КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СКОРО В ШКОЛУ.ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Цель: Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
Задачи:
1. развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).
2. формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).
4. формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных.
5. обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
6. обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.
7. развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Новая лексика
Существительные:
школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,
карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.
Глаголы:
учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).
Прилагательные:
прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,
строгий, требовательный, добрый, заботливый.
Наречия:
внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).
ЖАДИНА
— Гриша, Гриша, дай мне нож.
— Ты обратно не вернёшь.
— Дай-ка, Гриша, карандаш.
— Ты обратно не отдашь.
— Гриша, Гриша, дай резинку.
— Ты откусишь половинку.
— Гриша, Гриша, дай чернил.
— Ты бы сбегал и купил.
С. Маршак
Игра «Великаны — гномики»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.
Например:
У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики.
У великанов большие книги, а у гномиков — маленькие книжечки.
У великанов большие карандаши, а у гномиков — маленькие…
У великанов большие тетради, а у гномиков — маленькие…
У великанов большие линейки, а у гномиков — маленькие…
У великанов большие ручки, а у гномиков — маленькие…
У великанов большие кисти, а у гномиков — маленькие…
Игра «Растеряшка»
Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.
Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята
достали учебники, а у неё нет (чего?)…. Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) …. У всех в пенале
ручка, а у неё нет (чего?) …. Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?)…. Как вы думаете, чего ещё нет у
Растеряшки?
Игра «Как?»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных
Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»
Мальчик —хороший ученик, он учится (как?)… (хорошо).
Внимательная девочка всегда слушает (как?) … (внимательно).
Старательные ученики всегда делают уроки (как?) … (старательно).
Прилежные ребята учатся (как?) … (прилежно).
Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) … (отлично).
Игра «Скажи наоборот»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.
Маша опрятная девочка, а Саша — … (неряшливый).
Лида старательная ученица, а Катя — … [ленивая).
Женя толстый, а Лена — … (худая).
Витя сильный, а Рома — … (слабый).
Коля храбрый, а Костя — … (трусливый).
Даша учится хорошо, а Олег — … (плохо).
У Олеси портфель новый, а у Иры — … (старый).
Игра «Семейка»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.
Слова: школа, книга, учить.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.
Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и
расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.
Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и
определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например:
Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.
Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.
Игра «Кто больше?»
Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,
активизировать словарный запас.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше
новых слов.
К А Р А Н Д А Ш И К
Стихи для чтения и заучивания наизусть
ЧИТАЛОЧКА
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.
В. Берестов
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Нежарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты.
У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но веселый.
Грустишь ты: — До свиданья, лето!
И радуешься;
— Здравствуй, школа!
В. Берестов
Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари!
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе: Вот ОДИН
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН и ДВА, — закончил сын, —
Как раз и будет ТРИ!
— Вот молодец! — сказал отец, —
И в самом деле три!
И потому я два возьму, А
третий ты бери!
Б. Заходер
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Вчера лишь тебе говорили — малыш,
Порой называли — проказник.
Сегодня уже ты за партой сидишь,
Зовут тебя все — первоклассник!
Серьезен. Старателен. Впрямь — ученик!
Букварь. За страницей — страница.
А сколько вокруг замечательных книг…
Великое дело — учиться!..
Р. Фархади
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Чёрный Ивашка —
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш)
А. Рождественская
Это что тут за зверёк
Ходит вдоль и поперёк?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост.
(Кисточка)
В. Данько
Крошки-птички
Сели в ряд
И словечки говорят. (Буквы)
В. Фетисов
На чёрном поле
Скок- поскок —
Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)
В. Кремнев
Открыть свою тайну любому готова,
Но ты от неё не услышишь ни слова.
(Книга)
А. Костаков
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Я б такой исполнил танец!..
Но нельзя, я школьный… (ранец).
Текст для пересказа
СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш!
А Катя и говорит:
—Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает
Лена:
—Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
—Мама-то позволила, а брата я не спросила.
—Ну что, позволил брат? — на другой день спрашивает Лена.
—Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
—Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко…
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
—Ну что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
По В. Осеевой
Вопросы:
Почему Лена попросила у Кати карандаш?
Что ответила Катя?
Что случилось на другой день? На третий?
Почему Лена не взяла карандаш?
Что произошло на уроке?
Почему Катя покраснела?
Что сказал учитель девочкам?
nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Человек.Части тела»
Цель: Активизация и обогащение словаря по теме. Развитие связной речи.
Задачи:
1.Формировать грамматически правильную речь, упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»;
2.Учить детей строить суждения, опираясь на свой личный опыт и опыт других детей;
3.Формировать представление о частях тела: глаза,уши,нос,язык;
4.Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
5.Формировать привычки здорового образа жизни;
Оборудование: предметные картинки «части тела», диск с музыкой, иллюстрации, атлас «тело человека»,зеркало.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
И громко скажем «Здравствуйте»
Послушайте стихотворение:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках- запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь…
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.( О. Крупенчук)
– Ребята, как вы думаете , о чем это стихотворение?(ответы детей).
– Правильно о частях тела ( перечисляем и обсуждаем части тела)
Игра на внимание «Подумай и ответь»
Согласование существительных с числительными. Дети должны дать полный ответ на вопрос .
Сколько глаз у двух детей?
Сколько ушей у трех мальчиков?
Сколько лапу у двух курочек?
Сколько лап у двух кошек?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько ушей у двух собак?
Сколько носов у двух мальчиков?
Физминутка.
«Начинается разминка»
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать (Приседания)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)
-А теперь посмотрим на себя в зеркало.
Человек видит не всем телом, а только глазами. Так зачем человеку глаза? Дети отвечают. Правильно, глаза –это орган зрения,они помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. ( дети рассматривают иллюстрации с изображением пейзажей, флоры, фауны.)
-А тепреь ребята давайте сядем,закроем глаза и послушаем музыку (включаются музыкальные записи «Звуки леса»)
Ребята а с помощью чего мы слышим окружающие нас звуки?
Ребята отвечают.
Правильно, благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков.
-А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?
С помощью чего мы ощущаем ароматы? Дети отвечают.
Правильно! Нос –это орган обоняния,он помогает почувствовать и различать запахи.
-А с помощью чего мы можем определить вкус?
Ответы детей.
Правильно,язык это орган вкуса. Также он часть системы пищеварения, язык участвует в механической переработке пищи, распределяя ее в полости рта.
Игра- задание «Для чего?».
Упражнение в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлого « для».
Для чего нужны глаза?(глаза нужны для того , чтобы хорошо видеть).
Словарь: нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, зубы и так далее.
Игра “Доскажи словечко”.
Я начинаю предложение, вы заканчиваете.
-Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами..? (смотрим). Носом..? (дышим, нюхаем).
Ртом..? (едим, пьем, говорим). Руками..? (берем, держим). Пальцами..? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами..? (ходим, бегаем, прыгаем).
В конце занятия ребята рисуют улыбки на заранее заготовленных лицах, на которых нет рта. Все лица размещаются на ватмане, получается групповая «фотография».
Итог занятия.
Ребята, что мы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
Расскажите, что именно вам понравилась больше всего?
nsportal.ru
Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Подготовила воспитатель Меньшикова С.Н.
Цель: Закрепление знаний, полученных ранее.
Программные задачи:
Продолжать работу по обогащению словаря детей; совершенствовать фонематический слух: упражнять детей определять последовательность звуков в словах; делить слова на части. Упражнять в составлении предложений. Упражнять в составлении коротких рассказов на заданную тему.
Способствовать развитию у детей положительных эмоций; дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе
Воспитывать желание помогать другим.
Ход НОД:
Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?
Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
Воспитатель. Ребята, сегодня я получила посылку. Посмотрим, что в ней лежит? Тогда давайте пройдем на стульчики, сядем поудобнее и посмотрим, что же нам прислали.
Все садятся. Воспитатель открывает, достает и читает письмо.
«Дорогие ребята! В моей «Сказочной стране» случилась беда. Злая колдунья забрала все книги из моей страны и замуровала их в своем замке.
А как же жить нам без книг?!
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Ты представь себе на миг,
Как же будем жить без книг?
Что будет делать ученик,
Если не будет книг,
Если все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых новостей …?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ!
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
А у нас теперь книг вообще нет….Они все в заколдованном замке…
А чтобы стенки замка рухнули, и книги к нам вернулись, нужно выполнить задания и собрать слово КНИГА. Я очень надеюсь на вашу помощь. С благодарностью Королева «Сказочной страны».
Воспитатель: – Поможем Королеве «Сказочной страны». (Да.) Значит, нам надо собрать слово КНИГА. Ребята, а из чего состоят слова?
– Из звуков.
– А чем отличаются звуки от букв?
– Правильно, звуки мы слышим, а буквы мы видим. Давайте определим, из каких звуков составлено слово КНИГА.
1.Воспитатель. Дети, мы с вами определили, из каких звуков состоит нужное нам слово. А теперь давайте приступим к выполнению заданий. И так, я достаю первое задание.
Ребята, очень внимательно послушайте и сосчитайте в тексте слова с рычащим звуком р . Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес красивый
Покажи!
А теперь сосчитайте слова со звуком Ч
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки – лучи
Очень горячи у солнышка.
Первое задание мы выполнили и можем открыть первую букву в слове КНИГА. Многие из вас знают уже все буквы и умеют читать. Какую букву мы открыли? А какие еще слова вы знаете, начинающиеся на букву К? Молодцы.
2.Воспитатель. А теперь давайте перейдем ко второму заданию.
Разделите слова на слоги:
Флаг, телефон, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, букварь, глобус
А теперь придумайте слово, состоящее из 1, 2, 3 слогов.
И с этим заданием мы справились! Значит, можем расколдовать и вторую букву, это буква Н.
3.Воспитатель: Теперь давайте прочтем следующее задание.
Возьмите мяч и поиграйте в игру ОДИН – МНОГО. Встали возле стульчиков.
Цапля одна, а много… (цапель),
одна пачка сахара, а много… (пачек),
один носок, а много… (носков),
один чулок, а много… (чулок),
одно ухо, а много… (ушей).
Одна кошка – много… (кошек).
Один волк – много… (волкóв, а не в’олков).
Одна простыня – много… (простыней, а не простынь).
Один помидор – много помидоров
Один апельсин –много апельсинов
Один сапог-много сапог
Одна туфля-много туфель.
Молодцы. Можем открыть еще одну букву.
Воспитатель. Посмотрим, что еще нам приготовила сказочная королева.
-Ребята, вы преодолели больше половины заданий и, наверное, устали, я предлагаю вам отдохнуть. Пройдите на коврик и выполните зарядку царя Гороха.
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Воспитатель. Отдохнули немножко? Давайте продолжим дальше выполнение заданий. Проходите на свои места.
4. Ребята, вы наверное, знаете, что такое предложение? (Это несколько слов, связанных друг с другом.)
Слушайте задание: «Закончите предложение»
– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…
– Чтобы хорошо учиться, надо…
– Мы растем здоровыми и сильными, так как…
– Если мы будем читать книжки, то..
– На улице появились насекомые, потому что…
Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.
«Исправьте ошибку»:
– Червяк склевал скворца.
– Песня спела соловья.
– Медленный черепаха ползет по пустыне.
– Полосатое зебра пришла на водопой.
Молодцы, мы можем открыть следующую букву. Это буква Г.
5. Воспитатель. И осталась у нас неоткрытой только одна буква. Читаем следующее задание.
Ребята, послушать рассказ и пофантазируйте: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.
Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.)
Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“?
Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась…
А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?»
Молодцы! И с этим заданием мы справились! Открываем букву. Это буква А. Вот и помогли мы Сказочной королеве! Замок злой колдуньи рухнул, и книги опять вернулись к жителям Сказочной страны.
Но в посылке еще есть записка. Интересно, что в ней?
-Спасибо вам, ребята за помощь! А теперь я предлагаю вам немного пошалить: т.е. дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.
«Будьте внимательны, – Слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя.
Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи…, мыши…, рыбы…, тигры…, волки…».
Понравилась вам эта игра?
А еще я приготовила вам медали. Большое спасибо за помощь.
С благодарностью Королева Сказочной страны.
Вот и помогли мы жителям сказочной страны. Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?
nsportal.ru
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.
«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Цель: обучение детей связному, последовательному пересказу текста.
Задачи:
воспитывать интерес к явлениям природы, умение работать в коллективе.
развивать связную речь, память, активизировать словарь на тему «Времена года». Закрепление навыков подбора антонимов, родственных слов и способов образования прилагательных.
формировать умение составлять законченный рассказ.
Материалы и оборудование: доска с изображением времен года, фишки, мяч, конверт с загадками, яблоко, солнечные очки, ёлочная игрушка, пучок укропа.
Ход занятия
Дети совместно с воспитателем стоят в кругу на ковре.
В: Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Добро утро!»
– «Добро утро солнцу и птицам!»
– «Добро утро улыбчивым лицам!»
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Посмотрите, в группе стало тепло от наших улыбок, от тепла наших рук, и наше настроение бодрое, приподнятое. А как еще можно сказать о хорошем настроение.
Д: Веселое, радостное, ласковое, теплое.
В: Молодцы ребята, садимся на стульчики. Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес посылку. Что же там? Но прежде чем открыть ее, мы с Вами должны отгадать загадку. Отгадаем? Слушайте внимательно:
1. Прошла по лугам, по лесам по полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала: «за мною нагрянет зима»
Осень
2. Скоро скоро к Вам прилечу
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу
Землю снегом наряжу.
Зима
3. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
В домик свой скворец вернулся
И в лесу медведь проснулся.
Весна
4. Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника.
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Лето
В: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. А сейчас мы открываем посылку: «Что же там?» (В посылке лежат картинки с изображением времен года). Здесь лежат картинки, что-же на них изображено.
Д: Осень, зима, весна и лето.
В: Правильно, а как можно сказать это двумя словами?
Д: Времена года.
Вешаю картинки на доску.
В: Постараемся с Вами подобрать слова, которые подходят к каждому времени года.
Зима какая? – холодная, снежная, белая.
Весна какая? – зеленая, свежая, цветущая.
Лето какое? – жаркое, солнечное, красивое.
Осень какая? – золотая, дождливая, богатая.
В: Замечательно! Определили каждое время года. А сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом о мальчике Мите и узнаем, как он вел себя в разное время года. Это рассказ называется «Четыре желания» и написал его писатель Константин Ушинский.
Текст читается по частям, каждая часть обсуждается путем вопросов.
Чтение первой части рассказа.
Вопросы:
Как звали мальчика? Что делал зимой Митя? Каким он был зимой? Какого было желание Мити? Куда записали его желания?
А Вы попробуйте придумать свое предложение о зиме.
Ответы детей.
Чтение второй части рассказа.
Вопросы:
Кто порхал над зеленым лугом? Какие были бабочки? Что Митя рвал на лугу? Как мальчик говорил о весне? Куда записал он свое желание?
В: Молодцы ребята, все ответили правильно. А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (Игра проводиться с мячом).
В: Умнички! Задание выполнено!
Читается третья часть рассказа.
Вопросы:
Куда отправился Митя с отцом? Как мальчик веселился целый день? Что сказал Митя отцу вечером? И куда он это записал?
В: У меня есть фишки, мы сейчас подберем родственные слова к слову «рыба». А потом посчитаем сколько фишек, столько и слов.
Рыбак, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбачить, рыбный.
Читаем четвертую часть рассказа.
Вопросы:
Какое время года наступило? Что делали люди в саду? Какое настроение было у Мити? Что говорил Митя отцу?
Физкультминутка
Как то раннею весной,
На опушке на лесной
Появилась стая птиц.
Не скворцов и не синиц,
А большущие грачи.
Цвета черного как ночь.
Прыг-скок, прыг-скок.
Там жучек, там червячок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Рассказ читается еще раз от начала до конца
Затем дети договариваются, кто будет про какое время года пересказывать.
4 ребенка рассказываю по цепочке: зима, весна, лето, осень.
Закрепляются времена года и приносятся подарки в группу:
От зимы елочную игрушку, от весны пучок укропа, от лета солнечные очки, от осени яблоко.
В: Спасибо за работу!
nsportal.ru
Полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада поможет воспитателю организовать занятие по теме «Профессии».
Этот конспект подходит для открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.
В ходе занятия используются следующие методические приемы:
Эти приемы имеют в подготовительной группе детского сада не меньшее значение, чем при работе с детьми более младшего возраста.
Используются следующие материалы:
Воспитатель приветствует детей, они рассаживаются по местам. В это время звучит веселая музыка, перед педагогом оказывается игрушечный самолет. Музыка прекращает звучать. Педагог говорит:
«Дети, кажется к нам кто-то прилетает в гости. Давайте попробуем угадать его имя. Послушайте загадку:
Птица я, хоть не летаю,
А на льдине загораю.
Дети угадывают название птицы, взрослый продолжает:
«Вы правильно догадались, что эта загадка про пингвина, но как же нам угадать его имя? Нужна подсказка.»
В это время из самолетика на стол опускается небольшой рюкзачок. Из него педагог достает разводной ключ, молоточек, отвертку. Детям предлагается назвать все одним словом и вспомнить другие инструменты.
Мяч передается по кругу и каждый, кто берет его в руки, называет какой-нибудь инструмент.
Стандарты ФГОС рекомендуют знакомить детей подготовительной группы с теми инструментами, которые они могут наблюдать в работе.
Воспитатель: « Ребята, вы назвали так много инструментов, молодцы! Скажите, а кому же они нужны каждый день? Кто же тот, кто все время что-то чинит, придумывает новые механизмы? Как называются люди такой профессии?» Дети отвечают (инженер, механик, изобретатель).
Воспитатель: «Теперь вы догадались, какая птичка к нам прилетела сегодня? Веселый изобретатель, который внешне напоминает шарик. Это пингвин — смешарик, а зовут его Пин». Пин здоровается с детьми и просит их назвать сегодняшний день недели и вспомнить название занятия, которое проводится в этот день.
Дети отвечают, а педагог напоминает, что на Развитии речи они учатся говорить красиво и правильно, в этом очень помогает специальные речевые упражнения и артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: «Ребята! Вы уже отлично знаете много разных упражнений для язычка. Сегодня я предлагаю вам провести привычную гимнастику для него еще интереснее. Сейчас я разложу на столе карточки. Каждый из вас может взять одну из них, посмотреть на картинку, но не показывать ее другим. Нарисованный предмет или действие можно изобразить с помощью язычка, мы это уже делали. Каждый должен вспомнить упражнение, а затем показать его другим. Все повторяют за ведущим. Если кто-то угадал, что мы все показываем, то он может поднять руку. Если ответ правильный, то он и ведущий получают по жетончику-награде.»
Дети по очереди подходят к столу, переворачивают по одной картинке из стандартных наборов для занятий по развитию речи в детском саду и выполняют один из элементов артикуляционной гимнастики («иголочка», «лопатка», «варенье», «чашечка).
Воспитатель хвалит детей, призовые жетоны помещаются в лэпбук по развитию речи, собранные детьми по данной теме.
Каждый ребенок (или два-три, подгруппой) получает изображение рабочего определенной специальности, все по очереди называют их. Взрослый берет по одной предметной картинке из стопки, называть ее. Дети должны правильно выбрать те, которые нужны для той или иной профессии. Воспитатель спрашивает у детей «Зачем врачу шприц? Маляру кисть? Швее нитки?»
Педагог читает детям стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Воспитатель обсуждает с детьми профессии, которые «вкусно пахнут», просит привести примеры. Дети называют повара, кондитера, продавца сладостей.
Педагог спрашивает: «А как мы называем того, кто делает сладости? (кондитер). Давайте посмотрим на картинки и расскажем о тех людях, кто делает это лакомство. На фабрике трудится много разных работников.»
Педагог вызывает детей по очереди и просит рассказать, что на картинках им нравится больше всего. Кем хотел бы быть на фабрике каждый ребенок, почему? Затем картинки развешиваются по порядку.
Педагог предлагает рассказать Пину о том, как делается вкусное холодное лакомство, которое он тоже очень любит. Воспитатель начинает рассказ, дети дополняют:
“Сегодня мы оказались на (фабрике мороженого). Это большое задние, внутри которого расположены (специальные аппараты, которые делают мороженое). Здесь есть и огромные холодильники, которые нужны (для хранения готового товара). Мороженое бывает разного вида, мы знаем (пломбир, эскимо, шоколадное, ягодное). Все эти сорта делают из (молока и сахара). Их на фабрику в больших грузовиках привозят (шоферы). Машины помогают разгрузить (грузчики). За приготовлением мороженого внимательно следят (технологи). Готовые брикеты и стаканчики нужно аккуратно завернуть, для этого на фабрике трудятся (упаковщицы). Свежее вкусное мороженое мы можем купить в (магазине, кафе, ларьке ).”
Готовое мороженое путешествует по городу и по стране, давайте мы тоже немного покатаемся.
Воспитатель читает стихотворение И.Токмаковой «Поиграем» и показывает движения, соответствующие различным видам транспорта.
На лошадке ехали, до угла доехали. (скачем, в руках «вожжи)
Сели на машину, Налили бензину. (крутим руль, сигналим)
На машине ехали, До реки доехали. (изображаем ладошками волны)
Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход. (поворачиваемся на 360 градусов)
Пароходом ехали, До горы доехали. (описываем руками круги, затем складываем их над головой)
Все занятия в подготовительной группе должны непременно включать динамическую паузу, но она может находится чуть дальше от начала урока, чем в старшей группе.
Педагог достает игрушечное мороженое, угощает Пина и предлагает ребятам поиграть. Она говорит: «Я буду называть слово, а вы должны сказать его наоборот. Эта игра в перевертыши или «черное-белое». Например: Мороженое — холодное, а вы скажите — (горячее), белое — черное, большое — маленькое.»
Если все поняли правила, то воспитатель зачитывает список слов: (яркий, новый, чистый, гладкий, дешевый, теплый, смелый, бодрый, молодой, длинный). Полные перечни других слов с антонимами можно найти в конспектах НОД в подготовительной группе, соответствующих той или иной теме.
Воспитатель говорит: “А теперь мы поиграем в еще одну интересную игру — графический диктант. Вам нужно быть очень внимательными, точно повторять мои инструкции.”
Дети выполняют диктант, получается изображение самолета.
Ребята, оказывается Пину уже пора улетать. Ему очень понравилось играть с вами, он узнал много нового. Все прощаются и занятие заканчивается. Если конспект используется для открытого занятия, то в конце стоит предложить детям попрощаться со всеми гостями. Самолет с Пином улетает из группы, дети парами выходят за ним.
Используйте для занятий набор дидактических карточек “Профессии”.
Рейтинг автора
3
Автор статьи
логопед-дефектолог
Написано статей
27
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Звуки вокруг нас
Цели занятия:
-Дать представление о звуке;
-разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;
-совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
– совершенствовать фонематический слух детей;
– уточнить и закрепить артикуляцию гласных и согласных звуков;
– упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
– закрепить умение делить слова на слоги;
– упражнять в умении подбирать слова омонимы;
– учить строить предложение по образцу.
Развивающие:
– развивать речь, внимание, воображение;
– развивать ассоциативное мышление;
-развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
– активизировать участки головного мозга детей, отвечающие за развитие речи с помощью Су – Джок терапии.
Воспитательные:
– воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
– воспитывать желание говорить правильно, красиво;
– формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, а для этого поиграем в игру «Ласка». Меня зовут Анна, а ласково Анюта, а как вас называют ласково?
Ну вот, мы с вами и познакомились. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?
А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!
– хлопаю в ладоши;
– шагаю на месте;
– рву бумагу;
– переливаю воду;
– шуршу пакетом;
– хлопаю воздушный шар;
– играю мячом.
Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?
Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, но чтобы туда попасть, мы должны преодолеть следующую трудность: мы должны проверить, четко ли мы умеем выговаривать слова и звуки.
Чтобы четко выговаривать звуки надо делать самомассаж.
Самомассаж:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.
Чтобы этого добиться, мы сделаем массаж.
Руки растираем и разогреваем,
И теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
А потом уходят пальцами по щечкам.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губы разминаем, чтобы улыбались
Мы теперь утятки, клювики потянем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон
Ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.
Ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче муха-цокатуха именинница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
Са – СА – СА – в лесу бегает лиса.
Ру-ру-ру – лиса спряталась в нору..
Ну, теперь вы готовы. Беремся за руки и повторяем.
Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,
Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.
Включается 1 слайд.
Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в сказочном лесу звуков! Ребята, будьте осторожны, здесь протекает речка, в которую детям никак нельзя заходить, перешагивать и перепрыгивать, иначе останетесь здесь в заточении на ближайшие сто тысяч лет. Прислушайтесь, вы что – будь слышите? Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.
– Саша, изобрази нам шум дождя.
– Влада, покажи, как может дуть ветер.
Так же есть звуки, которые издают животные и птицы
-Аня покажи, как мяукает кошка.
– Кирилл, а как кукует кукушка?
А еще есть механические звуки, то есть их издают различные механизмы, приборы при помощи человека.
– Покажи, как гудит поезд.
– Как будут тикать часы?
– А как будет стучать молоток, Злата?
Ребята, давайте послушаем звуки и определим, к каким звукам они относятся? Слайд №2
Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи. Хотите посмотреть, как из звуков речи складываются слова. Игра «Звуковой мяч» Я кидаю звук, вы ловите, кидаете его мне обратно, а из звуков мы потом составим слово.
– Аня, повтори все звуки.
-Настя, какое слово получилось?
-Саша, а ты какое слово услышал?
-Оля, какой первый звук ты услышала?
– Влад, какой второй звук ты услышал?
-Кирилл, какое у тебя получилось слово?
Ребята, а вы заметили, что нас так никто и не встретил?
Посмотрите, здесь какой – то сундучок и записка.
Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок . Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам выполнить мои задания, справившись с ними, и ответив на мой вопрос, вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит подарок для вас.
А вот и первое задание:
необходимо построить домик каждому звуку в слове РЫБА слайд №3
Воспитатель:
– Саша, какая перед нами стоит задача? (ответ). Построить домики звукам.
– Петя, скажи на какие группы можно разделить все звуки речи?
– как еще можно назвать эти звуки?
– что может нам мешать при произношении согласных звуков?
-каким цветом будет кирпичик для гласного звука?
– каким цветом будет кирпичик для согласного звука?
– Давайте произнесем слово «рыба».
-Ваня, сколько звуков ты слышишь в этом слове?
– Света, какой ты слышишь первый звук в слове?
– Ребята, все слышали звук «Р»?
– Валя, это какой звук?
– Саша, тебе что-нибудь мешает при произношении этого звука?
– Какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука? Ответ: согласный , синий . 4 слайд (после правильного ответа щелчок мышкой появляется кубик, и так щелчок на каждый ответ)
-Оля, произнеси еще раз слово «рыба», какой ты слышишь второй звук?
– Саша, попробуй пропеть этот звук.
– Ира, какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука?
Ответ: гласный, красный.
– Илья, какой ты слышишь третий звук в слове?
– Миша, произнеси еще раз слово, какой следующий звук ты слышишь?
– Что тебе мешает при произношении звука «Б»?
-Артем, какого цвета кирпичик мы возьмем для звука «Б»?
Ответ: Синий/согласный
-Полина, какой четвертый звук ты слышишь в этом слове?
_ Попробуйте его пропеть.
– Саша, какой это звук, какого цвета кирпичик возьмем для этого звука? Ответ; гласный/красный.
– Кирилл, посчитай, сколько всего звуков в слове, и ответь, сколько гласных и согласных?
-Давайте со словом «рыба» составим предложение из трех слов.
Кто готов, поднимает руку. (ответы детей)
Слайд 5
Ребята, посмотрите, в сказочной стране стала портиться погода. Что происходит? Снег прекратится лишь тогда, мы назовем слова, похожие на слово «снег».
-Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
– есть слово длинное – снегопад.
-есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик
-есть слово, легкая, пушистая – снежинка.
-есть слово – цветок – подснежник.
– есть слово – птица – снегирь.
Смотрите, опять засияло солнце!
Слайд 6
Воспитатель; молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А вот и следующее задание: Звуковичок просит засадить клумбу: в левую часть клумбы посадить цветы, которые делятся на 3 слога, в правую – на 4 слога, а в центре, цветы, которые делятся на 2 слога. Каждый берет по цветку из корзинки, называет цветок, делит его на слоги, определяет место, куда его садит, если задание выполнено правильно, то мы хлопаем в ладоши, а если неправильно, то стучим по полу кулачками.
Теперь можно и отдохнуть. Давайте оживим нашу поляну бабочками.
Слайд № 7
Игра: Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз – водой она умылась,
Два– легонько покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Ну а на пять – стали детками опять!
Воспитатель: ребята, смотрите, здесь проход в другую часть сказочного мира, только это «проход-наоборот», он пропустит лишь того, кто назовет слово с противоположным значением, т.е. наоборот. Дети, которые проходят проход, встают вокруг корзинки полукругом и думают, как еще можно назвать слово – наоборот своего товарища.
Слова: умный, сладкий, светло, день, ночь, жадный, сильный, сухой, плохой, молодой, жарко, холодно, тихо, больной, старый, сытый, черствый.
Мы с вами оказались на острове фантазии. А фантазировать наш Звуковичок любит со своими друзьями, цветными ежами. А вот и они (открывается корзинка). Предлагаю с ними поиграть. Ежиков берем быстро и аккуратно, пока они согласны с нами поиграть!
Пальчиковая игра «Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).
Звуковичок предлагает вам пофантазировать. Он очень любить смотреть на небо, что мы там можем увидеть (облака)? Ребята, вы замечали, что в небе облака похожи на различные силуэты – предметы.
Звуковичок собрал облака в этот волшебный мешочек, тот к кому я подойду, опускает руку в мешочек и на ощупь попробует определить, на что похоже облако и скажет «Мое облако похоже на…», затем достает облако, и мы все вместе смотрим, на что же оно похоже.
Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?
Ответы детей.
А вот и волшебный сундучок, вам интересно, что же в нем? Чтобы его открыть, надо произнести волшебные звуки «Крибле-крабле-бум»
Что это, ребята? Это не простой клубок, а клубок хорошего настроения. Мы будем его передавать друг другу и говорить о том, что нам сегодня понравилось. Давайте передадим его нашим гостям. А теперь, возьмитесь за руки и закройте глаза, посмотрим, что произойдет с нашим клубком.
А нам пора возвращаться в наш садик.
nsportal.ru
КОНСПЕКТ
открытого занятия по развитию речи
в старшей и подготовительной группе
Тема: «Сказочное путешествие».
Основные задачи :
1. Воспитательные:
* создать хорошее настроение;
* воспитывать доброту, чувство товарищества;
* поощрять активность и самостоятельность.
2. Образовательные:
* обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости посредством мимики;
* продолжать обучать составлению предложений по схеме.
3. Развивающие:
развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей:
* способности эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения;
* быстроты реакции;
* обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
* развивать умение подбирать слова на заданную букву;
* развивать умение пересказывать небольшие отрывки из сказок;
* развивать умение подбирать прилагательные и глаголы;
* развитие внимания, наглядно-образного мышления.
4. Коррекционные:
* коррекция длительного плавного выдоха.
Материал:
* клубок маленький и большой;
* разноцветные бумажные кораблики;
* ёмкости с водой;
* пиктограммы с изображением эмоций удивления, страха,грусти ;
* костюмы медведя, зайца;
* конверты;
* картина : «Нелепицы»;
* карточки для составления схемы предложений;
* карандаши простые;
* тетрадные листы на каждого ребенка;
* указка, мел, доска;
* мяч;
* карточки с изображением геометрических фигур;
* фланелеграф;
* фигурки сказочных персонажей для фланелеграфа;
* ширма;
* куклы из кукольного театра по сказке « Красная шапочка»;
* шапочки для драматизации р.н.с. «Теремок»;
* «волшебная» палочка;
* разрезная картинка «Солнышко»;
* DVD диск с песней М.Пляцковского «Улыбка»;
* угощение.
Ход занятия
1. Организационный момент.
( Дети заходят в группу, встают полукругом ).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
2. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?(Хорошее).
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите , у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки).Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет хорошего настроения.
Итак, чтобы узнать на какие острова мы поплывём, вы должны догадаться из присказки, которую расскажет Настя (чтение присказки «Ой, ребята, та-ра-ра»…)
Воспитатель: Догадались? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы будем путешествовать по сказочным островам. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нужно выбрать кораблик, на котором вы хотели бы поплыть. ( Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду.
Дуют на него , чтобы он поплыл).
3. Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров. Как вы думаете, ребята, как он называется? ( Дети смотрят на пиктограмму ).
Дети: Удивление.
Воспитатель: Правильно. А вы умеете удивляться? ( Дети изображают эмоцию с помощью мимики : рот раскрыт , брови и верхние веки приподняты).
Воспитатель: На этом острове живёт необычное , удивительное животное. Посмотрите на него и познакомьтесь с ним.
Дети: Как тебя зовут?
Ребёнок, исполняющий роль необычного животного: Я сам не знаю. Помогите мне разобраться, кто я такой.( Ребёнок одет в костюм : голова от медвежонка, туловище от зайца).
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы.
4. Игра «Что не так?»
Дети подходят к доске, где вывешены небылицы и по очереди говорят, что неправильно изображено на картинке. ( Собака с ушами зайца, свинья с лисьим хвостом и. т. д.). В это время ребёнок, исполняющий роль необычного животного, незаметно переодевается в костюм медвежонка.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы всё правильно определили. Ой, посмотрите, что же произошло с нашим героем?
Дети: Он стал медвежонком!
Ребёнок: Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем медвежонка чтением небылиц ( 2-3 человека рассказывают небылицы).
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, к какому жанру относятся небылицы? К фольклору . А что ещё относится к фольклору? Ответы детей: сказки, присказки, дразнилки, мирилки, поговорки, пословицы, считалки и. т. д.
Воспитатель: Порадовали мы тебя, медвежонок?
Ребёнок: Да , молодцы ваши дети. Вот за это волшебный конверт.
Воспитатель: Давайте его откроем и посмотрим, что там находится. А здесь карточки , с помощью которых вы должны составить предложения по схеме, после чего мы сможем отправиться на второй остров.
Дети садятся за столы, на которых лежат тетрадные листы и карандаши.
5. Составление предложений по схеме.
( Уточнение: первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).Один ребёнок работает у доски. После выполнения задания зачитываются все предложения.
6. Игра с мячом «Назови слово на данную букву».
Участники разбиваются на две команды. Затем команды встают в две линии друг напротив друга на расстоянии 1,5 м . Воспитатель уточняет правила игры: ребёнок первой команды называет слово, начинающееся с твёрдого звука «Л» и бросает мяч участнику второй команды, стоящим напротив него. Ребёнок, поймавший мяч, называет слово, начинающееся с мягкого звука «Ль» и. т. д. Кто ошибается, выбывает из игры.
Слова: лак, ласточка, лавочка, лагерь, лоб, ложка, лошадь, лось, лодырь, лук, лукошко, лужа, луг, лыжи; лес, лесенка, лебедь, лента, Лёша, липа, ливень, лимон, лиса, лимонад, ливень, люстра, Люда, люди, любовь, лягушка.
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем поплыть на второй остров (выполнение плавательных движений). Приплыли! Посмотрите на эмблему этого острова. Как вы думаете, как он называется?
Дети: Остров Страха.
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своём лице .( Дети изображают чувство страха с помощью мимики : глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт).
Воспитатель: Ребята, а кто это там?
Дети: Мальчик.
Воспитатель: Давайте спросим , что с ним случилось?
Ребёнок, исполняющий роль испуганного мальчика: Ребята, я читал сказки Гауфа и был очень напуган злой старухой. Теперь мне очень страшно.
Воспитатель: Действительно, сказки Гауфа волшебные и немного страшные. Это «Маленький Мук», «Карлик нос», «Корабль-призрак». Их надо читать более старшим детям. А что это у тебя в руках?
Мальчик: Ой, совсем забыл, это конверт для вас!
7. Моделирование сказок.
Воспитатель достаёт из конверта листы с изображением различных геометрических фигур, в которых «зашифрованы» герои сказок и предлагает детям назвать знакомые сказки по каждой модели. Воспитатель, обращаясь к мальчику : Ну вот, теперь ты знаешь, какие сказки тебе надо читать. А чтобы ты совсем не боялся, я приглашаю тебя в театр, где дети расскажут и покажут небольшие отрывки из сказок.
8. Рассказывание сказок.
а) Р.н.с. «Заюшкина избушка» с показом на фланелеграфе.
б) Кукольный спектакль по сказке Ш.Перро «Красная шапочка».
в) Драматизация по р.н.с. «Теремок».
Мальчик: Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Мальчик, а хочешь поиграть с нами в игру?
– Да.
9.Игра «Стоп, палочка, остановись!» (На подбор прилагательных и глаголов).
Воспитатель: Поплыли дальше. (Дети выполняют плавательные движения). Смотрите, на горизонте появился последний третий остров. Это необычный остров – заколдованный. Все его жители всё время плачут. Посмотрите на эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?
Дети: Грусть.
Воспитатель: Правильно, ребята. А вот одна из жительниц этого острова.
Ребёнок, исполняющий роль Грустинки: Я, маленькая Грустинка. Я знаю, зачем вы приехали – давайте поревём вместе. ( Дети вместе с Грустинкой изображают эмоцию грусти: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).
Воспитатель: Стоп, стоп, стоп. Ребята, это же волшебный остров Плакс. Вот видите, вы уже поддаётесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники. Может быть, мы сможем помочь маленькой Грустинке. Но, как же тебе помочь, Грустинка?
Ребёнок, исполняющий роль Грустинки: Меня может расколдовать волшебная картинка. Но у меня есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая наш остров, раскидала остальные кусочки на других островах.
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах. (Дети открывают конверты, находят остальные кусочки).
Воспитатель: Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем остров Плакс. ( Дети складывают на фланелеграфе картинку, на которой изображено улыбающееся солнышко, а на лучиках написаны весёлые слова. Дети читают эти слова).
Воспитатель: Ребята, как же перестать грустить?
Дети: Надо улыбнуться друг другу.
Воспитатель: Правильно. Давайте улыбнёмся друг другу и споём для Грустинки песню М.Пляцковского «Улыбка».
10. Дети поют под караоке.
Ребёнок, исполняющий роль Грустинки: Спасибо ребята. Вот вам угощение. ( Грустинка подводит детей к столу, где лежит торт, с зажженными свечами и предлагает задуть свечи).
Воспитатель: Давайте поблагодарим Грустинку.
11.Подведение итогов.
– Понравилось сегодня наше занятие?
– Чем занимались на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Кто сегодня занимался хорошо?
– Давайте себя погладим по голове и скажем: « Я сегодня молодец!»
На этом занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями.
– До свидания.
nsportal.ru