Тема самообразования подготовительная группа – темы по ФГОС (подготовительная группа), план работы и прочее

Содержание

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: План по самообразованию в подготовительной группе | скачать бесплатно

Раздел плана

сроки

форма

Практический      выход

1.Работа с детьми

В течении года

мониторинг

Проведение итогового мониторинга

сентябрь

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять потешки в режимных моментах

Создание картотеки потешек для работы с детьми

ноябрь

Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек

Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

декабрь

Чтение детям русских народных сказок

Изучение темы: « Устное народное творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка

январь

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ плана по самообразованию

2.Работа с родителями

сентябрь

« Диво – дивное, чудо – чудное»

Выставка народных игрушек

октябрь

«Загадки, поговорки, пословицы»

Наглядно – текстовая информация

ноябрь

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Беседа с родителями

декабрь

«Умные игры»

Консультация

январь

«Во что играют наши дети»

Родительское собрание

февраль

Значение малых жанров устного народного творчества

консультация

Март

Оформление ширмы

«В гостях у городецких мастеров»

Апрель

«Русские народные игры на прогулке»

Консультация

Май

«Как играли наши дедушки и бабушки»

Вечер русских народных игр и забав

3. Самореализация

В течении года

Подбор и изучение литературы в данном направлении

Обмен информацией с родителями

В течении года

Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада

Беседы с коллегами по данной теме

В течении года

Участия в методических объединениях по данной теме

Участия в обсуждении мероприятия

Изучение передового опыта на сайтах.

Обмен опытом на сайтах

Беседы с воспитателями по обмену опытом

4. Изучение методической литературы

В течении года

Изучение журналов «Дошкольное воспитание».

Изучении статей по данному направлению

nsportal.ru

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя подготовительной группы «Сказка» «МБДОУ – «ЦРР – д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны | скачать бесплатно

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя подготовительной группы «Сказка»

«МБДОУ – «ЦРР – д\с Хрусталик»

Сагалаковой Марины Михайловны

 

Абакан

01. 09. 2018 г.

Введение:  «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

Актуальность темы:

  Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

  Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

  Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2018 г.

Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы  

 по средствам дидактических игр».

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
  2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
  3. Развивать словесно – логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
  4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
  5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  6. Изготовить папки – передвижки.
  7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
  8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
  9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Методы работы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Принципы работы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Заповеди:

  • Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем.
  • Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам.
  • Умеешь сам – научи других.
  • Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное.
  • Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию.
  • Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями.
  • После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню.
  • Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.

Предполагаемый результат: 

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• изучение литературы по теме

• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

• посещение педсоветов, семинаров, конференций;

• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.

Методологический раздел:

  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:

  • обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; 
  • помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  •  некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  •  стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; 
  • развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  •  способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

  Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

  Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

  Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

  Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

  Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

  Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

  Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики  пальцев рук.

– Пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;
– длительное произнесение некоторых согласных звуков – С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
– произнесение слогов на одном выдохе;
– произнесение слов на одном выдохе;
– произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
– чтение стихотворений;
– пение песенок;
– выразительный рассказ, пересказ текстов.

Подготовка дидактического материала

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

 «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Подготовка дидактического материала

Ноябрь

Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок для родителей

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».

 Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

Январь

Работа с детьми 

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических Обучение описательного рассказывания игр.

 Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.

Февраль

Работа с детьми

Говорим правильно

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

 «Путаница»

«Длиннее – короче»

«Слова в предложении перепутались»

Консультация для родителей

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками». Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»

Март

Работа с детьми

Самореализация

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.

«Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

Буклет для родителей.

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

Самореализация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Май

 Мониторинг с детьми по развитию речи

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Список использованной  литературы:

  1. Светлова И. Е.  Развитие речи. Издательство “Эксмо” ООО, 2006г.
  2. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 – 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
  3. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  4. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  5. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
  6. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
  7. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
  8. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
  9. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО  –ПРЕСС», 2003г.
  10.  Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
  11. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
  12.  Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
  13. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.

nsportal.ru

План по самообразованию в подготовительной группе

Самообразование «Развитие речи с помощью дидактических игр»

 «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному,поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Методы работы

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Принципы

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Заповеди:

• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем

• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам

• Умеешь сам – научи других

• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное

• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию

• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями

• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню

• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня

• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы.

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений

Выпуск журнала

 «Звукоречик» по теме (раз в квартал) 

Журнал

Сентябрь

Роль игры в жизни детей

Дидактическая игра – имитации «Постираем кукле платья» План – конспект

План – конспект

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Дидактические игры на занятиях.

Открытое занятие для педагогов

Конспект

занятия

Ноябрь

Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Дидактические игры направленные на обогащение словаря.

Консультация

Январь

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи

Просмотр мультфильмов, слушание песен.

Картотека песен, мультфильмов

Февраль

Говорим правильно

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Март

Игра на развитие словарного запаса

Буклет для родителей

Буклет для родителей

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Подготовка дидактического материала

Май

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.

8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА

9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»

10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»

11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

14. Ткаченко Т. А. “Развиваем мелкую моторику”, М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т. А. “Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков”

16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию в подготовительной группе»

Самообразование «Развитие речи с помощью дидактических игр»

«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному,поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Методы работы

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Принципы

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Заповеди:

• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем

• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам

• Умеешь сам – научи других

• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное

• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию

• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями

• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню

• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня

• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы.

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений

Выпуск журнала

 «Звукоречик» по теме (раз в квартал) 

Журнал

Сентябрь

Роль игры в жизни детей

Дидактическая игра – имитации «Постираем кукле платья» План – конспект

План – конспект

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Дидактические игры на занятиях.

Открытое занятие для педагогов

Конспект

занятия

Ноябрь

Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Дидактические игры направленные на обогащение словаря.

Консультация

Январь

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи

Просмотр мультфильмов, слушание песен.

Картотека песен, мультфильмов

Февраль

Говорим правильно

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Март

Игра на развитие словарного запаса

Буклет для родителей

Буклет для родителей

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Подготовка дидактического материала

Май

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.

8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА

9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»

10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»

11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

14. Ткаченко Т. А. “Развиваем мелкую моторику”, М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т. А. “Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков”

16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

kopilkaurokov.ru

План по самообразованию “Связанная речь в подготовительной группе”

Учебный год:  2017-2018

Актуальность.

К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико — фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:  развитие свободного общения со взрослыми;

— совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

— учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

— учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

— развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

План по самообразованию на 2017-2018 уч.г.

 

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Октябрь

«Развитие связной речи в подготовительной группе »

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»

 

Ноябрь

Развитие речи по средствам дидактических игр.

 

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.

 

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра как средство связанной речи».

Картотека дидактических игр для изучения  с детьми

Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей.

 (17.11.2017г.)НОД на тему «Семья»

Декабрь

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

konspekteka.ru

Примерные темы самообразования воспитателей | Социальная сеть работников образования

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой  младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

40. Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников.

41.Развитие сенсорных способностей  дошкольников.

42.Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.

43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.

45.Речевое развитие дошкольников

46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

48.Роль загадки в развитии дошкольника.

49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

51. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие”

.- Современные подходы к реализации задач образовательной области “Речевое  развитие”

.- Современные подходы к реализации задач образовательной области “Социально-коммуникативное  развитие»

Современные подходы к реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие»

52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.

54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

56.Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.

58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

60.Формирование основ педагогического мастерства.

61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.

62.Формирование речи детей в игровой деятельности.

63.Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

64.Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.

65.Экологическое воспитание детей в детском саду.

66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

67.Деятельностный подход в воспитании дошкольников

68. Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника

69.Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

 

 

nsportal.ru

Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: План самообразования воспитателя по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе | скачать бесплатно

         Государственное бюджетное  детское образовательное учреждение

детский сад №26 комбинированного вида Кировского района г. Санкт – Петербурга    

                                            ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ      

                                 Воспитатель: Дель Наталья Васильевна

                                                        2016 – 2017год

                             

                                   

                                     

                                       

 План самообразования  воспитателя    Дель Натальи Васильевны

 Тема:  «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»

            Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового

           внимания и фонематического слуха, с целью подготовки  детей  к обучению звуковому  

            анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,

дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении

 (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,  

сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с    

заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,

формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание  подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

            5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать    

            печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

            -хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать  буквы.

–  по слоговые и слитные способы чтения

                                   

                                                План  работы на 2016 – 2017 уч год

Сентябрь

1Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.

2 Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Октябрь

1Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки

2.Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

3 Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,

«Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Ноябрь

1Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

2Подбор материала по формированию графических умений.

3Оформление картотеки с пальчиковыми играми.

4 Изготовление индивидуального материала на  каждого ребенка «Касса

букв»

Декабрь

1 Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

2 Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Январь

1 Оформление консультации для родителей « Игры с буквами для дошколят»

2 Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Февраль

1 Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

2 Обновление обводок, штриховок.

Март

1 Изготовление дидактических игр

2 Обновление наглядного материала на звуки

Апрель

1 Оформление памятки для родителей « Страна букв»

2 Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Досуг «В стране звуков»

Май

1 Итоговое мероприятие – досуг.

2 Анализ работы.

3 Мониторинг.

                                                     Методическая литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс  2000г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
  4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г
  5. Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
  7. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

nsportal.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: самообразование | скачать бесплатно

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

города Невинномысска

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

                             Балюра  Елены  Николаевны  

 (Ф.И.О. педагога)

                                            воспитатель

(должность)

2013-2014 уч.г.

СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Образование     высшее, Невинномысский  государственный гуманитарно –

(ср-спец, высшее (указать),  образовательное учреждение, год окончания)

 

      технический институт, 2013г                                        

специальность  преподаватель дошкольной педагогики и психологии

квалификация  высшая

24 года                                         22 года                                              8 лет

     общий стаж работы                               педагогический стаж                               стаж работы в данном ДОУ        

(квалификационная  категория, дата присвоения)

Курсы повышения

(год, тема курсов)

Перспективный план самообразования:

Учебный год

Тема  самообразования

Этап

Форма и срок  отчёта

2013/2014

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

практический

Открытый показ

2014/2015

2015/2016

2013/2014 учебный год

Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

(название темы)

подготовительная группа 6 -7 лет

       (возрастная группа)

Этап практический

Цель: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи:

1.  Изучить литературу по данной теме;

2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

3. Расширить знания о народных промыслах

4. Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;

6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

 7. Систематизировать изученную литературу.

Литература по теме:

1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.

2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. – Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. – 219 с.

3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 400с.

5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. – сост. И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 160с.

6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 157с.

7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 224с.

8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

План работы на 2013-2014 уч.г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

сентябрь

Подготовить беседу с детьми о культуре и быте русского народа.

 Подобрать для чтения детям русские народные сказки.

Познакомить с русским фольклором.

Выставка народных инструментов

выполнена

октябрь

Организация народных подвижных игр                                    

Ежедневно на прогулке

проведены

ноябрь

Подготовить беседу-объяснение о значении старинных слов, их происхождении.

Создание альбома

выполнено

декабрь

Подготовить беседа с показом о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях.

Выставка расписных платочков

проведена

январь

Рассматривание изделий с городецкой росписью.

Организация выставки предметов с городецкой росписью

проведена

февраль

Подобрать материал для проведения праздника «Масленица».

Участие в проведении масленицы (праздник)

проведена

март

Подготовить «Весенние потехи и забавы»

Организовать показ для детей старшей  группы

апрель

Подготовить беседу «Традиции русского народа – народные и государственные праздники России»

Создание альбома

выполнено

май

 Организовать выставку детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».

Выставка детских рисунков

выполнено

Работа с родителями

сентябрь

Подготовить анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье»

выполнено

ноябрь

Подготовить индивидуальные беседы с родителями на тему «Роль родителей в возрождении русских традиций

выполнено

январь

Изготовить стенгазету на тему «Семейные традиции»        

выставка

выполнено

март

Оформить стенд «народная песня , как средство воспитания».

выставка

выполнено

май

 Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры

выполнено

Работа с педагогами

Сентябрь, декабрь

Оформить серию выставок по русским народным промыслам

выставка

выполнено

март

Организовать выставку педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания

выставка

выполнено

Отчёт о проделанной работе по самообразованию за 2013-2014  учебный год.

   Балюра  Елены  Николаевны

   Воспитатель

  Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

Над данной темой работала один год.

Цель: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи:

1.  Изучить литературу по данной теме;

2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

3. Расширить знания о народных промыслах

4. Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;

6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

 7. Систематизировать изученную литературу.

Актуальность темы

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Формы и методы работы:

Проведение тематических занятий,

Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

 (ежедневно).

Работа с методической литературой

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Обработка анкетных данных.

Подготовка и оформление документации.

Изучение теоретического материала.

За  предыдущий год изучила следующую литературу:

1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.

2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. – Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. – 219 с.

3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 400с.

5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. – сост. И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 160с.

6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 157с.

7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 224с.

8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

Практическая реализация темы по самообразованию

1. Участвовали в Проведение осеннего праздника “Осенины”.В январе организовала посиделки «Раз в крещенский вечерок… ».

2. Проведение конкурса детских рисунков “Рисуем праздник”.

3 Участие и победа в городском конкурсе поделки своими руками «Рождественская сказка»,

 4 .участие в выставке  народно-прикладного искусства (Цветы родному городу»

5. Проведение мастер – класса “Народные праздники как средства приобщения детей к истокам русской культуры”.

Работая по приобщению детей к истокам русской народной культуры,  организовала особые условия в группе, создала яркие образности и наглядности, которые обеспечивали  детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе  был создан Музей «Хлеба», «Игрушек».

Были изготовлены альбомы  «Русский быт», «Одежда» с помощью которых  дети знакомились с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов.

Результативность

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Вывод

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Приложение:

Накопленный практический материал!

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *