Солонка своими руками из бересты – . –

Содержание

Плетение солонки из бересты. Технология изготовления — Путеводитель по русским ремёслам

1. Для плетения нам понадобятся 12 берестяных лент. Размер ~ 20 мм. х 450 мм.

Материал для солонки Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

2. Раскладываем 6 лент рядом друг с другом.

Шесть лент Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

3. Переплетаем первую ленту с 6-ю вертикальными попеременно — сверху, снизу.

Начало плетения, первая лента Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

4. Переплетаем вторую ленту с 6-ю вертикальными попеременно — снизу, сверху, используя принцип шахматной доски.

Вторая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

5. Подобным образом проплетаем третью лычку.

Третья Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

6. Так же четвёртую. Уже получается небольшой коврик.

Четвёртая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

7. Так же пятую.

Пятая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

8. И последнюю шестую.

Шестая, последняя Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

9. Коврик 6×6 собран.

Коврик 6×6 Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

10. Далее стягиваем коврик, чтобы лычки держались плотно, без дырок.

Подтянуть и закрепить Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

11. Заплетаем первый угол солонки. Выбираем одну сторону, находим средние лычки — 3 и 4-ю, и переплетаем, не забывая о принципе шахматной доски.

Третья и четвёртая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

12. Переплетаем дополнительные лычки с каждой стороны от угла — 2 и 5-ю.

Вторая и пятая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

13. Переплетаем последние лычки этой стороны коврика — 1 и 6-ю.

Первая и шестая лычки Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

14. Подтягиваем лычки так, чтобы дырочки были самые маленькие и закрепляем. Получился первый угол.

Получился первый угол Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

15. Переворачиваем коврик. Находим средние две лычки.

Переворачиваем коврик Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

16. Так же заплетаем второй угол солонки.

Заплетение второго угла Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

17. Переворачиваем для плетения третьего угла. Находим средние лычки. Заплетаем третий угол.

Третий угол Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

18. Так же заплетаем четвёртый угол.

Четвёртый угол Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

19. Смотрим что получилось. Все ли углы на месте. Между углами должно быть по три клетки. Проверяем плотность плетения. Подтягиваем лычки, убираем дырочки, чтобы соль не убежала.

Дно должно быть плотным Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

20. Далее каждый мастер определяет пропорции своей солонки — выше, ниже. Я отсчитал от угла 1,5 клетки. Затем находим две перекрёстные лычки для начала загибания края солонки.

Определить пропорции Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

21. Загибаем лычки и проплетаем под лычки первого слоя. Каждую лычку под свой мосток.

Загнуть, проплести и затянуть Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

22. Затягиваем проплетённые лычки. Находим следующую пару лычек, загибаем по уровню края. Проплетаем пару лычек под лычки первого слоя.

Пара лычек первого слоя Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

23. Далее так же третью пару.

Третья пара Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

24. Можем оставить мосток для простого проплетения лычки следующей пары.

Так выглядит мосток Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

25. Заплетаем следующую пару лычек, затягиваем.

Заплетаем лычки парами Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

26. Так же следующую.

Ещё пара лычек Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

27. Посмотрим как это выглядит сверху.

Вид сверху Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

28. Плетём очередную пару лычек по кромке солонки.

Плетём по кромке солонки Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

29. Заплетаем краешек дальше.

Заплетаем краешек дальше Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

30. Предпоследняя пара лычек.

Предпоследняя пара лычек Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

31. Смотрим, осталась последняя пара лычек. Загибаем и переплетаем.

Осталась пара лычек Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

32. Получился верх солонки. Для прочности изделия подтягиваем лычки.

Получился верх Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

33. Смотрим снизу.

Снизу выглядит так Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

34. Смотрим сверху.

Сверху выглядит так Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

35. Начинаем проплетать лычки во второй слой солонки. Произвольно выбираем угол. Делаем мосток и проплетаем соседнюю лычку. Мосток затягиваем.

ru.russianarts.online

Солоничка из бересты самодельная

Сегодня Вы узнаете как из бересты сделать своими руками красивую берестяную солонку.

Берестяная солонка необходимая вещь в дороге. Сделанная по технологии старых мастеров у неё масса достоинств-удобство, надёжность, герметичность, прочность и красота. В сети много информации о бересте и изделиях из неё. Вообще-то, береста уникальный природный и воспроизводимый материал и работать с ней достаточно небольшим набором инструментов.

Основной инструмент для плетения — КОЧЕДЫК. На верхнем фото плоское изогнутое шило, которое легко сделать из тонкой плоской отвёртки. Так как солонички и коробочки плетутся в два слоя то оно требуется для протаскивания второго слоя берестяной ленты. Маленькое плоское шило используется при оплетке изделий для прокола бересты при протаскивании узких полосок для оформления  вещей. Второе фото — приспособление для нарезки полосок нужной ширины по шаблону из полосок  металла. У меня сделаны эксцентрики для зажима бересты вместе с шаблоном, но это не обязательно.Кстати, лицевой стороной пригодной для работы считается сторона коры, прилегающая к стволу, она всегда идеальная и без всяких наростов, глазков и трещин. К сожалению, мои запасы подошли к концу и я расскажу о процессе изготовления солонки (солонички) на примере ленточек из обёрточной бумаги.
Ширина ленты 2 см. Начало плетения-донышко. Как правило количество лент по стороне нечётное.

Для начинающих и не только плести лучше всего надо начинать  на  торце бруска ( в нашем случае нужен брусок 2х3 =6 см.). Ленточки бересты протягивают с усилием для обеспечения в дальнейшем жесткости изделия, особенно, при плетении вторым слоем. Можно зафиксировать ленточки на торце несколькими маленькими гвоздиками ( их вы уберёте перед плетением второго слоя.)После окончания плетения сторон до нужной высоты ( можно закрепить начинающим последнюю ленточку каплей клея.Далее, крайние ленты на противоположных сторонах направляют друг к другу для формирования  отверстия  горлышка. Их можно зафиксировать булавками. Далее две средние ленты формируют горлышко солонички навстречу друг другу и их оборачивают новой лентой (достаточно одного полного оборота) и тоже фиксируют чем нибудь.(резинкой, клеем, булавкой и т.д.)Понятно, что при наборе опыта это не будет нужно.

Затем тоже делают с двумя другими средними лентами и также  оборачивают их остатком ленты от предыдущей операции.Макет в один слой готов. Далее при помощи кочедыка протаскивают с натягом второй слой и убирают все концы лент под существующее плетение. Пробку лучше сделать четырёхсторонней под горлышко в натяг. Изделие из бересты не лакируется и не красится. Можно покрыть натуральным льняным маслом  полусухим тампоном.

Автор статьи “Солоничка из бересты самодельная”  Вячеслав Панов

samodelka.info

Урок 2. Открытая солонка из бересты. Косое плетение

Открытая солонка из бересты – это, как правило, первое изделие, которое изготавливают будущие мастера способом косого плетения. Не будем нарушать эту добрую традициюи сделаем первое серьезное произведение, которое станет незаменимой в хозяйстве вещью. Довольно интересно, что в Тотьме, на земле, где я вырос, существовал раньше развитый солеварный промысел, и тогда, я уверен, на каждом кухонном столе присутствовала солонкаиз бересты с белыми кристаллами.

Немного слов о косом или диагональном плетении. На первом занятии, когда мы осваивалиосновные приемы плетения, сделанная нами салфетка выполнена была способом прямого плетения. В основе представленных обучающих статей лежит диагональное или косое плетение, но некоторые изделия мы будем выполнять с применением разных техник.

Диагональное плетение

 из бересты проще и имеет ряд преимуществ, которые сложно описать без сравнения, поэтому в примерах такое сравнение будет рассмотрено на одномиз следующих мастер-классов.

На данном уроке показано изготовление элементарного изделия — открытой солонкииз бересты. Однако при всей  элементарности, плетение данного изделия не может обойтись без знания двух элементов – углы и прямая кромка. Освоение данных элементов в косомплетении из бересты и станет основной целью нашего урока.

Количество лент на каждую сторону коврика изделия (донце) должно быть кратно двум, то есть четно. В основе нашей солонки из бересты коврик со сторонами 4×4. Полосы взяты шириной полтора сантиметра, можно взять и другой ширины, как вам удобней. Длина полос примерно25–30 см. при необходимости можно и нарастить.

Когда коврик полностью сплетен необходимо закрепить полоски по углам скрепками,их несложно изготовить самостоятельно, имея лишь кусок проволоки круглогубцы. В качествепроволоки можно использовать большую разогнутую канцелярскую скрепку.

Для плетения углов необходимо с каждой стороны коврика наметить середину — именно тами будет вершина угла. Новичку можно две средние полоски загнуть в сторону лицевого слоя бересты — это позволит сделать угол более четким. Если все готово, можно заплетать, Для этого две средние ленты накладываются друг на друга, образуя между собой прямой угол. Следуя принципу плетения, нижняя полоска теперь должна быть сверху, а верхняя наоборот. Далее к ним приплетаются все соседние полоски, и, когда получилась ромбовидная сторона 4×4, вершина снова скрепляется. Такую операцию повторяют и для трех других сторон. Когда все четыре угла готовы, отчетливо видно донце будущей солонки из бересты.

Если у вас получилось донце с ровными четырьмя краями без нарушения принципа плетения, то можно перейти к следующему элементу – кромке, иначе – нужно разобрать изделиедо места образования дефекта, чтобы получить в итоге правильную солонку.

Дальнейшим шагом будет переплетение полосок между сторонами до образования ровного стаканчика. Высота стаканчика может быть ограничена только вашим воображением, но дляудобства не стоит делать глубину солонки больше длины двух пальцев, собранных«в щепотку», чтобы можно было достать соль даже со дна изделия, используя только свои пальцы.

Когда определились с высотой изделия, можно приступать к образованию кромки солонки.На этом уроке рассмотрим только прямую кромку — она является самой простой и наиболеераспространенной. Выберите произвольную верхнюю ленту и согните ее, изменив направление на 90 градусов. Затем ее необходимо протащить под ближайшей поперечной ячейкой для закрепления. В процессе плетения всегда старайтесь плести по возможности плотнее, чтобы просветы между ячейками были всегда наиболее маленькими или вообще отсутствовали.

Под  лентой, которую мы загнули,  находится нижняя, ее необходимо также загнуть поверх предыдущей и закрепитель. Следуя влево, согните и проплетите подобным образом все оставшиеся полоски, пока не получится ровный край изделия.
Теперь осталось только оплести солонку лицевым слоем бересты. Если лента коротка или порвалась — необходимо обстричь остатки ленты, а затем протащить новую заготовленную ленту под предыдущей поперечной ячейкой.

Если солонка изготовлена качественно, то даже мелкая соль из нее сыпаться не будет.Для достижения большей плотности изделия можно проплести еще один (или не один) слой сверху, но с более широкими лентами.

Сколько я себя помню, у мамы на кухне всегда стояла солонка из бересты с каменной солью, которая используется ежедневно для приготовления пищи. И сегодня этот предметне соперник пластиковым солонкам, или солонкам из еще какого-нибудь полимера, так как солонка из бересты вне конкуренции. Я же с детства привык «доверять» пищевые продукты изделиям, изготовленным из чистого, здорового природного материала, одним из которыхявляется береста.

http://spleteno.ru/publications/beresta/16-otkrytaja-solonka-iz-beresty.html

hand1craft.blogspot.com

Мастер-класс по плетению из бересты

Для всех, кто хотел бы основать традиционную технику плетения из бересты и не только, мы предлагаем простые мастер классы, которые позволят освоить прямой и косой способы плетения. В качестве примеров мы выбрали закладку для книги и солонку, которые вы легко сможете сделать вместе с детьми. В качестве замены бересты для тренировки можно использовать бумажные заготовки.

Закладка для книги. Прямое плетение

Материалы и инструменты:

  • 2 бумажные или берестяные лычки длиной 60 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • клей

Изготовление плетеной закладки

Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.

Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.

Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.

Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.

Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.

Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.

Солонка с квадратным дном. Косое плетение

Материалы и инструменты:

  • 8 бумажных или берестяных лычек длиной 45 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • канцелярские скрепки
  • карандаш

Если работаете с бумагой, позаботьтесь, чтобы она была с ярко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Не берите белую бумагу, она не даст полной картины и дезориентирует вас.

Плетение солонки

Соберите полотно, как показано на рисунке. Правая, или лицевая сторона бумаги (бересты), должна быть сверху.


Рисунок 1

Закрепите полотно канцелярскими скрепками.

Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).

Около цифр 6 и 9 внизу поставьте заметные точки, чтобы не путать их в процессе плетения. Полотно должно получиться плотным, без щелей и находиться в центре, т. е. правый конец лычки должен быть примерно равен левому, а верхний — нижнему. При этом подравнивать ножницами ничего не нужно, требуется лишь подвинуть лычки. В полотне не должно быть никаких фигур, кроме квадратов. Лицевая сторона материала должна быть сверху.

Рассчитайте местоположение углов солонки. У изделия с квадратным дном углы всегда будут находиться посередине края полотна. Количе­ство лычек на стороне квадрата разделите пополам и поставьте точки А, Б, В и Г (рис. 1). Запомните, что для плетения изделия с квадратным дном в полотне всегда закладывается чётное количество вертикальных лычек на такое же количество горизонтальных лычек, например: 2×2; 4×4; 12×12 и т. д.


Рисунок 2

На рис. 2 видно, что угол А у солонки сформирован переплетением в шахматном порядке лычек 1 и 2 с лычками 3 и 4. При этом дно осталось нетронутым, а лычка 2 переплелась с лычками 3 и 4 поочерёдно, затем лычка 1 переплелась с лычками 3 и 4. Пересечение лычек 4 и 1 зафиксируйте дополнительной скрепкой.

Следующим по порядку заплетите угол, противоположный углу А — угол В (это поможет сохранить плотность дна во время работы над углами). В точке В солонки переплетите в шахматном порядке лычки 10 и 9 с лычками 11 и 12. На пересечении лычек 12 и 9 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Угол Б солонки заплетается лычками 6, 5, 7 и 8. На пересечении лычек 8 и 5 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Перед плетением угла Г уберите щели на дне солонки, подтянув лычки. Последний угол в любом изделии удобно заплетать снаружи, с изнаночной стороны. Переплетите лычки 16 и 15 с лычками 14 и 13 в шахматном порядке. Поставьте дополнительную скрепку на пересечении лычек 13 и 16 (рис. 2).

Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.


Рисунок 3

Поверните солонку дном вниз и лычками 8, 7, 2 и 1 к себе (рис. 3).

Снимите нижнюю скрепку между лычками 7 и 2, переплетите лычку 7 с лычками 2 и 1, поставьте дополнительную скрепку. Переплетите лычку 8 с лычкой 2 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку лычками 4, 3, 14 и 13 к себе, дном вниз. Снимите нижнюю скрепку между лычками 3 и 14, переплетите лычку 3 с лычками 14 и 13, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 4 переплетите с лычкой 14 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, а лычками 16, 15, 10 и 9 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 15 и 10. Лычку 15 переплетите с лычками 10 и 9, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 16 переплетите с лычкой 10 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, лычками 12, 11, 6 и 5 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 11 и 6. Переплетите лычку 11 с лычками 6 и 5, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 12 переплетите с лычкой 6, поставьте дополнительную скрепку.

Проверьте плотность плетения, подтяните лычки. Покрутите солонку в руках, обратите внимание на соблюдение шахматного порядка в переплетениях. Если вместо квадратов получились прямоугольники, разберите этот сектор и заплетите правильно. Лицевая, более яркая сторона полотна должна остаться внутри.


Рисунок 4

Если вы делали всё точно по описанию, у вас получилась солонка с квадратным дном, правая сторона материала смотрит вовнутрь изделия (рис. 4).

Найдите пару лычек 6 и 12 (рис. 4). Снимите с неё скрепку.


Рисунок 5

Лычку 12 перегните через лычку 6 вниз (рис. 5).

Лычку 6 перегните через лычку 12 и «проутюжьте» пальцами линии сгиба.


Рисунок 6

Лычку 6 отправьте во второй карман (она временно нарушит шахматный порядок). Лычку 12 — в ближайший карман. Протащите лычки 6 и 12 по своим дорожкам в шахматном порядке, пока они не пройдут донышко солонки. Первый зубчик готов. Он получился такого же цвета, что и внутренняя поверхность солонки (рис. 6).

Лычку 15 перегните через лычку 9, лычку 9 — через лычку 15. «Проутюжьте» линии сгиба пальцами. Лычку 9 спрячьте под лычку 12, лычку 15 — в ближайший карман.
Проведите лычки по своим дорожкам в шахматном порядке (рис. 6).

Аналогично закройте все пары лычек, следите за линией зубцов, она должна быть ровной, ни один зубец не должен выделяться из этой линии, не должно быть высоких и больших зубцов.
Закрывая последнюю пару лычек 5 и 11, лычкой 11 перекройте нарушение шахматного порядка, допущенное лычкой 6. Лычку 11 уложите поверх лычки 6 и спрячьте под лычку 9.

Постепенно вся солонка стала лицевой снаружи, как и внутри. Идеальный случай, когда всё изделие обратным ходом лычек стало лицевым.

Если какая­то лычка порвалась или была короче других и некоторые квадраты остались изнаночной стороной наружу, возьмите дополнительную лычку, заведите её в том месте, где не доработала «родная» лычка, и пройдите ею изнаночные квадраты.

Торчащие хвосты обрежьте «под корешок».

Готовое изделие должно иметь вид колечка, у которого нет ни начала, ни конца.

Другие мастер классы данного автора можно найти в книге «Плетение из бумаги и бересты» Издательского дома «Литера».

www.diy.ru

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ | Методы плетения

Плетение из бересты пришло к нам из глубокой древности и увлечение этим ремеслом популярно и поныне.За долгие годы очень много создано изделий из бересты. Самыми простыми по изготовлению и своей форме  являются изделия из одного куска бересты. Отдельные из них можно смастерить прямо в лесу – это могут быть берестянки, ложки, ковшики. Но особое место среди изделий из бересты из-за своеобразного способа изготовления, занимают плетеные изделия. Они бывают очень разнообразны как по форме, так и по размерам. Это может быть маленькая дорожная солонка или огромная корзина, для переноски тяжестей, изящные шкатулки и вазочки, детские игрушки, лапти.

Плетеные изделия можно сделать из берестяной ленты, её можно вырезать из пласта берёзы или снять с берёзы используя оригинальный  спиралеобразный способ.В старину очень широко использовались лоза и береста для изготовления различной бытовой посуды и утвари. Плетение из бересты не только увлекательный вид рукоделия,но и возможность создать очень полезную утварь для дома. Гораздо полезнее сохранять овощи и фрукты в корзинах из бересты, в такой таре продукты «дышат», а про искусственные материалы такого сказать нельзя. Для тех, кому работа с берестой станет интересной, рекомендуется завести ежедневник, чтобы записывать свои наблюдения, задумки, находки, а также информацию, взятую из встреч с умельцами,  после посещения выставок, музеев. В каждом отдельном случае необходимо обращать внимание на то где, когда и как была собрана береста, какими способами соединяются элементы, на всё то, что обычно входит в понятие «дизайн» и «самобытность».
Освоить плетение ихз бересты поможет мастер-класс. Каждый, у кого будет такое желание, своими руками может создать поразительные сувениры из бересты и получить навыки плетения корзинок для хранения и сбора семян, овощей, грибов, стульчики и столики для детских садов, и даже принадлежности для занятий спортом. из лент бересты можно научится делать удобные и лёгкие корзинки для хранения и сбора ягод,  их народное название – берестянки, коробочки для хранения разных семян, а ещё множество разных полезных вещей, которые можно придумать прямо в процессе их создания, а начинать лучше всего с занятных сувениров из бересты.

Материалы и инструменты: во время мастер-классов по плетению из бересты применяют различные инструменты. Для работы необходимо иметь несколько ножей, разных по формам и размерам, для выполнения различных операций. Например, один нож для нарезания прутьев для заготовок, так называемый нож-резец нужен для того чтобы обрезать концы прутьев при плетении так называемый корзиночный ножик, применятся для подрезки и строгания очень длинных прутиков,  шило с загнутым стержнем и шило  с прямым стержнем, для протягивания прутьев плоскогубцы, круглогубцы нужны для выравнивания прутьев в местах их сгибов.

Плетение из бересты Методы плетения.Мастер класс
Следующая статья :
Плетение изделий из проволоки

вернуться на Главную страницу
Плетение своими руками. Фенечки,браслеты и цепочки. Фото галерея

ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:


bebi.lv

Плетение из бересты своими руками мастер класс


Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста». Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >> Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.

Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.

Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.

Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.

Прямое плетениеЭтот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».

Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

На схеме можно понять принцип плетения.

Те же салфетки.

Нехитрая домашняя утварь.

Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.

И схема плетения  «утицы», вдруг кому надо:

Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.

Косое плетениеЗдесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.

После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.

Кто хочет, может обратиться к китайцам.

Угол «в живую»

Угол в работе.

В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.Незабвенные корзины:

Короба:

Даже сумка для ноутбука:

И многое другое.

А главное, игрушки!

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

www.livemaster.ru

Основы плетения из бересты для начинающих

Для всех, кто хотел бы основать традиционную технику плетения из бересты и не только, мы предлагаем простые мастер классы, которые позволят освоить прямой и косой способы плетения. В качестве примеров мы выбрали закладку для книги и солонку, которые вы легко сможете сделать вместе с детьми. В качестве замены бересты для тренировки можно использовать бумажные заготовки.

Закладка для книги. Прямое плетение

Материалы и инструменты:
  • 2 бумажные или берестяные лычки длиной 60 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • клей
Изготовление плетеной закладки

Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.

Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.

Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.

Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.

Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.

Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.

Солонка с квадратным дном. Косое плетение

Материалы и инструменты:
  • 8 бумажных или берестяных лычек длиной 45 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • канцелярские скрепки
  • карандаш

Если работаете с бумагой, позаботьтесь, чтобы она была с ярко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Не берите белую бумагу, она не даст полной картины и дезориентирует вас.

Плетение солонки

Соберите полотно, как показано на рисунке. Правая, или лицевая сторона бумаги (бересты), должна быть сверху.

Рисунок 1

Закрепите полотно канцелярскими скрепками.

Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).

Около цифр 6 и 9 внизу поставьте заметные точки, чтобы не путать их в процессе плетения. Полотно должно получиться плотным, без щелей и находиться в центре, т. е. правый конец лычки должен быть примерно равен левому, а верхний — нижнему. При этом подравнивать ножницами ничего не нужно, требуется лишь подвинуть лычки. В полотне не должно быть никаких фигур, кроме квадратов. Лицевая сторона материала должна быть сверху.

Рассчитайте местоположение углов солонки. У изделия с квадратным дном углы всегда будут находиться посередине края полотна. Количе­ство лычек на стороне квадрата разделите пополам и поставьте точки А, Б, В и Г (рис. 1). Запомните, что для плетения изделия с квадратным дном в полотне всегда закладывается чётное количество вертикальных лычек на такое же количество горизонтальных лычек, например: 2×2; 4×4; 12×12 и т. д.

Рисунок 2

На рис. 2 видно, что угол А у солонки сформирован переплетением в шахматном порядке лычек 1 и 2 с лычками 3 и 4. При этом дно осталось нетронутым, а лычка 2 переплелась с лычками 3 и 4 поочерёдно, затем лычка 1 переплелась с лычками 3 и 4. Пересечение лычек 4 и 1 зафиксируйте дополнительной скрепкой.

Следующим по порядку заплетите угол, противоположный углу А — угол В (это поможет сохранить плотность дна во время работы над углами). В точке В солонки переплетите в шахматном порядке лычки 10 и 9 с лычками 11 и 12. На пересечении лычек 12 и 9 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Угол Б солонки заплетается лычками 6, 5, 7 и 8. На пересечении лычек 8 и 5 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Перед плетением угла Г уберите щели на дне солонки, подтянув лычки. Последний угол в любом изделии удобно заплетать снаружи, с изнаночной стороны. Переплетите лычки 16 и 15 с лычками 14 и 13 в шахматном порядке. Поставьте дополнительную скрепку на пересечении лычек 13 и 16 (рис. 2).

Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.

Рисунок 3

Поверните солонку дном вниз и лычками 8, 7, 2 и 1 к себе (рис. 3).

Снимите нижнюю скрепку между лычками 7 и 2, переплетите лычку 7 с лычками 2 и 1, поставьте дополнительную скрепку. Переплетите лычку 8 с лычкой 2 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку лычками 4, 3, 14 и 13 к себе, дном вниз. Снимите нижнюю скрепку между лычками 3 и 14, переплетите лычку 3 с лычками 14 и 13, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 4 переплетите с лычкой 14 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, а лычками 16, 15, 10 и 9 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 15 и 10. Лычку 15 переплетите с лычками 10 и 9, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 16 переплетите с лычкой 10 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, лычками 12, 11, 6 и 5 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 11 и 6. Переплетите лычку 11 с лычками 6 и 5, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 12 переплетите с лычкой 6, поставьте дополнительную скрепку.

Проверьте плотность плетения, подтяните лычки. Покрутите солонку в руках, обратите внимание на соблюдение шахматного порядка в переплетениях. Если вместо квадратов получились прямоугольники, разберите этот сектор и заплетите правильно. Лицевая, более яркая сторона полотна должна остаться внутри.

Рисунок 4

Если вы делали всё точно по описанию, у вас получилась солонка с квадратным дном, правая сторона материала смотрит вовнутрь изделия (рис. 4).

Найдите пару лычек 6 и 12 (рис. 4). Снимите с неё скрепку.

Рисунок 5

Лычку 12 перегните через лычку 6 вниз (рис. 5).

Лычку 6 перегните через лычку 12 и «проутюжьте» пальцами линии сгиба.

Рисунок 6

Лычку 6 отправьте во второй карман (она временно нарушит шахматный порядок). Лычку 12 — в ближайший карман. Протащите лычки 6 и 12 по своим дорожкам в шахматном порядке, пока они не пройдут донышко солонки. Первый зубчик готов. Он получился такого же цвета, что и внутренняя поверхность солонки (рис. 6).

Лычку 15 перегните через лычку 9, лычку 9 — через лычку 15. «Проутюжьте» линии сгиба пальцами. Лычку 9 спрячьте под лычку 12, лычку 15 — в ближайший карман. Проведите лычки по своим дорожкам в шахматном порядке (рис. 6).

Аналогично закройте все пары лычек, следите за линией зубцов, она должна быть ровной, ни один зубец не должен выделяться из этой линии, не должно быть высоких и больших зубцов. Закрывая последнюю пару лычек 5 и 11, лычкой 11 перекройте нарушение шахматного порядка, допущенное лычкой 6. Лычку 11 уложите поверх лычки 6 и спрячьте под лычку 9.

Постепенно вся солонка стала лицевой снаружи, как и внутри. Идеальный случай, когда всё изделие обратным ходом лычек стало лицевым.

Если какая­то лычка порвалась или была короче других и некоторые квадраты остались изнаночной стороной наружу, возьмите дополнительную лычку, заведите её в том месте, где не доработала «родная» лычка, и пройдите ею изнаночные квадраты.

Торчащие хвосты обрежьте «под корешок».

Готовое изделие должно иметь вид колечка, у которого нет ни начала, ни конца.

Другие мастер классы данного автора можно найти в книге «Плетение из бумаги и бересты» Издательского дома «Литера».

www.diy.ru

Как плести корзинки из бересты

развернуть У любителей рукоделия часто возникает проблема с местом для хранения материалов. Если вы любите и умеете работать руками, нелогично покупать различные органайзеры , пеналы и коробочки, ведь их можно изготовить самостоятельно. Мы уже рассказывали, как сплести корзинку из газетных трубочек, а в данном мастер классе предлагаем попробовать сделать корзину из природного материала, бересты. Корзина квадратная, поэтому, изготовив несколько штук, их можно легко скомпоновать на столе или в шкафу. Корзинки из бересты отлично подойдут для хранения материалов для хендмейда, а также других мелочей, которых много в любом доме. При плетении корзинок, размеры можно варьировать, подбирая их под свои нужды.
  • береста
  • металлическая линейка
  • ножницы
  • прищепки
Поместите бересту в теплую воду примерно на час. Подвесьте ее, чтобы стекла лишняя вода. Когда на поверхности бересты не останется видимой влаги, нарежьте полоски одинаковой длины. Длина колосок и их количество будут зависеть от размеров корзинки.

Важно: количество горизонтальных и вертикальных полосок обязательно должно быть нечетным.

Мы использовали схему 7×7 полос. Длина полосок бересты зависит от высоты бортиков корзины. Тут действует принцип «лучше перебор, чем недобор». Возьмите половину заготовленных полосок и разложите их на столе, зафиксировав скотчем или прижав тяжелой книгой. Постарайтесь представить квадрат, который образуется, если поверх вертикальных полосок уложить горизонтальные. Полоски скотча должны располагаться вдоль сторон воображаемого квадрата.

Вплетите первую горизонтальную полоску бересты. Каждую полоску вплетайте так, чтобы ее края загибались к вам.

Вплетите следующую полоску, используя классическую схему плетения (если предыдущая горизонтальная полоска уложена поверх вертикальной, следующая должна пройти под ней).

Вплетя все горизонтальные полоски бересты, в центральной части у вас должен получиться квадрат.

Проверьте, в какую сторону лучше загибать бересту. В одну сторону она может загибаться, образуя гладкий изгиб, а при загибе в другую сторону, береста может слоиться.

Переверните заготовку так, чтобы при загибе полосок кверху береста не слоилась. Загните все полоски по граням плетеного квадрата, используя металлическую линейку.

Выровняйте полоски вдоль одной из сторон квадрата и вплетите длинную полоску бересты. Длина должны быть такой, чтоб бересты хватило на все четыре стенки нашей корзинки. Не забывайте о классической схеме плетения, и удостоверьтесь, что длинная полоска хорошо загибается в вашу сторону.

Таким же образом вплетите еще две полоски бересты.

Загните все три полоски по линии пересечения с последней из вертикальных полос, в которые они вплетены.

Вплетите три длинных полосы вдоль следующей стороны квадрата. Особое внимание уделите плетению по углам.

Повторите те же операции с полосками вдоль третьей и четвертой сторон квадрата.

Обрежьте остатки полос, вплетенных в стенки корзины из бересты, оставив запас примерно в 5 см. Вплетите оставленные части полос в стенку, которую плели первой.

Корзинка из бересты обретает форму. На этом этапе можно вплести еще несколько полосок в стенки, чтобы добиться желаемой их высоты.

Важно: после плетения стенок должно остаться приблизительно по 7 см полосок, из которых плели дно корзинки. Свободные концы позже нужно будет загнуть и вплести внутрь корзинки.

Загните вертикальные полоски, прошедшие поверх последней горизонтальной полосы, внутрь корзинки, вплетите их под третью сверху горизонтальную полосу. Чтобы упростить задачу, вертикальные полосы можно предварительно подрезать до нужной длины. Проделайте эту операцию со всеми наружными вертикальными полосками. Таким образом, половина полосок останутся не вплетенными. Внутри корзинки, по периметру последней вплетенной полосы, зафиксируйте еще один отрезок бересты. Эту полоску можно закрепить с помощью прищепок.

Загните все оставшиеся вертикальные полоски поверх зафиксированного прищепками бортика и вплетите их под вторую сверху горизонтальную полосу бересты.

Обрежьте вертикальные полоски до нужной длины, чтоб они не торчали из под горизонтальных.

По той же технологии можно изготовить и корзины из бересты размером, например, 5×5 или 9×9 полос. Думаем, вы сразу же найдете им достойное применение. Источник →

Опубликовано 28.06.2015 в 00:00

macterklacc.mirtesen.ru

Плетение из бересты, или Всё новое — это хорошо забытое старое

Сегодня настал такой день, когда мне захотелось рассказать подробнее о таком исконно русском и очень старинном ремесле как плетение из бересты.

Сразу скажу, что береста или иногда еще говорят берёста — это кора дерева берёзы. Мне больше нравится первый вариант, его я и буду употреблять. 

Очень рада тому, что в последние годы это ремесло всячески возрождается и набирает былую силу и славу. Всё больше и больше открывается школ и студий и появляется новых мастеров. Спешу успокоить любителей природы, вопреки распространенному мифу, никакого вреда живой берёзе снятие с нее коры не приносит, если это сделано правильно. За 7 лет на месте снятого куска нарастает новый слой уже пригодный к повторному снятию. Еще есть вариант промышленной заготовки, это на лесопилках и лесоповале, где дерево уже срублено.

Как правило, те, кто там работают, никогда не бывают против, если у них попросить.

Итак, тем или иным путем заготовив необходимое количество бересты, мастер-берестянщик приступает к работе. Все, что для этого нужно — это ножницы, 50 грамм растительного масла, тряпочка, собственные руки и фантазия.

Плетение из бересты считалось раньше мужским ремеслом, впрочем, как и любимое наше вязание тоже было мужским занятием, как это ни удивительно! Для того чтобы полоски хорошо и ровно затянуть в изделии, требуется недюжинная сила и очень крепкие пальцы рук. Поэтому чаще всего привлекались к обучению именно молодые мужчины.

Очистив кору от верхнего белого слоя, ее нарезают на полоски, смазывают маслом и плетут. Ах, да, забыла еще сказать про прищепки, которыми закрепляют углы изделия во время работы.

Начинают обычно с простых вещей — салфеточек, солоночек, подносиков.

У русских людей в быту широко применялись такие изделия, иногда бала посуда для всей семьи только из бересты.

Различные хлебницы и короба:

Мелкая домашняя утварь:

Украшения:

Надо ли говорить о корзинах?

Заплечный рюкзак «кошель» для ношения личных вещей:

Огромные заплечные «короба», как в сказке про Машеньку и медведя. В таком вот коробе она сидела и приговаривала: «Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок!»

И малюсенькие для кукол:

Сугубо традиционные вещи, которые принято относить к народному творчеству, были весьма просты и однообразны в исполнении, только так и никак иначе считалось, что простому люду некогда тратить время на безделушки. Там существовало несколько методов и приемов, которые и использовались в работе.

Но интересен тот факт, что в конце 19 века и начале 20-го были очень распространены артели мастеров, и уж там-то фантазия буйствовала как могла. Мастерская берестянщика и по сей день выглядит примерно также как и 200 лет назад:

Даже в богатых и знатных домах было принято иметь вещи плетеные из бересты, шкатулки, например:

Были даже специальные шкатулки для белья и перчаток.

К сожалению, не имею таких фотографий, но доподлинно знаю, что в Карелии плелись сапоги для хождения по болоту и даже плащи. Но вот фотографию лодки нашла.

Хотя, конечно, она не плетеная, но все равно интересно.

В различных местностях, делались различные обереги, назывались они «шаркунок».

Или такой вариант

Даже детские погремушки

Хочу поподробнее остановиться на обуви. Никогда обувь из бересты не называлась лаптями, никогда! Лапти делались только из лыка, которое собирали на иве. Дерево такое — ива, растет по берегам рек. Любые — маленькие, большие, для кукол, для детей, сувенирные, лапти делались из лыка. Обувь же из бересты хоть для ярмарочного медведя, хоть для куклы, хоть для крестьянина, хоть распространенные сейчас мизерные сувенирные —все до единого, назывались «ступни», запомните это, пожалуйста.

Ну под завершение моего рассказа, так сказать, «на сладенькое» — игрушки:

Попутно нашла фото с сапогом, которые плели карело-финны (в другую папку попал), любуйтесь:

А видов плетения было (ну и есть, конечно) два… Но это уже тема для другой истории!

P.S.: Использовала в топике некоторые фото из интернета, но они не подписаны были и в свободном доступе. Сделала это только потому, что качество фотографий в сети лучше, чем я могу соорудить.

Удачного дня! А может ночи! Спасибо за просмотр!

www.livemaster.ru

www.masterashow.ru

Руководство по плетению изделий из берёсты. Автор Пятков А.И.

1                  Введение

 

Данное руководство предназначается для  любителей делать своими руками красивые и нужные вещи из берёзового лыка.  В нем не рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в каждой крестьянской избе русского Севера.
В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.  

2                  Слово о берёсте

2.1    Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище.
Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина.
Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева.
Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)

2.2   Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.)  Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток.  Берестенник – только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут.     (Литература 7)

2.3   Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, – рыбу и дичь.

   (Литература 8)

2.4   Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание.    (Литература 4)

2.5   Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11)

2.6    Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных  слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.

  (Литература 15)

2.7   Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, – это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных  утолщений, наплывов и порезов.

  (Литература 2)

2.8   Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

 (Литература 23)

2.9   Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью.         (Литература 14)

2.10  Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы.
Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным.
 Фактура – обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве – полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия. (Литература 21)

2.11  Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)

2.12  Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны.
Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература 35)

2.13  Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой…
Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).(Литература 15)

2.14  Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:

1                  Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2                  Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.

3                  Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25)

2.16  Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки.
Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно. (Литература 4)

  3      Мастера Архангельской области

  3.1     Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а  технология  их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2)

3.2   По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.

3.3    К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение – “берестяной ренессанс”. Среди народных мастеров, работающих с берестой, произошла своего рода специализация.  Тиснение на изделиях, выплетение орнамента на изделиях простого или рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по видам изделий.
Береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Берестяную хлебницу не могут делать несколько человек поэтапно, как, например, поэтапно режут из осины деревянную хлебницу.
В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить.(Литература 16 )

3.4   Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21)

3.5   Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:

- утилитарность – практическая предназначенность промысла в ответ на   бытовые нужды, хозяйственные потребности.

– срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.

– единство обрабатываемого материала и технических приемов.

– традиционность форм и опыта.

- коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.

– предельная экономия художественных средств.

– близость к детскому творчеству.

– нарядная декоративность, праздничность впечатления.

– при малочисленности сюжетов обилие их вариантов.

Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты.  (Литература 22)

3.6    В этом состоит их артистизм – сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше.
В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус.
Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства. (Литература 18 )

3.7    С середины 60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного творчества, областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных центров Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных мастеров, владеющих навыками традиционных  ремесел.
Вот уже более 15 лет народные мастера тесно сотрудничают с Художественным фондом России, активно участвуют не только на ежегодных областных выставках, но и крупных зональных, республиканских и зарубежных смотрах. Значительно пополнились за эти годы музейные коллекции. (Литература 28 )

3.8   Современное творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему посвящены ряд альбомов и теоретических исследований специалистов, многочисленные популярные издания. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п.  Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Личность народного мастера – хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п.  Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Искусством плетения овладели и некоторые молодые мастера, например, Юрий Ходий и Ольга Павленко из Архангельска, обучавшиеся у потомственных мастеров – вельчан Якова Григорьевича Рохина и Дмитрия Евгеньевича Задорина. С деревом сроднился известный народный мастер Александр Иванович Петухов, живущий в Коношском районе.(Литература 28 )

3.9  Запись разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского района - это пример сохранения русского народного языка. “В прежно-то время, ковды за стол садились одну бересту и видели: блюда, солонки, ковши, стаканы, штофы. А еше на катанки береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти, дробко, ноги в тепле.
Береста бывает трех сортов – тонкая, теплая, мягкая, бархатистая, растяжимая, широкопластная, – без грибка, значит, и без корок - “жирная”, белая, бледно-желтая, молодавчатая. Такой здесь сроду не бывало.

 - толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная – с юга красноватая дак, а с севера - желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду.

 - и третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу …

В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести – не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются.” (Литература 34)

3.10     Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30)

3.11  Считаю своим долгом вспомнить:

–  Михаила Васильевича Варварского из Конёва;

- кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;

–  Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,

–  Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба “Берендей”, г. Вельск;

–  улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича  Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства “Берендей”;

–        Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;

–        народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;

–        народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа

и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты.

3.12  В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению:

–        преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным,

–        пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным,

–        Владимиром Александровичем Коробковым,

–        Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими.

 
4      Рабочий инструмент и принадлежности

 
4.1    Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, “щемильцы” для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш.  Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.

4.2    Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные  под двумя углами.

Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.

4.3  Нож

4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа – косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.

4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)

4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.

4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)

4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)

4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола

www.severberesta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *