Знакомство с библиотекой библиотечный урок – 1 . , – .

Библиотечный урок на тему “Знакомство с библиотекой” (1 класс)

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Знакомство с библиотекой.

Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал», «абонемент»;

Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

 Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке  периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Оборудование: выставка детских книг

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

– Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова?(выслушать ответы детей)  В переводе с греческого – это книгохранилище («библио»– книга, «тека» – хранить). А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух отделов: абонемент и читальный зал.  На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения  (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать –

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи,

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

Но его, у нас нет, есть небольшая зона, где вы знакомитесь с различными источниками литературы.

– Какие детские журналы, вы знаете? Какие журналы выписывают вам, родители?

С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.

– Справочный фонд – это энциклопедии  и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).  А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

  – Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами  на выставке «По страницам любимых книг», «Книги детства моих родителей» и др.

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

– Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.  

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах;

  • Не вырывать листы, не вырезать картинки;

  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

  • Не читать книги во время еды;

  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

  • Пользоваться закладкой.     

        

– Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах,  которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

Вы должны отгадать загадки

Он не птица, не тигренок,

Не котенок, не щенок,

Но заснята  для  кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

что зовется… «Чебурашка».

(Показать книгу  о Чебурашке).

– Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

                   Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

                   Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

                   Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои?

(Показать  книгу о Незнайке).

 – Ну, молодцы, ребята!  А теперь отгадайте новую загадку.

                   В этом доме именины, много было там гостей.

                 И на этих именинах появился вдруг злодей.

                  Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

                  Но коварному злодею кто-то голову срубил.

         В какой сказке происходит это действие?

                                «Муха-цокотуха»

– Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

 Изба её на курьих  ножках. (Кто это?)

 Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

      Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

«метла»

– И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

                   У Аленушки – сестрицы унесли братишку птицы

                 Высоко они летят. Далеко они глядят.

         Что это за сказка? «Гуси-лебеди»

              

           Она на балу никогда не бывала,

          Чистила, мыла, варила и пряла,

                   Когда же случилось попасть ей на бал,

  То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

– В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»

                   Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

            Кем же были эти маленькие дети?

– В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»

– И последняя загадка:

Убежали от грязнули

                   Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

              И в дороге слезы льет. «Федорино горе»

– Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.  Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи.

– Вы сейчас  должны отгадать,  что это за вещи, и из какой они сказки.

1. – Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка -ряба»)

2. – Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)

3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).

4. – Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)

 

– Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.

– А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

– Что такое библиотека?

– Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –

– Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)

– Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

– Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в читательский формуляр.

– Когда, вы все научитесь читать, мы встретимся на празднике «Посвящение в читатели».

До скорой встречи!

Список использованной литературы:

ДЭ – Детская энциклопедия «Я дружу с книгой» №3 – 2009

ДЭ – Детская энциклопедия «Главная детская библиотека России» №6 – 2008

К.Чуковский «Айболит и другие сказки» «Стрекоза-пресс» 2003;

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» М. «Детская литература» 1987

«Почемучка»М. «Педагогика-Пресс» 1994

Что такое? Кто такой? Издательство «Педагогика» М.1990

Праздник в школе «В гостях у сказки»Минск «Красико-Принт» 2008

Детские журналы «Мурзилка», «Миша», «Сказочный мир», «Отчего и почему», «Филя»

infourok.ru

Знакомство с библиотекой: библиотечный урок для 1 классса

Знакомство с библиотекой:

библиотечный урок для учащихся 1 класса

 

Цель:

Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача:

Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
           Содержание темы.

Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».

Форма проведения:

Урок – презентация

Оборудование: презентация.

Слайд 1

Ребята, вы уже умеете читать? Значит, можете самостоятельно посещать библиотеки.

Сегодня у вас первый библиотечный урок. Если он библиотечный, о чем мы будем с вами говорить?

Правильный ответ: о библиотеке, о книгах.

Слайд 2

 – Что это такое «библиотека»?

Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище.  Если перевести дословно  с греческого языка  на русский  библиотека  – это хранилище для книг.

 

 

Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?

Слайд 3

Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?

Правильный ответ: учреждение (помещение),  в котором хранятся лекарства и их можно купить.

Слайд 4

Аудиотека (слушать) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.

Слайд 5

Видеотека (смотреть) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.

Слайд 6

В библиотеке много печатных единиц (книг, журналов, брошюр) и у каждой имеется свое место на полках. В любой библиотеке, будь она маленькой, как наша школьная или большой, как ГПНТБ имеются отделы: абонемент, читальный зал и книгохранилище.

Знакомство с отделами библиотеки.

Абонемент, читальный зал, книгохранилище.

Слайд 7

Абонемент –  отдел библиотеки, дающий право пользования печатной и электронной продукцией, т.е. (книга, учебник, журнал, газета), в течение определенного срока,

 

Слайд 8

В библиотеке есть читальный зал – отдел библиотеки. В нем находятся – энциклопедии, словари, газеты, журналы, видео, CD, которые на дом не выдаются. Потому, что могут понадобиться читателям в любой день. Хорошо, что они всегда под рукой.

“В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, в коридор

Не мешайте нам читать:-

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге — чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна”.

Слайд 9

В библиотеке имеется еще один отдел, который называется книгохранилищем – эта территория  закрыта для читателей (пользователей). Здесь хранится многоэкземплярная литература (учебники), особо ценная и малоспрашиваемая литература.

Слайд 10

Знакомство с библиотечными терминами.

 Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.

Слайд 11

Для своих родителей вы являетесь кем?

Правильный ответ: Детьми.

 

Слайд 12

В транспорте вы являетесь кем?

Правильный ответ: Пассажирами.

Слайд 13

В  кинотеатре, театре вы?

Правильный ответ: Зрителями.

Слайд 14

Придя в библиотеку, вы кем будете являться?

Правильный ответ: Читателями.

А  кто такой читатель?

Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.

Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).

Слайд 15

Чтобы проехать в автобусе, троллейбусе, трамвае и.т.д. вы покупаете билет, который дает право на поездку в транспорте.

Слайд 16

Если вы посещаете бассейн или какой-нибудь лекторий, то приобретаете абонемент (документ, дающий право на посещение того или иного мероприятия).

Слайд 17

В библиотеке вы так же получаете документ.

 –  Знаете, как он называется?

Правильный ответ: читательский формуляр.

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?

Правильный ответ: для права пользования библиотекой.

 

 

 

 Формирование представления о профессии библиотекаря.

Культура речи учащихся.

Слайд 18

 

Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель (но не училка) имя, отчество учителя.

Слайд 19

В школе – кто самый главный?

Правильный ответ: Директор (но не директриса).

 Слайд 20   

Тетя, которая вам ставит прививки, следит за состоянием вашего здоровья – кто?

Правильный ответ: медицинская сестра (но не медичка).

Библиотека — это дом книг. Здесь живут книги, ваши  друзья. В библиотеке  много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая  стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в  мире книг вам поможет кто?

Слайд 21

 – Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).

Правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгой.

Слайд 22

Ребята, при переходе улицы, вы будете кем?

Правильный ответ: Пешеходами. Скажите, вы дорогу будете переходить в любом понравившемся месте?

Правильный ответ: По правилам дорожного движения, т. е по «зебре» или подземному переходу.

  • В библиотеке существуют определенные правила, пользования книгой и библиотекой.
  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Прочитать стихотворение  С.Я. Маршака  Книжка про книжку.

 Закрепление полученных сведений.

Слайд 23

Сейчас я хочу предложить вам кроссворд, его ключевым словом будет являться  моя профессия.

  1. Отдел библиотеки, в котором производится выдача литературы на какой-то срок (Абонемент).
  2. Первое литературное произведение, с которым знакомят детей? (Стихи).
  3. Как называется книга по-гречески? (Библио)
  4. Полоска из картона, ленты, которая вкладывается в книгу для того, чтобы быстро найти нужную страницу? (Закладка).
  5. Что нужно соблюдать для занятий в читальном зале? (Тишину).
  6. Документ, дающий право пользоваться библиотекой? (Читательский формуляр).
  7. Как называется хранилище по-гречески (Тека).
  8. Куда вы идете, если вам хочется почитать интересную книгу или найти дополнительный материал для урока? (Библиотеку).
  9. Этому «другу» А. Рождественский посвятил следующие стихи:

За окном гуляла вьюга,

Чертила за окном узор,

А мы в тепле с любимым другом

Вели весь вечер разговор.

 

Показывал он мне картинки,

Ребячий лагерь, лес, костер…

Я взял чернильную резинку

И с друга пятнышки все стер.

 

Потом закладкой голубою

Листы до завтра заложил,

Взял друга бережно рукою

И в шкаф на полку положил (Книга).

10. Какую книгу папа Карло купил Буратино, отправляя его в школу? (Азбуку).

11. Название первой тетради, в которой, вы учились писать? (Прописи).

12. Как  называется человек, посещающий библиотеку? (Читатель. Пользователь).

 

 

 

 

Список, используемой литературы:

  1. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками. Вып.1.- Изд.4-е, стереотип.- М., 2002.-60 с.
  2. Громова О. Обзор опыта работы школьных библиотек России // Библиотека в школе: Прил. к газ. “Первое сентября”.-2003.-N 15. – С. 3-16, 49-62.
  3. Макарова Е. Банк библиотечного опыта: Дополнение к калужскому МПА // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». 2002. № 7(67), 1–15 апреля. С. 7.
  4. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография. – М., 1994. – N 1. – С. 11-15 Шифр: 0493z7633
  5. Стародубова Г. Информина: Сценарий зачетного учебного занятия по курсу “Основы информационной культуры” //Школьная библиотека.-2002.-N 1. – С. 29-37.
  6. Чулкина Г. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Программа курса. 1-8 кл. //Школьная библиотека.-2001.-N 1. – С. 8-13.

7.    Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. Пособие./Гос. респ. дет. б-ка РСФСР.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Кн. палата»,1989.- 216 с.
            8.   Бирюкова Л. П. Программа «Библиотечно-библиографические знания младшим школьникам»/Л.П. Бирюкова.// Школьная библиотека.-2003.-№1.-С.55-57.

Прикрепленный файлРазмер
Znakomstvo_s_bibliotiekoi_foto.rar12.64 Мб
Znakomstvo_s_bibliotiekoi1.rar2.35 Мб

director.edu54.ru

Библиотечный урок в 1 классе “Знакомство с библиотекой”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Меленки

Знакомство с библиотекой

Библиотечный урок в 1 классе

Автор: Борисова С.В. библиотекарь МОУ СОШ № 4 г. Меленки

Меленки 2009

Цели:

  • дать базовые понятия ББЗ – библиотека, книжный фонд, абонемент, читальный зал;

  • сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки;

  • в игровой форме познакомить детей с Правилами пользования библиотекой.

Читательское назначение: учащиеся 1-х классов.

Оборудование: книжная выставка, проектор, экран, листочки с

ручками.

Подготовка к уроку: презентация «Знакомство с библиотекой»,

«Напутствие юному читателю», медали.

Ход урока:

Дети заходят в библиотеку под «Библиотечную песню» и рассаживаются по местам.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как называется дерево под твоим окном.

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными,

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!

Правильно! Это библиотека, «библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Значит, библиотека – это хранилище книг. А как вы думаете, сколько лет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. И хранили в них книги, только не такие как сейчас, Раньше книги писались на глиняных пластинах, на папирусе, на пергаменте, на бересте, делали из кожи. Некоторые из первых книг сохранились до наших дней и теперь очень бережно хранятся в самых больших библиотеках.

Но в древности букв еще не придумали и письма писали с помощью рисунков. А давайте попробуем написать такое письмо. Я вам раздам листочки, ручки у вас есть свои, и вы напишете письмо маме, что ушли к бабушке.

(Дети рисуют письмо)

Итак, мы выяснили, что библиотека – это хранилище книг. Книги, журналы, которые хранятся здесь, называются книжным фондом. Каждая книга стоит на своем месте, и как самостоятельно найти нужную вам книгу я познакомлю вас позже в старших классах. А пока в этих поисках вам поможем мы – библиотекари – Римма Николаевна и я, Светлана Владимировна.

В нашей библиотеке два отделения – абонемент, где вы можете записать книгу на дом, и читальный зал.

Чтобы стать настоящим читателем, необходимо знать Правила пользования библиотекой. Как же должен вести себя читатель в библиотеке? (Дети отвечают)

  • тихо;

  • книги возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на неделю;

  • с библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят;

  • библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется книг;

  • книги, взятые с полки, нужно ставить на место, где вы взяли или, если не можете вспомнить, откуда взяли, положить на стол библиотекаря. Иначе мы не сможем найти эту книгу для другого читателя.

Надеюсь, что вы усвоили эти правила и не будете их нарушать.

Я знаю, что вы уже стали читателями нашей библиотеки и прочитали немало книг, в том числе и те, что стоят на нашей книжной выставке.

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пройдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

А внимательно ли вы их читали? Давайте поиграем с вами и проверим это. За правильные ответы я буду раздавать вам ключики, кто больше всех наберет этих ключиков, получит медаль. Итак, начнем!

Первый конкурс называется «Угадай сказку». Я буду задавать вам вопросы по сказкам, а кто догадался, что это за сказка, поднимайте руку. С места не выкрикивать!

  1. Сейчас потолкуем о книжке такой:

Тут синее море, здесь берег морской,

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

А кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а тем же – разбитым.

2. Отворили дверь козлята,

И пропали вдруг куда-то…

3. Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Отгадайте без подсказки

Из какой ушел я сказки.

4. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра

5. Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

6. Одеяло убежало,

Улетела простыня.

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня…

7. Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик…

Молодцы, ребята. Все сказки угадали. А теперь второй конкурс под названием «Угадай героя сказки».

  1. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок…

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовется…

2. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

3. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце жарко,

Слезы льет бедняжка!

4. Был похож на мяч немножко,

И катался по дорожкам,

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

5. Бабушка девочку очень любила.

Девочка имя забыла свое.

Ну-ка, скажи нам имя ее.

6. Она красива и мила,

А имя ее от слова «зола».

7. Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

8. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

9. У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Молодцы! Не зря книжки читали. Ребята, сегодня утром к нам в библиотеку пришли телеграммы, адресованные детям, которые любят читать книжки. Значит, вам. Они какие-то странные, без подписи. Я вам их сейчас зачитаю, а вы скажете мне, какие сказочные герои их прислали.

  • Купил семена, приезжайте тянуть.

  • Хвост нашли, плакать перестал.

  • Ушел от зайца, волка и медведя.

  • Купила самовар. Приезжайте к чаю.

  • Ключ достал. Скоро буду.

  • Обязуюсь впредь мыть посуду.

  • В гости не прилечу. Мотор забарахлил

Ну, молодцы, читатели! Все отгадали.

Засиделись вы немножко. Давайте разомнемся и поиграем в игру под названием «Соберитесь в книжку». Я раздам каждому карточки с именами сказочных героев. Ваша задача – пока звучит музыка, отыскать героев своей книжки и встать в кружок. Как только соберетесь все вместе, назовите свою книжку.

Еще раз внимательно посмотрите на карточку с именем героя, определите, в какой книге он живет. Итак, приготовились…

(Звучит музыка)

Ну-ка, проверим, правильно ли вы «нашлись»? (Раздаем команде, первой выполнившей задание правильно, ключики)

Ну что, еще поиграем? Я раздаю вам карточки с именами героев сказки «Репка». Ваша задача – пока звучит музыка, встать друг за другом так, как написано в сказке. Прочитайте имена героев, вспомните сказку.… Приготовились.… Начали!

(Звучит музыка)

Молодцы! Правильно вспомнили сказку.

А теперь посчитаем ваши ключики. (Считаем ключики, награждаем победителей медалями).

Давайте похлопаем нашим победителям, ребята.

На этом и закончился наш урок. Надеюсь, что вы запомнили все правила поведения в библиотеке. Давайте их повторим. (Повторяем Правила поведения в библиотеке).

Мы с Риммой Николаевной всегда рады видеть вас в нашей библиотеке. Думаю, что вы будете активными читателями. А в память о нашей встрече я дарю вам наше Напутствие юному читателю.

Очень просим, заходите

В наш просторный книжный дом!

Очень просим, заходите,

Мы всегда, всегда вас ждем!

(Под «Библиотечную песню» наша встреча закончилась)

doc4web.ru

Знакомство с библиотекой: библиотечный урок для 1 классса

Знакомство с библиотекой:

библиотечный урок для учащихся 1 класса

 

Цель:

Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача:

Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
           Содержание темы.

Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».

Форма проведения:

Урок – презентация

Оборудование: презентация.

Слайд 1

Ребята, вы уже умеете читать? Значит, можете самостоятельно посещать библиотеки.

Сегодня у вас первый библиотечный урок. Если он библиотечный, о чем мы будем с вами говорить?

Правильный ответ: о библиотеке, о книгах.

Слайд 2

 – Что это такое «библиотека»?

Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище.  Если перевести дословно  с греческого языка  на русский  библиотека  – это хранилище для книг.

 

 

Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?

Слайд 3

Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?

Правильный ответ: учреждение (помещение),  в котором хранятся лекарства и их можно купить.

Слайд 4

Аудиотека (слушать) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.

Слайд 5

Видеотека (смотреть) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.

Слайд 6

В библиотеке много печатных единиц (книг, журналов, брошюр) и у каждой имеется свое место на полках. В любой библиотеке, будь она маленькой, как наша школьная или большой, как ГПНТБ имеются отделы: абонемент, читальный зал и книгохранилище.

Знакомство с отделами библиотеки.

Абонемент, читальный зал, книгохранилище.

Слайд 7

Абонемент –  отдел библиотеки, дающий право пользования печатной и электронной продукцией, т.е. (книга, учебник, журнал, газета), в течение определенного срока,

 

Слайд 8

В библиотеке есть читальный зал – отдел библиотеки. В нем находятся – энциклопедии, словари, газеты, журналы, видео, CD, которые на дом не выдаются. Потому, что могут понадобиться читателям в любой день. Хорошо, что они всегда под рукой.

“В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, в коридор

Не мешайте нам читать:-

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге — чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна”.

Слайд 9

В библиотеке имеется еще один отдел, который называется книгохранилищем – эта территория  закрыта для читателей (пользователей). Здесь хранится многоэкземплярная литература (учебники), особо ценная и малоспрашиваемая литература.

Слайд 10

Знакомство с библиотечными терминами.

 Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.

Слайд 11

Для своих родителей вы являетесь кем?

Правильный ответ: Детьми.

 

Слайд 12

В транспорте вы являетесь кем?

Правильный ответ: Пассажирами.

Слайд 13

В  кинотеатре, театре вы?

Правильный ответ: Зрителями.

Слайд 14

Придя в библиотеку, вы кем будете являться?

Правильный ответ: Читателями.

А  кто такой читатель?

Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.

Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).

Слайд 15

Чтобы проехать в автобусе, троллейбусе, трамвае и.т.д. вы покупаете билет, который дает право на поездку в транспорте.

Слайд 16

Если вы посещаете бассейн или какой-нибудь лекторий, то приобретаете абонемент (документ, дающий право на посещение того или иного мероприятия).

Слайд 17

В библиотеке вы так же получаете документ.

 –  Знаете, как он называется?

Правильный ответ: читательский формуляр.

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?

Правильный ответ: для права пользования библиотекой.

 

 

 

 Формирование представления о профессии библиотекаря.

Культура речи учащихся.

Слайд 18

 

Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель (но не училка) имя, отчество учителя.

Слайд 19

В школе – кто самый главный?

Правильный ответ: Директор (но не директриса).

 Слайд 20   

Тетя, которая вам ставит прививки, следит за состоянием вашего здоровья – кто?

Правильный ответ: медицинская сестра (но не медичка).

Библиотека — это дом книг. Здесь живут книги, ваши  друзья. В библиотеке  много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая  стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в  мире книг вам поможет кто?

Слайд 21

 – Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).

Правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгой.

Слайд 22

Ребята, при переходе улицы, вы будете кем?

Правильный ответ: Пешеходами. Скажите, вы дорогу будете переходить в любом понравившемся месте?

Правильный ответ: По правилам дорожного движения, т. е по «зебре» или подземному переходу.

  • В библиотеке существуют определенные правила, пользования книгой и библиотекой.
  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Прочитать стихотворение  С.Я. Маршака  Книжка про книжку.

 Закрепление полученных сведений.

Слайд 23

Сейчас я хочу предложить вам кроссворд, его ключевым словом будет являться  моя профессия.

  1. Отдел библиотеки, в котором производится выдача литературы на какой-то срок (Абонемент).
  2. Первое литературное произведение, с которым знакомят детей? (Стихи).
  3. Как называется книга по-гречески? (Библио)
  4. Полоска из картона, ленты, которая вкладывается в книгу для того, чтобы быстро найти нужную страницу? (Закладка).
  5. Что нужно соблюдать для занятий в читальном зале? (Тишину).
  6. Документ, дающий право пользоваться библиотекой? (Читательский формуляр).
  7. Как называется хранилище по-гречески (Тека).
  8. Куда вы идете, если вам хочется почитать интересную книгу или найти дополнительный материал для урока? (Библиотеку).
  9. Этому «другу» А. Рождественский посвятил следующие стихи:

За окном гуляла вьюга,

Чертила за окном узор,

А мы в тепле с любимым другом

Вели весь вечер разговор.

 

Показывал он мне картинки,

Ребячий лагерь, лес, костер…

Я взял чернильную резинку

И с друга пятнышки все стер.

 

Потом закладкой голубою

Листы до завтра заложил,

Взял друга бережно рукою

И в шкаф на полку положил (Книга).

10. Какую книгу папа Карло купил Буратино, отправляя его в школу? (Азбуку).

11. Название первой тетради, в которой, вы учились писать? (Прописи).

12. Как  называется человек, посещающий библиотеку? (Читатель. Пользователь).

 

 

 

 

Список, используемой литературы:

  1. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками. Вып.1.- Изд.4-е, стереотип.- М., 2002.-60 с.
  2. Громова О. Обзор опыта работы школьных библиотек России // Библиотека в школе: Прил. к газ. “Первое сентября”.-2003.-N 15. – С. 3-16, 49-62.
  3. Макарова Е. Банк библиотечного опыта: Дополнение к калужскому МПА // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». 2002. № 7(67), 1–15 апреля. С. 7.
  4. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография. – М., 1994. – N 1. – С. 11-15 Шифр: 0493z7633
  5. Стародубова Г. Информина: Сценарий зачетного учебного занятия по курсу “Основы информационной культуры” //Школьная библиотека.-2002.-N 1. – С. 29-37.
  6. Чулкина Г. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Программа курса. 1-8 кл. //Школьная библиотека.-2001.-N 1. – С. 8-13.

7.    Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. Пособие./Гос. респ. дет. б-ка РСФСР.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Кн. палата»,1989.- 216 с.
            8.   Бирюкова Л. П. Программа «Библиотечно-библиографические знания младшим школьникам»/Л.П. Бирюкова.// Школьная библиотека.-2003.-№1.-С.55-57.

Прикрепленный файлРазмер
Znakomstvo_s_bibliotiekoi_foto.rar12.64 Мб
Znakomstvo_s_bibliotiekoi1.rar2.35 Мб

vospitatel.edu54.ru

Основы информационной культуры (библиотечный урок) “Знакомство с библиотекой”, 1 класс

Основы информационной культуры

(Библиотечный урок)

1 класс

Тема: Знакомство с библиотекой

Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал», «абонемент»;

Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

 Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке  периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Оборудование: выставка детских книг

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

А теперь ребята, отгадайте загадку.

Снаружи смотришь –

Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)

Правильно-библиотека!

– Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова?(выслушать ответы детей)  В переводе с греческого – это книгохранилище («библио»– книга, «тека» – хранить). А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. В нашей библиотеке имеется абонемент и читальный зал. Что такое абонемент? (ответы детей)

Место, где выдают книги на дом. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения  (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.

«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать –
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи,
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
– Какие детские журналы, вы знаете? Какие журналы выписывают вам, родители?

С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.

– Справочный фонд – это энциклопедии  и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).  А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

  – Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему. Книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами  на выставках: «В стране сказок», «Наши юбиляры», «Школа безопасности», «Учалинские писатели -детям», «Времена года», «Я помню! Я горжусь!» «Республика, моя Башкортостан!»

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

– Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.  

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

​ Не рисовать, не писать ничего в книгах;
​ Не вырывать листы, не вырезать картинки;
​ Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
​ Не читать книги во время еды;
​ Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
​ Пользоваться закладкой. 
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правила пользования библиотекой

Правило № 1
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.


Правило № 2
Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.

Правило № 5
Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика. 

– Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах,  которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

Вы должны отгадать загадки

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
В этой сказке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха».)

 

Скок-поскок, скок-поскок
– Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный …   (Горбунок.)

Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг – надежный, славный,
Храбрый пудель …  (Артемом.)

 

Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она …  («Белоснежка и семь гномов».)

 

Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый …  (Карлсон.)

 

Фруктово-огородная страна
– В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой – мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(«Приключения Чиполлино»

Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
– В какой сказке жила эта героиня? – 

«Золушка»
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
Кем же были эти маленькие дети?
– В какой сказке они живут? – 

«Волк и семеро козлят»
– И последняя загадка:
Убежали от грязнул
Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
 «Федорино горе»
Конкурс “Волшебные предметы”
Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:
– у Буратино? (золотой ключик)
– у Незнайки? (волшебная палочка)
– у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)
– у Золушки? (хрустальные туфельки)
– у Бабы-Яги? (метла)
– у Алладина? (лампа с джинном)

Конкурс “Назови друзей”
Назовите друзей сказочных героев.
– у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)
– у Малыша (Карлсон)
– у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)
– у Буратино (Мальвина, Пьеро:)
– у Незнайки (Кнопочка, Гунька:)
– у Чебурашки (крокодил Гена)
«Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)

5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
– Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. 

– Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.

– А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
– Что такое библиотека?
– Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –
– Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)
– Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

– Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в читательский формуляр.

До скорой встречи!

multiurok.ru

Урок библиотечный “Знакомство с библиотекой”

«Заградовка орта мектебі» КММ

КГУ«Заградовская средняя школа»

Информационный час:

«Компьютер и здоровье школьника»

Подготовила:

Библиотекарь

Жахина Э.Ж.

2018-2019 учебный год

Цель:

Познакомить учащихся 1 классов со школьной библиотекой, с правилами пользования с библиотекой и оформлением записи в библиотеку.

Задачи:

Вызвать интерес у школьников к книге, научить их ориентироваться в библиотеке, познакомить детей с такими понятиями- «читатель, библиотекарь, абонемент формуляр

У дверей библиотеки встречает Библиотекарь

Библиотекарь

Здравствуйте, дети!

Дом книг

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

(С. Михалков)

Дом для разных книг называется “библиотекой”. « Библиотека» обозначает книгохранилище.

А знаете, сколько лет существуют в мире библиотека? Библиотеки появились давно, почти пять тысяч лет назад. Все что они узнавали нового о жизни на земле, о природе, о вселенной, они доверяли книгам.Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили?

Книги! Старинные книги бережно хранятся в самых крупных библиотеках.

Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги,

ваши верные друзья Посмотрите на них, молчаливые они тихо стоят на полках и ждут своего читателя, который подойдет, откроет страницу и унесется в волшебный сказочный мир , в котором живут добрые и злые волшебники, хитрые и наивные герои , веселые и озорные девчонки и мальчишки. В библиотеке много книг, журналов, энциклопедии, словарей и все это называется книжным фондом.(наглядно показать журнал, словарь и т.д).Сначала вас хочу познакомить с остановкой , которая называется Абонемент. Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны на абонементе записаться и уже взять любую книгу на дом на 10 дней.

Бибилотекарь:

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

Библиотекарь – это слово

Магическое, как кристалл!

Всегда помочь тебе готовый,

Твоим он другом лучшим стал!

Он в книжном море – навигатор!

Как путеводная звезда,

Хранитель, спутник и новатор,

Сияй, сияй, сияй всегда!

Библиотекарь поможет вам, найти нужную книгу, посоветует, чтобы взять. Познакомит вас ,где найти нужные книги о природе, о дружбе, о приключениях, сказки ,рассказы, стихи. У каждой книги есть свое место на полке и только библиотекарь знает где она стоит, как ее найти, и куда поставить. Библиотекарь не может запомнить всех ребят, поэтому на каждого из вас заводятся вот такая книжечка, которая называется «Книжный формуляр».

На первой странице я записываю ваше Ф.И. класс. Возраст и домашний адрес. А второй и третьей записываю книгу которую хотите взять домой почитать.

Посмотрите, какие они разные книги на полках .Некоторые из них совсем новые, другие читали еще ваши папы и мамы. Как же беречь книги ? Как обращаться с ними так, чтобы они

дольше жили ?Бывают, что с ними случаются неприятные истории.

Калеки в библиотеке 

Открыт в библиотеке
Больничный книжный зал.
Какие тут калеки!..
Ах, кто бы только знал!
Лежат они, бедняги,
На полках вдоль стены,
И в шелесте бумаги
Их жалобы слышны:

– Вчера мои страницы
Листал один студент;
Мне вырезал таблицы
Какой-то инструмент!
Была я четверть века
Читателям верна,
А без таблиц – калека.
Кому теперь нужна?!

Раскрылся Том старинный
(Он, к счастью, был спасен!),
И страшною картиной
Был каждый потрясен:
Под стать татуировке
С полей его страниц
Глядели зарисовки:
И женские головки,
И клювы разных птиц…

Стоят в библиотеке
На полках вдоль стены
Те книги, что навеки
Людьми оскорблены.
Не теми, что над книгой
Задумчиво сидят,
А теми, что на книгу
Как хищники глядят.
Ни должностью, ни званьем –
Ни тем и ни другим
Ни на одном собранье
Не оправдаться им!
(С. Михалков)

Это очень грустные стихи дети. Но думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок нет.

Правила пользования книгами:

1 НЕЛЬЗЯ брать книгу грязными руками!

Когда садитесь читать, посмотрите на свои руки – чистые ли они?

Посмотрите на стол – чистый ли, сухой ли он?

2 А за какой угол вы берете страничку, когда ее переворачиваете?

Переворачивать страничку нужно только за верхний угол!

Если переворачивать неправильно, то быстро стираются цифры, которые

указывают номер страницы, а потом отрываются уголки.

3 Некоторые дети закладывает в книгу карандаш или ручку. Этого

делать тоже нельзя. От этого портится переплет.

Лучше всего пользоваться закладками !

Сделать закладку можете сами из цветной бумаги, или из ненужной

открытки .

4 А все ли вы знаете как надо читать ?

Прежде всего, как надо сидеть когда читаешь?

Сидеть надо только прямо, не горбясь !

Если будете горбиться, вырастете сутулыми. Это некрасиво и плохо для

здоровья.

5 Лежа читать нельзя!

От этого быстро портится зрение

6 Книга должна быть хорошо ОСВЕЩЕНА!

Лучше, если свет падает СВЕРХУ или С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ. При слабом

свете читать вредно – глаза напрягаются, быстро устают, и зрение слабеет

7 Очень важно держать книгу на расстоянии не менее тридцати

сантиметров от глаз!

Представляете, сколько это – тридцать сантиметров? Обязательно

отмерьте тридцать сантиметров линейкой и запомните это расстояние

А теперь мы проверим хорошо ли мы слушали,как правильно

обращаться с книгой.

1 Какими руками нельзя брать книгу?

Грязными или Чистыми

2 За какой угол нужно переворачивать страницу?

Верхний или Нижний

3 Чем можно закладывать книгу?

Карандашом, Ручкой ,Закладкой

4 Как нужно сидеть когда читаешь?

Прямо, не горбясь, Облокотившись , Лежа

Есть еще комната в библиотеке ,где всегда тихо и все читают. Это читальный зал. Здесь вы можете познакомиться с энциклопедиями и справочниками. Эти книги, которые все знают, они делают человека умным, помогая многое узнать(.Наглядно показать)

Посмотреть и почитать в читальном зале, отгадывать кроссворды, порешить ребусы.

В библиотеку записаться поспеши,

Здесь всё найдёшь ты для своей души,

Полезные и добрые советы,

Весёлые и грустные сюжеты,

Земли родной живую красоту

И сокровенную свою мечту.

Природа для тебя откроет тайну,

И увлечёшься техникой случайно,

С поэзией над миром воспаришь,

Мы ждём тебя!

Приди и запишись!

(Л.Сорокина )

Вы познакомились с Библиотекой, узнали как нужно обращаться с книгой, мы ждем вас в библиотеке.

infourok.ru

Методическая разработка библиотечный урок “Знакомство с библиотекой”

Методическая разработка

библиотечный урок

Тарасова Елена Николаевна

Педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ с.Романово

ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ

Цель: Дать базовые понятия ББЗ – «библиотека», абонемент, читальный зал,формуляр. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Вступление:

“Библио” по-гречески – книга, а “тека” – хранилище.

Библиотеки существуют почти 5 тысяч лет!

Они появились очень давно в Греции, Египте, древнем Риме. Как правило, находились при монастырях. И посещать их могли очень малое количество людей в основном служители церкви, так как были образованными людьми.

Здравствуйте ребята!

С 1 сентября вы стали называться – школьниками.

И ходите в учебное заведение под названием – ШКОЛА.

В ней есть много кабинетов, с которыми вы уже успели познакомиться.

Самым главным и любимым на 4 года, наверное, стал…. классный кабинет.

А с какими кабинетами вы ещё успели познакомиться? (перечисляют: столовая, спортзал, кабинет музыки, кабинет труда, актовый зал…) МОЛОДЦЫ!

Сегодня мы познакомимся с кабинетом, который вы будете посещать долгих 11 лет.

Начнём с загадки:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

И Черномор,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!

Конечно, этот дом называют – БИБЛИОТЕКА

“Библио” по-гречески – книга, а “тека” – хранилище.

Библиотеки существуют почти 5 тысяч лет!

Они появились очень давно в Греции, Египте, древнем Риме. Как правило, находились при монастырях. И посещать их могли очень малое количество людей в основном служители церкви, так как были образованными людьми.

В России библиотеки стали открывать в 20 веке. Стране стали нужны грамотные образованные люди.

Библиотеки бывают домашними или общественными. Но каждая – это целый дом КНИГ.

Да, именно книги является главными жителями любой библиотеки.

КНИГА  это сшитые или склеенные между собой листочки печатного шрифта. Вложенные, в тонкую или плотную обложку.

В старину книги писали на папирусе и скручивали в свиток – это и называлось книга.

Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, наши верные друзья.

Следующим жителем библиотеки является БИБЛИОТЕКАРЬ в данной библиотеке это я ___________, которая вам будет помогать в работе, с информацией, существующей в этом кабинете.

Согласитесь, что каждой книге нужно своё определённое место, для удобства пользования. Поэтому поселили ещё одного жителя – это СТЕЛЛАЖ.

СТЕЛЛАЖ — это такой многоэтажный дом, где этажами являются книжные полки.

Школьная библиотека условно делится на 2 зала: ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ и АБОНЕМЕНТ.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ – это место, где книги на дом не выдают.

Они в ограниченном количестве и могут понадобиться учащимся в любую минуту.

С такими книгами нужно работать в читальном зале. А ещё в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.

Эти книги расположены на стеллажах с полками.

Каждая полка, подписана и имеет свою РУБРИКУ.

РУБРИКА – эти книги подобранные по одной тематике, например: (Приложение №1)

(Разобрать с учащимися несколько рубрик. Какую информацию они могут узнать, посмотрев картинки или прочитав ту или иную книгу). МОЛОДЦЫ!

Переходим в следующий зал под названием – “АБОНЕМЕНТ”

“АБОНЕМЕНТ” – зал где выдают книги на дом. (показать стеллажи с книгами, которые можно брать домой)

Чтобы книгу взять домой на каждого заводят ФОРМУЛЯР

ФОРМУЛЯР– это документ, удостоверяющий вашу личность. Куда заносят Ф.И.О., адрес и книги, которые вы будете брать на дом во время учебы. (Обговорить правила пользования книгой. На какой срок выдаётся книга и как ей пользоваться)

Ребята, в нашей библиотеке есть свои правила.

ПЕРВОЕ и самое главное – это ТИШИНА. Все книги и журналы, которые здесь живут, очень любят тишину, только тогда они могут стать вашими настоящими друзьями и помощниками.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, –

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать: –

Фантазировать, мечтать.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

ВТОРОЕ не менее важное мы с вами должны БЕРЕЧЬ журналы, книги и учебники!

Сейчас я зачитаю вам “Правила обращения с книгами”?

Не рисовать, не писать ничего в книгах;

Не вырывать листы, не вырезать картинки;

Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

Не читать книги во время еды;

Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Пользоваться закладкой.

(разобрать каждое правило)

Сегодня вы узнали много новых слов, которые предлагаю закрепить. Я буду задавать вопрос, а вы отвечать.

  1. Как называется кабинет, где хранятся книги, журналы, учебники?- БИБЛИОТЕКА.

  2. Главные жители библиотеки? – КНИГИ.

  3. Как называется помощник в работе с книгами? – БИБЛИОТЕКАРЬ, а зовут меня? – ___________

  4. На чём хранятся книги? – СТЕЛЛАЖАХ.

  5. Как называется зал, где можно посмотреть, почитать книгу написать доклад? – «ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ».

  6. Как называется зал, где книгу можно взять домой? – «АБОНЕМЕНТ»

  7. Главное правило в библиотеке всегда должна быть что? – ТИШИНА.

  8. Как называется документ, по которому можно взять книгу домой? – ФОРМУЛЯР.

Сегодня мы с вами познакомились с кабинетом, который станет вашим помощником и другом в познании самой разной информации.

Постепенно вы выучите все правила.

А сегодняшнее наше мероприятие подошло к концу. До свидания!

 Наглядность: Использование карточек со словами библиотека, библиотекарь, книги, стеллаж, читальный зал, абонемент, или вывести на интерактивную доску. Задавать вопросы, ещё раз, показывать карточки.

Приложение №1

Рубрики которые могут быть в школьной библиотеке:

«Пословицы и поговорки»,

«Мастерская слова»,

«Всё о космосе»,

«Чудеса природы»,

«Ваши права»,

«В мире энциклопедий»,

«Немного истории»,

«Истории в ликах городов»,

«Детское чтение для сердца и разума»,

«Мир сказок»,

«Для Вас малыши»,

«Писатели о родном крае» и другие

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *