Вряд ли кто-то помнит, что Алексей Толстой не планировал создание самостоятельной сказки, а всего лишь хотел перевести на русский язык волшебную повесть итальянского писателя Карло Коллоди, которая называется «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Литературоведы немало времени потратили на то, чтобы определить, к какому же жанру относится «Золотой ключик» (повесть или рассказ). Удивительное и противоречивое произведение, покорившее немало юных, да и взрослых читателей было написано в начале ХХ века. Но не все гладко складывалось с его созданием.
Мы знаем, как разнообразно творчество Алексея Толстого. Сказка «Золотой ключик» на некоторое время оказалась не у дел – писателя отвлекли другие проекты. Вернувшись к итальянской сказке, он решает не просто перевести ее на родной язык, но и дополнить своими мыслями и фантазиями. В результате этой работы мир увидел очередное прекрасное произведение автора, известное русскому читателю под названием «Золотой ключик». Анализ его мы и попробуем провести.
Алексей Толстой известен своей разносторонностью: он писал стихи, пьесы, сценарии, повести и романы, публицистические статьи, делал литературную обработку сказок и многое, многое другое. Тематика его творчества не знает границ. Так, в произведениях о жизни дворян чаще всего прослеживается восхваление большевизма – его идеология представляется писателю высшей народной правдой. В неоконченном романе «Петр I» Толстой критикует жестокое реформаторское правление диктатора. А в научно-фантастических романах «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» он превозносит силу образования, просвещенности и воспевает миролюбие.
Когда возникают споры на тему того, «Золотой ключик» – повесть или рассказ, дать однозначный ответ невозможно. Ведь сказка содержит в себе признаки и того, и другого жанра. А вымышленный мир и герои еще больше усложняют задачу. Неоспоримо одно: эта сказка принадлежит к числу лучших в мировой литературе произведений для детей.
Итальянец К. Коллоди впервые опубликовал свою сказку «Приключения Пиноккио. История одной марионетки» в 1883 году. Уже в 1906-м ее, переведенную на русский язы, напечатал журнал «Задушевное слово». Здесь следует отвлечься и уточнить, что в предисловии к первому изданию (а это 1935 год) Алексей Толстой пишет, что слышал эту сказку в детстве и, когда пересказывал ее, придумывал каждый раз новые приключения и окончание. Возможно, такой комментарий он дал для того, чтобы объяснить множество авторских дополнений и изменений в сказке.
Будучи еще в эмиграции, в берлинском издательстве “Накануне” вместе с писательницей Н. Петровской А. Толстой издает книгу «Приключения Пиноккио». Это действительно максимально приближенная к оригиналу Коллоди версия сказки. Деревянный мальчик переживает массу злоключений, а в конце фея с голубыми волосами из ленивого проказника превращает его в послушного ребенка.
Позже, когда Толстой уже вернулся в Россию и написал не одно произведение, он снова обратился к этому тексту. Старомодность и сентиментальность оригинала не позволяли писателю внести свои корректировки не только в сюжет, но и в образы главных героев. Известно, что он даже советовался с Ю. Олешей и С. Маршаком о том, чтобы написать собственную самостоятельную сказку.
Еще в 1933 году Толстой подписал контракт с «Детгизом» на разработку сценария о приключениях Пиноккио по своей книге, вышедшей в Берлине. Но работа над «Хождением по мукам» все никак не позволяла отвлечься. И только трагические события и пережитый в результате инфаркт вернули Толстого к работе над легкой и простодушной сказкой.
В 1935 году автор создал замечательную и очень значимую с точки зрения культурного наследия сказку – «Золотой ключик» (повесть или рассказ это, станет понятно далее). По сравнению с первоисточником приключения Буратино гораздо интереснее и оригинальнее. Ребенок, безусловно, не сможет прочесть тот подтекст, который придал сказке Толстой. Все эти намеки предназначены взрослым, которые знакомят свою малышню с Буратино, Мальвиной, Карабасом и папой Карло.
Скучное, моралистическое изложение истории писателем Коллоди совершенно не привлекало А. Н. Толстого. Можно сказать, что сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» лишь написана по мотивам К. Коллоди. Толстому необходимо было показать юному читателю доброту и взаимовыручку, веру в светлое будущее, необходимость получения образования и т. д. А главное – вызвать сострадание к угнетенным (куклам из театра Карабаса) и ненависть к угнетателям (Карабас и Дуремар). В результате «Золотой ключик» (повесть или рассказ это, нам еще нужно попытаться понять) оказался огромной удачей Толстого.
Конечно, мы помним, что основная сюжетная линия повествует нам о том, как Буратино с друзьями-куклами противостоит злодеям: Карабасу, коту Базилио и лисе Алисе, Дуремару и прочим представителям власти Страны Дураков. Борьба идет за золотой ключик, открывающий дверь в другой мир. Толстой неоднократно создавал многослойные тексты – поверхностный пересказ событий на самом деле оказывается довольно глубоким анализом происходящего. Такова его символика произведений. Золотой ключик для Буратино и папы Карло – свобода, справедливость, возможность всем помогать другу и становиться лучше и образованнее. А вот для Карабаса и его приятелей – это символ власти и богатства, символ угнетения «бедных и глупеньких».
Автор однозначно симпатизирует «светлым силам». Негативных персонажей он подает сатирически, высмеивая все их стремления эксплуатировать добродушных бедняков. Он довольно подробно описывает уклад жизни в Стране Дураков, развенчивая в конце «силу семихвостой плетки» и воспевая гуманность и доброту. Это описание социальной жизни настолько эмоционально и живо, что все дети по-настоящему сопереживают приключениям Буратино.
Именно такая композиция позволяет нам не гадать о том, «Золотой ключик» – это повесть или рассказ, а четко определить, что все описанные особенности построения литературного произведения характерны для повести.
Что еще позволяет ответить на вопрос: «Золотой ключик» – это повесть или рассказ?” Сам автор называет “Приключения Буратино” повестью-сказкой. Ведь она описывает события не одного дня; и действие разворачивается в целой стране: от маленького городка на берегу моря через лес, в котором могут встретиться как добрые, так и не очень путники, на пустырь Страны Дураков и дальше…
Присущи произведению и некоторые характеристики народного творчества. Так, все персонажи описаны очень четко и ясно. С первого же упоминания нам понятно, хороший герой или нет. Проказник Буратино, который на первый взгляд – невоспитанная и неотесанная деревяшка, оказывается смелым и справедливым мальчиком. Он подается нам в соединении позитивного и отрицательного, как бы напоминая, что все люди несовершенны. Мы любим его не только за безграничное везение – Толстой сумел показать, что всем свойственно ошибаться, совершать несуразные глупости и норовить ускользнуть от обязанностей. Ничто человеческое не чуждо героям сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Кукла Мальвина при всей своей красоте и душевной чистоте довольно занудна. Ее стремление всех воспитывать и учить очень наглядно показывает, что никакие принудительные меры не смогут заставить человека научиться чему-то. Для этого необходимо только внутреннее желание и понимание смысла получения образования.
Техника комического в повести А. Н. Толстого «Золотой ключик» применяется и для описания негативных персонажей. Сатира, с которой подаются все диалоги кота Базилио и лисы Алисы, с самого начала дает понять, насколько недалеки и мелочны эти преступники. Вообще стоит отметить, что образы угнетателей в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» вызывают скорее улыбку и недоумение, чем злобу. Автор пытается показать детям, что вранье, злоба, жадность, жажда наживы – это не просто плохо; все эти качества приводят к тому, что человек сам попадает в глупые ситуации, пытаясь навредить другому.
Стоит отметить, что совершенно гуманная и миролюбивая сказка – «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Один рассказ о злоключениях деревянного мальчика сменяется другим, но нигде нет смерти или насилия. Карабас Барабас лишь размахивает своей плеткой, Кот и Лиса довольно нелепо подвешивают Буратино на дереве, суд Страны Дураков определяет мальчику меру наказания – утопить в болоте. Но все ведь знают, что дереву (а Буратино – это все же полено) нужно очень много времени для того, чтобы утонуть. Все эти акты насилия выглядят комично и несуразно и не более того.
И даже задушенная Артемоном крыса Шушара упоминается вскользь, на этом эпизоде не ставится акцент. В честном бою Буратино с Карабасом мальчик побеждает, привязав доктора кукольных наук за бороду к дереву. Это снова дает читателю почву для размышлений, побуждает в любой ситуации находить безобидные, но однозначные решения.
Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» наглядно демонстрирует читателю, что ребенок изначально любопытен и непоседлив. В книге Толстого Буратино – ни в коем случае не ленивый бездельник (как Пиноккио у Коллоди), наоборот, он очень энергичный и любопытный. Именно этот интерес ко всем сторонам жизни и подчеркивает писатель. Да, зачастую ребенок попадает в дурную компанию (кот Базилио и лиса Алиса), но взрослые могут объяснить и наглядно продемонстрировать яркие краски жизни (мудрая и древняя черепаха Тортилла раскрывает глаза Буратино на то, кто ему – друг, а кто – враг).
В этом и заключается феномен творчества Алексея Толстого. Сказка «Золотой ключик» на самом деле – очень поучительное и глубокое произведение. Но легкость стиля и выбранные декорации позволяют нам на одном дыхании прочесть все от корки до корки и сделать совершенно однозначные выводы о добре и зле.
fb.ru
Издательство | “Проф-Пресс” |
Год издания | 2009 |
Художник | И.Есаулов |
Я начал читать 15 июня
Я завершил чтение 15 июня
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
∨ сказка
∨ о дружбе
∨ Буратино
∨ озорной
∨ весёлый
Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.
Пьеро
∨ Кот Базилио был высоким, худым и хромал на одну ногу.
∨ Лиса Алиса была доброй, заботливой, её глаза почти ничего не видели.
∨ Дуремар был маленького роста и полноват, у него было доброе лицо, с которого никогда не сходила улыбка.
Буратино не мог утонуть, потому что он был сделан из дерева.
очаг сверчок
Сверчок сидел над очагом.
1С | |||||
О | 2П | ||||
Л | Ь | ||||
Ь | Е | 3Д | 4Д | ||
Д | Р | У | Ж | 5Б | 6А |
О | О | Р | У | А | Л |
Е | З | З | И | ||
М | Е | И | С | ||
А | П | Л | А | ||
Р | П | И | |||
Е | О |
Читательский дневник. 2 класс. Ответы
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
4.9 (97.84%) от 37 голосующихrazviwaika.ru
Папа Карло вырезает из говорящего полена Буратино. Он сражается, скитается и ищет Золотой Ключик, которым можно открыть потайную дверь. С помощью верных друзей и черепахи Тортиллы он узнаёт, что Золотой Ключик открывает дверь в прекрасный кукольный театр за холстом в каморке Папы Карло.
Чем полезна сказка? Тем, что учит нас умению верно и крепко дружить, быть храбрым и смелым.
В маленькой и убогой каморке Папы Карло, старого шарманщика полено столяра Джузеппе превращается в мальчика по имени Буратино.
Говорящий старый сверчок, живущий за печкой, советует Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу. Буратино не слушает старого сверчка и грубо выгоняет его из каморки. Внезапно, Буратино едва не становится жертвой голодной крысы Шушеры, от которой его спасает подоспевший Папа Карло.
Перепуганный Буратино обещает исправиться и начать учиться. Папа Карло делает ему одежду из бумаги и покупает Букварь.
Однако, вместо школы, Буратино бежит к кукольному театру и обменивает там книгу на входной билет.
Буратино садится в первый ряд и вдруг куклы на сцене срывают представление, увидев Буратино. Всё это приводит в ярость владельца кукольного театра Карабаса Барабаса. Но, внезапно, вместо наказания, он дарит Буратино пять золотых монет.
Счастливый, Буратино бежит домой, чтобы обрадовать старого шарманщика. По дороге он, хвастаясь, показывает свои деньги двум мошенникам – коту Базилио и Лисе Алисе. Они заманивают его в харчевню «Трёх пескарей», где он теряет один из своих золотых, расплатившись за их шикарный ужин.
После этого он решил бежать в страну Дураков, чтобы закопать свои монеты и вырастить из них деревце. Но по дороге на него нападают разбойники. После долгой погони они настигают Буратино и вешают его на дерево возле дома красавицы Мальвины. Пудель Артемон помогает снять мальчика с дерева и привести его в чувство. После нескольких неудачных попыток воспитать Буратино, Мальвина вынуждена посадить его в чулан. Оттуда он убегает ночью в страну Дураков, где его уже ждут лиса Алиса и кот Базилио.
Буратино закапывает оставшиеся монеты в землю, ожидая появления деревца. Кот Базилио и лиса Алиса вызывают полицейских, которые кидают Буратино в старый пруд.
Там черепаха Тортилла даёт ему золотой ключик и отправляет домой. Пройдя немного, Буратино оказывается сбит зайцем, везущим печального Пьеро. Он сбежал от Карабаса Барабаса и Дуремара, подслушав тайну золотого ключика.
Мальчики бегут к Мальвине, но там случается настоящая битва между Карабасом Барабасом с Полицейскими и храбрым Артемоном.
После всех сложностей, ребят спасает Папа Карло, появившийся в самый трудный для них момент. Буратино, Пьеро, Мальвина и Артемон отправляются в каморку Папы Карло.
Все вместе они открывают Золотым Ключиком потайную дверцу и попадают в чудесный театр, где теперь для каждого есть дело.
Вот так счастливо заканчивается Сказка о Золотом Ключике, которую показывают в чудесном кукольном театре под каморкой Папы Карло.
Сюжет «Буратино или золотой ключик» А.Н. Толстого напоминает сюжет сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Там тоже мальчика выстругивает из полена, и он оживает. Однако, Толстой взял лишь в основу идею оживление деревянного мальчика. В остальном сюжет развивается немного в другом русле.
Рассказ очень динамичный. И один сюжет сменяет другой. Но главная и основная мысль истории, что учит дружбе и поддержки друзей в трудную минуту.
Старый столяр Джузеппе находит в своей каморке обыкновенное полено и решает из него смастерить хотя бы ножку для стола. И во время работ его сбивает какой-то постоянный звонкий голосок, возмущающий, что его щиплют. Не сразу Джузеппе сообразил, что голос исходит из полена.
В это время к нему в гости заходит его давний друг папа Карло. И Джузеппе решает избавиться от полена, подарив его своему другу. Когда-то Карло был шарманщиком и ходил по дворам, наигрывал мелодии, и ему кидали монеты. Но дело шло к старости и зарабатывать на жизнь стало уже тяжелее. Вот Джузеппе и посоветовал другу выстругать из полена куклу и ходить с ним по дворам, зарабатывая на жизнь.
Карло жил в маленькой каморке под лестницей. И у него ничего не было, кроме висящего холста на стене с изображением камина на нем. Старик сел на единственный стул в помещении и начал выстругивать куклу из полена. Не успел он его закончить, а тот уже сбежал на улицу.
Однако, старый сверчок в каморке начал учить его уму-разуму и советовал пойти в школе. Не сразу принял его советы Буратино. Но чтоб порадовать Папу Карло согласился. Папа Карло склеил ему одежду из остатков цветной бумаги, продал свою старую куртку и купил на вырученные деньги Азбуку.
На следующий день Буратино пошел в школу. Но, проходил мимо завлекательного балагана, из которого лилась музыка, и зазывалы приглашали на кукольное представление. Не выдержав рекламы, Буратино быстренько продал Азбуку и купил билет в театр.
В театре, когда представление началось, куклы узнали Буратино и начали его приглашать к себе. За сорванное представление хозяин Карабас Барабас очень рассердился и хотел уже Буратино кинуть в пылающий камин. Однако, Буратино проговорился, что живет у Папы Карло, где на стене висит вот такой же, но нарисованный камин. После этого Барабас резко подобрел и отпустил Буратино, на прощание одарив пятью золотыми монетами. Наказав при этом, чтоб бежал в свою каморку и никуда оттуда бы не переезжали!
Но по дороге веселого Буратино перехватили пройдохи Лиса Алиса и Кот Базилио. По доброте душевной Буратино им проговорился про монеты, которые они же позже, под видом разбойников и хотели отобрать, Но Буратино спрятал золотые в рот, и разбойники никак не могли их оттуда достать. Тогда они подвесили его верх ногами на дереве, чтоб к утру эти монеты и выпали бы.
Но на счастье с утра его увидела Мальвина, девочка с голубыми волосами. Она работала в театре Карабаса Барабаса, но устала от плохого отношения и сбежала от него. Она спасла Буратино, но тут же стала воспитывать его. А за плохое поведение заперла в темном чулане. Откуда Буратино тоже благополучно сбежал. И опять попал в лапы кота Базилио и лисы Алисы.
На этот раз они действовали более тонко и отвели Буратино на поле Дураков, где он закопал свои монеты, чтоб выросло золотое дерево с кучей монет! А после натравили на него полицейских и, когда те забрали Буратино, выкопали золотые монеты.
Тем временем, полицейские, не обнаружив у деревянной куклы ничего ценного, отвели его за город и бросили в пруд. А там Буратино познакомился с Черепахой Тортилой, которая подарила ему золотой ключик. Выбравшись из пруда, Буратино сталкивается с Пьеро, который сбежал из театра Карабаса Барабаса, и за которым была организована погоня за то, что узнал тайну золотого ключика.
Дальше погоня захватила и Буратино, и Мальвину, и Пьеро, и Артемона – собаку, что им пришлось прятаться в пещере. Однако Барабас с погоней устал бегать за беглецами, и они пошли отдохнуть в харчевну. Буратино сообразил идти за ними. Там он хитростью узнал, какую же дверь открывает золотой ключик. Оказалось, что дверь за холстом в каморке его Папы Карло.
Таким образом, после разных погоней, Буратино оказывается снова дома, где уже и не ждал его Папа Карло. Срывает разрисованный холст и открывается золотым ключом потаенную дверь, за которой оказывается необычный театр. Друзья с Папой Карло его открывают, и все куклы от Барабаса сбегают к ним, где не надо никого бояться.
Оцените произведение: Голосов: 244Читать краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
В один из апрельских дней к Шерлоку Холмсу обратилась встревоженная молодая дама, которую зовут Эллен Стоунер и поведала сыщику и его другу свой рассказ.
Из первых страниц книги мы узнаем о Федоре, а вернее, о том, что он в шестилетнем возрасте мог приготовить вкусный суп, в четырехлетнем же возрасте прекрасно читал. Он без памяти обожал животных, но его мама запрещала держать их в квартире
Бабушка Федора была ленивой и не любила прибираться в доме. Однажды вся ее посуда, мебель и все вещи, нужные в хозяйстве, обиделись на нее и ушли куда глаза глядят. И не просто ушли, а побежали сломя голову. Хозяйка, увидев это, бросилась вдогонку.
Материальное состояние и известность являются теми особенными благами, к которым стремится каждый здравомыслящий человек.
Урфин Джюс возвратился в свой дом в Голубой стране. Он хотел отомстить за свое изгнание и снова захватить власть над Волшебной страной
chitatelskij-dnevnik.ru
А. Н. Толстой не следует источнику буквально, а создает по его мотивам новое произведение. Уже в предисловии автор сообщает, что в детстве он рассказывал полюбившуюся ему книжку каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Писатель ориентируется на нового читателя; для него важно воспитать в советском ребенке добрые чувства к угнетенным и ненависть к угнетателям.
Рассказывая о своем замысле Ю. Олеше, А. Н. Толстой подчеркивал, что напишет не назидательное произведение, а занимательное и веселое воспоминание о прочитанном в детстве. Ю. Олеша писал позже, что ему хотелось оценить этот замысел «как замысел, конечно, лукавый, поскольку все же автор собирается строить свое произведение на чужой основе,— и вместе с тем как замысел оригинальный, прелестный, поскольку заимствование будет иметь форму поисков чужого сюжета в воспоминании, и от этого факт заимствования приобретет ценность подлинного изобретения».
Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» оказалась большой удачей А. Н. Толстого и вполне самобытным произведением. При создании ее писатель главное внимание обращал не на дидактическую сторону, а на связь с народными мотивами, на юмористическую и сатирическую обрисовку персонажей.
Основу сюжета составляет борьба Буратино (Буратино — по-итальянски «кукла») и его друзей с Карабасом-Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой, котом Базилио. На первый взгляд кажется, что борьба идет за овладение золотым ключиком. Но традиционный в детской литературе мотив тайны в книге А. Н. Толстого звучит по-своему. Для Карабаса-Барабаса, Дуремара, лисы Алисы и кота Базилио золотой ключик — символ богатства, власти над бедняками, над «кротким», «глупым народцем». Для Буратино, папы Карло, пуделя Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик — символ свободы от угнетения и возможности помочь всем беднякам. Конфликт между «светлым и темным миром» сказки неизбежен и непримирим; действие в ней развертывается динамично; симпатии автора четко выражены.
Персонажи у А. Н. Толстого обрисованы ясно и определенно, как в народных сказках. Они и берут истоки из народных сюжетов, эпических и драматических. Буратино в чем-то близок бесшабашному Петрушке из народного театра, а чем-то напоминает отчаянного младшего брата Иванушку из русских сказок. Он обрисован юмористическими штрихами, дан в соединении положительного и отрицательного. Деревянному мальчишке ничего не стоит показать язык папе Карло, стукнуть молотком говорящего Сверчка, продать азбуку, чтобы купить билет в театр.
Много приключений пришлось пережить Буратино с первого дня его появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он поймет: «надо спасти товарищей — вот и все».
Характер Буратино показан в постоянном развитии; героическое начало в деревянном мальчике часто просматривается через внешне комическое. Так, после отважной схватки с Карабасом Мальвина заставляет Буратино писать диктант, но он моментально придумывает отговорку: «Письменных принадлежностей не взяли». Когда же выяснилось, что все готово для занятий, Буратино захотелось выскочить из пещеры и бежать, куда глаза глядят. И только одно соображение удержало его: «нельзя же было бросить беспомощных товарищей и больную собаку». Буратино потому и пользуется любовью ребят, что он не только по-сказочному удачлив, но и имеет подлинно человеческие слабости и недостатки.
«Темный мир», начиная с Карабаса-Барабаса и кончая общей зарисовкой Страны дураков, дается сатирически на протяжении всей сказки. Писатель умеет показать уязвимые, смешные черты в характерах «доктора кукольных наук» Карабаса, продавца пиявок Дуремара, лисы Алисы и кота Базилио, губернатора Лиса, полицейских собак. Враждебный мир эксплуататоров разоблачен А. Н. Толстым, развенчана легенда о всемогуществе «плетки в семь хвостов», побеждает гуманистическое начало. Социальные понятия и явления воплощаются писателем в живые, полные эмоциональной силы образы, поэтому так ощутимо до сих пор благотворное влияние на детей сказки о приключениях Буратино.
www.allsoch.ru
Разделы: Начальная школа
Тема урока: А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.
Предмет изучения: главы из сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
Цели:
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
– Дорогие ребята! Сегодня у нас важный день. Нас ожидает множество встреч. Во-первых, у нас в гостях старый знакомый домовой Афанасий. Во-вторых, мы встретимся сегодня с героями изученного произведения. А гостям принято дарить подарки. Подарком для наших гостей будет ваше активное участие в исследовании характеров героев произведения.
II. Активизация познавательной деятельности
– Ребята, помогите мне, пожалуйста, у меня возникла небольшая проблема: никак не могу понять, что за фамилии написаны на этой табличке, и какая между ними связь:
|
(Борис Заходер пересказал сказку Алана Милна “Винни Пух”, а Алексей Толстой по мотивам сказки Карло Коллоди написал произведение “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
– Ну что же, спасибо большое за помощь. Действительно, я вспомнила, что А. Н. Толстой, прочитал произведение итальянского писателя Карло Лоренцини про смешного человечка Пиноккио, так полюбил этого героя, что решил написать свою книжку про весёлого, задорного мальчишку Буратино. Афанасий мне подсказывает, что я перепутала фамилию итальянского писателя. Я действительно что-то перепутала? (Литературный псевдоним Карло Лоренцини – Коллоди.)
– Что же за произведение получилось у А. Толстого? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
– Почему автор так назвал своего героя? (Буратино в переводе с итальянского обозначает “сделан из дерева”.)
– Как вы считаете, к какому жанру литературы относится это произведение? (Сказка.)
– Если это сказка, то в ней обязательно должны быть сказочные приметы. Какие сказочные приметы вы нашли в этом произведении? (Работа по таблице “Приметы сказки”). (Вымысел.)
“Приметы сказки”
|
– Что здесь является вымыслом? (Сказочные герои, сказочные предметы, сказочные явления.)
– Какого вида эта сказка? (Авторская.)
– А чем схожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)
– Все ли герои в сказках одинаковы? (Нет, есть положительные, а есть отрицательные.)
III. Целеполагание
– Значит, во всех сказках существует мир добра и зла. Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему? (Светлая дверь ведёт в мир добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.)
– Верно.
В любимой нашей сказке
Есть волшебная стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открываем
Заветную дверцу в стене
Живущие в сказке герои
Мечтают о счастье, добре.
– Хотелось бы вам открыть эту дверцу? (Очень)
– Сегодня мы широко распахнём эту волшебную дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев. В гостях у нас герои сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Наша задача – определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла, исследовав их характеры и поступки.
IV. Исследование характеров положительных героев
– Встречайте первого героя.
Звучит песенка Буратино. На доске появляется рисунок героя. После слов песни “Скажите, как его зовут?”, дети хором отвечают: Буратино!
– Как вы считаете, какой это герой?
Дети отвечают: положительный. Появляется домовой Афанасий.
– Постойте, постойте. Я не согласен. Ведь Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в страну добра?
– Ребята, что вы можете возразить Афанасию? (У Буратино есть и положительные, и отрицательные черты характера.)
– Хорошо, давайте разберёмся. В тетради по чтению есть задание, которое поможет вам разобраться, какие положительные и какие отрицательные черты есть у Буратино. Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом и сделайте вывод о характере Буратино.
Работа в парах по заданию в тетради.
– Назовите отрицательные качества. (Непослушность, невоспитанность.)
– Подтвердите словами из текста, что Буратино был невоспитанным.
Сцена завтрака у Мальвины. Чтение по ролям.
– Какое самое главное положительное качество Буратино? (Настоящий друг.)
– Докажите примерами из произведения. (Пересказ фрагментов из сказки.)
– Достоин Буратино остаться в стране добра? (Перемещаем фигурку Буратино за светлую дверь.)
– А какие черты характера Буратино вы находите у себя? (Рассуждения детей.)
– Действительно, Буратино похож на простого мальчишку. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг. Как вы, наверное, уже догадались, что в страну добра он зовёт и своих друзей. Эта девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Кто же это? (Мальвина.)
На доске появляется фигурка Мальвины.
– Почему же Буратино так отчаянно защищал Мальвину, несмотря на то, что она – девчонка, да ещё так строго его воспитывала? (Мальвина – хороший друг, она хотела, чтобы Буратино стал грамотным.)
– Найдите и подготовьте чтение по ролям отрывка о том, как Мальвина терпеливо обучала Буратино математике.
Работа в группах, чтение по ролям.
– А чем наши девочки похожи на Мальвину? (Рассуждения детей.)
– Достойна Мальвина отправиться в страну добра? (Передвигаем фигурку за светлую дверь.)
Кого ещё из героев сказки поселим в стране добра и почему? (Рассуждения детей: Артемона, Пьеро, папу Карло, черепаху Тортилу.)
– Как мы назовём всех этих героев? (Положительные, они совершают добрые поступки.)
– Как автор относится к этим героям?
V. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
VI. Исследование характеров отрицательных героев
– Кого вы считаете отрицательными героями сказки? (Карабаса-Барабаса, Дуремара, лису Алису, кота Базилио)
– В какую страну оправим этих героев? (В Страну Зла)
– А как сам автор назвал в произведении страну зла? (Страна Дураков)
– Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты.
Дети рассуждают и доказывают.
– Определите самое подходящее качество характера каждому из этих героев.
– Какие стишки сочинил Пьеро про этих героев?
Выборочное чтение.
– Как относится автор к этим героям? Приоткроем дверь в Страну Дураков и отправим туда отрицательных героев. (Перемещаем фигурки за тёмную дверь.)
VII. Обобщение. Два мира в сказке
– Есть ещё один герой в сказке, очень важный и значимый. Из-за него началась борьба между добром и злом. Что это за герой? (Золотой ключик)
Для чего нужен Золотой ключик Карабасу-Барабасу?
– С какой целью искал ключик Буратино?
– Кто же раскрыл тайну Золотого ключика?
– А какую волшебную дверь хотели бы открыть вы? (Дверь, которая ведёт в Страну Доброты)
– А как быть с тёмной дверью? (Дети предлагают закрыть её Золотым ключиком навсегда.)
– В сказке добро опять победило зло. Мы увидели, что в этом произведении много действующих лиц, множество событий, произведение большое по объёму. Давайте уточним жанр этого произведения.
Работа по таблице “Жанры литературных произведений”
|
Дети определяют жанр произведения, как сказочная повесть и доказывают это.
VIII. Домашнее задание
– Ребята, а домовой Афанасий приготовил вам необычное задание на дом: вы должны превратить фигурки людей и животных в героев сказочной повести “Золотой ключик или Приключения Буратино”.
Дети получают рисунки. На рисунках изображены фигурки животных и людей, дети должны дорисовать характерные детали, чтобы они стали похожи на героев сказки.
IX. Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Что именно понравилось?
– В какой стране вам хотелось бы побывать вместе с героями сказочной повести?
– А ваша активная работа пришлась по душе Афанасию и он решил вам поставить оценку “5”. Молодцы! Вы это заслужили. Спасибо за урок.
5.03.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Издательство | «Проф-Пресс» |
Год издания | 2009 |
Художник | И.Есаулов |
Я начал читать 15 июня
Я завершил чтение 15 июня
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
∨ сказка
∨ о дружбе
∨ Буратино
∨ озорной
∨ весёлый
Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.
Пьеро
∨ Кот Базилио был высоким, худым и хромал на одну ногу.
∨ Лиса Алиса была доброй, заботливой, её глаза почти ничего не видели.
∨ Дуремар был маленького роста и полноват, у него было доброе лицо, с которого никогда не сходила улыбка.
Буратино не мог утонуть, потому что он был сделан из дерева.
очаг сверчок
Сверчок сидел над очагом.
1С | |||||
О | 2П | ||||
Л | Ь | ||||
Ь | Е | 3Д | 4Д | ||
Д | Р | У | Ж | 5Б | 6А |
О | О | Р | У | А | Л |
Е | З | З | И | ||
М | Е | И | С | ||
А | П | Л | А | ||
Р | П | И | |||
Е | О |
Читательский дневник. 2 класс. Ответы
Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
3.8 (75.56%) 9 votes Vash@dminvolzsky-klass.ru
Главный герой сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» — веселый и озорной мальчуган по имени Буратино, которого выстругал из говорящего полена старый шарманщик Карло. Глядя на Буратино, все удивлялись его необычайно длинному носу.
Шарманщик был очень беден. Еда появлялась нечасто в каморке Карло. На стене этой каморки висел старый холст с нарисованным очагом. Любопытный Буратино, который очень хотел есть, сунул длинный нос в нарисованный котелок и, конечно, проткнул в холсте дырку. Заглянув в отверстие, он увидел таинственную дверцу, которая скрывалась за холстом.
Шарманщик решил отправить Буратино в школу, чтобы тот поучился уму-разуму. Он продал свою курточку и купил красивую азбуку. Но по дороге в школу Буратино увидел кукольный театр и, продав азбуку, пошел смотреть кукольное представление.
Куклы узнали Буратино и, прервав спектакль, стали петь вокруг него веселые песни и танцевать. На шум вышел хозяин театра, Карабас Барабас. Он схватил нарушителя спокойствия и отнес его в кладовку. Вечером Карабасу стало холодно, и он приказал куклам принести деревянного Буратино, чтобы истопить им камин. Но Буратино рассказал Карабасу о нарисованном очаге, после чего хозяин театра неожиданно дал ему пять золотых монет и отпустил домой, наказав ни в коем случае не уезжать из каморки. Буратино понял, что с каморкой и холстом связана какая-то тайна.
По дороге домой деревянный мальчуган встретил двух мошенников, лису Алису и кота Базилио. Эти хитрецы заманили простодушного Буратино в Страну Дураков. Во время путешествия в Страну Дураков с Буратино происходят различные приключения – на него нападают разбойники, он снова встречается с куклами из театра Карабаса, которые сбежали от своего хозяина. Потом он расстается с куклами и снова встречается с лисой и котом. Эти хитрецы обманом выманивают у него деньги. В старом пруду Буратино знакомится с черепахой Тортиллой, и та дарит ему золотой ключик, найденный на дне пруда.
Еще много приключений случилось в жизни веселого деревянного мальчишки и его друзей-кукол: Мальвины, Пьеро и Артемона. Но, в итоге, тайна золотого ключика была раскрыта. Этот ключик открывал ту таинственную дверцу, что скрывалась за нарисованным очагом в каморке старого шарманщика. За дверцей герои сказки обнаружили новый чудесный кукольный театр.
В этом кукольном театре друзья стали давать свои представления, на которые ходил весь город. И все остальные куклы тоже сбежали от злого Карабаса Барабаса в новый театр, так что Карабас остался ни с чем.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Приключения Буратино» состоит в том, что добро всегда побеждает, а зло остается ни с чем. Но для того, чтобы добро победило, надо приложить усилия, действовать, а не сидеть, сложа руки. Сказка учит нас быть целеустремленными и активными в достижении поставленных целей. Также сказка показывает нам, что хитрецы и льстецы – плохие друзья.
Мне понравился главный герой сказки, Буратино. Поначалу он был глупым, непослушным созданием, но те приключения, которые ему довелось пережить, научили его распознавать добро и зло и ценить истинную дружбу.
На хитрецов и льстецов простаки ведутся.
Под лежачий камень вода не течет.
Дружба крепка не лестью, а честью.
detskiychas.ru