Психогимнастика упражнения – : . – . , .

Содержание

Психогимнастика для детей: 8 полезных упражнений

Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься?

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5–3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.

1. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

Мамы на Детстране обсуждают:

Игры во дворе или компьютерные игры?

Куда ушли игры нашего детства?

Нет сил играть с ребенком

2. «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

3. «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).

4. «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

5. «Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

6. «Поводырь»

Цель: научить детей сочувствовать и помогать.

Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

7. «Прорвись в круг»

Цель: помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.

Ребёнка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Стеснительный малыш должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

8. «Упрямое зеркало»

Взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Играть можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упражнения-«перевёртыши», причём каждый сам придумывает своё движение.

Психогимнастика — очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение. Однако не стоит относиться к ней как к панацее и ждать, что малыш преобразится после первого же упражнения, — на всё требуется время, иногда немалое. Кроме того, если у ребёнка серьёзные проблемы, например, аутичные черты, занятия для него должен организовывать и проводить специалист, который учтёт все особенности малыша.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Психогимнастика в детском саду | mLUDI.ru

 

Что такое психогимнастика?

Попытаемся разобраться, что такое психогимнастика для дошкольников и что она дает ребенку. Итак, под психогимнастикой подразумевается определенные специальные игры и упражнения, которые развивают и корректируют психологическую составляющую ребенка.

Язык звукоподражаний, междометий, передающий различные эмоциональные состояния, учит ребенка доброжелательности, открытости. Использование таких образных четверостиший развивает творчество, фантазию, инициативу, смелость, происходит закрепление определенных знаний. Кроме того, в процессе использования различных психогимнастик дети находят выход мышечной и психической энергии.

Психогимнастика в детском саду направлена на снятие напряжения и поддержание внутреннего спокойствия и уверенности, освобождение от страхов, совершенствование активности, развитие способности выражать свои чувства и эмоции словами.

Психогимнастика для дошкольников: этюды и упражнения

«Лебеди»
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Нагнулись над водой —
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
Тихо и плавно на воду садятся.

«Ёжик»
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что весь продлог.
«Бррр, бррр, бррр.

(дети дрожат, мышцы напряжены)
Лучик ежика коснулся —
Ежик сладко потянулся! (дети выпрямляются и потягиваются)

«Снеговик»
Плачет бедный снеговик —
« Я в мороз стоять привык.
А под солнцем погибаю —
Таю, таю, таю, таю». (все мышцы постепенно расслабляются, дети «превращаются» в «лужицу»)

«Веселые мартышки»
(Все движения психогимнастики выполняются по тексту)
Мы веселые мартышки, мы смеемся громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках,
И друг другу даже – язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем – гримасы все состроим.

«Весельчаки»
Жили – были у реки славные весельчаки,
Вот – вот со смеху помрут, вот животик надорвут.
(Дети с разными интонациями: ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!)

«Лягушки»
На болоте две подружки,
Две веселые лягушки
Рано утром умывались,
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Вправо – влево повороты
И скакали по болоту.

«Заяц»
Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится. (Присесть, съежится, голову втянуть в плечи)

«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает —
Моет лапки, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
1,2,3,4,5 – хочет хомка сильным стать.

«Цветы»
Каждый бутончик склониться бы рад
Налево…
Направо…
Вперед…
И назад…
От ветра и холода бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете…

«Зверята»
Мы проверили осанку, все свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята…
И как мишка косолапый…
И как заинька – трусишка…

И как серый волк – волчишка.

«Кругом»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами: да, да, да…
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем,
И бегаем, и бегаем, и бегаем кругом!

(Просмотров: 2 391, из них 1 сегодня)

mludi.ru

Картотека на тему: Упражнения психогимнастики для дошольников | скачать бесплатно

Упражнения психогимнастики

с дошкольниками

Этюд «Солнышко»

Цель: вызывать доброжелательный настрой, учить выражать радость от солнечного дня; упражнять в интонационной модуляции голоса.

Педагог предлагает детям порадоваться яркому солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко: «Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, тёплый день! Согрей нас ласковыми лучами!»

Этюд «Небо».

Цель: упражнять в интонационной модуляции голоса, в различении цветовых оттенков, учить и давать им характеристику.

Педагог делит детей на подгруппы и каждой даёт лист цветной бумаги.

«Ребята, это цвет вашего неба. Определите его настроение, когда и в какую погоду бывает такое небо? Попросите небо изменить своё настроение на более радостное, весёлое или на более спокойное, нежное, тихое.»

Этюд «Яблонька»

Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.

Веточки на яблоньке повисли от печали         (руки вверху, «дерево», наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово)

Яблоки на веточках висели и скучали (руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово)

Девочки и мальчики ветки раскачали (наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово)

Яблочки о землю громко застучали (полуприседая, хлопаем ладонями по коленям)

Этюд «Деревья»

1. «Солнышко»». Представьте, что вы деревья. Деревья тянутся к солнышку каждой веточкой, каждым листочком. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами.)

 2.«Ветерок». Но вот подул ветерок, веточки и листочки шевелятся и раскачиваются. (Дети раскачиваются, раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево.)

 3.«Ветер усилился». Ветер дует сильно, но корни в земле. (Дети сильнее раскачиваются).

 4.«Дождь». Пошел дождь, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребенка.)

 5.«Пожалеем!». Деревьям жалко друг друга. (Дети поглаживают друг друга по спине).

 6.«Солнышко». Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу (дети встряхивают руками) и опять потянулись к солнцу (вытягивают руки вверх и шевелят пальцами – «листочками»).

Этюд «Туристы»  

Цель: развивать выразительность движения, пластики, воображения.

Педагог предлагает детям отправиться в лес. «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые».

Дети пошли в лес по лесной тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну.

Этюд «Дождь».

Цель: упражнять в интонационной  модуляции голоса, в различении цветовых оттенков, учить давать им характеристику.

Педагог включает аудиозапись звука дождя.

«Что вы слышите? Какой этот дождь по настроению? Подберите к нему цветовую полоску. Попросите дождь превратиться в дождик — каким он станет, какого цвета?

Как мы называем сильный дождь? (Ливень, гроза.) Покажите, как люди прячутся от внезапного ливня, от грозы? (Дети прикрывают голову руками, пригибаются от громких ударов грома, бегут быстро в укрытие.)

Как мы назовём маленький, мелкий дождик? (Изморось.) Как люди реагируют на мелкий дождик в солнечную погоду? А что такое «грибной дождь»? (Резкий и сильный при ярком солнышке.) Как люди встречают такой дождь? (Улыбаются, веселятся, танцуют под ним и т. д.)»

Этюд «Дожди»

Цель: развивать выразительность движения, пластики, воображения.

Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию педагога изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

Этюд «Сосулька»

Цель: развивать выразительность движения, пластики, расслабить мышцы рук, упражнять в интонационной модуляции голоса

Педагог: “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!”

Этюд «Поливаем цветочки»

Цель: развивать выразительность движения, пластики, воображения.

Детям предлагается представить себя мамиными помощниками, которые с удовольствием принимают участие в поливе цветов.

Все сидят на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, что там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Предлагается детям представить, как радуются цветы чистой воде, как они оживают и говорят: «Спасибо».

Этюд «Ручеек»

Цель: упражнять в интонационной модуляции голоса, развивать выразительность движения, пластики, воображения.

Детям предлагается представить себя весенним ручейком, который течет по лесным проталинкам, извиваясь и все больше наполняясь водой.

Педагог: (и.п. – сидя по-турецки, руки на колени.) Водичка чистая, прохладная, бежит, журчит, греется под лучами солнца.

Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох-выдох). Радуются деревья и цветы, оживает лесная природа. Появляются подснежники. Они благодарят ручеек за чистую теплую водичку. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям (вдох-выдох, улыбнуться, открыть глаза).

Упражнение «Солнышко»

Солнце утром рано встало,

 Всех ребяток приласкало,                                (руки вверх, ладони скрещены)

 Дружно к солнышку тянитесь

 И друг другу улыбнитесь          (руки опускаются через стороны, дети улыбаются)

 Солнце лучика поймайте

 Всем вокруг скорей раздайте      (руки вперед к себе, резким движением снова                                                                                     вперед).

Упражнение «Росток»

И. П. – сидя на корточках, руки сложены перед грудью, ладони соединены, направлены вверх. Медленно поднимаемся, выпрямляем спинку, руки медленно тянем вверх и разводим их в стороны.

 «Посадили маленькое зернышко в землю, покажите, какое оно маленькое (И. П.). Стало солнышко пригревать, дождичком поливать, и в нашем зернышке проклюнулся росток, он медленно стал тянуться к теплу и свету – солнцу. И вот уже из росточка превратился в стебелек с двумя листочками. Покажите, как листочки тянутся к солнцу и радуются свету, теплу, свободе…»

Упражнение «Муравей»

И. П. – сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. С силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. Вернуться в И. П. «Муравей залез на пальцы наших ног, бегает, щекотит. Посмотрите, где он – потяните пальцы ног на себя. Он уже на другой ноге, поищем его там. Быстрее пошевелим пальцами, чтобы отряхнуть его»

Упражнение «Жучок»

И. П. – лежа на спине. Попеременное сгибание и разгибание ног и рук. Руки и ноги положить на пол, отдохнуть и повторить движения снова. «С ветки упал на спину жучок и никак не может встать на лапки. Быстро, быстро работает всеми лапками. Отдохнет немножко и опять быстро, быстро лапками работает, чтобы встать, перевернуться. Уф, перевернулся, молодец!»

Упражнение «Гордый олень»

И. П. – основная стойка, руки вниз. Поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести, вернуться в И. П.

 «На поляну вышел красивый, сильный, гордый олень. Он медленно, важно ступает своими сильными ногами. Гордо, высоко подняв голову, несет свои красивые рога. Он очень горд собой и своими рогами!»

Упражнение «Проворная белочка»

И. П. – основная стойка, руки на поясе. Поворот головы вправо (влево). Подняться на носки. Вернуться в И. П.

 «Спрыгнула с дерева быстрая проворная белочка. Покажите, какая она проворная – поднимитесь на носки и быстро опуститесь. А теперь быстро посмотрите то вправо, то влево»

Упражнение «Птенчик»

И. П. – стоя, руки опущены. Присесть, медленно встать, одновременно поднимаясь на носки и поднимая обе руки вверх. Присесть (повторить 6-8 раз). «Ой, посмотрите, птенчики выпали из гнезда, давайте нежно, аккуратно возьмем их и так же нежно посадим в гнездышко…»

Упражнение «Снежные комочки»

И. П. – сидя на корточках, прижать колени ко лбу, обняв их руками. «Представьте, что вы маленькие снежные комочки, которые катятся и становятся все больше и больше… Вот уже это большие снежные шары. За ночь они стали от мороза крепкими, твердыми, как железо. Покажите, какие они крепкие. Утром стало пригревать солнышко, и от солнечного тепла комочки стали постепенно таять, таять, таять… и превратились в лужицы…»

Упражнение «Усталые руки»

И. П. – узкая стойка, руки опущены. Наклоны туловища вперёд и покачивание руками.

 «Устали наши руки, болтаются, как будто это не руки, а две веревочки на плечиках болтаются – влево, вправо» Ручки прямые, свободно висят, их как будто ветром раскачивает…

nsportal.ru

Психогимнастика и упражнения для детей 5

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

«ПОЗНАВАЙКА».

Игра «Волшебный цветок».

Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребёнок рассказывает о себе:  где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.

Игра «Передача чувств».

Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ребёнку даётся задание: передать по «цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Чувство называет воспитатель на ухо первому ребёнку, детям произносить слова не разрешается. Затем дети обсуждают, какое чувство они передавали, что они чувствовали при этом.

Игра «Позови ласково».

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Игра «Тёплый дождик».

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психо-эмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.

Игра «Моя любимая игрушка».

Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.

Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.

Игра «Ракушка».

Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.

  Воспитатель просит детей представить, что они находятся на берегу реки (моря). Дети свободно двигаются по «берегу», находят ракушки и, поднося их к уху, слушают шум моря, а так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки товарищам и воспитателю.

Игра «Разноцветный букет».

  Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

  Каждый ребёнок объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок  для букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.

Игра «Поделись своим теплом».

  Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

  Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются  друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

Игра «Волшебный стул».

  Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

  Один ребёнок садится в центр круга на «волшебный стул». Воспитатель предупреждает детей о том, что о сидящем на стуле можно говорить только хорошие слова. Дети говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего на стуле, обнять, поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или говорить.

Игра «Назови себя».

  Цель: Учить детей представлять себя коллективу.

  Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.

Игра «Скульптор».

  Цель: Учить детей взаимодействовать в группе сверстников, считаться с их мнением.

  Один ребёнок – скульптор, другие (от 4 до 8 ) – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные дети ему помогают. Затем вместе рассматривают композицию и придумывают для неё название.

Игра «Перевоплощение».

  Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

  Дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются отгадать, давая словесный портрет.

Игра «Волшебный сон».

Цель: Расслабление мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.

  Дети лежат на полу, закрыв глаза. Воспитатель произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.

Игра «Огонь – лёд».

  Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.

По команде «огонь» – стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела. По команде «лёд» – дети застывают в позе, которую застала команда.

Игра «Кулачки».

  Цель: Расслабление мышц и освоение позы покоя.

  Сжать пальцы рук в кулак, руки на коленях, косточки побелели от напряжения. Воспитатель говорит детям: «Нам так сидеть неудобно, расслабьте руки, они устали, отдыхаем. Легко и приятно стало». Повторить это упражнение несколько раз со словами:

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко с напряжением пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Отпускаем расслабляем. 

Знайте девочки и мальчики

Отдыхают наши пальчики.

Игра «Свечи».

  Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

  Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи на безопасном расстоянии. 5-8 секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на несколько секунд. В это время воспитатель гасит свечу. Дети открывают глаза и рассказывают о тех образах, которые увидели в пламени свечи.

 

Игра «Кувшинчик».

  Цель: Развитие и коррекция  познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

  Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и «выливают» из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу.

Игра «Хрустальная вода».

  Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

  Присесть, набрать в руки пригоршню «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя, подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и – и – и».

Игра «Цветок».

  Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка

  Воспитатель произносит следующие слова, сопровождая их действиями:

– Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.

Дети передают своими движениями движения цветка.

Игра «Волшебники».

  Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

  Детям предлагается представить, что они волшебники и могут  исполнить свои желания и желания других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд) ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я прибавлю доброты и т.д.»

 

 

Игра «Пирамида любви».

  Цель: Воспитывать уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

  Дети сидят по кругу. Воспитатель говорит детям: «Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших рук».

Дети встают и ложа свою руку на руку предыдущего ребёнка говорят: «Я люблю море», «Я люблю маму», «Я люблю цветы» и т.д. Воспитатель подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы.

Игра «Солнечный зайчик».

  Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

  Воспитатель с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.

Игра «Прочитай письмо».

  Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

  Разыгрывается следующая ситуация: почтальон приносит письма, но не обычные, зашифрованные. В каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния и их надо расшифровать. Подгруппе детей вручается по письму, дети обсуждают и рассказывают, что они «прочитали» в своём письме.

Игра «Мыльные пузыри».

  Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

  Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.

Игра «Хочешь быть моим другом?»

  Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.

  Дети встают по кругу. Каждый выбирает себе друга, при этом касаясь руками рук выбранного, проговаривая слова: «Ты хочешь быть моим другом?»  По взаимному выбору дети делятся на пары. После этого рассказывают свои чувства и эмоции.

Игра «Снеговик».

  Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.

  Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол.

Игра «Проведи слепого».

  Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.

  Ребёнок должен с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от  одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не натолкнулся ни на один предмет. За каждое касание команда получает штрафное очко.

Игра «Хоровод».

  Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

  Дети встают в круг и по команде показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Игра «Облака».

  Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

  Воспитатель показывает детям вырезанные из картона облака с мимическими изображениями, читает стихотворение и предлагает детям  передать те же эмоции.

Игра «Доктор Айболит».

Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

  Воспитатель или ребёнок исполняет роль доктора Айболита, остальные дети исполняют роль больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, жалеет её, гладит, после этого обезьянки выздоравливают. Они радуются, что у них больше ничего не болит. Дети делятся своими эмоциями, что им больше нравится: когда жалеют их или жалеть самим.

Игра «Цветок кактуса».

  Цель: Расслабление мышц, эмоциональное равновесие, освоение позы покоя.

  Сидя по-турецки, опустив голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны.

Голову откинуть назад и медленно поворачивать за «солнцем».

При этом мимика – глаза закрыты, мышцы лица расслаблены.

Цель «Котята».

  Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

  Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:

На ковре котята спят. Мур – мур.

Просыпаться не хотят. Мур – мур.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют)

Лапки вытянули. Мур – мур.

Потянулись и проснулись.

infourok.ru

Психогимнастика: упражнения для мозга! | Живем, припеваючи

Сегодня «Живем, припеваючи» желает предложить вам интересные упражнения, которые любят выполнять дошкольники и младшие школьники. Кроме их необычности, они еще и очень полезны. Называются они «Психогимнастика: упражнения для мозга». Это достаточно необычный метод подготовки малыша к усвоению знаний. Основан он на удивительном сочетании нашего мозга и частей тела. Стимулируя определенные части тела, мы стимулируем и мозговую деятельность. К примеру, для того, чтобы малыш лучше говорил, рекомендуют различные манипуляции с мелкими предметами.

Психогимнастика: упражнения для мозга также построены по этому принципу. Мы предлагаем ребятишкам двигать по определенному образцу руками и ногами, а развиваем тем самым их мозговую деятельность.
Предлагать данные упражнения можно дошкольникам, начиная с 4 лет. Обязательно надо показать, как правильно выполнять психогимнастику — упражнения. Проводить психогимнастику лучше перед интеллектуальными занятиями с малышом.

«Перекрестные движения»

Стимулирует деятельность обоих полушарий, помогает подготовиться к восприятию и усвоению новой информации.
Задание выполняется под музыку. Надо делать перекрестные скоординированные движения одновременно. То есть, если правая рука двигается, то с ней в паре левая нога, И наоборот. Задавать движения можно разные: вперед, назад, в стороны. Во время движений конечностями надо совершать и движения глазами в разные стороны. В этот момент начинают работать оба полушария.

«Точки равновесия»

Оно помогает улучшить мыслительную деятельность и координацию движений. А также способствует улучшению внимания.
Для упражнения дотрагиваемся до основания черепа двумя пальцами. Вторую руку кладем на пупок. Дышим, представляя, что вверх поднимается энергия. Через минуту поменяем руки.

«Восьмерки»

Упражнение помогает улучшить внимание и процессы памяти.
Рисуем в воздухе по горизонтали большие «восьмерки». Сначала по три раза каждой рукой, затем двумя руками одновременно.

«Танцующие пальцы»

Упражнение помогает усилению концентрации внимания, активизации работы полушарий.
Соединяем указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Плавно поворачивая кисть, приходим к соединению большого пальца правой руки и указательного левой. Затем разрываем первые пальцы поворотом кисти и соединяем их вверху (то есть опять указательный правой и большой левой). Доводим движения до максимальной скорости.

«Симметричные рисунки»

Упражнение улучшает процесс письма, синхронизирует работу мозга.
Надо рисовать двумя руками одновременно симметричные рисунки: домик, солнце, машина. То есть руки при этом работают одинаково.

Психогимнастика: упражнения помогают ускорить развитие ребенка, улучшить процессы мышления. Играйте с крохой в интеллектуальные и физические игры, занимайтесь его развитием — и вы обязательно увидите плоды своего труда. (Не забудьте почитать для этого «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»)

Пусть ваши детишки будут умненькими!

А напоследок хочу вам предложить посмотреть видео о другом виде психогимнастике — пальчиковой гимнастике, о которой подробнее я расскажу в следующих статьях.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

Читайте также :

psiholog1.com

Психогимнастика

О Психогимнастике

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Есть и свои правила проведения занятий:

  • У дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников — более восьми. В психопрофилактической работе — 10-12 детей.
  • На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.
  • В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.
  • Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.
  • Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи помечен словом фон). С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.


Главное в психогимнастике — комментарии: краткое, доступное яркое описание ощущений и указание их места:например, «Наклоним голову к самому плечику, чуть-чуть покачали головой и услышали: динь — динь, динь, звучит колокольчик…»
Отрицательные образы, действия необходимо заканчивать положительно («Муравьи», «Жучок» и др.) Заканчивая упражнение или переходя к следующему образу, необходимо «снять» предыдущий.

Упражнение «Муравей»

И. П. – сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. С силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. Вернуться в И. П. «Муравей залез на пальцы наших ног, бегает, щекотит. Посмотрите, где он – потяните пальцы ног на себя. Он уже на другой ноге, поищем его там. Быстрее пошевелим пальцами, чтобы отряхнуть его»

Упражнение «Жучок»

И. П. – лежа на спине. Попеременное сгибание и разгибание ног и рук. Руки и ноги положить на пол, отдохнуть и повторить движения снова. «С ветки упал на спину жучок и никак не может встать на лапки. Быстро, быстро работает всеми лапками. Отдохнет немножко и опять быстро, быстро лапками работает, чтобы встать, перевернуться. Уф, перевернулся, молодец!»

Упражнение «Гордый олень»

И. П. – основная стойка, руки вниз. Поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести, вернуться в И. П.
«На поляну вышел красивый, сильный, гордый олень. Он медленно, важно ступает своими сильными ногами. Гордо, высоко подняв голову, несет свои красивые рога. Он очень горд собой и своими рогами!»

Упражнение «Усталые руки»

И. П. – узкая стойка, руки опущены. Наклоны туловища вперёд и покачивание руками.
«Устали наши руки, болтаются, как будто это не руки, а две веревочки на плечиках болтаются – влево, вправо» Ручки прямые, свободно висят, их как будто ветром раскачивает…

Упражнение «Росток»

И. П. – сидя на корточках, руки сложены перед грудью, ладони соединены, направлены вверх. Медленно поднимаемся, выпрямляем спинку, руки медленно тянем вверх и разводим их в стороны.
«Посадили маленькое зернышко в землю, покажите, какое оно маленькое (И. П.). Стало солнышко пригревать, дождичком поливать, и в нашем зернышке проклюнулся росток, он медленно стал тянуться к теплу и свету – солнцу. И вот уже из росточка превратился в стебелек с двумя листочками. Покажите, как листочки тянутся к солнцу и радуются свету, теплу, свободе…»

Упражнение «Проворная белочка»

И. П. – основная стойка, руки на поясе. Поворот головы вправо (влево). Подняться на носки. Вернуться в И. П.
«Спрыгнула с дерева быстрая проворная белочка. Покажите, какая она проворная – поднимитесь на носки и быстро опуститесь. А теперь быстро посмотрите то вправо, то влево»

Упражнение «Шапочка с колокольчиком»

И. П. – стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад c легким покачиванием «колокольчика» на шапочке.
«Медленно наклоняем голову к правому плечу, легко покачали головой. Слышите, как тихо-тихо звенит колокольчик? Наклоните голову к левому плечу, покачайте головой, колокольчик звенит уже громче: динь-динь… наклоним голову вперед, еще громче зазвенели колокольчики, откинули голову назад и опять услышали звон колокольчиков. Как они звенят?»

Упражнение «Устали»

И. П. – ноги на ширине плеч, Руки в стороны. Медленно опускаем голову на грудь и «перекатываем» ее слева направо, справа налево… И. П.
«Вы устали, мышцы вашей шеи тоже устали. Она стала слабенькой, мягкой, как ниточка, тоненькой. Голова не держится на слабенькой шейке, катается по груди туда – сюда. Отдохнула, окрепла, уже легко поднимает вашу голову, крепко ее держит прямо!»

Упражнение «Снежные комочки»

И. П. – сидя на корточках, прижать колени ко лбу, обняв их руками. «Представьте, что вы маленькие снежные комочки, которые катятся и становятся все больше и больше… Вот уже это большие снежные шары. За ночь они стали от мороза крепкими, твердыми, как железо. Покажите, какие они крепкие. Утром стало пригревать солнышко, и от солнечного тепла комочки стали постепенно таять, таять, таять… и превратились в лужицы…»

Упражнение «Птенчик»

И. П. – стоя, руки опущены. Присесть, медленно встать, одновременно поднимаясь на носки и поднимая обе руки вверх. Присесть (повторить 6-8 раз). И. П.
«Ой, посмотрите, птенчики выпали из гнезда, давайте нежно, аккуратно возьмем их и так же нежно посадим в гнездышко…»

Далее представлено занятие которое я провожу с детьми 1 класса на кружке театр «Бум» во внеурочное время.

Занятие 1. «В кукульном театре»

1. Разминка

Педагог.Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню(ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).

Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом (музыка), колокольчик и т.п.).

Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?

Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз — ходьба с постепенным приседанием до корточек).

А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

2.Гимнастика

(Напряженно)

Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 1.2, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» — забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.

(Расслабленно)

Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).

(Напряженно, ритмично. Расслаблено)

Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует.

Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.

А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.

(Резко, напряженно)

Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.

(Кружение, застывание)

То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.

(Плавно, расслабленно)

Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.

(Напряженно)

Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея — деревянные. А на лице веселая улыбка.

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел —  Ключик, видно, не нашел.

А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные. Как он зовет Мальвину?

Пропала Мальвина — невеста моя. Она убежала в чужие края.

Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»)Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.

3. Общение. Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости

Педагог. Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть». Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле дураков; чтобы украсть у него деньги. Как она говорит; «Какое небо голубое…». А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса Барабаса. Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногам» топает, хлыстом размахивает, бородой трясет:

Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!
Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем:
Злой, ужасный Карабас,
Не боимся больше вас

4. Поведение

Педагог. Ребята, а чья это песенка?

Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда.
Ах, была, как Буратино,
Я когда-то молода.
Был беспечным и наивным
Черепахи юной взгляд.
Все вокруг казалось дивным
Триста лет тому назад.

Да, конечно, это песенка черепахи Тортилы. Какая она? (Старая, мудрая, добрая.) Почему старые люди мудрые? (Долго живут, много видели, много знают, умеют.)

Как Тортила помогла Буратино? (Открыла тайну золотого ключика.)
Как Буратино разговаривал с мудрой Тортилой? (Дерзко, неуважительно.)
Поблагодарил он ее за золотой ключик? Как нужно обращаться к старшим? В чем проявляется ваше уважение? Какую помощь можно оказать старым людям? Что вам советуют ваши бабушки и дедушки? Давайте разыграем сценку из сказки, в которой Буратино встречается с черепахой Тортилой (изображая мудрость и невоспитанность, терпение и вежливость).

5.Завершение

Педагог. Пора возвращаться. Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».
Педагог вместе с детьми танцует, изображая действия, по словам песни.
[ad#ad-1]

buruhina.ru

Психогимнастика “Упражнения с подростками 9-11 класс”

Психогимнастические упражнения с подростками

Школа (старшее звено)

Разработаны на основе практических занятий с учащимся 9-11 классов

Кандидатом психологических наук: Эберс Верой Викторовной

СОЧИ – 2016

Тема: «Психогимнастика – для подростка»

Цель: Цикл упражнений развивающие отдельные стороны личности: гибкость, оригинальность, точность, беглость мышления, воображения и т. д. Кроме того, эти упражнения, позволяют участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.

УРАЖНЕНИЕ 1

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч) — апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе». Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте попробуем работать быстрее».

Также тренер обращает внимание группы на моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае тренер может сказать: «Появилась новая область — страна-производитель».

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

УРАЖНЕНИЕ 2

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч говорит одно из трех слов: «воздух”, „земля” или „вода”, а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово „воздух” — название птицы, во втором случае („земля”) — животного, и если было сказано „вода” — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее».

По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления.

УРАЖНЕНИЕ 3

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будет грузить баржу. Делать это мы будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я».

Данное упражнение направлено на развитие двух характеристик креативности — беглость мышления (через скорость извлечения информации из памяти) и самообладание в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих. В ходе упражнения периодически возникают остановки, связанные с тем, что кто-либо из участников не успевает отыскать очередной предмет для «погрузки». Участники групп поясняют это разными причинами: «Мне ничего не приходит в голову», «Слово, которое я приготовил, только что назвали», «Я не могу так быстро». Во время остановок тренер может попросить участников, у которых есть что « погрузить» на баржу, поднять руки или назвать три предмета для погрузки. Тренер обязательно принимает участие в упражнении. Когда работа завершена, тренер обращается к группе с вопросами: «Какие тактики „погрузки” Вы использовали?», «Что мешало, затрудняло выполнение задания?» В ходе обсуждения группа, как правило, обращается к идее барьеров, необходимости развития самообладания, предлагает конкретные приемы, связанные с подготовкой значительного количества предметов и их заменой, представлением класса предметов (конфета, карамель, кекс, курага, казинаки), с образным инициированием вариантов (представление страницы словаря или энциклопедии, где приводятся слова на эту букву или воображение прилавка канцелярского магазина, где можно обнаружить предметы, начинающиеся на самые разные буквы).

УРАЖНЕНИЕ 4

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

«Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К. Например, „Николай Говорит Очень Красиво”. Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».

Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на. результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т. д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

УРАЖНЕНИЕ 5

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас каждым по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг и, по очереди садясь напротив каждого из оставшихся, в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа».

Возможна модификация: тот, кто садится напротив каждого из оставшихся в кругу участников, отвечает на задаваемые ему вопросы.

Упражнение направлено на развитие гибкости, точности, оригинальности мышления. Обычно проходит весело, существенно улучшает настроение в группе.

УРАЖНЕНИЕ 6.

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

«Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у вас будет три минуты».

Через три минуты тренер предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и тренером не комментируется. Если в группе все же возникают вопросы, много или мало аргументов написано, высказываются оценки, и самооценки («ой, а у меня совсем мало»), тренер не реагирует и не поддерживает обсуждение.

«Теперь у вас будет некоторое бремя для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомните 1—2 аргумента, которые есть у партнера, а у вас их нет, и эти аргументы кажутся вам особенно неожиданными и оригинальными».

Через 5—7 минут, когда все завершат работу, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас у вас будет еще три минуты, в течение которых каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов против курения».

Затем участники обмениваются результатами своей работы также, как они делали это на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге.

Тренер: «Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов „за” и „против” курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными».

В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлений о частной, конкретной проблеме (в данном случае, о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.

УРАЖНЕНИЕ 7

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы обратимся к работе с версионным мышлением.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы возвращаетесь домой (или идете куда-то по делам) и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие. Возникшие у вас варианты надо записать».

УРАЖНЕНИЕ 8

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож — придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и т. д.

Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.

В ходе работы группа часто переходит от обычных вариантов: (упал цветок — придет девушка, потому что она любит цветы; упала люстра — придет электрик, потому что ее надо починить) к более оригинальным и неожиданным (упала звезда — придет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение — придет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля — придет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т. д.).

Упражнение направлено на развитие гибкости, оригинальности мышления. Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулировать у участников активность правого полушария, тренер может предлагать им представлять «картинку» падающего предмета и того, кто приходит после этого события.

УРАЖНЕНИЕ 9

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места — в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этому будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже „побывали” другие, и те предметы, которые уже назывались».

Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

УРАЖНЕНИЕ 10

Участники группы сидят по кругу.

«Посмотрите внимательно вокруг и выберите ) любой предмет, находящийся в этой комнате, от имени которого вы готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога».

Упражнение направлено на развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, «приобретение новых глаз». Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносивший монолог от имени дверной ручки, говорит: «Мне приятно ощущать тепло человеческих рук» или «Ночью, когда „она” находится без движения, особенно чувствуется холод и скука». Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка «не знает», что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана.

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.

УРАЖНЕНИЕ 11

Участники разбиваются на подгруппы по 4—5 человек в каждой.

«Каждый из нас, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: представим себе, что все люди на Земле спят днем, а ночью все делают. После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложивший ситуацию) говорят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например, представим себе, что все автомобили на Земле желтого цвета. Плюс — легче производить краску для машин; минус — трудно находить свою машину на стоянке; интересный момент — какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей и т. д.

С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

УРАЖНЕНИЕ 12

Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

«Сейчас каждому надо выбрать проблему, это должна быть ваша личная проблема, но такая, о которой вы готовы рассказать 6 Вашей подгруппе.

Каждый поочередно коротко рассказывает о своей проблеме, а другие участники задают ему неожиданные вопросы».

Это упражнение позволяет участникам группы обнаружить новые, неожиданные для них ракурсы рассмотрения своих собственных проблем, расширяет границы видения мира и себя в этом мире, развивает гибкость мышления.

УРАЖНЕНИЕ 13.

Участники группы сидят по кругу.

«Пожалуйста, подумайте некоторое бремя и выберите какую-нибудь из своих проблем, желательно такую, решение которой у вас пока нет. Мы не предполагаем обсуждать содержание вашей проблемы, вам не придется рассказывать о ней в группе, поэтому выбирайте любую проблему, ту, над которой вы хотели бы и готовы сейчас поразмышлять».

Тренер выдерживает паузу и продолжает инструкцию только тогда, когда убедится, что все выбрали проблему для работы над ней.

Тренер: «Сейчас я буду предлагать различные образы. Надо будет, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить как можно больше связей между ней и предложенным образом. Каждый раз у вас будет пять минут для работы. Постарайтесь удерживаться от отвлечений, ухода в сторону от проблемы. В процессе работы с каждым из образов рекомендуется делать записи, фиксировать наиболее важные из возникающих идей и впечатлений».

В основе этого упражнения лежит идея о том, что информация, необходимая для решения проблемы нередко находится на периферии или в более глубоких слоях сознания. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми и другими образами и понятиями позволяет вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта и маловероятные ракурсы рассмотрения проблемы и относящихся к ней обстоятельств.

Как пишет М. Пруст, магия открытия заключается не в обнаружении новых ландшафтов, а в приобретении новых глаз.

Организация работы во время этого упражнения такова, что в процесс разрешения проблемы вовлекаются оба полушария, что повышает эффективность получаемого результата. В ходе этого упражнения нам приходилось наблюдать и фиксировать самые разнообразные эффекты: участники групп сообщают о появлении новых, не найденных до этого вариантов решения проблемы, которые они, скорее всего, попытаются и смогут реализовать ;возникают идеи, относящиеся к переоценке способов воплощения найденных ранее вариантов решения; участники обнаруживают, что проблема надумана или что ее значимость явно преувеличена; изменяется отношение к проблеме или к некоторым ее аспектам; происходит обогащение видения многих аспектов проблемы, появляются новые, не принимавшиеся ранее во внимание аспекты и смыслы; участники сообщают, что им трудно определить, что произошло, но они чувствуют, что прежнее отношение и видение проблемы не является точным.

Тренер должен быть готов к сильным эмоциональным переживаниям, которые могут возникать у членов группы во время этой работы. Его реакции в таких случаях — это в основном невербальные проявления сопереживания и сочувствия. Если в группе есть эмоционально неустойчивые, лабильные участники, то можно воздержаться от проведения этого упражнения в рамках тренинга креативности.В этом упражнении мы используем различный стимульный материал: показываем участникам группы картинки, на которых изображены животные, предметы, предлагаем слуховые образы (например, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные (желтый цвет), фразы (тихо светит по всему небу) и т. д. Обычно в ходе работы участникам группы предлагается 6—7 образов.

УРАЖНЕНИЕ 14

Участники группы сидят по кругу либо в подгруппах по 4—5 человек.

«Каждому из нас, по очереди, надо будет, пользуясь только невербальными средствами, изобразить любого выбранного им литературного героя или реального жившего или живущего сейчас человека. Это должен быть известный всем человек. Все остальные будут внимательно смотреть и постараются понять, кого изображает выполняющий задание участник. Если группе сразу не удается понять, кто изображен, надо будет найти другие выразительные средства».Это упражнение существенно повышает активность участников группы, вовлекая их всех в деятельность, требующую, с одной стороны, большой сосредоточенности на происходящем,

Это упражнение развивает гибкость мышления, быстрой переработки получаемой информации и поиска различных способов выражения.

Каждый участник группы может изобразить несколько персонажей.

УРАЖНЕНИЕ 15

Упражнение проводится в малых группах по 4-5 человек в каждой.

«Сейчас мы некоторое время поговорим по телефону. Сделаем это так. Каждый по очереди „поговорит” по воображаемому телефону с кем-либо. С кем конкретно вы будете „разговаривать” и о чем — решите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, только сохранить беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно будет стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача всех остальных — понять, с кем и о чем говорит ваш коллега».

В ходе обсуждения удается выделить признаки, опираясь на которые делалось заключение о теме разговора и собеседнике. Если в группе есть люди, достаточно хорошо знающие друг друга, то их результаты, как правило, оказываются более точными, вплоть до того, что им удается назвать конкретных людей, с которыми велся воображаемый разговор.

Упражнение направлено на развитие психологической наблюдательности, развивает навыки сбора информации, необходимые для детализации образа проблемы на этапе подготовки. Кроме того, оно развивает выразительность и гибкость поведения.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *