Конспект занятия по экологии
в старшей группе детского сада
« Будь другом природе».
Цель:
Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.
Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.
Ход занятия.
Воспитатель: Наша планета – это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)
Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение (воспитатель читает).
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок- терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет .
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Игра . «Ветер».
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?
Дети: нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей. )
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)
Каждый стареется,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды на не прожить!
Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? ( в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды. Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.
Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №2 «Уводы нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?
Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.
nsportal.ru
Цель: обогащение представления о влиянии техники на окружающую среду.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывает техника на воздух.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней; учить работать в микрогруппах.
Оборудование: сотовый телефон, магнитная доска, магниты, картинки (завод, автомобиль, самолет, цветы, деревья, трубы с очистными устройствами), 2 листа формата А5, цветные карандаши, восковые мелки, 5 картинок с изобажением техники, 5 картинок с изображением цветов, поднос.
Предварительная работа:
На прогулке проводится наблюдение за движением транспорта и за состоянием снега на территории детского сада и возле проезжей части.
Ход занятия:
Дети свободно перемещаются по группе, воспитатель неожиданно обращает их внимание на себя.
— Ребята, представляете, мне пришло голосовое сообщение на телефон. Давайте его прослушаем (Здравствуйте ребята,! Меня зовут Алиса. Я путешествию по разным планетам. И сейчас, я нахожусь на планете Роботов. Называется она так, потому что на ней живут лишь одни роботы. А все потому, что на этой планете пропал чистый воздух. Помогите мне разобраться, почему это произошло и что же можно сделать, чтобы воздух снова стал чистым. Жду ответа )
— От кого пришло сообщение? (От девочки Алисы). Что девочка Алиса нам рассказала? (На планете Роботов пропал чистый воздух)
— Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Чтобы им дышать). А скажите, грязный воздух он какой? (В нем много пыли, грязи). А как вы думаете, хорошо ли дышать грязным воздухом? (Нет)
— Давайте подумаем, почему чистый воздух мог исчезнуть с этой планеты? Что загрязняет воздух? (Машины, заводы, самолет)(На магнитной доске при каждом правильном ответе ребенка выставляется подходящая картинка соответствующая его ответу)
— Конечно, и автомобили и заводы очень облегчают жизнь человека. Но они наносят большой вред природе и воздуху, которым все мы дышим. Автомобили выделяют выхлопные газы, заводы из своих больших труб выпускают очень грязный и вредный дым, в котором много пыли и сажи. Самолеты из своих турбин выбрасывают много сажи и углекислого газа, которым человек дышать не может. Все это очень загрязняет воздух, в нем появляются различные вредные газы.
Также интересное экологическое занятие для детей: Конспект занятия по экологии в старшей группе с элементами экспериментирования в детском саду «Чаепитие с Лунтиком»
— Ребята, какие вы молодцы, вы разобрались в том, почему воздух на другой планете стал грязным. А может ли в нашем городе случиться такое? (Да). Конечно, ведь у нас тоже имеются заводы, котельные, большое количество машин. И у нас воздух может стать грязным. Помните, на прогулке мы смотрели на снег, лежащий возле дороги? Какой он? (грязный, черный). Конечно, потому что на наш белый снег осядает сажа и выхлопные газы машин, которые витают в нашем воздухе. И мы вот этим дышим.
— Ребята, а теперь давайте подумаем, что же необходимо сделать, чтобы воздух оставался чистым? (Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства) (На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка). Цветы поглощают вредные газы и выделяют тот газ, которым мы с вами дышим. Как он называется? (кислород). Деревья – это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
— Ребята, а вам не кажется, что нам уже пора передохнуть?
Физкультминутка «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
— Ребята, но ведь Алиса попросила нас отправить ей ответ, почему пропал чистый воздух и как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым. Как же нам ответить Алисе? (Позвонить, нарисовать)
— Позвонить Алисе мы не сможем, потому что она передала сообщение с неопределенного номера, а вот нарисовать ответ мы сможем и отправить по почте в космос Алисе. Что мы можем нарисовать на рисунке, где будем изображать, почему пропал чистый воздух? (Заводы, машины, вырубку лесов).
— А что мы можем нарисовать на рисунке, на котором будем изображать, как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым? (Цветы, леса)
— Сколько мы должны нарисовать рисунков? (Два). Значит нам нужно разделиться на две группы. Как мы можем это сделать? (Посчитаться, разделиться кто с кем хочет) А я хочу предложить вам попробовать разделиться с помощью картинок. Каждый подходите ко мне и возьмите одну картинку. (Дети берут картинки). А сейчас, попробуйте найти свою группу. (Разделяются на группы). Почему вы объединились в группу? (Потому что на всех картинках изображена техника). А почему вы объединились в группу? (Потому что на картинках изображены цветы)
— А теперь проходите за столы так, как вы объединились, давайте рисовать наши ответы. Группа «Техника» рисует ответ, почему воздух стал грязным, а группа «Цветы» рисует ответ, что можно сделать, чтобы воздух стал чистым (Дети проходят за столы, рисуют ответы)
— Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось! Я обязательно отправлю наши рисунки Алисе, но вначале пусть они повисят немного в нашей группе. Расскажем папам и мамам, как нужно сохранять воздух чистым. А теперь давайте приберемся на столах, чтобы и наша группа тоже оставалась чистой.
Название: Конспект экологического занятия в старшей группе «Почему пропал чистый воздух?»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , экология, Старшая группа
Автор: Михеева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»
Месторасположение: город Лесосибирск, Красноярский край
portal2011.com
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
по экологии с ИКТ
«В гости к феи Природы»
Задачи:
Материал:
Дети заходят в зал и становятся полукругом. (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
“Это кто же к нам стучится,
Просится к нам в дом?
Посмотрим?”
Влетает почтовый голубь:
“Я пол света облетел
В садик к вам я залетел!
Сообщение из леса,
Это очень интересно!”
Отдаёт конверт воспитателю.
Воспитатель:
“Давайте посмотрим. Интересно. Здесь звуковое письмо. Послушаем?”
Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:
“Здравствуйте, дорогие дети детского сада №477 я очень хочу поближе познакомиться с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До скорой встречи, Фея Природы”.
Воспитатель: “Ребята, значит, к нам гостья спешит”.
Заходит Фея Природы:
“Здравствуйте дети. Я Фея Природы. Пришла познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?
Встали. Приготовились.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы. Есть у меня волшебный цветок Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я вам его покажу. Что-то тут не так. Кто же тут хозяйничал? А где Цветик-Семицветик? Слышите, кто-то плачет? (Фея Природы заглядывает за дерево, выходит Цветик-Семицветик) Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик?
Цветик-Семицветик (ребёнок):
“Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в наем природном государстве так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает природу.
Фея Природы:
Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику. Лепестки твои стали бледными. Давай посмотрим, может с ними можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
1.Красный лепесток. “Назови художника”.
Фея Природы:
Дети, возьмите карточки на стульчиках.
“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога..” (Зима)
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна)
“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето)
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Для вас я приготовила шапочки времён года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая – осень, красная – лето. Так мы разделимся на команды. Что же на оранжевом лепестке?
2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем(чем) стал”.
Фея Природы:
“Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Кем был и кем стал.”
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра “Времена года”.
Фея Природы:
“А сейчас соберите пейзаж из частей.” (Игра выполняется в командах).
Молодцы.
4.Зелёный лепесток. Выложи коллаж “Лес”.
Фея Природы:
А сейчас выходят команда Зима и Весна. Вам задание выложить картину леса.
“Ребята, по одному вы берёте какой либо элемент и бежите до мольберта, прикрепляете его и возвращаетесь обратно. Бежит другой”. Затем задание выполняют команды Лето и Осень.
“Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.
Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
5. Голубой лепесток.
Фея Природы:
А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
– Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?
– Что обозначают эти знаки?
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Что же на синем лепестке?
6.Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Фея Природы:
“Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни”
– Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло). Вы всё знаете, молодцы. А теперь фиолетовый лепесток.
7.Фиолетовый лепесток. “Необычные круги”.
Фея Природы:
Возьмите карточки.
“У вас карточки с насекомыми, животными, растениями, цветами. Вам нужно найти свой круг и встать рядом с ним.
– Дикие животные
– Домашние животные
– Насекомые
– Цветы
Назовите свой круг”
(За это время Цветик-Семицветик одевает яркую шапочку).
Фея Природы:
“Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся к себе домой.
nsportal.ru
Конспект занятия по экологии в старшей группе: « Разнообразие
комнатных растений в группе.
Задачи:
1. Познакомить с комнатными растениями в группе и правилами ухода за ними .
2.Способствовать развитию мотивов исследовательской, природоохранной и трудовой деятельности.
3. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.
Оборудование: удобрения (яичная скорлупа, луковая шелуха, карточки-символы.)
Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание стеблей и листьев у разных растений. Разучить с некоторыми детьми загадки о комнатных растениях для д\игры.
Ход занятия (Дети стоят в кругу на ковре в центре группы.)
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Возьмите карточки и покажите друг другу свое настроение .( солнышко, тучи) Настроение у всех хорошее. Я вам желаю удачи на занятии. Будьте внимательны и активны.
Воспитатель: Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо. Его написал Карлсон . Он просит вас о помощи. Ему подарили цветок в горшке и он не знает, что с ним делать. Вот он прилетел к нам в группу и тоже очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…
Воспитатель: Давайте сегодня сами вспомним и поможем Карлсону разобраться с комнатными растениями…Узнаем их названия, как нужно за ними ухаживать и какую пользу они приносят людям. А чтобы ему было все понятно- я предлагаю отправиться в научный центр. ( Дети садятся на стульчики полукругом)
Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному.
Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений. Для этого предлагаю всем перейти в нашу лабораторию .( Дети за столами)
(на столах у детей схематические рисунки строения растений)
Воспитатель: Дети, вы узнали , что изображено на карточках?
Ребенок: Да. Это растение. У растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.
Воспитатель А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…
Ребенок: Корень в земле, его не видно.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод, что же мы знаем о растениях?
Дети: Все растения дышат, растут, размножаются.
А теперь немного поиграем. Карлсон , как и вы любит отгадывать
загадки.
Фиалки
На окошке мы стоим,
Вас порадовать хотим
И глядим всегда на вас
Синевою добрых глаз.
А как вы догадались, что это фиалки?
Кактус
Вас приветствую, ребята
Встречи с вами очень рад я.
Я цветок-забавный ежик,
Хоть без ручек и без ножек.
Жил в пустыне я всегда,
Где отсутствует вода.
А теперь живу в горшочке
Ваш зеленый я дружочек.
-Почему вы решили, что это кактус?
Молодцы, загадки отгадали. Предлагаю Карлсону и вам обратить
внимание на презентацию и быть очень внимательными, так как картинки
комнатных растений, что вы увидите в компьютере-находятся у нас в
группе- ваше задание будет отыскать по внешним признакам это растение в
группе.
А я вам буду говорить его научное название.( расставляют карточки с
названиями растений)
-Как вы думаете, все ли растения требуют ухода? А как за ними надо
ухаживать?
Воспитатель-Растения не только требуют ухода, но их еще и
подкармливают.
-Что такое подкормка? (ответы детей)
Предлагаю разделиться на две группы для ответа на вопросы
1 группа обратиться в библиотеку и найдет ответ на вопрос: Что такое
2 группа– может обратиться за помощью к гостям и спросить у них как помогает скорлупа , луковая шелуха и талый снег растениям?
-Сейчас можете выбрать себе тот цветок, за которым вы хотели бы ухаживать.
. А что же еще они от нас ждут? (ответы детей)
-Конечно же, ласковых слов.
Дети говорят своим зеленым друзьям ласковые слова.
-Вот мы и позаботились о своих друзьях. Так и поступают настоящие друзья.
Думаю, что Карлсону было очень интересно и он научился у вас , как
правильно ухаживать за растениями.
Закрепление материала
Дидактические игры
1. Дидактическая игра «Подойди к растению, которое я назову»
Подойдите к самому высокому растению. Это китайская роза.
Подойдите к самому низкому растению. Это фиалка.
Подойдите к среднему по величине растению. Это калатея.
Один, два, три, к лиане иди!
Один, два, три, к мужегону иди!
Один, два, три, к циссусу иди!
2 Дидактическое упражнение «Разложи цветы»
На каждом горшке написана цифра. Разложите цветы так, чтобы в каждом горшке расцвело столько цветов, какая цифра написана на этом горшке. Сколько цветов расцветет в горшке с цифрой «1»? Один цветок. А в горшке с цифрами «2» и «3»?
Динамическая пауза «Помощники» (муз.сопровождение»Мамин помощник»)
Дети под текст песенки имитируют такие действия: тряпочками вытирают пыль, поливают из лейки, подметают вениками, губкой моют посуд
Итог занятия.( дети стоят в центре группы на коврике)
Оцените свою работу на занятии.
Зеленый кружок -было очень интересно, со всем справился.
Желтый -испытывал затруднения
Красный-много было непонятно и трудно
Спасибо за внимание.
Открытое занятие в старшей группе по экологии.
Тема занятия: « Воздух»
Цель:
– формирование представлений об основных свойствах воздуха;
– формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
– способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных ,растений;
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами(невидим, лёгкий, не имеет запаха, а так же дать предсталение о том, что ветер- это движение воздуха;
-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-активизировать и расширять словарный запас.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес в процессе эксперем. деятельности;
-развивать умение делать выводы;
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся. (приветствие детей)
А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковёр. Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. ( игра на общение).
Станем рядышком, по кругу, скажем « Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем « Привет!» и « Добрый день!»
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся!!
Доброе утро!
Присаживайтесь на коврики.
Основная часть.
Ребята, сегодня утром я очень торопилась к вам, и когда подошла к группе, увидела странную коробочку, которая стояла около нашей группы.
Интересно, что в ней. Давайте посмотрим….
Письмо.
Отгадайте что я,
Отгадайте, какой я,
Расскажите для чего я….
Ребята, что это может быть? ( ответы детей)
В коробке что-то должно быть, но я например ничего не вижу, а вы?….ответы
Может , понюхаем?(дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют.
Я ничего не понимаю….
Заглянем ещё раз, что вы видите внутри коробки…
(мы видим только стенки и дно)
Может кто-то догадался, что это может быть?
(ответы детей)
Это воздух!
(Если дети не догадаются , то можно использовать загадку)
Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый . но всё же
Без него мы жить не можем!
Это воздух!
Правильно!! В коробке воздух!!
Ребята, а мы ещё должны узнать какой он!! Чтобы узнать какой воздух, его можно исследовать в ЛАБОРАТОРИИ.
Что такое лаборатория? СЛАЙД
(это место где исследуют что-нибудь, ставят опыты)
Вот наша лаборатория. Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей воздушной лаборатории, а вы моими младшими помощниками. Согласны?
Но помните в лаборатории нужно соблюдать одно правило:
НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ СТАРШЕГО СОТРУДНИКА!
(звучит весёлая музыка, дети надевают халаты, подходят к столам)
Итак! Приступаем! Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх, вниз, вы видите воздух? (нет)
А он есть, значит он какой? (прозрачный, невидимый)
Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
ОПЫТ № 1.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (пуст)
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его. Пакет полон воздуха и похож на … подушку. Воздух занял всё место в пакете. Возьмём тоненькую палочку и проткнём пакет, поднесём к лицу, что чувствуете(воздух)
ВЫВОД: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать. Воздух можно почувствовать, пакет пуст воздуха в нём нет.
ОПЫТ № 2.
Кладу лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привожу салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Почему салфетка слетела со стола? Я до неё не дотронулась (её сдул ветер)
Хотите почувствовать , как движется воздух. Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный.
ВЫВОД: ветерок –это воздух, который движется.
ОПЫТ № 3.
Мл. пом. Воздух повсюду …и даже внутри нас!!! Хотите его увидеть?
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Выполняют.
Что вы увидели? (пузырьки воздуха)
Дуем сильно, слабо. Пузырьков было одинаковое количество(много, мало).
ВЫВОД:
Когда вдыхаем много воздуха, то пуз. много, а если мало, то и пуз. мало.
Мы увидели воздух, который находится внутри нас.
ОПЫТ № 4.
«Узнай по запаху»
А можно ли почувствовать запах воздуха? ( ответы)
Сам воздух запаха не имеет, но может запах переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.(кухня детского сада) (примеры детей)
Каждому из вас с предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, чеснок).
Вы справились с заданием! Молодцы , младшие пом-и.!
ОПЫТ № 5.
Имеет ли воздух вес?…..Это мы сейчас и проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины, таз с водой.
Возьмём кусочек резины и опустим в воду. Что произошло? Утонул! А теперь опустим резиновую игрушку, а она не тонет. Почему? Внутри игрушки воздух, он легче воды. А где ещё воздух нам помогает не тонуть (надувные круги).
Уважаемые мл . пом.! Мы проделали большую работу, а теперь немного отдохнём! Самое интересное.
КЛЯКСОГРАФИЯ!
Что это ? Кто знает?
Это рисование воздухом!! СЛАЙД
Сейчас мы с помощью красок, трубочки, воздуха будем рисовать на листе бумаги..
Показ.
Капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи трубочки.
Под музыку дети рисуют.
Итог.
Заключение:
Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали? Чему научились? Где изучали в воздух?
nsportal.ru
Открытое занятие в старшей группе по экологии.
Тема: «Планета в опасности!»
Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.
Задачи:
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
• Развивать связную речь;
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
• Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
Предварительная работа:
• Наблюдения в природе.
• Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.
• Заучивание стихотворений.
• Подбор игр, загадок.
• Выполнение физкультурных разминок;
• Чтение произведений художественной литературы с описанием.
Тип занятия: комбинированный
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.
Ход ООД:
Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Со стула не встану,
Его крутану.
В любой точке мира,
На нем окажусь! (Глобус)
А что такое глобус (Модель нашей планеты)
Как называется планета, на которой мы живем?
А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.
(Отрывок из мультфильма «Я – Земля»)
Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?
Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.
Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.
Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.
От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.
А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.
Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.
Поиграем в игру. Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.
-Если разведу костер, а тушить не буду?
-Если сильно насорю и убирать не буду?
– Если мусор уберу, банки закопаю?
– Я люблю свою природу, я ей помогаю?
– Если я приду в лесок и сорву ромашку?
-Если съем я пирожок, выброшу бумажку?
= Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
-Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.
Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)
А хотите побывать в роли экологов-исследователей?
Тогда лаборатория №1 ждет вас.
Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?
Проходим в лабораторию №2.
Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?
Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.
А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?
Приглашаю вас в лабораторию №3
Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.
Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.
Наше занятие подошло к концу, вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.
И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
infourok.ru
Методическая разработка.
Конспект занятия по экологии
в старшей логопедической группе
«Живая природа»
Составитель:
Воспитатель старшей группы
ГДОУ В.О. района
Лавренко Татьяна Михайловна
Санкт -Петербург
2017
Цель
Обобщать, расширять знания детей о живой природе, показать их взаимозависимость, способствовать развитию познавательных интересов. Дать понятие, что природа – это наш общий дом.
Задачи НОД:
Образовательные.
Развивающие.
Воспитательные.
Интеграция образовательных областей:
“Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”
Оборудование:
Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций по тем “Живая природа”, чтение стихов о животных.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
– Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)
– А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).
– Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).
– Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?
Пройти по кабинету. Подойти к макету лес.
– Первая остановка – лес. Ответьте пожалуйста на вопросы:
Какие животные живут в лесу?
Как называются животные, которые живут в лесу?
Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
Чем питаются животные?
Как называются животные, которые едят только растения?
Как называются животные, которые едят только мясо?
Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.
Как готовится к зиме заяц?
Как готовится к зиме медведь?
Как готовятся к зиме белка?
Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?
– Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.
– Давайте пойдем дальше и подойдем к макету водоема (озера).
Физминутка.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайкее холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайка прыг, зайка скок.
И скорее под кусток.
– Вот вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
Кто живет в воде?
Какие рыбы живут в реке?
Какие рыбы и животные живут в море?
Какое животное самое большое на земле?
Что нужно обитателям воды для жизни?
– Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.
– Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».
Подумайте и скажите:
Есть ли жизнь в воздухе?
Кто живет в воздухе?
Чем отличаются птицы от животных?
Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).
Почему птицы улетают?
Чем питаются птицы?
– Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?
Итог занятия.
А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?»
иИспользуем «Кольца Луллия». (вызываю к столу по одному 5-6- человек).
– А теперь скажите, кто как передвигается?
Человек – ходит, птица-…, рыба-…, змея-…, кузнечик-…
– Кто как подает голос?
Корова мычит, лошадь-…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…
– Кто как есть?
Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…
Молодцы, ребята, наше занятие окончено.
nsportal.ru