№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап: Информационно-аналитический Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | |||
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. | Сентябрь- октябрь | Составление перспективного плана работы |
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?» М. В. Лучич «Детям о природе». Н. А. Рыжова « Не просто сказки» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой» О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду» | В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников |
3. | Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста. | Январь-май | Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста. |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, пособий для практической деятельности. |
5. | Разработать карты мониторинга.
| В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
6. | “Под парусом Лето плывёт по Земле”. | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов. |
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||
1. | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Сентябрь-май | Календарно – тематическое планирование |
2. | Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал |
3. | Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду». | Март | Просмотр деятельности педагога |
4. | Родительское собрание «Дошкольник и экология». | Апрель | Подготовка анкет, |
5. | Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Май | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы. |
6. | Подготовка материала к информационным стендам. | Ноябрь, май | День открытых дверей |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме | |||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии | В течение года | Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Подготовка статьи для публикации в СМИ | Сентябрь | статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» |
4. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Февраль | Творческий отчёт для педагогов МБДОУ Верхнеуслонского муниципального района |
5. | Обобщение опыта. | Май | Оформление отчета Информационные листы в виде таблицы с результатами |
IV. Работа с семьёй | |||
1. | Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме “Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето”, “Примите наши правила” 2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ» |
2. | Анкетирование | В течение года | «Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе» |
3. | Выставка | В течение года | Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок» Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!» |
4. | Групповые родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями |
5. | День открытых дверей | Ноябрь Апрель | «Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!» |
6. | Акция | Апрель | Трудовой десант «Очистим берёзовую посадку от мусора», «Поможем вырасти аллее наших детей.» «Дома для птичьих семей» |
7. | Круглый стол | Май | «Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей» |
V. Мероприятия для детей
| |||
1. | «Дары осени» | Сентябрь | Выставка поделок из природного материала и овощей |
2. | «Дети о родном саде» «Природа глазами детей» «Зелёная красавица» «Волшебный сундучок зимы» | Октябрь Ноябрь Декабрь | Выставка детских рисунков, коллажей. Выставка поделок из бросового материала |
3. | “Земля – наш дом родной” | Январь | Экологическое мероприятие |
4. | «Знатоки природы» «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» ; «Зелёная аптека» | Февраль Март Апрель | КВН и викторины по экологии |
5. | «Цветок моего настроения» | Апрель | Экологическая игра-наблюдение |
6. | «Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай» «Что нужно растениям для роста» и др. | В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. |
7. | Акции: «Берегите природу», «Юный эколог», «Поможем птицам» | В течение года | Рисование плакатов в защиту природы; Конкурс на лучшую кормушку |
8. | «Что в уголке леса тебе нравится больше всего»; «Волшебница-зима»; «Как молоком облитые , стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека» | В течение года | Тематические прогулки |
9. | «Осень», «Зима» | В течение года | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок |
10. | «Читайте вместе с нами», «Четыре времени года», «Двенадцать месяцев» | Май В течение года | Литературная выставка; Театральное представление; Театральное представление |
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотая рыбка»
Елабужского муниципального района
План работы по самообразованию
на 2015-2018г
Воспитатель: 1 кв. категории
Хасанова С.В.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ФИО: Хасанова Светлана Владимировна
Образование: средне-специальное
Специальность: воспитатель
Квалификационная категория: 1 кв. категория
Стаж педагогической работы: 28 лет.
Начало работы по теме 2015-2016 уч. год
Предполагаемый срок окончания 2018 уч. год
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
Развивать интерес и любовь к родному краю.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Список изучаемой литературы:
С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е – М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
Журналы «Ребёнок в детском саду»:
.Журналы «Дошкольное воспитание
Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011
.Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. – № 2
Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. – №2.23
Сроки реализации | Содержание работы | Практические выходы |
сентябрь – февраль 2015г. | Планирование работы по самообразованию. | составление плана. |
Определение содержания работы по самообразованию. | ||
Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. | Приобретение методической литературы | |
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». | Приобретение методической литературы. | |
«Играя, познаем мир». «Природа нашего города». | Советы, рекомендации для родителей. | |
март – апрель 2015г. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. | Создание папки-передвижки «Ребенок и природа». |
Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. | |
Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок. | Создать картотеку художественных произведении. | |
май – август 2015г. | Взаимодействие с родителями: выполнение зарисовок и сбор информации с различных источников. | Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». |
Анкетирование родителей .Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Оформление газеты | |
Пополнение материалов в копилку: «Дикие и домашние животные». | Картотека демонстрационного материала для детей старшей группы. | |
Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду». | ||
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
Изучение уровня отношения детей к окружающей природе. | Беседы, наблюдения, д\игра. | |
сентябрь – октябрь 2015г. | Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала | Выставка «Волшебный сундучок осени». |
Составление перспективного плана по работе экологического кружка «Знатоки природы» на 2015-2016гг | ||
ноябрь – декабрь 2015г. | Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании». | Приобретение научно-методической литературы. |
январь 2016 | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме | Выступление на педагогическом совете. |
февраль 2016 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» |
Подбор материала по теме «Деревья», «Растения», «Цветы», «Насекомые» . | Пополнение экологического уголка. | |
март – апрель 2016 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Работа с родителями. |
Принять участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» | Участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» | |
Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». | Изучение статей по данному направлению. | |
май- август 2016 | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями |
Посев семян на грядке | Совместная деятельность с детьми. | |
«Экологический десант» – привлечь родителей к озеленению территории детского сада. | Совместная деятельность родителей и детей. | |
сентябрь – ноябрь 2016 | Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2016-2017 учебный год для старшей группы | Перспективный план. |
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», и т.д. | Папка-передвижка «Природа – общий дом». | |
Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала | Выставки: «Волшебный сундучок осени» | |
Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников. | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий. | |
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Развлечение «Золотая осень» | |
Пополнить картотеку дидактических игр по экологии | Картотека дидактических игр для детей старшей группы. | |
декабрь 2016 | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
январь – март 2017 | Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья» | Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада. |
«Мы – жители планеты». | Организовать конкурс детского рисунка «Я рисую мир». | |
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. | Пополнение дидактических игр.. | |
апрель-май 2017 | Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Природу надо беречь». | Облагораживание участка. |
Праздник «День Земли» | Проведения праздника совместно с родителями | |
«Животные на земле»- природоохранная деятельность. | Подобрать иллюстрации по теме. | |
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | ||
сентябрь – ноябрь 2017 | Изучение научно-методической литературы. | |
Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2017-2018 учебный год | Перспективный план на 2015-2016 учебный год. | |
«Природа и люди в русских волшебных сказках». | Консультация для родителей. | |
Украшение группы, создание атмосферы осенней природы. | Фотоотчет. | |
Привлечение родителей воспитанников в целях организации выставки: «Дары Осени» приуроченной к развлечению «Золотая осень». | Выставка «Дары осени». Развлечение «Золотая осень» | |
Проведение целевых прогулок. Совместная работа с эколого- биологическим центром. | Экскурсия в эколого- биологический центр. | |
декабрь 2017 – февраль 2018 | Объявление конкурса на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы. | Фотоотчет. |
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | Отчёт | |
Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным». Чтение природоведческой литературы о помощи птицами животным зимой. | Подбор литературы. | |
. Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Оформление папок | |
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей. | |
март – май 2018 | Фольклорные праздники в экологическом воспитании «Масленица». | Праздник «Масленица». |
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. | Консультации для родителей. | |
Подбор методического оснащения. Украшение участка цветами созданного из бросового материала | Совместная работа с родителями по подготовке украшение участка | |
КВН «Знатоки природы» | Подготовка к мероприятию | |
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | ||
Июнь-август 2018 | Экологическая викторина. «В природе нет ничего лишнего» | Подбор материала. |
«Клумбы для бабочек». | Посещение цветников. |
Список использованной литературы.
1.С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
2.С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников.
3.О.М.Масленникова , А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».
4.. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
5. М. В. Лучич «Детям о природе».
6.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
7. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром».
8.Т.Н.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»
multiurok.ru
МБОУ Одинцовская СОШ № 3
Московская область г.Одинцово
План по самообразованию.
Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Выполнила:
воспитатель Колодина И.Г.- высшая категория
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры,эксперименты,опыты.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. – №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | |
Январь | Изучение свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом, снегом. | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом. | |
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Волшебное царство трёх ветров» | Занятие. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Консультация для педагогов. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Выступление на педсовете. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
2018.vospitately.ru
Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №117 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
«План по самообразованию педагога»
Месаутовой Розалии Фаритовны
(Ф.И.О. педагога)
34 года 8 месяцев высшая категория
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Раздел плана | Срок | Содержание работы | Практические выходы |
2016-2017 учебный год | |||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Сентябрь 2016г. | Планирование работы по самообразованию. определение содержания работы по самообразованию; | Составление плана |
Октябрь 2016г. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рыжова .Н.А. Наш дом природа.. | Папка-передвижка «Ребенок и природа» | |
Ноябрь 2016г. | Создание экологического уголка родного края. Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование природного и бросового материала) | Выставка: «Ягоды – дары природы» | |
Декабрь 2016г. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | |
Январь 2017г. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!» | |
Февраль 2017г. | Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду». | |
Март 2017г. | Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка, и золотой одуванчик» | Сбор гербария. | |
Апрель 2017г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. | Картотека дидактических игр для детей младшей группе группы | |
Май 2017г. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
2017-2018 учебный год | |||
Разработать конспект НОД по экологии Пополнить картотеку дидактических игр по экологии Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. | Сентябрь 2017г. | Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. | Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре» |
Октябрь 2017г. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» | |
Ноябрь 2017г. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного материала.) | Открытый просмотр НОД «Ягоды – дары природы» Мастер-класс для детей и родителей «Лебединое озеро» | |
Декабрь 2017г. | Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование ИКТ Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их | |
Январь 2018г. | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края» | Картотека «Труд в природе» Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего края» | |
Февраль 2018г. | Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д. | Папка-передвижка «Природа – общий дом» Создание картотеки | |
Март 2018 г. | КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Изготовление дидактических игр по экологии. | |
Апрель 2018г. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними. Работа с педагогами | Совместное создание в группе огорода на подоконнике Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду. | |
Май 2018г. | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | |
Июнь 2018г. | Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста». | Изготовление папки. | |
2018-2019 учебный год | |||
Изучение методической литературы Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. Использование ИКТ | Сентябрь 2018г | Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО. «Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева | Составление плана |
Октябрь 2018г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей старшего возраста. | Привлечь к изготовлению игр родителей | |
Ноябрь 2018г. | Экологический КВН «Знатоки природы» цель: повышение экологической компетенции педагогов МБ ДОУ , подготовка атрибутов | Проведение по плану | |
Декабрь 2018г. | Наглядный материал. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для НДО | Изготовление материала. | |
Январь 2019г. | Конкурс «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету» | Привлечь к участию родителей. | |
Февраль 2019г. | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» для детей старшего возраста | Составить картотеку из 15 карточек | |
Март 2019г. | Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» | ||
Апрель 2019 г. | Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала | Организовать выставку | |
Май 2019г | Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | |
2019 – 2020 учебный год | |||
Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Сентябрь 2019г. | Наглядные материалы. Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами на клумбе. Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто, где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» | Папка-передвижка «Забавные истории о добрых животных» |
Октябрь 2019г. | Непосредственная образовательная деятельность. «Наш друг – природа». | Проведение по плану | |
Ноябрь 2019г. | Выставка поделок из природного материала. | Выставка, оформление. Привлечь родителей. | |
Декабрь 2019г. | Создание в группе предметно – развивающей среды. Изучение методической литературы Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М.А. Рунова., А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение» ( Интегрированное занятие) 2006г. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | |
Январь 2020г. | Экологическая викторина «Почемучки» | Использование ИКТ Показ презентаций о мире животных. Использование DVD дисков в работе вне занятий. | |
Февраль 2020г. | Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений. | Изготовление картотек : прогулок, дидактических игр. | |
Март 2020г. | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» | Изготовление альбомов | |
Апрель 2020г. | Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников | Консультации для родителей. | |
Май 2020г. | Оформление папки с результатами новых разработок | Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас». Оформление папки передвижки «Наши результаты» |
Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и бережно к ней относиться.
Цель моей работы: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. В ходе работы выстроила технологию проведения экологической игры от выбора темы до составления комплексных заданий с опорой на программу «Наш – дом природа». Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой, в своем опыте использовала классификацию экологических игр. Стараюсь в своей работе – дать детям знания; привить любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.
Использую различные средства формирования экологической культуры – это натуральные объекты дети разглядывают их и воспринимают форму, цвет, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы. Схемы, показ иллюстраций, модели, таблицы, пособия – незаменимы в процессе ознакомления и закрепления нового материала.
Широко применяю ИКТ и на занятиях даю детям возможность сравнить, проанализировать, использовать имеющие знания, а также познакомить с новым материалом. Личный опыт показал, что именно комплекс разных видов деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе и понимание всего живого.
Использую наиболее эффективный прием – фотонаблюдение за объектами природы. Детям очень нравится фиксировать увиденное. Для стимулирования познавательной активности детей использую во время занятий экспериментирование. Разнообразные опыты: с водой в различных ее состояниях, воздухом, почвой. Это позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. На экскурсиях дети обычно наблюдают, экспериментируют и проявляют любознательность.
Природа представляет разнообразные возможности для развития познавательной и творческой активности детей, что является благоприятным условием для игровой деятельности.
Для того, чтобы увидеть результат экологических знаний у детей разработала комплекс авторских игр по рекомендации Н.А. Рыжовой. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы. Игра «Кто, где живёт и чем питается?» учит детей группировать животных по способам среды обитания и способу питания. Данные игры направлены на взаимосвязь животных в природе. Игра «Лабиринт шестиногих» знакомит детей с разнообразием насекомых. Большое значение имеют игры » Расскажи, где мы живем» о классификации среды обитания. Широко использую в младшей и средней группах предметные игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Словесные игры провожу с целью обобщения и систематизации знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь. В работе с детьми использую большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» по ходу игрового сюжета дети поют, пляшут, вспоминают знакомые слова.
Особую роль в игровой деятельности отвожу играм на природе. В качестве подручного материала использую все, что в буквальном смысле лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному миру родного края. Работа по воспитанию у детей экологического сознания, является по настоящему результативной благодаря активному участию родителей в создании мини-музея, оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев, сборе природного материала для выполнения поделок.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается. Хочется верить, что все мои ребята с детства будут любить и беречь природу родного края, а когда вырастут, станут достойными жителями нашей планеты.
Список использованной литературы
1. С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
3. Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;
4. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»;
5. С.Н. Николаева «Юный эколог»;
6. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»;
7. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»;
8. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»;
9. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
10. Т.С Комарова «ИЗО в детском саду»;
11. Авторская программа Каменевой Н.Е. «Божья коровка»;
12. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
14. О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;
15. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок»
План по самообразованию
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Выполнил:
воспитатель высшей категории
Макеева Е. В.
г. Нижняя тура
2015г.
Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Перспективный план
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий и дидактического материала. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок» | Сентябрь | Творческая работа детей с родителями |
4 | Составление плана работы | Октябрь | Перспективный план работы |
5 | Консультации для родителей | В течение года | Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…» |
6 | Разработка занятий по экологии | Ноябрь | Составление конспектов с использованием ИКТ |
7 | Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста | Декабрь | Долгосрочный проект, участие родителей |
8 | Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Январь | Выставка: «Дары природы» |
9 | Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы. | Февраль | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». |
10 | Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу» | Март | Выступление с докладом за круглым столом. |
11 | Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» | Апрель | Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования. |
12 | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх. | Май | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
13 | Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. |
Срок реализации 2016-2017учебный год
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчётности |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | Приобретение пособий. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию. | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование |
4 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. | Акция «Наши меньшие друзья!» | |
5 | Семинар практикум «Юный эколог» | Октябрь | Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок» |
6 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности. | В течение года | Демонстрационный и раздаточный материал. |
7 | Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром. | Ноябрь | Конспект образовательной деятельности |
8 | Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!» | Декабрь | Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки. |
9 | «Природа и люди в русских волшебных сказках» | Январь | Консультация для родителей. |
10 | Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог» | Февраль | Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт. |
11 | Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный). | Март | Творческая работа детей совместно с родителями. |
12 | Проведение викторины «Что? Где? Когда?» | Апрель | Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста. |
13 | Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Май | Создание в группе огорода на подоконнике. |
14 | Отчет о проделанной работе. | Май | Самоанализ и подведение итогов. |
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий и дидактического материала. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Сентябрь | Беседа с родителями, памятка. |
4 | Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста | Картотека игр и упражнений. | |
5 | «Люби и охраняй родную природу». | Октябрь | Оформление папки-передвижки. |
6 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Ноябрь | Развлечение «Мой осенний сад» |
7 | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течение года | Наглядный материал |
8 | Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» | Декабрь | Наглядный материал |
9 | Взаимодействие с родителями. | Январь | Конкурс «Самая красивая кормушка» Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» |
10 | Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Февраль | Выступление с сообщением на родительском собрании. |
11 | Акция «Необычное семечко». | Март | Подготовка семян и высадка рассады. |
12 | Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек» | Апрель | Конспект образовательной деятельности, самоанализ. |
13 | Отчет о проделанной работе за год. | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | Приобретение пособий. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Проведения родительского собрания | Сентябрь | Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей» |
4 | Выступление на педсовете | Октябрь | Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника» |
5 | Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» | Ноябрь | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями. |
7 | Конкурс рисунков «Красота зимней природы». | Декабрь | Совместное творчество детей и родителей. |
8 | Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» | Январь | Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами. |
9 | Участие во Всероссийских и областных конкурсах. | Февраль | Сертификаты, дипломы |
10 | Совместная работа с детьми «Сбережём планету». | Март | Коллективная творческая работа. |
11 | Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения» | Апрель | Выставка детских рисунков. Консультации. |
12 | Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на педсовете ДОУ. |
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,«Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап
3 | Консультация для родителей | Сентябрь | Тема: «Экологические игры для дошкольников |
4 | Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. | Октябрь | «Осень золотая» |
5 | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром». | Ноябрь | Индивидуальная работа с детьми |
6 | «Растения – фитотерапевты: какие они?» | Декабрь | Подготовка наглядного материала. |
7 | Семинар-практикум для воспитателей | Январь | Тема: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников» |
8 | Участие во всероссийских конкурсах в интернете. | Февраль | Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей» |
9 | Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ. | Март | Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста» |
10 | Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа» | Апрель-май | Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ. |
11 | Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» | Май | Выставка семейных фотографий. |
Список использованной литературы
Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»
А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»
Воспитатель в ДОУ
Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»
Дошкольное воспитание
Т. С. Комарова «Изо в детском саду»
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
С. Н. Николаева «Юный эколог»
С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей
С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»
С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Обруч
Ребёнок в детском саду
Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»
П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»
П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт
Юный эколог
nsportal.ru
Месяц. неделя | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа по самообразованию |
Сентябрь 1 | диагностика | Анализ психолого-педагогической литературы | |
2 | Беседа на тему «Что нас окружает? » | ||
3 | Нетрадиционное рисование «Красивые цветы для пчелки» | Смотр-конкурс осенних букетов из цветов | Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998-№ 4 – с. 16-22 |
4 | Беседа на тему «Удивительный лес» Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ». | Рекомендация «Совместная работа ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста». | Корнилова Валентина “Экологическое окно” в детском саду: Методические рекомендации, 2013 |
Октябрь 1 | Беседа на тему «Что нас окружает? »Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Экспериментирование ветром. | Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий, 2008 | |
2 | Составление описательного рассказа по теме «Осень» Чтение худ.лит: А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», загадки о животных. | Консультация «Как с ребенком разучивать стихотворения» | Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, 2013 |
3 | Беседа «Во саду, ли в огороде» | ||
4 | Чтение: А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», загадки о животных. | Поделки из природного материала на тему «Осенний лес». | Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г |
Ноябрь 1 | Беседа на тему «Птицы родного края» Рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. |
| |
2 | П/и «Ловлю птиц на лету», «Птицы в клетке», «Голуби и кот». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». | Папка-передвижка «Интересные факты из жизни птиц» | Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». Изд. Дом «Карапуз», 2001г. |
3 | Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора». | «Уголок природы в детском саду», Марковская, Москва,1984г., «Просвещение» | |
4 | Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные». | Рекомендация «Использование дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с природой» | |
Декабрь 1 | Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Что такое заповедник? ». | Хабарова Т.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности 2011 | |
2 | Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел? ». | Папка-передвижка «Интересные факты из жизни животных» | |
3 | Составление описательного рассказа по теме «Зима» Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели». | Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г. | |
4 | НОД «Лесные жители зимой». (Развитие речи) | Смотр-конкурс «Новогодняя фантазия» поделки из природного материала | «Творим, изменяем, преобразуем», О.Дыбина. Москва, «Творческий центр», 2002г. |
Январь 3 | Беседа на тему «Речные рыбы » Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ». | Рекомендация «Ознакомление дошкольников с природой зимой» | |
4 | П/и «Коршун и наседка», «Рыбаки и рыбки». | Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001 | |
Февраль 1 | Беседа на тему: «Безопасное поведение на водоемах зимой» | ||
2 | Д/и «Собери рыбу» | Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду, 2013 | |
3 | Развлечение по экологии «Праздник юных любителей природы» | Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» | |
4 | П/и «Барсуки и еноты», «Царь зверей». | Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.,2006 | |
Март 1 | Беседа на тему: «Весна-красна» | ||
2 | НОД «Весеннее дерево» (Аппликация) | Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. – 1998 3 – с. 23-27 | |
3 | Загадывание загадок о весне. | Консультация для родителей «Зелёный мир на окне» | |
4 | Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов». | Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.,1995 | |
Апрель 1 | Составление рассказа на тему: «Комнатные растения» | ||
2 | Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ». | Консультация «Воспитание любви к родной природе в семье» | Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г |
3 | Пересаживание комнатных растений. | Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. | |
4 | Беседа «Польза от комнатных растений» | ||
Май 2 | Диагностика | ||
3 | Итоговая НОД «Наш дом-планета Земля» | Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада). | Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс» 2006г. |
4 | Отчёт о проделанной работе за учебный год. | Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». М. Новая школа, 1995г. |
nsportal.ru
№ | Содержание работы | Сроки | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Работа с методической литературой | |||
1 | Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). | Сентябрь | Определены основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Изучен подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы. |
2 | Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). | Октябрь | Изучены подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой. |
3 | Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. | Ноябрь | |
4 | Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество). | Декабрь | |
5 | Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя). | Январь | собран теоретический материал об использовании сюжетно-дидактических игр в воспитании детей, обосновано применение игрового метода на занятиях в экологическом воспитании, даны сценарии игр-занятий для разновозрастной аудитории. |
6 | Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. – 104 с.: ил. | Февраль | |
7 | Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок. / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с. | Март | |
8 | Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с. | Апрель | |
9 | Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – Москва: Айрис- пресс, 2002. – 240с.: ил. – (Внимание, дети). | Май |
nsportal.ru