Проекты похвальное слово знакам препинания – Презентация проекта “Похвальное слово знакам препинания”

Презентация проекта “Похвальное слово знакам препинания”

Слайд 1

«Похвальное слово знакам препинания» проект по русскому языку Выполнили: ученики 4 класса МБОУ « Сугровская ООШ»

Слайд 2

Цель проекта: Узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства. Задачи проекта: поработать с источниками интернета и узнать всё о знаках препинания; провести исследование на любом стихотворении и узнать какую роль выполняют в нём знаки препинания; посмотреть в учебнике по литературному чтению разнообразные произведения, в которых много знаков препинания; определить их роль в предложениях; проанализировать собранную информацию.

Слайд 3

Гипотеза: Знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного, с помощью них можно выразить свои мысли и чувства. … Продукт проекта: доклады и презентация на данную тему. :

Слайд 4

Актуальность проекта. В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Писатели и поэты прошлого очень щедро пользовались знаками препинания в своих произведениях. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование, проанализируем стихи разных поэтов и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного текста.

Слайд 5

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка . запятая , точка с запятой ; двоеточие : многоточие … вопросительный знак ? восклицательный знак ! тире – скобки ( ) кавычки « »

Слайд 6

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

Слайд 7

Точка помогает выде-лить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания. У неё особый пост В самой малой строчке. Если точка – вывод прост: Это значит точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слышать надо. И хотя она твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить, Если только мысли нить От воды избавить, Если точку не забыть Вовремя исправить.

Слайд 8

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В русском языке запятая и спользуется: д ля разделения (между частями сложного предложения, при одно- родных членах) д ля выделения (обращения )

Слайд 9

О т одной запятой может зависеть жизнь человека! Т рагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Е го участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит. Эдуард II

Слайд 10

Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!

Слайд 11

Куда поставить запятую? Казнить н ельзя , помиловать!

Слайд 12

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём? Вот какой я мастак – Вопросительный знак.

Слайд 13

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим: громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения – Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Слайд 14

Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки… Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы! Знаки препинания Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие… Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?! Елена Ковалёва

Слайд 15

Знаки препинания – это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными. Очень важно писать и читать грамотно. Уважая пунктуацию, мы всегда будем поняты правильно.

Слайд 16

Вывод: В ходе работы над проектом мы узнали, что, знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью них мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и по- разному передавать информацию окружающим. Иногда, от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми. :

nsportal.ru

Проект “Похвальное слово знакам препинания” 4 класс скачать

ПРОЕКТ по русскому языку

Ученика: 4 класса

Часткина Константина

Похвальное слово знакам препинания

Внимание! Внимание!

Мы знаки препинания!

Тире, знак восклицания,

Кавычки, двоеточие,

И прочее, и прочее…

Знаки препинания — это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

Знаки препинания

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак — это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой — это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире:, 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи. и.т.д.

Восклицательный знак:

Друзья мои, приятели,

Живу я много лет,

Примите восклицательный

Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:

Разные вопросы

Задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Междометие:

Мне, – сказало Междометие, –

Интересно жить на свете!

Выражаю поощрение,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищение,

Возмущение, привет…

Знаки препинания

ТОЧКА .

Точка ставится в конце.

Правда же, подружки?

Если точки на лице,

Их зовут веснушки.

,

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;

Если вдруг подъем крутой

Иль длинная дорожка,

Встретив точку с запятой,

Отдохни немножко!

ЗАПЯТАЯ ,

Я девица занятая,

Мое имя Запятая

Мне едва хватает дня,

Все, чуть что, зовут меня!

ДВОЕТОЧИЕ :

Зовусь я двоеточие,

И я не то, что прочие,

Я знак ужасно важный,

Взгляни – я двухэтажный!

ТИРЕ –

Я не черточка, не минус,

Я прошу, не путай ты нас.

Все меня “тире” зовут,

Нужно – буду тут как тут.

СКОБКИ ( )

Нам друг без друга

скучно,

Друг с другом мы –

Неразлучно

КАВЫЧКИ ” “

Что за глупые привычки:

Всюду врозь да всюду врозь.

Мы кавычки, мы сестрички,

Так у нас уж повелось:

Вместе мы гуляем,

Праздники встречаем,

Очень крепко дружим,

В “Синтаксисе” служим.

Знаки препинания

Знаки препинания

МНОГОТОЧИЕ . . .

Рядом три

Сестрички-точки,

Значит, нет конца

У строчки,

На рисунке это здесь показано.

Многоточием зовемся,

Если за руки возьмемся,

Значит, в строчке

Что-то недосказано…

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

– Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

  • Кто? Кого? Откуда? Как?
  • Явились запятые,

    Девицы завитые.

    Живут они в диктовке

    На каждой остановке.

    Прискакало двоеточие,

    Прикатило многоточие.

    И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

– Мы – особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: -Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

– Нет…- сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Знаки препинания

Знаки препинания

– Нет…- сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: – То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: -То есть как!

– Так,- сказала точка,

Точка-одиночка.-

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Знаки препинания

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. 

В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки.

Необходимо знать – знаки препинания в русском языке!

uchitelya.com

Наши ПРОЕКТЫ Похвальное слово знакам препинания

 

Наши ПРОЕКТЫ

                                 Похвальное слово знакам препинания

• В русском языке 10 знаков препинания:

точка [ . ]                                                                  вопросительный знак [ ? ]

запятая [ , ]                                                              восклицательный знак [ ! ]

точка с запятой [ ; ]                                               тире [ — ]

многоточие […]                                                      скобки [ ( ) ]

двоеточие [ : ]                                                         кавычки [ « » ]

   Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).

   1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

   2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

   3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

• Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?

• Каких знаков больше?

• 

Какие знаки вам неизвестны?

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

   Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

V  Составьте сообщение на одну из тем:

•  «Похвальное слово знакам препинания»,

•  «Зачем нужны знаки препинания»,

•  «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».

Представьте своё сообщение в классе.

Ответ:

 

1-4klass.ru

Творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) на тему: Проект “Похвальное слово знакам препинания” | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Похвальное слово знакам препинания»

Выполнили ученики 4 класса, руководители групп:

Глазачева Наталья, Малкач-оглы Евгения,

Таганова Алина, Худякова София

Руководитель: Макарова Наталья Куприяновна

с. Парбиг

2014 –2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт  работы

3-5

  1. История возникновения знаков препинания

6-8

  1. Роль знаков препинания (миниатюры)

9-11

  1. Правила постановки знаков препинания

11-13

  1. Упражнения для тренировки

13-21

  1. Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания

21- 22

  1. Занимательный материал о знаках препинания

22-27

ПАСПОРТ РАБОТЫ

Тема: «Похвальное слово знакам препинания»

Класс: 4

Вид проекта: долгосрочный,информационный.

Форма организации: групповая.

Режим работы: урочный,внеурочный.

Актуальность: на уроках русского языка изучая темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Знаки при диалоге», «Знаки в конце предложения», мы сталкивались с ситуациями, когда было непонятно, где должны стоять знаки препинания. А придумывая сочинения – не только где, но и какие знаки. Поэтому стало интересно узнать, какие знаки препинания есть ещё, и какую роль они выполняют.

Проблема: часто мы не знаем, какие знаки препинания ставится в предложениях, и где их надо поставить.

Цель: закрепление и расширение знаний о знаках препинания в предложениях.

Задачи:

  1. Определить, сколько знаков препинания, и как они появились.
  2. Выяснить  значение  знаков  препинания  на  письме.
  3. Научиться ставить изученные знаки препинания.

План работы:

  1. Распределить задания.
  2. Найти справочный материал, упражнения и занимательный материал.
  3. Составить сборники упражнений, загадок и памяток.
  4. Решить задания с одноклассниками и сделать вывод об умении ставить знаки препинания.
  5. Представить полученные результаты и собранный материал на классной конференции.

Итоговый  продукт: книжки-малышки, брошюры, презентации.

Вывод:

Работая над проектом, мы узнали очень многое о знаках препинания: какие знаки есть, историю их появления, правила постановки. Также мы учились их ставить. И, хотя у нас ещё не всё получается правильно, такая работа необходима. Она помогает научиться расставлять не только точки, запятые,  но и точку с запятой, двоеточие, тире.

Проведённый нами эксперимент показывает, что не все ребята научились правильно расставлять изученные знаки препинания, и поэтому нам необходимо не только учить правила, но и учиться ставить знаки.  

 Правильно ставит знаки пунктуации очень важно, так как от этого зависит, поймут нас или нет. В устной речи мы изменяем голос, интонацию, делаем паузы, а на письме все это мы выражаем знаками препинания, которые точно передают наши мысли и чувства.  

А знание правил пунктуации позволит нам стать образованными людьми.

Список литературы

  1. Загадки по русскому языку для школьников. [www документ] — URL:http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-po-ruskomu-jazyku-dlja-shkolnikov.html
  2. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях\Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Пунктуация(илизнакипрепинания). [www документ] — URL:http://traditio-ru.org/wiki/
  4. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях \ Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2014 г.
  5. Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова. [www документ] — URL: http://www.znaki-pr.ru/texts/znaki-pr_stihi&pics.html
  6. Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания. [www документ] — URL:http://origin.iknowit.ru/paper1234.html

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗНАКОВ  ПРЕПИНАНИЯ

В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки. Знаки препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), скобки (круглые) ( ), кавычки (” “). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово “запятая” встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти(ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] нужен для выражения восклицания (удивления). Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). Восклицательный знак происходит от выражения «note of admiration» (пометка об изумлении). По одной из теорий его происхождения, это было латинское слово для обозначения радости (Io), написанное с буквой «I» над буквой «o».

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;]. Придумали вопросительный знак немецкие книгопечатники, которые работали в Венеции в XVI. И произошло это, видимо так: первые ученые писали по-латыни, они помещали слово questio – то есть “вопрос” – в конце предложения, которое, сокращённое до “Qo”, ставилось в конце вопросительных предложений. Чтобы сэкономить ценное пространство, “Qo” сократили до “Q”, в результате чего появилась еще одна проблема – читатели могли путать ее с окончанием слова. В результате “Q” стали помещать над “o”, что и привело в конечном итоге, к образованию всем известного символа. Со временем “o” превратилась в точку, а “Q” в загогулину.

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка- „лягушка“. Таким образом, кавычки- „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать– «остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

(миниатюры)

Каждый знак препинания играет свою роль.

«Кавычки»

Зимой  мы с мамой шли по городу, и прямо на улице увидели выставку картин. Я заметила картину « Грачи прилетели» и говорю маме:

– Мам, смотри, грачи прилетели.

А мама удивлённо на меня посмотрела и говорит:

– Доча, какие грачи, они только весной прилетают! А я показываю на картину и говорю:

– Мама! Картина «Грачи прилетели». И тогда она увидела выставку, и мы с ней долго смеялись»

ЗАПОМНИТЕ  НАВСЕГДА!

Название картин, рек, клички животных и т.п. ПИШЕТСЯ В «КАВЫЧКАХ»

«Восклицательный знак»

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств» служит лишь восклицательный знак. В текстах восклицательный знакможет встречаться несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении  «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении  «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример! 

«Точка»

Если поставить точку неправильно, то получится  предложение с другим смыслом. Например, у меня есть друзьяЖеня и Ира. Один раз они мне прислали эсэмэску про своего друга: «В комнате живёт ёжик Алёша он за ним  ухаживает».  Я её прочиталатак: «В комнате живёт ёжик Алёша. Он за ним ухаживает».  Потом долго удивлялась этой эсэмэске.

Так что друзья, пишите правильно,  даже в эсэмэсках, разграничивая предложения, а то поймут не совсем так, как вы хотели!!!

«Точка с запятой»

Однажды я писала сочинение,и в нём оказалось предложение с огромным количеством запятых. Предложение выглядело вот так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое, упрямое солнце светило с самого утра». Но куда ещё запятые, их и так много!! И тут я узнала у мамы про знак препинания точка с запятой. Он ставится, когда в предложении много запятых. И я написала предложение так:  «Это лето было тёплое, ласковое, милое; упрямое солнце светило с самого утра».Так я воспользовалась, совершенно новым для меня знаком препинания!!!

«Многоточие»

Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение в тетради, она вспомнила ещё кое-что, но писать уже устала. Что делать? И она позвонила мне: «Какой поставить знак, если есть ещё описание, а писать устала?». Я подумала и ответила: «Что есть знак препинания – многоточие. Этот знак ставится, когда ты ещё не закончил высказывание». Это был выход! Она очень обрадовалась и поблагодарила меня!

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

В тексте иногда встречаются такие места, когда непонятно, нужен ли знак препинания, и если да, то какой именно. Для ответа на эти вопросы необходимо применить определённое правило пунктуации.

Точка

На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.» и для сокращения слов «и т.д. – и так далее».

Запятая

Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него». Ставится при однородных членах предложения «Утром я проснулась, встала, умылась и пошла завтракать»; для выделения обращения «Дима, вставай, пора в школу».

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Многоточие

Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».

Восклицательный знак

Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое, в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак

Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?»

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «Ах, как много было там цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире 

Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи «Что это?» – спросил Костя.

  • Здравствуй, Ваня!
  • Привет, Миша.

Кавычки

Кавычки являются выделительным знаком. Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь – отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь:“Что же будет?” – подумал он.Выделяются необычно употребленные автором слова, названия картин «Золотая осень», книг «Заяц Коська и его друзья» и т.д.

Скобки

Скобки выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке: «В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

  1. Вставьте пропущенные знаки ( – )

Приплыла к нему рыбка, спросила: 
Чего тебе надобно, старче?
Ей старик с поклоном отвечает: 
Смилуйся, государыня рыбка! 
Еще пуще старуха бранится, 
Не даёт старику мне покою: 
Избу просит сварливая баба. 
Отвечает золотая рыбка: 
Не печалься, ступай себе с богом, 
Так и быть: изба вам уж будет.  

  1. Вставьте ( – ),где понадобится.

Из за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

Эта пара, царь моя,

И хозяин тоже я.

Ну, я эту пару покупаю!

Продаёшь ты?

Нет, меняю.

  1. Вставьте пропущенные ( , )

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска предчувствие заботы

теснят твою всечасно грудь.

  1. Вставьте пропущенные ( , )

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит:

“Эй пожарные бегите!

Помогитепомогите!”

Долго долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата

Поливали из ушата.

Тушаттушат – не потушат

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетала

Крылышками помахала

Стало море потухать –

И потухло.

  1. Вставьте пропущенные ( ! )

«Прямо ехать – убитому быть

Влево ехать – женатому быть

Вправо ехать –  богатому быть

Всё судьбой сие предписано»

Во глубоком раздумье Илья,

Он стоит, сам себе говорит.

  1. Вставьте пропущенные ( ! )

В доме отдыха – плакат.

Объявления висят:

                «Въезд машинам запрещён,

                 Чтоб не портили газон»  

«Около подъезда

Песни петь не место»

            «В семь часов у нас подъём.

            А не ночью и не днём»  

  1. Вставьте пропущенные ( . )

Я возвращался с охоты собака бежала впереди вдруг она уменьшила шаги и стала красться на аллее я увидал воробышка молодой воробей выпал из гнезда он не умел летать и сидел неподвижно

  1. Вставьте пропущенные ( . )

Плывут паутины

Над сонным жнивьём,

Краснеют рябины

Под каждым окном

Хрипят по утрам

Петушки молодые

Дожди налегке

Выпадают грибные

Поют трактористы,

На зябь выезжая

Готовятся сёла

Ко Дню урожая

(1)Проверка:

Приплыла к нему рыбка, спросила: 
– Чего тебе надобно, старче? 
Ей старик с поклоном отвечает: 
– Смилуйся, государыня рыбка! 
Еще пуще старуха бранится, 
Не даёт старику мне покою: 
Избу просит сварливая баба. 
Отвечает золотая рыбка: 
– Не печалься, ступай себе с богом, 
Так и быть: изба вам уж будет 

(2)Проверка:

Из-за братьев выступает

И, надувшись отвечает:

-Эта пара, царь моя,

И хозяин тоже я.

-Ну, я эту пару покупаю!

Продаёшь ты?

– Нет, меняю.

(3)Проверка:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

(4)Проверка:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

“Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!”

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

(5)Проверка:

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать –  богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья,

Он стоит, сам себе говорит.

(6)Проверка:

В доме отдыха – плакат.

Объявления висят:

                «Въезд машинам запрещён,

                 Чтоб не портили газон!»  

«Около подъезда

Песни петь не место»

            «В семь часов у нас подъём.

            А не ночью! И не днём!»  

(7)Проверка:

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

(8)Проверка:

Плывут паутины

Над сонным жнивьём,

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Хрипят по утрам

Петушки молодые.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

Поют трактористы,

На зябь выезжая.

Готовятся сёла

Ко Дню урожая.

ПРОВЕРКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ

ИЗУЧЕННЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

После того, как подобрали упражнения для тренировки в постановке знаков препинания, провели проверку, умеем ли мы правильно ставить знаки препинания. Для  этого раздали одноклассникам свои тексты, затем собрали выполненные работы, проверили правильность, посчитали количество ошибок, поставили отметки и сделали вывод,  что у нас получается лучше, а над чем ещё надо поработать. Мы получили следующие результаты:

Отметки

Вид задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Поставить точки

7

4

8

5

Поставить запятые

5

9

0

10

Поставить тире

9

4

1

10

Поставить восклицательный знак

10

9

2

3

Вывод: лучше всего мы научились ставить восклицательный знак, умеем ставить точки. Запятые и тире умеют ставить только половина ребят, поэтому нам необходимо и учить правила и учиться ставить знаки препинания.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Загадки

***

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить что соберешься,

Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)

***

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны. (Восклицательный знак)  

***

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю… (точку)

***

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —… (восклицательный)

***

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто…

После слов тех — … (знак вопроса)

***

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит… (многоточие)

***

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда… (запятою)

Стихотворения

Точка .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

Запятая ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

Точка с запятой ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

Двоеточие :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

Тире –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня “тире” зовут, 
Нужно – буду тут как тут.

Скобки ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы – 
Неразлучно.

Кавычки ” “
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем, 
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В “Синтаксисе” служим.

Многоточие . . .
Рядом три 
Сестрички-точки,
Значит, нет конца 
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…

*** 
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы 
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

nsportal.ru

Проект “Похвальное слово знакам препинания”

Цели – знакомство со знаками препинания в увлекательной форме, расширение кругозора детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект “Похвальное слово знакам препинания”»

ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрань

Проект по русскому языку:

«Похвальное слово знакам препинания».

Выполнила: Барсукова Анна,

ученица 4 класса.

Рассказ.

Точка.

Я Точка самый древний знак препинания. Расскажу немного о себе и об остальных знаках. Если поставить меня в конце предложения, то оно будет законченным.‎ Без меня в письменной речи нельзя обойтись.

Но вместо меня могут стоять и другие знаки – восклицательный, вопросительный или многоточие. Я очень важный знак, но и другие не менее важны, внутри предложения могут находиться многие знаки препинания – запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки. Мы знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, а также мы подсказываем интонацию для чтения и помогаем передать смысл высказывания.

С.Я. Маршак

Знаки препинания

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

К знакам препинания надо относиться почтительно потому что, они расставляют акценты в тексте. Точка ознаменовывает об окончании предложения. Помогает закончить мысль, список, перечень чего-либо. Знаки препинания – это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными. Очень важно писать и читать грамотно.

kopilkaurokov.ru

ПРОЕКТ “ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ” 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл. адрес: [email protected]

ПРОЕКТ:

«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

4 класс

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

2017г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение.

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 10 лет

6. Состав проектной группы: весь 4 «Б» класс. Ребята работают индивидуально
7. Гипотеза:

Действительно ли знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного, с помощью них можно выразить свои мысли и чувства.

8. Проблемные вопросы:

– Какова роль знаков препинания в тексте?

9. Цель проекта:

Узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства.

10. Задачи проекта:

  • посмотреть в учебнике по литературному чтению разнообразные произведения, в которых много знаков препинания; определить их роль в предложениях

11. Вопросы учебной темы

Узнать о знаках препинания.

– Какую роль выполняют разные знаки препинания на письме.

– Как знаки препинания могут изменить смысл сказанного.

– Написать похвальное слово знакам препинания

12. Необходимое оборудование

компьютер для поиска информации, книги, журналы.

13. Аннотация проекта:

Актуальность:

В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Писатели и поэты прошлого очень щедро пользовались знаками препинания в своих произведениях. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование, проанализируем стихи разных поэтов и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного текста.

14.Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

– предметные

  • понимание особой роли знаков препинания в нашей речи и в литературе.

  • формирование уважительного отношения к знакам препинания;

  • умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о по своей теме;

  • активизировать интерес к изучению родного языка и русской литературы;

  • обобщить и углубить знания детей о разнообразных знаках препинания и их назначении.

– метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

личностные

  • воспитание чувства гордости за свой язык и литературу.

  • освоение доступных способов изучения материала (наблюдение, анализ, сбор информации)

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат

  • активное освоение различных способов познания окружающего

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

  • развивать навыки сотрудничества

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Для чего нужны знаки препинания?

Проблемные вопросы

Как с помощью знаков препинания мы выражаем сои мысли?

15. Продукт проекта: доклады и презентации на данную тему.

16. Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

Сроки

1.

1этап. Подготовительный.

1. Ознакомление с темой проекта. Работа с проблемными вопросами проекта.

21.09.2016г

2.

2 этап.

Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение целей проекта.

2. Планирование.

– Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

21.09.2016г

3.

3 этап.

Поиск информации.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа с дополнительными источниками информации.

22.-25

сентября

4.

4 этап.

Создание продукта

Создание проектов на заданную тему

26-27

сентября

5.

5 этап Презентация продукта. Рефлексия (контрольно-оценочный этап)

Презентация проект. Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

28.09.2016г

План работы над проектом

1этап. Подготовительный.

1.Решение проблемы. Определение темы проекта.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1. Выбор темы, формулирование целей проекта.

2. Постановка задач и распределение заданий, установление сроков выполнения проекта, составление плана работы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.

3. Определение основных источников информации.

3 этап. Поиск информации.

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Исследование на конкретном литературном произведении роли знаков препинания.

3. Сбор информации по теме и систематизация собранного материала для создания продукта по проекту.

4 этап. Создание продукта.

Работа по изготовлению продукта по проекту. Оформление проекта в виде доклада или презентации.

5 этап Презентация проекта. Рефлексия (контрольно-оценочный этап)

1. Защита проекта в форме творческого отчёта на уроке.

2. Рефлексия всех участников проекта: учащихся.

3. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Обучающиеся выполняют работу индивидуально.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Работа над проблемными вопросами на уроке русского языка: «Знаки препинания и их использование». Презентация к уроку русского языка.

  2. Работы обучающихся по проекту.

Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. Обучающиеся распределяют, какой материал и кто будет искать. Заполняют для этого «Лист планирования и продвижения по заданию». После чего обучающиеся самостоятельно подбирают соответствующий материал.

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

Тема, выбранная обучающимся __________________________________________

запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта.

Мини –доклады.

Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин

Состав работ

Кто выполняет

Отметка о выполнении

(+ или –)

  1. Поиск информации к проекту: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

Ребята переходят к поиску необходимой информации. ( используют разные источники: энциклопедию, опрос родителей или знакомых, интернет.

  1. Оформление проекта: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

Следующим этапом работы над проектом является создание продукта – презентации или доклада.

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЫСТУПЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП И САМООЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя _____________________________

Лист самооценки

Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

и ответь (ДА или НЕТ).

Вопрос

Ответ

Справился ли ты со своим заданием?

Легко ли тебе было выполнять задание?

Активно ли ты работал(а) в группе?

Помогал(а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи?

Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе?

Проект «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

Лист самооценки самостоятельности и успешности учащегося

  1. Планирование выступления

    Главная цель моего выступления

    Что мне необходимо подготовить к выступлению

    1.

    2.

    3…

    В какой последовательности я буду представлять результаты работы группы

    1.

    2.

    3…

    Что я буду демонстрировать, о чём рассказывать

    1.

    2.

    3…

  2. Самооценка готовности

Вставь значок ДА – НЕТ –

да

нет

Я проверил готовность необходимого для выступления материала

Я прорепетировал своё выступление

Я знаю, сколько времени мне понадобится для выступления

Итоговое оценивание

Ф.И. участников проекта__________________________________________________________________________________________________

Тема____________________________________________________________________________________________________________________

Эксперты

Общий бал Оформление и выполнение проекта (от 0 до 5)

Актуальность темы

Практическая ценность

Творчество, оригинальность

Научность

Презентация работы

Качество оформления

Работа в команде

Итог

Самооценка

Одноклассники

Учитель

Максимальное количество баллов: 35

Итоговая оценка (балл):

30-35 баллов – “отлично”;

29 – 26 баллов – “хорошо”;

25 – 17 баллов – “удовлетворительно”

менее 30 баллов – “неудовлетворительно”

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В ходе проекта мы составляли презентации или доклады на тему: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ». Для этого использовали ресурсы интернета, детскую энциклопедию. КНИГУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык, литературное чтение. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.

ВЫВОД:

В ходе работы над проектом мы узнали, что, знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью них мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и по – разному передавать информацию окружающим. Иногда, от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми.

По результатам проекта мы создали презентации и доклады.

multiurok.ru

Проект по русскому языку “Похвальное слово знакам препинания” 4 класс

«Похвальное слово

знакам препинания»

4 класс

Работа учащегося 4 класса

МБОУ Хмелитской СОШ

Вяземского района Смоленской области

Мамаева Назара

Руководитель: Карапка Е.С.

Цели:

  • Узнать , откуда появились в русском языке знаки препинания;
  • Познакомиться с их разнообразием, особенностями употребления знаков препинания.

Знаки препинания

Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять

знаков препинания.

 

ТОЧКА . Точка ставится в конце. Правда же, подружки? Если точки на лице, Их зовут веснушки.

  • Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения еще древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.

В темные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке  слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком.

ЗАПЯТАЯ , Я девица занятая, Мое имя Запятая Мне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня!

  • Запятая – самый распространенный знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьешься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».  
  • Точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: ее придумал и ввел в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочиненных предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ; Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ : Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие, Я знак ужасно важный, Взгляни – я двухэтажный!

  •   Двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике»  Мелетия Смотрицкого.  До середины XIX  века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения

ТИРЕ – Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас. Все меня “тире” зовут,  Нужно – буду тут как тут.

Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал тире «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращенной русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный.

Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учености». Скобки, как правильно говорил Михайл о Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.

СКОБКИ ( ) Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы –  Неразлучно.

  • Ученые обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утенок или гусенок. Считают, что кавычки попали к нам еще в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать ученый Константин Философ. Сейчас кавычки употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий.

КАВЫЧКИ ” “ Что за глупые привычки: Всюду врозь да всюду врозь. Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось: Вместе мы гуляем,  Праздники встречаем, Очень крепко дружим, В “Синтаксисе” служим.

Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в

китайском языке

так целыми шестью. 

МНОГОТОЧИЕ . . . Рядом три  Сестрички-точки, Значит, нет конца  У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано…

Восклицательный знак! Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет!

  • Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак « удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком

восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошел от латинского восклицания Io, выражающего радость. 

Вопросительный знак Разные вопросы  Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII веке при дворе Карла Великого.

Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. « Знак пресекательный » , как назвал многоточие в своей « Грамматике » 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью.  

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *