В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.
Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:
Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.
В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.
Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше. Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.
Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:
Осваивать новые знания можно и в увлекательной математической игре совместно с педагогом
Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, — это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:
Всё оборудование уголка располагают так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться
Следует учить дошкольников всегда складывать материалы, пособия после игр на место, поощрять тех, кто делает это без напоминания, по собственной инициативе.
Чтобы всё оборудование и материалы уголка были учтены, а педагог мог наметить, что ещё следует изготовить, на какую область обратить особое внимание, ведётся паспорт математического уголка.
Основными видами деятельности в математическом уголка являются:
Экспериментальная работа по определению объёма жидкостей проходит под контролем воспитателя
Содержание уголка математики подбирают в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.
Малыши четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному. Поэтому среди оснащения уголка должны быть предметы для действий с ними, такие как:
В младшей группе из палочек Кюизенера дети просто выкладывают картинки, узоры
В математическом уголке для 2 младшей группы преобладают игры на действие с предметами
Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток). Большое внимание уделяют играм на сравнение предметов по величине, форме, составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы».
При подборе игр следует обращать внимание на такие нюансы:
Уголок математики в средней группе пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин.
Дети пятого года необычайно пытливы и любознательны, их интересует не только мир предметов, но и звуков, запахов, тактильных ощущений. Прекрасным дополнением логико-математической зоны станет коллекция ароматов: в маленьких небьющихся пузырьках помещают кусочки ткани, пропитанные запахом апельсина, ванили, различных духов, закрывают пробкой с отверстиями и плотной крышкой, — а также «коллекция звуков», то есть детских музыкальных инструментов и шумовых игрушек, непрозрачных баночек с металлическими мелкими предметами, горохом, крупой, песком (они должны быть надёжно закрыты). Это оборудование стимулирует детей к исследованию, мыслительной деятельности, учит делать предположения, догадки. Непосредственно математический материал пополняют играми с цифрами, числами, счётом.
В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные предметы, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схемы, пиктограммы.
Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Википедия
С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».
Интересны детям и такие игры и пособия:
Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.
Наполнение уголка математики в средней группе становится богаче, потому что возрастают и способности воспитанников к овладению информацией
У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
Раскрыть и развить эти качества поможет им и уголок математики. Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов. К примеру, если в средней группе ребёнок соотносит по высоте 5–6 домашних животных, то в старшей ему будет гораздо интереснее построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов).
Игры с блоками Дьенеша также усложняются и приобретают множество вариантов.
Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.
Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.
Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.
Что ещё следует учесть:
Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике. Этот интерес при умелом руководстве педагога может перерасти в любовь к сложной, но замечательной и важной науке, царице всех наук, поэтому на оформление и наполнение уголка математики в ДОУ следует обратить особое внимание.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!melkie.net
Цель: способствовать развитию логического, математического мышления, развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи математического уголка:
1. Воспитание умения самостоятельно применять материал с целью освоения математических знаний, активно включаться в индивидуальную или коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости, свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр и математических материалов, практических заданий.
2. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата.
3. Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения.
Актуальность:
у детей возрастает потребность в познавательной активности, интерес к математическому миру, желание узнать новое.
Математический уголок – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Мы расположили его у окна, на освещенном участке группового пространства.
Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д., играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Наполняемость математического уголка:
В математическом уголке находится ковролин, доска для работы с мелом, магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.
Также в математический уголок входят:
Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:
«Колумбово яйцо», «Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Квадраты Воскобовича», «Волшебный квадрат», «Лабиринты» и т. д.
Раздаточный материал:
Плоский – наборы геометрический фигур, насекомые, животные, цветы, ягоды, грибы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры, знаки, полоски, линейки.
Объемный – овощи, фрукты, счетные палочки, весы, веера, геометрические фигуры, звери.
Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям:
«Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Торопись, да не ошибись», «Найди лишнее», «Путешествие Белоснежки», «Примеров много, а ответ один», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Чудо – дерево», «Посади огород», «Угол», «Температура», «Замени число», «Сравни домики», «Угадай, что где находится», «Объем» и т.д.
Всего в группе 37 дидактических игр.
Дидактические пособия:
модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания.
Настольно-печатные и развивающие игры:
«Мозаика», «Подбери узор», «Веселый паровозик», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, цветы, животные, времена года, овощи, фрукты, машины, продукты, игрушки и т.д.), «Большой – маленький», «Части целого», «Домашний уголок», «Соответствия», «Гусеница», «Фигуры», «Ассоциации» (времена года, спорт, фигуры и формы, цвета, величина, найди пару).
Материалы для индивидуального развития:
карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы.
Раскраски:
«Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски.
Математические развлечения:
загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
Литература для детей математического содержания:
математические сказки, словесные задания.
Картотека игр (с описанием), консультации для родителей.
Демонстрационный материал:
1)Часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками), песочные часы.
2)Материал для ковролина: животные, дерево, цифры, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д.
3)Различные математические плакаты.
4)Книги для детей по математике;
5)Иллюстрации, картинки.
Математический уголок мы показали
Немного о себе мы рассказали.
И будем в гости мы вас ждать,
Нам есть еще, что показать!
nsportal.ru
УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий МДОУ №21 |
__________________ С. С. Данильян |
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ
«ЛУЧШИЙ ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ»
Общие положения
Конкурс проводится в МДОУ № 21 в соответствии с годовым планом. Данное Положение регламентирует порядок организации и проведения смотра- конкурса на лучшее оформление математического уголка в группе (далее – Конкурс).
Основополагающими принципами проведения конкурса являются принципы равных условий и возможностей для всех участников.
Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса на лучшее оформление математического уголка в группе и утверждается приказом заведующего МДОУ №21.
Дата проведения конкурса –
2. Цели и задачи смотра-конкурса:
Цель конкурса:
Изучение состояния организации математических уголков в детском саду, распространение передового педагогического опыта.
Развитие, поддержка, поощрение индивидуальных творческих инициатив участников конкурса.
Задачи конкурса:
Пополнить материально–техническую базу групп по познавательному развитию дошкольников.
Объединить художественные интересы и активный творческий потенциал педагогов разных групп, побуждать к поиску оригинального подхода к оформлению математических уголков.
Повышать эстетический и художественный уровень оформления уголков групп.
Формировать творческий вкус, эстетическое восприятие дизайна интерьера.
Выявлять лучший опыт в оформлении математических уголков групп, обобщать, распространять и популяризировать положительный опыт по тематическому оформлению.
3. Организатор смотра–конкурса – Администрация МДОУ № 21
4. Участники смотра–конкурса – воспитатели всех возрастных групп.
5. Порядок проведения Конкурса
Воспитатели возрастных групп объединяются для разработки оформления.
Воспитатели могут привлекать для оформления уголка детей и их родителей.
6. Конкурсная комиссия
Для руководства и подведения итогов смотра–конкурса создается конкурсная комиссия в составе:
Данильян С. С. – заведующий МДОУ №21, председатель комиссии.
Левчук О. Н. – старший воспитатель МДОУ№21, член комиссии,
Авагжанова В. Э. – музыкальный руководитель МДОУ №21,
Вартанова О. А. – инструктор по физической культуре, представитель ПК, член комиссии.
Конкурсная комиссия организует и проводит конкурс на базе групп МДОУ №21.
Подводит итоги смотра – конкурса в срок до 20 февраля 2017 года и определяет победителей.
В своей работе конкурсная комиссия руководствуется настоящим Положением.
7. Критерии оценки содержания уголков
7.1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).
7.2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др. ; счетные палочки и другое).
7.3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки):
• Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др. ;
• Картотека математических загадок;
• Картотека математических считалок;
• Картотека задач в стихах;
• Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;
• Лабиринты, головоломки;
7.4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.
7.5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.)
7.6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы.
Для детей 3—4 лет
• Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам.
• Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши) .
• Геометрическая мозаика.
• Две-три матрешки.
• Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.
• Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).
• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.)
Для детей 4—5 лет
• Игры для понимания схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).
• Игры для освоения величины, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).
• пирамидка деревянная с квадратными или прямоугольными элементами
• объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением
• мозаика
• домино
• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.
Для детей 5—6 лет
• мозаика
• тематические домино
• конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «Счет», «Расположение»
• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.)
Для детей 6- 7 лет
• мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
• игры головоломки
• домино
• Игры с цифрами, монетами.
• настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.)
7.6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы.
8. Награждение победителей
Победителями конкурса признаются группы, набравшие наибольшее количество баллов (0-3).
Решение о признании победителей конкурса и их поощрении оформляется протоколом заседания комиссии.
Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются дипломами и подарками.
infourok.ru
26.10.2014
24.10.2014 г. в детском саду был организован смотр-конкурс математических уголков. В конкурсе приняли участие все группы. По решению жюри конкурса грамотами по номинациям были награждены:
– в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие развивающих игр” – воспитатели подготовительной группы Полянина Л.С., Новикова Л.Н.
– в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие занимательного математического материала” – воспитатели старшей группы Урюпина Г.А., Новикова Л.Н.
– в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие счётного материала” – воспитатели средней группы Рослякова В.В., Блохина Л.В.
– в номинации “За грамотное комплектование уголка и разнообразие материала по сенсорному развитию” – воспитатели младшей группы Габдрашитова Ф.З., Блохина Л.В.
Оценка осуществлялась в соответствии с критериями «Положения о смотре-конкурсе»:
– Наличие в группе дидактических игр по математическому развитию в соответствии с рекомендациями программы «От рождения до школы» (разнообразие игр, достаточное количество, эстетичность оформления)
– Наличие в группе разнообразного счетного материала (разнообразие, достаточное количество, эстетичность внешнего вида)
– Наличие в группе занимательного математического материала (картотека задач-шуток, головоломок и др; математических загадок; математических пословиц и поговорок; математических считалок; задач в стихах; стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; лабиринты, головоломки; математические развивающие и интеллектуальные, логико-математические игры).
– Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.
Члены жюри отметили творческий, грамотный, ответственный подход воспитателей к конкурсу.
ОТЗЫВ Филипповой Е.В.,
представителя родительской общественности, члена жюри смотра-конкурса:
24 октября в нашем детском саду «Малыш» в целях создания условий математического развития детей проходил смотр-конкурс математических уголков. Я была включена в состав жюри конкурса.
В процессе работы жюри была поражена работой воспитателей по организации уголков. Все воспитатели подошли к конкурсу ответственно и творчески. Было продумано оформление уголков и их названия. Педагоги обновили и изготовили новые игры, пособия, картотеки, подобрали счетный и занимательный материал. Привлекли к работе воспитанников и их родителей. Отмечу насыщенность, разнообразие, оригинальность и эстетичность содержания. В уголках созданы все условия для самостоятельной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений.
Конкурс прошел на высоком уровне. Хочу поблагодарить коллектив МБДОУ детский сад «Малыш» за создание условий развития наших детей и пожелать новых творческих идей.
Уголок “Развивайка” в младшей группе
Уголок “Веселая математика” в средней группе
Уголок “Знайка-узнайка” в старшей группе
Уголок “Подводный счёт” в подготовительной группе
detsad-malish.okis.ru
1 Математический уголок в средней группе. Подготовила: воспитатель Калашян О.В.
2 ГРУППА «Бусинки»
3 «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А. Маркушевич)
4 Требования к математическому центру по ФГОС Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал : магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Так же в данном центре присутствуют различные развивающие игры : «Квадрат» Воскобовича «Палочки Кюизенера» Большой перечень дидактических игр математической направленности.
5 Задачами уголка математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.
6 Математический центр- это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами.
7 Создавая математический уголок мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми.
8 Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
9 Дидактические игры: «Составь фигуру» «Сложи узор» «Чертеж и постройка» «Нарисуй картинку палочками» «Разрезные картинки» «Веселые шнурочки»
10 Настольно печатные и развивающие игры: «Мозаика» «Подбери узор» «Веселый паровозик» «Логический поезд» «Мои первые цифры» «Цвета» «Геометрические формы»
11 Материалы для индивидуального развития: -математический домик с крышками -многоэтажный математический дом -карточки «шуточные математические задачи» -пятнашки -кубик-рубик -змейка -счетные машинки -счеты -пазлы -лото -домино
12 Картотека игр: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ
13 Картотека игр: «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Ход игры: Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
14 Картотека игр: «Художники» Цель: развитие ориентировки в пространстве Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
15 Картотека игр: «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части. Ход игры: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного – ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
16 Картотека игр: «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Материал : Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки. Содержание : Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
17 Картотека игр: «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Материал. Цветные косынки от 5 до 10. Содержание : Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
18 «Сколько?» Картотека игр: Цель: развитие мышления. Содержание: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: -Сколько хвостов у семи ослов? -Сколько носов у двух псов? -Сколько пальчиков у одного мальчика? -Сколько ушей у пяти малышей? -Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
19 Игры своими руками В течении года по мере освоения игр, замещаем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть.
20
21 :
22 Консультация для родителей: В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно “между делом”. Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.
23 Консультация для родителей: Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д. Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет четыре, а красных – два. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?
24 Консультация для родителей: Необходимо знакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители.
25 Консультация для родителей: Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
26 Наш математический центр решает такие задачи: – Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; – Воспитании у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
27
28 Спасибо за внимание! Уголок мы показали, О себе все рассказали. Вас в гости снова будем ждать, Нам есть еще, что показать.
docplayer.ru
Организация и содержание уголков занимательной математики
Примерный перечень материала в уголке
МАДОУ ДСОВ № 19
МАДОУ ДСОВ № 19
Воспитатель: Соловьева С.В.
Организация и содержание уголков занимательной математики
Примерный перечень материала в уголке
МАДОУ ДСОВ № 19
II-я младшая группа
Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам.
Средняя группа
3. Таблицы с предметами двух видов по величине.
4.Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20.
2. Игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины.
nsportal.ru
УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом оформленное место. Организуется он, используя при этом обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети пятого года жизни по сравнению с младшими дошкольниками могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Организация уголков занимательной математики решает следующие задачи:
– целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
– воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны.
В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Танграмм», «Вьетнамская игра» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки.
В течение года, по мере освоения игр, заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.
Художественное оформление уголка отвечает его назначению. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру надо ориентироваться на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей надо вовлекать в игры, заинтересовать их, помогать освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Необходимо хвалить, поощрять детей,добивщихся успехов в освоении игры, обращать внимание других детей на успехи товарища. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
Руководя самостоятельной деятельностью детей необходимо учитывать следующее:
nsportal.ru