Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Предметно – пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии ФГОС Воспитатель средней группы «Вьюнки» Говоруха Ольга Евгеньевна
2 слайд Описание слайда:Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е.И.Тихеева.
Наша групповая комната
4 слайд Описание слайда:Наша спальня
5 слайд Описание слайда:Выносной материал для игр на прогулке, картотеки прогулок, артикуляционной гимнастики, различных игр.
6 слайд Описание слайда:План обновления ПРС на 2014-2015 учебный год. Содержание Сроки Ответственные Оформление информационного центра для родителей. сентябрь Воспитатель Пополнение атрибутами и игрушками игровых центров: для девочек «Магазин», «Кухня», для мальчиков «Гараж». октябрь Воспитатель родители Пополнение, материалами и атрибутами центров: художественного творчества, физического развития. ноябрь Воспитатель родители Пополнение атрибутами центра экспериментирования. декабрь Воспитатель Пополнение предметами одежды центра ряженья. январь Воспитатель родители Изготовление макетов: «Автодорога», «Бабушкин двор». февраль Воспитатель родители Пополнение комнатными растениями «Уголка природы» март Воспитатель родители Пополнение атрибутами и игрушками игрового центра «Поликлиника», центра театральной деятельности. апрель Воспитатель родители Изготовление нетрадиционного оборудования для игр на прогулке в теплый период года. Пополнение и замена информации для родителей Май В течении года Воспитатель родители Воспитатель
Центр художественного творчества Разноцветные тонкие палочки очень любят брать детские пальчики, С ними вместе мы сможем опять, всё, что нравится нам рисовать!
8 слайд Описание слайда:Центр конструирования. Любим фантазировать, любим конструировать, строить необъятное, только нам понятное!
9 слайд Описание слайда:Кружок «Умелые руки» Зима наступит скоро, а с нею холода, Но ручичкам умелым не скучно никогда. Нам ведь сделать всё по силам. Будет добрым мир, красивым. Ведь они волшебные, ручки наши нежные!
Наглядные пособия для ознакомления с окружающим миром.
11 слайд Описание слайда:Центр физического развития. Любим прыгать и скакать на зарядке бегать, по дорожкам походить и массажик сделать. Развиваем меткость, ловкость, быстроты реакцию…
12 слайд Описание слайда:Наглядные пособия по развитию речи
13 слайд Описание слайда:Центры социально-личностного развития. Мы продавцы и доктора и парикмахеры с утра. Любим наряжаться и в игре общаться!
14 слайд Описание слайда:Центр театральной деятельности. Театр – это мысли свободный полет, Театр – здесь фантазия щедро цветет. В театре сердец расплавляется лед.
15 слайдЦентр экспериментирования. Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
16 слайд Описание слайда:Игровые центры для мальчиков и девочек. Любят наши девочки в куклы поиграть, а мальчишки девочек в машине покатать. Вот она – машина, из стульев, без бензина, садись прокачу, как ветер помчу. А если тебе грустно, ты можешь книжку взять. И в уголочке тихом, спокойно помечтать.
17 слайд Описание слайда:Центр книги. Добрые сказки и умные книжки, любят девчонки и любят мальчишки. Если ты хочешь все в мире узнать – надо учиться и много читать!
18 слайд Описание слайда:Уголок патриотического развития. Если не мы, то кто же, детям нашим поможет. Россию любить и знать! Как важно не опоздать…
19 слайдЗона интеллектуального развития. Мы с фигурами знакомы, цифры, буквы узнаём. И математики законы постигать не устаём!
20 слайд Описание слайда:Макет «Бабушкин двор» Вот и домик расписной. Посмотрите, вот какой! Возле дома скотный двор. В доме бабушка живёт, деток в гости к себе ждёт!
21 слайд Описание слайда:Центр познавательного развития. В игры разные играем, интеллект свой развиваем.
22 слайд Описание слайда:Центр безопасности. Безопасность изучаем, как вести себя МЫ знаем. При пожаре, при потопе, на дороге и в лесу!
23 слайд Описание слайда:Дежурство. Накрываем мы на стол, «слева», «справа» знаем. Сколько чашек, сколько ложек, быстро посчитаем. Приятного аппетита!
24 слайдДокументация в группе.
25 слайд Описание слайда:Информация для родителей.
26 слайд Описание слайда:Таким образом, предметно – развивающая среда в нашей группе, мы считаем, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного, психологического состояния ребенка и его развития. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-094256
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
–детский сад №5«Почемучка» комбинированного вида.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС.
Для педсовета в ДОУ 28 мая 2015г.
Подготовил воспитатель1категории:
Павлова С. Д.
2015г.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С.Л. Новоселова)
Цель: формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Основные задачи:
1. Создать благоприятные условия для творческого саморазвития личности каждого ребенка;
2. Способствовать развитию эмоционального благополучия детей с учетом их потребностей и
интересов;
При построении предметно-пространственной среды соблюдались принципы:
Открытости;
Гибкого зонирования;
Стабильности – динамичности;
Полифункциональности ;
Гендерный подход.
Предметно-развивающая среда созданная в нашей группе динамична, педагогически
целесообразна, отличается культурой эстетикой, создает комфортную обстановку,
способствует эмоциональному благополучию детей. Предлагаем вашему вниманию презентацию нашей группы. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с ФГОС. – Это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.
В нашей группе среднего дошкольного возраста предлагаем следующие центры развития:
1) экологии;
2) физкультурно-игровой;
3) чтения художественной литературы;
4) музыкально-театральный ;
5) сюжетно – ролевых игр ;
6) сенсорного и математического развития;
7) настольно – печатных игр;
8) изодеятельности;
9) экспериментирования.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества. ( «Что воспитывает детский сад». «День пожилых людей».«Хочу в детский садик».«День книги». «Осень». »Зима» «Весенние прогулки». «Темперамент-основа поведения».»Безопасность летом» «Тематические выставки рисунки детей» и т.д.
При организации предметно-развивающей пространства группы мы учитывали многие принципы построения развивающей среды:
Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Но порой хочется разнообразить учебный процесс.
Содержательность и насыщенность – в нашей группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий деятельности; экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
В Центре «Изодеятельности» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Чтение художественной литературы» включает в себя книжный уголок.
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы.
Наши маленькие «почемучки»превращаться в любознательных испытателей,проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Математики и сенсорики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, домино,так и современные пазлы и др. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Палочки Кюизенера, и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
«Музыкально — театрализованный» Центр – это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый)и др. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.
Направление: Социально-личностное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр»
К играм «Семья».»Больница».»Парикмахерская».»Магазин» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие.
Центр «Физкультурно-игровой центр» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
nsportal.ru
Слайд 1
Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС. Выполнила: Левшакова О.В воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» «Журавушка» Специалист 1-ой квалификационной категории
Слайд 2
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Слайд 3
Что такое предметно – развивающая среда? (Терминология)
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС– это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Слайд 4
Требования ФГОС к предметно – развивающей среде:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Слайд 5
Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
Слайд 6
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Слайд 7
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Слайд 8
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС
Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие:
Центр ПДД
Центр пожарной безопасности
Центр труда, уголок дежурств
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Центр «Уголок Природы»
Центр сенсорного развития
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Центр экспериментирования
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности
Центр «Здравствуй, книжка!»
Логопедический уголок
Центр ИЗО или уголок творчества
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Центр физического развития- Спортивный уголок «Будь здоров!»
Слайд 9
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Слайд 10
Направление: Художественно — эстетическое развитие. В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Слайд 11
Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Слайд 12
Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
Слайд 13, 14
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д).
Слайд 15
На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием, эко-дизайном. Зимний огород я устроила с большой выдумкой: оформила его в виде деревенского двора, декорировала подходящими постройками и декоративными аксессуарами.
Слайд 16
«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Слайд 17
Центр «Дидактических игр» (игротека)Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Слайд 18
Направление: Социально-личностное развитие. Игра – основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Семья»
«Больница»
Слайд 19
«Парикмахерская»
«Театр»
Слайд 20
«Магазин»
«Гараж»
Слайд 21
«Центр ПДД» и «Центр пожарной безопасности»
Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС.
Выполнила: Левшакова О.В
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18»
«Журавушка»
Специалист 1-ой
Квалификационной категории
Предметно-развивающая среда в ДОУ.
Что такое предметно – развивающая среда? (Терминология) .
Требования ФГОС к предметно – развивающей среде:
Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС.
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
Центр ПДД
Речевое развитие:
Центр пожарной безопасности
Центр «Уголок Природы»
Центр сенсорного развития
Центр труда, уголок дежурств
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности
Художественно-эстетическое развитие :
Центр конструктивной деятельности
Физическое развитие:
Центр «Здравствуй, книжка!»
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Центр ИЗО или уголок творчества
Центр математического развития
Логопедический уголок
Центр физического развития
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Спортивный уголок «Будь здоров!»
Центр экспериментирования
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
Направление: Речевое развитие.
Направление: Познавательное развитие.
Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми .
Направление: Социально-личностное развитие.
«Семья» «Больница»
«Парикмахерская» «Театр»
«центр ПДД »
«Центр пожарной
безопасности»
Направление: физическое развитие.
Спортивный уголок
«Будь здоров!
Спасибо за внимание!
kopilkaurokov.ru
Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей среднего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. Организуя предметную среду в групповом помещении, мы учитывали закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра в группе представлена теплыми, пастельными тонами. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Среда: образовательная и предметно-пространственная, вторая является составной частью первой. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.
Требования ФГОС к развивающей предметно – развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.Доступность среды, что предполагает:
3. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
4. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, игрушки; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Центр театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствовует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно – пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно – развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать, и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду группы , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Особенности построения предметно-развивающей среды в группе.
В соответствии с рассмотренными принципами в группе была создана следующая предметно-развивающая среда.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещены маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра, театр на «подушках», театр «Смешарики».
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и фломастеры. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, различные машинки) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
В центре экспериментирования размещаются самые разные природные материалы: баночки с крупами, ракушки, мыльные пузыри, мерные ложки, камешки, небольшие резиновые мячики, шарики Су-Джок, бигуди.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – “Больница”, “Семья”, “Магазин”. Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату.
Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
В игровой комнате есть литературный центр, в котором размещена художественная литература, соответствующая возрасту детей.
В группе создан музей руками родителей, в котором размещены «Генеалогические древа», гербы семьи, поделки по семейному хобби.
В группе есть математический уголок с различными играми, геометрическими фигурами, играми по сенсорике.
Развивающий центр содержит дидактические игры, пазлы.
Мною разработана дидактическая игра с приложением на виниле «Времена года», которая включает счётный материал (яблоки, грибы, бабочки, цветы), геометрические фигуры, цифры, знаки равенства; материал по познавательному развитию: птицы, домашние животные, мячи, санки, коньки, лыжи, ёлочные игрушки, одежда для детей по временам года, снег, снежинки; по грамоте- буквы.
Также есть уголок природы, уголок «Дежурства».
В спальной комнате размещены массажные коврики.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
nsportal.ru