Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок — оформление помещений, мебель, игрушки — оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.
Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи — организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:
Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:
Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.
Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.
Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:
Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое
Среда, окружающая дошкольников в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, а также способствовать развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка.
При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:
При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.
Помещение группы в детском саду, как правило, небольшое, поэтому следует рационально использовать каждый метр пространства.
Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.
Спортивный уголок в группе, помимо стандартного оборудования, может содержать картотеку подвижных игр, загадки, карточки и наглядные пособия по видам спорта
Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:
Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.
В уголке продуктивной деятельности ребята могут рисовать, лепить, делать аппликации
Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек.
Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.Все игрушки размещаются таким образом, чтобы дошкольники могли свободно ими играть и убирать на место
В старшей группе можно организовать разные виды театра:
Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.
Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.
Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.
Театральная зона в старшей группе включает персонажей различных видов театра и разнообразные атрибуты
Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.
Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.
В музыкальном уголке старшие дошкольники с удовольствием играют на инструментах и поют песенки
Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы.
Старшие дошкольники уже знают буквы и учатся писать слова на доске
Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:
Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке — 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.
Оформление книжного уголка в старшей группе должно быть ярким и привлекательным, чтобы стимулировать интерес дошкольников к чтению
Уголок патриотического воспитания может совмещаться с книжным уголком. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Пример оформления такого уголка представлен в статье Шаровой Е. В. «Патриотическое воспитание в ДОУ».
Патриотический уголок знакомит детей с символикой нашей страны, родного города, села, народными промыслами
В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:
В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.
В уголке математики располагаются различные пособия и игры по развитию навыков счёта у дошкольников
Исследовательский центр группы размещается на удалении от спортивной и игровых зон. Здесь должно быть отведено место для постоянной выставки редких предметов (ракушки, камни, кристаллы), необычного природного материала, коллекций. Такой центр должен быть обеспечен защитной одеждой для дошкольников, оборудованием и материалами для проведения экспериментов. Какое оснащение можно подобрать для дошкольников старшей группы, подробно описано в статье Евченко Галины «Организация предметно-пространственной среды для экспериментирования в дошкольном учреждении для разных возрастных групп».
В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.
В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.
Зону конструирования можно совместить с уголком изучения правил дорожного движения
Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников. Какие растения и животные рекомендуется размещать в уголке живой природы и какие условия необходимо соблюдать, рассказывается в статье Володкович Галины «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями, что воспитывает бережное отношение к природе
Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).
В уголке трудовой деятельности размещают экран дежурств, защитную одежду и приспособления для выполнения обязанностей дежурного
При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.
Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, — важная часть организации образовательно-воспитательного процесса в детском учреждении. В качестве примера решения этой задачи представлено три видеоролика. Интересные идеи педагоги могут реализовать в своей деятельности.
Созданию предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. И в этом нет ничего удивительного: и для педагогов, и для детей он становится вторым домом, ведь в нём они проводят много времени. Свой дом всегда хочется сделать красивым, уютным, удобным для всех, а для малышей организовать всё так, чтобы они были здоровыми, умными и воспитанными, любили своих близких, берегли природу.
Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!melkie.net
Развивающая
предметно-пространственная среда
в старшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Предметно-пространственная развивающая среда содержит следующие принципы:
Наша группа оснащена:
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время и в группе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок развития речи.
Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи
Для речевого развития созданы:
-серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
– детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;
– дидактические игры
Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря . Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие» В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки.
Музыкальный уголок оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.
Для эстетического развития созданы:- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» «Уголок природы расположен непосредственно у окна.
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры .
Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.
1. Календарь природы.
2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.
3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные
4.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»
5.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»
6.Фигурки животных.
7. Поделки из природного материала.
Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:
1.Нитки
2. Лупа
3. Ёмкости для воды
4. Ёмкость с песком
5. Камешки плавающие и тонущие
6. Шарики воздушные
7. Формочки с крышками
8. Палочки разной длины
9. Набор форм для игр с песком и водой.
10.Коллекция «Бумага».
11.Коллекция «Ткани».
12.Коллекция «Стекло».
13.Коллекция «Пластмасса».
14.Трубочки.
15. Прищепки.
16.Пипетки, медицинские маски.
17. Свечи.
18.Фартуки и нарукавники.
19. Пластмассовые рыбки.
Уголок дидактических игр .Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры
Для умственного развития созданы: Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие» Физкультурный уголок:
Задачи
• развитие движений и совершенствование двигательных функций;
• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и мячики
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально – коммуникативное развитие»
Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые .
Уголки для сюжетно-ролевых игр:
-гендерный уголок для девочек;
-гендерный уголок для мальчиков;
-больница;
-аптека;
-магазин;
-парикмахерская;
-семья.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
Ребята с увлечением играют конструктором , включая в игру фигурки животных, людей, машинки…
Уголок безопасности
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а в группе уголок уединения и релаксации Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диванчик, игрушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы.
Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей
Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей.Мы будем стараться обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.
nsportal.ru
Автор статьи — Наталья Прищепенок, автор иллюстрации — Анна Лукьянова.
Есть такое интересное выражение о том, что среда, в которой живёт ребёнок – как рассол. В жизни ведь как – если рассол хороший, то какой бы ни был огурец, он в любом случае станет гордостью хозяйки и украшением любого праздничного стола. К педагогике впервые применил этот принцип педагог В. Ф. Шаталов.
Детский сад как раз и становится таким вот новым «рассолом» для трёхлетних малышей, которые впервые меняют основную среду своего развития первых трёх лет — дом и семью — на новую, более наполненную людьми, предметами и событиями — на среду детского сада.
Среда — это система взаимосвязей предметного и личностного характера. Она должна помогать педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность ребёнка, учитывая его интересы и склонности.
Так как помещение группы детского сада обычно не напоминает размерами стадион «Лужники», используем для создания зон так называемую кассетную систему, то есть легко трансформирующееся оборудование, с помощью которого мы сможем создавать сферы деятельности детей по желанию, объединяя их или отделяя друг от друга. Так будут соблюдены принципы стабильности и динамичности – разнообразие отдельных подвижных блоков в стабильном помещении. Дети в этих зонах смогут заниматься различными делами, не мешая друг другу, при необходимости имея возможность объединяться для совместной деятельности.
Невозможно находиться в коллективе целый день, особенно если ребёнок – интроверт. Необходимо иметь в группе и зону, где будет возможность уединиться.
Обязательный, очень важный принцип зонирования – эстетичность и необычность пространства. Созданные вами в группе «уголки» должны притягивать, пусть ребёнку хочется в них находиться, рассматривать их наполнение, выполнять соответствующие теме действия.
Зоны, созданные вами в группе детского сада, обязательно должны учитывать ведущие модальные каналы детей. Все мы разные: есть среди нас аудиалы, которые воспринимают мир, в основном, на слух; визуалы, для которых главное – видеть. Есть кинестетики – мир дан им в ощущениях, в основном, тактильных. Есть и смешанные типы – так называемые дигиталы. Поэтому необходимо выстраивать зоны группы детского сада таким образом, чтобы ребёнок мог задействовать и свой основной канал восприятия, и в то же время чтобы в освоении им действительности участвовали все каналы получения информации.
При создании зон в группе нельзя забывать о гендерном различии. Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, их особенности необходимо учитывать, особенно при том, что дошкольное образование отдано в нашей стране на откуп женщинам.
Необходимо также обязательное обеспечение разделение мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной.
Для увеличения результативности действий, осуществляемых детьми в групповых зонах необходимо помнить о том, что педагог, как настоящий лидер, должен всегда быть на несколько ступенек выше детей, ведя их за собой, опережать их уровень развития. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка должна быть заложена в каждой из зон в группе детского сада.
Зоны в младшей группе помогут развить сенсорные способности детей. Используйте как можно больше разнообразных материалов, технологий для оборудования зон групп этого возраста, так вы поможете ребёнку развить его анализаторы. Не зря ведь среда детского сада имеет название предметно-развивающая, используйте как можно больше разнообразных предметов, точно зная про каждый, как он поможет развитию ребёнка. И повторим ещё раз: не забывайте о принципе эстетичности среды! Не надо заполнять пространство кучей разрозненных, «дерущихся» между собой по стилю и эстетике предметами. Развитию мышления и зрительного восприятия детей трёх лет помогает использование символических рисунков и схем. Но необходимо каждый раз перед тем, как вы будете предлагать детям какую-то новую символику, предварительно объяснить, что конкретно вы имели в виду, особенно на первом этапе применения.
В этом возрасте вырастает интерес к совместным играм в микрогруппах в специально организованных «декорациях» для сюжетно-ролевых игр.
Вот, к примеру, как и чем могут быть оборудованы зоны, посвященные познавательно-речевому развитию (зона дидактических игр), социально-личностному и художественно-эстетическому развитию и образовательной области «Театр».
Тип оборудования: объекты для исследования в действии
1. Неваляшка (различных размеров)
Неваляшки Алёнка, Пупс, Милашка, Клоун, Кот, Мышонок, Зайчик, Поросёнок, Собачка
2. Шнуровки простые
Волшебные верёвочки 1, Волшебные верёвочки 2, Серия «Шнурочки», «На шнурочке»
3. Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками
Мозаика «Принцессы цветов-1», «Принцессы цветов-2», Пазлы «Забавная мозаика в экране», «Цветные паровозики»
4. Мозаика с основой, образцами изображений и крупными фишками с чемоданчиком для хранения
Мозаика в экране (пазлы), «Забавная мозаика» в пачке, «Дымка», «Гжель»
Тип оборудования: строительный материал
5. Набор кубиков среднего размера
Кубики «Русские сказки», «Умные кубики», «Азбука. Кубики», Кубики «Я буду говорить»
6. Набор цветных элементов из основных геометрических форм
«Малышам. Форма», «Малышам. Величина», Геометрическая мозаика, «Домино малышам. Геометрические фигуры», «Закрой фигуры», Лото «Форма», Раздаточный и демонстрационный материал по математике, «Размышляй-ка», «Скоро в школу 2», «Скоро в школу 3», «Сравни и подбери», «Учимся сравнивать», «Что лишнее», Набор для детского творчества № 2, «Волшебная геометрия»
Тип оборудования: конструкторы
7. Творческое конструирование для детей. Город
«Законы улиц и дорог»
8. Творческое конструирование для детей. Строим дорогу
«Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»
9. Творческое конструирование для детей. Набор специальных элементов
Игра-самоделка «Битва за крепость», набор для детского творчества № 2
Тип оборудования: образно-символический материал
10. Доска с вкладышами
Игры с кармашками: «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Теремок» «Рукавичка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Паровозик»
11. Картинки разрезные
«Кукла вырезная» («Зима-лето», «Карнавал», «Народные костюмы», «Профессии), «Одень Виолетту», «Модный салон»
12. Картинки-половинки
«Цветные паровозики», серия игр «В мире слов»: «Предлоги», «Первые слова», «Расскажи, кто что делает», «Первый рассказ», «Один и много». «Занимательные квадраты-3», «Картинки-половинки», «Картинки-половинки-2», «Весёлые истории», «Забавные истории», игры с карточками «Часть — целое». Серия «Парочки»
13. Тематические наборы карточек с изображениями (помимо того, что это тематические наборы карточек — игры все по разным темам — в них можно играть по правилам, вложенным в игры)
«Весёлое лото», «Жили-были сказки», «Мои любимые сказки», «Почитай-ка. Готовимся к школе», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку», «А,Б,В,Г,Д…», «Аналогии», «В гости к зайчикам», «Выбираем противоположности», «Всё для счёта», «Всё для счёта-3», «Запоминай-ка. Готовимся к школе», «Моё-не моё», «Путешествие по магазинам», «Скоро в школу», «Целый год», «Что лишнее?», «Чудо-дерево», «Чудо-звери», «Большие и маленькие», «Все профессии важны», «Во саду ли, в огороде», серия «Парочки», «Подбери картинку. Растительный и животный мир», «Подбери картинку. Предметы окружающего мира», «Про животных», «Про растения». Лото малышам «Времена года» «Птицы, животные», «Овощи, фрукты»
14. Комплект настольно -печатных игр для раннего возраста
Тип оборудования: игрушки-персонажи
15. Фигурки людей и животных (игрушки-персонажи)
Фигурки из ПВХ — пластизоля: Солдатик, Военный, Пёсик за рулём, Котик за рулём, Дед Мороз, Снегурочка, Пони, Лошадка, Ангелочек, Дракончик, Удав, Лина, Арина, Рита, Кролик, Поросёнок, Весёлый клоун, Гномик, Толстяк с пропеллером, Попугай, Веснушечка, набор «Рыбки»
Тип оборудования: игрушки-персонажи
1. Мягкие антропоморфные игрушки, изображающие животных
Михаил Иванович, Заяц Русик, Заяц Весна, Волчонок Гоша
2. Кукла в одежде крупная
Куклы пластмассовые серии «Моя подруга» Милана, Снежана, Вика (рост от 70 см до 1 метра)
3. Кукла в одежде
Куклы пластмассовые серий «Моя любимая кукла», «Анастасия», «Умница», «Веснушки», «Этно», «Профи», «Поиграй со мной» (мягко-набивная кукла)
4. Куклы-карапузы гендерными признаками
Малыш Весна, Малышка Весна, Карапуз Весна (мальчик), Карапуз Весна (девочка)
5. Кукла-младенец среднего размера в одежде
Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Владик, Влада, Женечка, Дениска, Соня, Алёнка
6. Кукла-голышок
Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Карапуз Весна в ванночке
Тип оборудования: игрушки – предметы оперирования
7. Комплекты одежды для кукол-младенцев
Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»
8. Комплекты одежды для кукол-карапузов
Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»: Карапуз мальчик и Карапуз Девочка
9. Грузовые, легковые автомобили
Автомобиль «Турбо», Набор «Ралли-3»
10. Домик игровой
«Кукольный домик 2»
Тип оборудования: игрушки-персонажи
11. Конструктор с элементами декораций и персонажами сказки «Курочка Ряба»
Игра с кармашками «Курочка Ряба», игра-самоделка «Кукольный театр».
Кукольный театр Весна — 7 персонажей набор № 1
12. Шапочка-маска для театрализованных представлений
Коняшка, Милашка, Коза
13. Комплект элементов костюма для уголка ряжения
Карнавальные костюмы: Лук, Помидорка, Морковка, Колокольчик, Роза, Девочка из цветочка, Ромашка, Любопытный мальчик, Девочка с голубыми волосами, Мальчик-поэт, Девочка в красной шапочке, Иван, Марья, Волк, Белочка, Зайка, Лисичка Малышка, Бычок, Мишка, Белый Медведь, Пёс, Уточка, Тигр, Львёнок, Кошка, Гномик, Весёлый Мышонок, Граф ночи, Ночной герой, Пингвин, Мушкетёр, Русский богатырь, Клоун, Пчёлка, Божья коровка
14. Кукла перчаточная
Кукольный театр Весна — 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна — 7 персонажей набор № 1.Сказки: «У страха глаза велики», «Курочка Ряба», «Лиса и кувшин», «Вершки и корешки», «Лисичка-сестричка и волк», «Девочка и Лиса».
Куклы перчаточные
15. Ширма для кукольного театра настольная
Кукольный театр Весна — 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна — 7 персонажей
НА ЗАМЕТКУ. Игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.
deti-club.ru
Предметно-развивающая среда в старшей группе
Зоны важно организовывать так, чтобы ребенок мог располагаться в них, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:
— на пройденный программный материал;
— на индивидуальные возможности детей;
— обеспечение зоны ближайшего развития;
— неисчерпаемую информативность.
Уголок по правилам дорожного движения: «Дорожная грамота»
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
4.Небольшие игрушки (фигурки людей).
В процессе организации совместной деятельности взрослых и детей проводятся тематические занятия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры «Правила дорожного движения», «Светофор», «Автошкола», «Мы- пассажиры», «Правила поведения» и подвижные игры. Организуются творческие продуктивные занятия: аппликация «Машины на нашей улице», «Светофор», «Улица города», конструирование «Гаражи», «Машины», «Автомастерская», рисование «Я иду по улице», «Безопасность на дорогах города» и др.
Для самостоятельных игр детей воспитателями ДОУ изготовлены пособия:
макеты улиц, дидактические игры,настольные обучающие игры,напольные дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Проведены консультации с родителями «Родителям о правилах дорожного движения», «Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода», «Соблюдение правил в автомобиле».
Педагогами оформлена наглядная агитация: стенды «Детям о правилах дорожного движения» в старшей и средней группах, заметки в уголки для родителей во всех группах «Ремень безопасности», «Для чего нужна зебра», «Как учить детей переходить улицу».
«Светофор»
Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.
Ход игры:
Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.
«Правила дорожного движения»
Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Ход игры:
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.
«Автошкола»
Цель: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков.
Материал: Игровое поле, фишки, карточки со знаками.
Ход игры:
Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.
«Мы — пассажиры»
Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
«Правила поведения»
Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: Разрезные картинки.
Ход игры:
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
Уголок сюжетно-ролевой игры:
1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.
2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.
3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).
4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
5.Коляски для кукол (2 шт.)
6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)
8.Предметы-заместители.
9.Набор мебели «Школа».
10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «По-вара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом:«Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Банк» и др.
Экологический центр:
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.
5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.
6.Различные часы, безмен.
7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.
8.Набор для опытов с магнитом.
9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).
10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
13.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Автор: Абрамова Александра Алексеевна,
воспитатель,
МДОУ ДС «Ёлочка», г. Краснослободск, Волгоградская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-Москва: Мозаика – Синтез, 2010).
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ, т.к. разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.
Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Одна из задач воспитателя — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудова-ния и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.
Мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми уголками нашей старшей группы детского сада.
Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
Зона двигательной активности
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки др.
В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр.
Музыкально-театральный центр
Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.
Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.
Уголок ряженья
Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Желательно, что бы этот уголок помогали пополнять родители, тем материалом, который находится у них дома и им уже не нужен.
Уголок природы
Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.
Книжный уголок
В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.
Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.
Место для уединения
В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.
Раздевальная комната
Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть панно «Наша группа», где размещены фото детей, посещающих группу.
Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Игровой центр «Жилая комната»
Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.
В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.
В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры:
в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевоз-можные пузыречки и коробочки от таблеток;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.
Автор: Селютина Людмила Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБОУ г. Москвы «Школа №2083» дошкольное отделение «Журавушка».
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами я руководствуюсь при оформлении предметно-развивающей среды в старшей группе нашего ДОУ. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Формируем предметно-развивающей среду в старшей группе с минимальными экономическими затратами, поскольку учреждение не может рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Таким образом, старшая группа “Подсолнухи” была оборудована нашими силами по собственным эскизам с использованием подручного и бросового материалов. Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, организовано на основе следующих принципов:
Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, панно “Подсолнухи”, представляющее собой коллективную творческую работу детей, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.
В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, паласы подобраны в приятной для глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного цветоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: яркое панно на стене, игрушки. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения. Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Как театр начинается с вешалки, так и наша группа начинается с приёмной комнаты. Она оформленна в едином стиле с групповой комнатой. Здесь размещаются информационные уголки для родителей, из которых они узнают о жизнедеятельности группы ,детского сада и проводимых мероприятиях, консультации и советы родителям. Имеются уголки детского творчества выставки работ детей для родителей. Родители нашей группы помогают пополнять предметно-развивающую среду, учавствуют в конкурсах, выставках. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Вместе с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Для центра искусства “Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде в приёмной комнате “Наше творчество”, к которому имеется свободный доступ. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению. Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде). В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – “Больница”, “Семья”, “Парикмахерская” Физкультурный уголок гармонично вписывается в пространство спальной комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты имеется островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Долгими зимними вечерами почитаю детям их любимые сказки и рассказы. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
Национально-патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка, национальной принадлежностью людей.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Оформление умывальной комнаты несёт в себе не только эстетическую сторону, но и помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе оформлена стена настроения, которая оформлена смайликами, выражающими различные чувства детей.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации. Он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно.
Познавательно-дидактический уголок оснащён раздаточным материалом, комплектом цифр, занимательным и познавательным материалом.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду в старшей группе стараемся вызвать у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогатить новыми знаниями и впечатлениями, побуждаем к активной творческой деятельности, способствуем интеллектуальному развитию. При этом самим предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.
nsportal.ru
Среда — это система взаимосвязей предметного и личностного характера. Она должна помогать педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность ребёнка, учитывая его интересы и склонности.
Так как помещение группы детского сада обычно не напоминает размерами стадион «Лужники», используем для создания зон так называемую кассетную систему, то есть легко трансформирующееся оборудование, с помощью которого мы сможем создавать сферы деятельности детей по желанию, объединяя их или отделяя друг от друга. Так будут соблюдены принципы стабильности и динамичности – разнообразие отдельных подвижных блоков в стабильном помещении. Дети в этих зонах смогут заниматься различными делами, не мешая друг другу, при необходимости имея возможность объединяться для совместной деятельности.
Невозможно находиться в коллективе целый день, особенно если ребёнок – интроверт. Необходимо иметь в группе и зону, где будет возможность уединиться.
Обязательный, очень важный принцип зонирования – эстетичность и необычность пространства. Созданные вами в группе «уголки» должны притягивать, пусть ребёнку хочется в них находиться, рассматривать их наполнение, выполнять соответствующие теме действия.
Зоны, созданные вами в группе детского сада, обязательно должны учитывать ведущие модальные каналы детей. Все мы разные: есть среди нас аудиалы, которые воспринимают мир, в основном, на слух; визуалы, для которых главное – видеть. Есть кинестетики – мир дан им в ощущениях, в основном, тактильных. Есть и смешанные типы – так называемые дигиталы. Поэтому необходимо выстраивать зоны группы детского сада таким образом, чтобы ребёнок мог задействовать и свой основной канал восприятия, и в то же время чтобы в освоении им действительности участвовали все каналы получения информации.
При создании зон в группе нельзя забывать о гендерном различии. Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, их особенности необходимо учитывать, особенно при том, что дошкольное образование отдано в нашей стране на откуп женщинам.
Необходимо также обязательное обеспечение разделение мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной.
Для увеличения результативности действий, осуществляемых детьми в групповых зонах необходимо помнить о том, что педагог, как настоящий лидер, должен всегда быть на несколько ступенек выше детей, ведя их за собой, опережать их уровень развития. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка должна быть заложена в каждой из зон в группе детского сада.
Зоны в младшей группе помогут развить сенсорные способности детей. Используйте как можно больше разнообразных материалов, технологий для оборудования зон групп этого возраста, так вы поможете ребёнку развить его анализаторы. Не зря ведь среда детского сада имеет название предметно-развивающая, используйте как можно больше разнообразных предметов, точно зная про каждый, как он поможет развитию ребёнка. И повторим ещё раз: не забывайте о принципе эстетичности среды! Не надо заполнять пространство кучей разрозненных, «дерущихся» между собой по стилю и эстетике предметами. Развитию мышления и зрительного восприятия детей трёх лет помогает использование символических рисунков и схем. Но необходимо каждый раз перед тем, как вы будете предлагать детям какую-то новую символику, предварительно объяснить, что конкретно вы имели в виду, особенно на первом этапе применения.
В этом возрасте вырастает интерес к совместным играм в микрогруппах в специально организованных «декорациях» для сюжетно-ролевых игр.
Вот, к примеру, как и чем могут быть оборудованы зоны, посвященные познавательно-речевому развитию (зона дидактических игр), социально-личностному и художественно-эстетическому развитию и образовательной области «Театр».
Тип оборудования: объекты для исследования в действии
1. Неваляшка (различных размеров)
Неваляшки Алёнка, Пупс, Милашка, Клоун, Кот, Мышонок, Зайчик, Поросёнок, Собачка
2. Шнуровки простые
Волшебные верёвочки 1, Волшебные верёвочки 2, Серия «Шнурочки», «На шнурочке»
3. Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками
Мозаика «Принцессы цветов-1», «Принцессы цветов-2», Пазлы «Забавная мозаика в экране», «Цветные паровозики»
4. Мозаика с основой, образцами изображений и крупными фишками с чемоданчиком для хранения
Мозаика в экране (пазлы), «Забавная мозаика» в пачке, «Дымка», «Гжель»
Тип оборудования: строительный материал
5. Набор кубиков среднего размера
Кубики «Русские сказки», «Умные кубики», «Азбука. Кубики», Кубики «Я буду говорить»
6. Набор цветных элементов из основных геометрических форм
«Малышам. Форма», «Малышам. Величина», Геометрическая мозаика, «Домино малышам. Геометрические фигуры», «Закрой фигуры», Лото «Форма», Раздаточный и демонстрационный материал по математике, «Размышляй-ка», «Скоро в школу 2», «Скоро в школу 3», «Сравни и подбери», «Учимся сравнивать», «Что лишнее», Набор для детского творчества № 2, «Волшебная геометрия»
Тип оборудования: конструкторы
7. Творческое конструирование для детей. Город
«Законы улиц и дорог»
8. Творческое конструирование для детей. Строим дорогу
«Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»
9. Творческое конструирование для детей. Набор специальных элементов
Игра-самоделка «Битва за крепость», набор для детского творчества № 2
Тип оборудования: образно-символический материал
10. Доска с вкладышами
Игры с кармашками: «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Теремок» «Рукавичка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Паровозик»
11. Картинки разрезные
«Кукла вырезная» («Зима-лето», «Карнавал», «Народные костюмы», «Профессии), «Одень Виолетту», «Модный салон»
12. Картинки-половинки
«Цветные паровозики», серия игр «В мире слов»: «Предлоги», «Первые слова», «Расскажи, кто что делает», «Первый рассказ», «Один и много». «Занимательные квадраты-3», «Картинки-половинки», «Картинки-половинки-2», «Весёлые истории», «Забавные истории», игры с карточками «Часть — целое». Серия «Парочки»
13. Тематические наборы карточек с изображениями (помимо того, что это тематические наборы карточек — игры все по разным темам — в них можно играть по правилам, вложенным в игры)
«Весёлое лото», «Жили-были сказки», «Мои любимые сказки», «Почитай-ка. Готовимся к школе», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку», «А,Б,В,Г,Д…», «Аналогии», «В гости к зайчикам», «Выбираем противоположности», «Всё для счёта», «Всё для счёта-3», «Запоминай-ка. Готовимся к школе», «Моё-не моё», «Путешествие по магазинам», «Скоро в школу», «Целый год», «Что лишнее?», «Чудо-дерево», «Чудо-звери», «Большие и маленькие», «Все профессии важны», «Во саду ли, в огороде», серия «Парочки», «Подбери картинку. Растительный и животный мир», «Подбери картинку. Предметы окружающего мира», «Про животных», «Про растения». Лото малышам «Времена года» «Птицы, животные», «Овощи, фрукты»
14. Комплект настольно -печатных игр для раннего возраста
Тип оборудования: игрушки-персонажи
15. Фигурки людей и животных (игрушки-персонажи)
Фигурки из ПВХ — пластизоля: Солдатик, Военный, Пёсик за рулём, Котик за рулём, Дед Мороз, Снегурочка, Пони, Лошадка, Ангелочек, Дракончик, Удав, Лина, Арина, Рита, Кролик, Поросёнок, Весёлый клоун, Гномик, Толстяк с пропеллером, Попугай, Веснушечка, набор «Рыбки»
Тип оборудования: игрушки-персонажи
1. Мягкие антропоморфные игрушки, изображающие животных
Михаил Иванович, Заяц Русик, Заяц Весна, Волчонок Гоша
2. Кукла в одежде крупная
Куклы пластмассовые серии «Моя подруга» Милана, Снежана, Вика (рост от 70 см до 1 метра)
3. Кукла в одежде
Куклы пластмассовые серий «Моя любимая кукла», «Анастасия», «Умница», «Веснушки», «Этно», «Профи», «Поиграй со мной» (мягко-набивная кукла)
4. Куклы-карапузы гендерными признаками
Малыш Весна, Малышка Весна, Карапуз Весна (мальчик), Карапуз Весна (девочка)
5. Кукла-младенец среднего размера в одежде
Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Владик, Влада, Женечка, Дениска, Соня, Алёнка
6. Кукла-голышок
Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Карапуз Весна в ванночке
Тип оборудования: игрушки – предметы оперирования
7. Комплекты одежды для кукол-младенцев
Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»
8. Комплекты одежды для кукол-карапузов
Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»: Карапуз мальчик и Карапуз Девочка
9. Грузовые, легковые автомобили
Автомобиль «Турбо», Набор «Ралли-3»
10. Домик игровой
«Кукольный домик 2»
Тип оборудования: игрушки-персонажи
11. Конструктор с элементами декораций и персонажами сказки «Курочка Ряба»
Игра с кармашками «Курочка Ряба», игра-самоделка «Кукольный театр».
Кукольный театр Весна — 7 персонажей набор № 1
12. Шапочка-маска для театрализованных представлений
Коняшка, Милашка, Коза
13. Комплект элементов костюма для уголка ряжения
Карнавальные костюмы: Лук, Помидорка, Морковка, Колокольчик, Роза, Девочка из цветочка, Ромашка, Любопытный мальчик, Девочка с голубыми волосами, Мальчик-поэт, Девочка в красной шапочке, Иван, Марья, Волк, Белочка, Зайка, Лисичка Малышка, Бычок, Мишка, Белый Медведь, Пёс, Уточка, Тигр, Львёнок, Кошка, Гномик, Весёлый Мышонок, Граф ночи, Ночной герой, Пингвин, Мушкетёр, Русский богатырь, Клоун, Пчёлка, Божья коровка
14. Кукла перчаточная
Кукольный театр Весна — 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна — 7 персонажей набор № 1.Сказки: «У страха глаза велики», «Курочка Ряба», «Лиса и кувшин», «Вершки и корешки», «Лисичка-сестричка и волк», «Девочка и Лиса».
Куклы перчаточные
15. Ширма для кукольного театра настольная
Кукольный театр Весна — 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна — 7 персонажей
nsportal.ru