педагог    читает   стихотворение.

В   этой   букве   нет   угла,  

Оттого   она   кругла.

До   того   она   кругла,

Покатиться   бы   могла.

  • Показ   буквы.
  • Нахождение   буквы   в   кассе.
  • Прорисовывание   О   в   воздухе.

11. Анализ   и  синтез   слогов.

12. Чтение   слогов.

13. Итог   занятия.

nsportal.ru

Звук и буква И – конспект занятия по обучению грамоте

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать у детей умение выделять гласный звук [и];

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей навыки звукового анализа;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять понятие «гласный звук»;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать память, мышление, внимание;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

картинки, в названии которых есть этот гласный звук [И]: ива, снеговик, слива, индеец, индюк, кит, улитка, санки, пони, очки, коньки, игрушки; карандаши, карточки-схемы, герои путешествия – попугай Гоша, черепаха Тортилла, пираты, корабль с индейцами, сказка «Индеец Изумрудный Глаз»; золотые монетки в ларце.

Ход занятия:

Организационный момент.

– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со звуком и буквой И. А отправимся на далёкий остров, где живёт путешественник Робинзон.

– Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

– Наш корабль плывет к острову попугаев.

– Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, можете ли вы определить на какой звук начинаются названия картинок?

Выставить картинки: ива, игрушки, индеец.

Логопед вывешивает на доску букву И.

– Это звук [И]. Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом.

– Мы снова отправляемся в путь. Перед нами – остров черепах.

– Хозяйка острова мудрая черепаха Тортилла приготовила для путешественников необычное задание: «Доскажи словечко».

Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива)

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик … (иголка)

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан … (иней)

– И с этим заданием справились.

Пальчиковая гимнастика.

«Рыбка».

Глаза есть, но не мигает,
Крылья есть, но не летает,
Плавает под мостиком,
Хвостиком виляет,
Ночью тихо засыпает.

– Нас ждет корабль с индейцами, которые учатся в школе и никак не могут справиться с заданием. Давайте поможем им. Найти в сказке слова в которых слышим звук [И].

«Индеец Изумрудный Глаз».

В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

– Тебя как зовут?- спросил Игорь.

– Ириной. А тебя?

– Индеец Изумрудный Глаз!-гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?

– Надо говорить не индейкой, а индианкой.

– Нет, индейкой!

– Тогда ты будешь индюком!

Игорёк подумал и сказал:

– Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошёл к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

– Ой-ёй-ёй-ёй! — и бежать. А Иринка ему вслед:

– Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А ещё Изумрудный глаз!

– Какие слова со звуком [И] встретились нам в рассказе? Ребятки, о чём этот рассказ? Правильно, этот рассказ о мальчике, который играл в индейца. Как зовут главных героев? О чём спорили Ирина и Игорь? Чего испугался Игорь?

Физкультминутка.

«Индюк».

Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача.
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал,
(Потопать ногами)
Крыльями захлопал.
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар.
(Руки на поясе)
Или медный самовар.
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою.
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)

– Что это? Необитаемый остров?

– Смотрите, на нашем корабле пираты. Если мы не дадим ответ на их задание, они нас не выпустят, могут даже потопить корабль. Быстрее, ребята, за работу.

* Подобрать к схемам слова-картинки. (гласный звук стоит в середине слова: кит, улитка, антилопа, слива; гласный звук стоит в начале слова: игла, ива, индюк; гласный звук стоит в конце: санки, коньки, пони)

– Ребята, к сожалению нам не удалось застать на острове Робинзона и увидеть как же выглядит наш звук. Но он оставил нам письмо. «Здравствуйте, ребята! Какие вы смелые, дружные, добрались до моего острова, и не побоялись опасностей. Очень хотел с вами увидеться, но мне пора на охоту. А ещё помогите мне решить задачу. Мой друг, ослик Иа готовится к встрече Нового года. Помогите ему сделать две гирлянды. Соедини правильно украшения на ёлке со схемами.» (рабочая тетрадь)

– Молодцы, ребята! Отправляемся домой на паровозике. Но для этого нам нужно вставить буквы в соответствующие фигурки по образцу. (рабочая тетрадь)

Итог занятия.

– Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные. Робинзон в награду вам оставил ларец. Давайте посмотрим что в нём? Монетки, на каждой монетке цифра 5, это ваша заслуженная отметка за сегодняшнее занятие.

Всем детям вручаются медальки.

Пичугина Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ №286 компенсирующего вида,
г. Казань

 Loading …

logoportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *