Слет — одна из форм массовой туристской работы и способ обмена опытом, агитации и пропаганды туризма. В коллективах физкультуры слеты проводятся в выходные или праздничные дни, областные, республиканские слеты — в отпускное или каникулярное время, в соответствии с календарным планом туристских мероприятий.
Таблица 4
Возраст участников (лет) | Максимальная продолжительность соревнований по выбору (ч) | |
Мужчины | Женщины | |
16 | 1 | 1 |
18 | 1,5 | 1 |
19 | 2 | 1,5 |
22 | 3 | |
35 | — | 1 |
40 | 2 | — |
В программу слета могут входить не только соревнования по туризму, но и другие массовые мероприятия — встречи по волейболу и бадминтону, различные конкурсы, чтобы заинтересовать большинство участников. Для успешного проведения слета необходима четкая организация и регламент. В специально разработанном положении должны быть указаны время и место проведения слета, программа, порядок определения и награждения победителей и др.
Подводя итоги слета, нетрудно определить победителей по отдельным разделам программы, однако установить место команд в комплексном зачете сложнее. По степени трудности виды соревнований и конкурсов неодинаковы. Большего физического и умственного напряжения, проявления воли и настойчивости требуют соревнования по ориентированию, туристской технике, туристским навыкам. Поэтому при выведении оценки необходимо применять коэффициент. Например, результаты по ориентированию оцениваются с коэффициентом 1,5, по туристской технике—1,5, по волейболу — 0,5, по баскетболу— 0,5, по оформлению лагеря — 0,5 и т. д. Это значит, что команда, занявшая по ориентированию 3-е место, получает 4,5 очка. Общекомандное место определяется по наименьшей сумме очков.
Подготовка к слету проводится туристским и профсоюзно-комсомольским активом, который оформляется в штаб. Начальник штаба и его заместитель назначают коменданта и секретаря, а также ответственных за проведение спортивных соревнований, конкурсов, костра и вечера, за организацию обмена опытом и медицинское обслуживание слета. В процессе подготовки и проведения слета члены штаба решают целый ряд вопросов, как-то:
1. Выбор места и согласование его с лесничеством.
2. Пропаганда слета (афиши, печать, радио).
3. Разработка условий конкурса.
4. Подбор комендантской группы.
5. Материальное обеспечение слета.
6. Радиофикация.
7. Организация прибытия и отъезда участников.
8. Санитарное состояние места слета.
9. Обеспечение работы буфета или организация питания.
10. Организация заготовки дров для общего костра и для приготовления пищи в группах и др.
Очень важно выбрать для слета удобное место, удаленное не более чем на 6 км от железнодорожной, автобусной станции или пристани. Палаточный лагерь следует разместить на ровной, сухой поляне, желательно близ реки или озера. Необходимы источник питьевой воды, дрова для большого костра и костров для приготовления пищи.
Для обеспечения программы слета нужна территория для проведения соревнований по ориентированию и туристской технике, а также официальной части — построения участников, подъема флага, общего костра и т. д.
Для слета школьников-туристов в летнее время выбираются места вблизи сосредоточения пионерских лагерей. Место слета согласуется с местными районными и сельскими Советами народных депутатов, лесничеством, санэпидстанцией. Обычно комендантская группа выезжает к месту слета за несколько дней до его начала. В задачи комендантской группы входят планировка и оборудование поляны и подходов к ней, подготовка площадок для игр, трасс для соревнований по туристской технике, наведение переправ, оборудование этапов полосы препятствий. В распоряжении комендантской группы находится все хозяйство слета: флаги, палатки, веревки, пилы, топоры, лопаты, мегафоны, спортивный инвентарь и др. Весь объем работы комендантская группа может выполнить только при помощи участников слета, которые помогают в заготовке дров, оборудовании отдельных площадок, флагштока, подготовке лозунгов и плакатов.
Республиканские, краевые, областные слеты проводятся в течение двух-трех дней. Расписание мероприятий должно быть составлено так, чтобы выполнить программу слета и в то же время обеспечить отдых, развлечения, своевременное питание. Если все команды прибывают в первой половине дня, то во второй половине можно провести конкурсы на лучший туристский снимок, стенд, исполнение песен и танцев, товарищеские встречи по волейболу, ручному мячу. Второй день обычно насыщен туристскими соревнованиями.
Важный организующий этап — официальное открытие слета. От его четкости зависит вся дальнейшая работа. Построение участников проводится на подготовленной и украшенной флагами, транспарантами площадке, в центре которой расположен флагшток. На построение команды выводятся в спортивной форме, желательно каждой команде иметь табличку о принадлежности к коллективу. Судья при участниках или комендант выстраивает команды в колонну, выводит к месту парада и докладывает начальнику штаба. К участникам со ело вами приветствия обращается начальник штаба, представители общественных организаций. Затем на подъем флага слета вызываются представители команд-победителей предыдущих слетов или лучшие туристы. После подъема флага начальник штаба слета объявляет торжественную часть закрытой и предлагает главному судье приступить к проведению соревнований. Весь ритуал слета должен занимать не более 15—20 мин.
Большой костер слета — место для бесед, встреч, обмена опытом туристской работы. Здесь же звучит музыка, исполняются любимые туристские песни.
www.medical-enc.ru
озеро Джека Лондона Здесь как нигде ощущается связь поколений. Бывалые туристы обучают новичков правилам поведения в лесу, в горах, передают им секреты выживания в экстремальных условиях, вместе поют под гитару у костра.
Первый областной слет туристов проходил с 28 августа по 2 сентября 1957 г. в районе пос. Сеймчан. Он был организован обкомом ВЛКСМ. Состоялся поход на Куранахские озера. Туристы прошли нехожеными тропами, увидели много интересного. Все выполнили нормы на значок “Турист СССР”. Победителями спортивной программы стали среднеканцы.
Начальником штаба слета был заведующий отделом физкультуры и спорта обкома комсомола В. Н. Петров. Вадим Николаевич, сам опытный спортсмен (он долго играл за футбольную команду “Водник”), стал организатором спортивного туризма в нашей области. Позже, когда он работал заместителем председателя облспорткомитета, на его плечи легла забота о всех спортсменах Колымы. Но туристов он никогда не забывал. Мы у него учились повседневной работе с новичками, организации туристских слетов. Он был прекрасным журналистом, освещал на страницах газет спортивную жизнь области. Несколько его статей посвящены туристским слетам.
На юбилейный десятый туристский слет направилась большая группа мальчишек и девчонок военно-спортивного отряда “Полярник”. За старой заброшенной фабрикой в долине Армани (здесь когда-то размещался центр оловодобывающей промышленности Колымы) блеснула зеркальная гладь озера Лунного. Короткий переход — и среди сопок открылось озеро Солнечное. Здесь уже пестрели палатки. Соревнования по туристской технике включали новые этапы: стрельбу из пневматической Винтовки и бег по мелководью озера. А по вечерам на берегу пылал костер, звучали песни. Кажется, на третий день команда Теньки отравилась компотом.
Роль врача исполнил П. 3. Демант, в аптечке которого нашлись необходимые лекарства, шприц.
Петр Зигмундович Демант, узник колымских лагерей, первовосходитель на пик Абориген, основатель горного туризма в Магаданской области, феноменальный человек. Выходец из Австрии, он знает более десяти языков. Его личная библиотека в пос. Ягодное непременно привлекала внимание краеведов. Все свободное время он посвятил изучению “колымских Альп” — окрестностей
В 1968 г. у подножия горы Бурканди перед красивыми цепями хребтов Оханджа и Черге прошел двенадцатый слет. В следующем году туристов как старых друзей принимал полуостров Кони. Дважды — для четырнадцатого и шестнадцатого слетов — выбирались Мотыклейские горячие источники.
aktivnyj-otdykh.ru
Массовый характер туристские слеты в нашей стране приобрели в 50-х годах прошлого века. Первые подобные мероприятия проходили в Москве, с легкой руки местных туристов. В слетах того времени принимало участие до 10 тысяч человек.
В наше время турслеты и соревнования превратились в самый настоящий праздник для любителей активного отдыха и путешествий, в них участвуют целые семьи.
Кроме того, являясь одной из самых доступных форм массовой туристско-краеведческой работы, туристские слеты можно считать неким смотром конкретных этапов проделанной работы и проверкой готовности к туристско-краеведческой работе в следующем сезоне.
Первоочередная цель слетов – пропаганда туризма и здорового образа жизни, а также обмен опытом организационной работы и проведения политико-воспитательных мероприятий.
Как проходит подготовка туристических слетов?
Организация, занимающаяся проведением турслета, должна: создать организационный комитет; спланировать материально-техническое, транспортное, медицинское и хозяйственное обеспечение слета; получить разрешение местных организаций на проведение мероприятия; обеспечить безопасность и утвердить судей.
Оргкомитет, в свою очередь, разрабатывает и внедряет план подготовки и проведения мероприятий, который включает в себя перечень конкурсов, соревнований, состав конкурсных комиссий и др. В ходе проведения слета комитет обеспечивает размещение и питание участников и гостей, а также их медицинское обслуживание.
Выбор места.
Туристические слеты нередко проводят возле мест, по которым проходят походные маршруты. При этом место должно быть удобным для подхода и подъезда, для подготовки дистанций по спортивному ориентированию и технике туризма. Желательно, чтобы место проведения мероприятия располагалось вблизи транспортных коммуникаций (не далее, чем на 3-5км от автобусных и ж/д станций, пристаней).
Поляна для разбивки лагеря должна быть ровной и защищенной от ветра. Отлично, если неподалеку находится питьевая вода. Если же ее там нет, то нужно организовать подвоз воды, а также позаботиться о наличии дров.
Поляну заранее обследуют и подготавливают, в частности, устанавливают флагшток, делают разметку мест для соревнований, художественной самодеятельности, костра и т.д.
Палатки медпункта и судей ставят подальше от палаток участников слета, костры раскладывают на расстоянии 10-12 метров от них.
Открытие слета проходит по заранее составленному сценарию. Флаг слета, как правило, поднимают победители прошлогоднего мероприятия. В целом же, ритуал открытия занимает не более пятнадцати минут. После торжественной части переходят к проведению соревнований.
Конкурсы.
Сегодня трудно представить себе туристический слет без соревнований, конкурсов, песен, игр, стендов, демонстраций фото, кинофильмов и т.д. Конкурсы способствуют проявлению азарта, таланта, повышают интерес участников к разным видам туристической самодеятельности, А еще, конкурсы – это лучшая пропаганда туризма.
Если говорить о школьных туристических слетах, то на них можно проводить следующие конкурсы:
Соревнования.
На туристических слетах традиционно проводятся соревнования по спортивному ориентированию и туристской технике. На школьных слетах нередко проводят также соревнования по глазомерной топографической съемке. Еще один интересный вид соревнований – контрольно-комбинированный маршрут, который нужен для того, чтобы проверить умение ориентироваться и двигаться на местности при помощи компаса и карты, решать тактические задачи на маршруте, самостоятельно выбирать путь и соблюдать правила безопасности.
Что касается игр, то это могут быть любые спортивные командные игры – футбол, волейбол, игры на воде и т.д.
www.technostartravel.com
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.
Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.
Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.
Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.
Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.
Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.
Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.
Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.
Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.
Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.
Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.
Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.
Программой слёта предусмотрено проведение:
Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.
Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.
Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).
1. Туристская полоса препятствий
5–6-й класс – дистанция до 300 м:
Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1, Приложение 2)). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).
Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов
На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.
Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.
Укладка рюкзака
Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.
Символы карты
Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1).
Ров чудовищ
При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.
Загадки леса
Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.
“Паутина”
Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.
Аптека на корню
Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4).
Разжигание костра
Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.
Лечебница Айболита
На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.
Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.
Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.
Характеристика этапов, требования по их
организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки
Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.
Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей
– 30 сек
Укладка рюкзака
Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.
Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.
Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.
Зачёт по топографии
Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2, Рисунок 3)
Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.
Переправа способом “маятник”
Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.
Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек
Азимут
Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.
Штрафы:
– ошибка до 30 – 30 сек
– ошибка до 60 – 60 сек
– ошибка 90 и более – 90 сек
“Мышеловка”
Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.
Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями
тела – 30 сек
Разжигание костра
Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.
Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30
сек
– нить не пережжена – 90 сек
Переправа по бревну
Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.
Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек
Вязка узлов
Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.
Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек
Оказание доврачебной помощи
Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением
(задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения
(задание для 7–8-х классов)
Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.
Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной
помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при
оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при
обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута
– 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек
Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.
Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.
На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.
Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:
– история родного края
– флора и фауна родного края
– знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края
Приложение 5
18.10.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Положение
о проведении школьного туристического слета учащихся МБОУ «Красивская СОШ».
Цели и задачи:
развитие и пропаганда массового школьного туризма и краеведения; совершенствование практических навыков выживания в природных условиях; воспитание сознательной дисциплины товарищества, коллективизма, воли, смелости, выносливости: приобщение к здоровому образу жизни.
Место и время проведений:
Тамбовская область, Инжавинский район, с.Красивка, левый берег р. Вороны, учебная поляна.
Слет проводится 27 сентября 20015 г. Прибытие команд к месту соревнования до 9 часов.
Участники соревнований:
в соревнованиях принимают участие учащиеся I – XI классов.
Команда каждого класса должна иметь свою эмблему, два компаса, 6 пар перчаток, снаряжение и набор продуктов питания для приготовления обеда в полевых условиях.
Соревнования проводятся по трем возрастным группам: младшие 1-4 кл., средняя 5-8 кл., старшая 9-1 1 кл.
Программа соревнований.
До 9 часов – Прибытие команд на поляну соревновании.
9.00 – 9.30 – Размещение команд, подготовка мест для привала.
9.30 – 10.00 – Торжественное построение, открытие слета, рапорт
капитанов команд о готовности к соревнованиям.
10.00 – 10.30- Просмотр техники и последовательности прохождения этапов полосы препятствий с объяснением системы судейства и штрафов.
10.30 – 12.00 – Соревнования по технике пешеходного туризма
12.00 – 14.00 – Соревнования на контрольно-комбинированном . маршруте для V – XI классов.
Лесное многоборье для I – IV классов.
14.00 – 15.00 – Обед. Подготовка к конкурсной программе.
15.00 – 16.30 – Конкурсная программа.
Определение результатов и награждение.
Команда победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых во всех видах соревнований, награждается дипломом.
Команды, занявшие призовые мест в отдельных видах, награждаются грамотами.
Основные виды соревнований туристического слёта
Техника пешеходного туризма
Состав команды: 6 человек (4 мальчика и 2 девочки)
Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на
прохождение полосы препятствий плюс штрафное время.
1. Снятие палатки.
Этап оборудован судейской палаткой. По сигналу команда (обычно 2 человека) снимают, и укладывает палатку, оставляя ее на этапе.
2. Вязка узлов.
Каждый участник вытягивает карточку с названием узла. Завязав узел, положив рядом карточку, продолжает движение к следующему этапу. Штраф: завязан неправильно узел – 60 сек.;
отсутствие контрольного узла – 30 сек.
3. Параллельные веревки.
Над землей натянута веревка. Над ней – вторая. Участникам, передвигаясь по нижней веревке не отрывая ступней и держась за верхнюю, необходимо преодолеть препятствие длиной 15 -20 метров. Штраф: двое на этапе – 60 сек. срыв – 60 сек.
4. Спуск спортивным способом.
Этап оборудован основной веревкой, закрепленной на дереве и лежащей вниз по склону. Участник берет веревку обеими руками и перебрасывает ее через голову на плечи. Спуск осуществляется боком (не спиной и не лицом к склону) до тех пор, пока не будет пройдена опасная зона, отмеченная флажками. Штраф: двое на этапе – 60 сек.;
движение в зоне без веревки – 60 сек.; падение (касание рукой земли) – 60 сек.; работа без рукавиц – 10 сек.
5. Подъем спортивным способом.
Этап оборудуется, как и предыдущий. Участник, перехватывая веревку руками совершает подъем по склону спортивным способом веревка при этом должна идти между ног. Штраф: двое на этапе – 60 сек.”;
движение в зоне без веревки – 60 сек.; касание земли любой частью тела – 20 сек.; падение – 60 сек.; неправильное положение рук (веревки) – 10 сек.
6. Бревно.
Участники проходят по бревну длиной 8-10 м., и толщиной 30 см. держась руками за перила (натянутая веревка) Штраф: двое на этапе -60 сек.;
касание земли – 30 сек.; падение – 60 сек.; отсутствие страховки – 30 сек.
7.3авал.
Участники преодолевают завал, самостоятельно выбирая технику и тактику преодоленения препятствия, не нарушая при этом границ коридора. Штраф: нарушение границ коридора -60 сек.
8.Кочки.
Протяженность этапа 10 метров, оборудован искусственными кочками, расположенными так, чтобы участник при их прохождении в середине должен был вынуждено сменить толчковую ногу. Штраф: двое на этапе -60 сек.; срыв с кочки- 30 сек.
9. Маятник.
Веревка закреплена на сучке дерева. Участник, стоя за контрольной линией, с помощью маятниковой веревки, преодолевает отмеченное условное препятствие. Штраф: падение – 60 сек.;
касание земли – 30 сек.
10. Установка палатки.
Прибыв на этап, команда устанавливает палатку (любым количеством участников). После установки команда выстраивается и по сигналу капитана: «Готово!» судья оценивает правильность установки. Штраф: nepertbc палатки – 60 сек.;
потеря снаряжения (колышка) – 60 сек.; складки на скате палатки – 30 сек.
Контрольно – комбинированный маршрут.
Состав команды: участвует весь класс, кроме поваров, костровых и освобожденных по состоянию здоровья. Этот вид соревнования проводится в форме туристического похода, где каждая команда преодолевает различные естественные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и безопасные способы прохождения дистанции. На старте команда получает «легенду» – словесное описание маршрута с указанием, направлений и расстояний. Если команда точно пройдет описанный маршрут, то найдет контрольные пункты (КП). На каждом КП оборудуются этапы, где дети, выполняя различные задания, стараются набрать большее количество баллов. Для прохождения всей дистанции дается контрольное время- 1 час, в течение которого команда должна найти все КП и выполнить задания на этапах.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Двое представителей команды получают карточку с вопросами — один теоретический, второй – практический, по оказанию помощи. Ответ и практические действия оцениваются по 5 бальной системе.
Далее команде предлагается организовать транспортировку пострадавшего используя подручные средства.
Правильная транспортировка -5 баллов, с ошибками -2,5 балла, неправильная -0 баллов.
2. Определение расстояния по карте.
Команда, используя судейскую линейку, определяет расстояние между пунктами на карте с учетом ее масштаба.
При ошибке до 5% – 3 балла, до 10 % – 2, до 15% – 1, более 15% – 0 баллов.
3. Сигналы международной кодовой системы.
Команда выбирает карточку, в которой нарисованы, пять международных кодовых знаков.
Все правильно угаданные знаки – 5 баллов, 4-4 балла, 3 -3 балла, 2 -2 балла, 1 – 1 балл, ни одного – 0 баллов.
4. Определение азимута на ориентир.
Команда при помощи компаса определяет азимут на три указанных ориентира. Максимальная оценка – 9 баллов. При ошибке до 5°- 3 балла, до 10° – 2, до 15°- 1, свыше 15° -0 баллов.
5. Топографические знаки.
Команда вытаскивает из картотеки карточку с заданиями — расшифровать пять топографических знаков. За каждый правильно определенный знак – 1 балл.
6. Определение расстояния до недоступного предмета.
Команде предлагается определить расстояние до указанного предмета, не приближаясь к нему.
При ошибке до 2 м- 5 баллов, 4м – 4, 6м – 3, 8м – 2, 10м – 1, свыше 10 м – 0 баллов.
7. Лекарственные растения.
Команда вытаскивает карточку с названием пяти лекарственных растений. В предложенном гербарии необходимо отыскать эти растения. За каждое правильно угаданное растение -1 балл.
8. Разведение костра.
Предлагается разложить костер определенной формы, развести огонь, потратив минимум спичек и пережечь нить, натянутую над костром на высоте 50 см. Запрещается пользоваться берестой и смолой живых деревьев: нельзя применять бумагу, картон и искусственные горючие материалы.
За использование 1 спички – 5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла, 5 – 1балл, свыше 5 0 баллов.
Лесное многоборье для учащихся I — VI классов.
Игра на местности включает элементы туризма, спортивного ориентирования и прикладных видов спорта.
Цель игры: преодолеть быстрым шагом лесную трассу с естественными и искусственными препятствиями. Вся трасса длиной 1 -1,5 км., разбита на 7-10 этапов в зависимости от рельефа местности. Препятствия на этапах могут быть такими.
Подлаз. Его можно сделать из углубления в земле и ограничить сверху жердью, а с боков оградить лаз ветками деревьев.
Бревно. Его кладут через канаву глубиной не более 0,5 м. Длина препятствия 2 -3 м.
Кочки. Если нет естественных кочек, можно сделать их из травы, мха, деревянных кружков. Расстояние между кочками должно быть равно средней длине прыжка с места. Расположение кочек произвольное, количество 10-15.
Овраг. Препятствие естественного характера. Глубина оврага примерно с человеческий рост.
Чаща. Труднопроходимый участок леса длиной 30 -50 м. Проще всего этот этап проложить в молодом мелколесье или зарослях кустарника. Завал. Сооружается из поваленных деревьев, сучков: для подлаза на уровне груди, для перелаза на уровне колен. Длина этапа 15 -20 м., ширина коридора 3-4 м. Допускается взаимопомощь.
Болото. Переправа через условное болото по четырем жердям, уложенным параллельно друг другу.
Кроме перечисленных можно включить в трассу и другие препятствия, используя рельеф местности. Лучший вариант трассы – кольцевой. Одно из условий прохождения трассы – передвигаться только быстрым шагом, бежать нельзя.
Команды по численности должны быть равны. Каждый отряд выбирает капитана, который всегда идет впереди. Вместе с командой на трассу выходят два посредника из числа старшеклассников, один из них замыкает колону, другой идет в главе вместе с капитаном.
Старт раздельный, команды уходят на дистанцию в интервале 10-15 мин.
После сигнала судьи команда уходит на трассу быстрым шагом,
ориентируясь на метки в виде полосок цветной материи или
прикрепленным к деревьям листков бумаги. Метки крепятся к деревьям так, чтобы их поиски представляли некоторую трудность. Радиус расположения меток не должен превышать 30 м. Одна метка означает продолжение маршрута, две – препятствие, которое нужно преодолеть. Каждое препятствие должны преодолеть все участники. За этим внимательно следят посредники. Нарушение преодоления препятствий наказывается штрафным временем.
За каждое нарушение штраф — 10 сек. Штрафы даются: за касание любой частью тела боковых и верхних ограничений во время подлаза; за касание земли любой частью тела при переходе через бревно; за каждый прыжок мимо кочки или срыв; за выход за коридор при прохождении завала; за срыв с жердей гати на болоте; за не преодоление склона, оврага; за отклонение от трассы при прохождении чащи, которая размечена метками через 3 м; за переход участника на бег в любом участке трассы.
Время финиша команд определяется по последнему участнику. Место команды определяется по сумме времени прохождения трассы и штрафного времени на этапах.
Конкурсная программа.
1. Конкурс краеведов.
Принимает участие вся команда. За контрольное время предлагается письменно ответить на 10 вопросов по истории и географии родного края. Использование справочной литературы запрещено. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2.Конкурс поваров.
Жюри оценивает вторые блюда и холодные закуски, в которых присутствуют лесные продукты.
Оценивается качество, простота приготовления и сервировка.
3. Быт.
Конкурс обязателен для всех команд. Оценивается: внешний вид и дисциплина участников, состояние места стоянки, костра, противопожарная безопасность, хранение продуктов и организация питания, экологическая безопасность и т. п. Оценку проводят главный судья и комендант слета.
4. Конкурс туристической песни.
Является, как правило, завершающим этапом соревнований. Все участники слета располагаются на поляне соревнований, каждая команда представляет свои номера художественной самодеятельности.
Оценивается мастерство исполнения, оригинальность, соответствие теме.
multiurok.ru
Характеристики ресурса
Уровни образования: начальное общее образование, основное общее образование,
Классы: 4-6 класс
Предмет: Физическая культура
Тип ресурса: сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: Среди разнообразных учебно-воспитательных мероприятий особое место принадлежит туризму. Туризм – это оздоровление, познание окружающей природы, формирование морально-волевых качеств. Существует такое мнение, что туристический слет возможно провести только в лесу в хорошую погоду. Однако, это ошибочное мнение. В нашей школе был разработан и проведен турслет в условиях спортивного зала. Данное мероприятие требует большой предварительной подготовки, а особенно подготовку оборудования – специфического спортивного инвентаря.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЛЕТ
Цели и задачи.
1) Совершенствование уровня физической подготовленности детей
2) Развитие интереса к туризму
3) Нравственное, экологическое воспитание
4) Воспитание коллективизма
II. Участники турслета.
В турслете принимают участие учащиеся 4-6 классов, занимающиеся в спортивной секции «Спортивный туризм», ГНП – 1.
Состав команды 6 человек.
III. Руководство турслета.
Все руководство турслета возлагается на учителя физкультуры.
IV. Судейство.
Судьи из числа учителей и учащихся, имеющих опыт участия и судейства соревнований по спортивному туризму.
V. Сценарий турслета.
Ведущий:
– Мы приветствуем участников нашего спортивного праздника. Это праздник не просто спортивный, а еще туристический и очень весёлый. Нас пришли поприветствовать бывалые туристы.
( Участники выходят под музыку песни «Походная»)
Турист 1:
К небу тянется дорога,
В небе солнце, облака.
Не суди природа строго
Жизнь туриста нелегка.
Турист 2:
Но зато, как интересна,
Сколько нового в пути!
И хотелось бы знать, честно,
Что там ждёт нас впереди?..
Турист 3:
Да, природа наша – диво!
Нас к себе она зовёт.
Всё так сказочно красиво!
Знать бы только – нас ли ждёт?
Турист 4:
Посмотреть её б глазами
На туристов бы сейчас…
Знать, довольна она нами?
Любит ли природа нас?
Турист 5:
В единении с природой,
Мы стали лучше и добрей.
И слёт туристский – не дань моде,
А он в душе твоей, моей.
Ведущий:
– Итак, представляем команды: команда 6 классов – команда самых взрослых туристов.
(Команда 6-х классов представляет название, девиз)
Ведущий:
-Представляем команду 5 классов – эта команда самых смелых туристов.
(Команда 5-х классов представляет название, девиз)
Ведущий:
– Представляем команду 4-х классов – самую младшую по возрасту, но очень напористую, уверенно шагающую к победе.
(Команда 4-х классов представляет название, девиз)
Ведущий:
– Все команды в сборе и рвутся в бой. Однако, перед сложными соревнованиями и перед трудным туристическим маршрутом всегда нужна разминка. Предлагаем хорошенечко размяться, повторить необходимые для туриста знания и умения. И так в путь!
Конкурсная программа:
1 конкурс. «Компас».
Определение азимута по трём ориентирам. Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные ориентиры (например: баскетбольный щит, столик судей, канат). При ошибке до 50 – 3 балла, до 100 – 2 балла, до 150 – 1 балл, свыше 150 – 0 баллов. (Максимальная оценка – 9 баллов).
2 конкурс. «Топографические знаки».
Команда за ограниченное время (3 минуты) должна нарисовать соответствующий названию топографический знак (например, просека, болото, река) или дать название топографическому знаку. За каждый правильно нарисованный знак или ответ – 1 балл. (Максимальная оценка 10 баллов).
3 конкурс. «Вязка узлов».
Участникам за ограниченное время (3 минуты) предлагается связать 5 узлов (прямой, встречный, восьмерка, проводник, ткацкий). За правильно связанный узел 2 балла, за узел с перехлестом 1 бал, не связанный узел 0 баллов. (Максимальная оценка 10 баллов).
4 конкурс. НРК ЯНАО «Национальный тройной прыжок».
Первый участник встает на линию старта и по команде прыгает в длину три раза, отталкиваясь только двумя ногами. Прыгнув, остается на месте. С места последнего приземления начинает прыгать второй участник команды. Так выполняют все участники. Побеждает команда, которая прыгнет дальше всех. За победу – 10 баллов, за второе место 8 баллов, за третье 6 баллов. (Максимальная оценка 10 баллов).
Ведущий:
– Итак, разминка закончена. По итогам разминки лидирует _________ (объявляется счет). Теперь приступим к основным соревнованиям. Каждый участник, выполнив прохождение по всем этапам, передает эстафету следующему. На каждом этапе стоят судьи, которые будут учитывать ошибки.
I этап. «Болото. Кочки».
На поверхности спортзала располагаются 6 дощечек (размером 30х20 см) расстояние между ними 100-120 см, имитация болотных кочек
Участнику необходимо, перепрыгивая с одной «кочки» на другую, преодолеть «болото».
Не попадание на кочку наказывается пятью секундами штрафного времени.
II этап. «Маятник».
Из одной ограниченной зоны в другую необходимо перепрыгнуть при помощи каната.
Расстояние между зонами 3,5-4 метра.
На преодоление препятствия дается три попытки.
III этап. «Скала».
На гимнастической стенке в 2 местах (в начале и конце) устанавливаются наклонно гимнастические скамейки (специальные доски). Задача участника – используя веревку для подъема, застраховаться прусиком, выполнить «подъем» залезть по скамейке вверх, перебраться на гимнастическую стенку, выполнить «траверс», используя страховочные карабины, пройти по стенке несколько фиксированных пролетов, застраховаться «прусиком», выполнить «спуск».
Штрафы будут начисляться следующим образом: не вытянутая (провисшая) веревка плюс 5 секунд, уроненный прусик – 10 с., «обрыв» (не застрахованный карабин) при траверсе – 20 с., срыв со снаряда – участник снимается с соревнования.
IV этап. «Рюкзак».
Участник на этом этапе укладывает рюкзак (спальный мешок, чашку, аптечку. Интерес, зрелищность придает использование большого (объемного), но не тяжелого рюкзака) и с рюкзаком преодолевает препятствия – «бревно» (гимнастическая скамья), «гора» (перелезть через максимально высоко установленного гимнастического коня ), «тоннель» (специальный «тоннель» или несколько вертикально установленных обручей).
V этап. Костер
1 вариант: Участник по заданию судьи «раскладывает» костер (шалаш, колодец, таежный, звездный).
2 вариант: Участник раскладывает костер «колодец» сложность раскладке придают ровные «дрова»- цилиндры.
VI этап. «Завал».
Участник должен пролезть под установленными планками, высота и ширина корректируются по степени снижения и сужения.
Сбитое препятствие наказывается 5 с. штрафного времени.
VII этап. «Переправа».
Участник застраховавшись карабинами преодолевает «переправу» (горизонтально натянута веревка).
Игрок, закончивший все 6 этапов, бежит и передает эстафету второму участнику.
Команда заканчивает выступление после прохождения всех этапов всеми игроками. Судьями подсчитывается количество штрафных секунд и прибавляется к общему времени прохождения трассы.
VI. Подведение итогов.
Команда, показавшая лучшее время и набравшая меньшее количество штрафных очков является победителем.
VII. Награждение.
Награждение личное и командное.
Команды-победители награждаются грамотами.
kopilkaurokov.ru
ПРОГРАММА ТУРСЛЕТА
1. Туристическая эстафета.
Этапы.
Тур.эстафета (2 вариант) заключается в последовательном преодолении командой детей технических этапов, расположенных на дистанции.
Возможные этапы эстафеты:
2. Туристические конкурсы.
3. Ориентирование. Поиск контрольных пунктов по карте.
4. Спортивные конкурсы.
5. Обучающие туристические конкурсы.
6. Обычные конкурсы и викторины.
7. Конкурс туристической песни. За участие в конкурсе команда набирает определенное количество баллов.
summercamp.ru