«Эстетика» гр. «Д». 1-й год обучения. Трёхлетняя программа.
Тема: «Каравай хлеба».
Тип урока: Комбинированный
Цель: Знакомство детей с русскими традициями, дать детям представления о долгом пути хлеба от поля до стола
Задачи:
1. Учить выполнять основные элементы рисунка: круг, треугольник, прямая линия, волнистая линия, точка и др.
2. Развитие умения и навыка работы графическими материалами (восковыми мелками, кистью), правильной постановки руки.
3. Воспитание любви к народному творчеству и русским традициям.
Материал:
бумага формат А-3, восковые мелки, акварельные краски, кисти, цветная бумага, ножницы (либо заранее нарезанная полоска бахромы из цветной бумаги), клей-карандаш.
Оборудование:
Зрительный ряд: Репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба» и др., на которых изображены колоски пшеницы или ржи или хлебные продукты. Принести на занятие свежеиспечённый каравай, положить его на рушник (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину. Поставить на каравай солонку с солью.
Литературный ряд: Загадки, стихотворение.
Музыкальный ряд: Народная мелодия в инструментальном изложении.
Ход урока
1. Организационная часть
Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.
2. Вводная часть
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).
Есть такие слова: “Он всему голова, хрустящей корочкой одет – это мягкий белый (хлеб).
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место (хлеб).
Вынести каравай.
3. Основная часть
– Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы знаете, из чего пекут хлеб?
– А из чего делают муку? (ответы детей).
– А где растёт зерно? (ответы детей).
– А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?
Как только весной растает снег, трактор выезжает в поле – пашет и разрыхляет землю. И уже в разрыхлённую землю бросают зерно. Зерна пшеницы растут и в конце лета созревают колоски. Приходит время собирать урожай. Урожай убирают машины – комбайны. Дальше зерно повезут на мукомольный завод, где из него сделают муку.
(Рассказ сопровождается рассматриванием репродукций художников).
Физминутка
В землю зёрнышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Самый вкусный, несравненный, всем знакомый с детских лет –
Это наш обыкновенный и любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный, кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный, а на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом, с сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным белый хлеб или ржаной.
Пироги же – хлеб особый, их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой и с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки спрыгнуть с противня хотят –
Это хлебные игрушки, в праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье – то, что мама испечёт,
Для детишек объеденье, разевай по шире рот!
(Рассматриваем репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба»).
4. Практическая часть
– Давайте , ребята, внимательно рассмотрим наш каравай. Вот так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).
Предложить детям («испечь») нарисовать свой чудесный каравай.
Хлеб или каравай по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев.
Рисуем каравай
На белом листе посередине восковым мелком жёлтого цвета рисуем большой круг. Это будущий каравай.
Между этими двумя кругами ровно посередине рисуем ещё один круг – это будет стебель для колоска, который украсит наш каравай.
А далее справа и слева от стебелька рисуем жёлтым восковым мелком овальные зёрнышки колоска и хорошенько их закрашиваем.
А теперь «зарумяним» наш каравай – раскрасим его коричневой акварельной краской. Аккуратно, оставляя белой солонку и рушник.
«Испекли» каравай, а теперь перейдем к рушнику. Рушник по старому русскому обычаю – символ чистоты.
Рисуем рушник
Оставшейся белый лист бумаги с двух сторон украшаем узорами. Проводим несколько поперечных полосок красным и зеленым мелком, внутри которых рисуем волнистые и зигзагообразные линии, маленькие треугольники, точки. Так же можем нарисовать маленькие цветочки. Главное, чтобы рушник у нас получился симметричным, одинаковым с одной и с другой стороны.
Затем приклеиваем с 2 сторон, заранее нарезанные полосы из цветной красной бумаги в виде бахромы (в старину бахрому или кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну).
Самое время перейти к солонке. Соль по старому русскому обычаю — символ любви. Солонку с солью ставят в центре каравая.
Рисуем соль
И в заключение «насыплем» соль в солонку. В белом кружочке, который у нас в центре каравая, голубым восковым мелком нарисуем несколько крупинок (точек) соли.
5. Заключительная часть.
Караваем всех встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём
А теперь самое время похвалить детей за старание, разрезать каравай и устроить чаепитие.
kopilkaurokov.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32 «Сказка» г. Бодайбо Иркутской области
Конспект занятия «Каравай»
подготовила
воспитатель Мамуль
Людмила Николаевна
г. Бодайбо
2014
Цель: развитие познавательно-речевой активности детей.
Задачи:
воспитать уважение к народным традициям, готовность помогать тем, кто нуждается в помощи.
Используемый материал (атрибуты):
Кукла Гномыч.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Беседы о хлебе, рассматривание альбома «Хлебобулочные изделия», чтение художественной литературы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Дети, сегодня у Гномыча День рождения. Как мы обычно поздравляем детей нашей группы с днём рождения?
Ответы детей
Воспитатель. Да. Мы всегда водим хоровод и поём «Каравай».
Дети водят хоровод
Воспитатель. А что такое каравай?
Ответы детей
Воспитатель. Что такое каравай, мы с вами вместе сейчас выясним.
Просмотр презентации «Караваи»
Воспитатель. Дети, какой формы пекут караваи?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, каравай всегда круглой формы. Традиция печь каравай круглым появилась на Руси давно, ещё во времена язычества, когда люди поклонялись солнцу, считали солнце богом. Поэтому каравай делали круглой формы.
Вы заметили, какой каравай красивый. Чем его украшали?
Ответы детей
Воспитатель. Свадебные караваи украшали сложными узорами из теста: живыми колосьями, веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток; листья или гроздь калины — любовь, прибавление в семье. Ещё мастерицы украшали караваи солнцем и месяцем, двумя кольцами или парой лебедей, что говорило о любви.
Воспитатель. Как вы думаете, когда такой хлеб подавали к столу?
Ответы детей
Воспитатель. Такой хлеб был праздничным, его пекли для свадеб. Приготовление каравая было сложным делом, он готовился несколько дней. Мука мололась на специальных жерновах. Готовили свадебный каравай каравайницы. Ими были только замужние, имеющие детей и крепкую семью женщины, которые через выпекаемый каравай делились своим счастливым укладом семейной жизни с молодоженами. Сажать в печь свадебный каравай полагалось женатому мужчине, а во время работы пели песни и читали молитвы. Подавали каравай на рушниках – красивых вышитых полотенцах.
Традиция подавать каравай на свадьбах, на больших праздниках сохранилась и в наше время.
Кто из вас заметил, из каких частей состоит каравай?
Ответы детей
Воспитатель Каравай готовили из 3-х частей. Первая, самая маленькая, часть предназначалась для молодожёнов; вторая, самая большая, для гостей; а третья – для музыкантов. В старину в третьей части каравая запекали монеты для оплаты труда музыкантов.
Ребята, сможет ли наш Гномыч найти в магазине праздничный каравай, чтобы угостить своих друзей?
Ответы детей
Воспитатель. В магазинах в постоянной продаже караваев нет, их пекут по специальным заказам. Сможем ли мы помочь Гномычу?
Ответы детей
Воспитатель. Как хорошо вы придумали, мы сделаем караваи из пластилина, а Гномыч сам выберет, какой ему больше понравится.
Лепка
Выставка караваев. Гномыч выбирает каравай
Воспитатель. Молодцы, дети, вы все постарались, проявили фантазию при украшении и доставили радость Гномычу.
Используемые интернет – ресурсы:
1. http://ru.wiki/Каравай
globuss24.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» |
План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования» для дошкольников Тема: |
«Каравай хлеба» |
Составила: преподаватель
Ночевникова Елена Вячеславовна
Тема: «Каравай хлеба».Тип урока: Комбинированный
Цель: Знакомство детей с русскими традициями, дать детям представления о долгом пути хлеба от поля до стола
Задачи:
1. Учить выполнять основные элементы рисунка: круг, треугольник, прямая линия, волнистая линия, точка и др.
2. Развитие умения и навыка работы графическими материалами (восковыми мелками, кистью), правильной постановки руки.
3. Воспитание любви к народному творчеству и русским традициям.
Материал:
бумага формат А-3, восковые мелки, акварельные краски, кисти, цветная бумага, ножницы (либо заранее нарезанная полоска бахромы из цветной бумаги), клей-карандаш.
Оборудование:
Литературный ряд: Загадки, стихотворение.
Музыкальный ряд: Народная мелодия в инструментальном изложении.
Ход урока
1. Организационная часть
Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.
2. Вводная часть
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).
Есть такие слова: “Он всему голова, хрустящей корочкой одет – это мягкий белый (хлеб).
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место (хлеб).
Вынести каравай.
3. Основная часть
– Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы знаете, из чего пекут хлеб?
– А из чего делают муку? (ответы детей).
– А где растёт зерно? (ответы детей).
– А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?
Как только весной растает снег, трактор выезжает в поле – пашет и разрыхляет землю. И уже в разрыхлённую землю бросают зерно. Зерна пшеницы растут и в конце лета созревают колоски. Приходит время собирать урожай. Урожай убирают машины – комбайны. Дальше зерно повезут на мукомольный завод, где из него сделают муку.
Затем зерно отвезут на пекарню, где пекари из него испекут хлеб . И наконец, ребята после всей проделанной работы хлеб
(Рассказ сопровождается рассматриванием репродукций художников).
Физминутка
В землю зёрнышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Самый вкусный, несравненный, всем знакомый с детских лет –
Это наш обыкновенный и любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный, кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный, а на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом, с сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным белый хлеб или ржаной.
Пироги же – хлеб особый, их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой и с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки спрыгнуть с противня хотят –
Это хлебные игрушки, в праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье – то, что мама испечёт,
Для детишек объеденье, разевай по шире рот!
(Рассматриваем репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба»).
4. Практическая часть
– Давайте , ребята, внимательно рассмотрим наш каравай. Вот так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).
Предложить детям («испечь») нарисовать свой чудесный каравай.
Хлеб или каравай по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев.
Рисуем каравай
На белом листе посередине восковым мелком жёлтого цвета рисуем большой круг. Это будущий каравай.
В центре круга рисуем солонку – маленький кружок. Вокруг него волнистую линию.
Между этими двумя кругами ровно посередине рисуем ещё один круг – это будет стебель для колоска, который украсит наш каравай.
А далее справа и слева от стебелька рисуем жёлтым восковым мелком овальные зёрнышки колоска и хорошенько их закрашиваем.
А теперь «зарумяним» наш каравай – раскрасим его коричневой акварельной краской. Аккуратно, оставляя белой солонку и рушник.
«Испекли» каравай, а теперь перейдем к рушнику. Рушник по старому русскому обычаю – символ чистоты.
Рисуем рушник
Оставшейся белый лист бумаги с двух сторон украшаем узорами. Проводим несколько поперечных полосок красным и зеленым мелком, внутри которых рисуем волнистые и зигзагообразные линии, маленькие треугольники, точки. Так же можем нарисовать маленькие цветочки. Главное, чтобы рушник у нас получился симметричным, одинаковым с одной и с другой стороны.
Затем приклеиваем с 2 сторон, заранее нарезанные полосы из цветной красной бумаги в виде бахромы (в старину бахрому или кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну).
Самое время перейти к солонке. Соль по старому русскому обычаю — символ любви. Солонку с солью ставят в центре каравая.
Рисуем соль
И в заключение «насыплем» соль в солонку. В белом кружочке, который у нас в центре каравая, голубым восковым мелком нарисуем несколько крупинок (точек) соли.
5. Заключительная часть.
Караваем всех встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём
А теперь самое время похвалить детей за старание, разрезать каравай и устроить чаепитие.
multiurok.ru
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 49 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:
«Полотенце украшаем – хлебом-солью всех встречаем»
с детьми подготовительной к школе группы
с использованием игры «Весенние приметы», физкультминутки «Две уточки»
Подготовила и провела:
педагог дополнительного образования Васильева Елена Евгеньевна
Участники: дети 6-7 лет
Количество детей: 12 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
Предварительная работа:
Материал:
С детьми проведены:
В НОД использованы наглядный, словесный, игровой, практический методы, приемы
Ход совместной деятельности:
Дети сидят полукругом на ковре.
Педагог: Ребята, вы конечно знаете, что у природы всё идёт своим чередом. Времена года сменяют друг друга и для каждого характерны свои приметы, традиции и народные праздники.
Какое сейчас время года? (ответы детей)
Улыбнитесь друг другу, покажите, как вы рады весне и солнышку.
Кап-кап! Кап-кап!
Со всех сторон – мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
Кап-кап! Весна пришла!
Игра «Весенние приметы» (ответы детей: да, нет)
– Весной встречают Новый год?
– Весной загорают, купаются?
– Весной бывает капель?
– Весной пора сбора урожая?
– Весной катаются на лыжах?
– Весной журчат ручьи?
– Весной собирают грибы?
– Весной желтеет листва на деревьях?
– Весной засевают поля?
Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора –
Весенний сев идёт.
А.Гангов
На прошлом занятии мы познакомились с мезенской росписью. Кто может рассказать о ней? (рассказы детей)
Да, мезенская – это орнаментальная роспись. Она имеет свой неповторимый внешний вид и характер. Получила своё название по имени реки Мезень, которая протекает на Русском Севере и выполняется чёрным контуром и дополнительными элементами по красному замалёвку. Характерной особенностью мезенской росписи являются три яруса, которые символизируют три мира: подземный, наземный и небесный. Каждый элемент мезенского орнамента глубоко символичен.
А вы помните, как в мезенской росписи выглядят элементы: «распаханное поле», «семена», «засеянное поле», «ростки»? Попробуйте отыскать карточки с этими элементами в нашей волшебной коробочке.
Дети выбирают карточки и крепят к фланелеграфу.
Молодцы! А какое время года наступит после весны? (Ответы детей)
Столько света! Столько солнца!
Столько зелени кругом!
Вот наступит снова лето,
И тепло придёт в ваш дом.
Конечно, урожай зависит от погоды. Что нужно колосьям для созревания? (Ответы детей)
Солнце согреет зёрна, дождь польёт, люди удобрят поля и семена, дав корешки, превратятся в ростки, а затем в колосья.
Давайте выберем карточки с элементами «солнце», «небо с каплями дождя», «корни», «трава» из коробочки и прикрепим их на фланелеграф. Молодцы!
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Наступит осень! Природа начнёт грустить. Птицы потянутся в тёплые края. На полях начнётся пора сбора урожая. В нашей коробочке есть и такие элементы: «летящая птица», «урожай», «небо с облаками», «дождь».
Дети выбирают карточки и крепят к фланелеграфу.
А сейчас давайте вспомним и назовём профессии людей и виды их работ, которые они выполняют в разные времена года, прежде чем у нас на столе появится хлеб.
Дети высказывают свои предположения, рассматривая репродукции картин П.Кошевой «Трактор в поле», И.Шишкин «Рожь», А.Раст «В поле», Т.Яблонская «Хлеб», Н.Карачарсков «На хлебозаводе», С.Смирнов «Утро в пекарне», И.Машков «Снедь московская»
Да, трактористы засеяли поле, агрономы наблюдали за ростом посевов, комбайнеры собирали зерно в машины, шоферы возили зерно на элеватор для сушки и хранения, а потом на мельницу. Затем из муки на хлебозаводе пекари пекут хлеб, а оттуда он попадает в магазины и на наш стол.
Дети встают в круг.
Физкультминутка «Две уточки» | |
Две уточки, две уточки Пошли жито жать, | Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривая слова |
Два селезня, два селезня Пошли помогать. | Дети останавливаются, расцепляют руки, шагают на месте |
Две курочки, две курочки Жито молотили. | Дети поочередно поворачиваются вправо и влево, сцепив руки в кулак и вытянув их вперёд |
Два петушка, два петушка На мельницу носили. | Дети садятся на корточки, встают, поднимая прямые руки вверх |
Козёл мелет, козёл мелет, Коза подсыпает, | Дети кружатся вокруг себя, руки на поясе |
А малые козлятки В мешочки собирают. | Дети выполняют наклоны вперёд |
Баран месит, баран месит, Овца воду носит, | Дети выполняют круговые движения руками, имитируя замес теста |
А малые ягнятки пирогов просят. | Дети наклоняются с вытянутыми вперёд руками, имитируя поклон |
Дети садятся на свои места.
Хлеб на Руси уважали и почитали! «Будет хлеб – будет и праздник!»
На Руси после уборки хлеба устраивали весёлый праздник. Именинником на нём был последний сжатый сноп! Его наряжали в сарафан и платочек, несли ему самое дорогое угощение – хлеб-соль и низко кланялись. Подавали его на красивом, расшитом полотенце.
И нас хочет угостить хлебом-солью русская красавица!
Под русскую народную мелодию входит девица в традиционном русском сарафане с хлебом-солью на подносе.
Русская красавица: Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величие мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.
Символ дружбы, мира и согласия,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожелание счастья
Преподносят дорогим гостям.
Н.Павловская (отрывок)
Спасибо, красавица, за хлеб-соль!!!
Ребята! А чего не хватает на подносе у русской красавицы? Посмотрите внимательно. (ответы детей). Разве можно подавать хлеб-соль на обычном подносе? (ответы детей).
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Давайте распишем для душистого хлеба полотенца-рушники. А ты, красавица, присаживайся, да посмотри, как ребята их украсят.
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные полотенца и необходимые изобразительные материалы, предлагает их расписать, располагая орнамент на полосе, используя знакомые повторяющиеся элементы мезенской росписи.
Эти символы неба, плодородия и урожая являются элементами Мезенской росписи.
Помните, что традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. И наши полотенца мы украсим мезенским орнаментом.
Самостоятельная художественная деятельность детей.
При необходимости педагог осуществляет индивидуальную помощь для решения изобразительной задачи.
Русская красавица: Молодцы, ребята! Как красиво вы украсили полотенца!
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Радо полотенце хлебушку: он на нём как солнышко.
(по Г.Виеру)
Русская красавица прощается, уходит.
Планируемый результат:
Дальнейшая работа:
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №132»
Советского района
г. Воронежа
Конспект образовательной ситуации
с детьми старшего дошкольного возраста
«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»
Подготовили:
воспитатель первой квалификационной категории
Ефремова Людмила Викторовна;
воспитатель первой квалификационной категории
Погорелая Виктория Борисовна
Октябрь 2014г.
Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
2) Познакомить с профессиями людей, связанных с производством хлеба.
3) Активизировать и расширять словарный запас детей.
4) Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.
5) Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук.
6) Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности.
7) Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
8) Обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб». Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка». Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Оформление мини-музея хлеба. Беседа о профессиях: комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец. Дидактические игры: «Что сделано из муки?», «Хлеб всему голова». Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее?», «Что где храниться». Подвижные игры «Каравай», «Хлебец».
Материалы:
Картинки с изображением хлебобулочных изделий; сельскохозяйственной техники; профессий, принимающих участие в уборке зерна. Настоящие хлебобулочные изделия на подносе, каравай на «рушник», соль в солонке, карточки с изображением различных этапов выращивания хлеба, мяч. Зерна пшеницы, семечки подсолнуха и горох. Фартуки, колпаки. Мерные стаканчики, мука, соль, вода, сито, поднос, чаши для замешивания теста. Приспособления для лепки (доска, стеки), влажные салфетки, формочки. Самовар, чашки.
Методы и приемы, используемые в ходе образовательной ситуации:
Метод создания условий для свободного восприятия.
Прием направленного диалога с детьми.
Прием «тематического стихотворного каскада».
Прием направленного диалога с детьми.
Метод пояснения.
Прием использования вопросов.
Ход образовательной ситуации:
Педагог привлекает внимание детей к изображению каравая на экране.
Каравай! Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может Хлеб такой родиться!
– Кто из вас видел каравай?
Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома. Рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, к тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.
– Ребята, я предлагаю отправиться в гости к хозяюшке и узнать о каравае. Хотите?
Хозяюшка. Встреча гостей с караваем.
Здравствуйте, гости дорогие!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
– Осень, с полей, садов и огородов убран весь урожай и начинаются посиделки. И сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на посиделки.
– А вы знаете, что делали на посиделках?
– Сегодня на наших посиделках мы будем много говорить о хлебе.
А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на наш стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. У меня проблема: все зерна перемешались. Помогите мне выбрать пшеничные зернышки. (Выбирают из общего подноса. Складывают в мешочек. Хозяюшка уносит мешочек.)
Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел»
Разложить картинки.
Воспитатель: Я вам предлагаю еще поиграть. Становитесь в круг. (Игра с мячом).
Назови хлеб ласково (Хлебушек).
Крошки хлеба какие? (Хлебные).
Квас из хлеба как называется? (Хлебный).
Хлебница? (Посуда для хлеба).
Хлебороб? (Тот, кто выращивает хлеб).
Хлебопёк? (Тот, кто печёт хлеб).
Хлебозавод? (Где выпекают хлеб).
Хозяюшка. Игра «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий)
В осенний день у каравая
Хороводы, звон и смех.
Сам друзей он выбирает.
Выбирает – да не всех.
Каравай, каравай,
Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу)
Ведущий:
«Я люблю, конечно, всех,
Ну а больше всех…» (останавливается и кланяется перед одним из участников игры)
Тот, кого выбрал ведущий, отвечает:
«Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом,
они выходят в круг, танцуют).
Воспитатель.
– Хорошо мы с вами поиграли. Послушайте стихотворение Степанова В. и вспомните профессии людей, участвующих в выращивании хлеба:
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода —
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны как из печи,
Провожают их грачи.
Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит, и подлечит
Летчик с воздуха поля.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Время жаркое — страда
— Праздник мирного труда.
Убран хлеб — и тихо стало.
Мелят мельницы зерно.
Поле-полюшко устало
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут:
Пироги в домах пекут!
(тракторист, агроном, комбайнер, мельник, пекарь, шофер, продавец)
– А кто из вас видел людей этих профессий? Где?
Хозяюшка. – Ребята, зернышки пшеничные вы мне отобрали, а из них я намолола муки.
– Что можно приготовить из муки?
Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
… Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка –
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть?
Тесто из чего месить?
– Ребята, проходите к столу, надевайте фартуки и колпаки. Мы с вами будем месить тесто, из которого приготовим хлебобулочные изделия для нашего магазина. Это тесто особенное – соленое тесто. Еще с давних пор люди использовали его для изготовления игрушек, сувениров.
(во время лепки:
Поработаем искусно!
Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!
– Положим наши изделия на поднос и поставим сушиться.
Хозяюшка:
– Хлеб на Руси почитали и слагали о нем пословицы и поговорки. Что в народе про хлеб говорили? (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко — калачу дедушка. Хлеб на стол — стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Без хлеба везде тоска. Много снега — много хлеба. Не трудиться — хлеба не добиться. Плох обед, коли хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится). Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц)
– Порадовали вы меня, много пословиц о хлебе вспомнили.
Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки.
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный,
Хлеб душистый и чудесный!
– Как мы должны обращаться с хлебом?
(бережно)
– Бережно – это как?
(не крошить хлеб, не бросать, не выбрасывать…)
Хозяюшка:
– Я вас приглашаю к самовару с караваем!
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №4 с. Алексеевка
Корочанского района Белгородской области»
Мастер – класс по лепке из солёного теста.
Тема: «От зёрнышка до каравая».
Выполнили: Воспитатель: Орехова Наталья Владимировна
Родитель: Сарымсакова Ирина Юрьевна
с. Алексеевка , 2015г.
Мастер – класс по лепке из солёного теста.
Тема: «От зёрнышка до каравая».
Дата: 02.09.2015.
Цель: ознакомление с различными технологиями в лепке из солёного теста, развитие познавательных интересов в создании новых форм, воспитывать интерес к изучению и познанию окружающего мира через вылепленные образы.
Задачи: Формировать навыки скатывания и раскатывания солёного теста.
Обучать способу лепки объёмной фигуры с помощью каркаса (пластиковой баночки).
Развивать творчество, инициативу и самостоятельность при выборе способов оформления изделий (украшение каравая косами, переплётами, сетками, жгутами, налепами и дополнительными художественными материалами), интерес к экспериментированию с формой, мелкую моторику и синхронизацию обеих рук.
Воспитывать бережное обращения с хлебом и уважительное отношение к людям, которые его растят и выпекают.
Предварительная работа: Рассматривание картин А. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба», картинок и иллюстраций «Зерновые культуры».
Исследовательские опыты с хлебными злаками, мукой, тестом. Показ презентации «Откуда берётся хлеб?». Показ слайд – шоу на тему: «Что можно сделать из муки». Сбор необходимых художественных материалов и инструментов. Обогащение представлений детей о труде людей, кто выращивает и выпекает хлеб.
Методы и приёмы: Словарная работа – применение устного народного творчества. Пальчиковая игра «Мельница». Физкультминутка «Замесим тесто». Д/игра «Назови правильно». Использование наглядностей: хлебный колос, зёрна пшеницы, мука, тесто. Использование ИКТ (компьютера).
Совместная деятельность воспитателя, детей и родителя. Работа с солёным тестом. Уточнение этапов работы. Самостоятельный выбор оформления работ дополнительными художественными материалами (художественный дизайн).
Ход:
Сегодня у нас занятие мастер – класса по тестопластике.
Сейчас я загадаю загадку, а вы, отгадав её, узнаете, что мы будем сегодня делать.
«Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку, и в тесто.
В магазине занял место» (Колос).
Говорить мы будем с вами о хлебе и отношении к нему.
Ребята, кто знает, откуда берётся хлеб? (высказывания детей).
Да, у хлеба не лёгкий и долгий путь, который он проходит от зёрнышка – до каравая.
На столе у воспитателя лежат: зёрна пшеницы, колосок, мука, тесто.
Дети с воспитателем вспоминают весь процесс произрастания хлебных злаков. Объясняя и показывая при этом, как получается из маленького зёрнышка много зёрен, затем они превращаются в муку, а из муки в тесто. И только после этого можно готовить тесто и выпекать хлеб.
Вспомнить с детьми, что нужно добавить в муку, чтобы замесить тесто (дети рассказывают).
Итак, путь хлеба очень сложный и долгий процесс. И много людей старается, чтобы приготовить для всех этот вкусный и полезный хлеб.
А сейчас поговорим о том, как нужно относиться к хлебу и людям, которые его выращивают и пекут (высказывания детей о бережном отношении к хлебу).
Сделать вывод: хлеб нужен каждому человеку на земле.
«Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете».
Дети, сегодня мы вместе с мамой Дины Сарымсаковой станем пекарями и приготовим красивый каравай из солёного теста.
А сейчас прежде, чем приступить к работе. Разогреем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Мельница».
За работу жернова,
Зёрна перетрём, сперва!
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!
Крепче трём зерну бока,
Получается мука! (трём ладонь о ладонь круговыми движениями, сначала в одну, затем в другую сторону).
Дети с мамой и воспитателем раскатывают «колбаски» для жгутов и косичек, которые будут использованы для украшения каравая.
Во время работы звучит лёгкая музыка.
Проведение физкультминутки: «Замесим тесто».
«Ой, ладошки, ладушки,
Мы печём оладушки.
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на стол.
Тесто побежало,
Начинай сначала».
После того как каравай будет слеплен, нужно его оформить, применяя различные способы украшения (переплёты, жгуты, косы, сетку, налепы).
Затем используя современный художественный декор: бисер, блёстки, стразы, бусины, гель с блестками и т.п., украсить самостоятельно поделку. Развивая при этом выдумку, фантазию, творческие способности. Дети принимают участие вместе со взрослыми в украшении, используя колпачки от фломастеров, пуговицы с различными рисунками, макаронные изделия для печатания узоров.
Словесная игра «Скажи правильно» (вопросы и ответы)
Как называется:
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Поле с рожью – ржаное.
Каша из овса – овсяная.
Хлеб из ржи – ржаной.
Каша из гречки – гречневая.
Поле с овсом – овсяное.
Каша из пшена – пшенная.
Поле с пшеницей – пшеничное.
После выполнения задания все рассматривают готовые караваи, любуются красотой и своей неповторимостью. Радуются успехам своим и товарищей.
nsportal.ru
Цель:
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
Коррекционно- развивающие:
— упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
— закреплять знания детей о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
— упражнять в объяснении слов — действий, связанных с выращиванием хлеба;
— развивать зрительное, слуховое внимание; логическое мышление;
— совершенствовать общую и мелкую моторику.
Коррекционно —воспитательные:
— воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и к людям , которые его выращивают.
Материалы и оборудование:
колосья пшеницы, ржи; плакаты, сюжетные картины по теме; хлебобулочные изделия, тарелка с мукой; карандаши, бумага, ножницы, ИКТ.
Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.
Предварительная работа:
Е. Трутнева «Золотой дождик», С. Дрожжина «Каравай»,
Н. Семенова «Хлебушко».
Лексика:
Предметный словарь: хлеб, хлебобулочные изделия, рожь, колос, хлебороб, мельник, тракторист, комбайн, комбайнер, пахарь, пекарь, элеватор.
Словарь признаков: пахучий, ароматный, душистый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, твердый.
Глагольный словарь: пахать, боронит, сеять, молотить, выпекать.
Х о д з а н я т и я :
Групповая комната оформлена в виде мини — музея «Все о хлебе».
1. Организационный момент.
Логопед.
Каждому знакомы мудрые слова:
«Хлеб — хозяин дома, всему он голова!».
Он дороже злата, серебра ценней.
Крепкого булата хлебушек сильней.
Ребята, скоро наш детский сад будет отмечать юбилей. Нам с вами нужно подготовиться к встрече гостей, а у нас на Кубани принято встречать гостей хлебом — солью. А почему?
Дети . Хлеб — наш достаток и богатство. Хлеб — всему голова. Хлеб — хозяин дома. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб — главный продукт питания. Без хлеба не обходится ни одно застолье.
2.Объявление темы.
Логопед.
Длинна дорога от зернышка до булочки, каравая. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари, чтобы хлеб появился у нас на столе!
Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма «Битва за большой урожай на Кубани». (2 минуты).
3.Дидактическая игра «Узнай профессию».
(Закрепление знаний у детей о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.)
Логопед. Ребята, кто же выращивает хлеб? Посмотрите внимательно на картинки. Послушайте мое предложение и закончите его нужным словом.
Дети.
На тракторе работает(тракторист). На комбайне …(комбайнер).
Пашет землю …(пахарь, землепашец).
Работает на мельнице … (мельник).
Работает в пекарне …(пекарь).
Выращивает хлеб … (хлебороб).
Логопед.
А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).
(Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, составление предложений по вопросам.)
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.
Дети.
Тракторист на тракторе пашет поле.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.
Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения.
4.Дидактическая игра « Какой хлеб?»
(Учить детей подбирать определения.)
Логопед показывает булку хлеба.
Хлеб готов, а какой он ? Подберите для описания этого продукта слова,
чтобы все поняли, как вы его любите.
Дети.
Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб по вкусу — вкусный, приятный, аппетитный.
Хлеб на ощупь — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.
Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.
5. Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики.
Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).
6. Дидактическое упражнение «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах».
(Формирование языкового чутья (объяснение пословиц)).
Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. А вы их знаете?
Дети.
Будет хлеб — будет и песня.
Без труда хлеб не родится никогда.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
За обедом хлеб — всему голова.
Каша — мать наша, а хлеб — отец — кормилец.
Не трудится — хлеба не добиться.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.
7. Дидактическая игра «Один — много».
(Образование существительных в родительном падеже множественного числа.)
Логопед. Перед нами витрина магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!
Дети.
Бублик -много бубликов.
Пряник —
Булочка —
Торт —
Баранка —
Кекс —
Пирожок —
Блин —
Пирог —
Логопед. Молодцы, ребята.
8. Дидактическая игра «Слова — родственники».
(Подбор однокоренных слов.)
Логопед. Ребята, много слов начинается со слова «хлеб». Вы знаете эти слова? Назовите их.
Дети.
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)
Человек, который печет хлеб …(Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба- .(Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб — …(Хлебозавод.)
9. Физкультминутка «Золотая рожь».
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа Я.М. Тайца «Все здесь».
(Формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме)).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды.
ВСЕ ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а что тут растет?
— Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия делают из муки.
Логопед. Молодцы, ребята.
11. Рисование хлебного поля .
(Развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.)
Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки.
Дети рисуют на отдельных листах булки, пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед
приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.
Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В.Витлина).
12. Итог занятия.
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. А сейчас я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.
Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай».
Пашет землю …(пахарь, землепашец).
Работает на мельнице … (мельник).
Работает в пекарне …(пекарь)
Выращивает хлеб … (хлебороб).
Логопед.
А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять,
убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, составление предложений по вопросам).
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.
Дети.
Тракторист на тракторе пашет поле.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.
Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения.
4.Дидактическая игра « Какой хлеб?» (учить детей подбирать определения)
Логопед показывает булку хлеба. Хлеб готов, а какой он ? Подберите для описания этого продукта слова,
чтобы все поняли, как вы его любите.
Дети.
Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб по вкусу — вкусный, приятный, аппетитный.
Хлеб на ощупь — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.
Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.
5. Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики.
Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).
6. Игра «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах».(формирование языкового чутья (объявление пословиц)).
Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе и
хлеборобах. А вы их знаете?
Дети.
Будет хлеб — будет и песня.
Без труда хлеб не родится никогда.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
За обедом хлеб — всему голова.
Каша — мать наша, а хлеб — отец — кормилец.
Не трудится — хлеба не добиться.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.
7. Дидактическая игра «Один — много».(образование существительных в разных падежах. Родительный падеж
множ. Числа).
Логопед. Перед нами витрина магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!
Дети.
Бублик -много бубликов…
Пряник —
Булочка —
Торт —
Баранка —
Кекс —
Пирожок —
Блин —
Пирог —
Логопед. Молодцы, ребята.
8.Игра «Слова — родственники», (подбор однокоренных слов)
Логопед. Ребята, много слов начинаются со слова «хлеб». Вы знаете эти слова? Назовите их.
Дети.
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)
Человек, который печет хлеб — …..(Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба- … (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб — …(Хлебозавод.)
9. Физкультминутка «Золотая рожь».
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа ЯМ. Тайца «Все здесь», (формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме)).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды. ВСЕ
ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а что тут растет?
И баранки здесь. А пряники?
— И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия. Логопед. Молодцы, ребята.
11. Рисование хлебного поля . (развитие общей и мелкой моторики, логического мышления).
Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки
Нади, чтобы она смогла представить,
что можно испечь из муки. Дети рисуют на отдельных листах булки,
пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.
Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина).
12. Итог.
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.
Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай»
Человек, который печет хлеб — …(Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба- … (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб — …(Хлебозавод.)
9. Физкультминутка «Золотая рожь».
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа ЯМ. Тайца «Все здесь», (формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по
теме)).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды. ВСЕ
ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а что тут растет?
И баранки здесь. А пряники?
— И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия. Логопед. Молодцы, ребята.
11. Рисование хлебного поля . (развитие общей и мелкой моторики, логического мышления).
Логопед.
Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки. Дети рисуют на отдельных листах булки,
пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.
Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина).
12. Итог.
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб!Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.
Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай».
konspekty-zanyatij.ru