Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тимашевского района Краснодарского края
«Детский сад № 14»
Воспитатель первой квалификационной категории
Карнаух Наталья Витальевна
2016 год
Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе
«Защитим природу! »
“Охранять природу – значит охранять Родину” (М. Пришвин)
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
(М. Дудин)
Тема проекта: «Защитим природу!».
Тип проекта: Информационно – исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.
Сроки проведения: в течение недели
Актуальность проекта.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
2. Познакомить с правилами поведения в природе.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.
Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.
Этапы проекта.
Подготовительный:
– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)
– Почему это может произойти?
– Как это повлияет на нас?
– Как не допустить этого?
– Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »
Формы детской деятельности
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Разучивание стихов о жителях леса, о природе;
Отгадывание загадок о животных и растениях ;
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.
Просмотр мультфильма, презентации
2 этап – организационно – практический
Содержание работы по экологическому воспитанию
Познавательные занятия;
целевая прогулка по экологической тропе детского сада;
наблюдение за животным и растительным миром;
за трудом взрослых;
трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;
рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.
Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию
беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
дидактические игры;
чтение литературы;
рассматривание демонстрационного материала;
заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;
оформление стенгазеты «Береги природу!»
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.
Развитие речи:
Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,
«Санитары леса», «Спички не игрушка»
Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.
Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;
Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo
Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»
Исследовательская деятельность на прогулке.
1. Взять лупу и рассмотреть муравья.
Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики – антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества – феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды – это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.
Наблюдения.
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
Изобразительная деятельность.
Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Руслана А.
Женя К.
Олеся А.
Заучивание стихотворения (отрывок)
Т. Коваль «Про ёжика»
Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.
Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.
Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.
К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.
Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном –
Пора прощаться, ёжик.
Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.
Художественная литература
Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html
Игровая деятельность
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)
6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто – где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;
3 этап-заключительный.
Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем “детской темой”. Дошкольный возраст такая “благодатная почва”, что любое брошенное “доброе семя” обязательно даст добрые ростки.
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.
Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.
Фотоотчет.
С П А С И Б О !
infourok.ru
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»
1. Концепция проекта
1.1. Актуальность.
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение вприродой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
1.2. Цель.
Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
1.3. Задачи.
– прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
– воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
– познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
– учить видеть красоту природы;
– учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
– развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
– развивать логическое мышление, внимание, память;
– воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
– учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
1.4. Формы и методы работы:
– занятия;
– продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
– чтение художественной литературы;
– театрализованная деятельность и праздники;
– наблюдения в уголке природы и на прогулке;
– организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
– игры;
– разные формы бесед;
– работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
– создание семейного альбома «Милый сердцу уголок»;
– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
– взаимодействие с семьей;
– рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
– тематические выставки.
1.5. Направление работы:
– развитие речи;
– развитие логического мышления;
– развитие коммуникативных качеств у детей;
– обобщение представлений о природе;
– пробуждение воображения и фантазии;
– пробуждение интереса к природе.
1.6. Целевая аудитория
– старшие подготовительные группы, дошкольники.
1.7. Период выполнения проекта
– долгосрочный.
1.8. Прогнозируемый результат:
– создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
– становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
– диагностика, где дети покажут свои знания;
– умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
– освоение знаний об экологии родного края;
– расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
– формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
2. Планирование проекта
Содержание работы над проектом по этапам
(Содержание деятельности. Сроки выполнения. Участники)
1-й этап – подготовительный
1. Составление плана по реализации проекта. Воспитатель, педагог.
2. Разработка системных паутинок: «Экологическое образование», «Направление экологической работы с детьми». Воспитатель.
3. Создание и оформление экологической тропы. Воспитатель, педагог, дети.
4. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Воспитатель, родители.
5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Воспитатель.
6. Оформить альбом «Правила поведения в природе». Воспитатель, родители.
7. Родительское собрание «Воспитание детей через природу». Воспитатель, родители, педагог.
8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Воспитатель, родители, дети.
9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Воспитатель.
10. Провести 1-й этап диагностики. Воспитатель.
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Унылая пора! Очей очарованья. » – закреплять представление детей о золотом периоде осени. Воспитатель, дети.
2. «Речка, реченька, река» – формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. Воспитатель, дети.
3. «Растение как живое существо» – сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. Воспитатель, дети.
4. «Беседа о снеге» – установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Воспитатель, дети.
5. «Как много интересного бывает зимой» – сформировать у детей обобщенное представление о зиме. Воспитатель, дети.
6. «Кто такой человек» – уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. Воспитатель, дети.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «Наша земля» – формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. Воспитатель, дети.
2. «Растения – легкие Земли» – представление о значении растений. Воспитатель, дети.
3. «Свойства воздуха» – закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Воспитатель, дети.
4. «Путешествие в осенний лес» – обобщать знания детей об осени. Воспитатель, дети.
5. «Волшебница вода» – продолжать знакомить детей со свойствами воды. Воспитатель, дети.
6. «Веселое путешествие» – закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. Воспитатель, дети.
7. «Покормите птиц зимой» – формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. Воспитатель, дети.
8. «Зима полна серебра» – обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. Воспитатель, дети.
9. «Земля наш общий дом» – показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. Воспитатель, дети.
Творческие работы:
1. Рисование «Дары осени» – закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. Воспитатель, дети.
2. Аппликация «Волшебные листочки» – учить составлять узор из сухих листьев. Воспитатель, дети.
3. Рисование «У природы нет плохой погоды» – учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. Воспитатель, дети.
4. Рисование «Веточка ели» – совершенствовать технику рисования с натуры. Воспитатель, дети.
5. Рисование «Мы гуляем» – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. Воспитатель, дети.
6. Рисование «Снежинки» – учить детей рисовать узор на бумаге. Воспитатель, дети.
7. Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами ребенка». Воспитатель, дети.
Развлечение:
1. «Любите природу! » – экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. Воспитатель, дети, муз.руководитель.
2. «Осенины» – праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. Воспитатель, дети, муз.руководитель, сотрудники.
3. «Знаешь ли ты лес? » – расширять знания о природе. Воспитатель, дети, муз.руководитель.
4. «У природы нет плохой погоды» – музыкально-познавательное занятие – расширять знания о явлениях природы. Воспитатель, дети, муз.руководитель.
Наблюдения по плану. Воспитатель, дети.
Опыты в вечернее время. Воспитатель, дети.
Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Воспитатель, дети.
Работа с родителями
1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки).. Воспитатель, родители.
2. Оформление родительских уголков на экологические темы:
– «Значение природы в жизни людей»
– «Как прививать детям любовь к природе? »
– «Влияние окружающей природы на развитие детей»
Воспитатель, родители.
3. Родительские собрания:
– «Развитие любознательности средствами природы».
– «Экологическое воспитание в семье».
Воспитатель, родители.
3-й этап – заключительный
1. «Давайте сохраним природу» – музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. Воспитатель, дети, муз.руководитель.
2. Оформление альбома «Милый сердцу уголок». Воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный этап диагностики. Воспитатель, дети.
3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
– все живые организмы имеют равное право на жизнь;
– в природе все взаимосвязано;
– в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
У родителей:
– повысился уровень экологического сознания;
– сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свой проект.
Приложение 1
Методические рекомендации для 1-го этапа работы с детьми
Стихи:
– А. С. Пушкин;
– Ю. Тувим. Овощи;
– Н. Минский. Листопад;
– С. М. Гробецкий. Первый снег;
– Н. Стачнева. Осенняя гамма;
– А. Толстой. Осень;
– А. Блинов. Последний листок;
– И. Бунин. Первый снег;
– Н. Никитин. Встреча зимы;
– К. Бальмонт. Снежинка;
– Н. Грибачев. Ну, морозы;
– А. Яшин. Покормите птиц;
– С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;
– С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;
– З. Александрова. До свидания, зима;
– А. Плещеев. Осень наступила;
– Н. Некрасов. Перед дождем.
Рассказы:
– Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;
– Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;
– В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;
– К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;
– Н. Сладков. Зимний запас;
– М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;
Сказки:
– Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;
– С. Маршак. 12 месяцев;
– П. Бажов. Серебряное копытце;
– В. Одоевский. Мороз Иванович;
– Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;
– Сербская. Почему у месяца нет платья.
Картины:
Натюрморты:
– Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.
– М. Кончаловский. Поднос и овощи.
– М. Коровин. Цветы и фрукты.
– И. Машков. Натюрморт с фруктами.
– М. Сарьян. Осенние цветы.
Пейзажи:
– Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.
– Ф. Васильев. Перед дождем.
– А. Герасимов. После дождя.
– И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.
– И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.
– В. А. Цыплаков. Ока зимой.
– А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.
– И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.
– Б. Щербаков. Вихри грозовые.
– К. Юон. Лыжники, конец зимы.
Серия демонстрационных картин. Санкт-Петербург «Детство-пресс». «Круглый год».
Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.
Приложение 2
Методические рекомендации ко 2-ому этапу проекта
Уголок природы:
– Экспериментирование;
– Центр песка и воды;
– Природа;
– Комнатные растения и картотека к ним;
– Оборудование для ухода за растениями;
– Дневник и журнал наблюдений;
– Календарь природы;
– Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий) ;
– Природный материал (чернозём, песок, камни) ;
– Мини-лаборатория:
– Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.) ;
– Микроскоп;
– Природный материал;
– Библиотека;
– Познавательная литература о природе;
– Литература по уходу за животными;
– Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;
– Аудиоматериалы.
Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.
Уголок родного края:
– Библиотека;
– Альбом «Наша Родина – Тюменская область»;
Эколого-развивающая среда:
– Настольно-печатные игры;
– Дерево загадок;
– Дидактические игры;
– Уголок изотворчества.
Территория детского сада:
– Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
– Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла) ;
– Огород, цветник;
– Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника) ;
– Веселые пеньки;
– Спортивная площадка.
Беседы:
– «Унылая пора! Очей очарованье. »
– «Речка, реченька, река»
– «Беседа о снеге»
– «Растение как живое существо»
– «Как много интересного бывает зимой»
– «Кто такой человек»
Наблюдения:
– «За сезонными изменениями»
– «За пауком»
– «За муравьем»
– «За кошкой»
– «За цветником»
– «За мухой»
– «За трудом взрослых на огороде»
– «За березой»
– «За птицами зимой»
– «За состоянием природы»
– «За снегопадом»
– «За елью»
– «За солнцем»
– «За ветром»
– «За снегом и льдом»
Опыты:
– Может ли растение дышать?
– Есть ли у растения органы дыхания?
– Нужен ли корешкам воздух?
– Почему цветы осенью вянут?
– Что есть в почве?
– Что у нас под ногами?
– Какие свойства?
– Где теплее?
– Что быстрее?
Игры:
1. «Домашние животные» – о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.
2. «Животные и птицы» – знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».
3. «Собирай-ка» – знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.
4. «Большие и маленькие» – закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.
5. «Загадочные животные» – развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.
6. «В саду, на поле, в огороде» – знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.
7. «Парочки» (лото) .
8. «Плоды, листья» – знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.
9. «Кто где живет? » – закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.
10. «Где что растет? » – знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.
11. «Солнышко» – знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.
12. «Кто в домике живет? » – уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.
13. «Собери картинку» – знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.
Работа с родителями:
1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.
2. Оформление материала на экологические темы.
3. Родительские собрания на экологические темы.
4. Сезонные выставки работ детей с родителями.
Список используемой литературы
1. Аникина В. П. «Живая вода» – устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
13. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
14. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
15. Сайты интернета для воспитателей.
16. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
17. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
nsportal.ru
Автор: Воспитатель Палёная Екатерина Борисовна. МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» Всеволожский район Ленинградская область.
Проект по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»
Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи:
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические , подвижные, пальчиковые игры, физминутки.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – долгосрочный -1 месяц
Ход проекта:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают письмо из леса – Старичок- Лесовичок приглашает в гости.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Дети, мы получили письмо из леса. На конверте написано «Для детей старшей группы. «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости осенью, видел я вас зимой и весной..А теперь я приглашаю вас на мои летние лесные полянки! Вы увидите, какие изменения произошли летом в природе, и в жизни обитателей леса. Посылаю вам подсказки, которые помогут вам добраться до леса и сориентироваться. Ваш друг Лесовичок!
В. Вы готовы к путешествию?
3.Поэтапное решение проблемы:
I неделя: Лето красное.
Беседа на тему «Поможем природе»
Цель: сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.
Составление рассказов по серии картинок « Маша и Миша в лесу».
Цель: закреплении знаний о поведении людей в лесу.
День загадок.
Цель: Активизация мыслительной деятельности детей, углублении экологических знаний, воспитание гуманного отношения к природе.
Рисунки-загадки
Пластилиновые загадки.
Настольная игра «Времена года»
Цель: учить различать признаки времен года, показать на наглядной модели причину смены времен года, развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Видеоуроки «Земля -наша планета».Чтение О. Секора « Что такое день и ночь»
Праздник: «Здравствуй, матушка, природа»
Цель: дать представление, какие действия человека могут нанести вред природе, воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Участники – дети, родители, муз. руководитель, воспитатели.
II неделя. Наедине с природой.
Наблюдения в природе « У природы нет плохой погоды»
Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные признаки лета, узнавать их в литературных текстах, формировать представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимого для всего живого; закреплять умение определять направление ветра.
Праздник Солнышка – солнышко из бумажных тарелочек
Праздник песка.
Цель: показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие и твердые, неровные; дать представление, что песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму пока не высохнет, песок пропускает воду.
Постройки из песка. «Песочный городок»
Конкурс «Песочный город»
Экспериментальная работа на прогулке.» Вода и песок».
Словесно- логическая игра « Узнай, назови, объясни» — животные, птицы, насекомые леса.
III неделя:
День цветов:
Цель: воспитание трудолюбия, заботы о растениях, эстетического вкуса.
Прополка и полив цветов на клумбах;
Беседе « Для чего цветы нужны»;
Чтение худ. Литературы, загадки о цветах.
Литературно- цветочная викторина;
Составление рисунков-схем строения цветка;
Совместная с родителями выставка летних букетов «Лесной букет».
Лекарственные растения.
цель: познакомить с пользой некоторых растений и цветов.
Видеофильм «Растения – наши друзья и помощники»
Волшебная сила воды.
Экологическое развлечение « В гостях у Водяного» — участники – дети, родители, воспитатели.
Наши друзья насекомые.
Беседа «Насекомые и Цветы»
В. Бианки «Приключения Муравьишки» — игра – драматизация.
IV неделя: Неделя здоровья.
Беседа о вкусной и полезной пище.
Цель: Дать представление о том, что человеку нужна правильная, здоровая пища, чистая вода, свежий воздух.
Консультация для родителей « Закаливание дошкольника. Виды закаливания».
Физкультурный досуг « В здоровом теле – здоровый дух» — закрепить понятие о необходимости укреплять здоровье.
Открытое занятие « В гостях у Айболита» — закрепление знаний о бережном отношении к природе и её обитателям.
Экскурсия в лес. Наблюдение за изменением природы летом. « Поможем Лесовичку навести порядок» — уборка лесной полянки от мусора. Благодарим за приглашение в лес. Чтение стихов о лесе.
4. Презентация.
Изготовление фотовыставки « Природа – наше богатство».
Выставка рисунков «Природа и мы».
dochkolenok.ru
В рамках экологического воспитания дошкольников воспитателем старшей группы разработан экологический проект.
ТЕМА: «В дружбе с природой»
Участники проекта: педагоги, родители, дети старшей группы.
Продолжительность: долгосрочный, с сентября по апрель.
Цель: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи:
– Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
– Воспитывать навыки экологически-безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
– Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Планирование проекта
1-й этап – подготовительный
№ | Мероприятие | Срок проведения | Участники |
1 | Составление плана по реализации проекта | Сентябрь | Воспитатель |
2 | Создание и оформление экологической тропы | Сентябрь | Воспитатели, дети |
3 | Оформление альбомов «Явления природы», «Опыты», «Правила поведения в природе» | Октябрь | Воспитатель, родители, дети |
4 | Родительское собрание «экологическое воспитание дошкольников» | Октябрь | Воспитатель, родители |
5 | Экологические субботники | Октябрь – ноябрь | Дети, родители, воспитатели |
6 | Сбор и засушка листьев, цветков, семян, корешков для оформления гербария | Октябрь – ноябрь | Дети, родители |
7 | Ознакомление с художественной литературой. Рассматривание иллюстраций. | Ноябрь | Дети, воспитатель |
2-й этап – основной
№ | Мероприятие | Срок проведения | Участники |
1 | Беседы об осени, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с осенними пейзажами | Сентябрь – октябрь | Воспитатель |
2 | Заучивание загадок. Стихотворений. Песен об осени | Сентябрь – октябрь | Воспитатель, муз.работник, дети |
3 | Выставка из природного материала «Что ты, осень, нам приносишь?» | Октябрь | Воспитатель, родители, дети |
4 | НОД «Свойства воздуха» | Октябрь | Воспитатель |
5 | НОД «Путешествие по осеннему парку» | Октябрь | Воспитатель, дети |
6 | Беседы о животных, о подготовке к зиме животных и растений | Ноябрь | Воспитатель |
7 | НОД «На пороге зимы» | Ноябрь | Воспитатель, дети |
8 | Рисование «У природы нет плохой погоды» | Ноябрь | Воспитатель, дети, родители |
9 | НОД «Волшебница вода» | Ноябрь | Воспитатель, дети |
10 | Беседа «Что мы знаем о зиме?» | Декабрь | Воспитатель |
11 | Чтение и заучивание стихов, песен, загадок о зиме | Декабрь | Воспитатель, муз.работник, дети |
12 | Рисование «Снежинка» | Декабрь | Воспитатель, дети |
13 | Аппликация «Новый год спешит к нам в гости» | Декабрь | Воспитатель, дети, родители |
14 | НОД «Свойства снега» | Январь | Воспитатель, дети |
15 | НОД «Животные и птицы зимой» | Январь | Воспитатель, дети |
16 | Акция «Накормите птиц зимой!» | Февраль | Воспитатель, дети, родители |
17 | НОД «Человек в природе» | Февраль | Воспитатель, дети |
18 | Развлечение «Масленица» | Февраль | Воспитатель, дети, родители |
19 | Неделя «Земля – наш общий дом» | Март | Воспитатель, дети, родители |
20 | Экологический утренник «Любите природу!» | Март | Воспитатель, дети, родители, муз.работник |
21 | Экологические субботники | Апрель | Воспитатель, дети, родители |
22 | День древонасаждения | Апрель | Воспитатель, дети, родители |
23 | НОД «Космическое путешествие» | Апрель | Воспитатель, дети |
24 | Выставка семейных поделок «Таинственный космос» | Апрель | Воспитатель, дети, родители |
25 | Развлечение «Вместе Землю мы спасем!» | Апрель | Воспитатель, дети, родители, муз.работник |
Работа с родителями
– «Значение природы в жизни людей»
– «Как прививать детям любовь к природе? »
– «Влияние окружающей природы на развитие детей»
3. Родительские собрания:
– «Развитие любознательности средствами природы»;
– «Экологическое воспитание в семье»;
– «Экспериментируем дома».
4. Индивидуальные беседы и консультации для родителей на экологические темы.
3-й этап – заключительный
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
– все живые организмы имеют равное право на жизнь;
– в природе все взаимосвязано; – в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.
nsportal.ru
Описание материала:
Проект по экологии “Зеленый мир детского сада”. Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.
Продукт проекта – карта “Зеленый наряд детского сада”, созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами – деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа .
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения – с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.
Карта проекта «Зеленый мир детского сада»
Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: июль
Тип проекта: информационно-творческий
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
-знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют представление о природе родного города
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Воспитатели:
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой экологический кругозор
Задачи:
Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
2.Аналитический
3.Практический
4.Презентационный
Подготовительный этап
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада.
2. Рассматривание физической карты Республики, карты города.
3. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе “Город, вид с неба” , “Пейзажи”.
4. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев.
5. Беседы с родителями “Деревья вокруг нас” .
6. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
Беседы с детьми:
1. В чем отличие деревьев от других растений?
2. Какие деревья растут на территории детского сада?
3. Как на территории детского сада появились деревья?
4. Кто сажает деревья в лесу?
5. Какую пользу приносят деревья?
6. Как люди заботятся о деревьях?
7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.
Аналитический
1.Составить план мероприятий по реализации проекта.
2.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.
Практический
1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Беседа: “Для чего нужны деревья”.
3. Составление гербария “Листочки наших деревьев”.
4. Составление “Круга полезности”.
5.Составления карты «Зеленый мир детского сада»
5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев.
6. Цикл дидактических игр:
-“Найди свое дерево”.
-“Защитим наши деревья”. Цель: придумать знаки охраны деревьев.
-“Вкусные деревья”. Цель: найти в саду места для посадки вишни, яблони, черемухи.
-“Столовая для птиц”. Цель: найти на территории детского сада деревья, которые кормят птиц .
-“Расставим знаки”. Цель : определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-“Ароматное дерево”. Цель: найти на территории детского сада деревья, распространяющие во время цветения особые запахи.
Заключение
Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем “детской темой”. Дошкольный возраст такая “благодатная почва”, что любое брошенное “доброе семя” обязательно даст добрые ростки.
infourok.ru
Слайд 1
«ЧИСТЫЙ МИР» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Материал подготовила: учитель-логопед Полевская Элеонора Юрьевна МБДОУ д /с № 62 г.Новороссийск, Краснодарский крайСлайд 2
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – цель данной педагогической работы. Проект «Чистый мир» – долгосрочный (рассчитан на 1 год) В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразователь-ные ). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Аннотация к проекту:
Слайд 3
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Актуальность темы:
Слайд 4
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Охранять и укреплять здоровье детей. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Слайд 5
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. ОСНОВНОЙ ЭТАП Апробация содержания краткосрочного проекта «Чистый мир» Проведение мероприятий в группах . Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Мини-выставка продуктов детской деятельности. Фотомонтаж . Подведение итогов . Презентация проекта . ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап – з аключительный
Слайд 6
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети воспитатели родители СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2016 май 2017 г.
Слайд 7
Принципы реализации проекта : Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Слайд 8
Формы реализации проекта :
Слайд 9
Уголок экологии и экспериментирования в группе. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.). Библиотечка юного эколога . Подборка художественной литературы «Познавательное чтение». Подборка опытов и экспериментов «Опыты». Ресурсное обеспечение проекта :
Слайд 10
Ресурсное обеспечение проекта : МБДОУ Д/С № 62 Огород на окне Глобусы Экологическая тропа Уголок природы Экологическая библиотека Паспорта растений и животных Паспорт
Слайд 11
Раздел Основные мероприятия по реализации проекта Группа Рабо т а с во с п и т а н н ика м и Игры – занятия с детьми познавательного характера Все Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты» Старшая Чтение художественной и познавательной литературы Все Продуктивная деятельность детей Старшая, подготовительная Инсценировки и театрализация на экологическую тематику Подготовительная Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры – путешествия Все Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом» Старшая Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме) Старшая, подготовительная Проведение прогулок, экскурсия в Областной Эколого – Биологический Центр Старшая, подготовительная Рабо т а с род и т е лями Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике) Все Фотовыставка Все Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна») Старшая , подготовительная Основные мероприятия по реализации проекта
Слайд 12
Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. Сформированные навыки наблюдения и эксперимен-тирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Слайд 13
Конспект занятия-викторины «Зимний лес» Конспект экозанятия в старшей группе «Как птицы весну встречают» Конспект экозанятия в старшей группе «Кора деревьев» Конспект экозанятия в старшей группе «Чистый и грязный воздух» Конспект экозанятия в старшей группе «Экологическая лестница» Конспект экозанятия в старшей группе «Экосистема Море» Конспект экозанятия в старшей группе «Вода – это жизнь» Конспект экозанятия в старшей группе «Земля – наш общий дом» Конспект экозанятия в старшей группе «Люблю березку русскую» Конспект экозанятия в старшей группе «Почему исчезают животные» Консультация для педагогов «Дошкольник и экология» Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» Дидактические экоигры «Что было бы, если из леса исчезли…» Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности» Беседа «Что мы знаем о деревьях» Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» Приложения к проекту:
Слайд 14
Используемые источники Клипарт «Весенняя зелень» Клипарт «Свежесть зелени» Глобус Человечки Опыты и эксперименты Наблюдения Дети и природа Девочка Трава Трава 2 Огород на окне Экотропа Глобус Паспорт растения Уголок природы Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
nsportal.ru
Длительность проекта – краткосрочный (неделя).
Вид проекта – познавательно-продуктивный, групповой.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Актуальность:экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание и не случайно 2017 год признан годом «Экологии». Мы знаем, что на земле экология ухудшается, гибнет все живое, и мы должны у детей сформировать основы экологической культуры, бережное отношению ко всему живому, что есть на земле. Это нужно начинать формировать с детства.
Большинство детей в больших городах редко бывают на природе, по этому, не видят и не могут эмоционально воспринимать красоту цветов, восход солнца, закат. Это нельзя увидеть на картинках и фотографиях.
Дети по своей природе очень любознательны, любят наблюдать, проводить опыты, это надо активно использовать при работе с ними, чтобы они получили больше знаний об окружающем мире.
Но не все дети воспитаны, не все знают правила поведения в природе. Наша задача через проект формировать у дошкольников бережное отношения к природе, заботиться о ней, восхищаться, с любовью относится даже к самому маленькому существу.
Цель: создание условий дляформирования у дошкольников бережного отношения к природе через ознакомление с миром насекомых.
Задачи:
Длительность проекта – краткосрочный (неделя).
Вид проекта – познавательно-продуктивный, групповой.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
1 Этап проекта – подготовительный.
3 этап – заключительный.
Праздничное мероприятие инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».
Выставка детских рисунков «Насекомые» (совместно с родителями).
План мероприятий
Виды деятельности и содержание проекта.
Продуктивная. Творческая мастерская: самостоятельная деятельность Лепка «Стрекоза, жук, муха, гусеница». Рисование бабочек (не традиционный способ). Конструирование «Бабочка» (оригами).
Задачи: Закрепить умение лепить насекомых из отдельных частей, соединять части в единое целое, правильно передавать их форму и пропорции. Учить аккуратно рисовать используя в работе разные нетрадиционные способы. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и инициативность.
Музыкальная. Прослушивание музыкальных произведений Римский Корсакова «Полет шмеля», Чайковский «Вальс цветов». Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Улыбка».
Задачи. Познакомить с песнями о насекомых. Учить четко проговаривать слова песен, соблюдать интонацию, выразительность.
Коммуникативная. Литературная гостиная: Чтение Чуковского «Муха-Цокотуха», Крылова «Стрекоза и муравей», Драгунского «Он живой и светится». Интервью – составление рассказа о насекомых. Разучивание поговорок, стихов, песен, закличек о насекомых. Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара», «Четвертый лишний». Инсценировка в средней группе сказки «Муха цокотуха».
Задачи. Познакомить с писателями натуралистами. С героями этих произведений. Разбор значения пословиц, поговорок о насекомых. Учить выразительности при чтении стихов. Формирование навыков диалогической речи на тему «Насекомые луга». Познакомить с профессией натуралиста. Воспитывать любовь к природе. Познакомить детей младшего возраста со сказкой «Муха Цокотуха», учить играть с выражением, передавать характер героя.
Познавательная. Экскурсия по территории детского сада, местам обитания насекомых. Беседа- обсуждение «В чем польза насекомых». Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о насекомых.
Задачи. Познакомить детей с насекомыми, их строением. Воспитывать уважение к «братьям меньшим» сострадание, помощь к слабым, беззащитным.
Игровая. Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара». Дидактические игры «Собери насекомое», «Составь рассказ по схеме», «Соедини по точкам», «Тараканище», «Найди различие и сходство».
Задачи. Развивать выдержку, внимание, быстроту меткость, взаимовыручку. Уметь бегать в разных направлениях не натыкаясь друг на друга. Познакомить видами насекомых. Уточнить главные отличительные признаки всех насекомых.
Работа с родителями. Оформление папки- передвижки «Насекомые», «В семье о насекомых». Выставка рисунков «Насекомые вокруг нас».
Задачи. Закрепить знания о мире насекомых. Внешнем виде, способе передвижения и месте обитания.
Результаты проекта:
Скачать Краткосрочный проект по экологическому воспитанию детей старшей группы ДОУ «Насекомые»
Название: Проект «Насекомые»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Старшая группа
Автор: Кузюкова Людмила Вагисовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 10
Месторасположение: Красноярский край г.Ачинск
portal2010.com