Так и не так к чуковский текст – Корней Чуковский Так и не так читать онлайн текст

Так и не так – Сказка Чуковского К. И. – Читать и слушать онлайн

Слушать сказку Так и не так онлайн:

– Боба, – сказала Мура, – нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.
– Кошку и мышку? – сказал Боба. – Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.
И он нарисовал вот такую картинку:

– Ах, какой ты, Боба, смешной, – сказала Мура. – Разве может мышка кошку сцапать! Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.
– Неужели я ошибся? – сказал Боба.
И нарисовал вот такую картинку:

– Теперь хорошо, – сказала Мура. – Всё на своём месте, где надо. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.
– Ладно, сказал Боба и нарисовал вот такую картинку:

Мура засмеялась и сказала:
– Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?
– Верно, верно, – сказал Боба. – Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик на горку!

И нарисовал вот такую картинку:

– Видишь, – сказала Мура, – какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.
– Ладно, – сказал Боба. – Вот тебе кроватка и вот тебе Люшенька!

– Ах, Боба, какой ты ужасный! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились бы спать под кровать?
6
– Ай-ай-ай! – вскричал Боба. – Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!
И он нарисовал вот такую картинку:

– Прекрасная картинка! – воскликнула Мура. – Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолёт, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.

– С удовольствием! – сказал Боба. – Люблю рисовать самолёты. И мотоциклы люблю!
Боба взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

Мура взглянула на неё и даже руками всплеснула:
– Нет, ты сегодня совсем невозможный! Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катились по улицам!
Боба засмеялся и нарисовал вот такую картинку:

Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила на столе перед Бобой.
– Теперь напоследок, – сказала она, – нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Митю.
– Это я могу! – сказал Боба. – Нарисую тебе и лошадку и Митю.
Он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

– Фу, Боба! – закричала Мура. – Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Мите?

– В самом деле! – сказал Боба и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.
Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку и Митю. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые будут читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку и Митю, чтобы Боба видел, как нужно рисовать.

chudo.center

Так и не так | Сказки Корнея Чуковского

Корней Чуковский

Митя! — сказала Мура. — Нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.

— Кошку и мышку? — сказал Митя. — Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.

И он нарисовал вот такую картинку.

— Ах, какой ты, Митя, смешной! — сказала Мура. — Разве может мышка кошку сцапать? Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.

— Неужели я ошибся? — сказал Митя.

И нарисовал вот такую картинку.

— Теперь хорошо! — Сказала Мура. — Все на своем месте, все в порядке. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.

— Ладно! — сказал Митя и нарисовал вот такую картинку.

Мура засмеялась и сказала:

— Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?

— Верно, верно! — сказал Митя. — Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик — на горку!

И он нарисовал вот такую картинку.

— Видишь, — сказала Мура, — какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.

— Ладно! — сказал Митя. — Вот тебе кроватка и вот тебе девочка Люшенька.

— Ах, Митя, какой ты нехороший! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились спать под кровать?

— Ай-ай-ай! — вскричал Митя. — Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!

И он нарисовал вот такую картинку.

— Прекрасная картинка! — воскликнула Мура. — Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолет, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.

— С удовольствием! — сказал Митя. — Люблю рисовать самолеты! И мотоциклы люблю рисовать!

Митя взял карандаш и нарисовал вот такую картинку.

Мура глянула на неё и даже руками всплеснула:

— Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катались по улицам!

Митя засмеялся и нарисовал вот такую картинку.

Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила его на столе перед Митей.

— Теперь напоследок, — сказала она, — нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Бобу.

— Это я могу! — сказал Митя. — Нарисую тебе и лошадку и Бобу.

И он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку.

— Фу, Митя! — закричала Мура. — Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Бобе?

— В самом деле! — сказал Митя и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.

Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку и Бобу. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые буду читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку и Бобу: пусть Митя увидит, как нужно рисовать.

А теперь ты нарисуй то, что Митя не успел нарисовать!

friendship.com.ru

«Тараканище» Корней Чуковский – читать текст

Часть первая

Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Зайчики
в трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,
Пряники жуют.

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

Звери задрожали,
В обморок упали.

Волки от испуга
Скушали друг друга.

Бедный крокодил
Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.

Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят

И кричат великану усатому:

«Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!»
И назад еще дальше попятились.

И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:

«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!»

«Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами,
Мы клыками,
Мы копытами его!»

И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.

Но, увидев усача
(Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекоча
(Ай-ай-ай!).

По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.

И вскричал Гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага
На рога
Поднимите-ка!»

Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
«Мы врага бы
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дёшевы».

И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками.

Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат.

А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутёк.

И акула
Увильнула,
Только хвостиком махнула.

А за нею каракатица —
Так и пятится,
Так и катится.

Часть вторая

Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться, проклятому!).
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»

Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.

Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребёнка —
Медвежонка, волчонка, слонёнка, —
Чтоб ненасытное чучело
Бедную крошку замучило!

Плачут они, убиваются,
С малышами навеки прощаются.

Но однажды поутру
Прискакала кенгуру.
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха-ха!)
Это просто таракан!
(Ха-ха-ха!)

Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка-букашечка.
И не стыдно вам?
Не обидно вам?
Вы — зубастые,
Вы — клыкастые,
А малявочке
Поклонилися,
А козявочке
Покорилися!»

Испугались бегемоты,
Зашептали: «Что ты, что ты!
Уходи-ка ты отсюда!
Как бы не было нам худа!»

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг!
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана —
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!

Ослы ему славу по нотам поют,

Козлы бородою дорогу метут,
Бараны, бараны
Стучат в барабаны!
Сычи-трубачи
Трубят!
Грачи с каланчи
Кричат!
Летучие мыши
На крыше
Платочками машут
И пляшут.

А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.

Вот была потом забота —
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать!

Корней Чуковский

www.chukfamily.ru

Коллектив авторов – Читаем дома с мамой. Для детей 6-7 лет

Эмма Мошковская
ПЕТРУШКА

Эй, Петрушка,
Наш Петрушка,
Развесёлая
игрушка –

Тонкий голос,
Рыжий волос,
Озорные глазки –
Расскажи
сказки!

Расскажи,
Насмеши,
Покажи
пляски!

Где Петрушка –
Там и смех.
Ты, Петрушка,
Лучше всех!

Ты плясун,
Ты певун,
Ты весёлый
Говорун.

Всем хорош!
Всем хорош!
Ты тряпичный?
Ну и что ж!

Если весело с тобой –
Значит, ты живой!

Корней Чуковский
ЧУДО-ДЕРЕВО

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки,

А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!

• Нарисуй чудо-дерево.

• Какое бы ты хотел чудо-дерево?

Корней Чуковский
ТАК И НЕ ТАК

1

– Боба, – сказала Мура, – нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.

– Кошку и мышку? – сказал Боба. – Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.

И он нарисовал вот такую картинку:

2

– Ах, какой ты, Боба, смешной, – сказала Мура. – Разве может мышка кошку сцапать! Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.

– Неужели я ошибся? – сказал Боба.

И нарисовал вот такую картинку:

3

– Теперь хорошо, – сказала Мура. – Всё на своём месте, где надо. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.

– Ладно, сказал Боба и нарисовал вот такую картинку:

Мура засмеялась и сказала:

– Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?

4

– Верно, верно, – сказал Боба. – Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик на горку!

И нарисовал вот такую картинку:

5

– Видишь, – сказала Мура, – какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.

– Ладно, – сказал Боба. – Вот тебе кроватка и вот тебе Люшенька!

– Ах, Боба, какой ты ужасный! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились бы спать под кровать?

6

– Ай-ай-ай! – вскричал Боба. – Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!

И он нарисовал вот такую картинку:

– Прекрасная картинка! – воскликнула Мура. – Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолёт, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.

– С удовольствием! – сказал Боба. – Люблю рисовать самолёты. И мотоциклы люблю!

Боба взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

7

Мура взглянула на неё и даже руками всплеснула:

– Нет, ты сегодня совсем невозможный! Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катились по улицам!

Боба засмеялся и нарисовал вот такую картинку:

Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила на столе перед Бобой.

– Теперь напоследок, – сказала она, – нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Митю.

– Это я могу! – сказал Боба. – Нарисую тебе и лошадку и Митю.

Он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

– Фу, Боба! – закричала Мура. – Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Мите?

– В самом деле! – сказал Боба и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.

Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку и Митю. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые будут читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку и Митю, чтобы Боба видел, как нужно рисовать.

• Как ты думаешь, Боба нарочно старался нарисовать всё не так? Почему?

• Нарисуй что-нибудь из того, о чём говорилось в рассказе.

Юрий Владимиров
ЧУДАКИ

Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак – на кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак – так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините, но с нами беда:
Мы забыли – который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак – так.

• Почему чудаки не смогли ничего купить?

• Что вызывает смех?

Корней Чуковский
ТАРАКАНИЩЕ

Часть первая

Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Зайчики
В трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
“Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую”.

Звери задрожали,
В обморок упали.

Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.

Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:

“Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!”
И назад ещё дальше попятились.

И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:

“Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!”

“Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами,
Мы клыками,
Мы копытами его!”

И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.

Но, увидев усача
(Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача
(Ай-ай-ай!).

По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.

И вскричал Гиппопотам:
“Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага
На рога
Поднимите-ка!”

Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
“Мы врага бы
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дёшевы”.
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками.

Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат.

А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутёк.

И акула
Увильнула,
Только хвостиком махнула.

А за нею каракатица –
Так и пятится,
Так и катится.

Часть вторая

Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться,
проклятому!).

А он между ними похаживает,
Золочёное брюхо поглаживает:
“Принесите-ка мне, звери,
ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!”

Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.

profilib.top

«И. Василевский (Не-Буква) | К. Чуковский» Корней Чуковский

1

Всеволод Гаршин — «бухгалтер», а Владимир Короленко «фабрикант бархата», только и делающий, что в мягкий пушистый бархат обращающий и слезы, и стоны, и муки, и отчаяние, только и знающий, что всех героев своих наделять именно голубыми глазами, и все повести свои заканчивающий не чем иным, как благополучной свадьбой.

Максим Горький — «консисторский чиновник», типичный мещанин, по линеечке делящий все человечество на ужей и соколов, и сам представляющий собой не что иное, как ползущего ужа, а А. И. Куприн «зрячий крот», в душе которого золотушный Ромашов на каждой странице побеждает кряжистого конокрада Бузыгу. Леонид Андреев это «трактирщик Тюха», который всюду и везде только и видит, что рожи, странные и страшные рожи, а сологубовский Передонов в «Мелком бесе» велик, ибо «это наша общая легенда, наш пафос, наша молитва». «Передонов невинен и свят, и безгрешен, и прекрасен, и простодушен, ибо он также прав и в своей передоновщине, как фиалка в своем благоухании, как Байрон в своих поэмах».

Кто он, автор этих изумительно неожиданных определений, этих полубезумных, полукощунственных парадоксов?

К. Чуковский как будто и сам чувствует, как трудно огорошенному им читателю поверить во все эти утверждения. Не от этого ли так часто встречается робко-уверяющее «воистину» на страницах книг Чуковского?

«Воистину Сологуб поэт сквознячка». «Поистине Зайцев поэт сна». «Воистину Мережковский — тайновидец вещи», — уверяет К. Чуковский.

А далее, далее так и идет: «Брюсов — поэт прилагательных», и Юшкевич, «пародист, имитатор чужих стилей, благотворящий из чужого кошелька», и М. Арцыбашев — «импотент, не кто иной, как Юрий Сварожич, который «без всякого желания повалил девушку на траву и, хотя видел, что уже не может и не хочет, а все-таки лез». И, уж конечно, «Осип Дымов трехкопеечный мистик и курортный гений», и, уж конечно, Анатолий Каменский «невинный анекдотист в розовом галстучке в роли бунтовщика, т.е. кувшинное рыло, возмечтавшее себя Байроном, Вольтером, Руссо».

В каком странном мире живет К. Чуковский!.. Какой жуткой коллекцией невероятных уродов должна ему представляться литература, если истинны все эти «воистину» в его жутких определениях!

— Я не нападаю, я защищаюсь! — так объяснял в печати К. Чуковский свою резкость по отношению к авторам.

Это — защита? Уж не манией ли преследования болен К. Чуковский?

2

К. Чуковский — для меня раньше всего не критик, а сатирик, если хотите, даже юморист. Наше время — эпоха жуткой гримасы и сплошного кабаре — только оно и могло выдвинуть К. Чуковского, литературную деятельность которого нельзя рассматривать иначе, как наряду с Сашей Черным и Аркадием Аверченко.

Критические рассказы — назвал К. Чуковский свой последний том. Это хорошо. Но, может быть, еще лучше было бы название «Критические сатиры».

Пред нами — повторяю — не критик, а сатирик чистейшей воды, и в этом именно для меня ключ к Чуковскому и его книгам.

К. Чуковский, правда, вовсе не смешон и, может быть, даже страшен. Но вовсе не смешон ведь и талантливый Саша Черный, как вовсе не смешон и Щедрин.

Быть сатириком и даже юмористом — это еще не значит быть веселым писателем.

«Вы думаете, господа, что я вас смешить хочу? Ошиблись в этом. Я вовсе не такой развеселый человек, как вам кажется, или как вам, может быть, кажется».

Чьи это слова? Это герой бессмертных «Записок из подполья» Достоевского, тот самый чиновник, что говорит о себе:

— Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек.

Какое отношение имеет однако герой «Записок из подполья» к современнейшему из русских литераторов К. Чуковскому?

Я думаю, что такое отношение существует и очень значительно. Более того, я думаю, что умница, даровитый литератор К. Чуковский в сущности своей является духовным сыном человека из подполья.

— Остерегайтесь подделок! — громко и испуганно, как пораженный манией преследования, кричит К. Чуковский по поводу каждого чуть ли не без исключения писателя.

И уж конечно, если Гаршин для него — «бухгалтер», а Горький «мещанин», и Короленко «фабрикант бархата», — то удивляться ли, что для Александра Рославлева у Чуковского не нашлось иного образа, кроме рыжего бродяги, из андреевской бездны, который с криком «и я, братцы, и я» спешит изнасиловать девушку, а для Вл. Ленского не осталось у него другого слова, кроме клички — онанист.

— Я был злой чиновник, — рассказывает о себе герой «Записок из подполья». — Я был груб и находил в этом удовольствие. Когда к столу, у которого я сидел, подходили, бывало, просители, я зубами на них скрежетал и чувствовал неутолимое наслаждение, когда удавалось кого-нибудь огорчить. Почти всегда удавалось. Ведь я взяток не брал, стало быть, должен был хоть этим себя удовлетворить.

3

Это все, правда, аргументы ad hominem. «Я, например, ужасно самолюбив. Я мнителен и обидчив, как горбун или карлик», — читаем мы в «Записках из подполья». Но вот слова «Записок из подполья», которые уже не личности касаются, а иного: «До того человек пристрастен к системе и отвлеченному выводу, что готов умышленно исказить правду, только чтоб оправдать свою логику». Вспомните самые яркие из страниц К. Чуковского. Разве не очевидно здесь особое, подпольное какое-то созвучие. «Для чего я себя так коверкал и мучил? Сколько раз мне случалось — ну хоть например, обижаться так, не из-за чего, нарочно, и ведь сам знаешь, бывало, что не из-за чего обиделся, напустил на себя, но до того себя доведешь, что под конец, право, и в самом деле обидишься».

Право и в самом деле обижен К. Чуковский на писателей, от которых «защищается» он своими памфлетами.

В чем же основы и значение деятельности К. Чуковского?

— Господа, я, конечно, шучу и сам знаю, что неудачно шучу, но ведь нельзя же все принимать за шутку, — говорит за Чуковского все тот же герой «Записок из подполья». — Я, может быть, скрипя зубами шучу…

Отчего так не любят К. Чуковского? У него есть талант и своя голова на плечах, за ним есть знания и работа — в этом не откажут ему даже враги. И все же, как-то оно так сделалось, что считается даже как будто признаком хорошего тона бранить К. Чуковского. И в самом инциденте его с М. Арцыбашевым и «Современным миром», и в третейском суде, какой вызвал этот инцидент, и в отношении печати к нему — сколько сказалось вражды и злопыхательства.

«Погиб я, Чуковский, погиб я навсегда», — отозвался, например, пародируя «Мальчишечку», — «Сатирикон», уверенно предсказывая Чуковскому «Эртелев проулок и металла звон».

Этот тон (если даже не говорить о милых шутках, вроде определений «Иуда из Териок», «Кундервинд» и т.п.) берут по адресу Чуковского так же часто, как и несправедливо.

«Эртелев проулок и металла звон» — намек несправедливый и неприличный. Ничего общего с «Новым временем» К. Чуковский, конечно, не имел, и навязывать ему это нововременство неумно и нечестно.

Откуда берутся, однако, такие нападки? Для меня ответ — в той характерности, какую для нашего времени, всей эпохи нашей имеет писательская личность Чуковского.

Да, от времени Михайловского до эпохи Чуковского шаг не малый. Но этот шаг сделали все мы, и на всех нас ответственность пред историей и потомками.

4

К. Чуковский — самый современный из русских литераторов. В нем отразилось все наше время: и озлобленность, и самонасмешливость, и разлад, и мука, и ирония, и хихиканье современной интеллигентской души.

И глядя на Чуковского, мы все видим себя как в зеркале, и часто злимся и пеняем на зеркало это.

И что всего важнее и удивительнее: сам Чуковский смотрит как в зеркало на огромное большинство тех писателей, о ком он пишет. И злость Чуковского на современную литературу тоже оттого, что и он пеняет на зеркало, вопреки пословице, напоминающей о том, что рожа крива.

Всмотримся: Осип Дымов — по Чуковскому, не писатель, а лихач, «Ваше сиятельство прокачу». «Самые главы у него имеют вид куплетов», — негодует на него К. Чуковский.

Но ведь с не меньшим, если не с большим правом это же самое о себе мог бы сказать К. Чуковский. Лихач, Ваше сиятельство прокачу, — это ли не характерно для самого Чуковского, это ли не автобиографические штрихи для него?

«Рожи и рожи, только и видит он, что рожи», — говорит Чуковский об Андрееве. Но разве и это не автобиографично, разве не сам Чуковский не хочет и не может видеть ничего, кроме жутких рож в современной литературе?

В каждой статье Чуковского та же автобиографичность.

«Апофеоз случайности» — в котором Чуковский винит Горнфельда, «схематичность» у Горького, «анекдотизм» Каменского — все это разве не характернейшие черты критических работ самого Чуковского?

И не оттого ли, не от этой ли автобиографичности так силен К. Чуковский в деле «разноса»? Стоит ему ополчиться против писателя, и он ярок, интересен и убедителен. Но вот делает он изредка попытку похвалить какого-либо автора или произведение, и посмотрите, какой вялый стиль, какой суконный язык, как безвкусно становится все у этого критика. «Влюбиться как насильно хотел. Даже два раза», — рассказывает о себе герой «Записок из подполья». Но влюбиться насильно невозможно. Другое дело драться. Нападает с огнем и увлечением Чуковский именно на те недостатки, какие видны у него самого, какие, быть может, даже бессознательно, чувствует сам он в своей деятельности, в своей жизни.

Как будто исповедь своей души, исповедь души современника, — пишет он искренно и ярко. Ах это лихачество в литературе, ах эта передоновщина вокруг, эти жуткие рожи и рожи!.. Все это пережил и перестрадал К. Чуковский в себе, и, если для того, чтобы ярко и убедительно рассказать эту свою исповедь о провалах своей души, ему нужно один недостаток приписать Андрееву, другое уродство навязать Куприну — не будем на него претендовать за это. Не критик, а сатирик К. Чуковский, и дело тут вовсе не в Андрееве или Куприне, а в боли и уродстве его души, современной души.

Разве это К. Чуковский о Куприне пишет, что это зрячий крот, в душе которого будто бы золотушный Ромашов побеждает кряжистого конокрада Бузыгу? Это он о своей душе, более того — о душе современника пишет. И если к Куприну его слова не подходят и не относятся, то значение этих слов все-таки велико и значительно. И вовсе не о Брюсове говорит К. Чуковский, указывая на «отсутствие сказуемых», на отсутствие действия в его творчестве.

Это он опять-таки о себе и о всех вокруг. И пишет ли К. Чуковский о газетной сволочи, или о мании хихиканья на веселом кладбище современности, о литературном лихачестве Дымова, или о короткострочии Дорошевича, всюду и везде рассказывает он одну и ту же грустную повесть о себе, о современной душе, успевшей сжечь старых богов, но не обретшей новых богов, новых устоев!..

5

К. Чуковский, надо думать, вовсе не так наивен, чтобы считать правильной свою критическую систему. Отыскать одну единственную черту в произведении писателя, подобрать у автора все, что имеет отношение к этой черте, и ополчиться против получившейся односторонней выдуманной фигуры — это ли роль критика?

Но К. Чуковскому не то важно, совпадает ли творимая им легенда с живым писателем. Ему важно то уродство, какое он нашел, и, — как Сологуб, рисуя Предонова, любовно подбирает каждый окурок и плевок, ибо они родственны его Сологубовой душе, так Чуковский цитата к цитате подбирает созвучные ему черты уродства и ополчается на получившееся в зеркале изображение и ужасает нас.

Есть ли на свете Передонов или нет, но Сологуб есть, и он нужен и важен нам со всеми ненормальностями своими.

Есть ли на свете те своеобразные и выдуманные писатели, каких изображает в своих «Критических сатирах» К. Чуковский, или нет, но К. Чуковский есть, и его исповедь имела бы большое право на внимание, если бы…

Я так подробно остановился на писательской фигуре К. Чуковского, что не оставил почти места для отзыва о последней, только что вышедшей его книге «Критические рассказы».

Странная это книга. Умная и интересная она, но читаешь ее и все время как будто страшно. Будто смотришь на человека, который старается сесть на два стула разом, и думаешь: вот-вот разлезутся стулья. Люди, старающиеся сесть между стульями, люди, пытающиеся сесть на два стула, так часто падают в пролет и усаживаются на пол!..

Читаешь книгу статья за статьей: о Вербицкой — умно, и о Пинкертоне умно, и о Розанове умно, но во всех статьях недоговорено что-то, недоделано, и как будто не лицо у книги, а маска, и какую странную, напряженную улыбку тщится изобразить эта маска.

Я помню эти же статьи, какие вошли в книгу «Критические рассказы», иными. Статья о Короленко, напр., была напечатана ранее в «Русской мысли», и правильна или неправильна, худа или хороша была эта статья — но она была цельной и должно быть искренней. Попала эта статья в книгу, и вот уже по неведомой причине положения ее изменены и отменены. «Я пишу о Короленко не от своего лица, не то, что я, Чуковский, думаю и знаю о Короленко, а пытаюсь только изобразить, что думал бы о Короленко воображаемый читатель, Павел Рыбаков из андреевского рассказа «В тумане»», — так исправил прежнюю статью К. Чуковский.

Но разве гимназист Павел Рыбаков сотрудничает в «Русской мысли» под псевдонимом К. Чуковского?

Указанное изменение не единично: смягчены и выброшены места и в статье «Нат Пинкертон и современная литература», выброшены из тома и целиком многие статьи, которые хотелось бы видеть здесь, как подтверждение прежних точек зрения автора, как указание на то, что не сданы им в угоду чему-то прежние позиции.

6

К. Чуковский современнейший из русских литераторов — сказал я. И в этом характерность и симптоматичность писательской судьбы этого автора.

К. Чуковский не так давно принимался всеми как вундеркинд; enfant terrible, человек неожиданностей, говорящий именно то, о чем не принято говорить, — такова была позиция К. Чуковского.

Долго оставаться вундеркиндом, однако, невозможно. Хотелось верить, что К. Чуковский будет расти и зреть, сменит рубашечку мальчика на тогу зрелого мужа и, веря в себя, в свои силы, в свою точку зрения и свою линию, развернет свое далеко не заурядное дарование.

Последние годы эти ожидания не подтверждаются. Вместо опоры в себе молодой автор стал как будто искать опоры вовне, вместо развития своих индивидуальных и особых свойств пошел по линии наименьшего сопротивления, погнался будто за солидностью и уравновешенностью «Речи» и «Русской мысли».

Не Арсением ли Введенским хочет сделаться Корней Чуковский?

И это жалко, и на это больно смотреть.

— Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем! — старые это слова, но трудно удержаться от того, чтобы не сказать их вслух К. Чуковскому.

И еще хочется вспомнить еще одно место из «Записок из подполья»: «И в зубной боли есть наслаждение, — уверяет герой. — Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны с ехидством, а в ехидстве-то вся и штука… Я вас прошу, господа, прислушайтесь когда-нибудь к стонам образованного человека, страдающего зубами, этак на второй или на третий день, когда он начинает уже не так стонать, как в первый день стонал, т.е. не просто оттого, что зубы болят. Стоны его становятся какие-то скверные…»

Как объясняет это устами героя — провидец нашего подполья душевного Достоевский?

«И ведь знает сам, лучше всех знает, что даже и публика, пред которой он старается, уже прислушалась к нему, не верит ему ни на грош и понимает, что он мог бы иначе, проще стонать».

7

Была запальчивость и мальчишество, был задор, пусть даже озорство — но все это было настоящее, свое собственное и оттого полное живых соков и горячей крови. От всего этого отказывается, демонстративно отказывается, теперь К. Чуковский. Он «исправляется», и не оттого ли так редко и мало пишет он, так нерешителен и тих голос? Надо ли так уж бояться того задора, надо ли менять его на сомнительное признание толстых журналов, на бескровную и солидную, вестникоевропейскую какую-то позицию?

Скабичевских и Введенских было и есть много, Чуковских мало у нас. «Мы бедны и глупы», и нам ли всем не помнить, что Введенскими делаются, а Чуковскими надо родиться.

— Вы смеетесь? Очень рад-с, — говорит герой «Записок из подполья», — мои шутки, господа, конечно, дурного тона, неровны, сбивчивы, с самонедоверчивостью. Но ведь это оттого, что я сам себя не уважаю.

Пожелаем больше уважения к себе, как можно больше уважения к себе К. Чуковскому!

И. Василевский (Не-Буква)

www.chukfamily.ru

К.Чуковский. “Так или не так” (худ. П.Саркисян): shaltay0boltay

Книгу раньше не видела, но заказала моментально без раздумий, потому что абсолютно точно знала, что она мне понравится по двум причинам:
Во-первых, издательство “Детский мир”, как правило, фигни не выпускало.
Во-вторых, фамилия художника.

Хотя по приоритетам я бы поменяла причины местами, потому что как раз художник и был решающим фактором.

В детстве я мало обращала внимания на титры в мультфильмах, мне всегда хотелось, чтобы эти противные буквы скорее закочились и началась, наконец, сказка.

Только теперь я делаю открытия, что оказывается Перч Ашотович Саркисян (Мелик-Саркисян) ,

как художник-постановщик сделал множество, любимейших мною до сих пор, мультфильмов, среди которых “Чиполлино” и “Золотое перышко”.

Кроме того, нашла у себя очень душевную открытку. На обороте написано К.Саркисян, но мне почему-то кажется, что это ошибка.
(“Изогиз”, 1959 год, художник К.Саркисян)

А вот и книга, которую я хочу показать.
Под кат, заодно с книгой, кладу мультики “Чиполлино и “Золотое перышко”

Корней Чуковский. “ТАК И НЕ ТАК”
(“Детский мир”, 1959 год, художник П.Саркисян)

Смотрим мультфильм “Золотое перышко”

Смотрим мультфильм “Чиполлино”
ЧАСТЬ 1.

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3.

shaltay0boltay.livejournal.com

Не так – стих читать

Что ни делает дурак,

Все он делает не так.

Начинает не сначала,

А кончает как попало.

С потолка он строит дом,

Носит воду решетом,

Солнце в поле ловит шапкой,

Тень со стен стирает тряпкой,

Дверь берет с собою в лес,

Чтобы вор к нему не влез,

И на крышу за веревку

Тянет бурую коровку,

Чтоб немножко попаслась

Там, где травка разрослась.

 

Что ни делает дурак,

Все он делает не так.

И не вовремя он рад,

И печален невпопад.

На пути встречает свадьбу

Тут бы спеть и поплясать бы,

Он же слезы льет рекой

И поет заупокой.

Как схватили дурака,

Стали мять ему бока,

Били, били, колотили,

Чуть живого отпустили.

«Ишь ты, – думает дурак,

Видно, я попал впросак.

Из сочувствия к невесте

Я поплакал с нею вместе.

Ладно, в следующий раз

Я пущусь на свадьбе в пляс!»

 

Вот бредет он по дороге,

А навстречу едут дроги.

Следом движется народ,

Словно очередь идет.

Поглядел дурак на пеших.

«Ну-ка, думает, – утешь их,

Чтоб шагали веселей

За телегою своей!»

Сапожком дурак притопнул,

О ладонь ладонью хлопнул

Да как пустится плясать,

Ногу об ногу чесать!

Взяли люди дурака,

Стали мять ему бока,

Били, били, колотили,

Полумертвым отпустили.

«Вишь ты, – думает дурак,

Я опять попал впросак.

Больше я плясать не стану

Да и плакать перестану.

Ладно, с завтрашнего дня

Не узнаете меня!»

 

И ведь верно, с той минуты

Стал ходить дурак надутый.

То и дело он, дурак,

Говорит другим: – Не так!

Он не плачет и не пляшет,

А на все рукою машет.

Постороннему никак

Не узнать, что он дурак.

Дети буквы пишут в школе,

Да и спросят: – Хорошо ли?

Поглядит в тетрадь дурак,

Да и вымолвит: – Не так.

Шьют портнихи на машинке,

Шьют сапожники ботинки.

Смотрит издали дурак

И бормочет: – Все не так!

И не так селедок ловят,

И не так борщи готовят,

И не так мосты мостят,

И не так детей растят!

Видят люди, слышат люди,

Как дурак дела их судит,

И подумывают так:

«Что за умница дурак!»

vseskazki.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *