Уголок математический в детском саду – оформление по ФГОС, варианты для старшей, средней, подготовительной и младшей группы + фото

Содержание

оформление по ФГОС, варианты для старшей, средней, подготовительной и младшей группы + фото

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.

Актуальность логико-математических зон в дошкольных учреждениях

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:

  • желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;
  • умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;
  • умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.

Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.

Задачи организации математических уголков

В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.

Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше. Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.

Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:

  • Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
  • Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике, воспитатель имеет возможность и проводить целенаправленную работу с малышами, и делиться опытом с коллегами, что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы. Кроме того, педагог видит, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить. Если игры и оборудование хранятся в разных местах, бессистемно, вести их учёт и своевременно пополнять гораздо труднее.
  • Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детишек, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности исподволь, косвенно: к примеру, если ребёнок любит рисовать, то ему можно предложить разукрасить изображение домика, рыбки, дерева, сложенное из геометрических фигур, называя каждую фигуру («А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?») или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Некоторые дети гораздо быстрее схватывают информацию, которая подаётся не как главная, а как второстепенная, что и используется во время творческой и игровой деятельности в уголке математики.
  • Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. Например, в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность, пытливость. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
  • Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
  • Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).
  • Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.

Осваивать новые знания можно и в увлекательной математической игре совместно с педагогом

Требования к организации математического уголка

Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, — это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:

  • Безопасность и охрана здоровья детей.
    • Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Поэтому пуговицы, фасолины и другой подобный материал для отсчитывания, пересчитывания наощупь должен храниться в наглухо завязанных или зашитых мешочках, чтобы дети не могли самостоятельно достать их и использовать не по назначению. Пользоваться такими предметами без надёжной упаковки допустимо лишь под строгим контролем педагога.
    • Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квадратов) лучше использовать мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
    • Полки, стеллажи для игрушек и игр должны быть надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
    • Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.
  • Доступность, соответствие возрасту детей.
    Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок.
    Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, можно ввести одну-две игры или наглядный материал для более старшего возраста.
  • Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях.
  • Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
    • Дети должны иметь возможность не только увидеть количество предметов на картинке, соотнести его с определённым числом, но и самостоятельно составлять множества из мелких игрушек, природного материала (каштанов, камушков, шишек), разделять их на меньшие, объединять в одно.
    • Чтобы ребёнок мог на практике сопоставить и сравнить предметы по величине, обследовать их, убедиться, к примеру, что шар действительно круглый и катится, а у куба есть грани и углы, что большое ведёрко вмещает в себя много шариков, а маленькое всего один и тому подобное, необходимо иметь достаточное количество соответствующих деталей конструктора, втулок, вкладышей, ёмкостей различной величины.
      Особенно актуальны они в младшей и средней группе, где мышление детей ещё опирается на практические действия.
    • Проведя свой маленький эксперимент, юный исследователь убедится в правоте слов воспитателя и будет гораздо больше доверять ему, а также получит массу тактильных и сенсорных ощущений, способствующих развитию интеллекта.
  • Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты в рисовании, лепке, аппликации, создании моделей, прочей изобразительной деятельности. Уголок математики стоит оснастить раскрасками, альбомами для наклеек, творческими играми математического содержания: «Сложи узор», «Оживи цифру», «Геометрическая мозаика». Очень нравится детям выкладывать узоры, картинки с сюжетом из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и простых счётных палочек, картонных геометрических фигур.

Всё оборудование уголка располагают так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться

Следует учить дошкольников всегда складывать материалы, пособия после игр на место, поощрять тех, кто делает это без напоминания, по собственной инициативе.

Паспорт уголка математики

Чтобы всё оборудование и материалы уголка были учтены, а педагог мог наметить, что ещё следует изготовить, на какую область обратить особое внимание, ведётся паспорт математического уголка.

Таблица: примерный образец паспорта математического уголка в ДОУ

Виды деятельности в математическом уголке

Основными видами деятельности в математическом уголка являются:

  • Совместная деятельность педагога и воспитанников. Это может быть дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, моделей, экспериментирование, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
  • Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, экспериментальная, игровая, художественная, конструирование, моделирование.

Экспериментальная работа по определению объёма жидкостей проходит под контролем воспитателя

Особенности оформления и содержания логико-математических зон в разных возрастных группах

Содержание уголка математики подбирают в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.

Математический уголок для детей младшего дошкольного возраста

Малыши четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному. Поэтому среди оснащения уголка должны быть предметы для действий с ними, такие как:

  • Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы, в форме цветов, овалов, а также с «верхушками» в виде голов зверят, сказочных персонажей. Ребятишки не только складывают их, но и сравнивают по высоте, обыгрывают, рассматривают и сравнивают отдельные кольца пирамидок, пытаются надеть по порядку, радуются положительному результату.
  • Матрёшки. Их дети собирают и разбирают сначала под руководством педагога, а после самостоятельно, сравнивают по величине, пытаются выстроить в ряды в порядке убывания и возрастания по величине.
  • Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Сейчас их существует огромное количество, в том числе и математического направления, когда втулки сделаны в форме геометрических фигур разного цвета и размера. Такие игры очень нравятся малышам и приносят большую пользу, развивая одновременно и цветовосприятие, и знания о геометрических фигурах, и мелкую моторику. Существуют также игры со втулками в виде мягких ковриков из вспененной резины, ими можно играть и за столом, и на полу. Втулки, вкладыши можно использовать и отдельно от основы, создавая узоры, картины по желанию детей, но после такой игры следует все элементы разложить по соответствующим играм.
  • Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Эти развивающие пособия можно применять в младшей группе, но не для установления логических цепочек или соотнесения длины палочки и числа, а как игровой материал для создания несложных конструкций, картин. Рассматривая и обследуя блоки Дьенеша, дети закрепляют знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый), а палочки Кюизенера познакомят их с розовым, фиолетовым, оранжевым цветом, что является элементом опережающего развития, а также побуждают сравнивать и устанавливать последовательности предметов по признаку длины.

    В младшей группе из палочек Кюизенера дети просто выкладывают картинки, узоры

  • Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами. В совместной игре педагог демонстрирует способы обследования геометрических тел, а после дети и сами экспериментируют с ними, выясняя, какая деталь может катиться, а какая устойчива и подходит для создания постройки. Сравнивая деревянные и пластиковые части конструктора по весу, дети получают первое представление о том, что предметы одинаковой формы могут быть тяжёлыми и лёгкими, и зависит это от материала, из которого они сделаны.
  • Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики. Складывая из них узоры, ребятишки не только закрепляют цвета, но и усваивают понятия «много», «мало», «один», учатся размещать изображение на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Мозаика развивает творческое воображение, умение сравнивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.

В математическом уголке для 2 младшей группы преобладают игры на действие с предметами

Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток). Большое внимание уделяют играм на сравнение предметов по величине, форме, составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы».

Таблица: картотека настольно-печатных игр по математике для второй младшей группы, которые воспитатель может изготовить самостоятельно

При подборе игр следует обращать внимание на такие нюансы:

  • Кубики, детали пазлов, мозаики должны быть не слишком крупными и не мелкими, удобными для детской руки.
  • Детали конструктора, игрушки, пирамидки для составления сериационных рядов, образования множеств лучше подбирать ярких, насыщенных основных цветов или пастельных переходных (розового, фиолетового, салатового). Кричащих, чрезмерно ярких, так называемых кислотных оттенков стоит избегать. Они действуют раздражающе на тонкую детскую психику, кроме того, отрицательно влияют на формирование художественного вкуса. Естественные цвета и оттенки — лучший выбор.
  • Настольные игры, изготовленные воспитателем, рационально обклеить прозрачной плёнкой, скотчем, чтобы они подольше сохранили свой привлекательный внешний вид. Особенно важно сделать это, если при изготовлении карточек, картинок использовали гуашь или акварель. Краски могут размазаться, испачкать одежду, руки детей, а игра придёт в негодность.
  • Для украшения уголка часто используют крупные фигурки персонажей сказок, детских книг. Они должны также соответствовать программе. В младшей группе мало кому из детей известны Дюймовочка, Чиполлино, Незнайка, а тем более Знайка, поэтому украшать их портретами уголок математики ещё рано. Уместнее будут Колобок (он и по форме напоминает геометрическую фигуру — круг), Зайчик, Гномик, Клоун. Эти герои известны и любимы детьми, вызовут интерес и положительные эмоции.

Особенности подбора материала для средней группы

Уголок математики в средней группе пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин.

Дети пятого года необычайно пытливы и любознательны, их интересует не только мир предметов, но и звуков, запахов, тактильных ощущений. Прекрасным дополнением логико-математической зоны станет коллекция ароматов: в маленьких небьющихся пузырьках помещают кусочки ткани, пропитанные запахом апельсина, ванили, различных духов, закрывают пробкой с отверстиями и плотной крышкой, — а также «коллекция звуков», то есть детских музыкальных инструментов и шумовых игрушек, непрозрачных баночек с металлическими мелкими предметами, горохом, крупой, песком (они должны быть надёжно закрыты). Это оборудование стимулирует детей к исследованию, мыслительной деятельности, учит делать предположения, догадки. Непосредственно математический материал пополняют играми с цифрами, числами, счётом.

В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные предметы, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схемы, пиктограммы.

Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Википедия

С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».

Интересны детям и такие игры и пособия:

  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного. Для эффективного их использования необходимо иметь достаточное количество схем и картинок того, что получится при выкладывании в итоге.
  • Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).
  • Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5.
  • Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).
  • Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки. Повысит интерес детей к такому виду деятельности использование игрушек-зверят, белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом.
  • Для освоения навыков измерения длины, высоты, объёма в математическом уголке размещают тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах. Используют этот материал только в совместной деятельности с воспитателем, потому что верёвочки, тесёмки и тому подобное представляют опасность для детей, а песок, крупу и другой сыпучий материал легко рассыпать, смешать. Для самостоятельной деятельности удобен и безопасен ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего». Материал должен быть такого размера, чтобы не представлять опасности для здоровья детей.

Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.

Наполнение уголка математики в средней группе становится богаче, потому что возрастают и способности воспитанников к овладению информацией

Математический уголок в старшей группе ДОУ

У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

Раскрыть и развить эти качества поможет им и уголок математики. Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов. К примеру, если в средней группе ребёнок соотносит по высоте 5–6 домашних животных, то в старшей ему будет гораздо интереснее построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов).

Игры с блоками Дьенеша также усложняются и приобретают множество вариантов.

Таблица: картотека игр с блоками Дьенеша для старшей группы

Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.

Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.

Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.

Фотогалерея: элементы оборудования математического уголка в старшей группе

Что ещё следует учесть:

  • Название уголка лучше выбрать не слишком «взрослое». «Клуб математиков», «Юные Архимеды» больше подойдут для начальной школы. А вот «Малыши и математика», «С математикой мы дружим», «Весёлая (забавная) математика» подойдёт и для младшей, и для средней групп. В старшей группе дети любят путешествия, сказочные, волшебные сюжеты, и уголок может носить название «Страна математики», «Королевство Феи математики», «Волшебная математика». Иногда название уголка созвучно названию группы: «Зайки-знайки», «Математическая ромашка», «Гномики-математики». Красочно оформив название, педагог непременно знакомит с ним детей, поясняет его смысл.
  • Уделите внимание подбору материала, который стимулирует креативность и творческие проявления детей. Например, в старшей группе уголок математики можно пополнить шапочками с изображением цифр, геометрических фигур, предложить ребятам перевоплотиться в этих жителей страны математики и рассказать о «себе» (описать фигуру, цифру).
  • Не перегружайте оформление уголка пёстрыми разноцветными плакатами, героями из различных сказок одновременно. Пусть лучше в этом месяце к детишкам в гости придут Смешарики и поучат их определять состав числа (1–2 новые игры на состав числа с любимыми персонажами в оформлении), а в следующем появятся Маша и Медведь и будут вместе с детворой определять высоту, ширину, длину предметов (1–2 новые игры на измерение с помощью линейки и условной меры).
  • Чтобы дети не рвали и не портили печатные игры, им нужно давать возможность экспериментировать с бумагой, рвать, мять, скручивать её. Тогда они не будут испытывать свойства бумаги на игровом материале. Обеспечьте воспитанников бумажными полосками разного цвета, длины, ширины, предложите им сложить полоски гармошкой, разорвать на части, сложить из частей треугольник, квадрат, лошадку. А после смять и положить на ладошку. Спросите детей: «Что мы получили? Шарик из мятой бумаги. Это мусор? (Да). С чем интереснее играть, с этим шариком или тем, что находится в математическом уголке? (ответ очевиден)» Попросите детей никогда не мять и не рвать книги, тетради, карточки для игр в уголке, иначе всё это превратится в ненужный мусор. Для воспитанников средней и старшей группы такая короткая воспитательная беседа на основе практических действий принесёт больше пользы, чем просто запрет не рвать и не портить оборудование уголка. А за малышами нужно хорошо присматривать и терпеливо объяснять, что можно делать, а чего нельзя.

Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике. Этот интерес при умелом руководстве педагога может перерасти в любовь к сложной, но замечательной и важной науке, царице всех наук, поэтому на оформление и наполнение уголка математики в ДОУ следует обратить особое внимание.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме: Математический уголок в старшей группе «Занимательная математика» | скачать бесплатно

Цель: способствовать развитию логического, математического мышления, развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи математического уголка:

1. Воспитание умения самостоятельно применять материал с целью освоения математических знаний, активно включаться в индивидуальную или коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости, свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр и математических материалов, практических заданий.

2. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата.

3. Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения.

Актуальность:

у детей возрастает потребность в познавательной активности, интерес к математическому миру, желание узнать новое.

Математический уголок – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Мы расположили его у окна, на освещенном участке группового пространства.

Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д., играть индивидуально или совместно с другими детьми.

 

Наполняемость математического уголка:

В математическом уголке находится ковролин, доска для работы с  мелом, магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.

Также в математический уголок входят:

Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:

 «Колумбово яйцо», «Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Квадраты Воскобовича», «Волшебный квадрат», «Лабиринты» и т. д.

Раздаточный материал:

Плоский – наборы геометрический фигур, насекомые, животные, цветы, ягоды, грибы, палочки  Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры, знаки, полоски, линейки.

Объемный – овощи, фрукты, счетные палочки, весы, веера, геометрические фигуры, звери.

Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям:

«Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Торопись, да не ошибись», «Найди лишнее», «Путешествие Белоснежки», «Примеров много, а ответ один», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Чудо – дерево», «Посади огород», «Угол», «Температура», «Замени число», «Сравни домики», «Угадай, что где находится», «Объем» и т.д.

Всего в группе 37 дидактических игр.

Дидактические пособия:

модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания.

 

Настольно-печатные и развивающие игры:

 «Мозаика», «Подбери узор», «Веселый паровозик», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, цветы, животные, времена года, овощи, фрукты, машины, продукты, игрушки и т.д.), «Большой – маленький», «Части целого», «Домашний уголок», «Соответствия», «Гусеница», «Фигуры», «Ассоциации» (времена года, спорт, фигуры и формы, цвета, величина, найди пару).

Материалы для индивидуального  развития:

карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы.

Раскраски:

«Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски.

Математические развлечения:

 

загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

 

Литература для детей математического содержания:

математические сказки, словесные задания.

 

Картотека игр  (с описанием), консультации для родителей.

Демонстрационный материал:

1)Часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками), песочные часы.

2)Материал для ковролина: животные, дерево, цифры, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д.

3)Различные математические плакаты.

4)Книги для детей по математике;

5)Иллюстрации, картинки.

Математический уголок  мы показали

Немного о себе мы рассказали.

И будем в гости мы вас ждать,

Нам есть еще, что показать!

nsportal.ru

Положение о смотре- конкурсе “Лучший математический уголок в ДОУ”

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ №21

__________________ С. С. Данильян

ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ

«ЛУЧШИЙ ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ»

  1. Общие положения

Конкурс проводится в МДОУ № 21 в соответствии с годовым планом. Данное Положение регламентирует порядок организации и проведения смотра- конкурса на лучшее оформление математического уголка в группе (далее – Конкурс).

Основополагающими принципами проведения конкурса являются принципы равных условий и возможностей для всех участников.

Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса на лучшее оформление математического уголка в группе и утверждается приказом заведующего МДОУ №21.

Дата проведения конкурса –

2. Цели и задачи смотра-конкурса:

Цель конкурса:

Изучение состояния организации математических уголков в детском саду, распространение передового педагогического опыта.

Развитие, поддержка, поощрение индивидуальных творческих инициатив участников конкурса.

Задачи конкурса:

Пополнить материальнотехническую базу групп по познавательному развитию дошкольников.

Объединить художественные интересы и активный творческий потенциал педагогов разных групп, побуждать к поиску оригинального подхода к оформлению математических уголков.

Повышать эстетический и художественный уровень оформления уголков групп.

Формировать творческий вкус, эстетическое восприятие дизайна интерьера.

Выявлять лучший опыт в оформлении математических уголков групп, обобщать, распространять и популяризировать положительный опыт по тематическому оформлению.

3. Организатор смотраконкурса – Администрация МДОУ № 21 

4. Участники смотраконкурса – воспитатели всех возрастных групп.

5. Порядок проведения Конкурса

Воспитатели возрастных групп объединяются для разработки оформления.

Воспитатели могут привлекать для оформления уголка детей и их родителей.

6. Конкурсная комиссия

Для руководства и подведения итогов смотраконкурса создается конкурсная комиссия в составе:

Данильян С. С. – заведующий МДОУ №21, председатель комиссии.

Левчук О. Н. – старший воспитатель МДОУ№21, член комиссии,

Авагжанова В. Э. – музыкальный руководитель МДОУ №21,

Вартанова О. А. – инструктор по физической культуре, представитель ПК, член комиссии.

Конкурсная комиссия организует и проводит конкурс на базе групп МДОУ №21.

Подводит итоги смотра – конкурса в срок до 20 февраля 2017 года и определяет победителей.

В своей работе конкурсная комиссия руководствуется настоящим Положением.

7. Критерии оценки содержания уголков

7.1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

7.2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др. ; счетные палочки и другое).

7.3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки):

• Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др. ;

• Картотека математических загадок;

• Картотека математических считалок;

• Картотека задач в стихах;

• Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

• Лабиринты, головоломки;

7.4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

7.5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам:  «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.)

7.6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы.

Для детей 3—4 лет

• Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам.

• Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши) .

• Геометрическая мозаика.

• Две-три матрешки.

• Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

• Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).

• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.)

Для детей 4—5 лет

• Игры для понимания схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

• Игры для освоения величины, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

• пирамидка деревянная с квадратными или прямоугольными элементами

• объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением

• мозаика

• домино

• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.

Для детей 5—6 лет

• мозаика

• тематические домино

• конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «Счет», «Расположение»

• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.)

Для детей 6- 7 лет

• мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм

• игры головоломки

• домино

• Игры с цифрами, монетами.

• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.)

7.6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы.

8. Награждение победителей

Победителями конкурса признаются группы, набравшие наибольшее количество баллов (0-3).

Решение о признании победителей конкурса и их поощрении оформляется протоколом заседания комиссии.

Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются дипломами и подарками.

infourok.ru

Смотр-конкурс математических уголков / МБДОУ д/с “Малыш”

26.10.2014

24.10.2014 г. в детском саду был организован смотр-конкурс математических уголков. В конкурсе приняли участие все группы. По решению жюри конкурса грамотами по номинациям были награждены:

–     в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие развивающих игр” – воспитатели подготовительной группы Полянина Л.С., Новикова Л.Н.

–     в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие занимательного математического материала” – воспитатели старшей группы Урюпина Г.А.,  Новикова Л.Н.

–     в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие счётного материала” – воспитатели средней группы Рослякова В.В., Блохина Л.В.

–     в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие материала по сенсорному развитию” – воспитатели младшей группы Габдрашитова Ф.З., Блохина Л.В.

 

Оценка осуществлялась в соответствии с критериями «Положения о смотре-конкурсе»:

–     Наличие в группе дидактических игр по математическому развитию в соответствии с рекомендациями программы «От рождения до школы» (разнообразие игр, достаточное количество, эстетичность оформления)

–     Наличие в группе разнообразного счетного материала (разнообразие, достаточное количество, эстетичность внешнего вида)

–     Наличие в группе занимательного математического  материала (картотека задач-шуток, головоломок и др; математических загадок; математических пословиц и поговорок; математических считалок; задач в стихах; стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; лабиринты, головоломки; математические развивающие и интеллектуальные, логико-математические игры).

–     Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

Члены жюри отметили творческий, грамотный, ответственный подход воспитателей к конкурсу. 

 

ОТЗЫВ Филипповой Е.В.,

представителя родительской общественности, члена жюри смотра-конкурса:

 

24 октября в нашем детском саду «Малыш»  в целях создания условий математического развития детей проходил смотр-конкурс математических уголков. Я была включена в состав жюри конкурса.

В процессе работы жюри была поражена работой воспитателей по организации уголков. Все воспитатели подошли к конкурсу ответственно и творчески. Было продумано оформление уголков и их названия. Педагоги обновили и изготовили новые игры, пособия, картотеки, подобрали счетный и занимательный материал. Привлекли к работе воспитанников и их родителей.  Отмечу насыщенность, разнообразие, оригинальность и эстетичность содержания. В уголках созданы все условия для самостоятельной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений.

Конкурс прошел на высоком уровне. Хочу поблагодарить коллектив МБДОУ детский сад «Малыш» за создание условий развития наших детей и пожелать новых творческих идей.

 

Уголок “Развивайка” в младшей группе


 

Уголок “Веселая математика” в средней группе

Уголок “Знайка-узнайка” в старшей группе


  

Уголок “Подводный счёт” в подготовительной группе

 

 

 

detsad-malish.okis.ru

Математический уголок в средней группе. Подготовила: воспитатель Калашян О.В.

Транскрипт

1 Математический уголок в средней группе. Подготовила: воспитатель Калашян О.В.

2 ГРУППА «Бусинки»

3 «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А. Маркушевич)

4 Требования к математическому центру по ФГОС Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал : магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Так же в данном центре присутствуют различные развивающие игры : «Квадрат» Воскобовича «Палочки Кюизенера» Большой перечень дидактических игр математической направленности.

5 Задачами уголка математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

6 Математический центр- это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами.

7 Создавая математический уголок мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми.

8 Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

9 Дидактические игры: «Составь фигуру» «Сложи узор» «Чертеж и постройка» «Нарисуй картинку палочками» «Разрезные картинки» «Веселые шнурочки»

10 Настольно печатные и развивающие игры: «Мозаика» «Подбери узор» «Веселый паровозик» «Логический поезд» «Мои первые цифры» «Цвета» «Геометрические формы»

11 Материалы для индивидуального развития: -математический домик с крышками -многоэтажный математический дом -карточки «шуточные математические задачи» -пятнашки -кубик-рубик -змейка -счетные машинки -счеты -пазлы -лото -домино

12 Картотека игр: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ

13 Картотека игр: «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Ход игры: Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

14 Картотека игр: «Художники» Цель: развитие ориентировки в пространстве Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

15 Картотека игр: «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части. Ход игры: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного – ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

16 Картотека игр: «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Материал : Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки. Содержание : Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

17 Картотека игр: «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Материал. Цветные косынки от 5 до 10. Содержание : Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

18 «Сколько?» Картотека игр: Цель: развитие мышления. Содержание: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: -Сколько хвостов у семи ослов? -Сколько носов у двух псов? -Сколько пальчиков у одного мальчика? -Сколько ушей у пяти малышей? -Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

19 Игры своими руками В течении года по мере освоения игр, замещаем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть.

20

21 :

22 Консультация для родителей: В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно “между делом”. Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

23 Консультация для родителей: Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д. Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет четыре, а красных – два. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

24 Консультация для родителей: Необходимо знакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители.

25 Консультация для родителей: Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

26 Наш математический центр решает такие задачи: – Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; – Воспитании у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

27

28 Спасибо за внимание! Уголок мы показали, О себе все рассказали. Вас в гости снова будем ждать, Нам есть еще, что показать.

docplayer.ru

Консультация на тему: Организация и содержание уголков занимательной математики. Примерный перечень материала в уголке. | скачать бесплатно

Организация и содержание уголков занимательной математики

Примерный перечень материала в уголке

МАДОУ ДСОВ № 19

                                                                      МАДОУ ДСОВ № 19

                                                                      Воспитатель: Соловьева С.В.

Организация и содержание уголков занимательной математики

Примерный перечень материала в уголке

МАДОУ ДСОВ № 19

II-я младшая группа

Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам.

  1. Мелкие игрушки в количестве много и один.
  2. Игрушки разные по величине.
  3. Игрушки разные по цвету.
  4. Картинки с изображением частей суток, времени года.
  5. Дидактические игры соответственно возрасту.

Средняя группа

  1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5.
  2. Игрушки разные по величине.

3. Таблицы с предметами двух видов по величине.

4.Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

  1. Картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них.
  2. Картинки с изображением времен года (деятельность детей).
  3. Дидактические игры соответственно возрасту.

Старшая группа

  1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10.
  2. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета.
  3. Игрушки разной величины от 1 до 5.шт.
  4. Геометрические фигуры средней группы и  призма,  конус.
  5. Картинки с изображением разных частей суток (явления природы).
  6. Картинки с изображением времен года (явления природы).
  7. Таблицы с изображением символов частей суток и времен года.
  8. Счетные палочки.
  9. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.
  10. Календарь с днями недели со II-го полугодия.
  11. Логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.
  12. Дидактические игры соответственно возрасту.

Подготовительная к школе группа

1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20.

2. Игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины.

  1. Знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше2.
  2. Таблицы с задачами.
  3. Геометрические фигуры старшей группы и многоугольники.
  4. Таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел.
  5. Календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года).
  6. Макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках.
  7. Весы, гирьки.
  8. Емкости для измерения жидких и сыпучих тел.
  9. Линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты.
  10. Листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры.
  11. Логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды.
  12. Дидактические игры соответственно возрасту.

nsportal.ru

Методическая разработка по математике по теме: УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ | скачать бесплатно

УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

      В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

      Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом оформленное место. Организуется он, используя  при этом обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

      Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети пятого года жизни по сравнению с младшими дошкольниками могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.

   Организация уголков занимательной математики решает следующие задачи:

– целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;

– воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

   Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.

     Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны.

    В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.

    Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Танграмм», «Вьетнамская игра» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки.

  В течение года, по мере освоения игр,  заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.

    Художественное оформление уголка отвечает его назначению. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

    Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру надо ориентироваться на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей надо вовлекать в игры, заинтересовать их, помогать освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Необходимо хвалить, поощрять детей,добивщихся успехов  в освоении игры, обращать внимание других детей на успехи товарища. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.

    Руководя самостоятельной деятельностью детей необходимо учитывать следующее:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действия, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач, У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
  3. Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельностью. Воспитатель играет, составляет силуэт и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  4. Объединять в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, организация вечеров досуга, математических развлечений.
  6. Обеспечивать единства воспитательно – образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх.
  7. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей  период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *